Можно было бы сказать, что в этих трех религиях, не касаясь прошлого, допустимо согласиться с тем, что Иисус Христос — существо необыкновенное и исключительное, и что Он был послан Богом. Но ведь мы, христиане, допустив, что Иисус Христос — не Бог, уже не можем считать Его ни “пророком”, ни  “посланцем Божиим”, а только великим, ни с кем не сравнимым самозванцем, который провозгласил себя “Сыном Божиим”, приравняв себя этим к Богу! ( Мк. 14:61–62 ). Согласно этому экуменическому решению на межконфессиональном уровне, Триединый Бог христиан — это то же самое, что и монотеизм иудаизма, ислама и старинного еретика Саббеллиуса, современных антитринитаристов и некоторых сект иллюминистов. Тогда не было Трех Лиц в Едином Божестве, а было единое существо, для некоторых — меняющее одну за другой “маски” (Отец — Сын — Дух!) И мы все равно делали бы вид, что это один и тот же Бог! Здесь кое-кто может наивно вступиться: “Но все же эти три религии имеют одну общую черту: все три исповедуют Бога-Отца! Но с точки зрения святой православной веры это нелепость. Мы всегда произносим: “Слава Святой, Единосущной Животворящей и Нераздельной Троице”.   Как мы можем разделить Отца и Сына, когда Иисус Христос утверждает: “Я и Отец одно” ( Ин. 10:30 ); и св. Иоанн — Апостол, евангелист, богослов, Апостол любви — ясно говорит: “Всякий отвергающий Сына не имеет и Отца” ( 1Ин. 2:23 ). Но если бы и все три религии называли Бога Отцом — кому же Он истинный Отец? Для евреев и мусульман Он — Отец людей в плане творения; а для нас, христиан, Он Отец Господа нашего Иисуса Христа через усыновление ( Еф.1:4–5 ) в плане искупления. Какое же тогда сходство между Божественным Отцовством в христианстве и других религиях. Другие могут сказать: “Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу; и евреи через Исаака, и мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога”. Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: “И явился ему Господь у дубравы Маире… и он поклонился до земли” ( Быт. 18:1,2 ) В какой форме был Бог, Которому поклонился Авраам? В безличной форме или в виде Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда мы украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда мы прославляем среди них икону Трех Ангелов так же, как наш отец Авраам прославлял их! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были  возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался” ( Ин. 8:56 )

http://azbyka.ru/bog-odin-i-tot-zhe-u-na...

Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам».  (Деян. 1, 13–26)   Сошествие Святого Духа на  апостолов В десятый день по вознесении Иисуса Христа на небо совершилось явление Духа Святаго, обещанного Христом Утешителя, о Котором Сын Божий сказал, что Отец пошлет Духа во имя Его (Сына), и Дух Святый научит всему и напомнит ученикам Христовым все, что Он говорил им. Явление это распространило в мире познание о таинстве Святой Троицы. Вот описание этого Божественного явления в книге «Деяний святых апостолов»: «При наступлении дня Пятидесятницы (апостолы) все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». (Деян. 2, 1–4) «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом», собравшиеся здесь ради свято чествуемого праздника Пятидесятницы — воспоминание о даровании закона на горе Синай. «Когда сделался этот шум, то собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал апостолов говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращенные из язычников), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». (Деян. 2, 5–13)

http://pravoslavie.ru/3174.html

Как равнодействующая этих (но, конечно, не только) разнонаправленных сил и тенденций во второй половине 1840-х годов появляется хомяковское богословие, которое дает нам один из первых ярких примеров не только «нового любомудрия», но и применения на практике подразумеваемого процессом конфессионализации принципа разграничения традиций. Для Хомякова главным вопросом является, безусловно, вопрос о церкви. Ответ на него связан с двумя другими вопросами: во-первых, о внутренней структуре церкви, взятой с точки зрения взаимоотношений клира и мирян; во-вторых, о внешней структуре (то есть о границах церкви), взятой с точки зрения взаимоотношения православия и иных конфессий. Оба этих вопроса, с точки зрения Хомякова, должны быть разрешены альтернативным по отношении к западной традиции образом. Если для традиционного католического богословия характерно разделение на церковь учащую (иерархию) и мирян, если и католические, и православные догматисты чаще всего определяют в то время церковь как общество христиан 8 , то с точки зрения Хомякова церковь – это не общество христиан 9 . Земная церковь есть лишь явление церкви небесной и соотносится с последней как с вещью в себе в кантовском смысле 10 . Но, в конечном счете, главный принцип, позволяющий Хомякову разрешить первый вопрос, – это принцип соборности, понимаемой как органическое единство в любви. Это единство имеет не только нравственный, но и, если угодно, гносеологический характер, так как познание есть приобщение к любви церкви, а точнее – к любви общины 11 . Отсюда вытекает отсутствие в православии «учащей церкви» 12 . Если для католической (и не только 13 ) традиции основание церкви связано прежде всего с земной жизнью Христа, то Хомяков стремится найти не тождественную с католическим учением привязку экклесиологии к событиям новозаветной истории и находит ее в событиях дня Пятидесятницы, когда сошествие Святого Духа на апостольскую общину вводит ее в жизнь Пресвятой Троицы, так как внутритроическое действие Духа – как новое познание в любви – идентично его действию в церкви. По мнению Хомякова, с одной стороны, внутритроические отношения могут быть охарактеризованы как отношения субъекта (Отец), полагающего себя как объект (Сын), в результате чего возникает новое познание (Святой Дух) 14 ; с другой стороны, именно схождение Святого Духа на апостольскую общину, пребывающую в единстве любви, дает ей познание истины 15 , так как является актом предвечного исхождения Духа от Отца; тогда как внешним/западным, нарушившим закон любви, остается доступным только временное посылание Духа к твари через/от Сына 16 . Таким образом, внутритроические характеристики Духа обнаруживают себя в день Пятидесятницы и вводят церковь в тайну внутритроической жизни 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Исходя из данной цитаты, Кардинал Конгар учит о том, что Святой Дух обитал в ветхозаветных праведниках, однако это обитание было совсем иного рода, чем то, что мы можем видеть в случае праведников Нового Завета. Кардинал Конгар указывает на то, что существует два взгляда в богословии на то, как понимать благодать Святого Духа в Ветхом Завете. Выразителями первого взгляда являются святой Ириней Лионский, Тертуллиан, святой Иоанн Златоуст, святой Кирилл Александрийский. Они придерживаются того мнения, что благодать Святого Духа в Ветхом Завете носила подготовительный характер. Она готовила ветхозаветный народ к пришествию Мессии, а также к принятию Святого Духа, который должен снизойти в день Пятидесятницы. Выше приведённые авторы подчёркивают, что обитания Святого Духа в ветхозаветных праведниках, такового, какое мы можем видеть в Новом Завете, не было, ибо Святой Дух не был ещё явлен как Лицо. Святой Дух почивал на пророках, царях и других угодниках. Это обитание было харизматическим. Оно нужно было для исполнения определённых функций, однако это обитание не идентично обитанию Святого Духа в Новом Завете, в реальности Церкви как Тела Христова. Кардинал Ив Конгар поясняет данную мысль следующим образом: «Начиная с Боговоплощения, а ещё более точно, с излияния Святого Духа, которое последовало после смерти и Воскресения Христа, Святой Дух дарует нам не только эти дары, но Он даёт нам Самого Себя. Личность Святого Духа не только открывается, но даётся, Она субстанционально обитает в верующих, которые составляют Церковь Христову. До Христа существовали дары Святого Духа, но Сам Святой Дух не давался лично. Он не обитал субстанционально в верующих» . По словам кардинала Конгара, мнение данных авторов заключается в том, чтобы видеть качественное различие того, что было в Ветхом Завете, и того, что совершается в Новом Завете. Это различие состоит в том, что Дух Святой не только открывается как Третье Лицо Святой Троицы, но также даёт Себя нам, чтобы мы стали храмом Его обитания.

http://bogoslov.ru/article/1616009

Так было на протяжении всей истории: для того чтобы встретиться со Христом, нужно было сделать шаг, который вызывал у окружающих либо недоумение, либо порицание, либо гонения. И сегодня, хотя мы живем в свободных условиях, стать христианином — это опять-таки пойти против течения, против всего того, что вбивается в наши головы стереотипами мысли, стереотипами поведения, культурными или псевдокультурными стереотипами, которые внедряются в наше сознание и в подсознание средствами массовой информации. И сбросить этот тлен, увидеть истину, повернуться ко Христу в наших условиях, когда весь поток увлекает туда, где царствуют потребление, духовная пустота, разврат, — да ведь это не меньше, чем влезть на смоковницу! И долг Церкви заключается в том, чтобы увидеть таких людей, протянуть им руку помощи, чтобы мутный поток общего течения не подхватил, не унес их, не бросил на рифы или в водопад. Для этого Церковь должна иметь зоркое зрение — особенно те, кто несет ответственность за церковную жизнь, то есть архипастыри и пастыри. Церковь должна видеть движение в душах людей, в общественных силах, в организациях, оказывать поддержку, укреплять, помогать людям обратиться ко Христу и обрести Божию правду. Вот почему каждое освящение храма, каждое рукоположение нового епископа — это день нашей Пятидесятницы, день Сошествия Святого Духа, день славы Церкви. А сегодня два этих события соединились в одной точке — в этом храме в Старых Черемушках. И пусть никто не уйдет отсюда безразличным. Вне зависимости от степени вашей веры и степени вашей церковности вы были участниками особого события. И пусть благодать, сошедшая на эти стены и на вновь рукоположенного святителя Божия, коснется и всех вас, укрепляя в мужестве, в дерзновении, в способности нестандартно мыслить и не подчиняться общему течению тогда, когда речь идет о Божией правде. Я хотел бы от всего сердца еще раз поблагодарить Вас, отец Николай, клир этого прихода, приходской актив за все то, что было сделано. В память о пребывании в этом храме в день его великого освящения я хотел бы передать Казанский образ Божией Матери. Пусть он напоминает вам о сегодняшнем торжестве, о великом освящении храма Святой Живоначальной Троицы в Старых Черемушках.

http://patriarchia.ru/db/text/1986275.ht...

Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову. Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын–Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы . Кондак праздника: Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа . В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших. После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи. В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ» Иоанн Златоуст «Беседы о Пятидесятнице» Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал. 5:22). Посмотри на точность его выражений, на последовательность учения: сначала он поставил любовь, и потом упомянул о том, что следует далее; положил корень, и потом показал плод; утвердил основание, и потом возвел здание, начал с источника, и потом перешел к потокам. Не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимая за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго.   Читать Беседы полностью Григорий Богослов «Слово на Пятидесятницу» Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим. Ибо неприлично было или Отцу когда–либо быть без Сына, или Сыну без Духа; крайне было бы бесславно для Божества, как бы вследствие изменения советов Своих прийти в полноту совершенства.

http://predanie.ru/tema/pjatidesjatnica/

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. (2 Тим 2:1–10) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками  Как вы понимаете слова «да любите друг друга»? (Ин 15:17–16:2) Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. О Вознесении Господнем и Пятидесятнице (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О важности единодушия и послушания (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница (Апостольское чтение)  Архиепископ Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение)   Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 8-ю по Пасхе. О действии благодати Святого Духа (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 8-ю по Пасхе. Пасхальный цикл. Неделя 8-я по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю Святой Пятидесятницы. В Неделю 8-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Апостол из Деяний апостольских. В Неделю 8-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

мир просветил. (3 песнь. 1 тропарь). В службе присутствует удивительное чувство радости, ибо Христос не разлучается с учениками, но, напротив, укрепляет их обещанием Утешителя, Святого Духа: Как изрек Спаситель наш, «Я взойду на небеса и пошлю Духа Святаго, Он приидет и напомнит все, что Я говорил вам». Возрадуйтесь и возвеселитесь со Мною о жизни вечной». Вознесение – не праздник расставания, но – праздник присутствия И действительно, Вознесение — не праздник расставания, но — праздник присутствия. Если бы Христос не вознесся, Его пребывание ограничилось бы только Святой Землей, а благодаря Его вознесению и прославлению Он невидимо присутствует везде, где только есть двое или трое, собранных во имя Его (Мф. 18, 20), на престоле каждого православного храма во время литургии. И этот день действительно день радости всех о жизни вечной. В-третьих, в службе присутствует чувство неизреченности Вознесения и единой хвалы сил небесных и земных соборов возносящемуся во славе Христу, пославшему учеников для проповеди по всей вселенной: «Кто постиг, как вознесся Господь Бог наш? Он послал Духа Святаго, и просветил концы земные, возрадовались силы небесные, воскликнули Херувимы и Серафимы, непрестанно благословят и глаголют: «Возьмите врата князи ваши, да войдет Царь славы Христос». Вознесение есть прославление человечества Христа, Его вхождение во славу Святой Троицы И действительно, Вознесение Господа нашего Иисуса Христа в конечном счете неизреченно и неописуемо. Глубокой ошибкой было бы представить его только как левитацию, своеобразный полет в космос. Вознесение есть прославление человечества Христа, Его вхождение во славу Святой Троицы. Очам апостолов это событие было явлено как восхождение на небо. Однако его суть остается сокровенной для нас. Согласно стихире, Вознесение становится началом Пятидесятницы и, таким образом, хвала херувимов и серафимов относится не только к Вознесению, но и к Сошествию Святаго Духа и апостольской проповеди. Кроме того, в стихирах на «Господи, воззвах» содержится учение о молитве и о песнопении как о духовной жертве:

http://pravoslavie.ru/103990.html

Рейтинг: 9.5 Голосов: 169 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина Демчева 8 июня 2014, 17:23 Очень прекрасная статья. Согласна со всеми выступающими. Перенесу статью на свою стену. Димитрий 8 июня 2014, 14:27 С праздником Святой Троицы! Спаси Христос о. Александр! Хорошая статья. Алексей 30 октября 2013, 00:58 А кто подскажет, как объяснить две фигуры под апосталами на иконе Пятидесятницы в статье? что-то не могу найти объяснения.Спасибо всем, кто откликнется. Татьяна 14 августа 2013, 12:13 о.Александр нас венчал, очень благодарна ему!! Замечательный человек. ангелина 26 июня 2013, 14:05 Спасибо! Благодарю Господа за то что позволил удариться в Его Святую Церковь, всех с праздником! Лариса 25 июня 2013, 16:56 Какая изумительная аргументация! У меня столько знакомых, которые " верят " примерно так, как показано в статье. /Уж если приходить к Богу, то на Его, а не наших условиях/- а это выучу наизусть. Обрезает под корень любую дискуссию, мол, я верю в то, что " что-то " такое есть, но в церковь ходить не могу. Ох уж это " не могу " ... Сколько раз мне приходилось слышать это от людей сильных и здоровых. Не подумайте только, что я их об этом спрашиваю или навязываюсь! Как узнают, что хожу в церковь, так мне в лоб - " не могу, не хочу, у меня дети, у меня муж, если не буду кушать мясо не смогу ругать студентов... " . И лишь один единственный раз одна знакомая девушка с истинным смирением сказала: не могу, потому что я такая немощная... Андрей 25 июня 2013, 15:01 Замечательная статья! Спаси господи! р. Б. Ксения 25 июня 2013, 00:43 Интересно, с удовольствием прочитала! Игорь 23 июня 2013, 09:32 20 лет мало. Очень мало. Терпения нет. Oxana Naranovich 23 июня 2013, 00:25 Уважаемые братья и сестры! Статья замечательная! Всех со светлым праздником Святой Троицы! Да, это святой праздник, простите меня грешную за дерзновение но именно накануне этого праздника мне довелось прочитать, что римским папой Франциском готовится доклад для обнародования католикам о реформах и предстоящей новой евангелизации. В своем тексте он упоминает мерзкие, недопустимые с христианской и любой здравой точки зрения факты, оправдывая эти явления требованиями современного общества и что якобы того желает дух святой. Призываю всех православных молится за нашу святую церковь и за всех христиан.

http://pravoslavie.ru/62280.html

А в этом деле принимали участие все  три  лица Пресвятой Троицы – вся Преестественная, Пребожественная Троица: Отец, Сын и Святый Дух.  Вот почему в этот день мы празднуем не только Святому Духу, сошествие которого вспоминается, но всей Преестественной Троице – Единосущной и Нераздельной,  «Та бо нас спасла есть»,  и праздник этот обычно называется «Троицыным днем», или «праздником Святой Троицы». «Чему быть благоволил Бог-Отец, – что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел Дух Святый», как учит наш отечественный богослов Еп. Феофан, Вышенский Затворник, ибо спасение наше,  «по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы»   ( 1Петр. 1, 2 ). Того ради и  «крещаемся во Имя Отца и Сына и Святаго Духа»,  обязуясь  «блюсти вся, елика заповедал Господь»   ( Матф. 28, 19–20 ). По словам св. Иоанна Златоуста , в день Пятидесятницы, «мы достигли до самой вершины благ, вступили в самую столицу праздников, пришли к самому плоду обетования Господня... Чрез Него (чрез Духа Святаго) мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; чрез Духа Святаго мы видим лики священников, имеем полки учителей; от этого источника и дары откровений, и дарование исцелений; и всем прочим, что обыкновенно украшает ее, Церковь снабдевается отсюда. И Павел взывает так:  «вся сия действует Один и Тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет»   ( 1Кор. 12, 11 ). Вот почему, кто желает пользоваться благодатными средствами, необходимыми для нашего духовного возрождения – ибо в этом и состоит сущность христианства: стать новою тварью – тот должен принадлежать к Церкви, но, конечно, к истинной Церкви, а не к какой-либо созданной людьми организации, называющей себя «церковью», каковых сейчас много.  Без благодати Божией, подаваемой только в истинной Церкви, невозможно духовное возрождение, невозможно и вечное спасение! Христос-Спаситель сказал ясно:  " Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»  ( Матф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010