Владыка Ириней, обращаясь в своей проповеди к собравшимся паломникам, пожелал, чтобы «все совершенные в храме на Святой земле молитвы, были приняты Господом Богом. Чтобы Господь даровал силы, крепость, а также возможность периодически приезжать на Святую землю, чтобы оживлять в сердце благодать и радость от общения с Богом». Митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней выразил искреннюю благодарность Русской Духовной миссии за предоставленную ему возможность накануне и в День Святой Троицы служить под сводами такого величественного русского храма в центре Иерусалима, каким является Троицкий собор. Владыка искреннее признался: «Я просто счастлив, что молился в праздник Святой Троицы в Иерусалиме. Для всех паломников, а только с Днепропетровщины их прибыло более 80-и человек, это тоже большая радость. А сейчас, когда они после Литургии поднимутся вместе со мной на гору Сион, войдут в горницу Тайной Вечери, где когда-то сами апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян: 2:1-4), то это событие станет для них незабываемым». Существующее в настоящее время здание на горе Сион, где находится горница Тайной Вечери, отмечает то святое место, где святая Елена в IV веке построила маленькую церковь, впоследствии разрушенную. Нынешнее здание Сионской горницы возведено в период Крестовых походов и носит следы позднейших реконструкций. Сотни паломников посетили в эти дни на Сионе горницу Тайной Вечери. Гора Сион издавна почитается в Иерусалиме как место сошествия Святого Духа на апостолов. В первый день праздника Святой Троицы на Сионе в послеполуденные часы в построенной 20 лет назад греческой часовне во имя Святого Духа (Троицкая часовня), расположенной в глубине Сионского кладбища (кладбище Братства Господня на горе Сион), где издавна хоронят христиан всех вероисповеданий, греческий архиепископ Христодул в сослужении с арабскими священниками и представителем Русской Духовной миссии игуменом Феофаном отслужил Вечерню. Во время богослужения молитвы здесь тоже читались не только на греческом, но и на арабском и церковно-славянском языках.

http://pravoslavie.ru/26890.html

Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием). На вечерне читаются паремии — из Книги Чисел (11, 16–17, 24–29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем.— Ред.), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам; из Книги пророка Иоиля (2, 28) — излию от Духа Моего на всякую плоть; из Книги пророка Иезекииля (36, 24–28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. На утрене праздника поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом тексте упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. При этом обращаемся мы к Богу Сыну, чем подчеркивается Его участие в посланничестве Святого Духа людям. Вообще, текст величания своим источником имеет евангельское изречение: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26). Что касается канона утрени на Троицу — используются два канона, Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина. Второй канон написан гекзаметром, он более сложен, в нем много слов, имеющих два корня и даже три — «языкоогнеобразная благодать». Творение Космы монаха несколько проще, доступнее для нас.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

— Отправляя апостолов на проповедь, Христос сказал: идите, научите все народы (Мф. 28: 19). Но ведь большинство из них были необразованными рыбаками, которые даже на еврейском говорили с галилейским акцентом. Как они могли просветить весь мир, говоривший к тому времени на десятках, если не сотнях языков? — В своей прощальной беседе на Тайной Вечере Христос пообещал послать Утешителя. Это было предсказание о сошествии на апостолов Святого Духа, Который и должен был помочь им в деле проповеди Евангелия. В 50-й день после Вознесения Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего у них открылся дар понимания разных языков. — Наверное, поэтому День Пятидесятницы в церковной традиции понимается как параллель к вавилонскому смешению языков... — Можно и так сказать. Если в Вавилоне произошло раздробление человечества, то в праздник Пятидесятницы наступило восстановление этого единства. Святой Дух в вечности исходит от Бога Отца, а в мир приходит благодаря миссии, совершенной Богом Сыном. И вавилонское смешение языков, и дар языков апостолам — особые действия всех Лиц Святой Троицы. В первом (ветхозаветном) случае Бог чудесным образом прекращает реализацию греховного замысла людей, во втором (новозаветном) — спасает все человечество. Церковные песнопения в праздник Пятидесятницы напоминают о том, что Господь через апостолов призывает всех к единению. — Таким образом, существующее разделение на различные народы — результат греха. Означает ли это, что Церковь отвергает национальные различия между людьми? — Христианин не должен игнорировать те реалии, в которых Господь определил ему жить. Имея универсальный вселенский характер, Церковь всегда поддерживала все лучшее, что есть в каждой нации. Она освящает нацио­нальные культуры и возвышает их, но в то же время не может строиться по национальному принципу. Как писал апостол Павел, во Христе уже нет ни Еллина, ни Иудея, ни варвара, Скифа (Кол. 3: 11). Это значит, что в Церкви уже не являются определяющими ни национальные, ни социальные, ни политические, ни прочие факторы, разделяющие людей.

http://pravoslavie.ru/89192.html

Царство Божие – это Царство Духа Святого, который есть «Сокровище благих» и «жизни Податель», как поет о Нем Св. Церковь . Он есть и наш  «Утешитель»  во всех постигающих нас скорбях, Он – «Дух истины»,  наставляющий нас, по слову Христову, на всякую истину ( Иоан. 16, 13 ). Вот почему  без благодати Духа Святого невозможно для нас наследование Царствия Божия, невозможно вечное спасение,  для которого мы сотворены и предназначены нашим любящим Отцом-Богом и которое утратили чрез грех. Дух Святый и сошел для того, чтобы возродить к новой, нетленной жизни нашу испорченную грехом природу, очистив ее от всякия скверны плоти и духа, – сделать нас «новой тварью во Христе»   ( 2Кор. 5 17). Понятно поэтому, отчего наш великий российский подвижник и молитвенник преп. Серафим Саровский учил, что  «цель христианской жизни есть стяжание Святаго Духа Божия». А так как в деле домостроительства спасения человеческого рода принимали участие все  три лица Пресвятой Троицы, то поэтому в великий день Пятидесятницы с особою торжественностью и неоднократно поется радостная песнь:  «Видехом Свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть», и самый праздник Пятидесятницы называется еще «праздником Святой Троицы», или, в просторечии «Троицыным-днем»,  хотя событие, воспоминаемое в этот день, касается, собственно, только третьего лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. Чрез сошествие Духа Святого явилась на земле Церковь Христова, как сокровищница и раздаятельница благодати Святого Духа, которая преподается всем истинно-верующим членам истинной Церкви через посредство таинств церковных. В этих таинствах каждый истинно-верующий становится причастником Духа Святого и делается сам храмом Духа Божия, как удостоверяет нас в этом св. Апостол Павел:  «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас»   ( 1Кор. 3, 16 ). Постоянно памятуя об этом, как должны мы любить нашу Святую Церковь , которая удостаивает нас такого великого блага делаться одушевленными храмами Божиими, и как должны трепетать и бояться, чтобы не осквернить себя какой-либо греховной нечистотой, дабы не оскорбить живущего в нас Духа Божия, который не может обитать в нечистых сосудах. А если и случится впасть в какой-либо грех – должны немедленно прибегать к таинству покаяния, чтобы скорее очистить себя, и стремиться загладить свой грех и исправить свою жизнь и поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но правда в том, что вся эта таинственная книга – о Духе Святом. Он – зачинатель и инициатор всех основных событий книги. Он – двигатель сюжета. Он сходит на апостолов, как и обещал Христос, и стеснительные и косноязычные рыбаки вдруг получают способность зажигать верой сердца тысяч образованных и сильных людей. Дух Святой требует выделить из собрания пророков Варнаву и Савла и отправить на дело миссии (13:2), а потом Он же не допускает их на проповедь в Асии (16:7). Именно Он – так утверждали апостолы! – руководил первым апостольским собором в Иерусалиме (15:28), Он же свидетельствует (20:23) и поставляет епископов – не апостолы с помощью некой энергии и возложением рук, а Он Сам – Дух Святой – ставит на пастырское служение (20:28). Дух Святой обладает таким же личным бытием, как Отец и Сын, но нам трудно принять Его как Лицо, потому что как раз никакого лица мы и не видели. Святой Дух – Застенчивый Бог. Он скрывается от нас, и, может быть, Его Лицо – то последнее откровение, которое ждёт нас за горизонтом истории. Незримое присутствие Святой Дух есть Бог, Третья Ипостась Святой Троицы. Усвоить это нам несколько мешает Его Имя, элементы которого можно легко приписать каждому из Лиц Троицы. Может быть, поэтому свою обстоятельную книгу о Духе Святом отец Сергий Булгаков назвал «Утешитель». Это имя, которым Сам Христос называет Святого Духа. Имя, которое помогает нам свою ленивую мысль выправить, помочь ей распознать в Духе Святом – Лицо – уникальное, неповторимое, несводимое к функции или безликой силе. Утешитель – Тот, Кто незримо присутствует в этом мире. Утешитель – Тот, Кто в день Пятидесятницы сошёл на апостолов, скрыв Себя в полыхании языков огненного пламени. Утешитель – Тот, Кто смиренно и незримо ведёт Церковь, бытию которой Он дал начало. Утешитель – Тот, Кто был, есть и Кто придёт. Смысл этих слов в том, что в этот сотворённый Богом мир, может придти только Тот, Кто в нём оставил свой след, свой отпечаток – оттиск тех рук, которые «собирали» этот мир, заражали его жизнью. Земля, вода, огонь – вся сотворённая стихия хорошо помнят тепло этих рук, животворную мощь этого дыхания. Потому и встрепенулась вся природа в день Пятидесятницы. Именно Они – Сын и Утешитель «лепили» этот мир, «в четыре руки» играли ту симфонию, которую написал Отец, и в этой симфонии у каждого – своя неповторимая партия, своя оригинальная тема.

http://pravmir.ru/zastenchivyiy-bog/

Поэтому, по сравнению с Новым Заветом, эти действия были все-таки более внешнего характера. До новозаветной Пятидесятницы в принципе не могло быть таких святых, как Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама – тайнозрителей Святой Троицы. Их опыт богообщения есть следствие яркого озарения сердца человеческого Святым Духом, открывающим человеку Отца и Сына, насколько он может вместить. В день Пятидесятницы Дух сошел глубоко внутрь человеческой души, преображая всю человеческую природу, делая ее храмом Божьим. Дух наполнил человека Своим присутствием настолько, насколько это вообще может вместить природа твари. В Ветхом Завете такого быть не могло. «И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Мы подошли к самому главному! Самое первое действие только что сошедшего Духа Святого состояло в том, что доселе молчащие апостолы разомкнули уста и возвестили миру о великих делах Божиих. Церковь с самого начала была рождена как Церковь говорящая, благовествующая. Получив Духа, апостолы вышли на проповедь. В первый же день существования Церкви после проповеди Петра крестилось не менее трех тысяч человек! Вспомним, что языки пламени сошли не только на 12 апостолов, но на все собрание, числом около 120 человек. Это была вся христианская община на тот момент, вся Церковь. И она заговорила, эта Церковь! Заговорила, потому что сердца наполнились Духом. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34) – сказано в Писании. Дух, сойдя в сердце каждого ученика, сделал всех их проповедниками слова Божьего. Посмотрите, как красива эта Церковь! Церковь, исполненная Духа, изливающая любовь, благовествующая! Но здесь возникает вопрос. А мы, имеем ли мы того же Духа? Да, имеем. Мы получили Его в Крещении и Миропомазании, и ежегодно Его дыхание обновляет нас в день Пятидесятницы. Но тогда рождается и следующий вопрос. Почему же мы так мало благовествуем, почему замкнуты наши уста? От какой болезни онемел наш язык, какая сила повесила железный замок на уста наши? Какая Снежная Королева заковала сердца наши в лед? Почему мы молчим о своей вере, молчим о Христе? Разве уже проповедано Евангелие во всех народах? Неужели нам нечего сказать о Христе? Неужели нет у нас ни малейшего желания делиться главной радостью своей жизни с другими? Или Христос Воскресший перестал быть для нас такой радостью?

http://pravoslavie.ru/113272.html

Святой Дух именуется иным Утешителем, не меньшим Сына. Он обладает всеми свойствами Божественной природы: всеведением, всемогуществом. Дух непосредственно участвовал в творении мира: «Дух Божий носился над водой» - читаем в первой главе книги «Бытие». Святой Дух участвовал в творении человека: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» - восклицает праведный Иов. Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Обладая полнотой Божественной Природы, свойственной Первому и Второму Лицам Пресвятой Троицы, Святой Дух имеет Свое ипостасное отличие от Отца и Сына. Отличительное свойство Первого Лица состоит в нерожденности. Первое Лицо - Отец не происходит ни от какого другого начала. Рождение от безначального Отца является личным свойством Второго Лица - Сына. Его рождение не имеет начала во времени, оно безвременно («прежде всех веков»). Личное свойство Третьего Лица - Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит от Отца. Исхождение Святого Духа так же не имеет начала во времени, оно так же предвечно, как и рождение Сына. Следует различать вечное исхождение Святого Духа от Отца и послание Святого Духа в мир в день Пятидесятницы от Отца по ходатайству Сына. Римо-католичекое учение здесь не делает различия и приходит к своему самому главному догматическому искажению, заключающемуся в утверждении, что Святой Дух предвечно исходит не только от Отца, как учит Православная Церковь, но - и от Сына. Это ложное католическое учение называется «филиокве», что в переводе с латинского значит - «и Сына». «Филиокве» было включено Римской церковью в Символ веры. Введение «филиокве» исказило у латинян понимание догмата о Пресвятой Троице. Можно сказать, что в римо-католическом богословии Троица вообще становится относительной. В «филиокве» происходит смешение Трех Лиц Пресвятой Троицы: Отец и Сын сливаются в едином начале изведения Святого Духа, Который, в свою очередь, теряет ипостасное различение и смешивается с Божественной Сущностью. Троица исчезает. В своем пределе учение о «филиокве» возвращает богословское сознание от христианского монотеизма, т.е. понимания Бога как Триединого, к ветхозаветному, иудейскому монотеизму, в котором Бог понимается только как Отец.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/04/hu...

Сошествие Святого Духа на апостолов не зря называют «днем рождения Церкви». Церковь – это не просто религиозный институт. Вернее будет сказать, Церковь – это в самую последнюю очередь религиозный институт. Церковь – Тело Христово, явленное Святым Духом: теми самыми языками пламени апостолы были собраны в единое целое, а поскольку лица Троицы друг от друга не отделимы, то – не только в духовную общность во имя Святого Духа, но и во Христе – в Его Тело. Церковь – Дом Божий, Его Небесный Храм, в котором Он Сам и Первосвященник, и Жертва. Церковь – это Царствие Божье, сошедшее на землю, пришедшее не явным образом, но в сердце каждого. …Ну и исходя из этого – конечно, и религиозный институт. В разных формах, зависит от эпохи. Культ, учение, община. Только о главном не будем забывать: Церковь – это жизнь; Церковь – это мы. И более того: Церковь – это цель для всего мира. Что это значит? Если Пятидесятница ветхозаветная была праздником паломническим, то наша Пятидесятница – праздник «анти-паломнический». Если иудеи стремились в этот день в Иерусалим, то апостолы под действием Святого Духа начали свое стремительное движение по всему миру с Благой Вестью о падении смерти и возвращении Жизни: Христос воскрес, а Дух всех и все просветил, и ныне мы возвращаемся к Отцу. Церковь – это расширяющаяся под действием проповеди вселенная. Церковь заполняет собой пустоту падшего мира, возвращая в него свежее дыхание Эдема, отражая в нем Небесный Иерусалим. Фундаментальная физика говорит, что до Большого взрыва не было ни времени, ни пространства: материя была сжата в точку с бесконечно малым объемом, бесконечно высокой температурой и бесконечно высокой плотностью. Время пошло в тот момент, когда нечто (мы-то знаем: не нечто, а Некто) взорвало эту ничтожную бесконечность – вселенная начала быть, разбегаться в разные стороны, плотность и температура ее снижается, а объем – расширяется. Примерно так же происходит с Церковью. Она существовала в сжатом, бездействующем состоянии, ожидая, когда ее «взорвет» Святой Дух.

http://pravmir.ru/vechno-dlyashhayasya-p...

Деяния апостольские говорят нам об этом - самом первом - периоде жизни Святой Церкви. Иисус Христос уже не присутствовал физически с учениками, но они ощущали Его присутствие на каждом евхаристическом собрании, потому что знали, что не апостол преломляет хлеб, но Сам Господь предлагает им Свое Тело, Свою кровь руками апостола. Это сознание присутствия Божия, чувство, что Христос незримо присутствует среди учеников, передавалось из поколения в поколение и дошло до нас. И так со святой Пятидесятницы, которая однажды совершилась в Иерусалиме, она и сегодня постоянно совершается в Церкви Христовой - не только в Иерусалиме, но и в любом другом граде и в самом скромном селе или деревне, где строится храм Божий, где совершаются Божественные таинства. Везде и всегда по молитвам священника и народа Божия, когда это необходимо, Святой Дух сходит и оживотворяет всю жизнь человека. Именно Святой Дух по молитве священника превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Христа. Именно Святой Дух присутствует и в других таинствах Церкви, которые помогают нам в нашей жизни, обновляют наше человеческое естество, дают нам новые силы нести наш жизненный подвиг. Именно Святой Дух действует в таинстве рукоположения, когда мирянин становится диаконом, диакон становится священником, священник становится архиереем. Святой Дух подобно тому, как из простых и безграмотных рыбаков соделал богомудрых апостолов, и сейчас избирает на служение Церкви людей, которым дает силы нести служение, превосходящее человеческие силы. Святой Дух всё собой наполняет. Он наполняет жизнь, каждую весну Он возвращает к жизни, казалось бы, умершую растительность - и вновь зеленеют ветки деревьев, вновь распускаются почки, цветы. Как символ этого действия Святого Духа в день Пятидесятницы мы облачаемся в зеленые одежды. Мы украшаем храм цветами и ветками деревьев для того, чтобы напомнить о присутствии Духа Святого во всей природе и во всем мироздании. Наверное, многие из вас посещали какие-то красивые места и, оставаясь наедине с собой, чувствовали это Божие присутствие в природе, ощущали, с каким искусством создан каждый цветок, листок - ни один не повторяет другого. В каждом из них сокрыто присутствие и безмерная любовь Божия.

http://mospat.ru/ru/news/52532/

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010