Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Черным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Черный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и бесконечное блаженство». Добавлю в скобках, что Рублев отошел ко Господу во время мирового поветрия (1428-1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребен в этой же обители; он прожил около семидесяти лет. В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Том 1. Часть 1 Том 1. Часть 2 Том 2. Часть 2 Содержание Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского Порабощение Руси монголами и отношения ханов монгольских к Русской Церкви или к вере русских и к их духовенству Митрополиты Киевские и всея России Митрополит Кирилл III Митрополит Максим Митрополит св. Пётр Митрополит Феогност Митрополит св. Алексий Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты московские и всея России Митрополит св. Иона МитрополиТ Феодосий Митрополит Филипп Митрополит Геронтий Митрополиты Зосима и Симон Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Списки великих князей и митрополитов     Памяти высокопреосвященного Макария, Митрополита Московского Высокопреосвященный Макарий, в бытность которого митрополитом московским (1879–1882) издан мною первый том Истории русской церкви, доставил мне возможность напечатать этот первый том и по поводу его явил себя моим благожелательным покровителем. Искренняя и горячая благодарность ему за то и другое и обязывает меня посвятить его памяти настоящую первую половину второго тома Истории русской церкви. Е. Голубинский. Первый том моей Истории русской церкви, состоящий из двух половин, представляющих из себя две отдельные книги, я напечатал в продолжение 1880–1881 годов; первую половину второго тома, который имеет состоять также из двух половин в двух отдельных книгах, выдаю в 1900 году: следовательно, через 19 лет. Промежуток годов такой, что, быв во время печатания первого тома человеком зрелых лет, печатаю второй том седым стариком. Относительно этого чрезвычайного, не по моей доброй воле случившегося, замедления могу только сказать, что оно крайне для меня прискорбно... Приготовив второй том к печати вслед за первым, но, не видя возможности напечатать его, я поступил с ним так, как и должен был поступить, т. е. положил его в ящик. При этом я, конечно, следил за тем, что писалось по русской церковной Истории о времени, которое обнимается этим вторым томом моей Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

Вейдле в книге «Рим. Из бесед о городах Италии» в частности писал: «мысль о спасении, мысль о том, что для погребенных здесь крещеных христиан смерти нет, что все они избавлены от греха и смерти своим крещением. Недаром в те времена все крещеные звались святыми; недаром день смерти называли христиане днем рождения. Горячей верой в эту сокрушающую смерть силу крещения именно и объясняется как осмысление сюжетов, препоручавшихся здесь живописцам, так и самый выбор этих сюжетов. Выбирались темы, непосредственнее других поддававшиеся такому осмыслению, упрощенное изображение которых упрощало бы их именно в эту сторону. Не исключалась при этом и некоторая доля насилия над библейским рассказом, как это особенно заметно в темах Ионы, Даниила, трех отроков, Ноя. Ведь не в Ное дело, а в спасении Ноя, и даже не в его спасении, а в спасении погребенного, подобном его спасению. Существует саркофаг некой Юлии Юлианы, где она сама вместо Ноя изображена в ковчеге-ящике с подлетающим сбоку голубком, точно так же как есть катакомбная фреска, где возле спасенного Ионы начертано имя погребенного здесь покойника. Иона, Ной, три отрока, Даниил — все они спасены, как Лазарь воскресший, как Исаак спасен из-под ножа Авраама, как израильтяне спасены в пустыне водой, изведенной из скалы. Вода эта — прообраз воды крещения, «воды жизни», которую зачерпнула самаритянка в своем колодце и которой спасены все крещеные, все на этом кладбище погребенные. Только это и важно, только об этом «идет речь», только это «имеется в виду». И сам Добрый Пастырь — не образ Христа, а лишь картинка, повторяемая сколько угодно раз — пастушок со спасенным ягненком на плечах. Важно не что она изображает, и еще меньше — как она изображает, а что она значит. Значит же она все то же: смерти нет. […] Таково первоначальное искусство христиан. Полно, да искусство ли оно? Разве искусство может удовлетвориться обозначением вместо изображения? Разве может ему быть безразлично, как именно оно изображает? Очень показательно, кроме того, что поскольку мы сравниваем памятники того же времени, никакие формальные особенности не отличают скульптуру христианских саркофагов от скульптуры саркофагов нехристианских и росписи христианских катакомб от росписей языческих кладбищ и жилищ. Христианские и нехристианские саркофаги выходили часто из тех же мастерских. Те и другие росписи исполнялись мастерами той же выучки. То немножко лучше исполнялись, то немножко хуже. С точки зрения искусства — или ремесла — всему этому цена одна. Различие, однако, есть — огромное, но не стилистическое, а смысловое; различие не языка, а того, что сказано на этом языке; и различие в самом отношении к этому языку, к тому языку, который называем мы искусством. Христиане III века пользуются им и вместе с тем отвергают его; они в искусстве отвергают искусство. Очень скоро оно у них будет, но им пока не до него. Пока у них есть другое, чего потом будет у них меньше… Вот чему нас учит подземный Рим.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Галина Калинина Часть III. Страсти в современном мире Так начинается голод: С утра просыпаешься бодрым, Потом начинается слабость, Потом начинается скука, Потом наступает потеря Быстрого разума силы, Потом наступает спокойствие. А потом начинается ужас. Даниил Хармс. 1937 г. Глава 1. Рассеянность Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; О, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, То извергну тебя из уст Моих. ( Откр. 3, 15–16 ). Если попытаться нарисовать себе образ современного человека, то перед глазами предстает респектабельно одетый мужчина, который все время куда-то бежит, разговаривая на ходу по мобильному телефону. Мы все чрезвычайно суетливы, постоянно озабочены какими-то проблемами, вечно куда-то опаздываем, все время чего-то не успеваем. Мы мечемся от одного дела к другому и пытаемся уладить все проблемы одновременно – для каждого, наверно, очевидно, что сегодня человек слишком напряжен. Но эта очевидная характеристика нашего современника при ближайшем рассмотрении окажется поверхностной. Суетливость не может быть признаком собранности и редко влечет за собой результативность. Суетясь, человек совершает массу бесполезных, а то и вредных действий. Эти действия отнимают время и силы, не приводят ни к какому положительному результату и, кроме того, ослабляют желание достичь изначальной цели. Зачастую целью становится уже сама суета, благодаря которой человек может выглядеть занятым, деловитым и серьезным перед своими сослуживцами или друзьями. Как ни парадоксально, в основе этой суетливости лежит глобальная рассеянность. Суета возникает там, где обнаруживается неспособность к результативной деятельности. Рассеянный человек, в первую очередь, не может сосредоточиться на том, что делает. Вроде бы он выполняет определенную работу, но мысли его в этот момент заняты иными проблемами, он переключается на эти проблемы, а голова как нарочно забита работой. Отчаявшись, он садится за книгу, но тут на него одновременно наваливаются мысли и о работе, и о проблемах. В итоге он мечется от одного дела к другому, не доводит до конца ни одной задачи, все делает спустя рукава, затем переделывает по двадцать раз, забывая то об одном, то о другом. Проблемы так и остаются неразрешенными, потому что наш персонаж забывает сделать тот звонок, который помог бы их разрешить. Вернее, он целый день помнит о необходимости этот звонок сделать, и эта навязчивая мысль мешает ему заниматься другими делами, но именно в нужный момент отвлекается на иной предмет и пропускает назначенное время. И даже книга оказывается прочитана кое-как: он вроде бы читает, но не понимает написанных слов, то и дело возвращается на несколько страниц назад, пытаясь хоть как-то вникнуть в незамысловатый сюжет.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Источником этого известия является «Повесть о втором браке вел. кн. Василия Ивановича» (1526), приписываемая Паисию Ярославову (Чтен. в Общ. ист. и древн. рос. 1846–1847, год 2-й, 8. Выпись о соч. второго брака и пр., 1–8), близкому к заволжским старцам. Он ссылается на мнение о том Вассиана (о нем говорится прямо, М.Грек подразумевается), что вызвало привлечение его к суду вместе с М.Греком за неправильные переводы и толкования свящ. книг, а в подтверждение незаконности развода автор приводит ответы четырех патриархов и афонских монастырей. Грамоты и сношения, о которых упоминается здесь остаются неизвестными. Сношения эти приурочиваются к посольству Ивана Борис. Колычева 1523 г. (Никон. лет. VI, 233; Карамзин, VI, 108) и, по-видимому, автор имел некоторые основания: так, им упоминается резкий отзыв о разводе иерус. патр. Марка, какой действительно был тогда. Того же взгляда держится Курбский. Хроногр. Толст. и др. (Карамзин, VI, 107, пр. 277, 343), но уже Карамзин заподозрил достоверность этой повести, однако допуская возможность неудовольствия по поводу развода (более определенно в Соч., I, 484–485, с похвалой стойкости М.Греку). По словам той же повести, затем последовал суд и М.Грек, Вассиан и их соучастники были разосланы по монастырям. Но, по имеющимся данным, Вассиан оставался нетронутым, до 1531 г. Летописи варьируют рассказ о причинах развода, то приписывая внушение его боярам (IV, 295, самый полный рассказ VI, 29–30), то говоря о насильственном действии вел. князя (ib., III, 199), то о добровольном акте, «по болезни и бездетству» Соломонии (VI, 264, VIII, 271). Указанию «Повести» следуют Филарет (М.Грек, Москвит. 1842), И.Беляев (Чтен. о яз. и словесн. М. Даниил) и др. Мы оставляем наше изложение как было в первом издании. Замеч. Макария о повести Паисия (VI, 173); Слово же М.Грека «об оставлении жен своих», относится к хотевшим идти в монахи (см. выше), что отметил еще Соловьев (V, прим. 433). В одном из сказаний даже говорится, что М.Грек писал грамоты на Афон, чтобы помешать браку (Белокуров, LXV). Прибавим, что спутники М.Грека были отпущены на Афон и в Константинополь 11 сент. 1519 г. (Никон. л., VI, 224); Горский (Твор. св. отц., 46), Карамзин (VII; пр. 373), вопреки Голубинскому (II, 681, пр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Даниил Московский (+ 1303) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 марта в день преставления и 30 авг. в день обретения мощей Св. благоверный князь Даниил был четвертым, младшим, сыном вел. князя Александра Невского и супруги его — княгини Вассы; она почивала во Владимире в Княгинином Успенском монастыре с дочерью своей — княжной Евдокией и первой супругой Александра Невского — княгиней Александрой. Память их чтится местно. Св. князь Даниил родился в 1261 г. и через два года осиротел. Братья его дали ему в удел небольшой и ничтожный город Москву, но, когда племянник его, переяславский князь Иоанн Димитриевич, завещал ему свой удел, бывший укрепленным городом, Москва возвысилась, и сыновья князя Даниила могли уже стать великими князьями. Он первый встал против «степного зверя» (по выражению летописца), то есть татар, и взял в плен их союзника — князя Константина рязанского, но поступил с ним как с гостем и отпустил с миром. По обычаям того времени, и он бывал вынужден принимать участие в междоусобных войнах, но каждый раз успевал мирными переговорами предотвратить кровопролитие. В Москве князь Даниил основал первый монастырь в честь ангела своего, прп. Даниила Столпника (+ 489—490), перед смертью постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище. Со временем могила его была забыта. При вел. князе Иоанне III он явился молодому боярскому сыну из великокняжеской стражи и велел сказать вел. князю: «Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит». С тех пор вел. князь стал поминать своих предков. В княжение Василия III князь Иван Шуйский наступил на надгробную плиту св. Даниила, чтобы сесть на коня, несмотря на предупреждение. Внезапно конь его пал и чуть не задавил его. Тогда он принес покаяние, отслужил по св. князе панихиду и получил исцеление. После исцеления купеческого сына из города Коломны (при Иоанне Грозном) память св. князя Даниила стала чтиться местно. После того как святые мощи его были обретены нетленными, св. князь Даниил был причислен к лику святых в 1652 г. Почивал он в одной из церквей своего монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436982/

Хронологическая таблица Митрополиты древней Руси 988 Михаил (991 по Голубинскому Леон ум. после 1004). Леонтий Иоанн I Иларион Митрополиты Киевские 1055 Георгий св. Иоанн II Иоанн III Николай Никифор I Никита Вакансия Михаил II Климент или Клим Константин I Феодор Иоанн IV Константин II Никифор Пупомин Матфей 1201–1220 Кирилл II В Киеве и Владимире попеременно Кирилл III Во Владимире Максим св. Петр с 1308 по 1325 во Владимире, с 1325–1326 в Москве Митрополиты Московские 1328 Феогност св. Алексий Михаил-Митяй, нареченный митрополит Киприан Киприан вторично Фотий (рукоположен в 1408) Исидор св. Иона Феодосий Филипп I Геронтий Зосима Варлаам Даниил Иоасаф Макарий Афанасий св. Филипп II Кирилл IV Антоний Дионисий Патриархи Московские – Иов с 1566 митрополит, с 26 янв. 1589 г. патриарх до Игнатий лжепатриарх Гермоген Междупатриаршество 1612–1619 Филарет Никитич Иоасаф Питирим, митрополит Крутицкий, правитель Иосиф II Питирим Иоаким Адриан Св. Синод в С.-Петербурге Тихон, патриарх Князья древней Руси 862 Вещий Олег Игорь Рюрикович Св. Ольга Святослав Св. Владимир Ярослав Мудрый Великие князья Киевские 1054 Изяслав I Ярославович Святослав II Ярославович Изяслав I Ярославович опять Всеволод I Ярославович Святополк II Изяславович Владимир II Всеволодович Мономах св. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий Ярополк II Владимирович Всеволод II Олегович Игорь II Олегович (около недели или двух) Изяслав II Мстиславович Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий Изяслав III Давидович В Киеве и Владимире св. Андрей Георгиевич Боголюбский во Владимире св. Ростислав (Михаил) Мстиславович в Киеве Мстислав II Изяславович в Киеве Владимир III Мстиславович в Киеве Михаил I Георгиевич во Владимире Всеволод III Георгиевич во Владимире Роман Ростиславович в Киеве Святослав III Всеволодович в Киеве Рюрик II Ростиславович в Киеве Георгий II Всеволодович во Владимире Всеволод III Святославович в Киеве Константин Всеволодович во Владимире Георгий II Всеволодович опять во Владимире Мстислав III Романович в Киеве

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Епископ Ирийский Даниил ЦВ 10 (431) май 2010 /  29 мая 2010 г. Епископ Ирийский Даниил 26 апреля 2010 г. в городе Ири (штат Пенсильвания, США) после продолжительной болезни отошел ко Господу Преосвященный Даниил, епископ Ирийский, викарий Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей по окормлению старообрядцев. Будущий епископ Дмитрий Борисович Александров родился 15 сентября 1930 г. в Одессе в семье военного. Его дед со стороны матери был губернатором Аляски во времена императорской России. В 1938 г. отец Дмитрия Александрова был арестован большевиками и расстрелян. Во время войны Одесса в 1944 г. была оккупирована румынской армией. В этот период Дмитрий начал активно участвовать в церковной жизни и петь в хоре. В том же году его мать вместе с ним была вынуждена уехать в Румынию. После окончания войны они жили в лагере для беженцев в Австрии, а в 1949 г. переселились в США, в штат Нью-Джерси. Здесь Дмитрий знакомится с известным старообрядческим иконописцем Пименом Софроновым. У него он учится древней технике иконописи и вместе с ним ездит по приходам, расписывая храмы. Позднее Дмитрий Александров поступил на учебу в Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, которую окончил с отличием в 1958 г. В 1965 г. митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает Дмитрия Александрова во иерея. Отец Дмитрий окормляет единоверцев в поселке Чураевка (штат Коннектикут), одновременно занимаясь иконописью и церковной архитектурой. Ему принадлежат проект Иоанно-Предтеченского собора в столице США Вашингтоне, иконостасы в Коренной пустыни в Магопаке, Троицком храме в городе Вайнленде, Свято-Владимирского храма-памятника на Владимирской горке, Покровского храма в Пало-Алто и другие. В 1969 г. он начинает издавать журнал «Наследие», посвященный вопросам церковного искусства. Отец Дмитрий принимает большое участие в преодолении разделения Русской Церкви со старообрядцами. Его перу принадлежит проект резолюции, которая впоследствии была принята на III Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1974 г., резолюция о снятии прещений со старообрядцев. Благодаря этой резолюции в 1983 г. одна из самых больших старообрядческих общин за пределами России — в честь Рождества Христова в городе Ири (штат Пенсильвания) — присоединилась к Русской Зарубежной Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_irijs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010