Вероятно, пророк, немного раньше на придворном экзамене обративший на себя внимание самого царя, пользовался особым расположением и Ариоха, так как тот вступает с ним в разговор и объясняет ему, в чем дело. Тогда Даниил решил добиться личного свидания с царем, чтобы попросить его, по крайней мере, об отсрочке. При помощи, вероятно, того же Ариоха, одного из самых приближенных к царю лиц, дело удалось легко; да и сам Навуходоносор помнил пророка, относился к нему благосклонно и легко мог допустить его к личной аудиенции. Здесь пророк Даниил упросил царя 1037 дать ему сроку несколько дней 1038 , обещая со своей стороны сообщить царю как само содержание тревожившего его сна, так вместе представить и объяснение его; а тем временем просил отсрочить казнь. Может быть, при этом он прямо заявил, что хочет попросить помощи у Бога своего, так как дело касалось того, чего не могли исполнить все мудрецы силою своего ума и своих чар. Навуходоносор, не забывший, что еще на экзамене пророк оказался в десять раз мудрее тайноведцев и волхвов, бывших в вавилонском царстве, – с другой стороны – заинтересованный, конечно, своим сновидением и желая во что бы то ни стало разгадать его, согласился на просьбу Даниила, считая исполнение его обещания, во всяком случае, возможным. Пророк же, возвратившись к себе домой, передал обо всем своим друзьям Анании, Азарии и Мисаилу, с которыми он вместе жил, и четверо благочестивых юношей обратились с горячею молитвою к Богу, прося о спасении их жизни. Ночью пророку Даниилу была открыта в видении роковая тайна, о которой он пред тем молился, и в благочестивом восторге и благодарности к Богу он воспел Ему хвалебную песнь: «да будет благословенно имя Господа от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Даниила, передающий следующее. Навуходоносор, царь вавилонский, приказал «начальнику евнухов своих – Асфеназу» отобрать лучших «отроков» из числа захваченных им в Иудее и приготовить их для «службы в царских чертогах» ... Эти отроки должны были питаться «пищей с царского стола и вином, которое пил сам Навуходоносор. «Между ними были из сынов Иудиных – Даниил, Анания, Мисаил и Азария». Они отказывались от царской пищи и царского вина. Между тем «начальник евнухов» не решался согласиться на это: «боюсь», говорил он, «господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье: если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновной перед царем». Услышав такие слова, Даниил стал просить «Амелсара, которого начальник евнухов приставил к» ним, – стал просить именно о том, чтобы этот «сделал опыт над рабами» своими – этими 4–мя Иудеями: «в течение десяти дней», говорил он, «пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь». Проба была произведена. «По истечении десяти дней лица» Даниила и трех с ним отроков «оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Алмесар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» ... В результате эти 4 иудея превзошли своими качествами всех, бывших с ними, «отроков» ... ( Дан. 1 ). Почему Даниил и три отрока отказались от употребления царской пищи? Потому что «употребление пищи со стола язычника могло быть осквернением для истинного чтителя Бога Израилева и закона Его»... В сознании всего этого, Даниил и решил питаться иначе, – «глубоко и непоколебимо преданный Богу своих отцов и твердо верующий, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа.... что в столь тесные для благочестия и веры времена Господь окажет нужную помощь и что Господне благословение может дать потребную для полного здоровья питательность предметам, по–видимому, вовсе мало питательным»..., между тем как «начальнику евнухов» – «человеку, смотревшему на человеческие дела только по–человечески..., казалось, что тело может питаться и цвести только от роскошных снедей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Здесь 1278 он увидел барана, стоявшего против течения реки, с двумя большими рогами, из которых один был сначала меньше другого, но потом вырос и стал гораздо больше его. Баран этот бодал на запад, север и юг, побеждал и истреблял всех других зверей, из которых ни один не мог сразиться с ним. Между тем, с запада шел, проходя всю землю, козел с громадным рогом между глазами, двинулся на стоящего у реки барана, с яростью бросился на него, сломал оба его рога, повергнул на землю и топтал ногами, никто не мог сразиться с козлом, который, в свою очередь, стал чрезвычайно сильным; но тогда и у него самого сломался большой рог его, вместо которого выросли четыре другие с четырех сторон света; от одного из этих рогов вырос еще небольшой рог, который, затем, чрезвычайно разросся по направлению к югу, востоку и «прекрасной стране»; он достиг места обитания воинства небесного и повергнул на землю часть этого воинства и звезд; он посягнул даже на Вождя воинства небесного, так что служение Ему, ежедневные жертвы были оставлены, святилище Его было осквернено и запущено; нечестивый рог безнаказанно и успешно уничтожал и отменял сам закон. В это время пророк Даниил услышал, как один святой спрашивал другого, долго ли будет продолжаться это беззаконие, это насилие над святилищем, над жертвами и всем священным, – и пророк получил ответ, что только чрез 2300 дней нечестие прекратится и святилище будет очищено и восстановлено по-прежнему. Между тем, когда сам пророк старался разгадать смысл знаменательного видения, к нему подошел какой-то муж и раздавшийся из средины Улая голос человеческий обратился к таинственному мужу со слонами: «Гавриил! объясни ему это видение!» Тот подошел ближе к пророку, но Даниил до того испугался одного вида небесного посланника, что пал на землю. Архангел Гавриил сказал ему: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» Пророк еще больше ужаснулся, слыша над собою слова небожителя, так что даже лишился чувств; но архангел прикоснулся к нему, поднял его, поставил на ноги и сказал: «вот я открываю тебе, что будет в последние дни гнева; ибо это относится к концу определенного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Пророк с твердостью отвечал царю: «Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он – Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла». Царь, заинтересовавшись, вероятно, предложением Даниила, позволил; а пророк взял смолы, жиру и шерсти, сварил все это вместе и сделал из этого ком, который и бросил в пасть дракону 1456 ; «божество», проглотив брошенный ему комок, распалось 1457 , а пророк с насмешкой обратился к вавилонянам: «вот ваши святыни!» Едкая насмешка Данила возбудила сильное негодование на него со стороны жрецов, фанатиков-язычников и вообще поклонников Вила и дракона; поднялось возмущение и против самого царя 1458 , которого обвиняли в покровительстве пророку Даниилу, в разрушении Вила, умерщвлении дракона, избиении жрецов: «царь сделался иудеем, говорили в толпе: Вила разрушил и убил дракона и предал смерти жрецов». Масса народа пришла ко дворцу и требовала у царя выдачи Даниила; в противном случае грозила умертвить самого царя со всем его семейством и свитою. В такую критическую минуту царь, как ни уважал своего друга, но в виду своей собственной опасности принужден был выдать пророка; разъярённый народ бросил его в ров львиный, где было 7 львов, которым каждый день бросали по два тела и по две овцы. Здесь пророк пробыл 6 дней и за все это время львов не кормили, чтобы они съели святого старца; но, по устроению Божию, пророк, как и при Дарии, остался невредим. Пища тоже была прислана Даниилу чудесным образом. В Иудее был в то время пророк Аввакум 1459 , который однажды наварил похлебки, приготовил хлеба и думал отнести этот обед на поле жнецам; в это время явился ему ангел 1460 и велел отнести приготовленную пищу в Вавилон к пророку Даниилу в ров львиный. Изумленный Аввакум сказал: «господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю». Тогда ангел взял его за волосы, мгновенно перенес в Вавилон и поставил у рва львиного 1461 , где был заключен пророк Даниил. Аввакум окликнул Даниила и подал ему принесенный обед 1462 ; Даниил, возблагодарив Господа за чудесную помощь, подкрепил себя пищей, а пророк Аввакум так же чудесно был перенесен ангелом опять в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

б) В 1Езд. 1:1–11 уже не было никакой нужды упоминать о Данииле: здесь идет речь не о влиянии на Кира, как причине освобождения иудеев из плена, а о самом факте освобождения; «Мифредат сокровищехранитель» получил повеление выдать свящ. сосуды, а «Шешбацар, князь иудин», привял их и взял с собою в Палестину; зачем было упоминать о Данииле, который не возвратился в родную землю? в) Тем меньше основания имели «старейшины иудейские» говорить о пророке в показании, данном ими следственной комиссии, допрашивавшей их, с чьего разрешения они строят «дом Божий» ( 1Езд. 5:3–17 ; 2Езд. 6:3–22 ). Что они отвечают? «В первый год Кира, царя вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма иерусалимского и отнес в храм вавилонский, вынес Кир царь из храма вавилонского и отдал их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте... Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме» ( 1Езд. 5:13–17 ; ср. 2Езд. 6:17–22 ). Какое основание было бы выставлять здесь имя Даниила? Храм строится с разрешения царя Кира, – ответ прямо на вопрос. г) Наконец, каким образом могло выступить на свет Божий имя пророка Даниила во время розысков указа Кира в государственном архиве сперва в Вавилоне, а затем в Экбатанах ( 1Езд. 6:1–2 ; 2Езд. 6:23 )? Неужели следы влияния пророка на Кира были записаны? 1491 S. Epiphanii opera, t. II. P. 243. – Тоже говорят Сикст Сиенский (Bibliotheca sancta. P. 14) и апокрифические сказания (Fabricius, Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1129). 1493 См. рисунок и описание в Handwörterbuch des Bibl. Altertums, von E. C. A. Riehm. II. В. 1884. S. 1588. 1495 Воскресное Чтение, год XVIII (1854/5), 36, стр. 344. – Начертание церк.-библ. истории. Стр. 364. 1496 Acta sanctorum. M. Iulius. Т. V. P. 123. Известие о мученичестве пророка Даниила более, чем сомнительно. 1511 Herbelot. Bibliotheque orientale. P. 283. – Другие приписывают её патриарху Эноху (ibid., p. 709). 1513 Различные экземпляры помещаются в некоторых европейских музеях, библиотеках, ученых изданиях и т. д. См. описание и краткие выдержки из разных редакция в Codex pseudepigraphus V. Т. Fabricii. Vol. 1. P. 1130–1133. 1517 Fabricius. Codex pseudepigraphus. Vol. I. P. 1136–1140, – Herbelot. Bibl. orientale. P. 7, 283. 1525 Мы говорим об общей массе народа, не касаясь единичных случаев: исключения никогда не нарушат истинности общего правила Читать далее Источник: Песоцкий, С. Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность/С. Песоцкий. - Киев, 1897. - 492 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Интересы религии для него стояли на первом плане; ради них он не обратил внимания и на то, что угрожает ему в случае нарушения царского указа. По обычаю всех благочестивых достаточных иудеев, пророк имел в своем доме особую горницу, служившую ему постоянной молельней. По описанию археологов, подобные горницы устраивались с задней стороны дома, на одном из двух задних углов или над задним крыльцом; сюда обыкновенно удалялись для отдыха и уединения от шума и суеты городской жизни, – особенно же для молитвы 1393 . Окна такой горницы в доме пророка Даниила были обращены в сторону Иерусалима, и пророк, открывая их на время молитвы (как бы для живейшего воспоминания о разрушенном храме, – месте особенного присутствия Иеговы 1394 , трижды в день 1395 преклонял колена 1396 и изливал пред Богом горячую молитву, воспевая ему хвалебные гимны. Этого благочестивого обычая пророк не оставлял и теперь, несмотря на то, что, в случае доноса, ему грозила страшная казнь. Между тем, враги Даниила пристально подсматривали за ним, чтобы в удобное время застать его, так сказать, на месте преступления. Узнавши чрез своих шпионов, когда и где пророк совершает свою обычную молитву, они однажды целой толпой вошли к нему в молельню и застали благочестивого старца за молитвой и песнопениями. Тотчас отправились они к царю и сказали ему: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал: «это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий изменения». Видя, что царь сам признает изданный им указ ненарушимым, сановники приступили к решительному обвинению царского любимца: «Даниил, который из, пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами» 1397 . Царь, услышав донос на своего любимца, не только не рассердился и не велел сейчас же казнит его (как, может быть, думали доносчики), но напротив – сильно опечалился и стал придумывать средство, как бы спасти обвиняемого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Невинность Даниила была чудесно доказана и царь, полный радости за своего любимца, велел немедленно освободить его изо рва. Разломали печати, отвалили камень от верхнего отверстия и пророка невредимым подняли наверх на глазах всех присутствовавших 1404 . Теперь нужно было подвергнуть наказанию врагов пророка, так безжалостно и невинно осудивших его на смерть. По обычаям и законам того времени 1405 , клеветники подлежали тому же наказанию, какому они подвергли свою невинную жертву; так и теперь Дарий осудил их на растерзание теми же львами. Приведенные ко рву, сановники пытались было увернуться, старались доказать, что Даниил, благодаря только случайности, спасся от смерти; они говорили, что львы были сыты и потому не хотели не только коснуться, но и подойти к пророку. Царь для удостоверения велел бросить львам множество мяса, а когда звери насытились, приказал спустить в ров клеветников, чтобы увидеть, коснутся ли их львы 1406 . Это было, конечно, смертным приговором для них, и не только для них, но и для их жен и детей, как было в обычае на востоке 1407 . Суд Божий, действительно, не замедлил исполниться над врагами пророка: не успели они еще достигнуть дна ямы, как львы подхватили их на воздухе 1408 , растерзали и сокрушили сами кости их. Дарий, видя столь чудесные действия Бога Даниилова, Который спас Своего избранника и наказал врагов его, – скоро после того издал указ ко всем своим подданным, в котором повелевал, чтобы во всех пределах царства его «трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». Называя Бога Даниилова живым и присносущим, признавая Его знамения и чудеса и повелевая на этом основании всем «трепетать и благоговеть» пред этим Богом, Дарий, при всем том, еще далек от того, чтобы признать Бога Даниилова единым, истинным Богом; как и Навуходоносор, он не возвышается и не возвысился над своими политеистическими верованиями, даже не узаконил поклонения Богу израильскому; – но тем выше была честь, оказанная им пророку Даниилу: он любил и уважал старца-праведника, сделал его одним из первых своих друзей 1409 , возвысил и уважал Ананию, Азарию и Мисаила 1410 , которые по-прежнему трудились на пользу своих братий в чужой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Сверху такая яма обыкновенно не закрывается ничем, так что можно свободно смотреть на львов; здесь только есть небольшой барьер или стенка вокруг ямы в 1 ½ локтя высоты 1399 . Нечто подобное было, конечно, и в Вавилоне: такого же приблизительно устройства яма, в которую чрез верхнее отверстие бросали, между прочим, и преступников. Так было и в данном случае: пророка бросили вниз ко львам, но к отверстию привалили большой камень 1400 , который и припечатали печатью царя и печатью присутствовавших здесь вельмож 1401 . Это было сделано, прежде всего, для придания законности делу, для свидетельства о том, что казнь совершена с согласия и утверждения царя; затем и главным образом, этим имелось в виду взаимное обеспечение с той и другой стороны, в виду наступления особенно ночного времени: царь боялся, чтобы вельможи не убили пророка, если львы его не тронут, – и для предохранения от этого к единственному отверстию рва велел привалить большой камень, который и припечатал своею печатью; с другой стороны, и вельможи не хотели допустить, чтобы царь по своему мягкосердечию как-нибудь освободил Даниила изо рва, – и потому приложили и свои печати 1402 . Оставивши пророка на съедение зверям, все разошлись домой. Насколько были довольны теперь враги Даниила, настолько же был огорчен и подавлен печалью сам царь. На него осуждение любимого сановника произвело подавляющее впечатление и привело в сильное уныние и отчаяние. В тот вечер царь отказался совершенно от ужина, хотя сам был предан роскоши и сластолюбию; всю ночь он не мог заснуть от сильной грусти и беспокойства о своем любимце; в спасении его он, конечно, не был уверен, хотя мог питать в душе слабую надежду, что желание его, может быть, исполнится. Как только рассвело, измученный беспокойством и бессонницей царь поспешно отправился со свитою к месту заключения пророка и, колеблясь между надеждой и отчаянием, жалобным голосом окликнул его: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Велика была радость царя, когда он услышал изо рва голос пророка: «царь, во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне 1403 , потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Такая благосклонность царя к пророку, а тем более предполагавшееся назначение последнего единовластным правителем государства не могли понравиться другим архонтам и сатрапам и завистливые сановники стали придумывать средство, как бы подорвать значение пророка, ослабить его влияние на царя, а если можно, то и совсем погубить его. Они стали доискиваться, нет ли в самих делах Даниила, в его управлении вверенным ему округом каких-либо промахов, ошибок или злоупотреблений; но ничего не могли найти, потому что пророк необыкновенно строго относился к самому себе и к исполнению своих должностных обязанностей и ни в какой мелочи нельзя было упрекнуть его. Для достижения своей цели, они употребляли даже хитрости: посылали к пророку своих доверенных лиц с подарками, – единственно для того, чтобы иметь повод обвинить его пред царем в корыстолюбии и злоупотреблениях; но все попытки завистливых врагов пророка не удались: Даниил не только с полнейшим презрением относился к деньгам и подаркам, но пренебрегал и добровольными дарами, подносимыми ему 1378 , и тем отнимал у своих врагов всякую возможность обвинить его в каком бы то ни было неблаговидном деле. После многократных бесплодных попыток этого рода, враги Даниила, действительно, успели придумать средство, с помощью которого, как они были уверены, им удастся погубить своего соперника. Они знали благочестие пророка, знали его сильную приверженность к закону Иеговы, они были уверены, что в случае нужды и он, подобно своим друзьям (при Навуходоносоре), согласится скорее умереть, чем отказаться от своей религии, от своего законного благочестия, – и решили обратить это обстоятельство в свою пользу. Исполнением задуманного плана особенно заинтересовались, конечно, двое других князей, так как возвышение пророка Даниила, естественно, значительно подрывало их собственный вес и значение: им, поэтому, принадлежит, главным образом, инициатива всего задуманного дела. Собравши к себе подчиненных им сатрапов, они все вместе толпою отправились к царю и от лица не только своего, но и других высших сановников государства сделали ему следующее предложение: царь Дарий, во веки живи!» обратились они к нему: «все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники 1379 согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь 1380 , того бросить в львиный ров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот, чем может продлиться мир твой». Чрез год, действительно, Навуходоносора постигло тяжкое наказание, указанное ему во сне. Гордый царь, упоенный блеском своего царствования, вероятно, и забыл данное ему пророком Даниилом предостережение или не обратил на него внимания 1180 и продолжал украшать свою столицу, любуясь по временам плодами рук своих. Действительно, Вавилон и другие города вавилонского царства были многим обязаны Навуходоносору, если основание их было положено задолго до него, то украшение, отстройка и т. п. – все это было делом главным образом Навуходоносора; ему одному обязан Вавилон тем, что сделался прекраснейшим городом во всем мире, как отзывались о нем иностранцы 1181 . Древние историки Бероз 1182 и Абиден 1183 достаточно говорят об украшении Навуходоносором Вавилона и других городов своего обширного государства. Еще красноречивее свидетельствуют о том же дошедшие до нас клинообразные надписи этого государя: все несметные богатства, полученные при завоевании покоренных городов и областей, шли, большею частью, на украшение или постройку стен, дворцов, мостов и преимущественно храмов в благодарность богам за одержанные царем победы. «Золото, серебро, дорогие каменья, разного рода драгоценности» 1184 – все это выставлялось на вид и способствовало блеску всемирной столицы. Великолепие, обширность, богатства и роскошь Вавилона не даром приводили в удивление и восторг всех видевших его. Замечательные во всех отношениях громадные стены города 1185 , роскошные и богато украшенные ворота Вавилона 1186 , масса великолепно разукрашенных храмов в честь Вила, Меродаха, Нево, Сина, Самаса, Раммана, Гулы, Нинлиланны, Тури, Царпанит, Нана, Нинкаррак и других вавилонских богов и богинь 1187 , блестящие дворцы, построенные или только достроенные и украшенные Навуходоносором 1188 , массивные башни 1189 , разного рода искусственные каналы 1190 , рвы 1191 , плотины 1192 , мосты 1193 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010