В современных изданиях Библии книги Ветхого Завета подразделяются на канонические и неканонические. Под каноническими понимаются книги, вошедшие в еврейский канон. Этот канон, т.е. список книг, признанных священными в иудейской традиции, складывался на протяжении веков и был окончательно утвержден в 90 году по Р.Х. на синедрионе в галилейском городе Ямнии. Канонические книги отличаются от неканонических своей древностью: первые написаны в период между XV и V веками до Р.Х., тогда как последние – между IV и I веками до Р.Х. К числу неканонических книг относятся: книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2-я и 3-я книги Ездры, Послание Иеремии, книга Варуха и 3 книги Маккавейские, а также молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, некоторые части книги Есфири, псалом 151, три фрагмента из книги пророка Даниила ( Дан. 3:24–90 ; Дан. 13 ; Дан. 14 ). Протестантская Библия не включает неканонические книги Ветхого Завета, и в этом ее отличие как от православной, так и от католической Библии. Католическая Библия включает неканонические книги под названием «второканонических» (это название дано Тридентским Собором в 1546 году). Для православного христианина различие между каноническими и неканоническими книгами Ветхого Завета имеет условный характер, поскольку речь идет не о православном или христианском каноне, а об иудейском каноне, завершенном независимо от христианства. Основным критерием для определения каноничности той или иной книги Ветхого Завета для Православной Церкви является ее употребление в богослужении. В этом смысле неканоническими с православной точки зрения не могут считаться книга Премудрости Соломона и те фрагменты книги пророка Даниила, которые отсутствуют в еврейском каноне, но которые в православном богослужении занимают важное место. Иногда неканонические с точки зрения еврейского канона и «второканонические» с точки зрения Католической Церкви книги в православном словоупотреблении называют греческим термином «анагиноскомена», т.е. признанными, рекомендованными для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» Неканонические книги Библии — в древней Церкви так обозначались все книги, не обозначенные в постановлениях соборов и отцов как богодухновенные (см. Лаодикийский собор, правило 59); позднее для обозначения таких книг утвердился термин «апокрифические книги». Сейчас термин «неканонические книги» используется исключительно в русской библеистике и относится в первую очередь к 11 книгам Ветхого Завета славянской и русской Библии, отсутствующим в еврейском каноне. Это следующие книги: Товита , Иудифи , Премудрости Соломона , Премудрости Иисуса, сына Сирахова , 2 Ездры и 3 Ездры , Послание Иеремии , Варуха и три книги Маккавейские . Также иногда в объем понятия «неканонические книги» включают так называемые «неканонические дополнения» — фрагменты канонических книг Библии, отсутствующие в еврейской Библии (следует подчеркнуть, что к этой группе текстов относятся только отрывки существенного объема, тогда как имеющиеся в греческом и отсутствующие в еврейском текстах короткие фразы/предложения, которые в изобилии встречаются в большинстве книг Ветхого Завета, здесь не учитываются):  Молитва Манассии в конце 2й Книги Паралипоменон, части Книги Есфири (7 отрывков, которые в русской Библии даны без нумерации стихов и присоединяются к следующим стихам: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:13; 10:3), фрагменты Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков — Дан.3:24–90 ; история о Сусанне — Дан.13 ; история о Виле и драконе — Дан.14 ), два фрагмента книги Иова ( Иов. 2:9; 42:17 ) и Псалом 151. Термин «неканонические книги» возник в русской богословской науке в XIX веке; более точно его предположительное время возникновения — начало 1840х гг.; возможно, впервые этот термин был введен в научный оборот архим. Афанасием (Дроздовым) в его «Сокращенной герменевтике» (само это сочинение не сохранилось). Особенно популярным он стал благодаря «Введению в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова) ; именно митрополит Макарий начинает активно использовать термин «неканонические книги».

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

Третья книга Ездры не является популярным предметом исследований ни у отечественных, ни у зарубежных богословов. Из русских богословов стоит отметить две монографии второй половины XIX в. – М. В. Шаврова 112 и А. М. Бухарева 113 . Сочинение прот. Василия Ливанова нельзя назвать научным исследованием текста, скорее, это анализ событий, современником которых был священник, и попытки дать им объяснение в свете книги 114 . В настоящее время корпус Ездры стал предметом изучения Евгения Викторовича Барского (ПСТГУ). В 2010 г. им была защищена кандидатская диссертация «Богословское осмысление образа Ездры в Ветхом Завете, в межзаветной и апокрифической литературе» 115 . 2. Неканонические дополнения В церковнославянских и русских изданиях Библии текст канонических книг дополнен неканоническими отделами. Это: 1) Молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон; 2) Шесть дополнений к книге Есфири: пролог, описывающий сон Мардохея (перед 1-й главой), письмо Артаксеркса об уничтожении иудеев (между 13-м и 14-м стихами 3-й главы), молитвы Мардохея и Есфири о Божием вмешательстве (в конце 4-й главы), описание прихода Есфири к царю (в начале 5-й главы), письмо Артаксеркса, отменяющее истребление евреев (между 12-м и 13-м стихом 8-й главы), эпилог, в котором Мардохей объясняет свой сон (в конце 10-й главы); 3) дополнения в книге Иова ( Иов.2:9, 42:18 ); 4) Псалом 151; 5) три дополнения к книге пророка Даниила: молитва Азарии, явление ангела и песнь трёх отроков ( Дан.3:24–90 ), истории о Сусанне ( Дан.13 ), Виле, драконе и пророке Данииле во львином рву ( Дан. 14 ). Молитва Манассии 2.1. Молитва Манассии полностью называется «молитва Манассии, царя иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне». Название отсылает к одному из 14 иудейских царей, который правил дольше всех – 55 лет ( 2Пар. 33:1 ). В Библии Манассия изображён, как самый нечестивый царь. Отменив реформы своего благочестивого отца Езекии, Манассия поощрял строительство языческих алтарей и поклонение чужим богам ( 4Цар.21:3 ). Кроме того, царь Манассия гадал, вызывал духов предков ( 4Цар.21:6 ) и убивал невинных ( 4Цар.21:16 ). После многократных увещеваний пророков, в Иерусалим приходит ассирийское войско, которое захватывает Манассию в плен и уводит его в Вавилон ( 2Пар.33:11 ). В плену царь осознает всё зло, которое совершил. Он раскаивается и произносит молитву, в которой умоляет Бога простить его согрешения ( 2Пар.33:12 ). Всемогущий Бог слышит моление Манассии и возвращает его в Иудею на царство ( 2Пар.33:13 ). Иудейский царь восстанавливает жертвенник Богу в Иерусалимском храме и начинает приносить жертвы, а также, призывать народ служить только единому Богу Израиля ( 2Пар.33:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

30 Послания апостолов Иакова, Петра, первое Иоанна и Иуды написаны не к каким-либо частным церквям и лицам, а имели более обширное назначение, поэтому к ним совершенно приложимо название соборных – «окружных», особенно по сравнению с Павловыми посланиями, которые все, за исключением одного только послания к Евреям, имели первоначально частное назначение и посланы были или к отдельным христианским общинам (Римлянам, Коринеянам и т. д.) или к частным известным лицам (Тимофею, Титу, Филимону). Что касается второго и третьего посланий Иоанновых, то хотя они написаны к частным лицам, но, когда несомненность их происхождения от апостола Иоанна была доказана и принята Церковью, естественнее всего было присоединить их к Иоанновому же первому посланию под общим наименованием соборных . 31 Греческое слово канон означает «правило, образец», затем, «список, собрание». У отцов Церкви и в соборных определениях каноном называется собрание священных богодухновенных писаний, которые должны служить правилом для нашей веры и деятельности. Так св. Афанасий Великий , перечислив канонические книги Библии , прибавляет: «Вот источники спасения, чтобы заключающимися в них словами напоеваться жаждущему. В них одних благовествуется учение благочестия. Никто да не прилагает к ним и не отъемлет от них чего-либо. Эти-то Писания разумея, Господь пристыжал саддукеев, говоря: прельщаетеся, не ведуще Писания ( Мф.22:29 ), и увещевал иудеев: испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне ( Ин.5:39 ). Твор. Св. Афанасия В., изд. 2-е, ч. 3, стр. 372. 32 Неканонические книги следующие: книга Товита, Юдифь, Послание Иеремии, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книга Премудрости Соломона, три книги Маккавейские, третья и четвертая (по славянско-русской Библии: вторая и третья) книги Ездры и книга пророка Варуха. Кроме этих книг, неканоническими признаются еще некоторые места в канонических книгах, а именно: части книги Есфирь, не помеченные стихами; 151-й псалом во Псалтири; молитва царя Манассии в конце второй книги Паралипоменон и в книге пророка Даниила: песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ), история Сусанны ( Дан.13 ) и сказание о Виле и драконе ( Дан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Канонические и неканонические книги. В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, 2 и 3 книги Ездры, 1, 2 и 3 Маккавейские книги и неканонические вставки: Молитва Манисии, царя иудейского ( 2Пар.36:24 ), 151 псалом, песнь трех отроков в книге Даниила ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и Драконе ( Дан.14 ) и сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ). Если сравнить издания разных поместных православных церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг Ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4 Маккавейская, которой нет в русской Библии. Название канонические книг указывает, что эти книги богодухновенны. Статус неканонических книг в Библии определить труднее. Из названия видно, что они небогодухновенны. Обычно о них говорится, что хотя они и «написаны благочестивыми мужами, но небогодухновенны и потому не могут служить во всем своем содержании неизменным правилом веры и нравственности и определениями Церкви не внесены в список священных богодухновенных книг» 138 . В то же время они признаются стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Неканонические книги, во-первых, ценны как неисчерпаемый источник премудрости. Именно поэтому множество ветхозаветных паремий, читаемых за богослужением, взяты из неканонических книг Премудрости. Во-вторых, неканонические книги Премудрости содержат такие высокие нравственные критерии взаимоотношения человека с Богом и ближним, что они могут быть поставлены на один уровень с евангельскими заповедями (например, Сир.7:31–39; 8:1–22 ). Кроме этого, Православная Церковь в определении своего вероучения нередко опирается на неканонические книги Ветхого Завета наряду с каноническими. Например, вопрос о поминовении усопших напрямую зависит от текста неканонических книг ( 2Мак.12:43 ; Тов.4:16 ; Сир.7:36; 38:23 ), или утверждение о сотворении мира из ничего (ex nihilo, 2Мак.7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В третий год царствования Кира Даниил видел последнее великое видение. Три недели он плакал и постился. По прошествии сих недель, Даниил, находясь при реке Тигр 7 , увидел мужа, одетого в льняную одежду и с необыкновенно величественной наружностью. Вид его и звук его голоса привели Даниила в такое расслабление, что он упал на землю и только после нескольких прикосновений ангельских укрепился и мог выслушивать пророчественную речь Ангела. В ней, после краткого упоминания о царях персидских и противоставшем персидскому царю царе греческом, предсказываются дела царей южного и северного царств. Особенно подробно описываются дела последнего упоминаемого здесь царя севера, безбожного притеснителя народа Божия. После предсказания о его гибели, пророчественная речь Ангела переходит к последнему времени, когда Михаил, князь великий, восстанет на защиту вверенного ему народа Божия, мертвые воскреснут и получат воздаяние. Муж, облеченный в льняную одежду, клятвенно подтвердил, что все сие совершится в назначенное им время. Даниил не понял его слов и просил объяснения. Но тот только отчасти исполнил его просьбу и окончил речь свою следующими словами: ты иди и почивай; еще бо дние суть, и часы во исполнение скончания, и почиеши и востанеши в жребий твой, в скончание дней (12:13.). Сими словами заключается и книга пророка Даниила по подлиннику. Из сего видно, что это было последнее откровение, данное Даниилу, и так как в сие время Даниилу было около 80–90 лет, то можно полагать, что вскоре после сего он скончался. По древнему преданию он погребен в Сузах. Могилу его доселе там показывают, и ее почитают люди различных вероисповеданий 8 . Неканонические отделы книги пророка Даниила, которых нет в подлиннике, а которые существуют только в переводах, по общеупотребительному у нас переводу Библии помещаются в Дан.3:24–90; 13 -й и 14-й главах. В Дан.3:24–90 повествуется, что, когда три друга Данииловы были ввержены в разожженную печь, Азария произнес молитву, в которой исповедывал грехи своего народа, излагал его бедствия и просил у Бога милости; Ангел сошел в печь и среди пламени произвел прохладу; тогда три отрока произнесли песнь, в которой благословляли Бога и призывали различные Его творения к благословению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

историка Масуди (X в.), рассказ клирика Никиты (947), «История» Радульфа (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101), Житие и хожение Даниила, игумена земли Русской (1106-1108) и др.- см. Bertoni è re. P. 40-45) сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии В. с. в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в наст. время). Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом - от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1-3. 24; Быт 22. 1-18; Исх 12. 1-24; Иона 1. 1 - 4. 11; Исх 14. 24-15. 21 (песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1); Ис 60. 1-13; Иов 38. 2-28; 4 Цар 2. 1-22; Иер 31. 31-34; Нав 1. 1-19; Иез 37. 1-14; Дан 3. 1-35a, 35b - 51, 52-90 (песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами); после каждого чтения - молитва с коленопреклонением). Во время песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-90) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1-20), после отпуста к-рой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом (Ин 19. 38 - 20. 18 или 20. 1-18). 2-я литургия совершалась уже утром ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 296-311). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в В. с., после захода солнца, все собирались в храме и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии или как-то иначе).

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Афанасий: «есть кроме сих (т. е. 22-х канонических) и другие книги, не введенные в канон ( κανονιζμενα), 182 но назначенные отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товиа» (39-е посл. о праздниках). На Константинопольском соборе (1672 г.) постановлено: «хотя некоторые ветхозаветные книги, писанные свящ. писателями, в исчислениях соборных и отеческих (т. е. в числе 22-х книг) не причисляются к священным книгам, но не должны быть отвергаемы, как естественные и обычные, а должны быть всегда считаемы добрыми и назидательными и отнюдь не презираемы». Наконец, на Иерусалимском соборе (1672 г.) постановлено: «следуя правилу католической церкви называем священным писанием... Премудрость Соломона, книгу Иудифь, Товию, историю дракона и Сусанны ( Дан. 13 14 гл.), Маккавейские и Премудрость Сираха. Их признаем неизменною частью Свящ. Писания». Но признавая «неизменною частью Свящ. Писания», т. е. списков Библии, соборы эти не называют неканонические книги богодухновенными. В Катихизисе митр. Филарета повторяется лишь суждение св. Афанасия о назначении неканонических книг для оглашенных и вступающих в Церковь . Общий вывод из приведенных цитат 183 по вопросу о неканонических книгах должен быть следующий: а) они не богодухновенны, б) полезны и назидательны, в) выше всех обычных произведений естественного разума, г) должны включаться в священно-библейские списки и др.) назначаться в преимущественное чтение для оглашенных. Но последним правилом, конечно, отнюдь не исключается чтение их и верующими, действительными членами Церкви. Из практики греко-русской Православной Церкви известно, что части книги Премудрости Соломона (2 5 и 10 гл.), и книги Варуха (3 4 гл) читаются в паремиях за богослужением; служба на 1 августа составлена по 2 Маккав. книге (7 гл.) и наполнена выдержками из этой книги; песнь трех отроков ( Дан.3:24–90 ) служит основанием 7 и 8 песней канона и разнообразно в последних раскрывается и ежедневно воспевается за утренним богослужением; в паремии великой субботы читается та же песнь, а молитва Манассии ( 2Пар. 36 гл.) читается на великом повечерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Тожество канона иудеев александрийских и палестинских Канон иудеев палестинских должен был быть и, без сомнения, был каноном иудеев александрийских и вообще всех иудеев. За это говорят следующие факты. Иудеи Египта зависели во всех религиозных предметах от авторитета иудеев иерусалимских. Иосиф Флавий 103 извещает нас, что иудеи египетские, как и иудеи вавилонские, обращались еще в его время в Иерусалим за именами священнических фамилий. Из столицы Палестины посылали в Александрию книжников или учителей закона и получали канонические книги. Заметка, прибавленная, в конце книги Есфирь, в переводе LXX, свидетельствует, что письмо, приведенное в тексте, было принесено, в 4-й год царствования Птоломея и Клеопатры, Досифеем, священником и левитом, и сыном его Птоломеем, и уверяет, что оно было переведено в Иерусалиме Лизимахом, сыном Птоломея. – Из второй книги Маккавейской (2:15) мы видим, что между иудеями иерусалимскими и александрийскими существовал постоянный обмен сношений по поводу священных книг; значит, не могло быть и речи о разности канона тех и других иудеев. О неканонических книгах Ветхого Завета Иудеи александрийские хотя и имели канон неотличный от канона палестинских иудеев, но они пользовались не еврейской Библией, а переводом LXX, в котором в отношении священных книг существовала некоторая особенность. В этом переводе, еще до Рождества Христова, присоединено было, в виде прибавления, к каноническим книгам несколько неканонических книг или частей книг; те и другие составляли обыкновенно один кодекс греческой Библии LXX. Книги неканонические находятся здесь в числе семи и суть следующие: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Иисус сын Сирахов, Варух, две книги Маккавейские; неканоническими частями у LXX считаются: семь последних глав Есфири, 10:4–16, молитва Азарии и песнь трех отроков в пещи Вавилонской, Дан.3:24–90 , история Сусанны и история Вила и дракона, Дан. 13 и 14. Все эти неканонические писания существуют лишь на греческом языке. О том значении, какое имели у иудеев неканонические книги, как нельзя лучше можно видеть из свидетельства Иосифа Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Sophoniae пророка Аггея ’Αγγαιος Aggaei пророка Захарии Ζαχαρασ Zachariae пророка Малахии Μαλαχας Malachiae 1 Маккавейская Μακκαβαον I Maccabaeorum 2 Маккавейская II Maccabaeorum 3 Маккавейская В древнем ветхозаветном каноне насчитывалось 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, или 24 книги, по числу букв греческого алфавита, при этом: две кн. Самуила (1, 2 Царств), Царей (3, 4 Царств), Паралипоменон, кн. двенадцати «“малых”» пророков и кн. Ездры и Неемии считались за одну книгу ?24 кн.; а при соединении кн. Руфь и кн. Судей, и кн. Плач Иеремии к кн. Иеремии ?22 кн. В общем счете 39 книг. К неканоническим книгам принадлежат 11 книг, которые находятся в переводе LXX: послание Иеремии, кн. Варуха, Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, 2 и 3 кн. Ездры, Маккавейские 3 кн., и несколько неканонических отрывков: в кн. Есфирь, места не обозначенные счетом стихов; молитва Манассии во 2 кн. Паралипоменон (36 гл.); песнь трех отроков в кн. прор. Даниила (3,24–90); там же, повесть о Сусанне (13 гл.), история о Вилле и драконе (14 гл.) Вместе 50 кн. Третьей кн. Ездры нет в греческом тексте, в славянском и русском тексте переведена с Вульгаты, в латинском тексте отсутствует третья Маккавейская книга и кн. Неемии соединяется с 1 кн. Ездры. Главы и стихи в Ветхом Завете. Первоначально в Библии не было разделения на главы и стихи. Только в XIII веке архиеп. Кентерберийский Стэфен Ленгтон (1155–1228) создал для удобства пользования Писанием систему глав, которая удержалась до наших дней. В 1240 году кардинал Гуго Сен-Шерский разбил главы на подглавы, но в 1551 году в парижском издании Библии Робера Этьена эти подглавы были заменены стихами. Еврейский текст Ветхого Завета. (МТ) Происхождение еврейских текстов Священного Писания восходит к глубокой древности. Закрепленные на письме, они были, вероятно, утрачены или подверглись порче во время вавилонского плена. В V в. до Р. X. после возвращения евреев из плена все наличные книги Священного Писания были со­браны и отредактированы под руководством священника Ездры. Все эти тексты написаны на древнееврейском языке, но в произведениях, воз­никших после вавилонского плена, встречаются вставки на арамейском ( 1Езд.4:8-6:12, 7:12-26 ; Дан. 2:4-7:28 ).

http://azbyka.ru/ekzegeza

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010