А.С. Кондрашов в " Описании церкви Тихвинской иконы Божией Матери, находящейся в гор. Новгороде на Софийской стороне, принадлежащей Военному ведомству " 1916 года издания писал, что Тихвинская военная церковь, находящаяся между Тихвинской и Козьмо-Демьянской улицами, скромно приютилась на небольшой возвышенной площади, окруженной Богоугодными заведениями: с западной стороны - деревянным зданием местного военного лазарета, а с северной - каменными зданиями больницы Новгородского земства, как-бы являясь здесь на земле утешительницей всех страждущих и скорбящих от недугов телесных... Он отметил, что в архитектурном отношении Тихвинская военная церковь представляется величественною, не уступая местным соборным церквям. Устроена церковь об одной главе вместе с колокольнею и с двумя портиками; покрыта обычным листовым железом; на церкви два восьмиконечных креста деревянных, обитых белою вызолоченною жестью. Внутри и снаружи церковь оштукатурена и окрашена известью, а крыша, глава и шпиль колокольни - масленою краской. Главный трехпрестольный храм во имя Тихвинской Божией Матери каменный, построен в виде прямоугольника с выдающимися на восток полукружиями, а с южной и северной стороны церкви устроены два из плиты портика, с четырьмя приступами и с четырьмя каменными колоннами на каждом портике, поддерживающим крытые железом фронтоны с карнизом. Храм имеет в длину 21,3 м, в ширину 17,1 м, а в высоту от основания до крыши 9,4 м. Храм одноэтажный с особым при нем теплым приделом, в два просвета. В первом нижнем 14 окон, с восточной стороны 6, с южной 4 и с северной 4. Во втором верхнем 10 окон, с южной стороны 5 и с северной 5 окон. Все окна в деревянных переплетах с железными решетками. Внутри храма стены оштукатурены и окрашены масленой краскою, соединены между собой куполом, в котором четыре полукруглых просвета. Вверху купола написаны масляными красками: а) по средине большой круг и в нем изображение Всевидящего Ока с сиянием из червоного золота; б) под кругом в полукруглых рамках: св. апостолы Петр и Павел, св. Иоанн Предтеча Господен, св. Пророк Илия.

http://sobory.ru/article/?object=18606

В.Березин, В.Добронравов Город Шуя 1 (Краткий исторический очерк) Город Шуя находится от Владимира в 119 верстах и расположен по обоим берегам реки Тезы. На левом возвышенном берегу реки расположен старый город, а на правом берегу, в местности менее возвышенной, расположена новая часть города (Заречье), которая речкою Сехою разделяется на два предместья, соединенные между собою постоянным мостом. Заречье стало застраиваться лишь в тридцатых годах текущего столетия, а до сего времени была здесь пахотная и луговая земля. Между старым и новым городами сообщение производится с помощью двух мостов: одного постоянного, a другого – временного наплавного. Когда и кем положено основание городу Шуе, исторических указаний на это нет; но фамилия князей Шуйских известна с 1403 года и едва ли может быть сомнение, что основание города относится к исходу XIV столетия. Древний город был расположен на левом берегу реки Тезы, почему и назван был Шуей, и состоял из Кремля, и острога, и из посада. Кремль был обнесен земляным валом, имевшим протяжение: с востока на запад 122, с юга на север 114, a в окружности 522 саженей. На валу находилась деревянная стена с четырьмя по углам башнями и трои ворота, которые именовались: на восток Никольскими, на юг Телешевскими, a на запад Тайницкими. В крепости находились храмы: Соборная деревянная церковь Покрова Пресвятые Богородицы и деревянная же церковь Св. Алексея человека Божия. Административные учреждения города: Тюрьма, Губный двор, Съезжая изба, Воеводский двор; дома князей и бояр: Шуйских, Черкасских, Бабкиных, Собакиных и других. Подворья монастырей: Суздальского, Николошартомского и Троицкого, дворцовых сел: Дунилова, Гориц и Лежнева. Посад (пригородок, предместье) в Древние времена именовался Борисоглебским, по имени бывшей в нем церкви Св. Бориса и Глеба. Кроме Борисоглебской церкви на посаде находились церкви: Козьмо-Демьянская (ныне Спасская), Никольская (ныне Воскресенский собор) и Троицкий мужской монастырь (ныне приходская Троицкая церковь ). На посаде же проживало и войско; так, одна улица называлась Пищальной, где жили тогда пищальники, или пушкари. Мало-помалу на посаде учреждалась и сосредоточивалась и администрация как города, так и всего окрестного края: устроены были Земская изба, Таможня, Соляной двор, Гостиный двор, Убогий дом и Богадельни. Под защитой городских укреплений и войска впоследствии образовался класс торговых и промышленных людей, образовались ремесла и промысла, возникли заводы и фабрики, и из маленького Борисоглебского посада образовался город Шуя, который в настоящее время своею мануфактурною хлопчато-бумажною производительностию достиг довольно значительных размеров; так что стал в ряд значительных городов Российской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

После привлечения Патриарха свт. Тихона к судебной ответственности и захвата в мае 1922 г. руководства Церковью обновленцами И. сначала признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По нек-рым данным, И. вместе с Крестецким еп. Серафимом (Велицким) участвовал 3 сент. 1922 г. в обновленческой «хиротонии» прот. Александра Лебедева во «епископа Новгородского». Затем, однако, И. вслед за еп. Серафимом вышел из подчинения ВЦУ. 24 дек. 1922 г. собрание клириков и мирян Валдайского у. отказалось признавать каноничность ВЦУ и выразило полную поддержку И., «который имеет право управлять на правах самостоятельного епископа». И. заявил, что «согласился заведовать духовными делами уезда только до созыва епархиального съезда духовенства и мирян» (власти тогда разрешали проводить лишь уездные собрания). В каноническое общение с И. перешел Полновский Успенский жен. мон-рь Демьянского у. И. не подчинился вызову ВЦУ в Москву для объяснений «по вопросу об автокефалии в его викариатстве». После освобождения в 1923 г. из заключения Патриарха Тихона И. немедленно восстановил связь с каноническими властями. В докладе Патриарху о положении дел в Новгородской епархии в мае 1924 г. сообщалось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский - дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 310-311). До 1926 г. в Валдайский Иверский монастырь И. принимал послушников. В 1927 г. Иверская трудовая артель, в которой насчитывалось ок. 70 чел. во главе с иером. Никитой (Марковым), была обследована Наркомземом и Рабоче-крестьянской инспекцией. После проверки артели было отказано в перерегистрации устава. Попытка обжаловать это решение во ВЦИК не дала результата. 8 апр. 1928 г. в «Ленинградской правде» был помещен фельетон «Житие отца Никиты». По словам фельетониста, в трудовой артели монахов и мирян «чудотворная икона по доходности занимает, поди, первое место». После закрытия монастырской артели И. был выслан в Рыбинск, где рукоположил во диакона мон. Осию (Михайлова, в схиме Онисифор). Позднее И. вернулся в Валдайский Иверский мон-рь, где у братии сохранялась часть помещений, а храмы действовали как приходские.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Пришедшие в себя возвратили отшельнику отнятое у него и просили помолиться за них; отшельник отпустил их с миром. Народ стал собираться к нему, желая слышать наставления из уст подвижника. Отшельник провел уже 15 лет в уединении: но и теперь боялся славы человеческой. Убегая известности, опасной для души, преподобный снова пришел в Крыпецкую обитель. Здесь поручили ему должность уставщика и потом келаря. Жизнь его была и здесь также строга, как в отшельничестве. Пять дней довольствовался он только хлебом с водою и только по субботам и воскресеньям вкушал немного вареной пищи. Днем сверх возложенного послушания носил воду и дрова для братии, а ночью молился. По временам уходя из обители в лес, обнажал он до половины тело свое и отдавал его в пищу насекомым, а сам прял волну или пел псалмы. Строгость его по званию и жизнь, не похожая на жизнь других казались тяжкими для слабых. Он, оставив обитель, в 3 верстах от нее, на острове поставил себе хижину и опять стал подвизаться отшельником. Но и отселе жизнь его колола глаза слабых. – Когда стали приходить ревнители благочестия за советами отшельника: братия обители еще более вознегодовали на него и говорили: Никандр отнимает доходы у обители. Святой отправился опять на р. Демьянку. На дороге в пустыню, в с. Локотах, нетрезвые крестьяне избили его по подозрению, не из числа ли он злых людей, сжегших пред тем дом одного из них? Преподобный великодушно простил их. – В последние годы открылся в нем дар прозрения и чудесной силы. Помещика Петра назвал он по имени, когда тот стоял за дверью, и предсказал чадородие бесплодной супруги его. Другому предсказал скорую смерть. Крестьянин Назарий, полтора года лежавший больным, велел нести себя в пустынь к преп. старцу; принесённый он со слезами умолял старца о помощи. Старец велел отнести его в гостиную хижину, стоявшую у дуба, где останавливались приходившие, и оградил его крестом; больной, сладко уснув, встал на другой день совершенно здоровым. Каждый год в великий пяток преп. отшельник приходил к вечерне в Демьянский монастырь и на другой день после исповеди приобщался св. тайн; а за 8 лет до кончины принял схиму от демьянского игумена. Жившие в окрестности иногда тайно приходили к хижине отшельника и всегда слышали, что он молился с горьким рыданием; когда же замечал близость людей, внезапно умолкал. Никто не заставал его лежащим для отдыха: он только сидя засыпал немного. Постоянною пищею его были пустынные растения и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если приносили его; в великий пост только раз в неделю принимал пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Варлаама Константином и его товарищем Космою Николаевская пустынь, названная Косинскою, потому что стоит на косе между реками Полистою и Снежною. На устье Волхова находился Медведицкий монастырь; в Ладоге на посаде Никольский монастырь; 501 когда они построены неизвестно. 502 В 1446 г. владыка Евфимий устроил монастырь около древней патрональной церкви св. Георгия в средине города. В двадцати верстах от пригорода Луги неизвестно кем и когда основан Череменецкий монастырь во имя Иоанна Богослова, на том месте, где явилась икона этого Апостола. Монастырь стоял на острове. В волости пригорода Порхова существовало два мужеских монастыря: Демьянский при впадении в Шелонь речку Демьянки, неизвестно кем и когда основанный, и другой, в 65 верстах от Порхова, основанный в XIV веке при впадении речки Омучи в Шелонь иноками Феофилом и Иаковом. Он назывался Феофилова Успенская-Коневская пустынь. 503 В Вологде и в ее окрестностях составилась целая группа монастырей и местных святых с благочестивыми легендами и преданиями. Древнейшим подвижником и начальником монашеского жития был преподобный Герасим, в XII-м веке. Он заложил монастырь во имя св. Троицы, в нескольких верстах от города Вологды, в 1143 году. Неизвестно с какого времени основан и существовал в древности в XIV веке Спасо-Каменский Духов монастырь в самой Вологде. Развитие монашества совершилось здесь в XIV и XV веках. Но так как тут кончались пределы новгородских владений, и отшельники, основывавшие обители, получали благословение не от Новгородских владык, а от ростовских епископов, и притом сами были большею частью не Новгородцы, то и не место здесь распространяться о них. Заволочье и берег Ледовитого моря были также мало- помалу населяемы обителями. На месте нынешнего Архангельска, по преданию, существовал, с XII века, построенный при архиепископе Иоанне монастырь Архангельский, даровавший впоследствии имя городу. 504 В 1419 г. его разорили Норвежцы. Близ самого устья Двины в XV веке основан был монастырь Никольский Корельской, по преданию, Марфою Борецкою, в память своих сыновей Антония и Феликса, которые поехали для осмотра вотчин и утонули.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В Тюмени в Музейном комплексе им. И.Я. Словцова в 2016 году прошли образовательные лекции на тему «По пути с Цесаревичем». Лекция очень заинтересовала музейных работников, тюменских учителей истории, мировой художественной культуры и литературы. Искусствовед Наталья Александровна Паромова рассказала слушателям о путешествии Цесаревича по России в 1891 году. В Тобольской губернии Великий Князь Николай Александрович посетил Тюмень, Сургут, село Демьянское, Самарово и Тобольск. Слушатели лекции узнали о том, как встречали Царственного Гостя, как готовились к его приезду, какие дары преподносили и что имели в ответ от будущего Императора Николая II. В завершении экскурса в историю гости Музея изобразительных искусств посетили экспозицию «Тюмень - врата Сибири». В течение сентября-октября лекция проходила на базе выставки " Тюмень - врата Сибири " , в ноябре-декабре - в зале русской живописи XVIII века в постоянной экспозиции «АРТ-коллекция». В первопрестольной, в храме святителя Николая п. Дружба в октябре 2016 года состоялась встреча прихожан с писателем Андреем Хвалиным, рассказавшим о восточном путешествии Цесаревича. И наконец, в Москве режиссером Валерией Валерьевной Ловковой при поддержке Министерства Культуры РФ создан прекрасный документальный фильм о путешествии на восток Наследника Цесаревича. На вечере фильм будет представлен его создателями и участниками. Таким образом, в этом году силами почитателей памяти Царя-страстотерпца Николая при поддержке Владивостокско-Приморской митрополии во главе с владыкой Вениамином, русской диаспоры в Японии, энтузиастов в Тюмени, московских священников и православно-патриотической общественности было отмечено 125-летие исторического путешествия на восток Наследника Цесаревича Николая Александровича. В результате проведенных мероприятий обнаружились хорошие перспективы нашего начинания. Исторические кадры и страницы прошлого указывают путь в будущее Гости вечера с огромным интересом просмотрели замечательный документальный фильм «Восточное путешествие» ( http://archive-khvalin.ru/film/ ), созданный кинокомпанией «Мегафильм» при финансовой поддержке Минкультуры РФ.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/21/...

131 Надпись, вырезанная вокруг креста, на медали, выбитой на воссоединение униатов с православною Церковью. На другой стороне медали – лик Спасителя и слова апостольские «такова имамы первосвященника». – Какая противоположность между двумя памятниками – Римским и Русским! 132 Царь Иоанн, в послании к братии Кириллова-Белозерского монастыря, резко обличает порчу нравственную, внесенную боярами в обители иноческие. Но кто же, если не он сам, был виновником этого зла? 133 Тогдашнее ослабление строгости в богатых монастырях обнаруживают и самые их уставы. Тогда как в бедных обителях иноки вели жизнь истинно-страдальческую, уставом Тихвинского монастыря во все субботы и воскресенья великого поста предлагалась инокам икра, а в воскресенье 1-й недели жареная лососина, или просоленная семга. Даже по уставу Сергиевой Лавры в субботу 1-й недели предлагали икру, а в воскресенье 1-й недели, в субботу 5 и 6 недель – рыбу. (Доп. Ист. Акт. 135). 134 Демьянский Спасский монастырь находился недалеко от Никандровой пустыни при впадении речки Демьянки в р. Шелонь. Он давно уже не существует. 135 Мощи преп. Никандра почивают открыто в соборном храме Благовещенской Никандровой пустыни. Они были освидетельствованы по указу патриарха Иоакима и торжественно открыты 29 июня 1687 года. – Житие преп. Никандра и служба ему, написанные неизвестным, находятся в Москов. синод, библиотеке (рукопись XVII века 620). 136 Так, когда видел его старец Пафнутий (друг преп. Адриана) в Павловом Обнорском монастыре, на вопрос Пафнутиев: кто он? Ферапонт отвечал: «Я сожитель Василиев, что на Москве». Точно также когда в первый раз виделся с ним Адриан, он сказал ему: «Ты будешь мне отцом и тогда узнаешь мое имя: теперь же скажу тебе, что я сожитель Василия, который подвизался в Москве». Поселившись в Монзенской обители, старец на вопросы любопытных отвечал, что он «постриженик Воздвиженского монастыря, что в Костроме, но бывал и в царствующем граде, где жил близь дома блаженного Василия, отделенный от него одним лишь тыном». Он пострижен в иночество за 16 лет до кончины своей, как сам сказал духовнику, (след. в 1575 г.). Таким образом ясно, что он едва ли видал в живых блаж. Василия (†1554), а только подражал сокровенному духовному житию его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Ваш Богомолец, смиренный Протоиерей Иоанн Сергиев. 16 Декабря 1893 г. Иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову). 17 декабря 1893. Кронштадт 1893 год. 17 Декабря. 8 часов 45 минут пополудни. Возлюбленный о Христе брат Анатолий, прими сердечные пожелания выздоровления и молитву о тебе к Врачу Всемогущему 439 . Протоиерей Иоанн Кронштадтский . Монахине Флорентин (Егоровой). 13 января 1894. Кронштадт Достопочтенная Мать Игумения Флорентия! Обращаюсь к Вам с просьбою о принятии в женское Деревяницкое Училище сироты Екатерины 10-ти лет, дочери дьячка Новгородской епархии, Демьянского уезда, села Воронина, Платона Фиделина, оставившего после себя четырех сирот 440 . Покойный 441 был родственником мне, именно братом моего зятя, священника Архангельской губернии, Холмогорского уезда, Василия Фидедина. Пользуюсь случаем кланяться Вам. Покорный слуга и смиренный Богомолец, Протоиерей Кронштадтский Иоанн Сергиев. 13 Янв 1894. Монахине Флорентин (Егоровой). Февраль 1894. Кронштадт Честная и приснопамятная Мать Игумения 442 Флорентин! Священник Борович уезда Молодиленской церкви Иоанн Озеров просит моего ходатайства пред Вами о принятии дочери его 11-ти лет Веры на казенный счет в Ваше училище, по причине его бедности и многосемейности. Дерзаю просить о том Ваше высокопреподобие и войти в положение этого многосемейного священника. Ваш смиренный Богомолец Прот Иоанн Сергиев. Февр 1894 Редактору газеты «Новости дня» А. Я. Липскерову. Середина марта 1894. Кронштадт М г , г-н редактор! Ввиду появившихся в некоторых газетах статей о страннике Антонии, в которых упоминается и мое имя, покорнейше прошу поместить в Вашей газете мое нижеследующее заявление: странника Антония я только однажды посетил 443 , потому что езжу ко всем, кто меня призывает для молитвы, но его жизнь мне неизвестна. Ни ему, ни кому другому я никогда не поручал делать сборов моим именем или доставлять мне какие-либо пожертвования. Прошу покорнейше на будущее время не связывать мое имя с деятельностью странника Антония, мне вообще неизвестного, и не помещать в своих статьях каких-то моих разговоров о нем, которые передаются неточно и могут вводить в заблуждение читающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Преподобный получил от Бога дар прозорливости и исцелений посреди подвигов своей пустынной жизни. Некто Петр, по прозванию Юсуков, имевший поместье по соседству его пустыни, на ловле зверей, гнавшись за лосем, нечаянно заведен был в непроходимые дебри, к уединенной хижине пустынника. С молитвою постучался он в дверь. Старец велел ему идти ожидать его у дуба, назвал по имени пришельца и благословил его супругу. Изумился Петр такой прозорливости и стал вопрошать, сколько лет проводит он уже в пустыни. Но преподобный, открыв только свое имя, умолчал о прочем. Тогда пришелец припал со слезами к ногам его и просил, как друга Божия, вымолить ему от Господа разрешение от горького неплодия долголетнего их брака. Никандр отпустил его с миром, возвестив ему о радостном рождении сына. Другому человеку, по имени Симеон, пришедшему навестить его ради душевной пользы, преподобный предсказал о скором его отшествии из временной жизни и советовал окончить дни в покаянии иноческой жизни. Симеон с послушанием исполнил спасительный совет старца. Люди, жившие окрест, иногда тайно приходили к хижине Никандровой и всегда слышали, что он молился внутри келии с горьким плачем; но, когда преподобный ощущал приход человеческий, он внезапно умолкал и притворялся спящим, а толкущему в его дверь отвечал, как бы воспрянув от сна. Никто, однако, не заставал его лежащим для отдыха, когда же хотел упокоиться после вечерней молитвы, то сидя засыпал немного. Постоянною пищею его было зелие; и по захождении солнца вкушал он немного сухого хлеба, если его приносили. Во дни же Великой Четыредесятницы принимал пищу только раз в неделю. Ежегодно в пятницу, пред цветною неделею, приходил он во время вечернего пения в Демьянский монастырь и, там приобщившись на другой день Пречистых Таин, возвращался опять на суровое жительство в свою пустыню. Господь, прославляющий и утешающий своих угодников, повелел святому Александру Свирскому , чудотворцу, явиться преподобному Никандру и укрепить его в подвиге против невидимого врага, который с тех пор уже не смел приступать к нему, но только издали старался возмутить его мечтаниями, или страхованиями шума колесниц и ратного клича, или видением диких зверей. Но все сии страхи и мечты рассеивал преподобный одним знамением креста. Снова явился ему святой Александр, обещая, что Господь освободит его и от таких мечтаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В таких подвигах проводил святой все дни и ночи; никогда не ложился блаженный спать, но если его одолевал сон, то он сидя забывался дремотой, и то лишь на короткое время, а потом опять начинал молиться; свое пренебрежение к плоти Никандр простер до того, что умывал водой только руки и лицо; питался он, по большей части, растениями; когда же благочестивые люди приносили ему хлеб, то преподобный принимал приношение с благодарением; затем давал хлебу высохнуть и в таком виде вкушал его на заходе солнца; жажду он утолял водой; хотя он и вел столь суровую жизнь, однако никогда нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда он светилось радостью и спокойствием; в течение всей великой четыредесятницы святой вкушал только раз в неделю, а в великий пяток он шел в Демьянский монастырь; приобщившись там страшных и животворящих Таин Христовых, он снова уходил к себе в пустыню, считая себя недостойным быть в числе братии сей обители. Одному лишь Богу ведомы труды и подвиги, какие святой Никандр перенес в пустыне. Часто злые духи являлись смущать преподобного и даже наносили ему раны, как то было и со святым Антонием Египетским 7 ]. Подкрепляя подвижника Своего, Господь послал ему в видении преподобного Александра Свирского 8 ]; сей угодник Божий ободрил Никандра на брань с невидимыми врагами. В Евангелии сказано, что род сей ничем не изгоняется, как только молитвою и постом, — сим оружием и преподобный Никандр одержал победу над князем тьмы. Но долго пришлось ему бороться с думами злобы: всякий раз как Никандр хотел отдохнуть от своих трудов, вокруг его келлии поднимался такой шум, что казалось, будто проезжает множество колесниц, или же слышалась игра на тимпанах и свирелях 9 ]. Тогда преподобный начинал читать псалмы Давидовы, и шум прекращался; так злые духи долгое время днем и ночью не позволяли отдохнуть святому до тех пор, пока Божией благодатью он не одолел их в конец. Однажды большой медведь пришел к келлии святого и стал чесаться о нее с такою силой, что келлия стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей келлии и осенив себя самого крестным знамением, святой взглянул, — и видит большого зверя, стоящего у келлии. Тогда преподобный, еще раз ознаменовав себя крестом, вышел из келлии и перекрестил зверя. Будто пораженный какой-то невидимой силой, медведь упал перед святым, стал кротко лизать его честные ноги, а потом удалился в лес. И снова в другой раз ему явился в сенях келлии преподобный Александр Свирский; укрепляя его на подвиги, он сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006