Но если во всяком благоустроенном обществе, то тем более в обществе верующих христиан, должен быть во всем, следовательно, и в отношении постов, известный чин, порядок, как и св. Апостол говорит: все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ), «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (ст. 33), т. е. порядка. Вот почему и члены Церкви Христовой должны, для сохранения между собой мира и порядка, соблюдать посты так, как она велит и относительно родов пищи и относительно времени постов. Если бы не было в Писании ровно никаких указаний на различие в пище и на времена постов, то и тогда верующие должны были бы слушаться Предания Церкви ( 2Фес. 2:15 ), т. е. устного распоряжения Церкви о постах, ибо она имеет право не только устанавливать или отменять посты, но даже отворять или затворять для верующих двери самого рая (Мф. 18:17–18). Но и в св. Писании есть указания, как на различие принимаемой во время поста пищи, так и на определенные установленные для постов времена. а) Относительно употребления во время поста одной постной пищи читаем, напр., следующее в книге пророка Даниила: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седьмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои» (10:2–3). То же самое Бог заповедует и Ездре: «Выйдешь на цветущее поле, где нет построенного дома, и станешь питаться только от полевых цветов и не вкушать мяса и не пить вина, а только цветы... и сел там в цветах и вкушал от полевых трав, и была мне пища от них в насыщение» ( 3Ездр. 9:24–26 ). Назореи, посвятив себя на служение Богу, не должны были в течении всей своей жизни пить вина и крепкого напитка ( Числ. 6:1–4 ). Должны были воздерживаться от вина, по приказанию Самого Господа, мать Самсона ( Суд. 13:4 ) и Иоанн Креститель, как избранники и посвященные на особое служение Богу ( Лк. 1:15 ). Даже в родах хлеба, при употреблении Евреями в дни Пасхи, Господь положил строгое различие: «семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожайте в домах ваших; ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет от среды Израиля» ( Исх. 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но лишь только Навуходоносор произнес свои высокомерные слова, как должен был выслушать от Господа суровый приговор. Он признавал себя выше всех людей, а Господь унизил его пред людьми и низвел в состояние животных. Он хвалился своим царством и могуществом, а Господь лишил его этого могущества. Во время своей самохвальной речи, Навуходоносор услышал с неба следующие слова: тебе говорят, царь Навуходносор, царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет. Эти грозные слова не замедлили исполниться. Навуходоносор отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, волосы у него выросли как у льва, и ногти как у птицы ( Дан. 4, 28–30 ). Это страшное событие в жизни Навуходоносора не представляет собой чего-либо небывалого и невероятного, имея себе много аналогичных случаев умопомешательства, описываемых у историков и естествоведов. На медицинском языке эта душевная болезнь называется ликантропией – превращением человека в волка. Больные воображают свое превращение в различных животных: волка, собаку, свинью. Соотвественно своему воображаемому виду, больные начинают вести жизнь, по ней приобретают привычки, а затем и наружность. Больные перестают говорить, а вместо того начинают реветь или мычать; бросают есть человеческую пищу и питаются травой или падалью; ходят на четвереньках – руках и ногах; стараются из дома убежать в лес или в поле; один словом приобретают, по внешности, полное сходство с животными 67 . Навуходоносор вообразил себя быком и соотвественно этому повел свою жизнь. Он удалился из своего великолепного дворца, стал блуждать, вероятно, по близлежащим пустынным дворцовым садам, стал питаться травой и, вследствие постоянного пребывания на открытом воздухе, покрылся волосами и птичьими когтями. Доктора душевно-больных отмечают, как особую категорию, больных фитофагов, т.к. питающихся исключительно травой 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О том, что Ангелы и святые угодники Божии принимали от людей поклонение, свидетельствуют многие места св. Писания. Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято“ (Иис. Нав. 5: 14–15 ). Таким образом, даже место, где явился Ангел, было свято. Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13: 20), Давид и старейшины его ( 1Пар. 21: 16 ), пророк Валаам ( Чис. 22: 31 ), Товит и Товия ( Тов. 12: 15–16 ) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений. Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13 ), и сыны пророков «поклонились ему до земли“ ( 4Цар. 2: 15 ), как «поклонилась до земли“ Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка ( 4Цар. 4: 37 ); «пал на лице свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2: 46); «припал“ к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа ( Деян. 16: 29 ); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им. Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия. Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу. 7) Сектант: Вообще не может быть у людей никакого посредника или ходатая за них пред Богом, кроме Иисуса Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» ( 1Иоан. 2: 1 ); «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8: 34 . см. Евр.7: 24–25. 9: 15 ), «ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2; 5–6 ). Объяснение православного: Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей пред Богом. Христос единый посредник и ходатай пред Отцем за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он –ходатай Кровию Своею, а посредников и ходатаев за людей пред Богом молитвою – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и Ангелы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Объяснение православного: Авраам и Иов, конечно, знали, что Бог ведает нужды всех, однако молились первый за Авимелеха ( Быт. 20 ), а второй за друзей своих ( Иов. 42 гл.). Знали об этом Моисей, Даниил, Иеремия и другие пророки, однако и они молились за народ Израильский. Св. Апостолы тоже знали, что Бог ведает все нужды их и верующих христиан, однако, как мы уже видели (см. пун. 7-й и 8-й), велели христианам молиться за них и друг за друга, ибо они верили, что «Бог есть любовь... и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ ( 1Иоан. 4: 8, 16 ), а где любовь между верующими, там и молитва их друг за друга как естественное выражение любви (см. Лк. 4: 38–39 ). 9) Сектант: Если святые и Ангелы молились за людей, то только , здесь, на земле, а на небе они не хотят за них ни молиться, ни помогать им. Так, напр., Авраам не захотел помочь братьям богача, не смотря на усиленные просьбы последнего: " Тогда, сказал он (богач) Аврааму: так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня есть пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли на это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их“ ( Лук. 16: 19–29 ). Объяснение православного: И это – не правда, ибо если бы святые перестали молиться на небе о несчастных грешниках, то это значило бы, что они перестали их любить, но тогда они перестали бы быть «детьми Божиими“, перестали бы «пребывать в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь“ ( 1Иоан. 4: 8 ), «и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ (ст. 16). «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего“ (ст. 21). Святые, пребывающие на небе в Боге, не могут не любить грешных своих братьев, живущих на земле, не могут не сострадать и не молиться о них, ибо христианская «любовь никогда не перестает“ ( 1Кор. 13: 8 ). Еспи жестокий богач молится в аду о нечестивых своих братьях, то тем более исполненные любви святые и Ангелы молятся о всех грешных людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Писания. Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято» (Иис. Нав. 5:14–15 ). Таким образом, даже место где явился Ангел, было свято. Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13:20), Давид и старейшины его ( 1Пар. 21:16 ), пророк Валаам ( Чис. 22:31 ), Товит и Товия ( Тов. 12:15–16 ) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений. Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18:7; 4Цар. 1:13 ), и сыны пророков «поклонились ему до земли» ( 4Цар. 2:15 ), как «поклонилась до земли» Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка ( 4Цар. 4:37 ); «пал на лицо свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2:46); «припал» к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа ( Деян. 16:29 ); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им. Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия. Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу. 7) Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей перед Богом. Христос единый посредник и ходатай перед Отцом за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он – ходатай Кровью Своей, а посредников и ходатаев за людей перед Богом молитвой – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и ангелы Божьи. а) Постоянным посредником между Богом и Израильским народом был его вождь и законодатель – Моисей, почему ап. Павел, упоминая о ветхом законе, говорит, что он «преподан через Ангелов, рукой посредника», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Совершенно ложно учат адвентисты и о продолжительности времени действия антихриста на земле. Прежде всего в Писании ясно говорится, что антихристу «дана власть действовать сорок два месяца» (От. 13:5), т. е. З½ года, и что жена убежала от него в пустыню на «тысячу двести шестьдесят дней», что составляет тоже З½ года, или, как и то и другое события определяет Даниил и дальновидец св. Иоанн словами: «время, времена и полвремени», т. е. год, два года и полгода, по объяснению большого знатока Писания и еврейского языка, блаж. Иеронима. Папство же, по объяснению самих же адвентистов, существовало на земле 1260 лет: от 538 до 1798 года, когда папа римский был взят в плен французским генералом Бертье. Разница во времени огромная. Сам Спаситель говорит, что последние бедствия людей будут не продолжительны: «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть: но ради избранных прекратятся те дни» (Мф. 24:22). И в Откровении говорится, что диавол сойдет на землю «в сильной ярости, зная, что немного остается ему времени». Следовательно, утверждение адвентистов, что антихрист уже действовал на земле, в лице папства, 1260 лет, противоречат и пророчеству Даниила, и Откровению Иоанна Богослова, и словам Самого Христа, из которых ясно видно, что действия антихриста не будут долговременны: для проявления его ярости «немного останется ему времени», – всего 42 месяца или 1260 дней, ибо, по милосердию Божию, «ради избранных прекратятся те дни». Что касается последней участи антихриста, то она будет зависеть не от хвастливых адвентистов, говорящих, что он окончательно погибнет, пораженный их учением, а от победы над ним Спасителя мира, Который, как говорит слово Божие, «убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). Не замечают адвентисты и такой несообразности в своем учении о времени явления и продолжительности губительного действия антихриста на земле. По учению Откровения, тотчас после убиения антихриста и с ним лжепророка, которые будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой, a прочие убиты мечом» (От.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Те же,/коих отвергает Бог, будут низвержены в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубовный 686 ; ибо Он сказал: «Всякий, любящий душу свою больше Меня, не достоин Меня» 687 . Итак, будем усердно предавать души наши Господу Богу. И если кто-нибудь будет удостоен мученичества, то он должен воспринять на себя это с радостью, ибо он признан вполне достойным этого венца и оставляет этот мир через мученичество 688 . Ибо S 81/CA V. 7///Господь Спаситель наш сказал 689 : «Ученик не больше учителя своего, но каждый должен быть совершенным, как его учитель». Итак, наш Господь добровольно предал Себя всем этим страданиям, чтобы искупить нас, и претерпел бичевания, поношения и заплевания, быль напоен уксусом и желчью 690 и, наконец, был пригвожден ко кресту. Мы же, Его ученики, должны быть Его соревнователями. Если Он именно ради нас перенес и претерпел все, даже до страдания, тем более должны претерпеть мы ради Него, когда мы страдаем! И нам нет нужды сомневаться, ибо Он обещал нам, что если мы будем гореть и на горящих углях 691 … если только мы веруем в нашего Господа Иисуса Христа, и в Бога, Его Отца, Господа Бога Всемогущего и в Его Святого Духа, Которым слава и честь во веки веков. Аминь. Глава XX О воскресении мертвых 692 ///Всемогущий Бог возбудить нас через Бога Спасителя нашего 693 , как Он обещал. Он восставит нас из мертвых в том самом образе, какой мы теперь носим, без всякого изменения 694 , в великой славе вечной жизни. Ведь если бы мы были ввергнуты в глубины моря, или были бы как пыль развеяны S 82/СА V. 7///ветрами, все же мы остались бы среди этого мира, а этот мир содержится в руце Божией. Итак, из Своей руки восставит Он нас, как сказал Господь Спаситель наш 695 : «Волос с головы вашей не пропадет; поэтому терпением вашим спасайте души ваши». О воскресении мертвых и прославлении мучеников 696 так сказал Господь у Даниила 697 : «Многие, покоящиеся в пространной земле, воскреснут 698 в тот день, одни на вечную жизнь, другие на бесчестие, посрамление и рассеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Филарет, епископ рижский, считал книгу позднейшею историческою обработкою позднейшего еврейского писателя, современники Ездры, Неемии и Малахии. Руководством при выборе какого-либо из указанных мнений православному богослову должны служить следующие свидетельства. Иез. 14, 13–20 : «Сын человеческий! Если бы какая земля согрешила предо Мной… и Я послал бы на нее голод, и стал губить в ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только души… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а только они спаслись бы " … В этой речи Господь указывает на историческое существование Иова, наравне с Ноем и Даниилом, на его праведность, на спасение им дочерей и сыновей ( Иов. 1 гл.), за коих он приносил жертвы и молился. Еще: Иак.5:11 – се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Здесь апостол признает несомненными страдания Иова и, по параллели невинным страданиям и кончине Христа, считает их страданиями праведника, как они и описываются во всей книге Иова 159 . Отцы церкви, неоднократно высказывавшие удивление праведному Иову и его «геройскому терпению», мудрости, мужеству и пр. (Златоуст. Письм. К Олимп. 8,7. Григорий Нисский . излож. на бл. Иова. Афанасий. Синопсис и др.), признавали историчным все повествование книги. Православная церковь празднует 6-го мая память «праведного многострадального Иова». Вот какие части содержания книги Иова православному богослову обязательно признавать исторически достоверными: праведность, невинные страдания и прославление Иова и спасение им сыновей и дочерей, т.е. главное содержание пролога и эпилога. В остальных же частях, как в учительной книге, должно обращать внимание более на учение, нежели на форму в коей оно раскрывается, опуская вопрос: говорил ли Иов в болезни прозою или стихами. Нужно, впрочем, заметить, что все содержание речей Иова с их отрывочностью, быстрыми переходами от страданий и отчаяния к ясной вере и наоборот, речи друзей, обнаруживающие их страстное, возбужденное состояние, их колебание между теоретическою верою и действительностью, слишком историчны, чтобы сочесть их лишь созданием писателя, а потому и в главной части много историчного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Это было в тринадцатый день месяца Адара; а в четырнадцатый день сего же месяца они успокоились, и сделали его днем пиршества и веселия» (гл. 9, ст. 16 и 17). Это чудесное избавление иудеев 87 от неизбежной, по-видимому, смерти не могло не перенести их мыслей и сердец к ожидаемому ими Избавителю – Мессии; они, кажется нам, не иначе могли смотреть на такое чудесное и спасительное для них событие, как на предвестие о скором пришествии Мессии – Царя; а последовавший через семь лет указ о возобновлении Иерусалима должен был еще более укрепить их в этом их уповании. 88 Но Господу угодно было задолго еще до самого события указать на него пророку Даниилу, как на прообраз будущего избавления Мессией людей от вечной смерти и от исконных врагов их, злых духов. И посланный Господом к пророку Архангел Гавриил говорит ему: «семьдесят седмин для покрытия преступлений, для запечатания грехов и заглаждения беззаконий, для приведения правды вечной, для запечатания видений и пророков и помазания Святого святых сократились 89 для народа твоего и святого города твоего (полагавших, что наступают уже дни пришествия Мессии). Но знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». На основании вышеизложенных соображений мы склоняемся к мысли, что счет седмин Данииловых следует начинать с четырнадцатого или пятнадцатого дня последнего еврейского месяца двенадцатого года царствования Артаксеркса или с 292-го года от основания Рима. Прилагая к этому году 490 лет седмин, получаем 782-й год от основания Рима. А это, по нашему вычислению (748 + 33 года и 3 месяца=781 год и 3 месяца), и есть год страданий Спасителя. Начало седмин с концом их не совпадает на один только еврейский месяц и притом ровно на один месяц: избиение иудеями врагов последовало 13 Адара, а смерть Спасителя 14 Нисана, накануне праздника Пасхи (15 Нисана). Но и эта неточность совершенно исчезнет, если мы примем во внимание то обстоятельство, что обыкновенный еврейский год состоит из 354 дней и что, для соответствия солнечному году, евреи, в продолжение 19-летнего лунного цикла, пять раз чрез три года и два раза чрез два вставляют один месяц не в счет двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Этому своему учению они пытаются придать силу и авторитет, прибегая к своеобразному толкованию ветхозаветных пророчеств Даниила (2, 7, 8, 9 и 11 главы), пророчеств Христа Спасителя ( Мф. 24 , Мар. 13 , Лук. 21 гл.) и пророчеств Апокалипсиса (гл. 13-я и др.). Господь Бог , учат адвентисты, дал в образе истукана ( Дан. 2: 31–44 ) пророческое изложение истории мира. Начиная с Вавилона, должны были следовать большие 4 царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, которые в 7 главе Данила представлены под образом четырех зверей. Четвертый зверь означает четвертое всемирное Римское царство. Рим соответствует пророчеству тем, что он был отличен от других царств благодаря жестокости своей железной власти и те, что он был царством всемирным. Десять рогов ( Дан. 7; 7 ) у четвертого зверя означают десять царей, или царств, возникших между 356 и 483 годами по Р. Хр. из Римского царства (Гуны, Ость-Готы, Вест-Готы, Франки, Вандалы, Свены, Бургунды, Герулы, Англосаксы и Лонгобарды), из которых в позднейшее время образовались западно-европейские государства. Возникший между рогами, маленький рог с величайшей точностью соответствует, по своим приметам, папской власти: он говорил высокомерные слова против Всевышнего и превозмогал святых. Тот же характер его описан и в Откровении (13; 6–7): «и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми». Ап. Павел так говорит об этой власти: «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2; 1–4 ). Титул, принятый римскими папами и право, присвоенное ими себе, прощать грехи прежде чем они совершены, достаточно ясно изображают истинный характер сей власти. Папа Иннокентий III писал: «Он (Христос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землею преклоняются пред Ним, точно также должен каждый быть послушным и служить Его наместнику, дабы было одно стадо и один пастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010