а. Слава Божия, дом наполняющая, слово Господне к пророку, алтарь, поставление священников, жертвоприношение и очищение. Иез.43 . б. Врата святые затворенные, повеления, священники. Иез.44 . 3) Видение о восстановлении Церкви и нового правления, – Иез.45 до конца, где: а. Новой земли разделение священникам и Левитам и старейшинам; приношения, праздники. Иез.45 . б. Заповедание о отворении врат восточных в Субботу, место поклонения, жертвы праздничные, место священников. Иез.45 . в. Видение о исходящей воде из храма, древа на брегах, пределы святой земли для туземцев и пришельцев. Иез.47 . г. Разделение земли коленам и священникам; место для града, для предградия, для старейшины, для колен, для врат; имя града. Иез.48 . VII. Места особливого примечания достойные . § 35. О Книге Даниила пророка (I. Надписание У евреев надписывается от имени писателя, Даниел, и у греков Δανιλ, Даниил. II. Писатель 1. Его имя. Во обрезании ему дано имя Даниель, которое означает, судия или отмститель мой (есть) Бог , и подлинно пророк многократно дознал, что Бог есть отмститель: Ибо Бог его невинность защитил, и противозаконников его отразил, а от старейшины евнухов назван Валтасаром, Дан.1:7; 4:5 . Ибо обыкновение у восточных было, переменением имен власть некоторую себе над другими присвоять: означает же сие имя хранящего сокровище Вилово, и потому таин Виловых объявителя и хранителя. Дан.4:5 . 2. Род. От колена Иудина ( Дан.1:6 ), и притом из фамилии царской, или княжеской произшел ( Дан.1:3,6 ), сличи 4Цар.20:18 , и потому отличен от того, о котором Ездра упоминает ( 1Ездр.8:1 ). 3. Отведение в плен Вавилонский. Оное случилось в начале четвертого года Иоакима царя Иудина. Дан.1:1,2 , которое первое было отведение Иудеев в плен Вавилонский. 4. Должность. Во время плена Вавилонского у некоторых монархов восточных служил в высоком чине (Даню2:48,49; 6:1,2). ) 11 Был князем или начальником волхвов или философов и богословов Халдейских Дан.4:6; 2:48 , и Божиим пророком; ибо всякого рода откровения Божественного был удостоен Дан.2:19; 7:1; 8:1; 10:4,5 , и равное по всему сделал прочим пророкам: ибо Священное Писание справедливо истолковал, Мессию предвозвестил Дан.7:13,14; 9:24–27 , народов и Церкви перемены предсказал Дан.6; 11; 12 ; чего ради от Христа именем пророка означается ( Мф.24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (   - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (     - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы ( Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа ( Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαλ γγελος). Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

V. Конец Оный есть: 1) живой веры, ничего, как только одного Бога за велико почитающей, и не только всю мира славу, но и самую жизнь из любви Божией за ничто вменяющей примеры, и как бы живое понятие нам представить. – 2) Ясными примерами доказать благость и промысл Божий особливо о благочестивых и тогда, когда они различными искушаются бедствиями. – 3) Показать частью историю, частью пророчество о царствах, как своего времени, между коими было Иудейское, так и в будущие времена имеющих возникнуть, и в них назнаменовать состояние Царства Христова и антихристова. – 4) Народов привести в познание Бога и Мессии. – 5) Церковь уведомить о времени пришествия Христова, и о бедностях, обещанное Царство Христово предварить имущих, и оную в вере живой утвердить. – 6) Изъявить как тесноты и бедности, коими Церковь имеет быть угнетаема, так и избавление, оной от Бога быть имеющее, и притом показать, что Церковь Божия хотя утесняется, но не утеснится и не истребится в конец, но печаль ее от Бога на радость и претерпение в славу обратится. VI. Пророчества о Иисусе Христе Дан.2:44; 7:13,14,27; 9:4 –27. VII. Разделение На две части сие пророчество разделяется. В первой части содержится история Даниила и сверстников его, при трех царях, Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии, – гл. 1 до гл. 7 ( Дан.1–6 ), где: 1) Даниил и сверстники его, отведенные в Вавилон, воспитываются, обучаются и представляются царю. Дан.1 . 2) История тех же при Навуходоносоре последнем, – гл. 2 до гл. 5 ( Дан.2–4 ), где: а. Первый Навуходоносоров сон, которого Халдеи истолковать не могли, Даниил толкует и от царя почитается. Дан.2 . б. Ввержение в пещь огненную сверстников Данииловых за непоклонение кумиру. Дан.3 . в. Сон другой Навуходоносоров о древе великом, Даниилом истолкованный и вскоре исполнившийся. Дан.4 . 3) История Даниилова при Валтасаре, который во время пира видел руку, пишущую на стене; Даниил призванный толкует писание, почитается от царя; царь умерщвляется. Дан.5 . 4) История того же, при Дарии в ров левский вверженного и избавленного. Дан.6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Если закон, говорит, дарует благословение и делает наследниками жизни и правды, то обетование, данное Аврааму, следовательно, отменено и уничтожено. Но это не имело бы смысла: закон ведь явился позднее, как же он может отменить завет, который был прежде его? Но не спеши весь этот пример строго проводить. Посему он и сказал: говорю по рассуждению человеческому, то есть человеческий пример привожу. Поэтому неудивительно, если он не может быть вполне применен к божественному. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений. Так как он возвысил веру и указал, что она древнее закона, возникало возражение: для чего же был дан закон, если вера была древнее и сама сообщила благословение? Не напрасно, говорит он, дан закон, но ради преступлений, чтобы быть вместо узды для иудеев, препятствуя нарушению если не всех, то, по крайней мере, некоторых заповедей. Прекрасно также сказано: дан после, чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим. До времени пришествия семени, к которому относится обетование. Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение? И преподан через Ангелов, рукою посредника. Закон, говорит он, дан чрез посредство ангелов — или священников, или действительных ангелов, потому что ведь ангелы производили оные трубные звуки, громы и знамения. Рукою посредника, то есть Христа. Показывает, что и закон дал Христос, а потому Он волен и отменить его. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Так и Христос служит посредником между двоими, а именно, между Богом и людьми. Ибо Он примирил обоих, дав мир и уничтожив вражду, которая была у людей с Богом. С тех пор как соединил с Собой человеческое естество, Он дал мир, чудесным образом соединив с Божественной природой враждебную ей вследствие греха плоть. Итак, если Он ходатай и примиритель, то ясно, Он спасает, а не закон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

56 Письма к Е. З. 56.1 332. Что ты не приносишь пользы монастырю, неправильно 56.2 333. Не смущайся своим несносным характером. Отчего кажется тебе, что ты лишняя. Читанное приводи в дело. Значение книги 56.3 334. Не ревнуй сестрам 56.4 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 56.5 336. Почему не писал раньше.–Не унывай, что упала 56.6 337. Потерпи сестер 56.7 338. Пойдем за Петром, а не за Иудою 56.8 339. Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут, а только терпение 56.9 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях 56.10 341. Смирение достигается не сразу. Ложныя подозрения не повредят. Уныние от гордости 57 Письма к Е. 57.1 342. Как избавиться от злых людей 57.2 343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы 57.3 344. Сестрою милосердия ехать не нужно 57.4 345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей 57.5 346. Молитвенный порядок дня 57.6 347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют 57.7 348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро 58 Письма к М. Р. 58.1 349. Демонския страхования бывают от самооправдания 58.2 350. Сознанием в грехах побеждается диавол. 58.3 351. Скорбь– эпитимия за грех 58.4 352. Пример томления греховнаго 58.5 353. Спеши высказаться 59 Письма к казначеее N. 59.1 354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна 59.2 355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным 60 Письма к А. Л. 60.1 356. Проходи набранные уроки делом 60.2 357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей 60.3 358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии 60.4 359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей 60.5 360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре 60.6 361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога 60.7 362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто 60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В греко-славянской Библии книга пророка Даниила занимает среди пророческих книг четвертое место. Оно отводится ей, согласно исчислению ветхозаветных книг, в Синайском кодексе (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 пророков). В кодексах же Александрийском, Ватиканском, в 85 апостольском правиле, 60 пр. Лаодикийского собора в 39 – праздничном послании Афанасия Великого , у отцов церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Епифания Кипрского , Иоанна Дамаскина книга Даниила поставлена последней между пророческими, а в реестре Мелитона Сардийского и Оригена – ранее книги пророка Иезекииля. Помещаемая в христианском каноне в отделе пророческих писаний, книга Даниила занимает у евреев неодинаковое место. При Сирахе она, по-видимому, не считалась пророческою ( Сир.49:10–12 ), при Иосифе Флавии признавалась таковой, (Иуд.Древн. 10–11), а ныне, как и при блаженном Иерониме, относится к отделу писаний (кетубим). «Напоминаю, – говорит он, – что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали этнографы». И действительно, талмудисты не признавали Даниила пророком. «Даниил, читаем в Мидраше, не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними пророками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те» (Furst. Kanon., 101 с.). По словам современных блаженному Иерониму иудеев, отнесение книги пророка Даниила к отделу «писаний» обусловливалось его жизнью при иноземном дворе (Comm. in. Dan. Дан.1:3 ). Наличность книги пророка Даниила в древнейших исчислениях канонических книг является убедительным и ясным доказательством ее канонического достоинства. В качестве канонической, хотя без упоминания имени автора, она нередко цитируется в Новом Завете в речи Иисуса Христа и Его апостолов. Так, помимо ссылки на Дан.9:27 , Спаситель применяет к Себе заимствованное, по общему мнению, из книги Даниила наименование «Сын человеческий» ( Дан.7:13 ; Мф.10:23 ; Мф.16:27–28 ; Мф.19:28 ; Мф.24:30 ; Мф.25:31 и т. п.) и тем самым подтверждает ее мессианское богодухновенное учение. Вполне согласно с Даниилом очерчивается Иисусом Христом и образ «Сына человеческаго». Он грядет на облаках с силою и славою, восседает одесную силы ( Мф.24:30 ; Мф.25:31–32 ; Лк.22:69 ; Мк.14:61–62 ; Дан.7:13–14 ). В том же пророчестве Даниила находит свое объяснение видение Сына человеческого архидиаконом Стефаном ( Деян.7:56 ). Равным образом и Апостол Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня и заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно имеет в виду лиц, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.), и одинаково с ним характеризует антихриста ( 2Сол.2:4 ; Дан.11:36–39 ). Наконец, и в Апокалипсисе встречается не мало образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила, особенно из 7 гл. ( Откр.11:7, 15 = Дан.7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И Ангел прикоснулся ко мне, и отверзох уста моя и глаголах, и рех ко Ангелу страшному, стоящему предо мною: Господи, в видении твоем обратная утроба моя во мне… и дыхание не оста во мне . От этого видения повернулись во мне внутренности мои и не в силах я стоять перед тобой, от трепета расслабли колени мои, поэтому како возмогу ныне глаголати к тебе (Дан. 10:15–17). И приложи, и прикоснуся мне яко зрак человечь (Дан. 10:18). Смотри, три раза подается помощь Даниилу, чем знаменуется тайна Троицы: в первый раз воздвигает его Ангел, во второй раз отверзает уста его, и в третий раз — дает ему силу говорить. Укрепленный силой этой тайны Даниил говорит: да глаголет Господь мой рабу Своему, яко укрепил мя еси. И рече: веси ли, почто приидох к тебе? Да возвещу тебе, и ныне возвращуся, еже братися со князем Персским . Ангел извещает об этом Даниила, чтобы Иудеи бодрствовали в молитве, и не вознерадели о своем избавлении. Князь же Еллинский грядяше (Дан. 10:19–20), то есть и он радовался, что праведники выйдут из плена и спасутся в народе, который под его начальством. Но да возвещу ти вчиненое в писании (Дан. 10:21), а именно, что выйдут полчища из земли Китиейской, как предвозвестил Валаам: и изыдут из земли Китиейской (Числ. 24:24). И несть ни единаго помогающаго со мною о сих, но точию Михаил князь ваш (Дан. 10:21). Так говорит Ангел пророку, чтобы или побудить Евреев молиться, или вразумить самого Даниила, что непохвально его желание делать принуждение свободе.   Глава 11 Истолкование видения Даниила (Дан. 11:1–45) В первое лето Дария Мидянина восстал Михаил, князь ваш, на помощь мою, в то самое время, когда и ты ободрял себя тем, что предопределенный срок семидесяти лет приходит к концу (Дан. 11:1). И ныне истину возвещу тебе о том, что будет еще. Се, еще трие царие востанут в Персиде , четвертый же, то есть Дарий… воставит на себя царство Еллинское, то есть дом Александра (Дан. 11:2). И востанет царь силен, и обладает властию многою . Это — Александр. И егда станет царство его, сокрушится и разделится на четыри ветры небесныя, и не в последняя своя, ниже по власти своей .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

11:26), то есть соумышленники Трифона. И падут силы многие, потому что он, Трифон, не от семени царского, и рассыплются, потому что когда Трифон убьет Антиоха и воцарится вместо него, тогда войска его рассыплются и оставят его. И оба царя, сердца их на лукавство, и на трапезе единей возглаголют лжу , то есть Антиох и Трифон, ибо Трифон злоумышляет убить Антиоха, а Антиох опасается Трифона, зная, что он не отец его. И не предуспеет , потому что близко убиение их (Дан. 11:27). И возвратится на свою землю другой Антиох, сын Димитрия. И сердце его на завет святых, сердце Трифона на завет святых, разумею сынов народа святого (Дан. 11:28). И сотворит якоже первая и последняя (Дан. 11:29), потому что Трифон прежде воцарения своего умертвил Ионафана, и по воцарении при Симоне, брате Ионафана, нанес Иудеям великое поражение. И приидут на него силы Киттиев, и сокрушат его. Против Трифона выступят сто двадцать тысяч жителей островов Киттимских, которые придут с Антиохом и сокрушат его. И возвратится, и возъярится на завет святый (Дан. 11:30), то есть на первосвященников, управлявших царством. И соумыслит со оставльшими завет святый , то есть примет сторону Иасона и его сообщников, обещавших ему сребра талант триста шестьдесят и от приходов некиих иных талант осмьдесят (2 Мак. 4:8). И крепкие от них востанут, то есть от царей и с помощью царей. И осквернят скинию могутства , потому что в святой скинии устроят жертвенник. И преставят жертву , то есть прекратят заклание жертв и хлебы предложения. И дадят мерзость на запустение (Дан. 11:31). Это — Маккавеи, которые придут и истребят мерзость. И востающих на завет погубит, то есть восстающих на завет с этим рогом, глаголюща великая (Дан. 7:20). Людие же ведуще Бога своего премогут над врагами своими (Дан. 11:32). Это — Маккавеи. И праведные в народе научат многих , то есть Маккавеи же, егда изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении и в разграблении , и претерпят все эти бедствия; тогда поможется им помощию малою . После же малой помощи разделением лукавым разделятся сын с отцом и брат с братом (Дан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Возражение второе: если закон не изменял условий оправдания по вере, то зачем он и дан был? Решая этот вопрос, Св. Апостол говорит: а) сначала о сравнительном достоинстве закона и обетования, а потом б) разъясняет значение закона в истории спасения чрез Иисуса Христа. а) Сравнительное достоинство закона и обетования. Гал. 3:19 . «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений». Итак, во-первых, закон не есть первообразное учреждение, но дан как нечто придаточное (Экумений). Во-вторых, он дан для подчиненной и второстепенной цели – именно по причине преступлений, т. е. для обуздания преступности, или, как говорит Св. Златоуст, чтобы иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. Итак, не малая польза и от закона. Еще закон дан «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» (продолжение Гал. 3:19 ). Сим указывается относительно закона третье обстоятельство, именно его временность и преходящее значение. Если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты, – говорит Св. Златоуст от лица Апостола, – продолжаешь его далее, за пределы этого времени? Еще о законе: он «преподан через Ангелов, рукою посредника (т. е. Моисея)» (продолжение Гал. 3:19 ). Ангелы не творцы закона, а служители при учреждении его. Они от лица Божия ( Втор. 33:2 ), а Моисей от лица людей. Бог им внушал, они передавали Моисею ( Деян. 2:2–7:53 ), а Моисей народу (Еп. Феофан). Помянул о сем Апостол для того, чтобы видно было, что закон, имевший придаточное и временное значение по существу своему в сравнении с обетованием, был ниже его и по устроению своему. «Обетование дано лицом к лицу Богом Аврааму, а закон вчинен ангелы, и притом рукою ходатая. Две инстанции отделяли народ от Бога – Моисей снизу и ангелы сверху, а обетование дал сам Бог» (Еп. Феофан). Гал. 3:20 . «Но посредник при одном не бывает; а Бог один». Какая связь сего изречения с предыдущими и с ходом всей речи Апостола о законе – непонятно. Темнота зависит от сжатости и быстроты речи Апостольской. Из всех существующих многочисленных объяснений сего трудного места, проще следующее объяснение. «Закон дан чрез посредника Моисея, который был посредником между Богом и народом; напротив Бог, давший обетование о семени, действовал один, без всякого посредника. А отсутствие посредника опять говорит в пользу завета веры, так как поставляет верующего в непосредственное общение с Богом» (Еп. Филарет Черниговский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010