Даугава – нижнее течение Западной Двины, берущей начало на Валдайской возвышенности, протекающей по Белоруссии и Латвии и впадающей в Рижский залив Балтийского моря. Даугавпилс (прежн. Двинск) – город и ж.д. узел в Латвии. Двинск – см. Даугавпилс . Двор – в 1940 г. ж.д. станция на границе СССР и Латвии. Дебрецен – город на востоке Венгрии. Крупный промышленный центр и транспортный узел. Центр медье Хайду-Бихар. Деж – город в северо-западной части Румынии, транспортный узел. Де-Кастри ( с 1952 г. Чихачева залив) – залив Японского моря в северной части Татарского пролива, у берегов Российской Федерации. Дембица – город в Польше, Тарновское воеводство. Демблин – город в Польше, Люблинское воеводство. Демянск – город в Новгородской области Российской Федерации. Дерпт – см. Тарту . Джуржу (Джурджу) – город на юге Румынии, административный центр уезда Джурджу, порт на Дунае. Дзун Модо (Дэунмод) – город в Монголии, административный центр Центрального аймака. Днепропетровская область – адм. территориальная единица Украины, расположена в бассейне среднего и нижнего течения Днепра. Центр – г. Днепропетровск. Днепр – река, протекающая по России и Украине. Берет начало с Валдайской возвышенности, впадает в Днепровский лиман Черного моря. Днепровско-Бугский канал – в Белоруссии, соединяет реку Пина (приток Припяти, бассейн Днепра) с рекой Мухавец (приток Буга, бассейн Вислы). Днепродзержинск (до 1936 г. Каменское) – город, ж.д. станция и порт в Днепропетровской области. Промышленный центр. Днестр – река, протекающая по западной части Украины и Молдавии. Берет начало на северных склонах Карпат, впадает в Днестровский лиман Черного моря. Дно – город и ж.д. узел в Псковской области Российской Федерации. Добруджа – историческая область, расположенная в Болгарии и Румынии, также плато между Черным морем и излучиной нижнего течения Дуная. Добрудже – см. Добруджа . Додеканевские (Додеканесские) острова, Спорады Южные – группа из 8 крупных и множества мелких островов в Эгейском море, у юго-западного полуострова Малая Азия, территория Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

На острове Эзель особое внимание обратить на оборону залива Тагалахт. б). Береговой обороной островов Эзель и Даго во взаимодействии с КБФ, авиацией и береговой обороной Виндавского побережья и полуострова Ханко закрыть флоту противника вход в Рижский залив через проливы – Ирбентский, Сосла и Суур-Вейн и выход в Финский залив. в). Оборона базы – в Лиепая. г). Быть готовым оказать помощь живой силой гарнизону обороны островов Эзель и Даго. Район прикрытия 28 армия в составе: – Управление 8 армией – Управление 10 и 11 стр. корпусов – 10,125, 48 и 90 стр. дивизии – Управление 12 мех. корпуса – 23 и 28 танковые дивизии – 9 противотанковая бригада – гарнизоны Тельшойского и Шауляйского укрепленных районов – 7 смешанная авиационная дивизия – пограничные части. 12 мех. корпус и 9 противотанковую бригаду иметь в районе Улгвечтис, Андувинай, Кельми. Начальник района – командующий 8 армией. Штарм – Шауляй. Граница слева – Даугавпилс, иск. Паневеж, иск. Середжюс, Юрбаркарс (Юрбург), Инстербург. Задача – обороной полевых укреплений по линии госграницы и создаваемых Тельшайского и Шауляйского укрепленных районов прочно прикрыть направления от Мемель на Кретинга, Тельгинай, и от Тильзит на Таураге, Шауляй. Район прикрытия 311 армия. Состав: – Управление 11 армии – Управления 16, 21 и 24 стр. корпусов – 5, 33, 189, 128, 23, 126, 179, 184 стр. дивизии – Управление 3 механ. корпуса – 2, 5 танковые дивизии, – 84 мотомеханизированная дивизия – 10 противотанковая артил. бригада – 110, 429 гап РГК – гарнизоны Ковенского и Алитского укрепленных районов – 8 смешанная авиационная дивизия – пограничные части. Первый моб. эшелон 126 стр. дивизии подать в район ст. Казлу-Руда не позднее 3 дня мобилизации и 23 стр. дивизии в район Каунас не позднее 4 дня. 3 механ. корпус иметь в районе Казлу-Руда, Приенай, Каунас. 24 стр. корпус в составе 179 и 184 стр. дивизий иметь в районе Вильнюс, Ораны. Начальник района – командующий 11 армии. Штарм – Каунас. Задача – обороной полевых укреплений, Ковенского и Алитского укрепленных районов на фронте иск. Юрбург (Юрбаркас), иск. Капчиамиестис прочно прикрыть Каунасское и Алитское направления.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Господи со святыми упокой р Божию Елисавету Царствия Небесного р Божия Людмила Ольга 17 декабря 2014, 05:16 Так порадовала эта замечательная статья! Да будет милостив Господь к Вашей прекрасной семье, уважаемый Каспарс! Людмила 17 декабря 2014, 00:10 Спасибо за статью автору,спасибо поэту и композитору Каспару Димитерсу за удивительные строки этой песни на русском. Спасибо его отважной супруге! Вы Воины Христовы!Так случилось,что мне в наследство осталась от людей Православных из Риги, небольшая Православная библиотека.Я еще тогда почувствовала как трудно им приходилось сохранять свою Веру. Я впервые увидела Православный Богослужебный Сборник и поняла,что Литургию они читали по домам достойно и смело чтили свою Веру,изучали глубоко и проповедовали. г Выборг Ленобласть Марина 16 декабря 2014, 20:21 Марина: Какая радость, что у такой замечательной актрисы и красавицы Вии Артмане такая чудесная православная семья, храни вас всех Господь в вашем апостольском служении на латышской земле! Марина 16 декабря 2014, 19:47 Каспарс, ты молодец, так держать! Спаси Бог тебя и всю твою дружную семью! Молимся и об упокоении Елизаветы, да упокоит её Господь в селениях праведных. Киев 16 декабря 2014, 18:51 Трогает за самую душу. Храни Господи всех людей с совестью и желанием стоять в правде Твоей. Спаси Господи Россию как единственный магнит нас всех удерживающий на плаву. Марина 16 декабря 2014, 17:28 Святый священномучениче святителю отче Иоанне, моли Бога о нас. Поклон и уважение всей семье любимой Вие Францевне Артмане. Лидия 16 декабря 2014, 16:53 Paldies, Kaspar! Спаси Вас Бог за Ваше неравнодушие, за Ваше немолчание и правду, за настоящую христианскую любовь к ближнему! Дай Вам Бог всего самого хорошего! Лидия. Даугавпилс. Дионисий 16 декабря 2014, 16:00 Отличная статья! Очень интересно. Ещё более радостно, что такие люди есть в Латвии. natalja 16 декабря 2014, 10:37 kaspars. paldies jums par taisnibu. par latviju par ukrainu. par pareizticibu. lai Dievs mums but paliga. es esmu ari preti sodomitov.

http://pravoslavie.ru/75863.html

Закрыть «Она прожила долгую жизнь, избыточно насыщенную гроздьями ролей» Памяти Нины Ургант 03.12.2021 1452 Время на чтение 3 минуты Фото: wikipedia.org Нерв «Белорусского вокзала» - одного из лучших фильмов о войне, война в котором не показана – сцена встречи ветеранов, совершенно не запланированной, дома у Раи; и песня, исполняемая ей, её голос словно взрывали сознание поколений, заставляя их вибрировать тем, что ныне – под воздействием многолетней блокады прагматизма и эгоизма – почти не работает в умах и душах. Нина Ургант прожила долгую жизнь, избыточно насыщенную гроздьями ролей… «Я родом из детства» и «Сыновья уходят в бой», Открытая книга» и «Дни хирурга Мишкина»… Разнообразный космос работ, всегда прошитый замечательными, золотыми импульсами индивидуальности, актёрской яркости; и голос, чьи модуляции отличались гибкостью и повышенной выразительностью, не спутать ни с чьим. Актёр - во многом голос… Н. Ургант – из семьи офицера, много ездившего с детьми по стране; потом отец ушёл на восток с отступавшими частями, а семья осталась на оккупированной фашистами территории; девчонкой Нина убегала от облав полицаев, детей часто прятала дворничиха… Не забывается. По освобождении Даугавпилса Нина вернулась в школу, участвовала в школьных спектаклях, читала со сцены стихи: зажигалось актёрство в душе, вектор, определивший жизнь, мерцал уже тогда. Она поступила в Ленинг радский театральный институт имени А. Островского, а театральная карьера началась в театре Ярославля, где место ведущей лирической героини было для неё естественным. Особая нежность своеобразным ореолом овевала актрису: это чувствуется даже в «Белорусском вокзале», и жёсткие аккорды правды не мешают тому. В «Ленкоме» Ургант выступает в главных ролях: темпераментно, переполненная жизненной плазмой, которой, пропустив оную сквозь фильтры мастерства, делится со зрителем: щедро, как июльский ливень. Пьесы Розова, Радзинского; Лушка в «Подлинной целине» - роскошь народной правды словно воплощена ею. И кино, кино…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/03/on...

После ухода поэта в доме постоянно жила его супруга Мария Степановна Волошина. Она прожила 89 лет. Мария Степановна родилась 12 октября 1887 года в Санкт–Петербурге на Боровой улице в семье слесаря С. Я. Заболоцкого и его жены П. А. Заболоцкой; все ее детство прошло в районе Обводного канала. Родители матери жили в Режице (Резекне). Бабушка со стороны матери — Анастасия Григорьевна Антонюк, староверка, раскольница, всегда молилась. В 1893 году Мария вместе с братом и матерью впервые приезжают в Режицу. Они жили у бабушки в доме на горе, вблизи развалин дивного замка. Весь день с ребятишками они проводили на реке Речица. 8 июня 1895 года в Режице умер от чахотки отец, С. Я. Заболоцкий, ему было 34 года, он был поляк. Перед смертью он причастился. Отпевал его ксендз Конвалевский. Его похоронили на Режицком кладбище 10–го июня. В конце июля 1895 года Мария ездила с дедом и матерью в имение под Дикабургом (Даугавпилсом), где мать арендовала фруктовый сад. Как-то в ноябре, когда с обозом яблок ездили в Режицу и по дороге спасались от волков, Мария чуть не замерзла, вывалившись из возка на снег. Весной и летом 1896 года снова жили в Режице. Жили Заболоцкие очень бедно. Мать Параскева работала прачкой, ходила к людям стирать. От непосильного труда (приходилось стирать в холодных квартирах, дышать мыльными испарениями) мать заболела чахоткой. Она стала физически угасать. Маленькая Маруся, видя страдание матери, жалела ее и сильно переживала. Зимой 1898 года она попыталась отравиться, чтобы облегчить жизнь больной матери, изнурявшей себя работой. Об этом случае было написано в столичной газете, и все были потрясены необыкновенной человечностью ребенка. Многие пожелали помочь Марии. Особое усердие в этом проявила знаменитая актриса В. Ф. Комиссаржевская. Мария Степановна впервые увидела своего будущего мужа Максимилиана Александровича, когда ей было пятнадцать лет. Это было в Крыму, в Биюк–Ламбате. Она получила медицинское образование. В Санкт–Петербурге прослушала специальные курсы по оспопрививанию, получив звание оспопрививательницы, а потом получила удостоверение акушерки первого разряда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Закрыть itemscope itemtype="" > Военным трофеем Суворова стали книги По указу Екатерины II в Россию привезли уникальную польскую коллекцию 07.12.2020 540 Время на чтение 5 минут Императорская публичная библиотека Фото: ФОТО РНБ/EXPOSITIONS.NLR.RU Богатейшее книгохранилище России, впоследствии ставшее Императорской публичной библиотекой, а ныне именуемое Российской национальной библиотекой, основано по указанию Екатерины Великой 27 мая 1795 года (сегодня эта дата отмечается в нашей стране как Общероссийский день библиотек). Что интересно, данный факт напрямую связан с именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, 290 лет со дня рождения которого исполнилось в ноябре. Польша на протяжении столетий активно вела завоевательные войны, направляя вектор своей экспансии преимущественно на восток и юговосток. В Смутное время поляки даже сумели захватить Москву и посадили своих ставленников на русский престол. Планам полного захвата русских земель и подчинения их Речи Посполитой в XVII веке не суждено было осуществиться, хотя значительная часть русских земель была ими захвачена. К примеру, более трёх веков в составе Речи Посполитой существовало Русское воеводство со столицей в городе Львове. Однако в эпоху правления Екатерины II большая часть земель, захваченных поляками, оказалась у них отторгнутой, агрессивность польской элиты была подавлена. Более того, сама Польша прекратила существование как самостоятельное государство, её поделили Австрия, Пруссия и Россия. В результате так называемого первого раздела Речи Посполитой (1772 год) в состав России вернулись территории современных Псковской и Смоленской областей, значительная территория нынешней Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Мстиславль, Могилёв, Гомель, Орша, Динабург) и Даугавпилсский край Латвии. Инвентарь рукописей Залуских, принятых на хранение в «Депо манускриптов» Резня в Варшаве Второй раздел (1793 год) был связан с попыткой шляхты аннулировать результаты поражения двадцатилетней давности. Сейм бесцеремонно увеличил численность армии до 100 тысяч солдат и провозгласил право проводить самостоятельную политику. Как говорится, не навоевались. Россия в результате успешной Русско-польской войны 1792 года освободила от польского влияния земли Центральной Белоруссии (сегодня Витебской, Минской, Гомельской областей) и Правобережной Украины (Ровенской, Хмельницкой, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черкасской, Кировоградской областей). Договор о результатах войны был ратифицирован сеймом в 1793 году. Австрия и Пруссия, нужно признать, получили земли, населённые преимущественно коренными поляками. Польше предстояло сократить армию, однако вместо выполнения соглашений в марте 1794 г. страна вероломно восстала.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/07/voenny...

в «Автокефальной Украинской Церкви»; в 1944 г. эмигрировал в Германию; † 1948. Александр (Кудряшов) 23.07.1989 хирот. во еп. Даугавпилского, вик. Рижской епархии; с 27.10.1990 еп. Рижский и Латвийский; с дек. 1992 г. еп. Рижский и всей Латвии; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Александр (Малинин) в 1928 г. хирот. во еп. Нолинского, вик. Вятской епархии; дальнейших сведений нет. Александр (Могилев) 27.09.1989 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Александр (Надеждин) 04.03.1919 хирот. во еп. Кашинского, вик. Тверской епархии; с марта 1921 г. еп. Вологодский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 15.07.1931 без покаяния. Александр (Немоловский) с 6.07.1916 еп. Канадский; с 1918 г. еп. Алеутский и Североамериканский; с 1921 г. выехал в Константинополь, затем на Афон; с 11.12.1936 архиеп. Брюссельский и Бельгийский Конст. П.; с 1940 г. в немецкой тюрьме; с 1945 г. вернулся в МП и поставлен архиеп. Берлинским и Германским; с 16.11.1948 архиеп. Брюссельский и Бельгийский; с 28.11.1959 в сане митрополита; † 11.04.1960. Александр (Паулус) в 1918 (18.12.1920) хирот. во еп. Порховского; с 1920 г. (1923) архиеп. Эстонский и Ревельский; в августе 1923 г. перешел в юрисдикцию Конст. П. и возведен в сан митрополита; 30.03.1941 возвратился в МП и был принят в сущем сане; в 1942 г. отпал в эстонскую схизму; в 1944 г. эмигрировал; † 18.10.1953. Александр (Петровский) 30.10.1932 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 25.08.1933 еп. Винницкий; с 20.05.1937 архиеп. Харьковский; с 1938 г. епархией не управ.; † 24.05.1940 в тюрьме. Александр (Похвалинский) 26.06.1922 хирот. во еп. Павловского, вик. Нижегородского; с 26.09.1929 еп. Богородский, вик. Нижегородской епархии, временно управ. Нижегородской (Горьковской) епархией; с 2.10.1932 еп. Подольский, вик. Московской епархии; с 20.10.1932 еп., позже архиеп., Богородский, вик. Нижегородской епархии; с 11.02.1934 на покое; с 24.07.1937 в заключении. Александр (Раевский) 26.01.1923 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Биография Улуотса запечатлена на сайте президента Эстонии в списке руководителей государства. Посмертные почести в честь Улуотса «гармонируют» с тем, что на плитах «мемориала жертв коммунизма» в Таллине выбиты имена эсэсовцев из 1-й эстонской дивизии СС и личного состава эстонских карательных батальонов. «Признание Эстонией Юри Улуотса как законного в президента республики создают возможность юридической квалификации независимой Эстонии сателлитом нацистской Германии в войне против СССР и страной-соучастником нацистов в преступлениях против человечности», – сказал на сессии Совета ООН в Женеве Александр Дюков. К словам эксперта стоит добавить, что в конце июля 2019 года эстонское издательство «Matrix Kirjastus» выпустило перевод на эстонский язык книги Адольфа Гитлера «Майн кампф». В отличии от издаваемых в той же Германии тиражей, эстонский вариант не содержит никаких редакторских упоминаний о том, какое зло принес человечеству нацизм. Изданную в Эстонии «Майн кампф» можно смело считать пропагандой нацизма на государственном уровне. Латвия. 16 марта каждого года по Риге проходят торжественные шествия в честь легионеров из 15 и 19 латышских дивизий СС. Куда более уместно было бы провести дряхлых эсэсовцев по шоссе Рига – Даугавпилс до бывшего лагеря смерти Саласпилс…. В охране Саласпилса любили проводить свой фронтовой отпуск бандиты из карательной команды Виктора Арайса. Той самой, которая 4 июля 1941 года сожгла заживо в хоральной синагоге Риги 600 евреев. Саласпилс строился руками узников-евреев из Латвии и оккупированных немцами стран Европы. Он – одно из самых крупных мест массовых убийств евреев. Здесь убивали и не покорившихся агрессору латышей. Узником Саласпилса был дальний родственник автора этих строк – замечательный советский латышский поэт и журналист Карлис Сауснитис, большой друг русского народа. После 1942 года значительный контингент в этом адском месте составили русские и белорусы, согнанные на медленную смерть в ходе карательных операций латышских полицейских батальонов против партизан. Массовые убийства в России, на Украине и Белоруссии трактовались латышскими карателями не как ликвидация партизанского элемента, а как война на уничтожение русского народа. Достаточно хорошо известны выдержки из доклада поручика власовской РОА В. Балтиньша – латыша по национальности, представителю РОА в Риге полковнику В. Позднякову. Балтиньш докладывал, что 23 апреля 1944 года находился по служебным делам в деревне Морочково в Витебской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/01/un...

Возникает вопрос, почему с тех времён до сих пор русским нельзя того, что всем другим народам можно? Почему другие народы могут называть нас по-своему, а мы их – не можем, и должны именовать их даже не по их самоназваниям, а по их воле (напр. самоназвание евреев: на иврите – «йеуди», на йидише – «йид», на ладино – «джудио»)? Например, латышское слово «криеву» звучит для русских не благозвучно, но им позволено так нас именовать. В угоду латышам город Двинск был переименован в русском языке в Даугавпилс – название, придуманное латышами в 1920 году, ранее город так никогда не именовался. Да и саму реку Двину, упомянутую ещё Нестором-летописцем, по сей день именуем по-латышски – Даугава. Названия городов Вентспилс и Лиепая тоже вновь придуманы латышами в 1920 году, не являются историческими и по справедливости должны существовать только в их латышском языке, а в остальных языках сохранить свои исторические наименования, как Париж, Рим и Пекин. Вот что пишет о названии Лиепая франкоязычная, а также итальянская и португальская Википедия: « en allemand (по-немецки): Libau ; en polonais : Lipawa ; en russe : Либава, Libava, ou (или) Лиепая, Liepaïa; en yiddish : , Libave». Это историческое название Либава носила с 1263 по 1920, и оно должно вернуться в русский язык, как и другие исторические топонимы и этнонимы! Чем же отплатили нам латыши за то, что мы им позволили больше, чем самим себе? Отплатили они злобой за добро. Латышские нацисты во время оккупации не уступили в жестокости украинским. И по сей день Латвия остаётся оплотом нацизма и русофобии. За троцкистскую национальную и языковую политику большевиков 1920-х годов Россия сейчас расплачивается кровью своих сынов и дочерей, разрушениями и всеми бедами войны. Что ещё должно произойти, чтобы мы сделали выводы и изменили в корне нашу культурную политику? Ракетно-бомбовые удары по Москве? Вступление в спецоперацию против нас всех лимитрофов? Униженное положение русского языка и русской топонимики не укрепляет дружбу народов России, а наоборот, является заготовкой заклятых наших «бывших партнёров», чтобы задействовать её против нас в нужное им время. И события на Украине показали, что нам пора, очень пора приступить к «разминированию» России во всех отношениях – в идеологическом, культурном, административном, топонимическом, языковом и прочих.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/06/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУК Авраам Исаак ха-Коэн 1865, мест. Грива, ныне в черте г. Даугавпилса, Латвия - 1.09.1935, Иерусалим], основатель религ. сионизма, раввинский авторитет, автор религиозно-философских и галахических трудов, религ. стихотворений. Взгляды К. сформировались под влиянием ортодоксального иудаизма литов. направления, хасидизма , Каббалы и нем. Гаскалы (евр.- Просвещение). В 1884-1886 гг. К. учился в Воложинской иешиве , а после ее окончания он служил раввином: в 1888-1904 гг.- на территории совр. Литвы и Латвии, в 1904-1914 гг.- «города Яффо и окрестных поселений», в 1916-1919 гг. возглавлял общину «Хранители веры» в Лондоне, в 1919-1921 гг.- главный раввин Иерусалима. В 1921 г. с появлением Главного раввината К. становится Главным ашкеназским раввином Иерусалима. В 1924 г. он стал основателем иерусалимской иешивы «Мерказ ха-рав», известной положительным отношением к сионизму и изучением актуальных проблем: веры в совр. мире и евр. гос-ва. Первоначально учебное заведение называлось «Центральная всемирная иешива». Деятельность К. проходила в период массового отказа евр. народа от традиц. религ. жизни, что вызывало стремление искать компромисс. К. фактически разделил ортодоксальный иудаизм на 2 направления: харедим (набожных) и религ. сионистов. Для последних в отличие от харедим появление гос-ва Израиль имело религ. значение. Религ. сионисты, чья идеология базировалась на учении К., полагали, что ортодоксальный иудаизм нуждался в модернизации. Основываясь на учении евр. мистики Каббалы, в соответствии с к-рым божественные искры могут содержаться даже в отрицательных явлениях, К. полагал, что их необходимо извлекать из чуждых иудаизму учений и с их помощью обновлять иудаизм, избавляя его от недостатков. Галахические постановления К. часто выглядели в глазах харедим абсолютно неприемлемыми. Появление религ. сионизма стало попыткой сблизить традиционное евр. общество с нерелиг. сионистскими кругами. К., основоположник религ. сионизма, отличался терпимостью и доброжелательностью в отношении как к харедим, так и к нерелиг. представителям евр. народа, напр. рабочим и сионистам-социалистам. Деятельность К. свидетельствует о том, что его учение было признано многими в религиозных кругах, несмотря на изначально враждебное отношение к нему.

http://pravenc.ru/text/2462211.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010