Итак, в продолжение такого числа дней Антиох будет владычествовать над Иудеями, а потом правда Божия препобедит его, внезапно поразив его на обратном пути с востока. И се, ста предо мною аки образ мужеск. И слышах глас мужеск среде увала… и рече: Гаврииле, скажи видение оному (Дан. 8:15–16), Ангел Хранитель Даниила, неотлучно пребывавший с пророком, просит объяснить Даниилу это видение другого Ангела, который был при всех утешительных видениях, сообщаемых Даниилу и другим святым. И прииде и ста близ стояния моего… и… ужасохся от избытка светлости лица Ангельского. И рече ко мне: разумей, сыне человечь , значение виденного тобою сна, еще бо до скончания времене видение (Дан. 8:17), то есть неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена. Се, аз возвещаю тебе будущая на последок (Дан. 8:19), то есть сказываю, что будет по исполнении ста лет, в которые народу твоему обещаны все блага. Овен, егоже видел еси имуща рога , — это Дарий, царь Мидский и Персский (Дан. 8:20). Два рога означают два царства — Мидийское и Персидское. А козел козий… рог же великий, иже между очима его, той есть царь Александр. Рог великий, иже между очима его , — означает владычество над целым миром (Дан. 8:21). Сему же сокрушившуся восташа четыри рози под ним (Дан. 8:22). Царство его сокрушилось, когда Александр умер, и овладели царством четыре любимца его: Селевк, Филипп, Димитрий и Птоломей. И на последок царства их , когда исполнится мера грехов народа твоего, под конец царства Иудейского нападет потомок Селевка Никатора. Востанет царь безсрамен лицем (Дан. 8:23). Это безсрамный лицем Антиох, разумеяй обладати, то есть искусный устроять козни и овладевать. И державна крепость его, не в крепости же своей . Этим показывается, что Антиох не собственной силой приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукой Антиоха вразумить их. И чудесно растлит и успеет; растлит чудесно, то есть растлит все, что достойно удивления в доме Божием. И разсыплет крепкия (Дан. 8:24), то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо перебьет мечом, и тела их повергнет окрест Иерусалима , как духом свидетельствует об этом Давид (Пс. 78:3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В царствование его успеет: «лесть в руце его». Так говорится потому, что Антиох хитростью войдет в Иерусалим, сокрушит и истребит все, что было славного в храме, и разрушит стены города. «И лестию разсыплет многих». Сказано так потому, что Антиохом сорок тысяч Иудеев убито, и столько же отведено в плен. «И противу Бога князя князей восстанет», – восстанет или хулами на Бога, или тем, что осквернит и поругает храм Божий и священные сосуды, «и от прикосновения руки сокрушится» ( Дан.8:25 ), то есть сокрушен будет внезапно или Лисием, или постигшей его мучительной болезнью. «И видение вечера и утра... истинно есть», то есть справедливо все, виденное от вечера до утра. " Ты же, Данииле, назнаменай видение, яко надни многи» ( Дан.8:26 ). Сокрой видение, потому что исполнится оно после многих лет, сокрой, чтобы сыны народа твоего не сочли исполнения близким и, убоявшись, не отказались возвратиться в землю свою. Глава 9 «В первое лето Дариа... дах лице мое к Господу... еже взыскати молитвы... И молихся... и рех: Молю Тебя, Господи Боже великий и чудный, за грехи наши почитаешься Ты у Вавилонян как бы немощным. Храняй завет Твой и милость Твою любящым Тя» ( Дан.9:1, 3–4 ), как сказал Моисей ( Втор.7:9 ). «Согрешихом, беззаконновахом... уклонихомся от всех заповедий Твоих» ( Дан.9:5 ), данных нам рукой Моисея и священников. «Тебе, Господи, правда» ( Дан.9:7 ). Ты предварял нас и, угрожая проклятиями, предостерегал, чтобы не грешили мы. Посему «праведен Господь Бог наш во всем деянии Своем» ( Дан.9:14 ). На самом деле постигли нас те проклятия, которыми предостерегал ты нас, и которые определил нам в слове Твоем. Ибо вот, повсюду постыждены мы, потому что за грехи наши рассеяны мы по всем странам. «И весь Израиль преступи закон Твой» ( Дан.9:11 ). Истинно слово, сказанное Иеремией: «аще обрящется муж, творяй суд и правду : и милосерд буду ему» ( Иер.5:1 ). " И навел на них клятву», те заклятия, которые определены были от дней Моисея ( Втор.28:15 ). «Поэтому, – говорит пророк, – молился я ко Господу с горьким раскаянием и плачем, чтобы прощены были нам грехи наши». «Праведен Господь... во всем деянии Своем» ( Дан.9:14 ). Праведен Он, ибо все наказания, каким подверг Он нас, заслужены нами, и по делам нашим воздано нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Мн. места из Книги пророка Даниила Афраат считает исполнением более ранних ветхозаветных пророчеств; это свидетельство подлинности Книги пророка Даниила является для него гарантией, что исполнятся и те пророчества, к-рые содержатся в ней самой. Так, слова Д. Навуходоносору: «Ты - это золотая голова!» (Дан 2. 38) - он считает исполнением пророчества Иер 51. 7: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа» ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 205); 1-й зверь в Дан 7. 4, похожий на льва с орлиными крыльями,- это Навуходоносор, что предсказано, по его мнению, в Иер 50. 17: «Израиль - рассеянное стадо; львы разогнали [его]; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». А поскольку в Дан 4. 30 сказано про Навуходоносора, что волосы у него выросли, как у орла (так в Пешитте; в синодальном переводе Дан 4. 33 - «как у льва»), то это окончательно убеждает Афраата в том, что 1-й зверь соответствует именно Навуходоносору (Ibid. Col. 213-216). Прп. Ефрем Сирин понимал Дан 7 двояко: он относил пророчества к маккавейской эпохе, но при этом утверждал их окончательное исполнение - во Христе ( Ephraem Syrus. Opera omnia quae exstant graece, syriace, latine/Ed. G. S. Assemani, e. a. R.; Vat., 1737-1743. T. 5. P. 215). Т. о., выражение «Сын человеческий» он в какой-то мере применял к иудейскому народу. В этом он отличается от Афраата, но похож на более поздних сир. авторов, Феодора бар Кони (кон. VIII в.) и Ишодада Мервского (IX в.) ( Ferch. 1980; Casey. 1979. P. 67). Небольшой рог прп. Ефрем Сирин, как и Афраат, отождествлял с Антиохом Епифаном ( Collins. 1993. P. 115). Оригинальную интерпретацию он предлагает для слов «вознесся на Вождя воинства сего» из Дан 8. 11; притом что традиционно этот текст вместе с Дан 8. 25 «и против Владыки владык восстанет» понимали как восстание против Бога, прп. Ефрем считает, что «вождь воинства» - это первосвященник Ония (Ibid. P. 333). Нельзя исключить знакомство Афраата и прп. Ефрема с трудами Порфирия (Ibid. P. 116). Принимая частично толкование малого рога как Антиоха, неуникальное для Порфирия, они оба принадлежат к христ. экзегетической традиции, средоточием к-рой является христологическое понимание Дан 7. 13. Блж. Иероним Стридонский

http://pravenc.ru/text/171183.html

Предметом возвещенного пророку ангелом откровения служит ближайшая судьба народа Божия в связи с историей прикосновенных к нему языческих государств (ср. Дан. 10:14 ). Вот почему небесный посланник начинает с Персии, под властью которой были иудеи даже по выходе из вавилонского плена. Три царя, имеющие восстать еще в Персии, это три ближайшие преемника Кира – Камбиз (529–522), Лжесмердиз (522–521) и Дарий Гистасп (521–486), а четвертый царь, «превзошедший всех всяким богатством» ( Дан. 11:2 ), -это знаменитый Ксеркс (486–465), славившийся, действительно, несметными богатствами. Царь этот с громадным войском пошел войною против Греции ( Дан. 11:2 ); решительная битва была при Саламине, где греки, однако, остались победителями. С того времени персидское царство стало явно клониться к упадку; значение его, как первенствующей мировой державы, переходит к Греции. Вот почему небожитель оставляет без упоминания дальнейших персидских царей – преемников Ксеркса, переходя от последнего к третьему мировому царству – греко-македонскому, в частности, среди представителей его – к Александру Великому, так как с этого только времени царство греко-македонское входит в соприкосновение с народом Божиим. Александр Великий – вот тот «царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью и будет действовать по своей воле» ( Дан. 11:3 ). Такими же чертами охарактеризовано царствование этого государя и в других видениях пророка Даниила ( Дан. 2:39; 7:6; 8:8, 21 ). Жизнь знаменитого царя, впрочем, скоро пресеклась, а с его смертью и царство его распалось. Александр не оставил потомства, почему и владения его перешли к чужим для него людям ( Дан. 11:4 ). Громадная монархия распалась «по четырем ветрам небесным» ( Дан. 11:4 ) и образовала четыре отдельные друг от друга царства: на востоке – фракийское, на западе – македонское, на севере – сирийское и на юге – египетское; кроме их, отпали от Македонии и другие области – Каппадокия, Армения, Вифиния и др., образовавшие из себя самостоятельные владения. Так, великая монархия знаменитого завоевателя быстро «разрушилась» и «раздробилась» и каждое из образовавшихся таким путем государств далеко, естественно, уступало в силе и могуществе прежнему царству Александра ( Дан. 11:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Гал.3:19 .  Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою по­редника. «Что убо закон?» Должно читать сие как возражение галатов. Тебе, говорит Апостол, желательно дознать, для чего дан закон? Объясняю тебе это. «Преступлений ради приложися, дóндеже приидет Семя, Емуже обетовася, вчинен Ангелы рукою ходатая». Закон дан, чтобы побудить к попечительности тот род, из которого имело произникнуть по плоти оное Семя; дан же при содействии Ангелов и при служении законодательству Моисея, потому что его Апостол назвал ходатаем. Об Ангелах же упомянул он и в Послании к Евреям и сказал так: «аще бо глаголанное Ангелы слово» ( Евр. 2, 2 ). Ибо и Михаила поставил над ними Бог всяческих. И сему научил нас блаженный Даниил ( Дан. 10, 21 ). Да и великому Моисею обещал Бог послать с ним к народу Ангела ( Исх. 32, 34 ). Гал.3:20 .  Но посредник при одном не бывает, а Бог один. «Ходатай же единаго несть». Ибо был посредником между народом и Богом. «Бог же един есть», и давший Аврааму обетование, и постановивший закон, и ныне показавший нам исполнение обетования. Ибо не иной Бог домостроительствовал первое, а иной последнее. Гал.3:21 .  Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. «Закон ли убо противу обетованием Божиим? Да не будет. Аще бо дан бысть закон могий оживити, воистинну от закона бы была правда». Сие и устами Иезекииля изрек Бог всяческих: «И дах им заповеди не добры и оправдания, в нихже не будут живи» ( Иез. 20, 25 ), выражаясь так о том, что в законе было излишнего, чего не предписывало самое естество, и разумея законы о жертвах, о прокаженных, об изливающих семя и о подобном тому. Ибо что необходимое в законе животворно, сие изрек также Бог устами того же Пророка: «и дах им, заповеди и оправдания, яже сотворит человек, и жив будет в них» ( Иез.20,11 ). Но поскольку, говорит Бог, нарушали они их, то дал им «заповеди не добры и оправдания, в нихже не будут живи». Да и сии заповеди назвал не худыми, но недобрыми, вовсе неприличными совершенным. Так и грудное молоко достигшим Совершенного возраста неприятно, а младенцам пригодно. То же и здесь сказал божественный Апостол: «Аще бо дан бысть закон могий оживити, воистинну от закона бы была правда». Ибо излишества закона возбуждали удивление в Божественном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дан.10:1 ; Дан.2:47 ср. Дан.3:15 ; Дан.2:48–49 ср. Дан.5:11–14 ). Убедительные для критиков рационалистов и то далеко не для всех (исключение составляют Блеек – Вельгаузен, Берман), указанные соображения в действительности настолько слабы, что никоим образом не могут говорить против единства и подлинности книги пророка Даниила. По двойственности языка она подобна писаниям Ездры и Неемии. У Ездры же на арамейском языке излагаются по преимуществу иноземные царские указы и письма в подтверждение их исторической достоверности ( 1Ездр.4:11–22 ; 1Ездр.5:6–17 ). По тем же соображениям и Даниил привел на арамейском наречии речь халдейских мудрецов и ответы на нее Навуходоносора ( Дан.2:4–11 ), два его указа ( Дан.3:96–100; 4 гл.), изданные, вероятно, на арамейском языке, и указ Дария Мидянина ( Дан.6:25–27 ). Равным образом и остальное содержание арамейского отдела требовало изложения только на данном наречии. Все описанные в нем события возвещают о бесконечном всемогуществе верховного Царя Господа, держащего в своей власти все царства земли; они – наглядное самооткровение, самосвидетельство истинного Бога среди язычников вавилонской империи. И если последние должны были усвоить данную истину, то единственным средством к этому являлось изложение раскрывающих ее событий на родном, понятном им языке. Нужное для вавилонян пророк излагает на арамейском наречии. Сообразно с этим без ошибки можно сказать, что остальная часть его книги написана на еврейском языке потому, что назначалась для еврейского народа, представляла и имела значение исключительно для него. И таково, действительно, описание жизни пророка Даниила, его воспитания и возвышения при царском дворе (1 гл.). Таковы же видения об языческих царствах в их отношениях к еврейскому народу (8, 10–11 гл.), пророчество о седьминах (9 гл.) и будущем воскресении. Двойственность языка книги пророка Даниила не говорит, таким образом, против ее единства. Но этого мало. Единство не нарушается двойственностью. Арамейский и еврейский отделы находятся в самой тесной связи, и один без другого непонятны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

этого проконсульского хода относилось к весне, к апрелю месяцу. Таким образом, начало проконсульства Галлиона, в виду установленной нами даты 26-ой аккламации, должно падать на апрель 52 года или на апрель 51 года, если предполагать, что в надписи мы имеем дело с назначением Галлиона проконсулом во второй раз, так как, и именно при Клавдии, проконсулы оставались иногда в своей должности по два года. Вопрос о времени проконсульства Галлиона в Ахаии имеет важное значение для определения времени 2-го путешествия ап. Павла. На время проконсульства Галлвона падает известное столкновение иудеев, с ап. Павлом в Коринфе ( Деян. 18:12–17 ). Столкновенье это имело место за несколько месяцев до отправления ап. Павла в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, т.е. осенью или зимой 51 или 52 года. Теперь считая, что первое проконсульство Галлиона приходится на время апр. 51–апр. 52, а второе апр. 52–апр. 53, мы можем сделать вывод: ап. Павел прибыл в Коринф осенью 50 или 51 года и отплыл в Сирию весной 52 или 58 года, сделав краткую остановку в Иерусалим для «приветствия церкви». Судя по словам Дееписателя, это пребывание Апостола в Антиохии было непродолжительным. «Проведши – в Антиохии – несколько времени» (κα ποισας χρνον τινα) – Деян.18:23 , он начал третье путешествие в августе 52 или 53 года. Полагая один год на «прохождений по порядку» (хаθεξς) церквей Галатийских и Фригийских, мы получаем 53–54 годы, как время прибытия ап. Павла в Ефес. Около трех лет ( Деян.19:8,10; 20:1; 20:31 ) Апостол пробыл в Ефес, значит оставление его падает на весну 56–57 года. Отправление не раньше весны подтверждается свидетельством первого послания к Коринфянам, написанного около Пасхи 56–57 гг. ( 1Кор.5:8 ) из Ефеса (16:8), где апостол предполагал пробыть до Пятидесятницы. Но случившееся вскоре возмущение Димитрия могло ускорить отъезд Апостола – Деян.20:1 . Из Ефеса Апостол через Македонию (16:5) отправился в Коринф и провел там, очевидно, зимние месяцы 56–57 года, ибо на обратном пути в Иерусалим опять через Македонию он прибыл в Филиппы ( Деян.20:6 ) ко времени Пасхи 57–58 года. Отсюда Апостол прямым путем отправился

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источник. ...Есть ли болезнь душевная тягостнее этой ? Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему (свт. Иоанн Златоуст , 52, 30). Откуда же... рождается , эта безумная и неприносящая никакого удовольствия страсть? – Ниоткуда более, как только от души низкой и ничтожной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 31). Подверженный этой болезни не знает дружбы, не помнит приязни, нисколько не хочет никого уважить; напротив, все доброе извергши из души, непостоянный, неспособный к любви, против всех вооружается (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Эта страсть все извратила; она породила любостяжание, зависть, клеветы, наветы. Она вооружает и ожесточает людей, не потерпевших никакой обиды, против тех, которые никакой обиды не сделали (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Сила гнева, хотя и она мучительна и несносна, не постоянно, однако же, возмущает дух, а только в то время, когда его раздражают другие. Напротив, страсть тщеславия – всегда, и нет, так сказать, времени, в которое она могла бы оставить, потому что разум не препятствует ей и не укрощает ее; она всегда остается и не только побуждает ко грехам, но, если бы мы успели сделать что-нибудь и доброе, она похищает добро из рук. А бывает так, что она не допускает и начать доброго дела (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). Нет ничего столь смешного и унизительного, как эта страсть : ничто столько не преисполнено стыда и бесславия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 32). ...Страшно преобладание тщеславия; оно может ослепить очи и мудрых людей, если они не станут бодрствовать (свт. Иоанн Златоуст , 52, 59). Раб тщеславия не лучше блудника; даже делает гораздо большие и тягчайшие грехи, чем тот (свт. Иоанн Златоуст , 52, 182). Тщеславие не только влечет ко злу своих пленников, но вкрадывается и в добродетели; и если не может лишить нас их, то делает нам большой вред в самой добродетели, принуждая переносить труды, а плодов лишая (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). ...Если мы отсечем эту страсть , то вместе с головою истребим и остальные члены этого зла, и тогда уже ничто не воспрепятствует нам жить на земле, как на небе (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 52 1–34. Разрушение Иерусалима и перемена в положении плененного царя Иехонии. Иер.52:1–34 . Во исполнение пророчеств Иеремии, Иерусалим был взят халдеями и разрушен, жители его – частью выселены, частью умерщвлены, храм – сожжен, а все вещи из него, частью в изломанном виде, были унесены в Вавилон. В конце главы говорится о благоприятной перемене в положении пленного царя иудейского Иехонии. Иер.52:1 .  Седекия был двадцати одного года, когда начал цар­с­т­во­­вать, и цар­с­т­во­вал в Иерусалиме один­надцать лет; имя матери его – Хамуталь, дочь Иеремии из Ливны. Эта глава, образующая прибавление к книге Иеремии, не стоит в прямой связи с предшествующими главами книги. Она, по содержанию, представляется почти тождественною с последним отделом 4-й книги Царств ( 4Цар 24.18 – 4Цар 25.30 ). Только вместо того, что находится в 4Цар 25.22–26 , у Иеремии вставлено, неизвестно откуда взятое, перечисление уведенных Навуходоносором иудеев (ст. Иер 2.8–30 ). Иер.52:2 .  И он делал злое в очах Го­с­по­да, все то, что делал Иоаким; Иер.52:3 .  посему гнев Го­с­по­да был над Иерусалимом и Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего; и Седекия отложил­ся от царя Вавилонского. Этих стихов нет в перев. LXX. Объяснение см. 4Цар 24.18–20 . Иер.52:4–11 . представляют почти повторение 4Цар 25.1–8 . Объяснение см. там. Иер.52:6 .  В четвертом месяце, в девятый день месяца, голод в городе усилил­ся, и не было хлеба у народа земли. Указания на 4-й месяц нет ни в кн. Царств, ни у LXX, хотя было необходимо сказать о девятом дне какого месяца там идет речь. Иер.52:7 .  Сделан был про­лом в город, и по­бежали все воен­ные, и вышли из города ночью воротами, находящимися между двумя стенами, подле царского сада, и по­шли дорогою степи; Халдеи же были вокруг города. У Иеремии сказано обстоятельнее, что в бегстве с Седекией участвовал и весь гарнизон Иерусалима (ср. 4Цар 25.4 ). Иер.52:10 .  И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии пред глазами его, и всех князей Иудейских заколол в Ривле.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наиболее ясно сказывается это сходство в употреблении редко встречающихся слов, так называемых нарах legomena. Так, «баг» Дан.1:5 = Иез.25:7 ; «хув» Дан.1:10 = Иез.18:7 ; «цеви» Дан.8:9 = Иез.20:6, 15 ; «келал» Дан.10:6 = Иез.1:7 ; «зегар» Дан.12:3 = Иез.8:2 ; «бен-адам» Дан.8:17 = Иез.2:1, 3, 6, 8 ; Иез.3:1, 3, 4 и т. п. Примером совпадения наречий книги Даниила и Ездры служат такие, напр., выражения: «шему» Дан.6:5 = 1Ездр.4:22 ; «невали» Дан.2:5 = 1Ездр.6:11 ; «питгама» Дан.4:14 = 1Ездр.6:17 ; «сим теем» Дан.5:2 = 1Ездр.5:4 ; 1Ездр.6:1 ; «ди» Дан.5:30 = 1Ездр.5:17 и т. п. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Даниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов, объясняемых из персидской и вавилонской терминологии. Таковы, по указанию экзегетов: «азда» Дан.2:5, 8 от древне-персидского «aranda» – наука; «гаддам» Дан.2:5 ; Дан.3:29 – от персидского «handam» – член; «патбаг» Дан.1:5, 8, 13 – от древне-персидского «patibaga» – трапеза богов; «гедаберим» Дан.3:2, 3 – от древне-персидского «gasbar» – казначей; «пеха» Дан.3:3, 27 – от древне-персидского «paik» – наместник. «Ариох» Дан.2:14 =ассир. Eri Асни, т. е. раб богини Луны; «Мисах» Дан.1:6 =ассир. Misa Achu, т. е. кто как Аку – бог луна; «Седрах» Дан.1:6 =Sudar Achu, т. е. повеление бога Аку; «Авденаго» Дан.1:6 =Abad Nabu, т. е. раб бога Небо; «ашафим» Дан.2:2 =ассир. «assipu»; «табагайа» Дан.2:14 =ассир. «tabihu»; «гашхин» Дан.3:16 =ассир. haspuhu и т. п. Как произведение современника и очевидца описываемых событий, книга пророка Даниила отличается далее полной исторической достоверностью своих сообщений. Таковы, напр., рассказы об отведении в Вавилон иудейских пленников не лично самим Навуходоносором, а по его приказанию Асфеназом ( Дан.1:3 ), о воспитании пленных юношей при царском дворце и в придворных школах ( Дан.1:5–6 ), о разделении халдейских жрецов и правительственных чиновников на различные классы (2 и 4 гл.; Дан.3:3 ), о поставленной Навуходоносором на поле Двир громадной золотой статуе ( Дан.3 ), о сопровождающей ее открытие процессии, о болезни Навуходоносора и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010