Поход Едигея не завершился каким-либо соглашением с Василием: Едигей был вынужден уйти от Москвы из-за обострения ситуации в Орде. Трехтысячная сумма «окупа», которую он взял с москвичей, в два с лишним раза меньше ежегодной дани с великого княжения, установившейся после присоединения Нижнего Новгород, Мурома и Тарусы – 7 тысяч рублей 761 (а задолжал Василий, напомним, за 13 лет, т.е. 91 тысячу рублей). В 1412 г. Василий отправился в Орду не к Едигею, а к сыну Тохтамыша Джелал-ад-дину (Зеледи-салтан русских источников), который с помощью Витовта в начале 1412 г. разбил хана Тимура (поставленного в 1411 г. на престол Едигеем, но вскоре изгнавшего своего покровителя) и воцарился в Орде 762 . Визит Василия, таким образом, был связан с возвращением на ордынский престол законного правителя и с прекращением власти временщика, т.е. с восстановлением «нормальной ситуации в царстве» 763 . Никаких оснований предполагать восстановление выплаты дани в Орду ранее прихода к власти Джелал-ад-дина нет. Отношения с Едигеем до его свержения оставались враждебными. Одним из результатов похода 1408 г. была выдача ярлыка на Нижний Новгород князю Даниилу Борисовичу (сыну Бориса Константиновича). Даниил реально вокняжился в Нижнем ив 1410 г. с «царевичем» Талычем совершил оттуда набег на Владимир 764 . В январе 1411 г. московские войска во главе с братом великого князя Петром Дмитриевичем потерпели поражение от Даниила с братьями и поддерживавших его ордынских войск при Лыскове 765 . Налицо аналогия событий 1408–1412 и 1380–1381 гг., с той разницей, что после воцарения Тохтамыша Дмитрий Донской, имея за плечами Куликовскую победу над временщиком Мамаем, не поехал в Орду и не пошел на возобновление выплаты ей дани, а Василий после воцарения Тохтамышевича сделал это. Вело его, впрочем, не только сознание законности власти Джелал-ад-дина, но и прагматические соображения: необходимо было добиваться возвращения Нижнего Новгорода. Василий был несомненно хорошо лично знаком с сыновьями Тохтамыша, так как в юности около трех лет прожил в Орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События 28 ноября в Гимназии «Радонеж» пройдет муниципальный тур II Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры От гимназии Радонеж в ней примут участие: Кокорев Егор, Яхно Ирина, Орлов Даниил, Сомова Анна, Мельничук Алена, Курланов Роман и Зябкина Елена. Информация о проведении Олимпиады по ОПК с сайта ежедневного Интернет-СМИ «Православие и мир»: С 1 октября 2009 по 15 мая 2010 года пройдет II Всероссийская олимпиада по основам православной культуры «Русь Святая, храни веру православную». Олимпиаду проводит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при поддержке Министерства образования и науки РФ и Союза ректоров России. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся 5-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, в том числе образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Рабочим языком олимпиады является русский язык. Олимпиада проводится по комплексу предметов, связанных с изучением истории и культуры Православия, в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Этапы Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования. Квоты на участие в каждом этапе Олимпиады определяются организатором соответствующего этапа Олимпиады. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются. Школьный этап Олимпиады проводится в октябре 2009 г. На написание работы отводится 1 академический час для учащихся 5-6, 7-8-9 классов и 2 академических часа для учащихся 10-11 классов. Работы участников проверяет жюри олимпиады на местах. Муниципальный этап Олимпиады проводится в ноябре 2009 г. В муниципальном этапе принимают участие школьники, вышедшие в финал школьного этапа.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/100...

Первые сведения о Н. Б. м. в монастырских актах относятся к 90-м гг. XIV в. Из-за многочисленных пожаров архив обители сильно пострадал. Большая часть грамот погибла, и содержание их известно только благодаря включению в копийные книги - 3 монастырские (РГБ. Беляев. Ф. 29. Кн. 128/1621 (сер. XVII в.); РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. Кн. 847 (1695 г.); Ф. 281. Курмыш. 65/6099 (нач. XVIII в.)) и 2 патриаршие (ГИМ. Син. Кн. 276 (XVI - нач. XVIII в.); РГБ. Беляев. Ф. 29. Кн. 128/1620 (сер. XVII в.)). Состав архива Н. Б. м. отражен в ряде монастырских и патриарших описей XVII - нач. XVIII в. На основе этих документов осуществлена научная реконструкция монастырского архива ( Антонов, Маштафаров. 2001. С. 417-418, 456-466). Самый ранний монастырский акт датируется 8 дек. 1393 г. Это жалованная грамота нижегородского кн. Бориса Константиновича, передающая обители рыбные ловли и бобровые гоны по р. Суре: «...озеро Пашково с ыстоком, озеро Саларево, озеро Плоское, озеро Сосновское, озеро Долгое, роздерти с ыстоком, озеро Мягкое, и все озера от речки от Курмышки вниз Сурою, источные и глухие, и роздерти, и заводи, и пески, и с падучими речками, и бобровые гоны, и стрежень по реку Волгу» (ААЭ. Т. 1. 12. С. 7; Муханов. 1836. 117. С. 195; АФЗХ. 1951. Ч. 1. 229. С. 201-202). Вскоре там же, в бассейне р. Суры, появляются первые известные земельные владения мон-ря: «...пустошь селища Спасское на речке на Куллюсерме в Курмышском уезде… и з бортным ухожеем», полученные в янв. 1399 г. от С. Д. Сюзева ( Муханов. 1836. 118. С. 195-196; АЮБДР. Т. 1. 63/5. Стб. 442; АФЗХ. Ч. 1. 246. С. 210-211; АСЭИ. Т. 3. 295. С. 322-323). Так начала складываться Курмышская вотчина обители, ставшая со временем основной составляющей монастырского хозяйства. В 1416/17 г. благодаря вкладу М. Ф. Изинского эта вотчина пополнилась пустошью по обе стороны Платинского оврага со всеми «тянувшими» к ней угодьями (АЮБДР. Т. 1. 63/6. Стб. 442-443; АФЗХ. Ч. 1. 245. С. 210). Из жалованной грамоты нижегородского кн. Даниила Борисовича, к-рая может датироваться 1426-1428 гг. ( Пудалов. 2000), известно и о др. составляющих вотчины: с. Мигино, Митроховская пустошь, пустынка на Стобищах (ААЭ. Т. 1. 18. С. 13-14; АФЗХ. Ч. 1. 233. С. 204-205).

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Психология развития для меня малоговорящее имя. Я себя отношу к четвертому поколению школы Выготского. И тот кусок из моих размышлений и экспериментальных попыток, которые я здесь представлю, связан в первую очередь с рефлексией и в этом смысле с критикой своих учителей. А это непосредственно Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Гальперин и другие. У меня была трудность при подготовке сообщения. Она связана отчасти с определенным баловством и с определенной дисперсией в наших теоретических коммуникациях, потому что я очень давно выступал в сообществе непрофессионалов. Там я умею интонировать акценты, делать то, что нетривиально для меня, а здесь я нервничал на эту тему. То, что я хочу доложить — это размышления последних лет, последнего периода. Доклад будет во многом опираться на ту работу, что была разослана. Книжка, которая вышла в 1994 году, называлась «Введение в психологию развития». А сейчас эта книга вышла под названием «Психология развития» и написано, что это третье издание. С тех пор я никакой монографии написать не смог, потому что то, что тогда в таком вдохновении и воодушевлении было сделано, я не могу до сих пор преодолеть. И один из субъективных таких аспектов моей сегодняшней работы и в частности того сообщения, которое нам предстоит, связан еще и с этим преодолением. Источников тех работ и тех сюжетов, которые я хочу предложить, всего два. Один связан с моей экспериментальной работой по знаковому опосредствованию. Я не буду разъяснять, если можно, что это значит. Это решения творческих задач, ну или задач на соображение. Сама постановка вопроса была парадоксальной, потому как считалось, что разговор о средствах является очень косвенным в отношении этих имитирующих задач, которые понимались как модели творческого акта и как имитаторы продуктивного мышления. Недавно мы встречались с Олегом Игоревичем, когда договаривались об этом выступлении, у нас была очень приятная содержательная беседа. Олег Игоревич со мной согласился, и уже на каком-то докладе он об этом говорил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Игра в классики» (Молодые гуманитарии о «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова. Передача 1. 11.04.2020 22:00 Александр Борисович Галкин Участники: победители и призёры Всероссийской олимпиады по литературе: Даниил Романов, Батсион Исакова, Полина Бажанова и Лиза Хереш. В нашем эфире третья передача нового проекта (внутри основного цикла «Пресветлый град») под названием «Игра в классики». Ведущий цикла кандидат филологических наук А.Б. Галкин обсуждает роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» с молодыми гуманитариями, победителями и призёрами Всероссийской олимпиады по литературе: Даниилом Романовым, Батсион Исаковой, Полиной Бажановой и Лизой Хереш. В условиях самоизоляции по причине коронавируса ощущения абсурда и мистики, присущие стилистике булгаковского романа, как нельзя более актуальны. Вот почему так важен разговор о смысле жизни, искушениях и вере, свободе, любви и достоинстве с точки зрения современных молодых интеллектуалов  в эфире радио «Радонеж». Как отличить добро от зла? Обладает ли смех целительной силой и может ли стать оружием против зла? Эти вопросы обсуждают участники проекта «Игра в классики» в этой и в следующей передаче, доказывая непреходящую ценность романа «Мастер и Маргарита». Передача 1. Передача подготовлена при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/04/11/22-0...

Ишутников Максим, крестьянин, 1627 г., Белев Ищеины Петр и Гридя [см. Гридя], митрополичьи слуги, 1498 г.; Савва Ищеин, подьячий, 1635 г., Москва К Кабаков Василий, крестьянин, 1620 г., Устюг Кабан Иван, крестьянин, 1627 г., Белев Кабардеев Семен (Семейка), пристав, 1584 г., Новгород Кабат, Кабатов : Андрей Степанович Кабат Корсаков [см. Корсак], 1527 г.; Онисим Кабатов, дьяк, 1678 г., Устюжская четверть Кабат – кофта, шушпан, шушун, длинная рубаха поверх кафтана Кабачины Панкрат и Иван, крестьяне, первая половина XV в., Белоозеро Кабаш, крестьянин, 1545 г., Новгород Каблук, Каблуковы : Каблук Башмаков [см. Башмак] сын Краснослепов [см. Краснослеп], конец XV в.; от него – Каблуковы; Василий Семенович Каблуков, 1573 (1574? С. В.) г., Суздаль Кавелины см. Ковелин Каверзин ( Коверзин ), Каверзнев ( Коверзнев ): Каверзины Федор Никитич и Русин [см. Русин] Борисович, 1568 г., Ярославль; Каверзневы Даниил Кузьмич и Пестрик Соловей [см. Пестрик, Соловей] Иванович, помещики, 1568 г., Ярославль; Ждан [см. Ждан] Семенович Коверзнев, 1567 г., Можайск Коверза – подвох, происки; каверза и кавырза – пакостник, нехороший шутник (Даль) [Ср. Ковырза] Кагшар Иван Гридин [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Кадибродов Федор, смоленский сведенец в Москву, 1546 г. Кадников Данило, вотчинник, 1494 г., Кострома; Богдан Кадников, отдельщик поместий, 1614 г., Белоозеро Кадыев Андрей Степанович, 1595 г., Обонежская пятина; Афанасий Семенов, подьячий, 1604 г., Москва Кадымов Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула [Ср. Каракадымов] Кадыш , крестьянин, 1545 г., Новгород; Темеш [см. Темеш] Кадышев, казак, 1533 г.; Тимофей Васильевич с братьями, 1587 г., Тула; Кадышев Иван Михайлович, 1613 г., Арзамас Кадыш – кадаш, бочар, бондарь Кажикуровы , бояре, XV в., Новгород Каза Дмитрий, крестьянин, 1624 г., Курмыш [Ср. Коза] Казак, Казаковы – очень распространено; Яков Иванович Казак Кошкин [см. Кошка], боярин, первая половина XV в. Казанов Василий Семенович, начало XV в., Радонеж Казан – 1) бабка над копытом, 2) большой котел

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Московское княжество Ивана Калиты. Присоединение Коломны. Приобретение Можайска. М., 1994. С. 37). Если бы автор не ограничился тремя летописями, а также учел генеалогию летописных сводов, ему бы не составило большого труда обнаружить, что чтение «и Можаеск взял» имеется не в двух, а во всех летописях, содержащих известие о походе Юрия 1303 г., кроме Московского свода конца XV в. по Эрмитажному списку (в Уваровском списке данный текст приходится на утраченную часть рукописи: ПСРЛ. Т. 25. С. 158, 313), в том числе в тех, которые имеют с Московским сводом по Эрмитажному списку общие протографы – Ермолинской, Типографской и Воскресенской (Там же. Т. 23. С. 96; Пг., 1921. Т. 24. С. 107; СПб.. 1856. Т. 7. С. 183), а это значит, что чтение «и можаиски князь» является индивидуальной ошибкой Эрмитажного списка. 118 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486, под 6812 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 119–120, 123. 119 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 485; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 350, везде под 6811 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 119–120, 123. 120 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486; Т. 18. С. 85–86; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 350–351, везде под 6812 г. ультрамартовским; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 128–130. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351. 122 Андрей Александрович получил тогда Владимир и Новгород, Федор Ростислава – Переяславль, в Угличе сел сын Константина Борисовича Ростовского Александр (Приселков М.Д. Указ. соч. С. 346–347; ПСРЛ. Т. 18. С. 83; Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 248; Т. 1. Стб. 527). 124 Насонов А.Н. Указ. соч. С. 77; Spuler В. Die Goldene Hordë Die Mongolen in Russland: 1223–1502. Leipzig, 1943. S. 74; Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, 1997. С. 192; Феннел Дж. Указ. соч. С. 195–196; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 108; Егоров В.Л. Указ. соч. С. 186–187. 125 ПСРЛ. Т. 18. С. 82–83; Т. 1. Стб. 483; Насонов А.Н. Указ. соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме этих обширных Риторик, имеются в рукописях сокращенные, преподающие правила для составления «Слов». Это И. П. Б. Q XV. 16: «Краткое изъявление великого слова тако церковного, яко гражданского». В начале, с 1-го л. «Что подобает творити имущему сочиняти всякое слово церковное, гражданское». Книга в 16-ю, на 157 лл. В конце, в виде примера, Слово А. Денисова о молитве. Рукопись поздняя. На ней приписка на переплете: Книга А. Борисовича, отдать (Это вероятно настоятеля А. Борисова). Другая рукопись тоже поморская, но более ранняя (Д. 531), содержит статью о периоде, а затем «О формах риторичных» приблизительно на 40 лл. Таковы дошедшие до нас учебники. Мы видели выше, что А. Денисов ввел в Выговскую пустынь изучение риторики, мы перечислили его ближайших учеников. Теперь мы можем проследить их преемников и их учеников. Тр. Петров, по словам Г. Яковлева, научил его «грамматического отчасти художества, несколько и риторики» 74 . С. Денисов взял к себе в келью А. Иродионова, определил в псаломщики, научил его петь, писать, грамматике и риторике и даже подарил последнему экземпляр Риторики С. Лихуда в переводе Косьмы 75 . А. Иродионов известен, как автор книги «Зитуменос о крестном знамении» 76 и науки о писании различными родами к различным лицам писем, рукопись которой имеется в И. П. Б. Q. XVII, 200. Г. Яковлев был по преимуществу иконописец, но все же признается, что, «согреших и аз, написах псальмы две, но не церковным гласом, похвальныя о лжеучителех Андрее и Данииле и распустих в народ на прелесть раскольничества» 77 . Оба эти писателя, как известно, оставили поморское учение, перешли в православие и обличили своих учителей. Кроме этих учеников, мы знаем еще и других. «Семен Петров и Козьма Иванов, – пишет в 1748 г. Гр. Яковлев, – иконники молодые новопроизводимые по грамматике и риторике от Мануила (Петрова) и позволенные в воскресные дни по обеде учити народ, а живут в общежительстве в келии иконнической» 78 . Семен Петров (с 1715 по 1787 г.), по словам Любопытного, «знатный писатель проповедей на именитые праздники и надгробных слов Выговской киновии старшинам и наставникам»; ему приписывает он, кроме утраченных, 5 слов на праздники, два надгробных слова и два догматических сочинения. Все они пока не известны 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

- После учебы прошло много лет. По специальности Вы не работали. Трудно было восстанавливать забытое? - Конечно. К тому же за годы перестройки психология шагнула далеко вперед, в плане недоступных ранее текстов, имен, достижений. Я думаю, что наше поколение однобоко знало психологию. Сегодня и к студентам и преподавателям предъявляются более высокие требования. - А выпускники психфака семидесятых годов, наоборот, вспоминают, какие замечательные у них были преподаватели. - Кто ж спорит? Мы, правда, не застали Лурия, но успели прослушать несколько вводных лекций нашего декана Алексея Николаевича Леонтьева. Вскоре он умер. Преподавали у нас и Петр Яковлевич Гальперин, и Блюма Вульфовна Зейгарник. А как рассказывал о детях Даниил Борисович Эльконин! Он читал не просто лекции, а проповеди любви к детям. Заведующий кафедрой инженерной психологии Владимир Петрович Зинченко - замечательный человек, эрудит, оригинальный мыслитель, не познакомившись с которым, я бы много потерял. - Несмотря на такое количество ярких преподавателей Вы считаете свое образование ущербным? - Благодаря этим преподавателям мы получили хорошее образование. Я очень люблю МГУ и считаю для себя большой честью быть его преподавателем. Но мы были лишены большей части зарубежной психологии. У нас практически не было книг. Мы и представить себе не могли, что в свободной продаже будут все книги Фрейда и Юнга, что издадут Роджерса и Карен Хорни. После перестройки количество издаваемой психологической литературы увеличилось в десять раз. Это показывает, что значительной части психологии мы просто не знали. Кроме того, русская психологическая школа была вычеркнута из нашего образования. Мы не читали Челпанова, Грота и многих других. До сих пор русская религиозная психология XVIII-XIX веков остается неизвестной. И в этом смысле я считаю наше образование ущербным. - На каких факультетах РПУ Вы читали свои курсы раньше и как возникла идея создания психологического факультета? - Курс христианской антропологии, состоящий из шести семестров, я читаю на философско-богословском и библейско-патрологическом факультетах. Кроме того, в течение двух лет читал курс " Богословие языка " на филологическом факультете. Этот курс вырос из антропологии.

http://pravoslavie.ru/guest/lorgus.htm

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Победители и призеры Общероссийской Олимпиады по Основам Православной культуры Школьный тур Поздравляем победителей! 5 класс 1.      Воложина Анна - 25 б  2.      Дзюман Анна - 20.5 б.  3.      Коршунова Елизавета - 19 б.  4.      Маликова Виктория - 21.5 б.  5.      Малинина Мария - 20.5 б.  6.      Медведева Дарья - 22.5 б.  7.      Мельник Елизавета - 21.5 б.  8.      Момот Анастасия - 21.5 б.  9.      Стецовский Флиипп - 22 б.  10.   Шахназаров Артем - 21.5 б.  11.   Флоренская Варя - 20 б.  6 класс 1.      Бикашова Анна - 15.5 б.  2.      Васильев Николай - 14 б.  3.      Кириенко Федор - 14 б.  4.      Коновалова Вера - 16 б.  5.      Панюнина  Елизавета - 18.5 б.  7 класс   1.      Мельник Полина - 19 б.   2.      Тихонова Анастасия - 23 б.  8 класс 1.      Остапенко Елена - 16.5 б.  9 класс  1.      Андреев Тимофей - 18б.  2.      Дарашевич Саша - 16 б.  3.      Жаравина Елизавета - 21 б.  4.      Марков Даниил - 17 б.  5.      Седых Мария - 19 б.  6.      Тихомирова Ирина - 19 б.  10 класс 1.      Кузнецова Юлия - 15 б.  2.      Усова Варвара - 14 б.  Максимальное количество баллов - 26     Приглашение на муниципальный тур Уважаемые участники школьного тура олимпиады по Основам Православной культуры! Приглашаем Вас принять участие в муниципальном туре олимпиады, который состоится в Православной классической гимназии «Радонеж» 22 декабря в 11 ч. Тур организовывается для учащихся с 6-11 класс. Регистрация на муниципальный тур обязательна по e-mail: klassrukov@mail.ru и по телефону (495) 423-51-22 - секретарь с 9.00 - 16.00 ч. Адрес гимназии: Москва, проезд Одоевского, д. 13. Ст.м. «Теплый стан». От метро на авт. или марш.такси 647 до конечной остановки. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/464...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010