Даниил III



  001   002  003 

, что Е. скончался на 88-м году жизни. Происходил ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и кн. Лазарь при отсутствии сопротивления со стороны Е. воспользовался возможностью возвести на Патриарший престол своего кандидата. Новым патриархом был избран Спиридон, а Е. удалился в пустыню возле царского) основанного Душаном (мон-ря св. Архангелов близ г. Призрен. После смерти своего преемника Е. согласился в 1389 г. на нек-рое время возвратиться на Патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за тур. нашествия и гибели кн. Лазаря. В 1390 г. на Соборе, созванном кн. Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а Е. вернулся в пустыню. Патриарх Даниил навестил Е. перед смертью, вместе со священниками и монахами торжественно отпел и похоронил его в ц. св. Димитрия в мон-ре Печ.) Литературное творчество После открытия во 2-й пол. 70-х гг. ХХ в. в составе болг. сборника 3-й четв. XIV в. (Ath. Chil. N 341) цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа с соименным патриархом (Богдановић. 1978; Он же. 1980. С. 182-184) . Это мнение, однако, не получило широкого признания ( обзор мнений см. в ст. Ефрем, ... текст полностью ...
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРАИскать в Источникеpravenc.ru
... агиографического цикла архиеп. Даниила выступает созданная под его несомненным влиянием композиция «Лоза Неманичей», построенная по аналогии с «Древом Иессеевым» и получившая распространение во фресковых ансамблях соборных храмов с 30-х гг. XIV в. (Дечаны, Печ и более поздние стенописные циклы) . Новый период активизации творчества серб. агиографов приходится на кон. XIV - 1-ю треть XV в. и был вызван сочетанием разнородных причин: тур. завоевания Балканских стран и распространения учения исихазма среди серб. монашества. Трагическая гибель кн. Лазаря в битве на Косовом поле (1389) и установление в скором времени его церковного почитания сопровождались созданием значительного числа посвященных ему житийных текстов, Похвальных слов и плачей, несмотря на то что пространное житие не было написано. Подобная «избыточность» текстов, связанных с культом кн. Лазаря и написанных современниками событий, служит ярким свидетельством того, сколь глубокое впечатление произвела гибель правителя на тогдашнее серб. общество. Автором 3 из них - Похвального слова, проложного Жития и «исторического» слова - был Сербский патриарх Даниил III. Созданный им разножанровый цикл (в к-рый также входит и ... текст полностью ...
Рубрикатор • Персоналии гимнографов • Гимнография ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ( Грекас Анастасий Иоанну; 1904 - 1991 ) , мон. Малого скита св. Анны на Афоне, гимнограф ГЕРМАН I ( 630-650... 653-658 - † до 754 ) , патриарх К-польский ( 11 авг. 715 - 17 янв. 730 ) , свт. (пам. 12 мая) ГРИГОР ГРЗИК АЙРИВАНЕЦИ ( кон. VII - 1-я пол. VIII в. ) , арм. ученый, гимнограф, мелург ГРИГОРИЙ Цамблак ( ок. 1364-1365 - зима 1419 20 ) , митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф) , представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ (Вахвахишвили) ( XVII-XVIII вв. ) , гимнограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший ( ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в. ) , патриарх Сербский ( 1390 91 - не позднее 1400 ) , агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] ( Мчеделашвили; † ок. 1805 ) , архим., настоятель ( 1775 - ок. 1805 ) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЗРА груз. гимнограф (X в.) ЕЗРА МТАЦМИНДЕЛИ [Святогорец], груз. гимнограф (XI в.) , подвизавшийся в Иверском мон-ре (Ивироне) на Афоне ЕФРЕМ болг. гимнограф, работал в 3-й четв. XIV в., ... текст полностью ...
ГИМНОГРАФИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... с творчеством к-рых скорее всего был знаком (хотя и неизвестно, читал ли Феодосий их «подписи») . Г. занимался и серб. историограф и агиограф архиеп. Даниил II ( 1324-1337 ) . Ему атрибутируют на основании стилистического анализа службы, посвященные его предшественникам по кафедре - св. архиепископам Арсению и Евстафию (О Србљаку.) II ( 1970. С. 292-296 ) . Взлет серб. державы в правление Стефана Душана ( 1331-1356 ) и последовавший за этим ее упадок не способствовали развитию Г. (как и лит-ры в целом, за исключением переводов) , только в посл. четв. XIV в. возникли новые гимнографические произведения. Крупнейшим гимнографом эпохи был патриарх Ефрем (см. выше) . В 1380 г. инок мон-ря Баньска (впосл. патриарх Даниил III) написал службу в честь основателя обители кор. Стефана Уроша II Милутина, в к-рой прославил вместе с ним его мать Елену Анжуйскую и брата Драгутина (О Србљаку.) II ( 1970. С. 297-299 ) . Сразу после трагической гибели в битве на Косовом поле св. кн. Лазаря (1389) анонимные авторы написали тропарь и 2 цикла стихир в его честь ( Там же. С. 300-302 ) , а нек-рое время спустя (ок. 1402) в его «задужбине», мон-ре Раваница, была составлена и ... текст полностью ...
КАНОН БИБЛЕЙСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... успели» войти в список «Пророков», но «успели» войти в число «Писаний» (т. е. книг, к-рые, хотя и не относятся к разд. «Пророки», все же входят в К. б.) . То же касается и Книги Руфь, которая «не успела» войти в число пророческих книг (предполагается, что она написана позже Книг Судей и Царств) , но вошла в число «Писаний». Гипотеза о 3-этапном становлении еврейского канона также объясняет тот факт, что Книга Даниила в отличие от Книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля оказалась не среди книг «Пророков», а среди «Писаний» - окончательный вид Книги Даниила датируется кон. II в. до Р. Х. ( О датировках см. в ст. Даниил, прор. ) III. Разд. «Писания» (Кетувим) в раввинистическом иудаизме - в жанровом отношении достаточно разнообразная группа текстов, которая, однако, включает 2 более или менее целостных корпуса. Во-первых, корпус «поэтических книг» (Книга Иова, Псалтирь, Книга Притчей Соломоновых) ; эти 3 книги выделяются в евр. Библии особой системой кантилляции (акцентных значков) , которая отличается от кантилляции всех остальных книг (видимо, это связано с особой, более художественной, манерой их исполнения) . Во-вторых, корпус «Свитков» (Мегиллот) ; это 5 небольших ... текст полностью ...
Лазарь Сербский, блгв. - житиеИскать в Источникеpravicon.com
... Патриарха Михаила 31 августа 1388 года он писал князю Дубровицкой республики, чтобы тот выплатил оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Благоверный Лазарь посылал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители. Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, ... текст полностью ...
Ефрем Сербский, свт. - житиеИскать в Источникеpravicon.com
... князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи [6]. Новым патриархом был избран святитель Спиридон, а святой Ефрем, стремясь к безмолвию, удалился в пустыню возле царского Душанова монастыря святых Архангелов близ Призрена. После кончины патриарха Сприридона святитель Ефрем согласился в 1389 году на некоторое время возвратиться на патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за турецкого нашествия и гибели святого Лазаря. В 1390 году на Соборе, созванном князем Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а святой Ефрем вновь вернулся в пустынь. Патриарх Даниил навестил святого Ефрема перед мирной кончиной последнего, которая последовала 14 или 15 июня 1400 года. Вместе со священниками и монахами патриарх также торжественно отпел и похоронил святого в Димитриевском храме Печской Патриархии. Святой Ефрем был прежде всего аскетом-пустынником, достигшим просветления в безмолвии. В его первосвятительской деятельности наиболее примечательной была борьба против богомилов («мессалианской ереси») . Почитание Сохранилось два " Жития " святого Ефрема, созданные вскоре после его ... текст полностью ...
ИГНАТИЙ (ШЕСТАКОВ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... (Костич) , епископ Жичский Православная энциклопедия. Т. VII, C. 84 - Василий Острожский, (, митр. Герцеговинский, свт., чудотворец Православная энциклопедия. Т. VII, С. 212-214.) в соавт с А. А. Туриловым (- Гавриил I) Раич (, патриарх Сербский, свмч. Православная энциклопедия. Т. X, C. 232 - 233.) в соавт с А. А. Туриловым (Гавриил V) Дожич (, патриарх Сербский Православная энциклопедия. Т. X, C. 234 - 236.) Гомирье, монастырь Православная энциклопедия. Т. XII, C. 41 - 42. (В соавт. с С. Милеусничем) Далматинская епархия Православная энциклопедия. Т. XIII, C. 657 - 659. Даниил III Баньский Младший Православная энциклопедия. Т. XIV, C. 96. (В соавт. с А. А. Туриловым) Даниил (Влахович) , еп. Буковинский и Черновицкий Православная энциклопедия. Т. XIV, C. 86. Даниил (Дайкович) , митр. Черногорско-Приморский Православная энциклопедия. Т. XIV, C. 86-87 Даниил (Люботина) , еп. Карловацко-Сеньско-Приморский Православная энциклопедия. Т. XIV, C. 87. Джурджеви Ступови, монастырь св. вмч. Георгия в Беране Православная энциклопедия. Т. XIV, C. 556-557. Досифей (Васич) , исповедник, митрополит Загребский Православная энциклопедия. ... текст полностью ...
ЛАЗАРЬ СЕРБСКИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... предоставлял им убежище в своих землях. Особенно много монашествующих поселилось в окрестностях Крушевца и Сталача, где и по сей день сохранилось немало церквей того времени. Приходили к святому князю и известные подвижники-синаиты - ученики и последователи прп. Но самой большой задушбиной святого князя Лазаря стал известный монастырь Раваница, основанный им в 1375 году и посвященный Вознесению Господню. Строительство этой прекрасной обители было поручено зодчему Раде Боровичу, который воздвиг величественную церковь в прекрасном сербско-византийском стиле. Очевидец этого события патриарх Даниил III в своем «Слове о князе Лазаре» сообщает о великолепном убранстве храма, отделанного «прекрасным мрамором». Иконы и стены храма были украшены золотом и серебром. Монастырь был огражден «высокими башнями и твердыми стенами». В этом же году князь щедро наделил обитель имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине. Княжеская грамота гласит: «Аз, во Христа Бога благоверный князь Лазарь, ревнуя иже прежде мене бывшим благочестивым царем, на их же престол Богу мя вознесшу и царствия саном украсившу, и славою от многих его дарований еже на мне, мало тому восхотех принети, елико по силе, ... текст полностью ...

  001   002  003 

Постоянная ссылка на эту страницу: Даниил III
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"