Важное значение Иосифа в решении церковно-гражданских дел, близость к великокняжескому двору, защита церковных и монастырских имуществ, возбудили против него сильных противников, даже и в лице таких подвижников благочестия, как пр. Нил Сорский . Против Иосифа восстали многие даже из духовенства, вследствие чего он подвергался многим неприятностям и даже удалению от игуменства. Причиной последнего был Волоколамский князь Феодор Борисович, который, часто посещая Иосифову обитель, требовал угощения и денег. Такие неуместные требования побудили Иосифа обратиться к Московскому Великому князю с просьбой взять его монастырь под своё покровительство. Но Новгородский архиепископ Серапион, к епархии коего относился Волоколамск, жалобе Феодора Борисовича, за своевольную, будто бы передачу от него зависевшего монастыря Великому князю удалил Иосифа от игуменства. Впрочем, убедившись потом в его правоте, он возвратил ему сан, а Феодор Борисович, примирившись перед смертью с Иосифом, завещал его обители большое своё село Буйгород. Перед кончиной своей пр. Иосиф назначил своим преемником по управлению обителью любимого своего ученика Даниила (впоследствии Московского митрополита). Пр. Иосиф скончался в глубокой старости 9 сентября 1515 г. От гроба пр. Иосифа стало совершаться много чудесных исцелений, что и побудило Московский собор 1547 г. причислять его к лику святых и установить празднование ему в Волоколамской обители. Равным образом, на соборе 1579 г., по повелению царя ( Иоанна 4 -го) и благословению собора всех русских святителей вторично было постановлено: «петь в обители Пречистой Богородицы пр. Иосифу, доколе монастырь Пречистой стоит». На Московском соборе 1591 г. патриархом Иовом была освидетельствована служба пр. Иосифу и постановлено праздновать память ему повсюду. Мощи пр. Иосифа почивают под спудом в монастырском соборе, в приделе, его имени посвящённом. Житие пр. Иосифа первоначально было составлено Саввой Чёрным, Крутицким епископом и издано К. Ив. Невоструевым (в Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских, 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Митрополиты в Владимире. Кончина Льва Галицкого. Двинская грамота. Наконец властолюбивый Андрей уже мог назваться законным Великим Князем России; никто не спорил с ним о сем достоинстве. Константин Борисович, по кончине старшего брата, сел на престоле Ростовском, отдав Углич своему сыну, Александру. Великий Князь и Михаил Тверской женились на дочерях умершего Димитрия Борисовича, и два года протекли в тишине. Но мог ли Андрей, разоритель отечества, требовать любви от народа и почтения от Князей? Он не имел и тех свойств, коими злодеи человечества закрашивают иногда черноту свою: ни ревностного славолюбия, ни великодушного мужества; брал города, истреблял Христиан руками Моголов, не обнажав меча, не видав опасности и пролив множество невинной крови, не купил даже права назваться победителем! гг.] В тогдашних обстоятельствах России Великому Князю надлежало бы иметь превосходную душу Александра Невского, чтобы не именем только, но в самом деле быть Главою частных Владетелей, из коих всякий искал независимости. Михаил Тверской и Феодор Ярославский приобрели оную в княжение Димитрия, а Даниил Московский и сын Дмитрия Александровича, Иоанн Переславский, хотели того же при Андрее. Открылась распря, дошедшая до вышнего судилища Ханова: сам великий Князь ездил в Орду с своею молодою супругою, чтобы снискать милость Тохты. Посол Ханский, избранный быть миротворцем, созвал Князей в Владимир. Они разделились на две стороны: Михаил Тверской взял Даниилову (Иоанн же находился в Орде; вместо его говорили Бояре Переславские): Феодор Черный и Константин Борисович стояли за Андрея. Татарин слушал подсудимых с важностию и с гордым видом, но не мог удержать их в пределах надлежащего смирения. Разгоряченные спором Князья и Вельможи взялись было за мечи. Епископы, Владимирский Симеон и Сарский Исмаил, став посреди шумного сонма, не дали братьям резаться между собою. Суд кончился миром, или, лучше сказать, ничем. Посол Ханов взял дары, а Великий Князь, дав слово оставить братьев и племянника в покое, в то же время начал собирать войско, чтобы смирить их как мятежников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

607). 66 Религиозно-нравственные убеждения, Богословское образование, а равно и подробность правил для иноческой жизни, избранных Пр. Иосифом, будут указаны нами при разборе его сочинений. 67 Послание Иосифа « о чернце растригшемся»... в Ркп. Имп. Публ. биб. См. II Отд. Ркп. Гр. Толстова стр. 208 на обороте. 69 В послании к одному Епископу Даниил писал: «на все, что творишь и глаголешь, имей свидетельство от св. писаний». (Обзор Дух. Лит. стр. 189). 70 Значение, каким Даниил пользовался у Василия Иоанновича, с силой обнаружилось при кончине последнего. Благочестивы Василий пред кончиной хотел, по обычаю предков, принять схиму; бояре, устраняя от двора влияние духвной власти, отсоветовали ему, указывая на пример Uoahha III ; тогда Даниил, вопреки всеобщему при дворе требованию, сказал: «никто у меня не отнимет души его; добр сосуд серебрянный, еще лучше златой», – постриг великого князя в иночество и нарек Варлаамом. (Ист. Рос. II, Спб. 1838 г. стр. 123). 77 Дополн. к Акт. Иск. т. I, 218. Из этого послания видно, что кончина Кассиана интересовала великого князя и он нарочно «велел отписать, коим обычаем старца Кассиана не стало». 78 Прибав. к Твор. Св. Отцов г. V, кн. II, стр. 245. Примеч. «посему издатели Ист. Акт. отнесли послание Даниила, писанное к нему в монастырь, к Дионисию Звенигородскому». 81 Об Иоанне Борисовиче сказано: «егда вельмы изнеможе и повеле себя отвести во обитель Пречистыя Богородицы ко отцу своему крестному, игумену Иосифу». Ркп. Н. С. Библ. стр. 53. 90 Последнее мнение подтверждается следующим рассказом одной летописи, из которого можно равным образом видеть и то, почему Схария, как увидим ниже, сблизился прежде всего с Новгородским духовенством. Новгородское духовенство в то время еще заведывало торговыми мерами и весами (см. у Григоровича: о посадниках Новгородских): «15 лето 6979 был в Новгороде князь Михайло Олельковичь из Литвы, а с ним жидове торгом и мнози от попов и диаконов, живуще свинским житием, начаша к ним ходити и бражничать и учитися волшебским книгам»... Руманц. Муз. под рубрикой: великое княжение русское стр. 248 на обор. Рук. начала XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

11. Пример одного из старейших русских писем. Богоматерь поясного Деисуса (34½ с. х 23 с.). Несмотря на то, что верхнее вохрение повыгорело и просечивает санкир, видно, что цвет лика должен был быть яркий с подрумяненными щёчками. Очертания носа, ушей и брови прочерчены тёмно-красной краской. Фон киноварный (очень типичный именно для старейших писем) 12. Св. Иоанн Предтеча « п тца» поясного Деисуса (34½ с. х 23 сант.). Те же особенности, что у Губы очерчены красной краской Таким образом, откуда был Рублёв и где учился, – мы не знаем. Летописные известия рассказывают лишь о совместной иконописной деятельности Андрея Рублёва, как с знаменитым мастером греком Феофаном, прибывшим из Новгорода, так и с русскими иконниками. В 1405 году Рублёв расписывает, как сотрудник Феофана и русского старца Прохора Городецкого, Благовещенский собор на князя великого дворе. В 1408 году Даниил иконник (писан на первом месте) да Андрей Рублёв подписывают Успенский собор во Владимире. Незадолго до смерти преподобного Никона, по его усиленной просьбе, Андрей Рублёв и сопостник его Даниил украсили своим письмом Троицкий Собор в монастыре преподобного Сергия. Росписью церкви Всемилостивого Спаса в Андрониковом монастыре старцы Даниил и Андрей (см. житие Никона в Макарьевских Минеях) «последнее рукописание на память себе оставиша». Скончался Андрей Рублёв по одним известиям в 1427, по другим в 1430 году – «в старости велице». Это выражение свидетельствует о том, что юность и зрелые годы Рублёва принадлежат XIV столетию, а мы ничего не знаем о деятельности его за это время. Несмотря на то, что в первоисточниках Андрей Рублёв писан везде или на последнем, или на втором месте (объяснение в важном для биографии Рублёва показании Иосифа Волоколамского, что Андрей был ученик старца Даниила) – слава его превзошла всех его сотрудников. Иконы Андрея Рублёва считались драгоценностями. То обстоятельство, что «Деисус Андреева письма Рублёва сгорел» записано в летописи; в житии Иосифа Волоцкого рассказано, что когда он, намереваясь помириться с князем Феодором Борисовичем – «начать князя мздою утешати – и посла к нему иконы Рублёва письма и Дионисиева» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Фроловское. Церковь Иоанна Богослова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Несмотря на то, что церковь находится непосредственно в центре села на видном месте, её состояние можно охарактеризовать как очередную стадию последовательного разрушения. Уже нет апсиды, свода основного объема, на очереди трапезная. Современные попытки возродить церковь пока свелись к установке деревянного креста с восточной стороны, внутри же по-прежнему культурный слой. Южный фасад используется как ограждающий забор территории частного огорода, придвинутого вплотную к строению. Церковь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Село Фроловское ещё в начале XX в. называлось Флоровское. Оно принадлежит к числу древнейших селений Юрьевского района, упоминается в духовной грамоте 1389 г. великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который завещал его супруге, княгине Евдокии Дмитриевне (1353-1407, в иночестве Евфросинии). В этом браке родились 8 сыновей (Даниил ,Василий, Юрий ,Семён, Андрей, Пётр, Иван, Константин) и 4 дочери (Софья, Мария, Анастасия, Анна). У княгини село выменял старший сын, великий князь Василий Димитриевич, и в духовной грамоте 1426 г. завещал Флоровское супруге, княгине Софье Витовтовне (ум. 1453), дочери великого князя литовского Витовта, с которой вступил в брак в 1391 г. У них родились 5 сыновей (Юрий, Иван, Даниил, Семён, Василий) и 4 дочери (Анна, Анастасия, Мария и Василиса). В 1462 г. великий князь Василий Васильевич завещал село супруге Марии Ярославовне. После смерти княгини селом владел её младший сын, князь Борис Васильевич Волоцкий (р. после 1433 - 1494). В 1471 г. князь Борис вступил в брак с княжной Ульянией Михайловной, дочерью удельного князя Холмского Михаила Дмитриевича. У них родились сыновья Фёдор и Иван. В начале XVI в. село было во владении сына князя Бориса, Фёдора Борисовича, удельного князя Волоцкого. Он умер бездетным. После мужа селом владела его вдова Мария. Флоровское оставалось дворцовым селом до 1691 г., когда было пожаловано боярам Петру и Василию Абрамовичам Лопухиным.

http://sobory.ru/article/?object=02538

Описываемые здесь события происходили в Галиче Волынском и рассказывают о том, как воеводы галицкого князя Данила Романовича взяли в плен другого князя - Романа. Речь идет о знаменитом князе Данииле Галицком (1201-1264), который вместе с угорскими (то есть венгерскими) войсками решал свои внутри- и внешнеполитические задачи. Одного из воевод князя Даниила звали «Зерно». То есть мы встречаем здесь одну из «фамилий» Захарии Зерна-Чета. Речь, по-видимому, идет о его деде. Учитывая, что в 1208 году князю Даниилу не было еще и 10 лет, то можно предположить, что Зерно служил еще его отцу - великому князю Киевскому Роману Мстиславичу Великому (ок. 1150-1205). Однако после величественного правления князя Даниила Галицко-волынское княжество стало слабеть под давлением внешних сил, и его жители стали уходить на северо-восток. Среди них был и боярин Захария. Теперь мы можем ответить на вопрос, откуда в конце 13 века в Костроме появился Захария Чет и почему его потомки были приближены ко двору. Это был древний боярский род, служивший галицкому князю Даниилу. Они сохранили для нас древнейшую русскую летопись, а сам Захария Чет был известен своим благочестием. Поэтому неудивительно быстрое возвышение рода, и то, что потомки Захарии Чета дали России двух царей - Бориса и Федора Годуновых, царицу Ирину Годунову, великую княгиню Соломонию Сабурову и царевну Евдокию Сабурову. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Это блестяще доказал выдающийся русский историк Степан Борисович Веселовский: Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)//Исторические записки Академии Наук СССР . Т. 18. М., 1946. С. 56-91. 2. Зонтиков Н. Церковь святых Александра и Антонины в Селище в Костроме. Кострома, 2010, 368 с. 3. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)//Исторические записки Академии Наук СССР. Т. 18. М., 1946. С. 59-60 4. Там же. С.56 5. Там же. С.60. Безусловно, Александр Зерно к тому времени уже погиб, речь идет либо о его тезке, либо другом лице из рода Зерновых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

В 1374 г. мученики были канонизированы к местному почитанию К-польским Патриархом Филофеем после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном Патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому , о чем сообщает житие преподобного, а также запись на деревянном футляре XVII в., изготовленном специально для этого креста. По мнению В. А. Кучкина, привезти крест могло посольство Иоанна Докиана и Георгия Пердики зимой 1376/77 г. или скорее всего в нач. 1377 г. О почитании Виленских мучеников на Руси в нач. XV в. свидетельствует нахождение частиц их мощей в ковчежцах, принадлежавших нижегородским князьям: в ковчежце 1410 г. вел. кнг. Марии, супруги нижегородского кн. Даниила Борисовича (ГММК. 4615) и в ковчежце 1414 г. их сына кн. Ивана Даниловича (ГММК. 13366). Мощи мучеников оказались в Н. Новгороде не случайно: нижегородский кн. Борис Константинович (отец кн. Даниила) был женат на дочери лит. кн. Ольгерда Агриппине. Древнейшее изображение мучеников помещено на большом саккосе митр. Фотия (1410-1431). Собор 1549 г. подтвердил канонизацию 1374 г. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. помещены тропарь и кондак святым и указано совершать службу Мартина Исповедника и Виленских мучеников, память А., И. и Е. отмечена также в Уставах 1633 и 1641 гг. Под 14 апр. память Виленских мучеников отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Святых мученик Антония, Ивана, Евстафия, иж именуем Круглец, а Антоний и Иван братия ему, мучени быша в Вильне граде при нечестивом крале при Олгерде за Христову веру в лето 6850 и положены быша в церкви святаго Николы» (РГБ. МДА. 201. Л. 314 об.). В Уставах 1682 и 1695 гг. память мучеников уже отсутствует. А., И. и Е. упоминаются в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Первоначально останки мучеников А., И. и Е. почивали в виленской Никольской ц., затем в храме Св. Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам , к-рые поместили мощи святых мучеников в ц.

http://pravenc.ru/text/116066.html

   Ярослав II Всеволодович 1238—1246.    Святослав III Всеволодавич 1246—1248.    Михаил II Ярославич во Владимире 1248 (полгода).    Андрей II Ярославич 1249—1252.    Св. Александр I Ярославич Невский 1252—1263.    Ярослав Ярославич 1263—1272.    Василий I Ярославич и в Костроме 1272—1276.    Димитрий I Александрович в Переяславле Залесском 1276—1294.    Андрей III Александрович и в Городце 1294—1304.    Св. Михаил III Ярославич в Твери 1305—1318.    Георгий III Даниилович и в Москве 1319—1322.    Димитрий II Михайлович в Твери 1326.    Александр II Михайлович в Твери 1326—1328.     В Москве    Иоанн I Даниилович Калита 1328—1340.    Симеон Иоаннович Гордый 1340—1353.    Иоанн II Иоаннович 1353—1359, (Димитрий Константинович Суздальский, 1359—1363, † 1384 в Нижнем Новгороде).    Димитрий IV Иоаннович Донской 1363—1389.    Василий II Димитриевич 1389—1425.    Василий Васильевго Темный 1425—1462.    Иоанн III Васильевич 1462—1505.    Василий IV Иоаннович 1505—1533. Цари    Иоанн IV Васильевич Грозной 1533—1584.    Феодор I Иоаннович 1584—1598.    Борис Феодорович Годунов 1598—1605.    Феодор Борисович 1605.    Лжедимитрий 1605—1606.    Василий Иоаннович Шуйский 1606—1610.    Междуцарствие 1610—1613.    Михаил Феодорович Романов 1613—1645.    Алексий Михайлович 1645—1676.    Феодор III Алексеевич 1676—1682.    Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682—1689.    Петр I царь 1689—1721. Митрополиты     В Киеве:    Св. Михаил 988—992.    Леонтий 992—1008.    Иоанн I 1008—1035.    Феопемпт 1035—1049.    Св. Иларион 1051—1054.    Ефрем 1055.    Георгий 1062, † после 1072.    Св. Иоанн II 1077—1088.    Иоанн III 1089—1090.    Св. Ефрем 1091—1096.    Николай 1097—1104.    Никифор 11104—1121.    Никита 1122—1126.    Вдовство 1126—1130.    Михаил 1130—1145.    Климент 1147—1155.    Константин I 1156—1159.     В Киеве же:    Феодор 1161—1163.    Иоанн IV 1164—1066.    Константин II 1167, † после 1172.    Никифор II упомин. с 1182—1197.    Матфей упоминается в 1201, † 1220 г.    Кирилл I 1224—1233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

597 ...и бысть знамение... – В Надгробном слове Иосифу Волоцкому Досифея Топоркова рассказывается о поиске места для основания монастыря и о знамении «ловцу», который «прииде на брегъ рки Струги, и на томъ мст молния облиста (б же тогда воздуху чисту сущу)». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого сообщается, что на место основания монастыря указали «вихорь страшенъ», «лсъ ломяще», «молъниа паче солнечныхъ лучь». Видимо, эти произведения входили в круг источников для составителя Жития Кассиана Босого. 598 И возложи на собя пансыр... – Панцирь – сходный по форме с кольчугой доспех из мелких металлических колец, а также общее название защитных доспехов, одежды из металла. 599 Правило же его бысть в клье – 6000 молитов Исусовых... – Иисусова молитва – молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуя мя, грешного». 600 ...возложи на собя веригы тяшки зло... – Вериги – железные цепи, оковы, которые носили на теле с целью истязания плоти. 601 ...бысть у него ученик – старець Иона Голова, пореклу Пушечниковъ... – Иона Голова Пушечников, видимо, происходил из боярского рода Головиных; он состоял на службе у волоцкого князя Бориса, был воспитателем его сыновей Федора и Ивана. По преданию, отраженному в Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, постригся в монахи, спасаясь от гнева волоцкого князя Федора Борисовича, который, «в лютости» преследуя кого-то, споткнулся, прищемил язык и сделался «заикой». В Иосифо-Волоколамском монастыре Иона стал учеником Кассиана Босого, одним из доверенных лиц Иосифа Санина. В 1507 г. игумен посылал Кассиана и Иону бить челом великому князю Василию III о защите монастыря «от удельного насильства». В 1510 г. эти же старцы были посланы Иосифом для примирения Василия III с дмитровским князем Юрием Ивановичем, который, по слухам, решил «отложиться» от Москвы. Иона Голова входил в число соборных старцев волоцкого Успенского монастыря, его Иосиф рекомендовал московскому государю как одного из своих возможных преемников на игуменском посту. Ионе Голове волоцкие монахи жаловались на нового игумена Даниила, проводившего уравнительную политику и запрещавшего инокам владеть иконами и книгами, признавая, что он для них авторитетнее Даниила, что они чтут Иону как «отца своего Иосифа». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иона прославился даром слезотворения, «яко никогдаже ему ланиты своя сухы имти»; испеченный им хлеб помогал воинам сохранить жизнь в бою, больным – исцелиться от водянки и лихорадки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Окно, раскрывшееся в вечность. Окно, раскрывшееся в вечность. Не фон с голубизною льда,   Не красок выдержанных возраст,   Икона истинна, когда   В  ней скрыт и дышит Первообраз...     Не зря мазком неповторимым,   Иконописец тронул грань   Между невидимым и зримым.   Предвечным ликом потрясен,   В часы пророческой работы,   Вместил он истину в канон   Пчелою, мед вместившей в соты.   Теперь она благая весть   И взору явленное слово.   Есть Бог над нами, если есть   На свете «Троица» Рублева.   (Ирина Семенова) Ученики 4 класса гимназии " Радонеж " под руководством учителя Исаченковой Нины Алексеевны и организатора поездки Воронковой Ирины Евгеньевны 26 января побывали в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Музей расположен на территории Спасо-Андрониковского монастыря.  Ребята готовились к поездке. Они заранее узнали о жизни прп.Андрея Рублева и истории создания музея. Из доклада ученика 4 класса Позднякова Глеба: " Творчество Андрея Рублёва определило расцвет национальной школы русской живописи. Биографические сведения о Рублёве очень скудны: мальчик воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг. Творчество живописца сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он хорошо был знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.  В конце 14 - начале 15 веков Рублёв создал свой шедевр - икону " Троица " .  В 1405 году Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком расписал Благовещенский собор Московского Кремля, а в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами - Успенский собор во Владимире и создал иконы для монументального трёхъярусного иконостаса. Из Рублёвских фресок в Успенском соборе наиболее значительна композиция " Страшный суд " , где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающего духовную ценность человека. В 1425 - 1427 годах Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице - Сергиевого монастыря и создал иконы его иконостаса.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010