Наши предки всегда стремились к простоте, которая изначально была присуща христианскому православному сознанию и позволяла акцентировать внимание на главном. «Где просто, там ангелов со сто», говорил своим духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Этот же подход оправдан в отношении формулировки названий монашеских обителей. В России было основано много монастырей в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но Оптина пустынь у нас одна, как одна и Троицкая Сергиева Лавра.  Желательно различать между собой полные официальные названия монастырей и их краткие формы, например: Московский ставропигиальный Данилов мужской монастырь или Данилов монастырь. Иначе на свет появляются сложные гибриды, наподобие современного именования женской обители в городе Болхов, основанной по преданию тем же покаявшимся разбойником Оптой - Болховский Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь. Между тем, в описании православных русских монастырей 1910 года она значилась просто как Троицкий Оптин монастырь,  Очень распространено явление называть храмы и монастыри в честь Рождества, Успения или Покрова Пресвятой Богородицы, а также в честь Ее икон Свято-Богородицкими. Именуя Пречистую Деву Марию Богородицей, мы тем самым свидетельствуем о той величайшей духовной и нравственной высоте, на которую Она взошла, удостоившись стать Матерью Сына Божия. В самом этом именовании уже заключено указание на Ее святость. Если глубже вдуматься в значение слова святость, то станет очевидно, что оно само по себе указывает на особое, неотмирное, благодатное состояние. Например, говоря, святой Сергий, мы уже подразумеваем, что этот Сергий отличается от других людей с подобным именем тем, что духовно совершенен, что на нем почивает Божия благодать. Только в этом случае во имя его может быть воздвигнут храм, и уже совершенно излишним становится добавлять к названию этого храма слово свято. Подобным образом нельзя не признать изначально святым каждый церковный праздник. Всякое торжество, совершаемое Святой Соборной и Апостольской Церковью имеет Божественное происхождение. Может ли, например, не быть святым Воскресение Христово или Успение Божией Матери?

http://pravoslavie.ru/1934.html

На рубеже 1920—30-х годов был уничтожен монастырский некрополь. В июле 1931 года власти распорядились перенести останки Н.В. Гоголя, Н.Г. Рубинштейна, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова. Остальные могилы запахали, а надгробия распродали в качестве стройматериала. Была организована продажа восемнадцати колоколов американскому бизнесмену Крейну. Лишь несколько лет назад Гарвардский университет вернул колокола их законному владельцу. Осень 1937 года венчала историю " старого " Данилова. 9 сентября были расстреляны архимандрит Симеон (в схиме Даниил) (Холмогоров) , игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренев), иеродиакон Анания (Алексеев); 23 октября — архиепископ Феодор (Поздеевский) ; 27 октября — архимандрит Поликарп (Соловьев). Возвращение монастыря Русской Православной Церкви [ править править код ] Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. Верующие москвичи хорошо помнят то время, поскольку во всех храмах Москвы тогда было введено пение тропаря св. князю Даниилу. Символично, что руководству колонии не удалось эвакуировать из обители установленный в ней памятник Ленину. Когда его стали поднимать с помощью крана, трос лопнул и памятник разлетелся на куски... Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ставший спустя семь лет Первоиерархом Русской Православной Церкви, возглавил Комиссию по восстановлению Даниловой обители. Наместником-восстановителем Данилова назначили архимандрита Евлогия (Смирнова), ныне архиепископа Владимирского и Суздальского. 3 сентября 1983 года в обители впервые за полвека прошли богослужения. В празднество Тысячелетия Крещения Руси, 26 марта 1988 года, был освящен восстановленный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

1917: Апофеоз трагедии русского духа http://www.pravoslavie.ru/smi/42717.htm Олег 4 февраля 2014, 15:46 Читая статьи архиепископа Марка,понимаешь, какое у владыки глубокое понимание наших духовных недугов и рассудительность в их излечении. Читая некоторые комментарии, видишь сколько у нас еще " совкового " мышления. Николай 4 февраля 2014, 09:16 Ну, и название статьи выбрано!? Монастырь в Германии, где живет владыка Марк, далек от идеала и совершенста.Там нет самого главного - любви. Хотя и говорят там на русском языке...Побывайте в обители и многое сами поймете. А рассуждать о монашестве умеют. Светлана 3 февраля 2014, 22:44 Да,какой-то прямо выговор с занесением в личное дело получился...Простите,Владыка!...У меня есть знакомый иеромонах Киприан из Германии(познакомились в паломнической поездке),так вот он весь год собирает свои марки,отказывая себе во многом и все для того,чтобы приехать на месяц к нам,чтобы поклониться СВЯТЫНЯМ!!!А их у нас СИЛА-СИЛЮЩАЯ!!!Вот так напитается БЛАГОДАТЬЮ и- назад,в Германию...Итак уже насколько лет подряд.Попробуйте пройти дорогой Вашего соотечественника,Владыка. Ольга 3 февраля 2014, 22:09 Чтоб спасти страну и граждан, нужно ввести в общеобразовательных школах Закон Божий - с первого класса. Ну кто-то пошумит, т.к. счастья своего не знает, зато польза какая будет! Я вот подумала, кто без Бога живет, тот сирота на белом свете, а дети - особенно. р.Божия Ирина 3 февраля 2014, 21:34 Все есть в России! Добро пожаловать в Русские монастыри! У меня есть видение того, что творится на западе, слава Богу греки спасают сейчас этот регион. А вот у автора статьи, нет реального видения того, что происходит в России. Поэтому, еще раз: ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РУССКИЕ МОНАСТЫРИ! Перечислю те, в которых мне Господь дал побывать за эти пару месяцев и Вы поймете всю мощь Русского Православия - Киевской Руси: Оптина (и не один раз была),Псково-Печерский монастырь,Шамордино, Клыково, Валдайский мужской монастырь, Почаевская Лавра, Данилов монастырь, Донской монастырь, Сретенский монастырь. И думаю, что это еще не все.

http://pravoslavie.ru/68109.html

2 класса мужской монастырь. Находится от города Переславля Залесского расстоянием в полутора вёрстах на Суходоле при двух прудах и с двумя плодовыми садами, основан в лето от Р.Х. 1508 по дозволению Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича и по благословению Преосвященного Симона, Митрополита Всероссийского, Препод. Даниилом чудотворцем, который в Княжение на Москве Великого Князя Василия Васильевича детям его Великому Князю Иоанну и Князю Георгию был восприемником от святой купели. Сей Преподобный рождён в сем же городе от выехавшего из города Мценска с Воеводой Григорием Протасовым, некоторого мужа, называемого Константина. В миру будучи именовался он Димитрием, пострижен в Боровском Пафнутьеве монастыре, где жил 10 лет, да в пустыни 2 года, потом переселился в Переславль-Залесский в монастырь Горицкий Пресвятой Богородицы, где быв Иеромонахом, а после Архимандритом, и подавал спасительный пример добродетели Богом вручённой ему пастве; начал строить и сию обитель во имя Святой Троицы, что ныне зовётся по имени его Данилов монастырь, и как совершенно оную соорудил, то по своему желанию перешёл в неё на общее жительство и был Игуменом, в коей остаток дней своих препроводил в истинном служении Богу, любим будучи от Великого Князя Василия Васильевича и почитаемый от всех, и там прияв схиму преставился Апреля 7 дня 1510/7018 года, жив не много более 80 лет. Мощи его погребены в созданном им монастыре в соборной церкви Святой Троицы; а обретены в царствование Государя Царя Алексея Михайловича в 7160/1652 году Ноября 18, и почивают в оном монастыре в соборной Живоначальной Троицы церкви открыто. Обретение сие установлено праздновать по повелению Его Царского Величества в 30 день Декабря ежегодно. Этот монастырь строил он иждивением доброхотных дателей. Сначала там построена церковь во имя Всех Святых и несколько деревянных келий, а потом по завещанию Царя и Великого Князя Василия Иоанновича и по благословению Преосвященного Даниила, Митрополита всея России, сооружена соборная каменная во имя Живоначальной Троицы, в котором же именно году, неизвестно, кроме только, что в последующих летах построены каменные же ЦЕРКВИ:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

40 . Письма о духовной жизни: уроки из деяний и словес Спасителя: письма. – [Репр. изд.]. – Москва: Правило Веры, 1996. – 350 с. (Е) 41 . Письма о разных предметах веры. – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2003. – 591, с. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р) 42 . Письма о христианской жизни: поучения, письма. – Москва: Правило веры, 1997. – 448 с.: портр. (Е) 43 . Письма о христианской жизни. Поучения: собр. писем. – Москва: Правило веры: Сретен. монастырь, 2003. – 445 с., 1 л. портр. (Р) 44 . Православие и наука: руководственная книга изречений и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков); Данилов ставропигиальный мужской монастырь. – 2-е изд. – Москва: Даниловский благовестник, 2009. – 680 с. (Е) 45 . Православие и наука: сборник очерков и поучений/святитель Феофан Затворник ; сост. игум. Феофан (Крюков). – Пермь: Панагия; Москва: Пересвет, 2004. – 112 с. (Е) 46 . Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы. – Саратов: Благовест, 1997. – 48 с. (В) 47 . Простые истины сердца. Внутренняя жизнь: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 541 с., 1 л. портр. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). (Р, Е) 48 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики. – Москва: Изд-во Московской Патриархии: Центр «Благо», 1996. – 367 с.: 1 л. портр. (Е) 49 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: [в 3 ч.]. Ч. 3: Начертания христианского нравоучения/соч. еп. Феофана. – 8-е изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. – Москва: Типо-литогр. И. Ефимова, 1899. – 346, II с.: портр. (Р) 50 . Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. – Москва: Правило веры, 2003. – 606 с.: ил. (Р, Т) 51 . Путь ко спасению: (краткий очерк аскетики): начертания христианского нравоучения; Истолкование Молитвы Господней словами Святых отцов. – Фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1962. – 508, с.: портр. – На тит. л. вых. дан. ориг.: Москва, 1908. (В, Р)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Горицком мон-ре его сменил архим. Иона, который упоминается в 1521 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 697). Во время своих поездок в Александровскую слободу и в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь Московский вел. кн. Василий III Иоаннович и его окружение неоднократно посещали Переславль-Залесский и его обители. Их внимание привлекал и новый П.-З. Д. м., где к этому времени прп. Даниил закончил строительство и, будучи горицким архимандритом, укрепил дисциплину среди братии. Строгое монашеское житие понравилось вел. кн. Василию III и его брату, угличскому кн. Димитрию Иоанновичу Жилке. В 1521 г., после смерти последнего, с разрешения правителя Москвы в состав владений П.-З. Д. м. было включено с. Будовское. В нач. 1525 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича прп. Даниил переселился из Горицкого мон-ря в П.-З. Д. м. Духовный и политический авторитет позволил прп. Даниилу с одобрения и при поддержке вел. князя начать ввод общежительного устава в П.-З. Д. м. В 1525 г. настоятель поддержал решение правителя Москвы развестись с 1-й женой. Будучи великокняжеским духовником, в 1530 г. прп. Даниил участвовал в крещении буд. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, а в 1532 г.- его младшего брата, Георгия (Юрия) Васильевича Глухого. Основная часть вотчин обители была сосредоточена в Переславль-Залесском и Владимирском уездах. Начиная с 1525 г. большинство жертвователей в П.-З. Д. м. происходили из числа детей боярских Государева двора, местных землевладельцев и купцов. Средства на расширение монастырского землевладения складывались из денежных вкладов и крупных сумм, полученных прп. Даниилом от торговых операций и др. источников ( Будовниц. 1966. С. 340). В 1539 г. прп. Даниил инициировал обретение мощей блгв. кн. Андрея Переяславского в ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной перед городскими воротами, а также убедил присланную из Москвы духовную комиссию в необходимости его прославления. Позднее к святыне съезжались многочисленные паломники.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Гюисман Жорис Карл. Полное собрание сочинений: В 3-х т. – Т. 1: Бездна. – М.: «Современные проблемы», 1912. – С. 46–47. Данилов Кирша. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. – 3-е изд. по 2-му полному изд. – М., 1878. Де-Ламартиньер П.М. Путешествие в северные страны, в которых описаны нравы, образ жизни и суеверия [...]/Перев. и примем. В.Н. Семенкович. – М., 1911. Демьянов Г.П. Путеводитель по Волге. – 2-е изд. – Нижний Новгород, 1894. Денисов Л. Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный мужской монастырь: Историко-статистический очерк. – М., 1907. Дивногорский Успенский монастырь//Памятная книжка Воронежской губернии. – 1863–1864. – Воронеж, 1864. – 12 с. Подпись: «А.М.». Диев М.Я. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря. – М., 1858. Дмитревская Е. Семейные песни Олонецкой губернии//Русский архив. – 1901, 2. – С. 244–259. Доброхотов В.И. Памятники древности во Владимире Кляземнском. Соборы: Кафедральный Успенский и бывший придворный в.к. Всеволода – Дмитриевский . – М, 1849. Досифей (Немчинов). Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. – Ч. 1–3. – 1836. Древний колокол в селе Шестакове//Северная пчела. – 1846. – 12 июня, 130. – С. 518. Древняя и новая Россия: Исторический ежемесячный сборник. – 1877–1879. Древняя Российская вивлиофика. – СПб.: Изд. Н. Новиков, 1773. – Ч. 1–2. Древняя российская вивлиофика. – 1774. – Ч. 6. Есипов Г.В. Набатный колокол//Исторический вестник. – 1881. – – С. 418–419. Живописное описание монастырей и обителей. – М.: Издание А.Н. Величкова, 1903. Забелин И.Е. История города Москвы. – 2-е изд. – Ч. 1. – М.: изд. автора, 1905. Забелин И.Е. Опыты изучения русских древностей и истории. – Ч. 1. – М., 1873; – Ч. 2. – М., 1873. Закревский Н.В. Описание Киева. – Т. 1–2. – М., 1868. Заметки о двух церквах Рязанской губернии Пронского уезда при селе Гулынках. – СПб., 1873. Замечания о Иване Великом//Отечественные записки. – 1822. – Ч. 11, 27, июль. – С. 126–131. Подпись: «Старожил московский».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокурные заводы, скотные дворы и земельные угодия. На протяжении XIX и начала XX вв. в монастыре велись работы по строительству новых зданий и благоустройству территории. Руководили ими епархиальные архитекторы: Краевский, которого сменил Ф.И. Данилов, В.Х. Немкин, занимавший должность до 1906 года, внесший в храмостроение Харьковщины огромный вклад, в том числе и в Свято-Покровский монастырь. По его проекту в обители построены церковь в честь иконы Божией Матери Озерянская, дом настоятеля с главными воротами, корпус келий с трапезной и квартирой для высокопоставленных духовных лиц, изящная часовня и несколько жилых и служебных зданий. http://church-site.kiev.ua/ Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

http://sobory.ru/article/?object=14144

  Отречение царя: было или не было? марта (по новому стилю) 1917 года российский император Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила (который вскоре также отрекся). Этот день считают датой гибели Российской монархии. Но до сих пор по поводу отречения есть множество вопросов]. Прокомментировать их редакция «Фомы» попросила кандидата исторических наук Глеба Елисеева. Ил.: Докум. фото и копия документа, подписанного Николаем II//Фома. - – март 2017. – С.78-80. – (раздел « Культура »).   Реклама : С.81.   Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».  Анна Логвинова. Реальность и действительность. Подборка стихотворений («Мой дедушка сказал однажды: Аня…»; «Реальность и действительность проснулись в декабре…»; «Когда долго не говорят дети…»; «Не сосчитано сколько через это прошло династий…»; «Рождается мальчик, который…»; «Мама сказала: кошмар, холодрыга…»; «Я сказала давай ты зажжешь бенгальский огонь…»; «Дети отца Сергия Белокрылова…»; «И по шесть и по семь автобусов приезжают на фабрику…»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Евгении Двоскиной//Фома. - – март 2017. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Журнал «Фома» представляет:   Фома. Академия.   видеолекции от ведущих преподавателей и экспертов на сайте academy.foma.ru.   Когда появились первые иконы /Лектор: Ирина Языкова , заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института им. апостола Андрея (ББИ) и преподаватель Коломенской духовной семинарии//Фома. - – март 2017. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика «Академия “Фомы”»).   этом номере публикуется фрагмент одной из лекций курса по истории иконописи. Полный курс смотрите на сайте academy.foma.ru.   Что читать:  Представлены и отрецензированы издания: Олеся Николаева . Прямая речь. Откровенно о главном . – М.: Данилов мужской монастырь, 2015. – 160 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – март 2017. – С.86. - (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-167-...

В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский) , который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий , митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке. Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов . В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд. В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010