А. х. Ее области рано привлекали внимание протестант. исследователей: Дж. Уэлер (1689), стремясь изучить обрядовую сторону раннего христианства, сопоставлял храмы Палестины и Сирии с описаниями отцов Церкви. Из-за господства Турции до сер. XIX в. А. х. была территориально ограничена, работы носили случайный характер (напр., раскопки базилики Мир Ликийских ) или представляли собой компиляцию материалов, составленную людьми, реально не видевшими памятник (напр., работа Дж. Уиллиса о храме Гроба Господня). В XIX в. появились общие труды по церковной архитектуре, основанные на изучении К-поля (В. Зальценберг, 1855; Ш. Тексье, 1847), в к-рых указано более 500 храмов и мон-рей, в большинстве разрушенных турками (сохранилось ок. 30). Начало изучения К-поля восходит к XVII в. (Ш. Дюканж ), но значительные открытия здесь были сделаны только с 70-80-х гг. XIX в. В нач. XX в. Археологический ин-т в К-поле (РАИК) начал работу над составлением свода церквей К-поля, вел наблюдения за открытием древностей (остатки ц. Богоматери Халкопратийской, сер. V в., и др.). После первой мировой войны стало возможным исследование остатков имп. дворца. В 30-40-х гг. XX в. один из основателей археологического изучения города, А. М. Шнайдер , открыл ц. св. Евфимии и зап. часть собора Св. Софии; важным достижением стало открытие мозаик собора Св. Софии (Т. Уиттмор). В послевоенное время исследования велись как в Стамбуле (храмы на Бычьем форуме, храм св. Полиевкта ), так и в М. Азии (полное изучение комплекса Алахан-монастыр , V в., Британским ин-том в Анкаре, М. Гоф, 50-70-е гг. XX в.). Были созданы труды по топографии К-поля и визант. архитектуре, составляющие и в наст. время основу их изучения (Т. Мэтьюс, Краутхаймер, С. Манго , В. Мюллер-Винер, Р. Жанен). А. Грабар начал издание ж. «Археологические записки», возникла «Энциклопедия византийского искусства» (Штутгарт, с 1964), в США сформировались специальные центры по изучению христ. древностей (в Принстонском ун-те - Индекс христианского искусства , при Гарвардском ун-те - ин-т Дамбартон-Окс), в главных музеях мира состоялись международные конференции и выставки («Век духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство III-VII вв.» в музее Метрополитен, 1977).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Иоанн Феофилович (17.02.1926, Нёйи-сюр-Сен, Франция - 22.07.1992, Монреаль, Канада), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк. Род. в семье рус. эмигрантов. Отец, Феофил Феофилович Мейендорф, принадлежал к старинному роду остзейских баронов, прибалт. немцев-аристократов, переселившихся из Швеции на территорию совр. Эстонии в допетровские времена и получивших российское подданство при Петре I Алексеевиче . Мать, Екатерина Николаевна, дочь церковного деятеля русского зарубежья Н. И. Шидловского. Родители М. вместе со старшими детьми после Октябрьской революции 1917 г. эмигрировали сначала в Финляндию, затем в Данию (2 года жили в Копенгагене) и во Францию, обосновавшись в Париже (1921). В эмиграции отец стал художником-портретистом. Среднее образование М. получил во Франции (одновременно с франц. школой посещал русскую правосл. приходскую школу). Был чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в соборе св. Александра Невского в Париже. Окончил Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1949) и историко-филологический фак-т Сорбонны, где в 1958 г. получил докторскую степень за диссертацию о богословии свт. Григория Паламы ; оставлен при Свято-Сергиевском ин-те профессором церковной истории. В эти годы М. регулярно печатал в ж. «Православная мысль» статьи, посвященные проблемам экклезиологии . Большое влияние оказала на него «евхаристическая экклезиология» протопр. Николая Афанасьева . С этого же времени началось его активное участие в экуменическом движении. В 1953 г. М. был одним из основателей Всемирного братства правосл. молодежи «Синдесмос» , в том же году был избран его секретарем, в 1954-1964 гг. являлся президентом «Синдесмоса». В 1959 г. (вскоре после возведения в сан иерея) переехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке . Одновременно работал в центре визант. исследований Гарвардского ун-та Дамбартон-Окс . С 1967 г. преподавал в Фордемском ун-те, а также читал лекции в Колумбийском ун-те и Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Был президентом Правосл. богословского об-ва Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям, членом-корреспондентом Британской Академии наук, почетным док-ром Ун-та Нотр-Дам, ЛДА. Вместе с протопр. Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Североамериканской митрополии статуса автокефалии, повлекшего за собой ее преобразование в Православную Церковь в Америке, в к-рой М. был председателем Отдела внешних сношений и членом митрополичьего совета. Являлся редактором газ. «The Orthodox Church».

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

1889). В ней Пселл выдвигает против М. К. множество обвинений: в магии и ереси; в «тирании» и оскорблении императора (καθοσωσις); в подстрекательстве к убийствам (во время переворота 1057 г.); в святотатстве и преступном бездействии. В качестве еретического течения, к-рому якобы покровительствовал М. К., названа секта хиосских монахов Никиты и Иоанна, практиковавших своеобразную форму мантики (с участием «пророчицы» по имени Досифея) и почитавших Богородицу «Многотрудную» (πολπονος), названную так якобы по причине родовых мук при рождении Христа, что Пселл объявляет несторианством ( Mich. Psell. 1994. P. 15-16). Однако М. К. так и не предстал перед судом. По пути на Собор он скоропостижно скончался, едва сойдя с корабля на берегу Геллеспонта (Дарданеллы). Имп. Исаак Комнин приказал похоронить его с патриаршими почестями в основанном им мон-ре под К-полем и вернул ко двору его племянников Никифора и Константина ( Zonara. Epit. hist. 18. 5. 8). По утверждению Михаила Атталиата , рука патриарха, при погребении чудесным образом сложившаяся в благословляющий жест, впосл. оставалась нетленной ( Attal. Hist. 66). В одну из годовщин кончины патриарха - уже в правление имп. Константина X (1059-1067) - Михаил Пселл составил и произнес энкомий в его честь ( Σθας. MB. Τ. 4. Σ. 304-387), в к-ром приводятся важные сведения о жизни М. К. Высказанная Р. Дженкинсом гипотеза о том, что М. К. принадлежал серебряный крест, к-рый в наст. время хранится в коллекции центра Дамбартон-Окс , отвергнута C. Манго ( Mango. 1988; см. также: Jenkins, Kitzinger. 1967). М. К. не имел склонности к лит. творчеству и, несмотря на свой авторитет в решении мн. церковных вопросов, оставил мало сочинений. Сохранилось 2 его послания к Петру III , патриарху Антиохийскому (1052-1056). Из их текста следует, что познания М. К. в церковной истории были невелики. Так, он считал, что богослужебное поминовение папы Римского на Востоке прекратилось после Вселенского VI Собора по причине отказа папы Вигилия (537-555) анафематствовать «Три Главы» , которые в действительности были осуждены на Вселенском V Соборе .

http://pravenc.ru/text/2563664.html

В экфрасисах Мануила Фила сохранилось описание гемм. Не ясно, речь идет о созданных при жизни поэта резных камнях или о памятниках более ранних, тем не менее среди дошедших до нас камей и резных стеатитовых образков с изображениями святых Георгия, Димитрия, Иоанна Предтечи и праздничных сцен, нек-рые по характеру исполнения могут быть отнесены к XIII-XV вв. Их отличает живость изображения и отступление от строгой фронтальности. Воскрешение Лазаря. Успение Божией Матери. Створка складня. XIV в. (ГЭ) Воскрешение Лазаря. Успение Божией Матери. Створка складня. XIV в. (ГЭ) Единственной в своем роде является крохотная (диаметр 4,3 см) пиксида из слоновой кости (Дамбартон-Окс) с изображением 2 имп. семей - т. о. запечатлены политические события сер. XIV в.: смена на престоле Иоанна V Палеолога (1341-1391) Иоанном VI Кантакузином (1347-1354). Судя по надписям, здесь представлены имп. Иоанн VI, его супруга имп. Ирина и их сын Андроник, около др. группы имена не указаны. Фигуры императоров даны фронтально, в торжественных позах; выступающие перед ними танцоры, музыканты и акробат изображены в движении, напоминающем образцы готической резной кости. Основным материалом, используемым резчиками в XIV-XV вв., стала кость домашних животных, но чаще всего дерево. Искусство резьбы по дереву было воспето в экфрасисах поэта Иоанна Евгеника (XV в.): на незначительной поверхности, писал он, мастера создавали исключительно тонко и правдиво выполненные произведения. Подавляющее большинство дошедших до нас изделий относятся ко времени после 1453 г. Сделаны они гл. обр. на Афоне; мастерские резчиков по дереву известны также на Хиосе, Крите и Пелопоннесе. В XIV в. была выполнена створка складня со сценами Воскрешения Лазаря и Успения Пресв. Богородицы (ГЭ) и близкая ей по размерам и структуре створка со сценами Крещения и Вознесения (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США). На обоих пластинах обращает на себя внимание сочетание двунадесятых переходящих (Успение, Крещение) и непереходящих (Воскрешение Лазаря, Вознесение) праздников - т.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В послевоенные десятилетия опыт изучения позднерим. истории в связи с историей Византии был обобщен в работе А. Джонса ( Jones A. The Later Roman Empire 284-602. Oxf., 1964. 3 vol.). Крупным событием в международном В. стал выход книги Д. Д. Оболенского «Византийское содружество наций» ( Obolensky D. Byzantine Commonwealth. L., 1971; рус. пер.: Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998), в к-рой сделана попытка концептуально осмыслить историю взаимоотношений империи с ее слав. соседями, а также и всю историю восточноевроп. средневековья. Развитие брит. В. последних десятилетий определяется работами по обширному кругу проблем истории Византии: С. Манго (археология, история литературы, культуры и искусства), Р. Дженкинз (история VII-XI вв., историческая литература), Р. Браунинг (Browning) (средневек. греч. язык, лит-ра, светское и духовное образование, публикации источников X-XIII вв.), Д. Никол (Nicol) (история отношений Византии и Запада, Церковь и общество в поздней Византии), П. Александер (история иконоборчества, визант. эсхатология), А. Брайер (Bryer) (Трапезундская империя, этническая история Анатолии, проблемы упадка Византии), М. Энголд (гос-во и общество XI-XIII вв.), Дж. Хэлдон (Haldon; история администрации и военного дела в ранней Византии, проблема трансформации империи в VII в.; кн. «Byzantium in the 7th Century.» Camb., 1990), М. Хенди (Hendy) (нумизматика, экономическая история империи), М. Мак-Кормик (McCormick) (имп. церемониал, взаимоотношения империи и раннесредневек. варварского мира), У. Тредголд (гос-во и общество, проблемы истории VII-IX вв.), П. Магдалино (эпоха Комнинов, политические, социальные, культурные проблемы). Участники византийской конференции в Дамбартон-Окс. Фотография 1993 г. В послевоенные десятилетия происходит постепенный рост амер. В., к-рое к нач. XXI в. выходит на ведущие позиции в мире. Долгое время в амер. науке доминирующее положение занимали ученые-иммигранты - выходцы из различных европ. и ближневост. стран, прежде всего рус. византинист А. А. Васильев , работавший в США в 20-40-х гг. и ставший фактически основателем школы В. в этой стране; греч. историки П. Харанис (взаимоотношения гос-ва и Церкви), Сп. Врионис (Vryonis) (тюркизация М. Азии в XI-XV вв., греко-визант. наследие в Турции и на Балканах), Н. Икономидис (адм. система средневизант. периода, сигиллография); И. И. Шевченко (общество и интеллектуальная культура эпохи Палеологов), А. П. Каждан . Традиц. области интересов амер. специалистов - археология и история искусства. В 80-90-х гг. одно из ведущих мест в совр. амер. В. занимает А. Лаиу (Laïou), исследовательница экономической истории империи, взаимоотношений с Западом в эпоху Палеологов.

http://pravenc.ru/text/158430.html

Псалтирь из Британской б-ки, созданная ок. сер. XI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton. Fib. C. VI) - это самый ранний образец рукописи, содержащей иллюстрации повествовательного характера перед текстом. Она содержит 5 полностраничных композиций истории Д. Как иллюстрация к отдельным псалмам изображается борьба Д. со львом и др. зверями (Псалтирь Веспасиана - Lond. Brit. Lib. Cotlon. Vesp. Fol. 53r; Киевская Псалтирь - РНБ. ОЛДП. F 6. Л. 205, 1397 г.), борьба Д. с Голиафом (Киевская Псалтирь - Л. 205; Дамбартон-Окс. Cod. 3, 1084 г.), Д., пасущий стада (Киевская Псалтирь - Л. 204 об.- 205). Одежда Д., напр., в Киевской Псалтири, может варьироваться: голубая или синяя верхняя и красная с золотой каймой нижняя длинная одежда присутствует в изображении царя, а голубая нижняя короткая одежда с узким длинным рукавом и короткий плащ - в изображении Д.-пастуха. В Псалтири Иоанна Грозного (РГБ. Ф. 304. III. 7/М866Z. Л. 19 об., 80-е гг. XIV в.) на Д.-царе коричневый плащ и синий хитон, что встречается нечасто. По наблюдению Г. И. Вздорнова, такое сочетание применялось обычно в стенной живописи, особенно в новгородской круга Феофана Грека. Образ Д., царя и пророка, получил особое распространение на иконах, в настенной живописи и храмовой мозаике, а также в произведениях пластики всего христ. мира. Иконография Д.-царя неизменна и легко узнаваема: седовласый или темноволосый с проседью зрелый муж с тугими кудрями короткой прически и аккуратной окладистой бородой, в короне, в царских одеждах (как правило, синяя мантия, скрепленная фибулой у правого плеча, и красная или разных оттенков коричневая туника или далматик с золотыми каймами, красные сапожки). Цвета одежды Д. не меняются: красная нижняя и синяя верхняя, различаются формы короны (может меняться в рамках одной иконы, напр. икона «Четырехчастная», 1547-1551, ГММК) и тип обуви. Образ Д. характеризует царское достоинство и сдержанность. Исключением можно считать шитое изображение на т. н. Малом саккосе, долгое время связываемом с митр. Фотием (сер. XIV в., ГММК), где Д. представлен в движении, к-рое поддержано линиями большого разворачивающегося свитка.

http://pravenc.ru/text/168470.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [греч. Παναγας Αμασγος; Богоматери Дамасской], в юж. части гор Троодос, близ дер. Монагри (Кипр), примерно в 20 км к северу от Лимасола ( Лимасольская митрополия ). Основан как муж. в нач. XII в. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в кон. XII в.), др. древние постройки мон-ря не сохранились. Из сигиллия (грамоты) 1700 г. Патриарха К-польского Каллиника II известно, что ок. 1630 г. Леонтий, митр. Немесский и Курийский, подарил мон-рь Патриарху Александрийскому Герасиму I , к-рый дар не принял. В 1698 г. свои права на мон-рь заявил один из его преемников, Патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче мон-ря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I, он отказался от своих притязаний. С тех пор мон-рь действовал как приходской храм. В XVIII в. он пришел в запустение и был приписан к мон-рю арх. Михаила. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. " Рождество Христово " . Фрагмент фрески из ц. Панагии Амасгу в Монагри (Кипр). Кон.. XII в. В кон. XX в. мон-рь был открыт как жен., на 2000 г. в нем было 5 насельниц - 4 монахини и игумения Епифания. В интерьере базилики сохранились росписи неск. периодов. 1-й - стилистически идентичен фрескам ц. Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым ок. 1105-1106 гг. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко 2-му периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-вост. углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди к-рых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы к-польского искусства кон. XII в. с элементами местного колорита. фрески 3-го периода, 1-й пол. XIV в., плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете сев.-вост. ниши - композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой». К 4-му периоду относится роспись 1564 г. в алтаре и нишах: в центральной юж. (Введение во храм Богородицы), центральной сев. (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный) и сев.-зап. (вмч. Георгий, мч. Мамант). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизант. искусства. Базилика была реставрирована в 1960 г., реставрация фресок проводилась в 1969-1972 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://pravenc.ru/text/114294.html

Грохочут пушки и минометы, изрыгают пламя и смерть из своих стволов. Перестукиваются пулеметы. Идет дождь… Сумрачно от дыма; низко нависшие мрачные, темные тучи, какое-то неопределенное положение наше – действует на нервы, возбуждает тревогу. Одно немного успокаивает – это наша артиллерия… Ее очень много… Всю ночь возвращаются разрозненные группы солдат и офицеров; вырвавшиеся из окружения. Более или менее все обошлось благополучно; главное, цело все полковое начальство. Но есть и потери. Из нашего штаба, из строевой части погиб Шувалов; недосчитались мы еще нескольких человек. Раненые – все остались там. Неизвестна судьба наших автоматчиков, нет всего взвода во главе с лейтенантом Музыченко. Где они, что с ними?.. 2 мая Нет времени и условий писать много и подробно о том, что делается. Если сказать коротко – наступаем в общем направлении на Швепниц. Автоматчики вернулись утром. Наше НП кочует по лесу. Идет мелкий дождь, мокро, холодно. Немцы упорно сопротивляются, вокруг нас рвутся снаряды. Но наша артиллерия не остается в долгу – подсыпает фрицам перцу. 4 мая Сегодня ночью заняли Швепниц. Подобрали под НП один дом. Все побито, поломано. Но задержаться нам здесь не пришлось, в 17.00 уходим из разбитого города в Роллан-Окс. Так называется одинокий домик посреди леса (лесника, что ли?). Он находится в 4 километрах от Швепница к западу. Полк занимает оборону на окраине города; активных боевых действий не ведет. Мы на НП устраиваемся совсем по-домашнему – из покинутой немцами деревни Роллан-Окс натаскиваем перин и надеемся сегодня поспать по-человечески. Много наехало начальства всякого – из дивизии, корпуса – делают рекогносцировку местности. Наверное, снова будем наступать… Сообщают, что помер Гитлер и что 2-го мая нашими войсками взят Берлин. Эти вести весьма обрадовали нас… 6 мая Второй день стоим в обороне. Время проходит без особых событий; кажется, что скоро кончится война; чувствуется по всему и все хотят этого… А почему бы и нет? — Гитлера уже нет, Берлин наш… … Сегодня в 15.00 началась разведка боем 1-го стрелкового батальона 23-го полка. Гремит артиллерия. В случае успеха – пойдем вперёд. 7 мая

http://pravmir.ru/pobednyiy-dnevnik-posl...

Прорыв осуществили люди серьезные, финансисты, которые выбрали себе президента и смогли проводить в жизнь свои идеи. Вот такая ретроспективно история возникновения этого общества. Есть интервью одного французского япониста, который писал, что Шифф в 1994 году чужими руками - такой был американский журналист Окс - приобрел «Нью-Йорк таймс», через два или три года выкупил «Ассошиэйтед пресс». И фактически вся информация, идущая в мир, проходила практически через его призму. На этом фоне возникают общества друзей русской свободы, которые начали подготовку к тому, что произошло в период Русско-японской войны. Многие знают, что Русско-японская война финансировалась консорциумом банков. Одним из главных лиц в этом консорциуме был Джейкоб или Якоб Шифф. Но конкретных документов, подтверждающих это, не было. Мы нашли в Японии специалиста и документы, которые показывают, как разыгралась вся трагедия Русско-японской войны. Более того, мы получили информацию о лагерях военнопленных. И получилась страшная картина того, что произошло потом, уже в 1905 году. Так что давайте попросим Олега Яковлевича рассказать про эти общества, как они создавались и из кого. Н.В.Бульчук: - Спасибо, Елена Николаевна, я только задам маленький вопрос. Даже если исключить такую сферу, как телевидение, и просто обратиться к печатным или к электронным СМИ, то тема, о которой мы говорим сегодня, уже активно отрабатывается в различных направлениях. Но и для меня лично, и для некоторых наших авторов она является неким табу. Почему? Потому что это тема, на которой спекулируют многие, с различными интересами. И многие люди, которые цинично, критически относятся к теме масонства, каких-то тайных заговоров или же мировых правительств – они не пытаются исследовать направления, связанные с документальным подтверждением тех или иных фактов, чтобы не погрязнуть в них. Что я имею в виду? Сегодня существуют в интернете «Откровения инсайдера», где можно получить ответ на любой вопрос, в том числе и касательно русской революции.

http://pravoslavie.ru/107811.html

Известный медицинский портал Доктор Питер 22 сентября 2020 года привёл слова из доклада генерального директора НМИЦ им. Алмазова, академика РАН Евгения Шляхто . За 6 месяцев в России от COVID-19 умерли 7 317 человек, с COVID-19 - 5 825 человек. Всего - около 13 000. За это же время от острого коронарного синдрома (ОКС) скончались 39 985 россиян, от ишемической болезни сердца (ИБС) - 220 719. Всего - почти 261 000. Это в 20 раз больше, чем умерших за это время пациентов «с ковидом»! Совершенно очевидно, что «борьба с пандемией» привела к сильному росту заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и других хронических недугов. Почему? Евгений Шляхто отметил, что на смертность от ССЗ повлияли карантинные мероприятия. Причём не только напрямую, но и опосредованно - в связи с ограничениями на экстренную госпитализацию, уменьшением количества плановых вмешательств, психологическими травмами и так называемой «самоизоляцией»: «Мы действительно столкнулись с ситуацией, когда вопросы перепрофилирования (больниц) существенно влияли на рост обращаемости, частоту инфарктов и инсультов. Но мы видим, что существенное влияние оказывала и изоляция, в которой находились особенно группы населения с факторами риска. Мы видим по ряду регионов, что изоляция пожилых людей приводила к увеличению числа пациентов, в частности с цереброваскулярными заболеваниями. Поэтому вопросы ограничительных мер должны быть очень-очень осторожными». Вот вам и так называемая «самоизоляция», по сути являющаяся для пожилых людей домашним арестом. На самом деле, если человек сам принимает решение, то это - одно, а если его обязывают замкнуться в четырёх стенах - то совсем другое! И вот теперь этих граждан вновь загоняют по домам. Хотя по словам начальника службы анализа и перспективного планирования управления по реализации федеральных проектов НМИЦ им. Алмазова Светланы Виллевальде, до сих пор нет убедительных данных о том, что у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями выше риск заразиться коронавирусом...

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/26/po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009