За всяким благословением жило Событие, обладавшее своим, пусть еще не до конца ясным, образом и словом. Творение, Призвание Авраама, Избрание, Исход, Завет, Вождение по пустыне, Шехина-слава, Гнев, Обетование, да святится имя Твое. У Него было еще множество иных священных имен, не менее крепких, благословенных, таинственных: Свет, повелевший свету быть, Создавший Адама по образу Своему, Святой Иакова, Простерший лествицу Ангелов, Даровавший Субботу, Воспетый Давидом, Обитающий в Храме, Избравший Иерусалим городом Великого Царя… Все это исходило от Незримого, сказавшего о Себе на вопрос об имени: Я есмь Тот, Кто есть… И никакая душа живая не могла приблизиться к этому Я есмь, но могла жить во свете и правде Его, возлюбив заповеди Его, приняв милующую и карающую мышцу Закона… Войти в дом, войти во время Любовь Божия становилась праздником в эту ночь. И тем она отличалась от всех других ночей, что Создавший твердь посреди воды, Заставивший расступиться море и Проведший по нему Израиль как по суху входил, раздвинув ночной полог, под крышу каждого семейства в Израиле. Оно принимало Его под своей крышей с ликующей памятью, заставлявшей содрогнуться утробу всякого израильтянина, бывшего некогда странником в земле Египетской. Словно Исход продолжался, праздник открывал его неиссякаемость, его одновременность с текущей пасхальной ночью, его сопричастность всякой семье, собравшейся за столом для благодарения. Милость Господня становилась столь близкой, что, казалось, Видящий бездны, восседающий на Херувимах ( Дан. 3:54 ), запросто посещал дом Иосифа, садился за стол рядом с Матерью, так что Отрок мог почти видеть Его лицо, и душа Его томилась от радости. Истомились очи мои в ожидании обещанного Тобой ( Пс. 118:82 ). Мог ли подумать Иешуа, не говоря о том, чтобы передать другим, что Господь исполняет Свое обещание здесь и сейчас? Что, выйдя из Своего «далека», Он вошел во время, остановившееся под этой крышей? Что Слово Божие, через которое все, что есть, вступило в бытие, вскоре заговорит — и уже говорит — Его, Иешуа, устами? Что Ветхий днями ( Дан. 7:9 ) воспринял человеческий удел в Нем, пятилетнем сыне Марии, и, как думали, Иосифа ( Лк. 3:23 )? Теперь Он должен будет поднимать голову, чтобы взглянуть на солнце, на грозу, на жуков, роящихся в воздухе в вечерний час. Художник, словом создавший Египет, как и все народы и земли, Голос, позвавший Израиль, Слава пасхального торжества, о которой через века запоют: «Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися» (ирмос Канона ко Святому Причащению, глас 2, песнь 1). Время как тварь

http://azbyka.ru/fiction/vzgljad-zametit...

По этой причине оно обозначает как весь народ иудейский, так и отдельных лиц этого народа. Но по преимуществу в Св. Писании этим именем называются лица, особенно близко стоявшие к Ягве , верно ходившие в Его доме. Так назывались Авраам ( Быт.26:24 ), Моисей ( Втор.34:5 и др.), Давид ( Иер.33:26 ) и Исаия ( Ис.20:3, 44:26 ). Так назывались все пророки, как избранные органы и посредники Ягве, равно как и все праведники Ветхого Завета, которые служили Господу и веровали в Него ( Иер.7:25 ; Иез.37:17 ; Ам.3:7 ; Зах.1:6 ; Ис.54:17 ; Иер.21:7 ; Дан.3:44 ). Наконец, этим именем называется Мессия ( Зах.3:8 ). А если так, то следует, что библейское употребление слов «раб Ягве» может служить отправной точкой как для нашего [христианского – Д. Ю.] воззрения на Раба Ягве у Исаии, так вместе с тем и для мнений противоположных. Но оно может служить именно отправной точкой, и ничем большим» 82 . Различные предположения, которые высказывали исследователи, отталкиваясь от понятия слуги Ягве в древнем Израиле, относительно поименованной так у Второисаии личности, могут быть сведены к четырем основным изложенным ниже гипотезам 83 . 1. Слуга Господень как народ Израилев В главах 40–55 книги Исаии слово «слуга» (, «эвед») встречается 20 раз. 13 раз оно относится к народу Израилеву, остальные 7 раз встречается в песнях Слуги Господня. В песнях Слуги можно указать места, где это слово, на первый взгляд, относится также к народу Израилеву – например, Ис.49:3 : «Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь». Это подтолкнуло многих исследователей к мысли видеть в образе Слуги Господня исключительно народ Израилев, точнее – праведный остаток народа, который должен пострадать ради спасения всего Израиля. Однако «повествование о Слуге часто строго индивидуально, оно описывает рождение, страдание, смерть и окончательный триумф». Еще Ориген в споре с Цельсом и александрийскими иудеями указывал, что если под Слугой понимать только народ Израилев, то получается бессмыслица, поскольку в таком случае народ «за преступления народа Моего претерпел казнь» ( Ис.53:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Веса в ней 1 ф. 78½ зол. 8 . Стакан золотой с крышкой под Императорской короной, на серебряном подносе. Он подарен Императрицей Елисаветой Петровной митр. Арсению Могилянскому. Веса в стакане 1 ф. 3 зол., в подносе – 1 ф. 7½ зол. § 25. Святые Кресты Из Святых крестов, принадлежащих Собору, опишем примечательнейшие: I. Кресты с подножиями 1 . Стоящий на большом престоле большой серебряный вызолоченный, замечательный по своей величине. В нём веса серебра 29 Фунтов и 17 лот. Он устроен в 1755 г. при митр. Тимофее Щербацком из церковного серебра. 2 . Старинный серебряный Крест небольшой с грубым начертанием Распятия и Крещения Господня. Он найден в селе Новосёлках (Киевского уезда) и прислан в Собор из Консистории в 1833 г. В нём веса 2½ фунта. 3 . Крест кипарисный, резной, украшенный серебряными ветвями и змеями с надписью на подножии: Ησαιου Ιερομονχου 1706 80 . 4 . Крест также кипарисный, резной, оправленный в серебро, имеющий внизу, на подножии (с внутренней стороны), следующую надпись: Дан сей крест в Киево-Софийский монастырь до Мокраго Николая с куреня Величковскаго атаманом Данилом Кучером... 1768 г. Мая 20 дня. II. Кресты ручные 1 . Старинный деревянный резной, оправленный в серебро. Ныне он без ручки и называется Крестом св. Макария. 2 . Крест 6-конечный, деревянный, приметно так же древний. На верхней перекладине его надпись: царь славы, на нижней: βασιλυς τς δξης 81 . 3 . Крест серебряный вызолоченный с финифтями и драгоценными камнями. На одной стороне его – Распятие Христово, всё из финифти, на другой – изображение воскресения Господня, а по сторонам – начертание одной мёртвой, другой – живой головы, с надписью: на сие Христос и умре и воскресе, да мертвыми и живыми обладает. Веса в кресте 3 фунта. 4 . Крест золотой, украшенный драгоценными камнями и содержащий в себе мощи разных святых 82 . 5 . Крест золотой 7-конечный, украшенный по концам лучей жемчужинами, а на других местах – разноцветными камушками. На нём читается следующая надпись: важит червонных золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В отличие от беззаконника и бесстыдного устыдившийся и покаявшийся познает грехи свои. «Когда постыдитеся, покорится сердце, то познают грехи свои ( Лев.26:41 )». «Мы лежим в стыде своем, срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим» ( Иер.3:25 ) 79 . И Ездра говорит от лица народа: «Я устыдился и посрамился пред лицем Твоим, ибо грехи наши приложились» (1Ез.9:6; 8:71). Иезекииль должен возвестить о храме, чтобы устыдились люди беззаконий своих и всего, что они делали ( Иез.43:10–11 ) 80 . Мысль о стыде греха Иезекииль выражает словами: «К самим себе почувствуют отвращение, (по-слав. — бити имут лица своя) за все мерзости свои» ( Иез.6:9 ) 81 . И стыд пред людьми есть стыд греха пред правдой их. Даже менее греховные поступки приводят в стыд совершивших более тяжкие грехи. Иудея была предметом стыда не только пред правдой совершенной, но и пред правдой согрешившей Самарии. Самария и половины грехов Иудеи не нагрешила и оказалась правее Иудеи через великие мерзости ее ( Иез.16:51 ) 82 . «Неси это посрамление твое, ибо Самария правее тебя по грехам, какими ты опозорила себя» ( Иез.16:52 ). И посрамление Иудеи в том, что она оправдала Самарию. Стыд греха пред людьми есть стыд пред правдой людей. Даниил говорит: «Мы сделались поношением для рабов Твоих, чтущих Тебя» ( Дан.3:33 ) 83 . И Приточник говорит: «Кто не посрамится лица праведных, не благ» ( Притч.28:21 ; слав.). 2-я Книга Ездры говорит это о Седекии. Он не устыдился слов Иеремии пророка, т. е. не внял им, и не смирился и не умилился 84 . Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред теми, которые должны быть носителями правды. Он говорит о стыде пред отцем и матерью ( Сир.41:21 ). Об этом же стыде говорит и Апостол Павел (Ев.12:9; слав.). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде перед начальником и властелином, перед судьей и князем ( Сир.41:21–22 ). И книга Иова говорит о нечестивом, который не имеет стыда перед судьей: «Иже не постыдеся лица честнаго, ниже весть честь возложити сильным, удивитися лицам их» ( Иов.34:18 [–19] слав.). Сильные — это судьи, ибо Иисус сын Сирахов внушает судье: опаснее оказаться бессильным сокрушить неправду и наложить пятно на правоту свою ( Сир.7:6 ).

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Мазырин А., свящ . К вопросу о причинах поддержки святого патриарха Тихона (Беллавина) патриархом Мелетием (Метаксакисом) весной 1923г.//Христианское чтение. 2023. С.327–342. Статья посвящена разбору причин, по которым Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), политика которого была откровенно враждебна по отношению к Русской Церкви, в последний момент отказался от поддержки обновленческого раскола и выступил в поддержку свт. Тихона (Беллавина). По мнению автора, главной причиной была полная ориентированность патриарха Мелетия на Великобританию в условиях острого советско-британского дипломатического конфликта весной 1923 г., вследствие чего патр. Мелетий был вынужден выступить против обновленцев, пользовавшихся покровительством большевистских властей. Дополнительной причиной была ситуативная заинтересованность главы Фанара в привлечении на свою сторону русских зарубежных иерархов.  Смирнова И. Ю . Иерусалимский вектор в деятельности британского Фонда помощи русскому духовенству и Русской Церкви (1935–1944)//Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. 3. С. 98–122. В статье дан обзор документов архива Центра Ближнего и Среднего Востока Сент-Антониз-колледжа (Оксфорд), характеризующих деятельность Фонда помощи русскому духовенству и Русской Церкви, учрежденного в 1923 г. для оказания помощи русским христианам в России и эмиграции. Исследуется связь фонда с его «иерусалимским проектом», направленным на поддержку Горненского и Елеонского женских монастырей в подмандатной Палестине в 1935–1944 гг. Анализируется механизм взаимодействия сотрудников британского фонда с англиканской епископией в Иерусалиме и русскими игумениями двух монастырей, работа фонда с благотворителями и механизм организации помощи. Локальная церковная история Берташ А. В., прот . Пюхтицкий Успенский монастырь в контексте церковногосударственных отношений в Эстонии (1917–1940)//Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. 3 (24). С. 82–100. Статья посвящена истории Пюхтицкого Успенского женского монастыря, основанного в царствование Александра III, в 1917–1940 гг. Автор акцентирует внимание на трудностях жизни обители на территории независимой Эстонии, в обстановке недоверия к русскому духовенству и прихожанам, на частичных конфискациях монастырского имущества.

http://bogoslov.ru/article/6194203

10) В Пскове же монастырских было 10 торговых лавок. 11) В Печерской слободе в конце торга или площади был монастырский двор, важня и 3 избы больших с чуланами и сенями, и 8 анбаров для приезжих и прихожих богомольцев. 12) По ревизской книге, писаной при архимандрите Геннадии Андреевском в 1749 году, значилось тогда за Печерским монастырем крестьян мужеска пола 3832 души. Рыбная ловля, состоявшая за сим монастырем 1 Исад большого Тронса, 2 исад Дубицы, 2 исад Колпино, 4 исад Ветлицы, 5 Любницы, 6 исад Кулье, да Подмогилье, 7 исад Горки, 8 рыбная ловля против верхнего острова, 9 исад Рожитца, 10 исады Лисья и Кутки, 11 исад Будовижи, 12 исады большая и малая Лудза, 13 исад Мтеши, 14 исад Отсадино, 15 ловля в селе Логозовичах в реке Каменке, 16 исад Семско. Угодья, которыми ныне владеет сей монастырь, суть следующие: 1) Сад, состоящий внутри монастыря. 2) Огород с малым числом плодовых деревьев мерой 39 сажен 2¼ аршин, длины и 18 сажен ширины; сей огород дан сему монастырю в вечное владение в 1797 году апреля 22 дня госпожей генерал-майоршей Еленой Феодоровной, дочерью Вакселевой, за положение тела покойной сестры ее Анны Феодоровой дочери Ломаковой в пещеру и за поминовение души ее. 3) Огород, называемый Рижский, 133 сажени, а шириной 91 сажень. 4) Огород в городе Псков на подгорье. Земли пахотные и сенные покосы 1) За стеной монастырской к северо-восточной стороне земли небольшой участок длины 55 сажен и ширины 39 сажен. 2) К той же северо-восточной стороне земля пахотная, которой длины 89 сажен, а ширины 82 сажени. 3) За стеной монастырской земля, называемая Скотной дворы, которой, за исключением неудобных мест, 5 десятин 1818 квадратных сажен. 4) В 3 верстах от монастыря на речке Пивже сенной покос, которого за исключением неудобных мест 25 десятин и 1930 квадратных сажен. 5) На той же речке Пивже в 4 верстах от монастыря сенной покос, называемый Горелой Мельницей, за исключением неудобных мест 2200 квадратных сажен. 6) При селе Логозовичах земля, которой за исключением неудобных мест 17 десятин и 1366 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ангелы в клубе. Отрывок из романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». З аголовок дан редакцией//Фома. - – октябрь 2018. – С.80-81. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Стоит прочесть »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Елена Гродская . Прощание лета . Подборка стихотворений («Лепечут ангелы, и облака растут…»; «Цветет и светит...»; «Были сосны с иголками длинными...»; «Мы купались в реке, как в облаке…»; «Лето в август перетекает...»; Сумерки/«Вот и сумерки — смотри…»/; Рождество/«Пестрота летящих бабочек...»/; Не то/«Сосна с берёзою в обнимку…»/; «Яблоки падали глухо и тихо...»).  Автор вступ. заметки  Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Романа Макагонова//Фома. - – октябрь  2018. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   ЛЮДИ (раздел). – 84-87.   Теплая память о лете. Избранные кадры  фотофестивалей «Фомы» . [В конце лета журнал провел сразу два фотофестиваля в соцсети «В Контакте»: один («Ура, каникулы!») в сообществе «Воскресная школа», а другой («Мое православное путешествие: 3 места, которые я для себя открыл») в группе «Путешествуем со смыслом». В ответ читатели прислали сотни ярких летних фотографий. Спасибо вам, друзья!]//Фома. - — октябрь 2018. - С.84-87. - (раздел « Люди »). В публикации представлены следующие фотоработы:   Что читать:   Представлены и отрецензированы издания:   В. Григорян, Е. Муравлев. Умереть и воскреснуть. О прославлении императора Николая II . Три очерка о последнем русском царе. - М.: Символик, 2018. - 128 с.: ил. - (Святые рядом с нами)/Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - — октябрь 2018. - С.88. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Толковых, научно обоснованных изданий о последних годах российской монархии и октябрьской катастрофе становится все больше. Книга В. Григоряна и Е. Муравлева занимает среди них достойное место. В ней предпринята удачная попытка ответить на вечный вопрос «Кто виноват?», не впадая в крайности:   «царь — слабый, не удержал власть» и «царь — сильный, но кругом враги». В книге много моментов, которые, как сейчас говорят, «запостить» и запустить в соцсети. Вот такой, например: «У царя на лондонском счету осталось десять          рублей после его смерти» (4 миллиона, лежавшие там со времен Александра II,        Николай II отдал госпиталям и благотворительным учреждениям). Или: «Накануне революции у каждого гражданина России был выбор. Помочь народу, став агрономом, инженером, врачом, встать рядом с государем в его работе, уважая власть, но не пресмыкаясь перед нею... Или — протестовать... Ходить с лозунгами, цель которых была вовсе не в том, чтобы добиться настоящей правды: это были фиговые листки, прикрывавшие несостоятельность самих борцов...». Актуально, правда? Может, кто-то прочтет и задумается.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-186...

О языке и стиле пророка Иеремии существуют разногласия среди исследователей. Еще Иероним замечал, что книга Иеремии по стилю у Иудеев считается значительно ниже Исаии и Осии, хотя по мыслям равна им (Proleg. in Ierem.) Некоторые новые исследователи (Сикст Сиенский, Де-Ветте и др.) также находят отсутствие красоты, неисправность речи, монотонность образов, частые повторения и подобные недостатки в речах Иеремии. Но не мало есть и защитников, справедливо обращающих внимание на крайне скорбное состояние Иудеев при пророке и крайне скорбное, постоянно полное слез внутренних и внешних (9:1, 13:17, 14:2, 17, Плч.1:2 ), состояние самого пророка. При таком состоянии было уже не до красоты речи. Плачущему человеку и сквозь слезы говорящему нет возможности говорить красноречиво и изящно. Что же касается частых повторений некоторых слов и выражений, то в них преимущественно выражается настойчивый призыв народа к исполнению закона и угроза гневом и «местью» Господней (5:9, 29=9:8, 6:12–15=8:10–12, 7:31=19.5); или заключается воспоминание о «пророках, коих посылал Господь с раннего утра» для обращения Иудеев на истинный путь (7:25; 11:7, 25:4; 26:5; 29:19...). Очевидно, эти повторения вынуждались у пророка также состоянием современников, крайне упорных и нахальных по отношению к покаянным пророческим речам. Новейшие филологи видят у Иеремии «нежность», сердечность, чисто женскую мягкость. Это «поэт сердца», живущий более сердцем, чем интеллектом, далекий от абстракции и ее холодных выводов» 82 . Но и этот приговор, кажется, не чужд крайностей, так как Иеремия был по иудейскому признанию пророком «правды Божией», а не сентиментальности женской. Наконец, эпохою же пророка объясняется частая цитация у него ветхозаветных писаний, особенно Пятикнижия. Пророк был современником последнего предпленного «суда» Господа с еврейским народом и приведения приговора его в исполнение. Этими частыми цитациями пророк сопоставляет требования закона, грозные пророчества законодателя, современные нарушения закона и скоро ожидавшую погибель еврейского народа. Общий вывод из этих сопоставлений получался тот, что у Господа «правда, у еврейского же народа стыдение лица». Такой вывод получил, очевидно, и Даниил из чтения книги Иеремии ( Дан.9:3–16 ). Таким образом, в эпохе Иеремии получают свое объяснение особенности стиля его книги 83

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

82 Путешествие епископа говорит о том, как широко уже распространено было христианство во всех странах, которые он посещал. 83 Спутниками его были творения ап. Павла и живая вера в Иисуса Христа, руководившая его во всем. 84 Вера служила ему духовной пищей из таинственной рыбы, которою христиане символизировали в то время Иисуса Христа, предложившего Себя в снедь верующим в таинстве Евхаристии ( Ин. 6:32:58 ). Эта «Рыба» получается церковью, тою чистою девою, из источника крещения. 89 Робертсон, Ист. Хр. Церкви, т. 1, стр. 16 Апологи Квадрата существовала в начале 4 в., как писал об этом Евсевий Η.Е. 4, 3. Существовала она и во время Иеронима и даже в 6 веке. Но до нас дошли только отрывки из нее в цитатах Евсевия Филар., т. 1, стр. 44–45. 101 См Wordsworth, Tour in italy, II, 142 Нкоторые пред полагали, что фигура эта изображаете Анибуса 103 Л. Н Толстой. Соединение, перевод и исследование 4-х евангелий. Изд. «Посредника», 698, Москва, 1908. Том 2, стр. 227–230. 104 Раскрытие истины воскрешения Лазаря имеет значение для изобличения не только Толстого, но и других сектантов, допускающих воскресение лишь духовное, а не телесное. Редактор. 105 Л.Η. Толстой «Соединение и перевод четырех евангелий». Изд. М.К. Элпидина, Geneve, 1892, Т.1 стр. 6–7. 106 2-е изд. ее вышло с дополнением под заглавием «Бессилие неверия» (о Л. Толстом и о толстовщине). Рязань, 1915 г., ц. 20 к. 107 Это – отд. Книга, отзыв о которой дан в жур. «Ревнитель» за 1915 г., 4–5 и перепечатан в Мисс. Сборник за 1915 г., 7–8. 109 Так как вопрос этот выделен в специальную статью, то по необходимости пришлось повторить в ней кое-что из сказанного об Иуде в книге. 110 «Неудачное выражение автора действительно может смутить читателей. Истина Православного исповедания остается в себе самой несокрушимою и останется таковою до конца веков (Мф. 16:18). Но, с миссионерской точки зрения, факт остается фактом, от чистоты ее многие исповедники Православной веры откололись в старообрядчество, распыленное теперь на множество фракций, другие превратились в пашковцев, сютаевцев, трезвенннков, Иоаннитов, духоборов, молокан, иннокентиевцев, толстовцев, имябожников, новоизраильтян, Катасоно-Феодоровцев, Иеговистов, адвентистов и т д. Мало того даже рационалистические и мистические сектанты – штундисты, штундо-баптисты, баптисты, духовные христиане, а также хлысты, скопцы н т.д. у нас из православных христиан, хотя с православием они не имеют ничего общего. Все эти и подобные им (спириты-теософы) болезненные наросты на здоровом организме Православной Церкви говорят, что они восстановляют (своими заблуждениями) истину христианского учения. Редакт. Н. Остроумов

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Наконец, грядущее воскресение также состоится в Духе Святом: «будущая субстанция называется духовной благодаря полноте Духа, в Котором она воскреснет» (Воскр. 53). Конечно, при изложении пневматологии Тертуллиана следует учитывать, что богословское творчество его во второй половине жизни испытывало сильное влияние монтанизма, в который он уклонился. Тем не менее, и те сочинения, которые были написаны Тертуллианом в этот период, пользовались впоследствии значительным вниманием со стороны православных латиноязычных авторов. Климент Александрийский Триадологические упоминания часто встречаются в творениях Климента: «один Отец у вселенной, одно и Слово у вселенной, един и Дух Святой вездесущий; едина и мать Церковь » (Пед. 1.6). «Климентом ясно выражается убежденность в единстве всех Лиц Св. Троицы, хотя такое единство предполагает и Их различие» 115 . Говоря о внутреннем, духовном богатстве христианина, александрийский дидаскал восклицает: «они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святого Духа» (Бог. 34). У Климента мы встречаем неожиданный прорыв из привычного домостроительного контекста с ориентацией на мир и человека, в предвечную божественную реальность, в которой сотворение и смысл бытия мира и человека получает объяснение как дело внутритроичной любви: «Слово Божие..., презрев лиру и кифару..., эту вселенную и малый космос – человека... настроив сообразно со Святым Духом, играет Богу» (Ув. Яз. 5.3). Таким образом, мир и человек понимаются как инструменты, на которых Сын играет мелодию любви Отцу. Духу Святому отводится роль «камертона». Он настраивает мир в соответствии с божественным замыслом посредством своих действий в истории: 1 . дарованием ветхозаветного закона и вдохновением пророков: «Закон духовен, потому что дан Духом Святым, а что совершает Святой Дух, все то духовно. И этот Дух Святой есть истиннейший законодатель, потому что Он не только заповедует доброе и прекрасное, но и в полной мере знает его» (Стром. I.26); авторство Писания настолько прочно осмысляется Климентом как дело третьего Лица Троицы, что он называет Духа Святого «устами Господа» (Ув. Яз. 82.1); посему необходимо «от слов Писания устремляться к мнениям, которые Святой Дух имеет о вещах» (Изв. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010