А это, по мнению автора доноса, равноценно отрицанию католического понимания таинства пресуществления и Тридентского догмата. По мнению Редонди, осуждение Галилея за коперниканство спасло его от угрозы быть привлеченным к ответственности за гораздо более тяжкое преступление и одновременно продемонстрировало ревностное стремление папы Урбана VIII к сохранению чистоты католической традиции 471 . Примечательно, что новая материалистическая картина мира рождалась «в теологической рубашке» 472 . В процессе перехода от аристотелевско–схоластической картины мира к атомистической решающую роль сыграла Реформация. Именно протестантизм, отказавшись от католической томистской трактовки таинств, открыл дорогу для новой, неаристотелевой физики. Эта новая физика, с точки зрения теологов Реформации, оказывается более предпочтительной в силу того, что только понимание материи как абсолютно пассивной протяженности, лишенной какой бы то ни было само–бытной субстанциональности, подразумевающей наличие целевых причин, подчеркивает уникальность человека как единственного существа, наделенного разумом и свободной волей. Кроме того, такая концепция материи, по мысли протестантских богословов, является лучшим доказательством бытия Божия: материя, лишенная внутреннего источника движения, неизбежно подразумевает существование источника внешнего, каковым является Бог . Поэтому совсем не удивительно, что указанные аргументы были включены в «Свод тридцати девяти статей церкви Англии», получив, таким образом, узаконенное место в англиканской теологической доктрине. И вполне закономерно, что «в то время, когда в католической Италии идут один за другим инквизиционные процессы над атомистами, в протестантской Англии публикуется целая серия атомистическо–корпускулярных работ Чарлтона, Бойля, Ньютона» 473 . Физика на пороге метафизики К началу ХХ века мир представлялся исследователям совершенным механизмом, состоящим из мельчайших, точно пригнанных друг к другу «деталей». Правда, относительно некоторых «частностей» его устроения еще оставались определенные неясности, но их, как тогда мнилось исследователям, несложно было устранить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

На высоком обрывистом берегу Генисаретского озера между Гадарой и Гергесой были расположены погребальные пещеры. Местные жители выдолбили в камне глубокие ходы, ведущие внутрь горы из мягкого камня — известняка. В этих ходах были боковые ниши, в которых гадаринцы хоронили своих мертвецов. Здесь и обитал несчастный человек, одержимый злыми духами — бесами. Он все время кричал страшным голосом, метался, бился о камни. А когда его пытались связать, чтобы он не покалечил себя, то бесноватый разрывал даже железные цепи. Но когда этот человек увидел Иисуса Христа, то тут же подбежал и поклонился Ему. Злые духи, которые находились в нем, испугались Иисуса и поняли, что Он сейчас изгонит их из человека, которого они так долго мучили. Неподалеку паслось большое стадо свиней. И бесы стали просить, чтобы Иисус разрешил им войти в свиней. Иисус разрешил. Но злые духи не зря называются злыми. Едва обретя себе новое пристанище, они тут же погубили все стадо, заставив свиней броситься в воду с обрыва. А исцеленный человек остался рядом с Иисусом и не проявлял больше никаких признаков своего прежнего безумия. Казалось бы, произошло великое событие — много лет страдавший человек вдруг выздоровел. Всем его соплеменникам нужно радоваться, веселиться и благодарить Иисуса за это чудесное исцеление их родственника. Но вместо этого гадаринские жители поступили так странно, что теперь весь мир вспоминает о них именно по этому поступку. Увидав, что их свиньи погибли, гадаринцы стали просить Иисуса… уйти из их земель. В явном чуде Божьем утонувшие свиньи оказались для них важнее спасенного человека. Иисус не стал им перечить. Он ушел и никогда больше не возвращался в Гадаринскую страну. Лишь исцеленный Им человек потом рассказывал своим землякам об удивительном галилейском Учителе, который мог изгонять бесов, но Сам оказался изгнан людьми из-за потопленного свиного стада. Галилеяне Этот народ упоминается в Евангелии очень часто. Причина этому весьма уважительная: почти все апостолы были галилеянами. И самого Иисуса Христа тоже много раз называли не иначе как Галилеянином. Все они жили в местности, которая называлась Галилея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

В деревне живет 500 людей, в воскресенье на службе 5 человек. А где ещё 495 человек? Где они? Это что такое, вообще? До каких пор мы будем терпеть отсутствие в Храме крещеных людей? А зачем, мы их крестим в таком случае? А зачем мы крестим людей, которые никогда не ходят на Божью молитву? Зачем мы венчаем людей, которые разводятся через год своей жизни? Пришли, подали заявление, расписались, венчаться идут. Через год приходят развенчиваться. Зачем мы венчаем никому не нужную зелень и сырость? Они не могут жить вместе, они не умеют жить вместе, работать не умеют, терпеть не умеют, молчать не умеют, ничего не умеют. Зачем мы крестим людей, которые не молятся? Зачем мы венчаем тех, кто разводится? Это что ещё такое? Мы что, серьезно договорились, тайный сговор сделали, чтоб нас сгноили всех, со свету сжили другие религии, в том числе Ислам? Сегодня я читал статистику, половина мусульман считают, что в их жизни главную роль играет Бог. Православные христиане - четверть, 25% по статистике. Это что такое? Это что за христианство, извиняюсь, когда люди считают, что Бог у них не главный, главный «Я». Таланты, связи, деньги и всё остальное, а потом уж там и Господь. Понимаете. Мы что, договорились тайный заговор составить, чтобы нас сжили со свету, выгнали нас вон, больше выгонять некуда? Велика земля, а отступать некуда. Одна Россия осталась, больше бежать некуда. Поэтому воскресенье Христово видевше, поклонимся Господу святому Иисусу. И пожалуйста, всем скажите, раз ты христианин - в воскресенье, милый человек, будь добр, в храм приди, поклонись Богу живому. Не бойтесь проповедовать Иисуса. Иисуса нужно проповедовать. Кто только будет Его проповедовать? Отец Димитрий Смирнов один на весь мир. Или святейший Патриарх Кирилл? А вы проповедуйте Воскресшего из мертвых. Всякий крещеный человек обязан по совести, не по страху, не по закону, не по опасению уголовного преследования, а по совести, по обрезанному сердцу в воскресенье быть в храме. Почему ты не ходишь в храм, если крещеный? Вот, любого спроси.

http://pravoslavie.ru/93321.html

Нестик Т.А. Понятие внутреннего слова в средневековой философии мышления (Августин и Фома Аквинский)//Знание и традиция в истории мировой философии: сб. ст. М., 2001. С. 81–100 Нибур, Х. Ричард и Нибур, Райнхольд. Христос и культура: Избранные труды. – М.: Юристъ, 1996.   Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности//Виртуальная реальность. – М., 1997. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. Философский критический анализ. – М.: МГУ, 1987. Овчинников С.О. Фома Аквинский//Философский словарь. – М.: Республика, 2001.  Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.171–177. Ортега–и–Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов)//Ортега–и–Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. С.364–367. Петров М.К. Историко–философские исследования. – М.:   РОССПЭН, 1996. С.259–270. Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве евхаристии//Православный собеседник. – Казань,   1905. – 7, 8. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.   Радлов Э.Л. Фома Аквинат//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.   Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.424–434. Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК " Петрополис " , 1995.   Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977.  Реферовская Е.А. " Спор " реалистов и номиналистов//  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.268–276. Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.142–185.

http://bogoslov.ru/person/3176926

Или возьмем распространенную в этой связи точку зрения о преследовании ученых со стороны Церкви. Рассказы о так называемых «мучениках науки» не только далеки от истины (например, советский штамп о пытках Галилея, которых на самом деле не было), но и по сути не являются примерами конфликта религии и науки. В самых известных случаях имел место либо конфликт старого и нового научных подходов — как в случае с тем же Галилеем, точнее, в споре птолемеевой (старой научной) и коперниковской (новой научной) систем. Либо столкновение двух богословских, религиозно-философских представлений — как в случае с Бруно, который не был ученым даже по меркам XVI века, но был в первую очередь религиозным философом-мистиком, далеким от христианства (что, конечно, никак не превращает его сожжение в благовидный поступок инквизиции). Патриарх подчеркнул, что религия и наука по сути не находятся в противоречии друг другу — это просто «разные способы постижения мира и человека, познания мира человеком». По справедливому замечанию предстоятеля Русской Православной Церкви, наука ищет ответы на вопросы «как» и «почему», религия — на вопрос «для чего». По словам Патриарха, «религиозный и научный способы постижения мира не противоречат друг другу — в том плане, в каком не противоречат друг другу наука и искусство, религия и искусство». Действительно, разграничение «предмета исследования» науки и религии не менее естественно, чем разграничение предмета и инструментария искусства и науки — ведь никому же не приходит в голову сказать, что настоящий ученый не может слушать или даже сочинять музыку. Или что так поступая, он предает науку и перестает быть ученым. Кстати сказать, известнейший физик-теоретик и один из руководителей советского проекта атомной бомбы Ю. Б. Харитон после того, как молодым человеком впервые попал на публичное чтение Маяковским своих стихов, записал в дневнике: «…целое море новой поэзии открылось предо мной. Это было одно из самых сильных потрясений моей жизни». Есть и противоположная крайность, тезис о взаимодополнении науки и религии, желание рассматривать их как смежные дисциплины. Да, они обогащают внутренний мир человека, но превращать религию в разновидность науки, а науку — в подразделение религии значило бы «скрещивать ужа с ежом». Ведь тогда получается, что есть христиане, мусульмане, буддисты и… физики! И вот они совместными усилиями должны создать какой-то научно-религиозный язык. Однако, по словам Патриарха, «если бы Истина религии открывалась величию разума, то христианство было бы иным. Евангелие же говорит нам нечто другое: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)».

http://pravoslavie.ru/95999.html

Обобщая, о. Кирилл предложил такой подход к космологическим исследованиям: Библия – это открытие Бога. Но важно понимать, что «Бог открывает взгляд на мир со Своей стороны». Если воспринимать Шестоднев (историю Творения по Книге Бытия- ред.) экзистенциально, то можно сказать, что «Бог сначала творит ничто, из которого потом творит все – таким образом, чтобы на земле была возможна самобытная жизнь, чтобы человек мог быть максимально независим, свободен, что позволяет ему вступить в личностный диалог с Богом». И именно в этом -- предназначение человека, подчеркнул священник. Сестра Тереза Оболевич (Папский университет Иоанна Павла II в Кракове) посвятила свой доклад рецепции Галилея в русской мысли. По ее словам, уже в XVII в. на Руси была известна гелиоцентрическая система, которая преподавалась в Киево-Могилянской академии (с 1632 г.). Переводы западных текстов о гелиоцентризме, сведения о телескопических открытиях (XVII в.), исследования Феофана Прокоповича, формулировавшего «мир Галилея – истинный мир»; популяризация учения Галилея Яковом Брюсом, преобладание гелиоцентристов в Российской академии наук (XVIII в.) – все это происходило в России в то время, когда книги Галилея были запрещены в Западной Европе (до 1835 г!). Однако монахиня подчеркнула, что и в России на протяжении долгого времени у сторонников Галилея были оппоненты из числа приверженцев геоцентризма. В то же время, Русская Церковь никогда открыто не выступала против Галилея, учение которого распространялось по указу русских царей, но выражала свою позицию крайне осторожно. Докладчица проанализировала причины «относительной свободы науки в православии», а также восприятие гелиоцентризма в русской философии, что способствовало формированию представлений о взаимоотношениях науки и веры. В ходе конференции архиепископ Иван Юркович поделился с «Благовест-инфо» своими впечатлениями: «Каждые 30 лет сведения о космосе, о Вселенной радикально обновляются. Совсем скоро не останется почти ничего от того, о чем мы сейчас говорим. Но Аристотель сказал: «Начало – это половина всего». Начать что-либо всегда трудно, но если мы говорим о начале Вселенной – это великая тайна. Но в этом и большая красота, потому что человек может простираться так далеко своей мыслью! И заметьте: человека его незнание не смущает, а наоборот -- утешает, ведь человек – существо бесконечно большее, чем кажется – по желанию, по стремлению, может, по любви, но по любопытству – точно. Все научные гипотезы в области космологии не могут противоречить богословию, это просто два уровня. Есть Бог – вот что нам интересно. Мысль о Боге всегда делает человека скромным, учит жить по Божиим заповедям, учит любить».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1623 под именем Урбана VIII папой становится друг (и почитатель) Галилея кардинал Барберини, в связи с чем Галилей снова добивается отмены запрещения, но тщетно. Папа объясняет ему, что хотя лично он и многие другие кардиналы прекрасно понимают, что в предположении неподвижности Солнца наблюдаемые явления объясняются математически проще и точнее, но в период, когда католический мир раздирается ересями (лютеране, кальвинисты, гугеноты, пуритане) недопустимо и неуместно " ставить под сомнение истинность святой веры " . Галилей тем не менее продолжает работать над книгой " Диалог о двух главнейших системах мира " и представляет ее в Конгрегацию в 1630,но получает очередной и " однозначный " запрет. Невзирая на это, Галилей в 1632 публикует " Диалог " , обманув цензоров в родной Флоренции. В качестве санкций за это явное нарушение церковной дисциплины последовало запрещение продажи книги, а сам Галилей был вызван в Рим на суд, который проходил с апреля по июнь 1633. 22 июня 1633 Галилей зачитал предложенный ему текст отречения и был помещен под домашний арест на своей вилле Арчетри. Там он пишет " Беседы, относящиеся к механике " (опубликованы в 1638), в которых излагаются законы падения тел(опыты по свободному падению он проводил еще в 1589 в Пизе), принцип относительности, законы инерции и независимости действия сил, начала сопротивления материалов и теории подобия. Французский математики механик Лагранж (1736-1813) оценивает вклад Галилея в создание основ динамики гораздо выше, чем все его астрономические открытия, принесшие ему столько славы у современников. В 1639 Галилей полностью ослеп (т.к. часто смотрел на Солнце без хороших светофильтров), а в 1642 скончался в возрасте 77 лет. Через 337 лет католическая церковь пересмотрела приговор инквизиции, и Галилей был полностью реабилитирован. Впрочем, научные взгляды Галилея были официально одобрены Ватиканом еще в 19 веке, а основным юридическим аргументом в оправдании Галилея в 1979 явилось отсутствие его подписи, а также подписи секретаря и даты, на подлиннике протокола предупреждения, сделанного ему в 1616 Конгрегацией святого индекса.

http://pravoslavie.ru/1428.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance H. J. Detouche. Galileo Galilei displaying his telescope to Leonardo Donato Галилео Галилей: 14 интересных фактов 13 мин., 17.02.2014 15 февраля исполняется 450 лет со дня рождения великого итальянского физика, математика, инженера и философа Галилео Галилея (1564 – 1642), одного из основоположников науки Нового времени. Мы подготовили рассказ о 14 интересных фактах о жизни и научной деятельности основателя экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика. 1. Инквизиция  судила Галилея за книгу о Солнце и Земле Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607 Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь. Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг». 2. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858 В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «… человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин… но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».

http://foma.ru/galileo-galilej-14-intere...

Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце. 5. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником , что инквизиция сожгла на костре не Галилея,  а Джордано Бруно. Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом». Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь – не значит опровергнуть!». 6. Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»

http://foma.ru/galileo-galilej-14-intere...

Как велики плоды Воскресения Христова! Придите же, народы, восхвалим Воскресение Христово! Придите, верные, воспоем и возрадуемся чуду Воскресения Господа! Сегодня все уста поют, все сердца ликуют, глаза бодрствуют, уши услаждаются. Сегодня колокола звонят как никогда красиво, с самой полуночи, и несут далеко, во все уголки сёл и стран радость Воскресения Христова. Сегодня все веселятся: и нищий, и бездомный, и голодный, и больной. Ибо раны облегчаются, боли утоляются, надежды утверждаются, слезы на глазах высыхают, радости и чаяния друг с другом сплетаются, образуя лестницу в небо для создания человеческого. Сегодня сёла надевают праздничный наряд, природа вся зеленеет, суматоха на улицах исчезает, стихии материи, устыдившись, смолкают, моря утихают, всплески страстей замирают, рассадники удовольствий запираются, смех унимается, а храмы Божии, собрав чад своих, единым сердцем и едиными усты славят Пасху Господню спасительную. Да веселится человек, ибо сегодня тело его обожилось; да ликует весь мир, ибо сегодня он спасен Да радуется тварь, ибо она сегодня искуплена; да веселится человек, ибо сегодня тело его обожилось; да ликует весь мир, ибо сегодня он спасен. Да исполнится дерзновения грешник, ибо прощение ему из земли воссияло. Да радуется разбойник, ибо он избавился от смерти. Радуйся, Назарет, ибо ты Сына приютил. Радуйся, Галилея, ибо ты Господа приняла. Не плачь, Самария, ибо Самарянин всей вселенной ныне воскрес. Веселись, Дева, ибо Сын Твой в Воскресении Спасом мира явился. А вы, святые жены, не готовьте более благовоний с алоэ, ибо плащаница ныне одна осталась. Радуйся, гора святая, ибо ты увидела свет первой. Радуйся, Божественный гробе, ибо отныне уста христиан будут тебя восхвалять. Радуйся, Святый Кресте , ибо отныне все будут с благоговением тебя целовать. Радуйтесь, нищие, веселитесь, болящие, утешайтесь, странники, и алчущие, и язычники, все народы, ибо сегодня воскрес Спаситель, и Врач, и Избавитель душ наших. Выходите на проповедь, ловцы человеков! Вас ждет Иерусалим недоумевающий. Вас ищет Галилея язычников

http://pravoslavie.ru/70085.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010