Ситуация в странах Балтии в 1920–1930-е гг. была более благоприятной. Здесь старообрядчеству суждено было пережить свой «серебряный век». За короткое время удалось организовать проведение летних Духовных курсов по подготовке вероучителей в Даугавпилсе и Вильно. К деятельности курсов привлекались опытные педагоги и авторитетные духовные наставники, знатоки богослужебного устава и знаменного пения. В 1931 г. в Каунасе открылось стационарное духовное учебное заведение – Литовские старообрядческие духовные курсы с трехлетней программой обучения (иногда их называют старообрядческой духовной семинарией). Главным организатором и руководителем духовных курсов стал Иван Прозоров. В программу обучения входили как духовные (история Церкви Христовой, Библия , церковнославянский язык, катехизис, церковный устав и Кормчая, церковное пение, история старообрядчества), так и общеобразовательные предметы (алгебра, геометрия, география Литвы, история России, история Литвы, русский, литовский, немецкий и латинский языки). Преподаватели курсов подготовили ряд учебников: И. Прозоров написал «Историю старообрядчества» (1933), наиболее значительную историческую работу по данной тематике в межвоенный период в балтийских странах, переработал учебник И.В. Скворцова в «Краткий курс педагогики» (1930), издал «Катехизис». 23 июня 1931 г. в Каунасском приходе была открыта выставка старинных старообрядческих книг. 11 декабря 1932 г. курсанты организовали первый старообрядческий духовный концерт, а 19 февраля 1933 г. – второй. Преподаватели и учащиеся курсов издавали журнал «Китеж-Град» (1933–1934, редактор И. Никитин), ставший единственным старообрядческим периодическим изданием того времени. 18–22 тон я 1933 г. слушатели курсов во главе с И. Прозоровым совершили экскурсию в Ригу, где состоялась их встреча с членами известного «Кружка ревнителей русской старины», возглавляемого И.Н. Заволоко. Несмотря на то, что курсы просуществовали лишь до декабря 1933 г., из этого учебного заведения вышли впоследствии самые авторитетные и грамотные прибалтийские духовные наставники, служившие в общинах вплоть до 1990-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

стараниями Викулы Алексеевича Морозова, и в деревне Бугровка близ Нижнего Новгорода – построена знаменитым промышленником-старообрядцем H.A. Бугровым), то после получения старообрядцами религиозной свободы школы начинают расти, как грибы. «Это были учебные заведения разного уровня, от школ “славянского чтения и крюкового пения” до училищ, аналогичных земским. Многие училища строились при попечительстве земских управ, в некоторые учебные заведения принимались дети старообрядцев разных согласий» 57 . Старообрядческие школы и училища открываются по всей Российской империи: в Санкт-Петербурге и Москве, в Бессарабской, Витебской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Костромской, Московской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Томской, Херсонской и Черниговской губерниях, в Терской и Уральской областях, а также в Области Войска Донского. 5 сентября 1910 г. было открыто Первое Саратовское училище для детей христиан-старообрядцев. При открытии в нем было лишь два отделения с 93 учащимися мальчиками и девочками, а через год в школе стало уже четыре отделения с 190 учащимися при 6 учителях. Особенно заметную роль в деле духовного образования старообрядчества сыграл Западный край, где наблюдался наиболее стремительный рост числа старообрядческих народных школ. Многие из них имели статус городских училищ. В одной только Курляндской губернии в 1906 г. было открыто 17 старообрядческих школ. 8 сентября 1908 г. в городе Двинске (ныне – Даугавпилс, Латвия) прошло торжественное освящение общественного здания под двухклассное старообрядческое училище. Здание училища было рассчитано на 200 человек. В год открытия в училище обучалось 120 мальчиков. Кроме мужского, в Двинске имелось и женское одногодичное старообрядческое училище. Недалеко от Двинска действовала Илукстская учительская семинария, имевшая специальные классы для учащихся-старообрядцев и своего законоучителя – Л.С. Мурникова, впоследствии наставника Рижской Гребенщиковской общины. В 1911 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Тогда Екатерина решила приучать ребенка к этим ощущениям, делать десенсибилизацию. Купила кисть и в моменты хорошего расположения духа сына касалась ею лба. И результат не заставил долго ждать: — В Даугавпилсе живет моя мама. Мы там часто бываем. В очередной раз отправились в храм, — вспоминает Екатерина. Был, если не ошибаюсь, день Пантелеймона Целителя. Город небольшой, люди Платошу-буяна на службах узнавали. Когда пришло время помазания елеем, все ожидаем очередной «бэмц» от Платоши, а он вдруг спокойно подставил лоб. Все закончилось, довольные выходим из храма. По обе стороны крыльца стоят прихожане, некоторые совершенно нам незнакомые. И, представьте себе, они аплодируют: «Платоша, молодец! Поздравляем! У него все получилось». Сообщество там удивительное, очень теплое. Но мне кажется, что это нормально. Именно так и должно быть в храме. Под завалами я оказалась только один раз — Все, о чем вы рассказываете, требует огромной вовлеченности и больших внутренних сил. Как сохранить себя? Как восстановиться? — Не знаю. Готовых рецептов нет. Повторюсь, что нас на такого ребенка двое. Это важно. Силы черпать? В близких, друзьях, чтении книг, которые никак не связаны с этой темой. Читать стихи. Просто полежать. Даже если кто-то не готов перехватить прямо сейчас инициативу. У особых детей в программе должна быть самозанятость. У Платона небольшой репертуар, когда он может побыть сам с собой: любит собирать паззлы, смотреть советские мультфильмы, слушать в наушниках Моцарта. Есть большая полка с книгами, он любит их смотреть. В этот момент мы расходимся по разным комнатам. Многие недооценивают смешные книги, фильмы. Есть большое исследование на эту тему. Смехом можно даже поддержать иммунитет. История с больничными клоунами появилась не просто так. У нас дома есть «целебная фильмотека». Был период, когда с мужем спасались фильмом «Большой Лебовски», знали его наизусть. Романтические фильмы в качестве целебных тоже подойдут. Я, как ни странно, в качестве поддержки смотрю «Крестного отца» и «Криминальное чтиво», «Теорию большого взрыва». Все это часть моей «аптечки».

http://pravmir.ru/ya-by-sozhgla-svoj-dom...

Безусловно, богоборческая идеология советской школы, а впоследствии и института накладывала свой отпечаток на мировосприятие учащихся. Я был студентом, когда Гагарин в космос полетел. Стала модной присказка: " Гагарин в космосе летал, Гагарин Бога не видал! " Я сказал об этом бабушке. А она мне в ответ: " Сынок, а твой Гагарин далеко ли от Земли улетел? " А я и не знаю. " Километров на 200, наверное " , - говорю. " Так это же как до Риги! Ты в Риге был - Бога видел? А ведь в церкви поют - Бог есть Дух, на Него не могут и ангелы взирать. Раз ангелы не могут, как же человек, да еще и неверующий, смог бы? " И такими простыми и ясными показались мне эти слова, что я подумал: " Господи, помилуй! Что в сравнении с этой простотой наши истмат-диамат, философы-ученые? Только тень на плетень наводят " . - Что побудило вас поступить в Даугавпилсский педагогический институт? - Еще со школьных времен я очень любил литературу. И когда узнал, что на филологическом факультете Даугавпилсского педагогического института преподаются литература всего мира, языкознание, литературоведение, то, конечно, поступил туда. Думал, стану писателем, ну, пусть не Львом Толстым, но по крайней мере известным. Учеба очень расширила мой кругозор. Я познакомился со старославянским языком, с древнерусской литературой, житиями святых, и все это было мне близко и мило. А еще я публиковался в студенческой многотиражке " Падомью сколотайс " , мы выходили тиражом 700 экземпляров на весь институт. Я писал статьи о городских новостях и событиях, а однажды мои статьи о школе-интернате напечатали даже в " Советской молодежи " . Удивительные знакомства - Вам доводилось в молодые годы водить знакомства с верующими людьми? - Как-то я познакомился с одной верующей семьей из Даугавпилса, и это общение очень укрепило мою веру. У этих церковных людей была огромная библиотека со множеством старинных изданий. Хозяин нес послушание церковного старосты и был человеком весьма эрудированным. Я, бывало, рассказываю ему про новый фильм, возмущаюсь тем, как там плохо отзываются о Боге. А он в ответ: " А ты иначе воспринимай то, о чем говорят с экрана, ты смотри критически " . Разберем фильм, и вижу: верующему человеку режиссер ничего не доказал. Постепенно я стал понимать, что нужно относиться критически ко всему, что говорят и показывают.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

43  . Ващева И. Ю. Евсевии Кесарийский и современные подходы//Историческая наука на пороге третьего тысячелетия Материалы Всероссийской научной конференции Тюмень, 2000 С 113–116 44  . Ващева И. Ю. Εκκλησα проблема термина и его понимания в ранневизантиискои историографии//VII чтения памяти профессора Η. П. Соколова Материалы региональной конференции Н. Новгород ННГУ, 2000 С 27–30 45  . Ващева И. Ю. Географическое пространство в мировоззрении Евсевия Кесарийского //Из истории античного общества. Вып. 7 Н. Новгород ННГУ, 2001 С 18–34 46  . Ващева И. Ю. Virbonusne6aäßeia античные и христианские ценности в мировоззрении первого церковного историка//XII чтения памяти профессора С. И. Архангельского. Ч 1 Н. Новгород ННГУ, 2001 С 17–28 47  . Ващева И. Ю. Историческая критика в труде первого христианского историка//Проблемы источниковедения всеобщей истории Ч 1 Белгород, 2002 С 50–68 48  . Ващева И. Ю. Этнокультурные и конфессиональные группы в мировоззрении первого христианского историка//Акра Сборник научных трудов/Под ред. А. В. Махлакжа Н. Новгород ННГУ, 2002 С 34–44 49  . Ващева И. Ю. Евсевии Кесариискии и проблема христианской хронологии//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия История Вып. 1 Н. Новгород, 2002 С 5–12 50  . Ведюиикина И. В. Библейское предание о разделении земли в раннехристианской и византийской традиции//Диалог со временем Альманах интеллектуальной истории Под редакцией Л П Репиной, В И Уколовой 1/99 Μ , ИВИ РАН, 1999 51  . Вейнберг И. П. Ближневосточные историописцы середины 1 тысячелетия до н. э. о месте и роли человека в историческом действии//Среда, личность, общество Μ , 1992 С 11–15 52  . Вейнберг И. П. К вопросу об особенностях исторического мышления на Древнем Ближнем Востоке//Вопросы древней истории Кавказско-ближневосточный сборник Тбилиси, 1977 53  . Вейнберг И. П. Космос и олам о правомерности со или противопоставления//Вопросы древневосточной культуры Даугавпилс, 1982 54  . Вейнберг И. П. Материалы к изучению древнеближневосточной исторической мысли. Древний Восток. Ереван, 1978

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Снег белый украсил светлицы, дорогу покрыл пеленой. По улице древней столицы плетется лошадка рысцой. На улице шум и смятенье, Народ словно море шумит. В санях, не страшась заключенья, Боярыня гордо сидит. Высоко поднявши десницу, Под звон и бряцанье цепей, Она оглашает столицу, Правдивою речью своей. Отличие в перстосложении при совершении крестного знамения – первое, что отмечают польские старообрядцы в ответ на вопрос, что такое их вера. Э. Сукертова-Бедравина написала следующее: Когда в 1949 году я отправилась к 82-летнему тогда, впавшему в детство старику, который умер весной 1951 года, на вопрос, в чем отличие старой веры от православия, старик поднял вверх два пальца: указательный и средний, остальные пригнул к ладони, объясняя, что это, якобы, самое главное различие, – способ перекреститься. Несколькими днями раньше посетила старика студентка Отделения Социологии Варшавского университета, которая собирала материал для магистерской работы. Когда она задала ему тот же вопрос, он от неожиданности не знал, что ответить, и попросил, чтобы она пришла завтра. Когда студентка явилась вновь, старик лежал больной [Sukermowa-Biedrawina 1961: 58–59]. И. Грек-Пабис критически оценила выводы вышеупомянутой студентки, которая настойчиво подчеркивала отсутствие исторической и культурной традиции у староверов и полагала, что они не знают ничего о своем происхождении, назвав их «опрометчивыми» [Grek-Pabisowa 1999: 305–306]. По просьбе проф. И. В. Семененко-Басина я спрашивала поморских наставников о бытовании в их среде молитвы за царя. Наставник Даугавпилсской старообрядческой общины А. Н. Жилко заявил, что поморцы никогда не молились за царя. Возможно, он имел в виду молитву за царя «имянно». Тем не менее ежедневную молитву (вервицу) по отеческому преданию предержащей власти, и всхъ члцхъ предписывает Оуставъ молитвы (л. 131) (т.н. «Красный» устав). Войновская уставщица И. Новикова подтвердила факт ежедневной молитвы за власть предержащую. Федосеевский «Чин исповеданию» предписывает спрашивать кающегося, rдpz всемилостиваго чтешльли (л. 36об.). На современном сайте старопоморцев-федосеевцев находим следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саласпилс: фабрика смерти Или " воспитательный лагерь " ? 27.10.2009 770 Время на чтение 6 минут " Кривые зеркала " , через которые пропускают историю современные защитники нацистских палачей вызвали реакцию возмущения не только в России и Латвии, но и в Европе. Так, депутат Европарламента Афанасиос Пафилис открыто заявил латышским коллегам: " Изданная в Риге под покровительством вашего президента книга " История Латвии. XX век " , в которой концлагерь Саласпилс назван расширенной полицейской тюрьмой воспитательного характера - это просто кощунство! Это глумление над памятью тысяч загубленных в Саласпилсе жизней! " История, вывернутая наизнанку Правящие в современной Латвии националисты и их обслуживающий персонал из числа ангажированных историков и публицистов особое внимание уделяют Второй Мировой войне. Среди " исследователей " тон задает профессор истории Инесис Фелдманис, являющийся членом Комиссии историков при президенте Латвии. " Плодотворная " работа комиссии по героизации нацистских оккупантов и их местных приспешников, а также по вычеркиванию из народной памяти имен латышских патриотов-антифашистов увенчалась " фундаментальными " исследованиями - " История Латвии: XX век " и " Латвия во Второй мировой войне (1939-1945) " . В своем усердном желании угодить правящим кругам и их атлантистским покровителям " историки " заходят, пожалуй, слишком далеко. В частности, известный лагерь смерти Саласпилс, где фашистами было уничтожено более 100 тысяч человек, в том числе 7 тысяч детей, охарактеризован ими как " воспитательно-трудовой лагерь " . Ничего себе " воспитание " , при котором из истощенных детей тысячами литров выкачивалась кровь для нужд германских армейских госпиталей, а сами обескровленные малыши уничтожались! До какого цинизма нужно дойти, чтобы всерьез утверждать, - ничего такого не было... Но в Латвии есть и другие люди, не желающие разукрашивать в радужные тона черный звериный лик оккупации. В 2004 г. Латвийский государственный исторический архив издал " Архивную справку о Саласпилсском лагере, лагерях военнопленных, гражданских лиц и гетто в Цесисском, Даугавпилсском, Елгавском, Резекненском и Рижском уездах " . После такой информации никаких иллюзий по поводу нацистских лагерей возникнуть не может.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

- А в Прибалтике выступаете? - Год назад были в Даугавпилсе, бываем время от времени в Риге. Но, как правило, это мероприятия в поддержку русских людей в Латвии. - Не боитесь быть втянутым в политику? - А я и так втянут в политику, как ни крути. Как и любой человек с мало-мальски сформированным мировоззрением. Другое дело, что отстаивать интересы той или иной группировки я бы поостерегся. Если кому-то из политических деятелей близка позиция, которую отстаиваем мы, - пожалуйста, вот они, мои песни, пользуйтесь! - Вас и ваше творчество не пытаются, часом, контролировать? - Любого публичного человека в той или иной степени контролируют службы, которые призваны этим заниматься. - А такие службы вообще должны быть? - Думаю, да. Конечно. Но какого-то контроля на себе я пока не ощущаю. - Говорят, что после того, как вы крестились в 92-м году, в некоторых песнях вы изменили некоторые строчки. Что это за строчки? - В " Веретене " менял. В " Ветер воет хоровод " поменял одно слово. Раньше было " До Крещенья крест не спас " , теперь поется " Плач не спас " . Потому что крест всегда спасает. - А на песню " Все это рок-н-ролл " - едва ли не самую популярную у " Алисы " - и вовсе наложили табу? - Я от нее не отказывался, просто ее пережил. Мировоззренчески она осталась в том времени. Как говорят монахи, это было до того, как я умер. - Героями ваших нынешних песен становятся такие персонажи, как Изгой, Посторонний. Вам близка тема противопоставления человека обществу? - Если говорить о народе, нет. Если говорить о толпе - да. Задача любого публичного, а тем более творческого человека - как бы самонадеянно это ни звучало - поднимать толпу до своего уровня и делать таким образом из толпы народ. А не потакать чудовищно низменному вкусу. Вкус толпы всегда низменный, толпа хочет подсматривать, наслаждаться этим и хохотать. Поэтому рейтинги юмористических передач и реалити-шоу зашкаливают за все разумные пределы. Народ состоит из личностей, толпа - безлика. - Вы симпатизируете изгоям? Что вас в них привлекает?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Может кто из православных предпринимателей проспонсирует это мероприятие? Нам надо вводить исторические имена в оборот! И эту работу просто надо делать, и делать активнее. 16. дорогу осилит идущий. Часть третья А еще я бы предложил издать атлас карт территории бывшей Российской Империи с историческими названиями. Путь на карте будут указаны города Вятка и Самарово, Обдорск и Верхнеудинск, Царевококшайск и Богородск. На первых порах можно рядом с историческим названием в скобочках указывать название, используемое в настоящее время, но именно в скобках: так на картах этого атласа рядом с Семипалатинском в скобках будет указано «Семей», с Самарово – «Ханты-Мансийск», а рядом с Екатеринославом – «Днепропетровск». Пусть границы на картах атласа будут показаны современными, но названия будут показаны и официальные исторические, например, «Калывань (Ревель, Таллин)», «Юрьев (Дерпт, Тарту») или «Двинск (Динабург, Даугавпилс)». Ведь никого не смущают на российских картах двойные названия «Сянган (Гонконг)», «Кульджа (Инин)» или «Аомынь (Макао)». 15. дорогу осилит идущий! Часть 2-ая Приведу пример: в Ленинграде, когда он еще не стал снова называться Петербургом, была площадь Мира. Старые ленинградцы мне рассказывали, что тогда мало кто её так называл, а в обиходе, в повседневной жизни называл историческим именем – Сенная. Так и говорили: «Я пошёл на Сенной рынок» или «Позавчера на Сенной на рынке купил», или даже «Да этого Каменева на прошлой неделе на Сенной пьяным видели!». Люди привыкли называть площадь её историческим, а не официальным именем, и потому возвращение площади исторического имени в начале 1990-х годов не вызывало никаких протестов. 14. дорогу осилит идущий! Часть 1-ая Мне кажется, тут нужна планомерная, последовательная работа. Возможно, не один год. Но должно быть настойчивым, упорным и непреклонным. Мы должны везде и всюду, при любой возможности, использовать именно те наименования, которые считаем верными. Максимально распространят именно те названия, что считаем верными.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/10/po...

До революции у поморцев уже был центральный орган, аналогичный созданному Международному Совету. Название у него было «Совет Соборов и Съездов». Он просуществовал со времени получения гражданских свобод (1905 г.) до конца 1920-х годов и был ликвидирован большевиками. В дальнем зарубежье у поморцев также имеются центральные органы, например, Высший Старообрядческий Совет Польши, Конференция старообрядческих общин США и другие. В 1945 году в Вильнюсе прошёл съезд беспоповцев, в котором участвовали представители Москвы, Риги, Даугавпилса, Беларуси. На съезде был избран духовный суд. По случаю 300-летия Старообрядчества в 1966 году в Вильнюсе было проведено расширенное юбилейное заседание Высшего Старообрядческого Совета Литвы. Заседание носило характер общесоюзного съезда беспоповцев с представителями из Латвии, Эстонии, Беларуси, Украины, России (Москва, Ленинград, Барнаул). Заместитель председателя ВСС И.И. Егоров в своём докладе «Старообрядчество в прошлом и настоящем» напомнил, что старообрядчество является хранителем культурных ценностей Русского народа в архитектуре, живописи, музыке, литературе и прочем. В конце XIX века, благодаря меценатской деятельности богатых старообрядцев, было положено начало многим ценнейшим собраниям Русской живописи и литературы, в том числе Третьяковской галереи, ряду знаменитых библиотек. На съезде поморцев в Вильнюсе в 1974 году отмечалось, что ВСС духовно опекает свыше 350 общин беспоповцев, проводилась мысль о соборности церковной организации поморцев, разъяснялось, что духовная комиссия при ВСС разрешает возникающие в Церкви канонические, Богословские и другие вопросы. Федосеевцы по численности значительно уступают поморцам. Единая организация у них отсутствует, а Московская Преображенская община является по традиции наиболее влиятельной. Отличаются они от поморцев большим ригоризмом и консерватизмом в быту (у них ещё встречается обычай так называемой «мирской посуды») и тем, что отвергают брачный обряд (безбрачники). С конца XIX века начался процесс поглощения федосеевцев поморцами. Если в 1930-е годы большинство старообрядческих общин Прибалтики были федосеевскими, то в настоящее время преобладают поморцы, что объясняется, по-видимому, большей гибкостью и умеренностью последних.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010