Церковь апостола Андрея Первозванного в архитектурном ансамбле усадьбы Шаховских " Белая Колпь " по адресу: Шаховской район, с.Белая Колпь, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Современный адрес: с/п Раменское, с.Белая Колпь, ул.Западная, д.21. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что в селе стоял деревянный храм в честь мученика Андрея Стратилата и другая церковь Косьмы и Дамиана. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев. Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1813 году была составлена " Ведомость Московской епархии и губернии Волоколамского округа Воскресенской церкви, что в селе Белая Колпь состоящей в благочинии Знаменского священника Никиты Евграфова " , в которой перечисляются приходские церкви и священнослужители. Так, на 1813 год в Воскресенской церкви служили: священник Михаил Иванов, 31 года, закончивший Саввинскую семинарию и 25 декабря 1806 года произведенный в священники к Андреевской церкви епископом Дмитровским преосвященным Августином; диакон Козма Никитин, 24 лет, обучавшийся в Московской академии, произведенный в диаконы к Андреевской церкви 25 июня 1810 года тем же епископом; дьячок Николай Иванов, 31 год. Также указано, что после умершего в селе Белая Колпь священника Иосифа Яковлева остались вдова Агафья Никитина и дочь Пелагея.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого относится к последнему десятилетию XVII века. Конечно, отдельные памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего столетия, но уж точно не в 1740-е годы. Эти запоздалые постройки по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета стиля. В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для нарышкинского стиля объём " восьмерик на четверике " . В восточной части четверика размещён балкон хор, что встречается только в усадебных храмах крупнейших вельмож раннепетровского времени. Две дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма и главкой над алтарём создают оригинальный многоглавый силуэт храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на " владельческие " хоры восходит (через множество промежуточных ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры времени Палеологов, как церковь Паммакаристос начала XIV века. Сложный декоративный набор на фасадах храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные окна и даже " царственные " раковины-короны, свидетельствуют, наравне с композиционными особенностями, о том, что храм в Воскресенской Слободке сооружался на Нерльском берегу в период, когда этот стиль был ещё популярен в провинции. Особое внимание привлекает столь необычная для данного сооружения высоченная колокольня. Четыре её яруса украшены плоскими пилястрами в стиле " Аннинское барокко " , что придаёт ей определённую строгость и яркое своеобразие. Венчание шатровое со слуховыми оконцами и остатком невысокого шпиля. Образцом для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской церкви Космы и Дамиана в Кадашах, что на Полянке (не сохр.) 1730-е годы, тогда как завершающая часть с полуглавиями и шатром взята, вероятно, из колокольни усадебной церкви в Вешняках (1734). Так что и колокольня принадлежит к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой. Внутри полуразрушенного храма сохранились фрагменты мозаичных полов; даже в одном месте имеется надпись 1894, выложенная также из мозаики. Несмотря на заброшенный вид и отсутствие штукатурки на фасадах (вперемежку с кладкой красного кирича), церковь впечатляет своим внешним видом на фоне бескрайних полей Суздальского ополья.

http://sobory.ru/article/?object=01351

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СИНОДАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Синодальная библиотека Московского Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II , церковная общедоступная библиотека, приписанная к Учебному комитету Русской Православной Церкви Синодальная библиотека - одно из наиболее полных в России общедоступных собраний современной христианской литературы. Кроме книг, в т.ч. изданных за рубежом на русском и иностранных языках, библиотека тщательно комплектуется современными церковными периодическими изданиями – вплоть до «листков» провинциальных храмов (хотя не всегда удается собрать все). Богатая коллекция провинциальных церковных изданий. В библиотеке есть небольшое количество славянских древностей: рукописи XV-XVII веков, печатные книги XVI-XVIII веков. Коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении существенно уступает коллекциям крупных государственных библиотек России, однако в ее состав входят действительно ценные книги. К примеру, экземпляр Лествицы 1647 года, принадлежавший преподобному Елеазару Анзерскому (+ 1656). Есть и настоящие святыни - например, книга, принадлежавшая Феофану Затворнику Вышенскому (+ 1894), переплетенная руками самого святителя. Весьма интересны частные собрания: кроме личных библиотек митрополита Антония (Мельникова) и архиепископа Михаила (Чуба) сюда относятся также, например, привезенные в 2003 году из Франции книги митрополита Николая (Ерёмина) (+ 1985), бывшего патриаршего экзарха в Западной Европе, - дореволюционные и эмигрантские издания. Среди них есть, например, том митрополита Макария (Булгакова) с дарственной надписью архимандриту Феофану Затворнику. Можно также встретить автографы архиепископа Иоанна (Шаховского) и Н. Н. Глубоковского . Немногочисленны, но интересны мемориальные собрания архиепископа Дамиана (Воскресенского) (+ 1937), его сына архиепископа Михаила (Воскресенского) (+ 1976) и собрание книг архимандрита Бориса (Холчева) (+ 1971).

http://drevo-info.ru/articles/6776.html

Поповка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1767 – 1787 гг. в своём имении Иосифом Кожиным в знак покаяния после того, как Тихон Задонский спас крестьян Кожина от его жестокости. Уникальная церковь в стиле рококо. Интерьер был украшен, в частности, лепными пальмами, изображающими райский сад. Гибель уникального памятника началась после того, как в 1957 году с него сняли на лом крышу. В настоящее время – руины. Усадебный дом сохранился, в нём школа. На дорожном указателе название населённого пункта – Заречный Репец. В 8 км от Задонска по дороге на Липецк. Церковь Покрова в селе Репце, Задонского уезда, с приделами на правой стороне святых бессребренников Косьмы и Дамиана, на левой – св. мученика Иоанна воина, каменная, построена в 1767 году на средства помещика Кожина. На помещицкой земле дома причта (у священника каменный, у причта – деревянный). Земли пахотной 33 десятины. Прихожан 1620 душ. В приходе деревни: Старо-Воскресенское (4 версты), Ново-Воскресенское (2 версты), Марьино, Васильевское и Немерези (5 вёрст). При церкви отдельно и вдали от нее находится замечательная своей древностью и легендарными о ней сказаниями каменная колокольня. По народному преданию, эта колокольня «заклята» святителем Тихоном, за то, что строитель ее, помещик Кожин, раздражённый в беседе с святителем ударил его в щеку. Колокольню от церкви разделяет помещичий дом, так что она находится в помещичьем дворе; ныне она в полуразрушенном состоянии. Выписка из книги: «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии» (Вып. I, г. Воронеж, 1884 г.) История села Репец начинается с первой четверти XVII века и известно, что в это время оно являлось владением патриарха Филарета. С тех пор много владельцев сменилось на его веку, но ярким напоминанием об одних из них служит сохранившийся усадебный комплекс. На высоком правом берегу р. Репец красиво расположилась усадьба, от которой сегодня сохранились дом, роскошная церковь и парк в английском стиле помещиков Кожиных. Первым из рода Кожиных на Липецкой земле появился Иосиф Иванович Кожин (1714—1779 г.г.) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 г. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746—1823 г.г.) продолжено строительство усадьбы, жемчужиной которой является церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=06482

Приобретаешь книгу — приобретаешь проблемы О библиотечном фонде редких и уникальных книг можно говорить часами. В нотном собрании можно увидеть изданные в 1760-е годы партитуры церковных песнопений — самые возрастные в ряду себе подобных в России. В составе коллекции Патриарха Пимена — уникальные ноты с автографами знаменитых композиторов и регентов прошлого века Кастальского, Озерова, Локтева, протоиерея Бориса Писарева. Подлинно золотой фонд составляют личные библиотеки священномученика архиепископа Дамиана (Воскресенского) и его сына архиепископа Михаила (Воскресенского), а также размещенное в отдельном «славянском» зале собрание академика Никиты Толстого. В составе собрания архимандрита Бориса (Холчева; †1971) — редкие издания религиозных философов с автографами священника Павла Флоренского и Николая Бердяева; в коллекции бывшего Патриаршим экзархом в Западной Европе мит­рополита Николая (Еремина; †1985) — дореволюционные книги с автографами митрополита Макария (Булгакова). Есть раритеты и среди старопечатных книг — к примеру, знаменитая иллюстрированная московская «Лествица» 1647 года с полистовой записью, свидетельствующей о принадлежности экземпляра преподобному Елеазару Анзерскому (†1656). Здесь же хранится так называемый Пат­риарший экземпляр Лицевого летописного свода. Его выпустило эксклюзивным тиражом в 30 экземпляров издательство «Актион» в виде специально созданного для этой цели 18-томника с полным набором оригинальных иллюстраций из рукописного прообраза. «В свободную продажу издатель выставлял комплект за 140 тысяч евро, — замечает отец Александр. — Между прочим, полного аналога нет нигде: рукописные оригиналы в разных, более или менее разрозненных вариациях есть только в четырех собраниях обеих российских столиц». Несмотря на владение подобными уникумами, Синодальная библиотека в ряду себе подобных может похвастаться едва ли не самым демократичным порядком работы с читателями. Запись абсолютно свободная, без всякой очереди и дополнительных условий: хочешь поработать в читальном зале — в урочные часы место всегда к твоим услугам! И лишь немногие читатели догадываются, чего стоит подобный «либерализм» самим библиотекарям. В своем нынешнем виде библиотека появилась на свет уже в новейшее время (фонды дореволюционной библиотеки Святейшего Синода национализированы и находятся в собрании Государственного исторического музея). Заняв два корпуса в каре Андреевского монастыря , освобожденных ведомственным НИИ, она долгое время справлялась с миссией главного церковно-информационного учреждения. Но в последние годы сил небольшого персонала — всего десять человек — на решение даже самых что ни на есть актуальных задач стало не хватать.

http://patriarchia.ru/db/text/5499777.ht...

В 50-ти верстах на запад от уездного города Переславля-Залесского, вблизи большой Угличской дороги, пролегающей ныне уже по Калязинскому уезду Тверской губернии, находится село Ермово при безымянном извилистом ручье, вытекающем из дремучих лесов деревни Гришкина (владения господ Плоховых) и скоро впадающем в речку Мечку. Название своё оно получило от владетеля своего некоего Ерма , из рода князей Ромодановских. С начала основания своего Ермово было не село, а малая деревенька, состоящая из вотчинных людей князей Ромодановских. Она стояла прежде на весьма возвышенном и почти безводном месте, на так называемом ныне церковном поле Игареве, 1 потом чрез несколько времени, истреблённая пожаром, перенесена на настоящее место, как обильное хорошими ключевыми водами. 2 Князья Ромодановские из благоговейного уважения к иноческим обителям пожертвовали ермовскую усадьбу свою во владение переславского Горицкого монастыря, много любимого и уважаемого Государем Петром Первым. 3 Так как при деревне Ермове было много земли, леса и сенных покосов; то власти монастырские переселили туда несколько семейств из других вотчин своих. 4 С новопоселёнными деревня Ермово имела 15 дворов и состояла в приходе села Воскресенского гг. Плохих. 5 (Ныне Калязинского уезда Тверской губернии.) По учреждении штатов в 1764 году жители Ермова поступили в звание экономических крестьян. С умножением народонаселения ермовцы захотели иметь у себя собственный храм, на что и получили благословение от Переславского преосвященного Серапиона. Преосвященный Серапион в 1750 году, дозволив помещику села Елпатьева устроить новый храм внутри селения вблизи его дома, вместе с тем приказал старую церковь , находящуюся на Вознесенском погосте в полуторе версты от Елпатьева, передать со всею утварью в Ермово; так как жители Ермова по крайней своей бедности без постороннего пособия не имели возможности устроить для себя божественного храма. Много обрадованные таковою милостию преосвященного Серапиона, они с пламенною ревностию приступили к святому делу, и, ободряемые новоопределённым священником Алексеем Ивановым, поспешно воздвигли святый храм во имя бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана в восточной стороне села на возвышенном и красивом месте. Храм этот существовал недолго и сгорел от грома; впрочем, утварь церковная была спасена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Москва. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой. Иерусалимская церковь за Покровской заставой Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1912 г. архитектором С.В. Воскресенским. Главный престол, освященный в честь иконы Иерусалимской Божией Матери, создан на средства прихожанина И.Е. Еремеева, северный придел освящен в честь Космы и Дамиана (устроен на средства купца Е.К. Лобачева), южный придел освящен во имя святого Георгия и Андрея Первозванного (устроен на средства церковного старосты А.Л. Лукьянова). Храм вмещал до 2000 богомольцев и по убранству был один из лучших в Москве. В годы советской власти над храмом сильно надругались, снесли шатровое завершение храма, осталось только двухэтажное основание и три мощных апсиды. Сейчас богослужения возобновлены. Храм очень тяжело восстанавливается, т.к. нет совсем средств. В августе 1906 года благочинный Сергиевской церкви в Рогожской слободе протоиерей Василий Соболев представил в Московскую духовную консисторию проект на постройку каменной церкви за Покровской заставой, разработанный известным московским архитектором Сергеем Флегонтовичем Воскресенским. Для будущего храма отводилось десятина земли посреди поля. 19 сентября 1906 года строительное отделение при Московском губернском правлении рассмотрело и утвердило представленный проект на постройку каменного храма за Покровской заставой близ деревни Дубровки. В ходе строительства первоначальный проект по техническим причинам был изменен. Храм получил завершение в виде высокого шатра в стиле русских шатровых храмов XVI века. Церковь была построена при московских городских бойнях за Покровской заставой на средства и усердием рабочих городской бойни и крестьян близ лежащего поселка Дубровка. Красавец храм по оценкам специалистов стал лучшим творением архитектора С.Ф. Воскресенского. Указом Святейшего Синода 15 ноября 1912 года за номером 17684 при новопостроенном Иерусалимском храме был открыт самостоятельный приход с причтом в составе священника, дьякона и двух псаломщиков, с содержанием из местных средств.

http://sobory.ru/article/?object=03154

Солигалич. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы на Наволоке Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Большой кирпичный храм, характерный образец зодчества 2-й пол. XVII в. Выстроен в 1686-1688, освящён в 1694, служил летним храмом Никольского прихода. Бесстолпный двусветный четверик, завершавшийся двумя рядами кокошников и декоративным пятиглавием, с трехапсидным алтарем и притвором, с отдельно стоящей столпообразной шатровой колокольней. В южной апсиде был придел Космы и Дамиана, в северной Фрола и Лавра (упразднён к XIX в.). Закрыт не позже 1930-х, венчание разобрано. Колокольня обрушилась в 1980-х. Не действует. Источник: Кудряшов В.Е. Солигалич. Л., 1987 Церковь Николая Чудотворца, 1686-1688гг. Яркий образец культового зодчества 17 в., обладающий оригинальным фасадным декором и сыгравший важную роль в становлении местной архитектурной школы. Композиция церкви, близкая храмам Воскресенского монастыря, ныне искажена: утрачены два яруса полуциркульных кокошников вперебежку, украшавших своеобразный двухступенчатый аттик над карнизом, и пять тесно сдвинутых главок с кокошниками в основании барабанов; уничтожен также южный портал, а с запада вместо маленького притвора появилась массивная кирпичная пристройка. В настоящее время двусветный четверик храма завершен четырехскатной кровлей. К его пониженной полуциркульной апсиде по бокам примыкают равные ей по высоте маленькие приделы, пристроенные к юго-восточному и юго-западному углам четверика. Полукружья всех трех алтарей, разделенных приземистыми полуколоннами, выведены на одну линию. Все фасады храма окружал профилированный цоколь, ныне скрытый культурным слоем. Углы объемов здания закреплены широкими гладкими лопатками. Такие же лопатки делят фасады четверика на три прясла, в завершении стен проходит профилированный карниз с орнаментальным фризом. Фриз, напоминающий жучковый, составлен из треугольных и ромбовидных впадин со сглаженными углами. Прямоугольные окна (верхние более высокие) заключены в наличники с полуколонками, опирающимися на подоконник и поддерживающими пластичный трехлопастной кокошник с острым килем. Перспективные порталы храма с килевидным, очерченным полуваликом архивольтом, опирающимся на полуколонны, сохранились на западном и северном фасаде. В упрощенном варианте их композиция повторена на приделах. Окна алтаря и приделов украшают кокошники, аналогичные храмовым, перекрывающие узор широкого наборного карниза, состоящего из ленты маленьких нишек с щипцовым верхом, трехрядной пилы, валиков и полочек.

http://sobory.ru/article/?object=05963

Заборовье. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Святой Троицы в селе Заборовье Село Заборовье не расположено на берегах Тьмы, но оно было достаточно тесно связано с монастырями вдоль этой реки. Оно стоит на ровной открытой местности, без каких-то особых естественных красот. Вокруг него было в старину множество деревень, основным занятием жителей было хлебопашество. Храм объединял все деревни в одно целое, “держал” обширную площадь. И ныне, подъезжая к селу, издалека видишь среди полей обветшавший купол каменной Троицкой церкви и шатер колокольни, на котором еще держится старая главка с остатками креста. Село получило свое название в XV в., когда оно стало вотчиной бояр Заборовских, выходцев из Литвы. Старинное название села - Воскресенское, по названию церкви Воскресения Христова или Уверения Фомы (в первое воскресенье после Пасхи, когда Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, в храмах в честь Воскресения Христова бывает престольный праздник). Заборовские владели селом до конца XVI в., после чего оно частично было вложено ими в Троице-Сергиев монастырь, а окончательно отошло к нему уже в начале XVII в., после Смутного времени. Древнейшим письменным памятником, в котором упоминается Заборовье, является Писцовая книга 1548 г., упоминающая большой род Заборовских, отличавшийся большим благочестием - многие его представители приняли монашество перед смертью. В синодике Тутанского монастыря род записан так: “Помяни, Господи... род Заборовских Андрея, во иноках Андриана, Захария, Семена, Василия, Петра, Дея, во иноках Дионисия, Алексея, во иноках Александра, Иоанна, Димитрия, во иноках Дамиана, Исайя, во иноках Сергия, Стефана, Анны, во инокинях Анастасии, Мавры, во инокинях Марии, Домники, Димитрия, инока Симеона, Петра, инокиню Геласию, Наталью”. Помимо Тутани, помянники этого рода находятся в синодиках Иосифо-Волоколамского и Троице-Сергиева монастырей. Из этого рода особым благочестием отличались супруги Андрей и Анна Заборовские (+кон.

http://sobory.ru/article/?object=04407

Закрыть Долой сергианство и империю! Даешь сытую жизнь! Протоиерей Георгий Митрофанов собрал единомышленников на презентацию своей новой книги 23.09.2011 2477 Время на чтение 5 минут В среду, 21 сентября, в Москве в Культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация очередной книги протоиерея Георгия Митрофанова «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века», сообщает портал «Благовест-Инфо» . Мероприятие вел ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. В презентации приняли участие настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоирей Александр Борисов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, игумен Петр Мещеринов и другие священники и миряне. Как подчеркивает «Nopmaл-Credo» , то обстоятельство, что презентацию вел С.Чапнин, «придавало происходящему не то дополнительную пикантность, не то некоторый гротеск. Другой заявленный в программке представитель официоза, но уже государственного, путинского – директор департамента министерства регионального развития РФ Александр Журавский – благоразумно предпочел на такую презентацию не являться». Книга «Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века» – это сборник публицистических статей, выходивших в последние годы в малотиражных изданиях или в интернете. Протоиерей Георгий Митрофанов позиционирует этот сборник как продолжение своей нашумевшей книжки «Трагедия России. " Запретные темы " истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике» . В новой книге священник высказывает свое мнение о Патриархах Тихоне и Сергии (Страгородском), митрополите Сергии (Воскресенском), священноисповеднике митрополите Агафангеле (Преображенском), священномученике о.Философе Орнатском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве), протоиерее Василии Ермакове. Представляя новую книгу, отец Георгий коснулся итогов дискуссии по поводу первого издания . По его словам, полемика о «запретных темах» российской истории показала, что «сознание нашего церковных современников глубоко нецерковно», оно состоит из «набора политических и идеологических мифологем, заменивших евангельское благовестие».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/23/do...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010