Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

Закрыть Пресс-релиз знаменательнейшего события 6-8 июня 2021 года - празднование 500-летия обретения мощей святого Преподобного Макария Калязинского Чудотворца 03.06.2021 834 Время на чтение 8 минут 2021 год ознаменован большой датой, связанной с именем одного из великих святых русского средневековья, основателя и первого игумена знаменитого Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря - Макария Калязинского, сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района Тверской области. 26 мая (8 июня по новому стилю) 1521 года, при строительстве нового каменного Троицкого храма в святой обители, произошло чудо – были обретены нетленные мощи преподобного Макария. Брат великого князя Всея Руси Василия III, Дмитровский князь Юрий Иванович, ко владениям которого в то время относился монастырь, немедленно отправился в Москву и известил о чуде, свершившемся в Калязине, своего венценосного брата и митрополита Варлаама. Из Чудова монастыря Кремля в Калязин был послан архимандрит Иона для проверки и записи чудес, на основании которых новый глава Русской церкви – митрополит Даниил осенью 1523 года совершил канонизацию преподобного Макария, причислив его к лику местночтимых святых. Общерусская канонизация великого подвижника произошла на Соборе в 1547 году. Макарий Калязинский получил особое признание среди 11 первых подвижников благочестия, причтённых к лику общерусских святых. К Собору 1547 года были написаны Служба на день памяти Макария и Житие, вошедшие в Великие Минеи Четьи. Празднование этой даты является важным моментом в деле сохранении памяти о великом русском святом, его вкладе в основание города Калязина и значимости в русской истории как его самого, так и обители, им основанной. Большим историческим событием уже в новом тысячелетии для Калязина стало торжественное перенесение мощей Макария Чудотворца из Твери, из храма Белая Троица, в восстановленный калязинский городской храм Вознесения Господня 14 июня 2012 года. В 2020 году в Москве в стенах Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева открылась новая постоянная экспозиция «Фрески затопленного монастыря», в которой представлены фрагменты фресковой настенной живописи XVII, снятые со стен Троицкого собора Калязинского монастыря перед его разрушением. Представленные экспонаты имеют мировую художественную ценность.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/03/pr...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Петр Цетиньский, свт. - житие Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины (Андьюши), урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.В 1758 году владыка Савва выбрал себе в преемники своего десятилетнего племянника, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя. Призвав его к себе, он сказал: " Прииди сыне ко мне, благодать Всевышнего да почиет на тебе, яко быти тебе народу и отечеству твоему во всем полезну. Со мною же и народ наш возлагает отсель на тя надежду ради своего благополучия. Преблагий Господь да поможет ти быти крин украшаящий горы сия " .Живя в Цетиньском монастыре, будущий Святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий умер в Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом.В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории.

http://pravicon.com/info-3208

М.В. Зызыкин Глава III. Идея царской власти в России до Никона. Заимствование Русью Византийской постановки церковно-государственных отношений. – Источники русского церковного права. – Перенесение идеи симфонии властей из Византии в Москву. – Принцип первенства канона перед законом через Номоканон переходит в русскую жизнь. – Положение царя по Эпанагоге. – Смысл утверждения императорами Синодальных решений в Константинополе. – Действие в церковной сфере Номоканона и постановление Церковных Соборов не требовало государственной санкции. – Соборы Церковные в Москве не почитали себя органами царской власти. – Отсутствие абсолютизма в Московском государственном строе. – Самодержавие Грозного чуждо Римскому абсолютизму; этому абсолютизму не учит и духовенство. – Когда царь принимается Церковью в состав священного чина. – Идея верховной власти на Руси до облечения её носителей в царский сан. Идея царя эпистимонарха. – Нестяжатели и Иосифляне в учении о царской власти. – Князь Вассиан Патрикеев. – Максим Грек об обязанности духовенства перед царями. – Князь Курбский о том же. – Иосиф Волоколамский о царской власти. – Архипастырские черты царской власти в Москве. – Объем царской власти у Иосифа Волоколамского. – Влияние падения Византии на русскую идеологию царской власти. Старец Филофей. – Архиерей Геннадий Новгородский . – Иосиф Волоколамский об идее царя – защитника Православия. – Предъявление Никоном нравственных требований к царю, чтобы он был орудием Божественной воли. – Идея нестяжателей о необходимости для царя правости душевной. – Победа Иосифлянских идей. – Митрополит Даниил. – Митрополит Макарий. – Митрополит Филипп. – Никон расширяет вопрос о царской власти. – Никон указывает не только на принцип связанности воли царя, но и на пределы этой связанности. – Основы церковно-государственных отношений в Московском государстве. Теория симфонии в 42 гл. Кормчей. – Недостаточная подробность формулы симфонии 42 гл. Кормчей. – В чем выразился перевес представителя светской власти в Москве после половины XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ДАНИЛОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в 1508 г. прп. Даниилом Переславским по благословению настоятеля Горицкой обители (см. Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), рядом с к-рой находилось Божедомье. На 1-м этапе деятельность прп. Даниила была поддержана Челядниными, духовником которых он являлся. Это была одна из самых влиятельных старомосковских боярских семей, состоявшая со 2-й пол. XV в. через родство с князьями Патрикеевыми в свойстве с Московским вел. кн. Иоанном III Васильевичем и его детьми. Предки Челядниных были потомками легендарного боярина Ратши; их владения располагались на Переславль-Залесской земле еще с кон. XIII в. Это обстоятельство объясняет многочисленные вклады Челядниных в пользу местных обителей в кон. XIV - сер. XVI в., хорошую осведомленность об их монашеской жизни и внимание к замыслам прп. Даниила. Будучи членами великокняжеской думы, Челяднины помогли Даниилу - постриженику Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря - получить прием при московском дворе, а также заручиться поддержкой митр. Московского и всея Руси Симона . Согласно Житию прп. Даниила, основанию мон-ря предшествовал длительный период его заботы о погребении на Божедомье умерших без покаяния и причастия. Даниилу и настоятелю Никольской обители (см. Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ) игум. Никифору было видение - множество горящих свечей на скудельнице. После этого преподобный решил основать в Божедомье храм для поминовения усопших. Но по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение этого замысла. Со временем прп. Даниил решил основать мон-рь. Деревянная ц. во имя Всех святых в Божедомье, положившая начало П.-З. Д. м., была освящена в присутствии горожан в 1508 г. Постепенно рядом с храмом стали селиться миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг; была построена трапезная с ц. Похвалы Пресв. Богородицы. Первоначально обитель называлась Всехсвятской и только после строительства кирпичного Троицкого собора получила свое нынешнее посвящение.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III После нашествия монголов митрополит был поставлен не из Греков, а из природных Русских. Объяснение этому мы находим в предположении, что Греки поступились своими правами, ибо, получив страшные вести об ужасах, творящихся в нашем отечестве, никто из Греков не пожелал занять кафедру русской митрополии, несмотря на ее привлекательность. Дело замещения митрополичьей кафедры взял на себя, незадолго пред нашествием Монголов завладевший Киевом, вел. князь галичский, Даниил Романович, который избрал достойным кандидатом некоего Кирилла. Кто был Кирилл, остается неизвестным. Предположительно – он был из игуменов какого-нибудь монастыря. Не прежде, как устроив свои отношения с Монголами, вел. кн. послал Кирилла в Грецию к патриарху для посвящения. Кирилл отправился к патриарху в Никею, где он имел тогда пребывание, и возвратился от него на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249 года. Посвященный патриархом, Кирилл был признан и стал митрополитом всей Руси. Прежде всего митрополит Кирилл замечателен тем, что он управлял русскою церковью более продолжительное время, чем кто-нибудь из его предшественников. Возвратившись с проставления в 1248-м году, или в 1249-м году, он жил и оставался на кафедре до конца 1281 года. Следовательно, правил церковью в продолжение 30 с лишком лет. Выдающуюся особенность правления митр. Кирилла против его домонгольских предшественников составляет то, что он не пребывал постоянно в Киеве на своей кафедре, но оставлял свою митрополичью столицу на более или менее продолжительное время. С половины XII в., со времени Андрея Боголюбского, когда явилось и быстро возвысилось Суздальско-Владимирское княжение, Киев постепенно начал падать в смысле политическом. Сначала великие князья его должны были уступить первенствующее место вновь явившимся великим князьям, потом со степени великих князей они низошли на степень простых князей и, наконец, перед самым нашествием Монголов древняя столица Руси лишилась и каких бы то ни было князей: захваченный в 1238 году галическим великим князем Даниилом Романовичем Киев присоединен был ко второму, вновь явившемуся, великому княжению в качестве пригорода и получил себе в наместника великокняжеского боярина. Нашествие Монголов должно было решительным образом содействовать тому, чтобы митр. Кирилл перестал постоянно жить в Киеве и начал часто и надолго оставлять его, для пребывания то при одном, то при другом великом князе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Н.К. Смирнов Содержание Содержание книги св. пророка Давида 1) Историко-биографическое введение её (гл. 1) Первая часть книги св. пр. Даниила (II–VI) 1. Сон Навуходоносора 2. Чудесное спасение Анании, Азарии и Мисаила среди разожжённой пещи вавилонской 3. Сон Навуходоносора о древе и сумасшествие царя 4. Пир Валтасара царя и таинственные письмена на стене пиршественной залы 5. Пребывание Даниила во рве львином и чудесное там спасение Вторая часть книги св. прор. Даниила I. Видение четырёх зверей II. Видение овна, или барана, и козла (гл. VIII) III. Видение семидесяти седмин (гл. 9) IV. Последнее видение пророка, содержащее в себе теснейшее предсказание страданий Израиля и его конечного прославления (гл. 10–12) Первая часть видения (10–11:2). Богоявление Вторая часть видения (11,2–12:3) Предсказание тягчайших времён для Церкви Божией, или для народа Господня (11:21–12:3) Следствия для народа Господня от враждебного и нечестивого отношения князя к народу завета (ст. 32–35) Заключение Божия откровения и всей книги (12:4–13) Единство происхождения книги св. пр. Даниила Подлинность книги пророка Даниила Внешние основания против подлинности книги Внутренние основания против подлинности книги I. Основания, заимствуемые из особенностей языка книги II. Основания, заимствуемые из исторического содержания книги Основания против подлинности книги, заимствуемые из чудес её Основания подлинности книги, заимствуемые из предсказаний её Неканонические отделы из книги пр. Данила     С наступлением времён плена вавилонского весьма значительные начинались события в деле устроения царства Божия на земле. Народ еврейский, – это общество Господне, – за своё упорное противление воле своего Господа, был выселен из своей земли и отдан во власть язычников. Господь оставил место своего обетования на земле среди общества своего; слава Божия вышла из храма Иерусалима, как созерцал пророк Иезекиль ( Иез.11:23 ). Следствием этого выхода славы Божией было то, что как храм, так и Иерусалим, существование которых было неразрывно связано с пребыванием в них Бога израилева, подверглись разрушению и совершенной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

ОТДЕЛЕНИЕ III. О Ставропигиальных монастырях Статья I. О Ставропигиальных монастырях 1 класса, ныне существующих Местоположение и начало оного НОВО-СПАССКИЙ Ставропигиальный мужской первоклассный монастырь состоит ныне вне столичного города Москвы Таганской части в 3 квартале. Но первоначально основан был он не на сем месте, и именно: в лето 6780, от Р. Х. 1272, когда Великий Князь Даниил Александрович, сын Великого Князя Александра Ярославича Невского получил в удел себе город Москву, то построил вскоре после того пониже города при Москве реке, по течению её на правой стороне, монастырь с храмом во имя Преподобного Даниила Столпника, по коему и монастырь сей назван Данилов, в котором с самого начала и учредил быть Архимандриту. А в лето 6858, от Р. Х. 1350, Великий Князь Иоанн Данилович, поименованный Калита, перевёл оный Данилов монастырь и с Архимандрией внутрь города Москвы на свой Великокняжеский Двор, где воздвиг храм Преображения Господня и устроил обитель. Данилов же, до того устроенный монастырь, и всё имение оного препоручил Архимандриту сего же новосозданного монастыря Святого Спаса. Потом в лето 1462 Великий Князь Московский Иоанн Васильевич тот Спасский монастырь из своего Дворца перевёл на новое место над Москвой рекой, по течению её на левую сторону в предместье, называвшееся Васильевским станом, и устроил там, на горе Крутице, монастырь новый, который и назван по сему Спас на Новом или Новоспасский. А на Великокняжеском Дворце церковь Преображения Господня обращена в Собор мирских Иереев, и учреждено при оном Протопопство. Сей Собор и доднесь называется Спас на Бору, потому что на сем месте рос бор. В помянутом монастыре Спаса на Новом или Новоспасском церковь Преображения Господня Соборная первоначально заложена в 6999, от Р. Х» 1491 году, и освящена в 1497 году, Сентября 18, Преосвященным Симоном Митрополитом Всероссийским при Архимандрите Афанасии Щедром. Поскольку же под этой церковью погребены тела старших четырёх братьев Великого Государя Царя Михаила Феодоровича и сестры его в 1611 году, а также и прочих Его Царской Фамилии родственников; то сей Государь по восшествии на Всероссийский Царский престол, и родители Его Патриарх Филарет Никитич, и Великая Старица Инокиня Марфа Иоанновна, особенно сей монастырь жаловали многими вотчинами, денежными суммами, церковными утварями, и прочими вещами: о чём ниже сказано будет. Но соборная церковь сия потом в 1645 году за ветхостью разобрана и на самом том же месте построена новая. О чём также сказано будет ниже. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

П.В. Долгоруков Графы Платеры и графы Платер-Зиберги Фамилия Платер, в старину фон-дем-Брёлё-Платер (von dem Broele genannt Plater), весьма древняя и существовала уже в тринадцатом веке, в Вестфалии, где Гумберт ф. Платер упоминается в 1210 году, а Любберт ф. Платер подписался свидетелем на купчей крепости, совершённой графом Аренсбергским в 1274 году. В Вестфалии фамилия Платер угасла в 1659 году, но ветвь её, переселившаяся в Лифляндию в XIV веке, существует поныне. Веннемар ф. Платер был фохтом гробинским в 1430 году. Иоанн ф. Платер был ландмаршалом ливонского ордена при знаменитом гермейстере Вальтере Плеттенберге. Поколенное родословие нынешних графов Платеров начинается с Фридриха ф. д. Брёлё-Платер, жившего в конце XV и в начале XVI века. КОЛЕНО I: Фридрих ф. д. Брёлё-Платер КОЛЕНО II: Иоанн, женат на девице ф. Криденер КОЛЕНО III: Иоанн, женат на Варваре ф. Унгерн-Штернберг Генрих † 1546; женат на Маргарите ф. Плате Фабиан КОЛЕНО IV: Генрих, женат на Магдалине ф. Тизенгаузен КОЛЕНО V: Генрих, женат на Марие ф. Кнорре КОЛЕНО VI: Готгардт † 1668; женат на Гедвиге ф. Тизенгаузен Вильгельм, женат 1) на Анне-Елисавете ф. Теттау; 2) на Ядвиге Нарушевичь (от 1-го брака сын) КОЛЕНО VII: Иоанн-Генрих, воевода лифляндский † 1705; женат на Луизе-Марие ф. Гротгуз Генрих-Вильгельм КОЛЕНО VIII: Андрей Иоанн-Лудвиг, воевода лифляндский; женат на Розалие Бржостовской Фабиан, подкоморий лифляндский, польский полковник; женат 1) на Пузино; 2) на Бржостовской, рождённой Каминской (все дети от 1-го брака) Генрих-Вильгельм Даниил-Готгардт, женат 1) на Волловичевой; 2) на Ефимие ф. Офенберг КОЛЕНО IX: Фердинанд, женат на девице ф. Платер Константин-Лудвиг, кастелян троцкий † 1777; женат на Августине Огинской Иоанн-Лудвиг, польский генерал-майор; женат на Эмеренцие Платер Христофор † 1751; женат на Анне Бялопетровичь Иоанн-Вильгельм, воевода лифляндский; женат на Елене Огинской КОЛЕНО X: Иосиф-Викентий, женат на Екатерине Сомовской † 1832 Казимир-Константин † 1807; женат на Изабелле Борх

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010