9(22) января 1926 г. Архив составителя Доклад Временному Высшему Церковному Совету члена оного, управляющего Владимирской епархией епископа Переяславского Дамиана [Воскресенского], о результатах своей поездки в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] по вопросу о возникновении в Москве ВВЦС В Высший Церковный Совет управляющего Владимирской епархией Дамиана, епископа Переяславского Доклад Исполняя срочное поручение от Высшего Церковного Совета, утром 10(23) января я прибыл в г. Нижний Новгород к митрополиту Сергию с выражением почтительной братской любви от входящих в состав Высшего Церковного Совета иерархов. Ему я вручил выработанное на собрании Высшего Церковного Совета письмо архиепископа Григория [Яцковского], подлинные Наказ и послание православных епископов, находящихся в Москве, ко всем чадам Святой Русской Церкви. При этом я ознакомил митрополита Сергия в присутствии Дионисия [Прозоровского], епископа Челябинского и Алексия [Готовцева], епископа Серпуховского, с двумя собраниями от 9(22) декабря 1925 г. и от 9(22) января с. г. членов Высшего Церковного Совета. Свою беседу в Нижнем с этими иерархами я предварил просьбой отнестись к моим словам с той доверчивостью и любовью, союзом коей должны быть связуемы апостолы Христовы. На Апостольском Соборе ученики Христовы чужды были соперничества и далеки от вопроса, кому быть первыми. И председательствовал на нем апостол из семидесяти, несмотря на то что на нем присутствовали ближайшие избранники Самого Господа. И теперь, по примеру святых апостолов, надлежит ставить выше всего единство веры, молитвы и любви, не входя, до грядущего Собора, в мелкие канонические подробности. Тем более, что существовавшее после 26 ноября 1925 г. [ст. ст.] недоразумение не затрагивает ни существа веры, ни основных церковных правил, и чистота намерений собравшихся 9(22) декабря 12 епископов не подлежит сомнению. «Первый да будет всем слуга» – вот завет Евангелия, – а апостол любви с видимой скорбью говорит о первенстве любить Диотрефа ( 3Ин.9–10 ). Посему-то и нам надлежит теперь в особенности едиными устами и сердцем славити имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Молодежные братства М. е. стали инициаторами создания Объединения православной молодежи Беларуси. Осуществляется миссионерское служение в Вооруженных силах, духовное окормление людей, находящихся в заключении. Свящ. Гордей Щеглов Святыни и крестные ходы в М. е. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Церковь святых Космы и Дамиана в дер. Вишнёво. 1865 г. Фотография. 2014 г. Особо почитаются чудотворные иконы Божией Матери: Минская (с 1945 в минском Свято-Духовском кафедральном соборе), Раковская (в Преображенском храме в пос. Раков Воложинского р-на), Ново-Сверженская (оригинал не сохр., копия находится в Успенском храме в дер. Нов. Свержень Столбцовского р-на), список Крупецкой иконы (в Покровском храме бывш. с. Крупцы, ныне в черте Минска), чтимые списки Жировицкой иконы, из к-рых до 1917 г. прославился чудесами образ в Ляданском Благовещенском мон-ре. В качестве местночтимых известны образы Пресв. Богородицы Старчицкий (ныне в дер. Октябрь Солигорского р-на) и Горбацевичский (в с. Горбацевичи Бобруйского р-на). В 2012 г. была прославлена Забельская чудотворная икона Божией Матери в Рождество-Богородичном храме в с. Греск Слуцкого р-на. До 1917 г. были местночтимыми иконы Божией Матери: Клецкая (в Воскресенском храме в Клецке), Логойская (из упраздненного мон-ря в Логойске), Велятицкая (в Преображенском храме в с. Велятичи), Каменская (в Преображенском храме в с. Камено), Казимировская (в Успенском храме мест. Казимирово), Дудичская (в Покровском храме в с. Дудичи), Оссовская (в Преображенском храме в с. Оссов). Привлекал паломников почитаемый образ свт. Николая Чудотворца в Николаевском храме в с. Песчанка Минской губ. (ныне Пуховичского р-на Минской обл). В 50-60-х гг. XX в. почитались св. источники в селах Зембин Борисовского р-на, Горно Плещеницкого р-на, Доросино Любанского р-на, Пахомово Вилейского р-на, Раков Воложинского р-на, Острово Молодечненского р-на. В 1960 г. в с. Острово источник, расположенный рядом с церковью, был засыпан торфом по указанию областного уполномоченного СД РПЦ, в нач.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В Курской епархии проходит региональный этап Международных Рождественских чтений 31 октября 2023 г. 10:01 30 октября 2023 года в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения прошлого, образ будущего» на базе Курской православной гимназии состоялась деловая продуктивная сессия «Будущее России глазами молодежи. Эстафета поколений». Проведению встречи предшествовало открытие в гимназии историко-документальной выставки «Утраченные и обретенные имена Курской епархии : к 150-летию со дня рождения священномученика Дамиана (Воскресенского)». Митрополита Курского и Рыльского Германа и участников мероприятия с экспозицией ознакомил заместитель председателя историко-архивной комиссии, древлехранитель Курской епархии иеромонах Афанасий (Зимин). На стендах представлены главные вехи из жизни священномученика Дамиана, архиепископа Курского. Проведение деловой продуктивной сессии «Будущее России глазами молодежи. Эстафета поколений» открыл глава Курской митрополии . Владыка Герман приветствовал организаторов, участников встречи и рассказал о событиях того исторического периода, когда совершались гонения на Русскую Православную Церковь, напомнив, что чтения открылись в День памяти жертв политических репрессий. В мероприятии приняли участие учащиеся Курской православной гимназии, студенты Курской духовной семинарии, факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета, члены молодежного клуба «Луч света» при храме преподобного Серафима Саровского города Курска. Экспертами продуктивной сессии стали митрополит Герман, руководитель епархиального отдела религиозного образования, преподаватель Курской духовной семинарии, кандидат исторических наук М.А. Адамов, руководитель Курского регионального отделения ВОО «Молодая гвардия Единой России» А.С. Новиков. Работа сессии проходила на четырех площадках: Молодые люди, принимавшие участие в работе продуктивной сессии, по результатам обсуждений представили вниманию экспертов свои решения поставленных задач. Эксперты высоко оценили презентации участников сессии, которые за короткое время смогли объединиться и раскрыть важные темы, предложив свои конструктивные решения. В завершение мероприятия митрополит Герман поблагодарил ребят за активное участие, интересные предложения по важным темам и пожелал дальнейших успехов. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

24 сент. (6 окт.?) 1920 г. Владимирским губ. ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» еп. сщмч. Дамиан был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Архиерея амнистировали и досрочно освободили 13 янв. 1922 г., после чего он вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей , в марте 1922 г., Переславский епископ, ссылаясь на послание патриарха свт. Тихона от 28 февр. 1922 г., отказался выдать священные предметы из храмов П.-З. в. Местные власти, очевидно в связи с протестами верующих, согласились отложить вопрос изъятия богослужебных предметов «до решения ВЦИК и Губкома». Однако вскоре начальнику Владимирского губотдела ГПУ был объявлен строгий выговор с занесением в личное дело за «незадержание попа Дамиана Воскресенского, соглашение с ним» и за «допущение столкновения толпы с милицией» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 73). 24 апр. 1922 г. Владимирский губотдел ГПУ сообщал в Москву, что работа губ. комиссии по изъятию церковных ценностей в уездах «протекает слабо» и что из некоторых монастырей Переславского у. изъято лишь по 13-17 фунтов серебра, «несмотря на то, что монастыри богатством значатся первостепенными» (Там же. Кн. 2. С. 195-196). Во время распространения обновленчества , в июне 1922 г., Переславль-Залесский викарий вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). Позднее на допросе еп. сщмч. Дамиан заявил, что разделил позицию митр. Сергия «в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему». Еп. сщмч. Дамиан игнорировал распоряжения ВЦУ, полагал, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание «мириться не может». Продолжавшееся в храмах П.-З. в. поминовение за богослужением патриарха свт. Тихона вызывало доносы на еп. сщмч. Дамиана местных обновленцев. Архиерея арестовали 5 дек. 1922 г. по обвинению в «будировании масс на религиозной почве», виновным он себя не признал и 23 февр. 1923 г. был приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в Ср. Азии. По окончании срока ссылки вернулся в Переславль-Залесский.

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г. По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. 1564 г. ( Он же. 1993. С. 129). Храму уделяли внимание мн. авторы, в т. ч. предлагали проекты реконструкции шатра (в наст. время его имитирует шатровое покрытие на деревянном каркасе, 2010; Добрынкин. 1885. С. 45-50; Беспалов. 1983; Анисимов. 1988; Мельник. 1993; Косткин и др. 1996. С. 296). По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров (возможно, Барму и Постника). Однако это предание не находит документального подтверждения. В писцовых документах Мурома 1-й трети XVII в. каменный храм святых Космы и Дамиана и деревянная ц. вмц. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 83. С. 62; Писцовая книга. 2010. Л. 79 об. С. 59). Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др. шатровые церкви XVI в. На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы (в горизонтальном сечении). Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте (24 м), усиливалось вертикальными ребрами (16 штук) и гранями (32 штук) гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой. Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение (по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре). Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен (История Мурома и Муромского края. 2001. С. 114-115). Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе (помимо местного ряда), состоял лишь из одного деисусного чина. Интерьер абсолютно лишен к.-л. архитектурного украшения. Космодамианская ц. в этом отношении близка к неск. шатровым храмам сер. XVI в.: Авраамиевскому приделу Богоявленского собора (ок. 1554/55) в Ростове, Никольской ц. (после 1552) в Балахне и Воскресенской ц. (сер. XVI в.?) в с. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру ( Мельник. 1993. С. 132, 131). Зодчество XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Бельгия. Уккел. Иова Многострадального, церковь Италия. Бари. Николая Чудотворца (храм-подворье), церковь Германия. Лейпциг (Leipzig). Алексия, митрополита Московского, церковь Китай. Шэньян (Мукден). Христа Спасителя, церковь Китай. Харбин. Николая Чудотворца (новая), церковь Франция. Сент-Женевьев-де-Буа. Успения Пресвятой Богородицы, церковь Псковская область Гдовский район. Гвоздно (Наумовщина). Космы и Дамиана, церковь Бежаницкий район. Бежаницы. Тихвинской иконы Божией Матери, часовня Псковский район. Выбуты. Ольги равноапостольной, церковь Псковский район. Добровитки. Илии Пророка погоста Добрывидки, церковь Плюсский район. Нежадово. Воскресенско-Покровский женский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы Палкинский район. Локно. Космы и Дамиана, церковь Псковский район. Мелетово. Троицы Живоначальной, церковь Гдовский район. Черма. Илии Пророка в Калихновщине, церковь Пыталовский район. Пыталово. Николая Чудотворца, церковь Печорский район. Изборск. Корсунской иконы Божией Матери, часовня Псков, город. Псков. Анастасии Римляныни у Ольгинского моста, часовня Республика Башкортостан Кумертау, город. Ира. Марфо-Мариинский женский монастырь. Церковь Софии, Премудрости Божией (Покрова Пресвятой Богородицы) Республика Калмыкия Городовиковский район. Городовиковск. Алексия, человека Божия в ставке Башанта, церковь Республика Карелия Сортавальский район. Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Смоленский скит. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Республика Крым Ялта, город. Ялта. Николая Чудотворца и Александры Римской, церковь Республика Татарстан Казань, город. Вахитовский район. Казанской иконы Божией Матери (Покрова Пресвятой Богородицы), кафедральный собор Казань, город. Вахитовский район. Спаса Всемилостивого и Седмиозерской иконы Божьей Матери на Арском кладбище, часовня Казань, город. Кировский район. Пантелеимона Целителя при Городской клинической больнице церковь Казань, город. Вахитовский район. Казанской иконы Божией Матери, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=43

Поповка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1767 – 1787 гг. в своём имении Иосифом Кожиным в знак покаяния после того, как Тихон Задонский спас крестьян Кожина от его жестокости. Уникальная церковь в стиле рококо. Интерьер был украшен, в частности, лепными пальмами, изображающими райский сад. Гибель уникального памятника началась после того, как в 1957 году с него сняли на лом крышу. В настоящее время – руины. Усадебный дом сохранился, в нём школа. На дорожном указателе название населённого пункта – Заречный Репец. В 8 км от Задонска по дороге на Липецк. Церковь Покрова в селе Репце, Задонского уезда, с приделами на правой стороне святых бессребренников Косьмы и Дамиана, на левой – св. мученика Иоанна воина, каменная, построена в 1767 году на средства помещика Кожина. На помещицкой земле дома причта (у священника каменный, у причта – деревянный). Земли пахотной 33 десятины. Прихожан 1620 душ. В приходе деревни: Старо-Воскресенское (4 версты), Ново-Воскресенское (2 версты), Марьино, Васильевское и Немерези (5 вёрст). При церкви отдельно и вдали от нее находится замечательная своей древностью и легендарными о ней сказаниями каменная колокольня. По народному преданию, эта колокольня «заклята» святителем Тихоном, за то, что строитель ее, помещик Кожин, раздражённый в беседе с святителем ударил его в щеку. Колокольню от церкви разделяет помещичий дом, так что она находится в помещичьем дворе; ныне она в полуразрушенном состоянии. Выписка из книги: «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии» (Вып. I, г. Воронеж, 1884 г.) История села Репец начинается с первой четверти XVII века и известно, что в это время оно являлось владением патриарха Филарета. С тех пор много владельцев сменилось на его веку, но ярким напоминанием об одних из них служит сохранившийся усадебный комплекс. На высоком правом берегу р. Репец красиво расположилась усадьба, от которой сегодня сохранились дом, роскошная церковь и парк в английском стиле помещиков Кожиных. Первым из рода Кожиных на Липецкой земле появился Иосиф Иванович Кожин (1714—1779 г.г.) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 г. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746—1823 г.г.) продолжено строительство усадьбы, жемчужиной которой является церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=06482

Вологда. Церковь Воскресения Христова на Ленивом торгу. Церковь Воскресения Христова на Ленивой площадке /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова , Космы и Дамиана Римских , Собора Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1753 и 1762. Год утраты:приблизительно 1937 (снесена) Адрес: г. Вологда, улица Бурмагиных, (перед д. 4) Координаты: 59.229512, 39.874823 Проезд:г. Вологда, перекресток улиц Бурмагиных и Воровского. На месте храма установлен обелиск в память 800-летия основания Вологды Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения Христова располагалась в северо-западной, самой древней части города, на Верхнем посаде, на высоком берегу реки Вологды, делающей крутой поворот. Первое упоминание об этой церкви, как и о самой Вологде, относится к 1147 году и принадлежит летописному сказанию о приходе преподобного Герасима из Киевских пределов на реку Вологду, «в великий лес». Здесь, на высоком берегу реки, в середине XII века, согласно повествованию, существовало небольшое торгово-ремесленное поселение с деревянной церковью Воскресения на Ленивой площадке. Церковь Воскресения всегда считалась самой древней среди всех вологодских церквей. С начала XVI века (1503 год) до 1588 года, то есть до освящения Софийского собора и перенесения епископской кафедры в Вологду, деревянная церковь Воскресения была кафедральным собором города и служила местом погребения первых вологодских архиереев. Так, один из епископов Пермских и Вологодских – преосвященный Киприан – был погребен в Воскресенском храме, но потом его останки были перенесены в новый Софийский собор. При Воскресенском соборе находился и архиерейский дом. После перенесения епископской кафедры в Софийский собор бесприходная Воскресенская церковь стала получать от казны средства на содержание себя и причта. В 1675 году при архиепископе Симоне храм лишился такой поддержки, так как Воскресенская церковь, имея до 23 дворов, могла уже содержаться своими средствами.

http://sobory.ru/article/?object=35523

Кострома. Знаменский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:1802. Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37б. Координаты: 57.755206, 40.948761 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Стоящая со стороны юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованная ограда с фигурными столбами, сооружённая в 1878 году. Точная дата постройки самой Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве " зимнего " храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере " летнего " храма. К Знаменской церкви с запада примыкает многоярусная колокольня, полностью уничтоженная в годы богоборчества, и воссоздана в конце 1990-х годов по проекту архитектора-реставратора Л.С. Васильева. Изначально Знаменский храм именовался Георгиевской церковью, которая имела два придела: в честь святых Космы и Дамиана - в трапезной и праведного Прокопия Устюжского - под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика - торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Великим Устюгом, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 год Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего была заново освящена в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Приделы при этом были объединены и разместились в сооружённом вновь восьмерике храма, попасть в который можно было через колокольню и далее по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела и устройства столь необычного прохода к нему послужил, видидимо, Богоявленский собор (не сохранился) в Костромском кремле. Из книги-буклета " Храм Воскресения Христова на Дебре " . - ИП Верхов.С.И., 2013, с.16-18.

http://sobory.ru/article/?object=05961

Церковь апостола Андрея Первозванного в архитектурном ансамбле усадьбы Шаховских " Белая Колпь " по адресу: Шаховской район, с.Белая Колпь, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Современный адрес: с/п Раменское, с.Белая Колпь, ул.Западная, д.21. Кирилл Аминов, 20 мая 2015 г. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что в селе стоял деревянный храм в честь мученика Андрея Стратилата и другая церковь Косьмы и Дамиана. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с приделами в честь мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей кнн. Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев. Основной объем представляет бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, увенчанный массивным световым барабаном. С юга к храму примыкает трапезная того же времени. Фасады здания обрамлены филенками. Четверик завершен развитым дорическим антаблементом. Высокие архитектурные качества сооружения говорят об участии в постройке зрелого мастера. Трехъярусная колокольня, выстроена позднее (1818 г.) в стиле ампир, по художественным достоинствам не уступает храму. В 1813 году была составлена " Ведомость Московской епархии и губернии Волоколамского округа Воскресенской церкви, что в селе Белая Колпь состоящей в благочинии Знаменского священника Никиты Евграфова " , в которой перечисляются приходские церкви и священнослужители. Так, на 1813 год в Воскресенской церкви служили: священник Михаил Иванов, 31 года, закончивший Саввинскую семинарию и 25 декабря 1806 года произведенный в священники к Андреевской церкви епископом Дмитровским преосвященным Августином; диакон Козма Никитин, 24 лет, обучавшийся в Московской академии, произведенный в диаконы к Андреевской церкви 25 июня 1810 года тем же епископом; дьячок Николай Иванов, 31 год. Также указано, что после умершего в селе Белая Колпь священника Иосифа Яковлева остались вдова Агафья Никитина и дочь Пелагея.

http://sobory.ru/article/?object=01149

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010