Святейший Патриарх Кирилл огласил статистические данные о церковной жизни Москвы 21 декабря 2015 г. 16:43 21 декабря 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил  работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы. По традиции в своем докладе на собрании Святейший Патриарх огласил ключевые статистические данные о столичной епархии. За время, прошедшее с прошлого Епархиального собрания, количество храмов и часовен в Москве увеличилось на 54 и составляет 1110. Приходов (общин при храме, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение) в столице — 475, их количество за год увеличилось на 39. Московский клир, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, состоит из 1644 человек: из них 23 архиерея, 1231 священник и 390 диаконов. Таким образом, число духовенства увеличилось за год на 53 человека. За этот год Святейшим Патриархом Кириллом будут рукоположены 58 пресвитеров и 2 диакона, включая две запланированные до конца года иерейские хиротонии. Таким образом в 2015 году Предстоятель Русской Церкви совершит в общей сложности 60 диаконских и иерейских хиротоний. Количество ставропигиальных монастырей — 32, из них — 15 мужских, объединяющих 970 насельников, то есть на 38 больше, чем год назад, и 17 женских монастырей с 913 насельницами — на 17 человек больше. За минувший год преставились ко Господу 19 клириков города Москвы и насельников ставропигиальных монастырей: клирики города Москвы 1. Протоиерей Владимир Васильевич Гонтар (†22.03.2015); 2. Протоиерей Евгений Филиппович Жиганов (†10.06.2015); 3. Протоиерей Порфирий Федорович Дьячек (†17.08.2015); 4. Протоиерей Николай Николаевич Смирнов (†22.09.2015). насельники и насельницы ставропигиальных монастырей 1. Иеродиакон Феофан (Аржаных; †17.09.2014); 2. Игумен Виссарион (Остапенко; †12.03.2015); 3. Иеромонах Алипий (Комиссаров; †18.04.2015); 4. Игумен Варсонофий (Худояров; †11.06.2015); 5. Иеромонах Герман (Щепихин; †22.06.2015); 6. Архимандрит Филарет (Харламов; †03.08.2015); 7. Инок Борис (Демьянский; †09.10.2015); 8. Инокиня Ксения (Дроздова; †08.12.2014); 9. Монахиня Мариам (Торшина; †04.01.2015); 10. Монахиня Иннокентия (Ольшевская; †08.01.2015); 11. Послушница Александра (Дроздова; †23.01.2015); 12. Монахиня Александра (Давыдова; †19.04.2015); 13. Монахиня Рафаила (Лукашова; †23.03.2015); 14. Монахиня Христофора (Завьялова; †13.05.2015); 15. Монахиня Исаакия (Моногарова; †21.10.2015). По предложению Предстоятеля Русской Церкви во время Епархиального собрания почившим клирикам и монашествующим была соборно пропета «Вечная память». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4302711.ht...

Амвросий положил такую резолюцию: «академическое правление совершенно нерезонно отговаривается, что оно не знает, когда и кем ученик уволен из академии; ибо кроме его уволить оного некому. А ежели бы оно не увольняло его: то бы должно было об отпуске его из академии репортовать консистории. Почему подтвердить оному, чтобы оно никого из учеников не увольняло из академии; об отлучающихся же самовольно немедленно репортовало» 27 . С 1816–1818 г. благочинные или духовные правления в разное время года постоянно высылали при репортах или к преосвященному или в консисторию или прямо в академию священноцерковнослужительских детей урослых, годных в училище по годам, но вовсе не обученных, академистов, праздно живущих, церковников, не определенных ни к какому месту. В это время детей больных, которые напр. по причине отморожения ног даже ходить настоящим порядком не могли, кроме того, что на коленах, иногда высылали в Казань или уездный город для освидетельствования во врачебной управе. Преосв. Амвросий приказывал всех детей священноцерковнослужительских без изъятия записывать в академию. Неспособными к учению считались косноязычные, заиковатые, глухие, немые, малоумные. Если отец одновременно привозил в академию двух или трех сыновей и одного из них урослого, то преосв. Амвросий позволял иногда урослому помимо школы искать место причетническое или послушническое. Урослый церковник легче и скорее избавлялся от школы, если добывал себе заручное от прихожан одобрение. Справки и репорты благочиннические о священно-церковнослужительских детях и праздно живущих и больных академистах были присылаемы исправно, розыски о детях и строгие меры не прекращались до 1818 года; но в духовенстве все-таки оставались урослые. В период 1798–1818 г. академия казанская приняла по своему составу исключительное значение духовно-учебного заведения: в нее принимаемы были только дети священноцерковнослужителей консисторских, правленских приказнослужителей. соборных сторожей, тогда как прежде в семинарию открыт был доступ и другим сословиям и инородцам. Во все описываемое время мы знаем только один случай принятия в ученики академии лиц не духовного звания: это два брата Христофор и Григорий Максимовичи дети дворян. Они оба, но приказанию преосв. Павла Зернова, приняты в 1810 году. В академию поступали из округов по казанской губернии: казанского, чистопольского, чебоксарского, царевококшайского, свияжского, теттошского, цивильского, ядринского, спасского, козмо-демьянского, мамадышского, лаишевского, – по симбирской губернии: симбирского, сызранского, буинского, алатырского, курмышского, сингилеевского, карсунского, ставропольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

170 Вот подлинные слова Геронтия, в которых Липранди видит это воззвание: „Как титла апостольского звания (!) на ся приняв мой долг мир и спасения вам возвестись; а в преступлении свецких прав закона для всеобщей пользы Апостоли и прочии многие церковные учители на ся измененный образ возлагали (это значат, что будто бы и Апостолы ходили с фальшивыми паспортами под видом купцов!) и тем спасение подавали, в том Его Императорской милости прощу мине простить и от заключения свободить, дозволить же мне свободно объяснить сие староверам нашего единения и согласить их, дабы они без опасно рассмотрели правилы нашего священнодействия и по рассмотрении представили бы оные с молением Его Императорскому Величеству, дабы на основании оных позволит им от нас заимствоваться рукоположением“ (стр. 161). 171 Сам же Геронтий в своем показаний упоминает, что в свой приезд в Москву, еще до учреждения иерархии, в 1844 г., он предлагал старообрядцам – „прибегнуть с молением к своему Императору ощастливить их таковым же даром (каким австрийский император ощастливил липован, дозволив им привезти епископа в Белую-Криницу), дозволить им (из Белой-Криницы) заимствоваться священством“, но что московские старообрядцы отвергли это предложение, как несбыточное (стр. 148). 172 Если так, то в 1847 г. ему было бы 58 лет; а в паспорте его значилось (и действительно было) 45 лет. Как же следователь не обратил на это внимания? Впрочем он и сам сознавался, что показанию Геронтия об его происхождении „трудно дать веру по многим причинам“, и что „по собранным между раскольниками известиям, оказываются признаки, что он должен быть из государственных крестьян Новгородской губ. Демьянского уезда“ (стр. 126–127). А в действительности он был крестьянин Серпуховского уезда Московской губ. 173 См. «Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских», стр. 146; ср. «История Белокриницкого священства». вып. I, стр. 69–70. 174 Кроме собственного Геронтиева показания были приняты во внимание и собранные другими путями, особенно посредством перелюстрованных писем, сведения о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И вот рабочие оборонных заводов, инженеры, студенты объединились в Третью добровольческую дивизию. Она воевала в Демьянском котле, понесла тяжелые потери, потом стала гвардейской. Кто там был? Очкарики всякие, скрипачи, инженеры, писательская рота, музыкантская рота. Эти люди себя-то еле таскали, не то что оружие. Но не видели другого выбора. Взяли оружие и пошли защищать страну. О таких подвигах мне хочется детям рассказать — это тема личного выбора. — Вот дети и не дети посмотрели ваш фильм. А потом пошли и сделали… что? Чему вы будете рады и счастливы? — Я знаю людей, которые посмотрели наши фильмы, почитали материалы и пошли путешествовать по нашим следам. И теперь делятся со мной своими находками. Вот это по-настоящему круто. Я изменил мир вокруг себя, а они изменили мир вокруг себя, и так далее. То есть мы такая «ползучая инфекция». — Есть фраза или цитата, которая определяет ваш жизненный путь? — Есть, я прочитал ее у Пикуля. Это наш семейный слоган. Быть, а не казаться. А потом еще прибавил: делай что должно, и будь что будет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 марта, 2024 9 марта, 2024 9 мая, 2013 18 августа, 2013 22 апреля, 2014 12 апреля, 2024 31 марта, 2024 27 марта, 2024 23 марта, 2024 15 марта, 2024 9 марта, 2024 9 мая, 2013 18 августа, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/maresev-napisal-nam-fo...

Уже ближайшие Улусы признавали власть его: он шел мирно до устья Аримдзянки, где Татары, еще независимые, засели в крепости и не хотели сдаться: взяв ее приступом, Атаманы велели расстрелять или повесить главных виновников сего опасного упорства. Все иные жители, смиренные ужасом, клялися быть подданными России, целуя омоченную кровию саблю. Нынешние волости Наццинская, Карбинская, Туртасская не смели противиться. Далее начинались Юрты Остяков и Кондинских Вогуличей: там, на высоком берегу Иртыша, Князь их Демьян, имея крепость и в ней две тысячи воинов, готовых к битве, отвергнул все предложения Ермаковы. Летописец рассказывает, что в сем городке был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; что Остяки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве; что Атаманы, стрельбою изгнав осажденных, вступили в город, но не могли найти в нем драгоценного идола. – Далее, плывя Иртышом, завоеватели увидели толпу кудесников, приносящих жертву славному кумиру Раче с молением, да спасет их от страшных пришельцев. Идол безмолвствовал, Россияне шли с своим громом, и кудесники бежали в темноту лесов. На сем месте ныне селение Рачевые Юрты, ниже Демьянского Яма. Далее, в Цынгальской волости, где Иртыш, стесняемый горами, имеет узкое и быстрое течение, собралося множество вооруженных людей: один выстрел рассеял их, и Козаки овладели городком Нарымским, где были только жены с детьми, в страхе, в ожидании смерти; но Ермак обошелся с ними столь ласково, что отцы и мужья не замедлили прийти к нему с данию. Покорив волость Тарханскую, Атаманы вступили в страну знатнейшего Князя Остяцкого Самара, который соединился с другими осьмью Князьками и ждал Россиян для битвы, чтобы решить судьбу всей древней земли Югорской. Хваляся мужеством и силою, Самар забыл осторожность: спал крепким сном вместе с войском и стражею, когда Атаманы в час рассвета ударили на его стан: пробужденный шумом, он схватил оружие и пал мертвый от первой пули; войско разбежалось, а жители обязались платить ясак России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В заключение статьи этой заметим: хотя от присоединения Сибири к державе Российской протекло уже около 250 лет, 19 но быт Сибирских инородцев не представляет ощутительных перемен. Где искони водворялись племена, там и ныне их же видим, и видим во всей простоте века Авраамова. Домообзаведение их ограничено убогою кущею, потребности в пище и одежде не простираются далее того, что получается от стад; деятельность и житейские развлечения сосредоточены в передвижении из дебрей в дебри, из пустыни в пустыню. Исключение делают собою лишь те из инородцев, которые постоянно находясь под влиянием Русского народонаселения, невольно свыкаются с его образом жизни и начинают постигать, что не скитальческая беззаботность, а труд, подъемлемый в поте лица, составляет прямое назначение человека. Вера старинных обитателей Сибири имела один общий характер, следы которого видимы еще в остатках Шаманства. Но единство это давно рушилось, быв потрясено силою обстоятельств. По раздроблении огромной Монгольской монархии, сперва приволжские Татары, входившие в связь с Турецкими поколениями, а потом и Азийские, стали изменяться из идолопоклонников в Магометан. Религиозный переворот начался в Западной Сибири при Кучуме. 20 Предание говорит, что хан этот, обманутый мнимыми откровениями Бухарского пришлеца, позволил ему восстановить память прежних проповедников, убитых в Сибири за исламизм, вызвал из Казани мулл и повелел вводить новую веру. Но поскольку, намерениям Царя не соответствовали убеждения подданных его: то дело подчинилось обычным в исламизме мерам. Кучум взялся за меч. К тому же расположил и отца своего Муртазу, Бухарского властителя. От последнего прислано было войско под начальством старшего его сына Ахмет – Гирея и вместе целый легион мулл и Абызов. Тогда для народа одно оставалось: покориться необходимости. Лишь жившие в глуши и в отдаленности от ханской столицы могли еще сохранять прежнюю свою веру. И это досталось на долю Остяков и немногих Татар около Туринска, Барабы и в Лебаутских юртах, между Тобольским и Демьянским ямом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Отец Всеволод, слушая письмо, счастливо улыбался. - Сын у меня прямо философ, весь в деда. Дед у него был преподавателем в Духовной семинарии. На пасхальную службу пошли все впятером, прихватив детей Анны Михайловны. За зиму в храме умерли два священника и протодиакон. Но несмотря ни на что, первую блокадную Пасху, 18 апреля 1942 года, праздновали торжественно. Тем более время празднования Пасхи совпало с 700-летием разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским. У всех появилась надежда на победу и освобождение Ленинграда от блокады. Многие верующие вместо куличей принесли освящать кусочки блокадного хлеба. Отец Всеволод после службы принес домой пять маленьких кусочков настоящего кулича и одно вареное крашеное яйцо. Все с удовольствием съели крохотные кусочки кулича, а яйцо разделили пополам детям. Когда разрезали яйцо, по комнате разнесся яичный дух. Отец Всеволод, втянув ноздрями воздух, с улыбкой сказал: - Пасхальным духом наполнилась наша квартира. По прошествии праздничных дней, отец Всеволод сказал Лизе: - У меня какое-то недоброе предчувствие. Наверное, что-то с Володей. Может его ранили? Сходи-ка, доченька, на почту, нет ли там от него письмеца. Когда Лизе подавали на почте вместо треугольного солдатского письма казенное извещение, сердце у ней похолодело: такое она уже получала, когда ее извещали о смерти мужа. - Кому это,- в испуге отстраняя руку, спросила она. - Вот тут читайте написано: Троицкому Всеволоду Ивановичу,- сказала работник почты, протягивая извещение Лизе. Выйдя на улицу, Лиза дрожащими руками достала извещение из сумочки. Буквы прыгали у нее перед глазами. На казенном бланке было написано: " Сообщаем Вам, что Ваш сын, капитан Троицкий Владимир Всеволодович, в бою за город Демьянск пропал без вести... " . " Что это значит - без вести " , - размышляла по дороге Лиза. Вначале она зашла к Анне Михайловне, посоветоваться. - Говорят, что без вести, это все равно что убит. Но все же, я думаю, есть надежда. Надо сообщить о. Всеволоду, - подытожила разговор Анна Михайловна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1949...

В час ночи мы пошли на штурм укреплений переднего края с задачей сорвать замысел противника, блокировать его доты, имеющие 2-3 бревенчатых наката, засыпанных полуметровым слоем снега и облитые водой, чтобы невозможно было подползти и забросать гранатами амбразуры, причем каждый метр нейтральной полосы простреливался кинжальным огнем и постоянно освещался ракетами, при этом мы могли переползать только из воронки в воронку. Мне выпала большая честь из 44-х лет военной службы 36 лет посвятить военному оружию, из них 25 — созданию, становлению и развитию Ракетных войск стратегического назначения и непосредственно принимать участие в решении задач по организационным вопросам разработки оргштатной структуры, штатов и табелей, комплектованию частей, соединений, ВУЗов, полигонов, арсеналов, учреждений рядовым, сержантским составом и мобилизационным мероприятиям. Кроме того, в разные годы оргмобуправление выполняло задачи службы войск, мобпланирования вооружения и техники, участие в работе по уборке урожая. За время службы в центральном аппарате с 1949 года прошел путь от капитана до генерал-майора на должностях офицера, старшего офицера, заместителя начальника, начальника отдела и более 17 лет заместителя начальника оргмобуправления ГШ РВ. Родился 10 июня 1921 года на Украине, после семилетки учился в ФЗУ, затем окончил педагогический техникум, около года работал учителем. В сентябре 1940 года призван на Дальний Восток в 947 корпусной артполк красноармейцем — орудийным наводчиком. Перед войной направлен в Томское артучилище. В августе 1941 года досрочно получил звание младшего лейтенанта и направлен в 947 артполк 384 сд на должность командира взвода. Дивизия вступила в бой в феврале 1942 года и с этого времени воевал до конца войны на Северо-западном, Калининском, 1-ом Прибалтийском и 1-ом Белорусском фронтах в составе 947 ап 384 сд, 84 ап 55 сд, 322 ап 117 сд на должностях командира взвода, начальника боепитания дивизиона, помощника начальника артвооружения дивизии. Наиболее тяжелые бои были при окружении Демьянской группировки, под Старой Руссой, Витебском, Ковелем, Варшавой, Люблином, Лодзью, крепостью Познань, на плацдармах рек Висла, Одер, Зееловских высотах и штурме Берлина. Войну закончил под Магдебургом. В боях трижды ранен, в том числе одно тяжелое ранение.

http://pravmir.ru/vospominaniya-general-...

К тому же реформы уничтожили накопления полковника Маресьева, а персональная пенсия, которую он получал, в те годы была скромнее, чем зарплата продавца в коммерческом ларьке. Но никакого уныния и в помине не было. Он отстаивал свои принципы, но не впадал в отчаяние, когда торжествовали противники. История подвига начинается с детства, когда Алексею приходилось преодолевать слабость: он страдал болезнью суставов. В три года их многодетная семья осталась без отца… В юности дважды подавал заявление в лётную школу, но врачи не допускали до приёмных экзаменов из-за ревматизма. Он выучился на токаря. А в 1934 году Маресьева по комсомольской путёвке направили на Дальний Восток. Сначала он отказывался от командировки, не хотел оставлять родной Камышин, но всё-таки направился на край света. И дальневосточный климат оказался для него спасительным: болезнь прошла, в походке проявилась сила. Там Алексей начал заниматься в аэроклубе. Наступило время служить в армии – и там он добился поступления в Батайское авиационное училище. Там его и застала война – правда, летом 41-го Маресьев был уже не учеником, а инструктором и лейтенантом. Свой первый воздушный бой Маресьев провёл в первое фронтовое лето, 23 августа, в районе Днепродзержинска. В январе 1942 года Красная армия окружает в районе города Демьянска шесть вражеских дивизий. Гитлеровское командование стремилось любой ценой разорвать кольцо окружения. В ожесточенных боях в «Демьяновском котле» лётчик Маресьев снова проявил себя с лучшей стороны. Но 4 апреля его подбили. Маресьев попытался сесть на заледеневшее озерцо, но Як-истребитель рухнул на ели… 18 дней он полз к своим – врачи до сих пор выдвигают разные версии состояния Маресьева в те дни. Воля оказалась сильнее ранений. А вот как вспоминал об этом митрополит Питирим, хорошо знавший лётчика: «Народ наш был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет, – об этом я, по прошествии 50 лет могу свидетельствовать, поскольку совершал таинства над многими старичками-генералами. В кругу моих знакомых было много замечательных людей. Вспоминаю знаменитого героя, летчика Маресьева. Он мне рассказывал в частной беседе, что им двигало, когда он полз по лесу, раненый, – патриотичность? воинский долг? – Вера в то, что он увидит свою мать, которая без него просто не выживет: он ее кормилец, он ее сын».

http://pravmir.ru/teplo-ruki-alekseya-ma...

На реках Вавилонских. Война Бензин не тушат водой или снегом. Он потухает только от черного дыма горящей одежды, человеческой кожи и мяса 7 мая, 2016 Бензин не тушат водой или снегом. Он потухает только от черного дыма горящей одежды, человеческой кожи и мяса Накануне Дня Победы «Правмир» предлагает читателям фрагмент из романа Елены Зелинской «На реках Вавилонских», герои которого – реальные, не вымышленные люди, стали участниками и очевидцами Великой Отечественной войны. Река Кама Когда немцы подходили к Москве, Александр Людвигович с женой эвакуировались на Урал в город Камышов, где жили родственники Евгении, жены их сына Игоря. Александр Людвигович сразу пошел преподавать в школу. Игоря мобилизовали, младшая дочь Галина, которая к тому времени окончила Медицинский институт, с первых дней войны служила военным хирургом на санитарном поезде. Река Ловать Участок Северо-Западного фронта под Старой Руссой: изрытая бомбами и снарядами земля да останки нескольких деревень – бревна пошли на накаты блиндажей. По ту сторону реки Ловать врылись в землю немецкие части… Игорь Александрович Савич командовал батареей 76-миллиметровых пушек о шести лошадях и девяти человек прислуги при каждом орудии. «Свои пушки я укрыл в овраге в трех километрах от передовой, сам же устроил наблюдательный пункт под самым носом у немцев, на крутом берегу Ловати рядом с окопами пехотинцев 27-й особой стрелковой бригады… Дорогу Демьянск – Старая Русса перерезать не удалось. Не успели и закрепиться – налетела воющая немецкая армада и перемешала всё под собою: лошадей и людей. Во время паники я чуть было не лишился своей батареи, за которую отвечал головой: в мое отсутствие (бомбардировка застала меня среди пехотинцев) растерявшийся политрук, капитан по званию, заметив гибель более половины лошадей, распорядился выбросить замки в болото и оставить тяжелые пушки на произвол судьбы. Угрожая пистолетом, я заставил растерявшихся артиллеристов отыскать в болотной жиже замки, впрячь орудия в уцелевших лошадей и совместными усилиями увезти их на прежнюю позицию в отдаленном овраге…

http://pravmir.ru/na-rekah-vavilonskih-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009