Читайте также: Особенности православного богослужения Тропарь Крещения Господня, глас 1 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/возлюбленнаго Тя Сына именуя,/и Дух в виде голубине,/извествоваше словесе утверждение./Явлейся Христе Боже,//и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Кондак Крещения Господня, глас 4 Явился еси днесь вселенней,/и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/в разуме поющих Тя:/пришел еси, и явился еси,//Свет неприступный. Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!» Чтение Евангелия: Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17 Читать отрывок 12  Услышав же Иисус, что Иоанн отдан  под стражу,  удалился в Галилею  13  и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,  14  да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15   " земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16  народ, сидящий во тьме,  увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет " . 17  С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Свернуть Комментирует священник Стефан Домусчи Апостольское чтение: Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стихи 7–13 Читать отрывок 7  Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.  8  Посему и сказано: " восшед на высоту,  пленил плен и дал дары человекам " .  9  А " восшел " что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?  10  Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.  11  И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,  12  к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,  13  доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;

http://foma.ru/nedelja-tridcat-tretja-po...

Миф о существовании гонений на ученых в XVI–XVII вв. является всего лишь просвещенческой выдумкой. Ни одного примера преследований ученых, кроме случаев с Дж. Бруно и Г. Галилеем, назвать не могут. Да и в этих случаях все не столь радужно с точки зрения атеиста. Что касается Дж. Бруно, то он был не ученым, а философом-язычником, сторонником пантеизма, еретиком, и именно за свои еретические положения и поплатился жизнью. Это было типичное проявление преследования еретиков, столь характерное для Ренессансной Европы. Конечно, нельзя приветствовать сжигание еретиков на кострах, но и говорить, что это было преследование за научные убеждения, тоже не стоит. По крайней мере, в материалах процесса над Дж. Бруно ни слова не говорится о его так называемых научных положениях. А мысль о бесконечности Вселенной Бруно заимствовал у кардинала Николая Кузанского, который за сто лет до Бруно высказал эту мысль. И никто Николая за это не преследовал. Что касается Г. Галилея, то здесь несколько иная ситуация. Дело в том, что Галилей выбрал не совсем удачный момент для публикации своего трактата «Диалог о двух системах мира: птолемеевой и коперниковой». В середине XVI в. М. Лютер обвинил католиков в том, что они совсем изменили христианству, стали слишком доверяться науке и философии, в то время как спасается человек, по Лютеру, «только верой». Вкупе с другими обвинениями (индульгенции и т.п.) эти нападки послужили причиной начала кровопролитных реформационных войн. Одним из аргументов для лютеран был факт положительного отношения католиков к работе Н. Коперника. И поэтому, когда реформационные войны затихли и наступил мир, католическая Церковь, не желая идти на углубление конфронтации, не рекомендовала Галилею публиковать свою книгу в защиту коперниковского учения до тех пор, пока тот не сможет полностью и совершенно убедительно доказать свое учение. Галилей же ослушался и опубликовал книгу, в чем и вынужден был покаяться. Кстати, как указывает В. Гейзенберг, правота Галилея в этом споре все же не столь очевидна. С научной точки зрения Галилей все-таки был неправ, ведь Солнце не покоится, да и Земля движется не по окружности, а по эллипсу. Но больше всего Галилей оказывается неправ в нравственной области, не просчитав те последствия, к которым могла бы привести публикация его идей 20 .

http://azbyka.ru/nauka-i-vera

И следовательно есть повод задуматься: в каком смысле употреблены они преподобным Иоанном - в буквальном или же только лишь в переносном, для обозначения образов нашего восприятия? По крайней мере на страницах " Точного изложения " Преподобный употребляет выражение о движении небесных тел именно в последнем значении. [ 5 ] Думается, что на основании " Точного изложения Православной Веры " нет оснований считать, что Церковь исповедует астрономическую систему Птолемея или Коперника. По крайней мере, вопрос о том, что вокруг чего вращается, там не ставится. Пусть ученые на основании достоверных фактов опровергают разные астрономические системы, это их дело. Нужно знать, что реально среди православных в конкретное историческое время могут существовать различные частные мнения, которые не всегда совпадают с Божественным Откровением, не обязательно являются абсолютно истинными. Такие мнения людьми несведущими могут ошибочно приниматься за суждения самой Церкви, за истины, имеющие своим источником Божественное Откровение. Упреки же в адрес Православной Церкви по поводу Джордано Бруно, Коперника и Галилея - вообще к нам не относятся, так как известные события, связанные с этими людьми, происходили по инициативе католиков, их обвиняла католическая церковь. И эти обвинения основывались, вероятно, на догматах и нравственных принципах католицизма. Так что этот упрек, оказывается, совсем не в наш адрес. Слушатели. А как же происхождение Земли и Вселенной? Ведь прошли миллиарды лет, как говорят ученые, с момента возникновения Солнечной системы, а у вас все " шесть дней творения " ? Да кто его видел, это творение? И почему вы о нем так уверенно говорите? Лектор. Сначала надо ответить на ваш второй вопрос. Мир, который нас с вами окружает, есть удивительное свидетельство о творении. Сам по себе! Взять хотя бы живую природу. Совершенство ее устроения просто поражает. Об этом много могут рассказать современные биологи и, наверное, в будущем еще много расскажут. Вот, например, один факт: кто-то попытался оценить сложность строения одного из хорошо известных нам живых существ - комара.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2169...

В википедии вы можете посмотреть, как выглядел этот собор до революции, и как он выглядит сейчас. Сейчас музей получил новое здание, но из собора так и не убрался. Во Владимире в центре города расположен планетарий. Можете посмотреть здесь, как он выглядит - http://planetarium33.ru/about-us.html. Это бывшая Николо-Кремлевская церковь, внутри которой до сих пор вместо икон висят портреты Галилея и Коперника. На сайте планетария церковь названа " Звездным домом " . Оба здания все собираются вернуть Церкви, да никак не соберутся. Еще более ужасно, что и музей оружия, и планетарий размещались советской властью в храмах с богоборческими целями. Но ведь уже больше 20 лет прошло! Почему мы (и я!) до сих пор терпим эти отрыжки богоборчества? Павло 29 октября 2014, 10:38 я не католик, но за католиков обидно столько пафоса по поводу всемирного величия папы Франциска - и тут же рядом тихий обмен церквей на бумажные евро ложный пафос ну и реакция на продажу цервей зоологическая: хорошо, больше еды будет в кормушке постхристианство, постевропа нам с ними не по пути Александр 29 октября 2014, 09:59 Сначала храм, потом автомастерская, потом мечеть. Когда уходит вера приходят иноверцы. Андрей 29 октября 2014, 08:41 Жуть какая.Спаси и сохрани. Алексей 29 октября 2014, 08:37 Какой высокий уровень еврохозяйственности! Господа папежники чеку из гранаты уже давно выдернули, еще в Константинополе изувеченном и изуродованном ими. Теперь дело за нами - Православными Христианами. Не мы им судьи. Самим бы устоять в вере и делах наших каждодневных. А если не устоим, Господь не будет удерживать ни взрыва той самой апокалиптической гранаты уже сегодня лежащей без чеки, ни Своего Второго Пришествия в мир. А папа их, римский, завхоз и " наместник " никудышний, судя по фотографиям, если Дома Молитвы позволяет использовать, мягко говоря, не по назначению. И даже Ах!, Ах! не делает. Про волны протеста и чувство озабоченности мирового латинства, уже и говорить не приходится. Видимо это у них так происходит от великой бедности латинской.

http://pravoslavie.ru/74660.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Арифметика и/или молитва. К вопросу об отношениях с бесконечностью 8 мин., 24.03.2013 Об отношениях науки и религии спорят часто, но участникам таких дискуссий свойственно упрощать проблему. Упрощение — допустимый прием в рассуждениях, но только если держать это в уме и вовремя остановиться, чтобы посмотреть, соответствует ли реальности возникшая таким образом картина. Иначе создаются штампы. Одним из таких штампов мне кажется представление, будто наука в XVIII и XIX веке была слишком самонадеянна, и ее заявления были слишком громкими по сравнению с тем, чего она в принципе может достичь, а в наше время ученые примолкли и поумнели и больше не говорят о немедленном переустройстве мира и его окончательном познании. И наука нашего времени, почти как блудное дитя Церкви, вот-вот покается и признается в собственном бессилии понять мир и человека... Какая-то правда в этом есть — но не вся правда. Слишком уж лихо мы обобщаем, забывая о том, что не только в наши дни, но и в эпоху, казалось бы, стопроцентного торжества материализма наукой занимались разные люди, с разными религиозными и философскими воззрениями, что существовали разные учения, с разным отношением к религиозной доктрине. Например, кроме Дарвина, были и Ламарк, и Уоллес... Когда же заходит речь об открытых конфликтах веры и научного познания, то в подавляющем большинстве случаев вспоминают два процесса — против Галилея и Джордано Бруно. Куда реже вспоминают врача и физиолога Мигеля Сервета, сожженного кальвинистами в 1553 году. Да и вообще у Церкви отношения с медиками склады вались куда хуже, чем с астрономами. Надо ли пояснять, что без анатомических исследований невозможно развитие медицины? А ведь вскрытие покойников до определенного времени строжайше запрещалось Ватиканом. Конечно, удар в первую очередь был направлен против оккультистов, но ведь и честным врачам досталось. Да и дело Галилея... Пускай обвинение и не касалось его астрономических взглядов — но ведь Галилею было ничуть не легче. После приговора заниматься астрономией он уже не мог и жил до конца дней под домашним арестом. А ведь именно Галилей был человеком, сделавшим решающий шаг в формировании современного научного мировоззрения, которое в основе своей, безусловно, является христианским — однако не сводится ни к теологии, ни к религиозной философии, ни к мистической практике. Думаю, об этом необходимо рассказать подробнее.

http://foma.ru/arifmetika-i-ili-molitva-...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бесплатный онлайн-курс журнала «Фома» 5 философов, которые перевернули мир 5 лекций для тех, кто любит «пофилософствовать» О курсе Галилей основал современную науку, Канта интересовала моральная философия, а Маркс углубился в экономику и предложил решение для борьбы с классовым неравенством. Это доказывает, что философия не ограничивается абстрактными идеями и теориями, но охватывает важные аспекты человеческой жизни. Вместе с нашим лектором на понятных примерах предлагаем разобраться: какое влияние философия оказала на наш мир? к чему призывали философы? и какие их идеи до сих пор актуальны? Стоимость бесплатно Доступ бессрочно Продолжительность 5 видеолекций Программа курса Лекция 1 Галилео Галилей «против» Церкви или «за»? С чего началась научная революция? Почему Церковь ополчилась на Галилея? Где он нашел поддержку? И кто продолжил его дело? Лекция 2 Почему люди несчастны? Отвечают Вольтер и Руссо Как философию можно применить на практике? Религия необходима? Богатые и бедные могут договориться? Свобода – вседозволенность? Революция – выход? Лекция 3 Правила жизни Иммануила Канта Разум – центр вселенной? Совесть – друг или враг? Справедливость – домоклов меч? В все же, разум или чувства? Где истина? Лекция 4 Ницше: чем его мрачная философия так соблазняла людей? Кто придумал справедливость? Свобода – способ власти? Кто самый «вредный» человек для философии? И почему мораль – философия неудачника? Лекция 5 Капитализм работает? Труд и проклятье Карла Маркса Как труд становится проклятьем? Почему одни люди – богатые, а другие – бедные? Как решить эту несправедливость? И что на это скажет Карл Маркс? После нашего курса вы: убедитесь, что философия – это не только о чем-то высоком вдохновитесь на изучение «непосильных» философских трактатов узнаете, что объединяет науку и религию разберетесь, что из философских идей – утопия, а что – нет Автор курса Виктор Лега Философ, кандидат богословия, доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; доцент учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института; доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета; доцент Сретенской духовной академии; доцент Московской духовной академии.

http://academy.foma.ru/5-filosofov-kotor...

Греческая церковь устроена в широких размерах и богато убрана. Особенно замечательна художественная узорная резьба иконостаса из какого-то темного драгоценного дерева. Алтарей тут несколько. Изнутри храма открывается спуск в нижнюю пещеру, роскошно обделанный мрамором и старинными изразцами. Пещера эта и есть главная святыня храма. Сюда приходила Святая Дева черпать воду из глубокой впадины ключа. Так как греки, из соревнования с католиками, переносят в свою церковь и легенду о Благовещении, то нижний престол, разумеется, посвящен этому Евангельскому событию и увешан вечно пылающими дорогими лампадами. Сквозь особое отверстие в мраморном полу, окруженное решеткой, опускается в незримую глубину чаша на цепочке и черпает там воду священного источника. Вода эта удивительно приятна и прохладна. Богомольцы не только пьют ее, но и омывают ею глаза и голову, в ограждение себя от болезней. Прежде спускались по крутой и темной каменной лестнице до самого ключа, но теперь эта лестница заперта. Другой спуск к ключу через решетку, проделанную среди пола пещерки. Все это отзывается обычаями и нравами глубокой древности и носит на себе неподдельный местный колорит. Странное дело! вот уже несколько раз при обзоре святых мест Палестины меня поражают везде, в Иерусалиме, в Вифлееме, в Назарете, одни и те же впечатления. Где только устроятся католики, там все чисто, прилично, прекрасно, все обдуманно и все богато, но зато, вместе с пылью и грязью, словно выметается навсегда и прах исторических воспоминаний. В благоустроенных и чинно содержимых католических церквах Назарета ничто не переносит вашего воображения в минувшие века, ничто не восстановляет перед вами наглядно и живо протекших Евангельских событий. У греков как раз наоборот: много неустройства, беспорядка, распущенности и запущенности; но в общем удивительно сохраняется на всем таинственная печать давно прошедших веков и потому греческие святыни производят на вас гораздо более глубокое и гораздо более характерное впечатление. Так и бросается в глаза, что эти пришлые с далекого запада латинцы – всем внутренним существом своим, всею своею историей чужды простодушному восточному миру, что они никогда не в силах постигнуть и усвоить себе его скромных наивных вкусов, его излюбленного типа святыни; и что напротив православный грек, православный сирийский араб, законные вековечные наследники и туземцы востока, выросшие на том же старом корне, на котором стоял здешний древний мир, без всякого труда и усилия повторяют в своих созданиях и сохраняют на память будущим векам прирожденные типы и идеалы востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, мы видим, что с первых же дней мир встретил Мессию ненавистью и угрозами. Но это был не весь мир. Те, кто верил и ждал, кто был чист сердцем и полон надежд, встретили Христа иначе. Вифлеемские пастухи, старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем грядущего Царя.   Весной того же года тяжкая болезнь приковала Ирода к постели. Его продолжали мучить страхи, он то и дело выслушивал доносчиков, несколько раз менял завещание. Царю не давала покоя мысль, что народ с нетерпением ждет его конца. Узнав, что какие-то юноши, подстрекаемые раввинами, разбили на Храме золоченого орла — эмблему Рима, он велел их немедленно арестовать и судить со всей строгостью. Невзирая на недуг, Ирод нашел в себе силы даже присутствовать на процессе. Обвиняемых приговорили к сожжению на костре, что вызвало бурю негодования в Иерусалиме. Умирающего царя увезли в Иерихон, где пытались лечить водами. Был момент, когда боли чуть не привели Ирода к самоубийству; его едва успели спасти. Шум и крики челяди донеслись до старшего сына царя, находившегося под стражей, тот решил, что отец скончался, и просил тюремщика освободить его. Но стражник донес об этом Ироду, и тот в ярости отдал приказ немедленно умертвить князя. А через пять дней смерть настигла и самого монарха. Агония его была ужасна, он сыпал проклятиями, бредил новыми казнями. Говорят, будто он велел перерезать группу знатных заложников, чтобы хоть таким образом лишить народ радости и заставить его проливать слезы. День смерти Ирода стал впоследствии национальным праздником евреев. Семья царя устроила ему пышные похороны. Облаченное в пурпур тело несли на золотых носилках. За ними в сопровождении гвардейцев шли его сыновья: Архелай, Антипа, Филипп и другие, родившиеся от многочисленных жен Ирода. Но не успели смолкнуть вопли наемных плакальщиц, как началась борьба за власть между наследниками. [ 6 ] По завещанию Иорданская область и Галилея отходили к Антипе, земли к северу от них — Филиппу, а иерусалимский трон, Иудея и Самария — Архелаю. Однако для утверждения раздела нужно было ехать в Рим. Перед отбытием царской семьи в городе вспыхнули беспорядки; народ требовал наказать соучастников преступлений Ирода. Архелай отверг все петиции и уехал, поручив Иерусалим римскому командованию, которое жестоко расправилось с восставшими. Тем не менее страна продолжала бурлить, а к императору отправились делегаты с просьбой о полном устранении ненавистной династии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

424 . Приготовление к вечности: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Рус. инок. – 1916. – 18. – С. 774:425. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к архимандриту Игнатию (Васильеву)/Сообщ. Е. А. Лебедев ; Примеч. П. Флоренского ]//Богосл. вестн. – 1917. – 2/3. – С. 179–237:45 писем (1847–1859 гг.). 426 . Печать и знамя Христовы: (Из писем епископа Игнатия Брянчанинова) //Вестн. Рус. зап.-европ. патриаршего экзархата=Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale. – Париж, 1952. – 10. – С. 24–26. Без указания адресатов и дат. 427 . Письмо к мирянину: О силе покаяния//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1970. – 2. – С. 12–14. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 428 . Из неизданных писем//Вестн. Рус. христиан, движения. – Париж, 1977. – 121. – С. 9–21; 123. – С. 5–10:11 писем, среди названных адресатов: игум. Иларий, игум. Варлаам, прп. Макарий Оптинский , монах Серафим. Одно письмо датировано 14 дек. 1847 г. 429. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1981. – 5–10. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 430 . Избранные высказывания из писем епископа Игнатия//Журн. Моск. Патриархии. – 1982. – 12. – С. 143–147. Без указания адресатов и дат. 431. Письма к мирянам//Православ. жизнь=Orthodox Life. – Jordanville; New York, 1982. – 1–2, 5–8. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 432 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 5. – С. 9–24:3 письма без адресатов, одно датировано 4 февр. 1848 г. 433 . Письма к мирянам//Там же. – 1982. – 9. – С. 13–20. Без указания адресатов и дат. Письма к мирянам//Там же. – 1983. – 1, 3–6, 8:435. Неопубликованные письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к Валаамскому игумену Дамаскину и настоятелю Коневского монастыря архимандриту Израилю/Предисл. мон. Иувиана (Красноперова)//Православ. путь. – Jordanville; New York, 1984. – С. 21–32. – (Прил. к журн. «Православ. Русь»). 6 писем к игум. Дамаскину от 6 мая 1843 г., 30 нояб. 1846 г., 10 февр. 1848 г., 12 янв. 1857 г., 24 мая 1857 г., 21 июля 1858 г.; 4 письма к архим. Израилю от 28 апр. 1840 г., 31 июля 1865 г., 1 дек. 1865 г., б. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

597. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина [Текст]/свт. Лука Крымский . Москва: Сиб. благозвонница, 2010. 61 с. То же 2015. 598. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 1/2. С. 67: портр. 599. Слово в день памяти святителя и чудотворца Николая [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 7/8. С. 8–10: портр. 600. О смирении [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 9/10. С. 8–9: портр. 601. Милости хочу, а не жертвы [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 11/12. С. 9: портр. 602. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 15/16. С. 8–9: портр. 603. Притча о злых виноградарях [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. С. 8–9: портр. 604. О страхе апостолов и народа пред чудесами и словами Христовыми [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2010. 19/20. С. 8–9: портр. 2011 605. Господня Пасха: проповеди, беседы во дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). – Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. 159 с. 606. Дух, душа, тело [Текст]/святитель Лука Войно-Ясенецкий . Москва: Образ; [Тула]: Тульская епархия, 2011. 128 с. 607. Дух, душа и тело [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Пробл. восстановит. медицины. 2011. 5–6. С. 59–64. 608. Духовное наследие святителя Луки. Проповеди 1944–1945 гг. [Текст]//Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) . Москва, 2011. Гл. VIII. С. 123–214. 609. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Текст]: о том, что такое пост и для чего он установлен/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Приход храма Святого Духа сошествия, 2011. 15 с. То же. 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010