в 2014 году (9 епархий): Великолукская, Великоустюжская, Кудымкарская, Ливенская, Нерчинская, Норильская, Соликамская, Череповецкая, Югорская; в 2015 году (7 епархий): Бийская, Вяземская, Переславская; Рубцовская, Северобайкальская, Славгородская, Шадринская; в 2016 году (5 епархий): Ванинская, Воркутинская, Галичская, Златоустовская, Черняховская; в 2017 году (5 епархий): Бирская, Волжская, Плесецкая, Рославльская, Сызранская; в 2018 году (4 епархии): Серовская, Алапаевская, Минусинская, Сочинская. На Украине 9 епархий: в 2010 году (1 епархия): Днепродзержинская; в 2012 году (4 епархии): Балтская, Вознесенская, Изюмская, Феодосийская; в 2013 году (4 епархии): Бориспольская, Могилёв-Подольская, Ровеньковская, Роменская. В Белоруссии 4 епархии: в 2014 году (4 епархии): Борисовская, Лидская, Молодечненская, Слуцкая. В Казахстане 6 епархий: в 2010 году (3 епархии): Карагандинская, Костанайская, Павлодарская; в 2012 году (3 епархии): Кокшетауская, Петропавловская, Усть-Каменогорская. В Кыргызстане 1 епархия: в 2011 году: Бишкекская. В Латвии 1 епархия: в 2013 году: Даугавпилсская. В Таджикистане 1 епархия: в 2011 году: Душанбинская. В Эстонии 1 епархия: в 2011 году: Нарвская. В Испании и Португалии 1 епархия: в 2018 году: Испанско-Португальская. Также в 2018 году создан Экзархат в странах Юго-Восточной Азии, действующий по состоянию на 31.01.2019 г. как одна епархия. XI. В период со времени Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) и по 1 февраля 2010 года были образованы следующие митрополии (всего 60 митрополий): В России 59 митрополий: в 2011 году (16 митрополий): Архангельская, Башкортостанская, Донская, Екатеринбургская, Иркутская, Красноярская, Мордовская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Приамурская, Приморская, Рязанская, Саратовская, Тверская, Тульская; в 2012 году (17 митрополий): Белгородская, Волгоградская, Вятская, Ивановская, Кузбасская, Курская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Самарская, Симбирская, Ставропольская, Тамбовская, Татарстанская, Челябинская, Чувашская, Ярославская;

http://religare.ru/2_117103.html

В 1992 г. в независимой Л. был принят закон, согласно к-рому церковные орг-ции восстановили свои права на имущество, принадлежавшее им до 21 июля 1940 г. Это стимулировало развитие хозяйственной жизни старообрядческих общин, а также традиционной для них благотворительности. Активизировалось храмовое строительство, были освящены моленные в дер. Войтишки Даугавпилсского края (1996), в Прейли (1996), в Дагде (1999), в Илуксте (1999), в пос. Калнциемс Елгавского края (2000). В кон. XX - нач. XXI в. в РГСО имели место конфликты, затронувшие все старообрядчество Л. В сер. 90-х гг. XX в. недовольство прихожан вызвали действия председателя совета общины А. Каратаева (занимал пост с 1988), к-рый развернул предпринимательскую деятельность, нанесшую ущерб РГСО. В февр. 1995 г. был избран новый состав совета РГСО, восстановлен Устав 1908 г. Вскоре раскол возник в Центральном совете ДПЦ Л., он был преодолен к сент. 2001 г. Новое противостояние в РГСО было связано с инициативой старшего настоятеля Миролюбова ввести священство и иерархию. Предложение широко обсуждалось в РГСО, на совещании духовных центров ДПЦ в С.-Петербурге 7 июля 2002 г., на предсоборном совещании ДПЦ Л. в Екабпилсе 11 авг. 2003 г. и было отвергнуто. Миролюбов с небольшим числом последователей оставил ДПЦ и принял священнический сан в РПЦ (с 2015 протоиерей). В наст. время идет активное возрождение старообрядческих сельских общин в Л. (ок. 70). Активизировалась научная, издательская и учебно-просветительская работа, действуют уч-ще и иконописная мастерская, развивается искусство пения и вышивания. С 2012 г. проводится конкурс исследовательских работ им. И. Н. Заволоко. При Резекненской кладбищенской общине создан Музей старообрядчества (2009). Е. А. Агеева Римско-католическая Церковь в Л. в XVIII - нач. XXI в. Кафедральный католич. собор св. Иакова в Риге. XIII — XV в. Кафедральный католич. собор св. Иакова в Риге. XIII — XV в. В XVIII в. католич. Церковь и польск. духовенство сохраняли традиционно сильные позиции на территории Латгалии. В это время наиболее значимыми духовными центрами католицизма стали Аглона и Пасиене, где с кон. XVII в. существовали доминиканские мон-ри. Кроме того, на территории совр. Л. действовали иезуиты , к-рые, соперничая с доминиканцами , стремились занять ведущее экономическое и идеологическое положение. Еще в XVIII в. они вели борьбу с остатками языческих верований (вырубали священные рощи, препятствовали погребению по языческому обряду и проч.). В 1761 г. в Пасиене, в 1780 г. в Аглоне (освящен в 1800) были построены каменные храмы, сохранившиеся до наст. времени и являющиеся значимыми для католиков региональными центрами паломничества.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Lietuvos Banyios vokieiu okupacijos metais (1941-1944). Vilnius, 2010; Ko buk W. Kocioy wschodnie w Rzeczypospolitej okoo 1772 r.: Struktury administracyjne. Lublin, 1998; Kiaupa Z., Kiaupien J., Kuncevi ius A. The History of Lithuania before 1795. Vilnius; Ann Arbor, 2000; Prašmantait A. emaiiu vyskupas Juozapas Arnulfas Giedraitis. Vilnius, 2000; eadem. 1863 metu sukilimas ir Kataliku Banyia Lietuvoje. Vilnius, 2014; Sliesorinas G. Lietuvos Didioji Kunigaikštyst vidaus karo išvakarse: Didiku grupuoiu kova 1690-1697 m. Vilnius, 2000; Барановский В. С. Очерк истории Вильнюсской старообр. общины (к 170-летию Св.-Покровского храма)//Slavistica Vilnensis. Ser. Kalbotyra. Vilnius, 2001. N 50(2). S. 141-155; он же. Вековые святыни: Из истории староверческих общин, храмов, кладбищ Зарасайского края. Зарасай, 2004; Baronas D. e. a. Christianity in Lithuania. Vilnius, 2002; Rachuba A. Wielkie Ksistwo Litewskie w systemie parlamentarnym Rzeczypospolitej w latach 1569-1763. Warsz., 2002; Поташенко Г. В. Рус. староверы Польши и Литвы в 1920-1930-х гг.: (По мат-лам старообр. печати)//Балтийский архив: Рус. культура в Прибалтике. Вильнюс, 2003. Т. 7. С. 60-84; он же. Древлеправославная поморская церковь в Литве: 1990-2003 гг.//Наследники Византии: (Мат-лы науч.-просветительной конф. «История старообрядчества Балтии: истоки и современность». 15 авг. 2003 г., Даугавпилс). Даугавпилс, 2004. С. 139-166; idem (Potašenko G. V.) Multinational Lithuania: History of Ethnic Minorities. Kaunas, 2008; Шлевис Г. П. Правосл. святыни Вильнюса. Вильнюс, 2003; Šmigelskyt-Stukien R. Lietuvos Didiosios Kunigaikštysts konfederacijos susidarymas ir veikla 1792-1793 m. Vilnius, 2003; Барановский В. С., Поташенко Г. В. Староверие Балтии и Польши: Кр. ист. и биогр. словарь. Вильнюс, 2005; Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 г. М., 2005. Т. 1; Bumblauskas A. Senosios Lietuvos istorija, 1009-1795. Vilnius, 2005; Lietuvos istorija/Red. A. Girininkas e. a. Vilnius, 2005-2015.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Собор Церкви 17 лютого 2015 р. 20:04 16 февраля 2015 года в рижском храме в честь Всех святых состоялся Собор Латвийской Православной Церкви . В Соборе приняли участие митрополит Рижский и всея Латвии Александр , епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр , клирики и миряне Латвийской Церкви. Особое внимание делегаты Собора уделили проблемам духовно-нравственного воспитания и работе с молодежью. Также обсуждалась деятельность епархиальных отделов Рижской и Даугавпилсской епархий. Говоря о внутрицерковной дисциплине, митрополит Александр, в частности, сказал: «Наша Латвийская Православная Церковь, так много делающая для консолидации общества на основе традиционных христианских ценностей, была, есть и должна оставаться целостной, сплоченной, единой. Сохранить это единство — наша прямая цель и непосредственная задача. Обратите внимание, что 9-й член " Символа веры " указывает нам на это: " Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь " . Сохранить веру и Церковь и передать нашим детям и внукам — вот дело, которое должно непременно совершаться каждым православным верующим человеком». Собор Латвийской Православной Церкви принял постановление о деятельности в межсоборный период, отметив, что члены Собора возносят неустанные молитвы Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу и благодарят Его за милость к Церкви и народу Божию и за сохранение Церкви в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений. Собор поблагодарил митрополита Александра за труды во благо Латвийской Православной Церкви, епископа Александра за труды по организации Даугавпилсско-Резекненской епархии, всех верных пастырей и чад Латвийской Православной Церкви, несущих свой крест и твердо идущих узким путем за Христом Спасителем, а также одобрил деятельность Синода Латвийской Церкви и его отделов в межсоборный период, сообщает официальный сайт ЛПЦ . Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3996720...

Слово Святейшего Патриарха при вручении архиерейского жезла епископу Даугавпилсскому Александру 19 серпня 2006 р. 11:30 19 августа в московском кафедральном соборе Христа Спасителя состоялась хиротония архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии. При вручении архиерейского жезла новому епископу Святейший Патриарх обратился к нему с Первосвятительским словом. ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ЕПИСКОП АЛЕКСАНДР! Силой и действием благодати Пресвятого Духа, через возложение рук наших возведен ты ныне на епископскую степень служения Церкви Божией. Да возрадуется душа твоя о Господе, и да пребывает эта радость во все дни жизни твоей! То, что с тобой сегодня произошло — это прямое выражение воли Божией, подлинный призыв Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вхождение твое в сонм епископов есть не что иное, как продолжение сквозь века акта святых апостолов, сопричисливших некогда к своему собранию Матфия (Деян. 1, 15-26). Святая Церковь, сорадующаяся тебе, заповедует нам, послужившим твоему освящению, напутствовать тебя словом поучения и назидания. Мы слышали сегодня твое доброе исповедание веры, а два дня тому назад ты поведал нам о страхе перед величием и святостью епископского служения, перед всеми трудностями достойного прохождения этого подвига. В трепетном благоговении тебе хотелось воскликнуть вместе с древним пророком Божиим Иеремией, когда ему выпал жребий пророческого служения: «…Господи … я еще молод». Но Господь на это воздыхание сказал ему: «Не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь. Не бойся… ибо Я с тобою» (Иер. 1, 6- 8). В определении Священного Синода ты слышишь утешительные слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15,16) и апостола Павла: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5,4).  В смиренном сознании своей немощи, все упование возложи не на себя, а на Божественную благодать, вручающую немощные силы человеческие и оскудевающая восполняющую.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203431...

Православные Даугавпилса выступили с протестом против приезда в город скандально известного проповедника Алексея Ледяева 27 апреля 2007 г. 09:06 В Даугавпилсском городском театре 21 апреля прошел форум, посвященный разоблачению гей-субкультуры и проблеме сохранения христианских ценностей семьи. Главным вдохновителем и лектором на форуме выступал лидер церкви «Новое поколение» Алексей Ледяев. Мероприятие вызвало резкий протест со стороны Синода Латвийской Православной Церкви и старообрядческих общин. Как сообщает «Наша газета», накануне общественность города в лице представителей основных религиозных конфессий, а также национальных культурных обществ выступила против вышеуказанного мероприятия и обратилась с протестом к мэру города Рите Строде, передав руководству Даугавпилса письма со своим мнением. Протестующие считают «Новое поколение» тоталитарной сектой, и рекомендуют горожанам серьезно подумать: следует ли посещать собрания, подобные прошедшему в городском театре «шоу», где вещал «великий артист и гастролер» господин Ледяев; и место ли собраниям сектантов в театре. Мэр Рита Строде и ее заместитель Элеонора Клещинская приняли представителей общественности Даугавпилса, но заявили, что самоуправление не вправе вмешиваться в религиозную жизнь общества, тем более что движение «Новое поколение» является официально зарегистрированной в 1990 году религиозной организацией Латвии. По мнению сопредседателей созданного на днях Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами «АНТИСЕКТ» , в последнее время в Латвии сложилась реальная угроза стать европейским центром тоталитарных сект. «Законодательство не позволяет осуществлять эффективную защиту населения от деструктивного воздействия сект, поэтому основной защитой населения, на наш взгляд, является своевременное информирование», — заявил сопредседатель комитета, профессор высшей школы психологии Латвии Олег Никифоров  Олег Никифоров. Открытое письмо председателю городской думы Даугавпилса Рите Строде Уважаемая госпожа мэр, выражаю свое несогласие в связи с приездом в наш город тоталитарной секты «Новое поколение», выдающей себя за молодежное движение против гомосексуализма и за христианскую семью. Мне известны многие случаи, когда эта секта разрушала христианские семьи, а не созидала. В нашем городе традиционных конфессий и христианских ценностей широкая реклама этой секты не нужна. Просим Вас по возможности принять меры к тому, чтобы выступления этой секты не проводились в известных всему городу присутственных местах, каковым является театр.

http://patriarchia.ru/db/text/232794.htm...

- В Прибалтике все последние годы русское население очень опасалось, что может стать жертвой провокаций, призванных развязать вооружённый конфликт НАТО с Россией. Достаточно вспомнить прошлогодний фильм ВВС «Третья мировая война: в командном пункте», где некие повстанцы захватывают Даугавпилс и сражаются с латвийской армией... - Я думаю, что сейчас уже в подобных провокациях нет никакого смысла. Ведь такие акции имеют две цели. Во-первых, проверить реакцию «агрессора», во-вторых, поведение стран, на территории которых это устраивается. Ну и предполагается, конечно, таким образом навязать определённую повестку дня. Но, как я уже сказала, нынче у совокупного Запада есть куда более важные задачи, чем провоцировать Россию, являющуюся, напомню, ядерной державой. Кстати, в упомянутом фильме ВВС есть знаменательный момент, когда люди спрашивают: «А где этот Даугавпилс? Готовы ли мы умереть за Даугавпилс?». Подобные фильмы и публикации использовались в качестве средства объединения Европы перед лицом «российской угрозы», но вряд ли найдется много англичан и французов, готовых расстаться с жизнью ради Латгалии. А теперь, после успешного референдума за выход Великобритании из Евросоюза, после избрания Трампа, и вовсе воцарилась другая повестка. - Но если, как вы считаете, Польша и страны Балтии откажутся от жёсткого противостояния с Россией, то кто именно будет осуществлять такой поворот? Такое впечатление, что тамошние элиты прочно укоренились в своей антироссийскости... - Если они не смогут этого сделать, не сумеют «переобуться на лету», то к власти, вполне возможно, придут другие элиты, которые и осуществят требуемый поворот. Многое будет зависеть от конкретных людей. Конечно, это не моментальный процесс... Нужно, чтобы там прошли все обычные в подобных случаях стадии: отрицание, гнев, депрессия, торг и принятие. Пока что там ещё застряли на второй фазе. С другой стороны, некоторые подвижки видны и сейчас. В Эстонии, например, к власти пришла оппозиционная Центристская партия, до этого десять лет сидевшая в оппозиции и опирающаяся, главным образом, на голоса русскоязычных. Новый премьер Юри Ратас хоть и заявляет, что его правительство ни в коем разе не является пророссийским и хранит верность евроатлантическим заветам, в то же время продвигает революционные для этого государства инициативы: говорит о необходимости ликвидации позорного института массового негражданства и о том, что не нужно давить русскоязычные школы. В Латвии рассуждают о возможности коалиции премьерско-президентского Союза «зелёных» и крестьян с оппозиционным «Согласием» Нила Ушакова - подобное объединение стало бы придерживаться более прагматичной внешней политики, без всех этих антироссийских глупостей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Кафедральный собор св. блгв. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе. 1905 г. Сложившееся в 60-80-х гг. XIX в. движение латышских интеллигентов (младолатыши), выступавшее за национальное возрождение, равные права латышей на владение землей, на хозяйственную и профессиональную деятельность, на образование на родном языке и др., способствовало сохранению и развитию латыш. письменной культуры в условиях гос. политики русификации. В кон. 80-х - 90-х гг. XIX в. в связи с поддержкой рабочего движения демократически настроенной интеллигенцией оформилось движение «Новое течение» (Jauna stra  va), членами к-рого были поэт Ян Райнис, а также основатели Латышской социал-демократической рабочей партии (1904) П. И. Стучка, Ф. А. Розинь, Я. Э. Янсон-Браун и др. Экономический кризис 1900-1903 гг. привел к обострению социальных и национальных проблем. В ходе революции 1905-1907 гг. в Лифляндии и Курляндии неоднократно имели место вооруженные столкновения отрядов крестьян и рабочих с силами самообороны помещиков и правительственными войсками. В авг.-нояб. 1905 г. в обеих губерниях было введено военное положение, отмененное только в кон. 1908 г. После обнародования Манифеста 17 окт. 1905 г. образовались 4 партии буржуазно-демократической направленности, выступавшие за создание национальной автономии в составе Российской империи, за ограничение прав нем. меньшинства в регионе, за свободное развитие капиталистических отношений. После начала первой мировой войны и вторжения герм. войск в Курляндию (апр. 1915) во внутренние районы Российской империи были эвакуированы крупнейшие предприятия вместе с инженерно-техническим составом и кадровыми рабочими. Из Курляндии и Лифляндии в соседние губернии выехала почти треть всего населения этих территорий. Активное участие в боях с герм. армией приняли созданные летом 1915 г. национальные воинские подразделения (латыш. стрелки), в которых со временем прочные позиции заняли большевики. После Февральской революции 1917 г. съезды латыш. общественности в 3 исторических землях - в Видземе (Лифляндии), Курземе (Курляндии) и Латгале (Латгалии) избрали делегатов на Вселатвийское собрание народного представительства (ВСНП). На съезде в Валке 18 нояб. 1917 г. ВСНП избрало Временный национальный совет (ВНС), взявший курс на создание самостоятельной Латвийской Республики. С весны 1918 г. ВНС работал в Риге в координации с подпольным Демократическим блоком, объединявшим все национально ориентированные партии, кроме большевиков, которые с кон. апр. 1917 г. вели работу по созданию советской республики. 16-18 дек. 1917 г. в Валмиере была провозглашена Латвийская Советская Республика, однако к февр. 1918 г. большая часть территории совр. Л. была оккупирована герм. войсками.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

С 1927 года в Даугавпилсе, а затем в Риге стал выходить ежегодный Старообрядческий поморский церковный календарь, издающийся и поныне. С 1928 по 1933 г. под редакцией известного ученого-старообрядца И.Н. Заволоко выходил старообрядческий журнал «Родная старина», который и ныне читается с большим интересом. По образованию юрист (Пражский университет), и в то же время большой знаток Русской истории и знаменного пения, И.Н. Заволоко для многих открыл богатство Русской культуры, организовав «Кружок ревнителей Русской старины». На заседаниях его делались и обсуждались доклады по истории староверия, Русской Церкви, иконописи, знаменного распева. В 30-е годы И.Н. Заволоко написал и издал два учебника для старообрядцев: «История Церкви Христовой» и «Учебник по закону Божьему». Они переизданы рижскими поморцами в 1990 году. И.Н. Заволоко издал также несколько сборников духовных стихов, участвовал в издании старообрядческих журналов «Наставник», «Златоструй», церковного календаря и прочего. В 1940 году после установления советской власти в Прибалтике всё церковное имущество было национализировано. Прибалтийские староверы, как и остальные верующие СССР, оказались гостями в собственных храмах. 1941 год начался с репрессий. Погиб в ссылке председатель Совета общины В.Г. Кудрячев, 18 лет провёл в лагерях и ссылке И.Н. Заволоко, пострадали и многие другие. После окончания Второй мировой войны многие старообрядческие храмы в Латвии запустели. В 60-е годы, во время очередной атеистической кампании, «хрущёвской», у рижской общины были отняты здание богадельни, квартиры причта и подсобные помещения. Несмотря на это, Богослужения отправлялись ежедневно утром и вечером, почти круглосуточно читался Псалтырь. До недавнего времени Рижская Гребенщиковская община считалась крупнейшей в мире беспоповской (поморской) старообрядческой общиной. В настоящее время численность староверов в Риге и ближайших окрестностях составляет около 25 тысяч человек. Среди них много тех, кто в своё время уехал в город, спасаясь от насильственной коллективизации и голода. По свидетельству самих старообрядцев, в Латвии их сегодня насчитывается 70–80 тысяч. Больше всего староверов в Даугавпилсе (6 общин), есть крупные общины в городах Резекне, Елгаве, Ливанах, Краславе, Екабпилсе, Прейли, Лиепая, однако подавляющее большинство старообрядцев живет в латвийских селах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 места в комиссии из 9 закреплены за крупнейшими поморскими общинами Латвии: РГСО, резекненской кладбищенской и 1-й даугавпилсской. Продолжением собора стала международная конференция «История и культура старообрядцев Балтии и Польши», прошедшая 30-31 июля в Резекне и Даугавпилсе. В наст. время ЦС ДПЦ Латвии объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Мин-ве юстиции Латвии. Активной остается просветительская деятельность поморцев в Латвии. С 1999 г. издается ж. «Поморский вестник», 1-я даугавпилсская (новостроенская) община с июля 2000 г. выпускает газ. «Щит веры», культурно-просветительное общество им. И. Заволоко в Риге издает газ. «Меч духовный». 29-30 апр. 2004 г. была проведена международная конференция «Староверие Латвии: исторический опыт, культура и современные процессы в обществе», 26 мая 2006 г. в Даугавпилсе состоялась международная научно-просветительная конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Каллистратова. В 2007 г. латв. сейм принял закон «О Древлеправославной поморской церкви Латвии», в к-ром записана значительная роль ЦС ДПЦ Латвии в религиозной и хозяйственной деятельности старообрядцев страны. В Литве в храме каунасской поморской общины 14 янв. 1922 г. состоялся съезд старообрядцев Ковенского (Каунасского) у. с участием 284 чел. Съезд постановил учредить совет старообрядческих общин Ковенского у., к-рый должен был в ближайшее время созвать вселитовский съезд старообрядцев. Было решено открывать школы при старообрядческих общинах, а также обратиться к литов. властям с просьбой признать права старообрядческих наставников наравне с пастырями др. вероисповеданий. Для улучшения экономического положения местных старообрядцев было рекомендовано создавать кооперативы. В мае 1922 г. в Каунасе прошел 1-й вселитовский съезд старообрядцев, избравший высший орган управления между съездами - ЦСС Литвы, к-рый играл до 1940 г. важную роль в объединении 54 поморских общин Литвы, окормлявшихся 50 наставниками, в упрочении их юридического положения и внутреннего устройства.

http://pravenc.ru/text/180417.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010