Зоричи (Сморки). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1842. Адрес: Минская область, Борисовский район, деревня Зоричи, Центральная улица Координаты: 54.207042, 28.888738 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Зоричи (белор. Зорычы), старое название - Сморки (белор. Cмopki) - деревня в Велятичском сельсовете, в 35 км на восток от города Борисов, в 106 км от Минска. На востоке течет река Нача, через деревню течет ручей (приток реки Нача). Известна с 1800 г. как село Сморки: 65 дворов, 644 жителя, центр имения, деревянная церковь Успения Богородицы, водяная мельница и рядом хозяйский двор, собственность казны, центр Сморковского староства в Борисовском повете. В войну 1812 г. деревня разрушена французами, а церковь сожжена. В 1816 г. село пожаловано на 12 лет статскому советнику Ярцеву. В 1842 г. построена деревянная Успенская церковь (сохранилась до наших дней, памятник архитектуры). В 1897 г. было 144 двора, 1104 жителя, школа, церковь, магазин, питейный дом, в Велятичской волости Борисовского уезда. Церковь в деревни Сморки (так до 1978 г. назывались Зоричи), согласно исследованию диакона Михаила Сидорова, возведена на казенные деньги в 1842 г. Она построена на месте Успенского храма, сожженного французами во время войны 1812 г. Интересно отметить, что в Сморках во время Великой Отечественной войны несколько месяцев располагался штаб французского легиона, сражавшегося на стороне вермахта, но эти французы церковь не тронули. В конце 19 в. приходская Успенская церковь в селе Сморки была 5-го класса, деревянная. Штатного годичного жалованья причту 236 р. Земли усадебной, пахатной и сенокосной до 50 десятин. Прихожан мужского пола 585 душ и женского - 634 души. К церкви принадлежала кладбищенская Козьмо-Демьянская церковь в деревне Дроздино, деревяная, построенная прихожанами. Успенская церковь в селе Сморки - одна из немногих церквей Борисовского района, которая чудом сохранилась и выдержала натиск мощных антирелигиозных сил. Именно в эту церковь долгое время верующие ходили на службы, тем более сюда была перевезена и местная реликвия - чудотворная икона Велятичской Божией Матери. Все эти годы она действовала и не была уничтожена, как многие другие храмы Борисовского района. Силами и средствами прихожан церковь поддерживалась, ремонтировалась.

http://sobory.ru/article/?object=39150

Демьянское. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Селу Демьянское, что находится на реке Иртыш, на севере Тюменской области, более 370 лет. В Сибири строительство православных храмов начиналось с появлением поселений. Так же было и в Демьянском. Сход крестьян решил: «Обитель Божия должна быть основательной, красивой и обязательно каменной». Церковь в честь Успения Божией Матери Тобольского уезда села Демьянского сооружена тщанием прихожан в 1831 году (по плану и фасаду, составленному в 1800 году). Таким храм был после постройки по данным из клировой ведомости о церкви: «Зданием каменная двухэтажная с такою же колокольнею: крепка, обнесена деревянной оградой, сторожка церковная помещается в деревянном доме в церковной ограде». Престолов в ней было три: в верхнем этаже – в честь Успения Божией Матери, в нижнем этаже – святителя и Чудотворца Николая и в приделе первого этажа, с северной стороны – во имя Алексия, человека Божия. В церкви до революции находилась особо чтимая икона Алексия, человека Божия, в день празднования которой, 17 марта, для поклонения стекалось большое количество народа со всей округи. На приходском кладбище была построена часовня во имя Лазаря Четверодневного. В 1936 г. началось разрушение храма. В нем разместили МТС, затем на первом этаже – совхозный гараж, а на втором – клуб. В 1996 г. после упразднения совхоза, прихожане, собиравшиеся до этого в молельном доме, в основном пенсионерки, начали своими руками восстанавливать изуродованный, разбитый храм. И он, с помощью Божией, стал постепенно приобретать свой прежний облик. «Мы надеялись привести Успенский храм в нормальное состояние, но никогда даже не думали, что у нас все получится именно так!» – с удивлением вспоминают первые прихожане. В 1997 г. Епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, ректор Тобольской духовной семиопеых песннарии вместе с преподавателями и студентами провели субботник по расчистке храма, встретились с жителями и дали концерт духовных песнопений, стремясь напомнить о необходимости восстановления величественного храма.

http://sobory.ru/article/?object=25190

В период широкого распространения на Беларуси униатства (XVII—XVIII вв.) Смолевичи принадлежали уже не Острожским, а Радзивиллам. Последние, хотя и не являлись, наподобие своих предшественников, ревнителями Православия, но все же отчасти покровительствовали тем, кто держался святоотеческой веры. Благодаря этому обстоятельству, Свято-Николаевская церковь действовала как православная довольно долго, вплоть до 1745 года, и только затем была обращена в униатский храм. В церковной клировой ведомости за 1843 год написано, что церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя святого Николая. Иконостас одноярусный с девятью иконами. Церковь была хорошо видна от каждого конца местечка. Было видно, что она старая и требует ремонта. В 1909 году обветшавшую церковь разобрали и на ее месте построили новую. Издавна в приход Смолевичской церкви входило много окрестных деревень. В некоторых из них находились приписные часовни. Таковые имелись: в деревне Плиса — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в д.Заболотье — в честь Успения Божьей Матери, в д. Домошаны — во имя святого Михаила Архангела, в д.Слободе-Озерицкой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в д.Дейнаровке — во имя святого Иозафата, в д.Городище (или Замчище) — во имя Всех Святых, в д.Подгруша — во имя святого Иоанна Богослова. Все перечисленные часовни являлись деревянными и стояли на кладбищах. Кладбищенские церкви: 1) Рождества-Богородичная церковь в деревне Плиса, деревяная, построенная в 1797 году прихожанами. 2) Успенская церковь в деревне Заболотье, деревянная, построенная в 1818 году прихожанами. 3) Богородичная церковь в слободе Озарицкой, деревяная, построенная в 1772 году прихожанами. 4) Свято-Михайловская церковь в деревне Домошаны, деревяная, построенная в 1772 г. прихожанами. 5) Козьмо-Демьянская церковь в деревне Динаровке, деревяная, построенная на месте прежней в 1855 году прихожанами. 6) Иоанно-Богословская церковь в деревне Подигрушье, деревяная, построенная в 1762 году прихожанами. 7) Церковь во имя Всех Святых в Замчище или Городище, деревянная, построенная в 1792 году прихожанами.

http://sobory.ru/article/?object=48880

По утрам ходил за водой, обед варил, всем обувь чистил. Об этом периоде жизни преподобного вспоминает Мария Образцова: «Была Ксения Ивановна, лет сорок. Жила одна. Батюшка колол дрова и носил ей домой. А потом пришла мать Екатерина из лагеря. Она все время дома была и готовила». После освобождения, перед войной, батюшка побывал в Мичуринске, месте его последнего служения. Гостил около недели. Узники Карлага освобождались с пометкой «вечная ссылка в Караганду». И обязывались каждые десять дней отмечаться в комендатуре. Преп. Севастиан возвращается в Караганду и привозит антиминс. Можно предположить, что это было одной из главных целей его поездки. Теперь появляется возможность тайно совершать Божественную Литургию. Вследствие политики, которую проводило Советское государство в отношении Русской Православной Церкви, церковная жизнь не прекратила свое существование, а только приобрела нелегальный характер. «Одним из типов существования монастырей является община, изначально созданная как «подпольная». Она возникает «благодаря естественному притяжению к их руководителям людей, стремившихся к «духовной жизни». Она формируется вокруг личности духовника и принимает замкнутый характер. Таким образом, вокруг преп. Севастиана складывается «подпольная община», которая состоит не менее чем из пяти человек. Это маленький монастырь, где тайно по ночам совершается литургия, сестры несут послушание и работают в государственных учреждениях. В своей автобиографии преп. Севастиан пишет, что по освобождению работал сторожем. «Я, Фомин Степан Васильевич – настоятель Больше-Михайловского молитвенного дома г. Караганды – родился в 1884 г ., в селе Косьмо-Демьянском, Воронежской обл. в крестьянской семье. Образования никакого не имею. В 1906 г . поступил в монастырь в г. Козельске, Калужской области, где самообразованием получил чин священства. По выходе из монастыря там же служил дьяконом при соборе. А в 1929 г . переехал в г. Мичуринск, занимаясь этой же деятельностью. В 1933 г . был осужден по 58 статье. А в 1939 г . после освобождения приехал в Караганду и работал 2 года сторожем в селе Большая Михайловка при «Утиль сырье». Затем, получив разрешение на служение, исполнял различные требы на дому, а с открытием молитвенного дома в 1957 г . по настоящее время занимаю должность настоятеля. Мой адрес: г. Караганда, Большая Михайловка ул. Западная 34.

http://pravoslavie.ru/2268.html

По дошедшим рисункам видно, что над этими кокошниками шел восьмерик, обработанный ширинками и имевший карниз. Над карнизом шли два ряда трехгранных кокошников со сломанными полями, причем нижние меньшей величины. Над ними подымался вверх ребристый шатер, в плане представляющий шестнадцатиконечную звезду. На конической вершине его поставлен глухой барабан, имеющий постамент, унизанный треугольными кокошниками. Шея барабана покрыта фальшивыми оконными впадинами. Над барабаном на тонкой шейке высилась луковицеобразная глава. Окон в церкви два: одно старое, полуциркульное, другое новое в южной стене. В алтаре три старых узких окна, причем среднее на стене расположено выше, чем крайние. Порталы сохранились полностью, все три прямоугольного профиля с килевидным архивольтом. К порталам вели ступени. Внутри здания стены гладкие. В углах находятся гранные дубовые связи. Алтарь отделен капитальной стеной и сообщается с церковью двумя арками. На юго-западном углу четверика прежде находилась маленькая звонница. Небольшие размеры церкви, ее простой план, положение «за городом, на посаде у Оки на берегу» — все это как будто бы подтверждает сообщение писцовых книг, что церковь была «строением мирским». Ее заказчиками были посадские люди. Возможно, что церковь была поставлена в кузнечной слободе (Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов). Небольшой монастырь возле церкви возник значительно позже. Исключительному таланту зодчего мы обязаны оригинальным плетением кокошников, невиданным и смелым шатром Косьмо-Демьянской церкви. Из книги А. Монгайт «Муром», серия «Сокровища русского зодчества» под общей редакцией академика В.А. Веснина, издательство Академии архитектуры СССР, Москва, 1947 г . Космо-Дамианская церковь находится на одной из террас берега реки Оки. В настоящее время стоят стены каменной Космо-Дамианской церкви, шатровый верх же ее и крыша провалились в 1868 г. Эта церковь, по преданию, была построена царем Иваном Васильевичем в память победы, одержанной над Казанью, на том месте, откуда царь наблюдал за движением своей рати по реке Оке.

http://sobory.ru/article/?object=00629

подобный великодушно простил их. – В последние годы открылся в нем дар прозрения и чудесной силы. Одного соседнего помещика, никогда не видав прежде, назвал по имени и предсказал чадородие бесплодной супруге его. Другому предсказал скорую смерть. Крестьянин Назарий, полтора года лежавший больным, велел нести себя в пустынь к преп. Никандру и умолял его о помощи. Старец велел отнести больного в гостиную хижину, где останавливались приходившие, и оградил его крестом; больной, сладко уснув, встал на другой день совершенно здоровым. Каждый год, в великий пяток, преп. отшельник приходил к вечерне в Демьянский монастырь 134 и на другой день после исповеди приобщался св. Таин; а за 8 лет до кончины принял схиму от Демьянского игумена. Жившие в окрестности иногда тайно приходили к хижине отшельника и всегда слышали, что он молился с горьким рыданием; когда замечал близость людей, внезапно умолкал. Никто не заставал его лежащим для отдыха; он только сидя засыпал немного. Постоянною пищею его были пустынные растения и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если приносили его; в великий пост только раз в неделю принимал пищу. В последние годы жизни преп. Никандра часто приходил к нему благочестивый диакон Петр для беседы о душевном спасении. Однажды старец сказал ему: «Брат мой! Много страдал я ногами, но по благодати Божией освободился теперь от болезни». Тогда же открыл ему о скором своем преставлении и просил предать земле тело его. Как же узнаю я о твоей кончине? Спросил Петр. «Без скорби нельзя сказать тебе об исходе моем, отвечал преподобный: в тот день Псков объят будет бурею войны, его будут держать в осаде Литовцы. Ты же, когда услышишь о смерти моей, послужи мне». Так и случилось. – Прохожий крестьянин нашел, 24 сентября 1581 года, преп. Никандра в келье его простертым на рогожке, со сложенными на груди руками, почившим в мире и еще не остывшим; в это время Баторий осаждал Псков. Диакон, услышав о кончине богоносного старца, пригласил духовных и мирян отдать

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Долго говорил преподобный и своими назиданиями, исполненными любви, просветил душевные очи Симеона; последний еще усерднее стал славословить Господа, пославшего такого угодника Своего на землю. Между тем преподобный Никандр, видя, что приближается конец земной его жизни, начал готовиться к тому, чтобы украшенным всеми добродетелями войти в Царство Небесное. Денно и нощно молился он и просил, чтобы Всемилосердный Господь отпустил ему его прегрешения; не довольствуясь обычной строгостью своей жизни, он решился уподобиться ангелам и возложить на себя великую схиму. Для сего преподобный отправился в Демьянский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; сие было за восемь лет до его кончины, после чего святой опять поселился в своем уединении. В то время к преподобному стал часто приходить один диакон из города Порхова, по имени Петр. Много беседовал с ним святой о Божественном Писании, о вере Христовой, о добродетелях христианских. Однажды Никандр поведал Петру о некоем чуде, бывшем с ним. – Часто и сильно страдал я прежде ногами, теперь же, по милости Божией, я освободился от болезни. Взглянув на ноги святого, Петр увидел, что все голени его были обнажены от своего телесного покрова, – и сильно был поражен тем. В другой раз Никандр сказал Петру: – Скоро Господь призовет к Себе мою грешную душу; когда ты узнаешь о моей кончине, то приди и погреби мое бренное тело. – Скоро ли произойдет то, о чем ты мне говоришь, – спросил Петр, – и как дашь ты мне знать о случившемся? – Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моем отшествии к Богу, небоязненно погреби тело мое на том месте, где найдешь его; и над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения. Так Никандр мирно готовился оставить сей временный мир. По прошествии 47 лет и 2 месяцев с тех пор, как преподобный в последний раз поселился в своем уединении, он впал в телесный недуг; вскоре святой почувствовал приближение смерти и со слезами стал просить Господа даровать ему отпущение всех прегрешений, призывал в молитвах всех святых и вручал пустынное свое местопребывание попечению Пресвятой Владычицы Богородицы. Затем преподобный Никандр возлег на одр свой, крестообразно сложил руки свои и со словами: «Благословен Бог, так изволивый, слава Тебе», – предал Господу дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прибыв в свою пустыню, святой снова предался подвигам и прожил там отшельником до самой блаженной кончины своей в продолжение 32 лет и 2 месяцев. 15 лет из них он провел, не видя лица человеческого, так что и люди не знали о месте его подвигов. Чудесным образом Господь открыл миру Своего угодника. Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в 12 верстах от хижины святого, однажды, погнавшись за лосем, заехал в темный лес, в глухую, непроходимую дебрь. Петр потерял из вида лося; тогда он заметил небольшую хижину, огороженную частоколом — жилище преподобного Никандра. К преподобному стало приходить много народа «пользы ради», ибо, по слову прп. Иоанна Лествичника, «монашеское житие — свет для всех человеков». Верующие обращались к прп. Никандру за молитвенной помощью, ибо Господь наделил его многими благодатными дарованиями. Пустынник с любовью и вниманием относился ко всем нуждам своих посетителей и даже устроил им для ночлега убогую «гостиницу у дуба», которую сам протапливал. Преподобный не дозволял себе выставлять напоказ свои дарования. Приходя тайно к его келлии, люди всегда слышали, что он молится с горьким рыданием. Он же, заметив близость людей, тотчас умолкал, пряча от них полученный дар слез. Между тем, видя, что приближается конец земной его жизни, преподобный Никандр решился возложить на себя великую схиму. Он отправился в Демьянский монастырь и здесь принял от руки игумена великое пострижение; это произошло за восемь лет до его кончины. В то время к преподобному часто приходил один диакон из г. Порхова, по имени Петр, для душеспасительных бесед. Во время одного посещения Никандр поведал Петру: «Брат Петр, скоро Господь призовет к Себе мою душу, и ты погреби тогда мое грешное тело. Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты же, когда услышишь о моей кончине, небоязненно погреби тело мое, а над моим гробом будет воздвигнута церковь в честь великого и славного Благовещения». Он предвидел свою смерть, предсказав, что умрет, когда на отечество нападут враги, предрекая им при этом скорое поражение. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке с крестообразно сложенными на груди руками. Так с миром почил о Господе досточудный отец наш преподобный Никандр пустынножитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

С того времени введены в монастырь общежитие и порядок по образцу Киево-Печерской лавры; в монастырь этот начало стекаться ежегодно на праздники множество богомольцев, и он сделался славным не только во всей Литве, но и в странах соседних . В XVI столетии мы видим в Псковском крае еще следующие монастыри: Троицкий Сергиев в предместии Великих Лук, неизвестно когда основанный, но теперь, после долговременного запустения, восстановленный (около 1550 г.) иноком Козмодамианского монастыря Боголепом при помощи благочестивых людей; Николаевский близ Себежа, сожженный ливонцами в 1559 г.; Николаевский в Опочке, (упоминается около 1560 г.); Николаевский на реке Зарезинце в Прудской Засаде и Троицкий Кудин в погосте Кудине Торопецкого уезда, которые оба упоминаются в 1566 г.; Святогорский Успенский в сорока верстах от города Опочки, основанный по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери (в 1569 г.) на высоком хребте гор, которые издревле назывались Синичими, а теперь прозваны Святыми; Демьянский Рождественский на устье реки Демьянки, упоминается около 1570 г.; Крестовоздвиженский в пригороде Выборе и Варваринский женский в том же пригороде, разоренные войсками Батория в 1581 г. Упомянем, наконец, и о пустыне Никандровой Благовещенской в Порховском уезде, где долгое время подвизался только один пустынник — преподобный Никандр, постриженник Крыпецкой обители, а уже по смерти его начал с 1585 г. устрояться монастырь трудами инока Исаии . В Беломорском крае первое место между обителями занимала обитель Соловецкая. Основание ей положили еще к концу прошлого периода (1429–1436) два святых старца — Герман и Савватий, но только ж основание. А истинным создателем ее должно признать по всей справедливости преподобного Зосиму, который, особенно в продолжение 26-летнего игуменства своего (1452–1478), умножил в ней число братства, устроил новые и более обширные церкви, кельи и прочие монастырские службы, учредил общежитие и весь внутренний порядок, обеспечил средства для ее содержания. Потом лучшим временем для этой обители было время 18-летнего игуменства (1548–1566) святого Филиппа, впоследствии митрополита Московского, которого труды как для внутреннего ее устройства, так и для внешнего благосостояния нам уже известны. Вскоре после Соловецкой обители основана обитель Богословская на реке Ваге, в 15 верстах от нынешнего Шенкурска новгородским посадником Василием Степановичем Своеземцевым, который в 1452 г. пожертвовал ей три своих села, а затем и сам постригся в ней под именем Варлаама и скончался в 1462 г. Впоследствии, с 1543 г., она начала получать от царя ругу и имела до 30 человек братства. С XV же века делается известным монастырь Николаевский на Северной Двине около Холмогор в Чухченемской волости, продолжавший существовать и в 1582 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

С южной стороны была сделана пристройка для сцены Дома культуры. На втором этаже настелили пол, открыли районную библиотеку. С 1957 по 1983 годы здание использовалось как пожарная часть. К этому времени разобрали колонны центрального входа, вырубили ворота для выезда пожарных машин, засыпали подвалы, выкопали ямы для осмотра машин, забетонировали подвал для воды. В мощных двухстворчатых дверях, через которые прошло несколько поколений станичников, проделали дыру для трубы – качали воду в пожарные машины. В алтаре поставили электродвигатели. 16 апреля 1992 года при очистке здания храма церковным старостой В.А. Хандюковым в холодном приделе под алтарем, под тремя рядами кирпича, было обнаружено захоронение (глубиной до 2 м). В нем обнаружен скелет человека среднего роста, волос и ногтевых пластинок нет, остатков одежды нет, кроме двух костяных пуговиц, цвет костей песочный с белым налетом. Когда я спустился в могилу, то был удивлен видом удивительно жирной и черной земли. На следующий день, после молитвы о. Глеба, прах был погребен там же. Электромоторы на бетонном фундаменте убрать не удалось, поэтому пол в этом приделе настелен почти под самые подоконники. Доски положили сверху моторов. Версия автора: после основания крепости летом 1752 года, вплоть до закладки каменного храма в 1801 году, кладбище располагалось в пределах четырехугольных стен крепости, в западной ее части. За пределы кладбище не выносили, так как оно могло быть уничтожено при набегах. Каменный храм заложили на месте сгоревшей церкви прямо на кладбище. Ряд захоронений драгун и казаков оказались внутри церкви. Начало восстановлению храма положил уроженец Пресногорьковской Николай Владимирович Коляда (род. в 1957 г.), известный в России и за рубежом писатель и драматург. 6 ноября 1990 года по инициативе Н.В. Коляды и председателя сельского Совета Виниченко Н.Д. был приглашен о. Виктор (Петров), настоятель Косьмо-Демьянской церкви г. Кустаная. Церковь была освящена при большом стечении народа в сильную пургу. Люди набились внутрь здания, заняли все оконные и дверные проемы, которые не имели ни дверей, ни рам. Люди, столько лет разрушавшие здание, теперь, словно осознав свой тяжкий грех, в молчании слушали отца Виктора. Летом 2005 года при активной поддержке акима Костанайской области С.В. Кулагина храм был восстановлен. Вновь грянул над станицей колокольный звон.

http://sobory.ru/article/?object=41302

   001    002    003   004     005    006