Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМУС [нем. Demus] Отто (4.11.1902, Харланд, близ Санкт-Пёльтена - 17.11.1990, Вена), австр. историк средневек. искусства (Византия и Зап. Европа). Сын врача К. Демуса, убитого в начале первой мировой войны, Д. поступил в Венский ун-т, где занимался под рук. Й. Стржиговского . Первым результатом его изысканий стала монография (совм. с Э. Дицем), посвященная мозаикам мон-рей Осиос Лукас и Дафни (Byzantine Mosaics in Greece, Hosios Lucas & Daphni. 1931). Книгу характеризует строгий, выверенный художественно-исторический подход и интерес к вопросам стиля, текст - впервые среди подобных публикаций - снабжен фотографиями. Вышедшая в 1935 г. книга по истории собора Сан-Марко в Венеции сформировала представление о Д. как об ученом, «подходящем к материалу с филологической дотошностью» ( Belting. 1991. P. VIII). О. Демус. Фотография. 80-е гг. XX в. О. Демус. Фотография. 80-е гг. XX в. По окончании ун-та (1928) Д. вел работу, связанную с сохранением памятников искусства на территории Австрии. В 1930-1936 гг. занимал пост хранителя памятников в Каринтии. В 1936 г. был переведен в Вену, с 1937 г. преподавал в Венском ун-те. После аншлюса Австрии (1938) Д. уехал на Сицилию, где участвовал в работе конгресса византинистов (1939), а оттуда в Великобританию. В Ин-те Варбурга занимался коллекциями книг, вывезенных из Гамбурга и австр. собраний, преподавал историю искусств в Ин-те искусства Кортолда (Курто). В этот период он написал кн. «Мозаики норманнской Сицилии» (The Mosaics of Norman Sicily. 1949) и исполненное в эссеистической манере исследование о декоративном убранстве храмов IX-XII вв. (Byzantine Mosaic Decoration. 1947), высоко оцененное иконологами. По окончании войны Д. вернулся в Австрию и возобновил работу в службе по охране памятников искусства. Периодически публиковались его статьи, имевшие большой резонанс (в список трудов Д. входит 15 монографий, 133 статьи и 41 рецензия). Он стал одним из основателей Австрийского об-ва византинистов, получавшего поддержку от центра визант. исследований Дамбартон-Окс (Вашингтон), и одним из первых авторов его ежегодника (выходит с 1951), был принят в члены многочисленных обществ (в т. ч. Британской академии и Об-ва антикваров), не раз был номинантом всевозможных премий (в т. ч. Prix Schlumberger). Приоритетной темой исследований Д. продолжал оставаться собор Сан-Марко. 2-я книга об этом памятнике вышла в 1960 г. (The Church of San Marco in Venice), в ней отсутствовал раздел о мозаиках, исследование к-рых продолжилось в период реставрации собора (70-е гг. XX в.), после возведения в соборе Сан-Марко лесов.

http://pravenc.ru/text/171675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. Кономос. Фотография. 2013 г. Димитрий [англ. Conomos Dimitri; греч. Οκονμου Δημτριος] (род. 26.09.1947, Сидней, Австралия), англ. музыковед греч. происхождения, исследователь визант. и совр. греч. церковного пения. По окончании Сиднейского ун-та переехал в Оксфорд, где в 1972 г. под рук. Э. Веллеса защитил докт. дис. «Византийские Трисвятое и херувимские XIV и XV вв.». В качестве приглашенного исследователя работал в Патриаршем ин-те патристических исследований (Салоники (Фессалоника); 1972-1973) и в центре Дамбартон-Окс (Вашингтон; 1973-1975). В 1980-1981 гг. изучал греч. певч. рукописи в б-ках мон-рей Гроттаферрата близ Рима, Великая Лавра, Кутлумуш, Иверский и Ватопед на Афоне. Сотрудничал в разном качестве в учебных заведениях Европы и Сев. Америки, в т. ч. в Свято-Владимирской ДС (Крествуд, шт. Нью-Йорк), в Греческой православной богословской школе Св. Креста (Бруклин, шт. Массачусетс), в ун-тах Британской Колумбии, Ганновера, Лондона, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия (Москва). В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Руководитель секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. Будучи членом исполнительного комитета Об-ва друзей горы Афон, с 2004 г. организовал ряд паломничеств на Святую Гору (в т. ч. в форме молодежной Духовной экологической службы), в Россию, Грузию и Грецию, а также конференции Об-ва в Мадингли-Холле (Кембридж). В 2000-х гг. был консультантом брит. королевской семьи по вопросам Православия. Опубликовал большое количество статей о средневек. и совр. правосл. церковном пении. Научный редактор сб. «Исследования по восточному церковному пению» (Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1990. Vol. 5). В центре научных интересов К. исследование корпуса песнопений и изучение деятельности мелургов калофонического стиля визант. церковного пения (сер. XIII - XV в.).

http://pravenc.ru/text/1841948.html

Крещение Господне. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне. Ок. 520 г. В Баптистерии ариан (ок. 520) композиция зеркально повторяет ту же сцену, отличаясь в деталях: Христос изображён безбородым, над Ним — голубь, от клюва которого исходит сноп света, справа от Него — св. Иоанн Креститель во власянице с посохом в левой руке, возлагающий руку на голову Спасителя. Слева олицетворение Иордана — полуобнажённый старец с тростником в руке, опирающийся на опрокинутую урну, из которой вытекает вода. Крещение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 4v) Миниатюра из сирийского Евангелия Раввулы 586 г. (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 4v) является сокращённым вариантом той же иконографии, но без персонификации Иордана; добавлен небесный сегмент с благословляющей десницей — символом Бога Отца, возвестившего о Христе: «...Сей есть Сын Мой Возлюбленный...» (Мф 3: 17; Мк 1: 11; Лк 3: 22). Крещение Господне. Ампула типа Монца. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) С конца VI в. в композиции Крещения Господня вводятся изображения ангелов: на медальоне свинцовой ампулы из собора г. Монца (VI в.) — ангел; в клейме на живописной крышке сирийского реликвария (VI в., Музеи Ватикана) — два ангела и две фигуры учеников св. Иоанна Крестителя с нимбами (Ин 1. 35). На резной пластине из слоновой кости с трона архиеп. Максимиана (VI в., Архиепископский музей в Равенне) Христос изображён безбородым, св. Иоанн облачён во власяницу и в гиматий. В сцене присутствуют два ангела с покровенными руками, а фигура, персонифицирующая Иордан, показана со спины, что буквально иллюстрирует текст Пс. 113: «...море виде и побеже, Иордан возвратися вспять». Крещение Господне. Рельеф трона имп. Максимиана в Равенне. VI в. Введение в композицию не упомянутых в евангельском повествовании персонажей и деталей, например, таких элементов иконографии, как позы и жесты, объясняется текстами службы праздника, насыщенными цитатами из псалмов. Жест св. Иоанна Крестителя, возлагающего руку на голову Спасителя, многократно упоминается в песнопениях праздника и отражает практику таинства Крещения, описанного Тертуллианом. Спаситель изображается стоящим в воде нагим, редко — в препоясании. Нагота Христа как знак добровольного «истощания», то есть умаления Творца до «рабия зрака» и даже до смерти, также объясняется в словах тропарей и стихир: «Адамову наготу одевая, Благоутробне, во одежду славы, хощеши обнажитися плотию во Иордане реце», «Обнажение студное покрывая Адама праотца, обнажаешися вольно и струями Иорданскими Тебе Самого покрываеши».

http://bogoslov.ru/article/6172058

От этого времени сохранились памятники станковой живописи, выдающиеся по своим художественным достоинствам и оригинальные по иконографическому решению. К ним, напр., относится памятник столичной культуры - икона «Собор двенадцати апостолов» (1-я треть XIV в., ГМИИ); празднование Собору апостолов было установлено в IV в. Ростовые фигуры апостолов размещены в среднике в 2 ряда - 4 внизу и 8 вверху; в 1-м ряду - апостолы Иаков Алфеев, Петр, Иоанн и Матфей, их позы подвижны и разнообразны. Благодаря глубокому развороту вправо фигура делающего шаг вперед Петра кажется самой динамичной, линия его согнутой в локте правой руки практически параллельна линии правой руки ап. Андрея, находящегося в ряду выше, т. о. фигуры братьев, первыми призванных к служению Иисусом Христом, корреспондируются; в левой руке ап. Петр держит свернутый свиток. Кон. XIII - нач. XIV в. датируется поясная икона ап. Петра (Дамбартон-Окс, Вашингтон), удивительная по живописному пластическому решению; в иконографию ап. Петра, сохранившего все свои атрибуты: свиток, крест на длинном древке, ключи,- привнесена своеобразная деталь - пара ключей висит на золотистом шнуре, завязанном на узелок вокруг шеи ( Weitzmann K. The St. Peter Icon of Dumbarton Oaks. Wash., 1983). Апостолы Петр и Павел, предстоящие кресту. Икона. 2-я пол. XIV в. (Византийский музей, Афины) Апостолы Петр и Павел, предстоящие кресту. Икона. 2-я пол. XIV в. (Византийский музей, Афины) Отдельные изображения первоапостолов включают в деисусный чин, напр., иконы в «Большом Деисусе» нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - поясные образы наряду с иконами Христа, Богоматери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила. Их образы - единственные ростовые - выделяются на 2-сторонней иконной панели - гексаптихе XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) с двунадесятыми праздниками на одной стороне, а на другой - с изображениями в среднике процветших крестов, по сторонам к-рых попарно расположены в 3/4-ном повороте первоапостолы. Практически не претерпевает изменений парная иконография в иконописи - апостолы изображаются обращенными друг к другу, и, по уже закрепившейся традиции деисусных композиций, ап.

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Богородицы Халкопратийской (сер. V в.)). Однако военные действия (1912-1922), распад Османской империи прервали начавшиеся исследования: были закрыты РАИК и Французская школа археологии в Афинах. В 20-х гг. XX в. работы возобновились, были раскопаны (в основном франц. археологами) ц. Иоанна Крестителя (VI в.) в Евдоме и ряд объектов в Манганах. Решающим шагом для развития визант. археологии стали работы в Стамбуле в 30-х гг. XX в. на ипподроме и в Большом дворце , позволившие создать керамическую стратиграфию и общую типологию артефактов, датированных на основе нумизматического материала (работы были продолжены в 50-х гг. под рук. Тамары Толбот Райс, Д. Толбота Райса , Джоан Оутс, Дж. Б. Уорд-Перкинса . См.: The Great Palace of the Byzantine Emperors: Rep. 1. L., 1947-1949; Rep. 2. Edinb., 1958). Тогда же началось активное исследование и реставрация стен К-поля (продолжается в наст. время). В 20-30-х гг. XX в. ключевые открытия сделали ученые Германского археологического ин-та в Стамбуле (А. М. Шнайдер, К. Биттель и др.): были изучены ц. св. Евфимии, вблизи ипподрома (VI в.), и зап. часть 1-го (IV - нач. V в.) собора Св. Софии. Особую роль в изучении визант. памятников в Стамбуле сыграло начало исследований с 30-х гг. XX в. интерьера Св. Софии под рук. Т. Уиттмора , директора 1-го Американского ин-та визант. исследований в Париже (позднее соединен с Дамбартон-Окс , Вашингтон); работы были продолжены в 50-х гг. XX в. П. Андервудом, позже С. Манго , Н. Б. Тетерятниковой; с 90-х гг. XX в. в соборе ведется научная реставрация. В 20-40-х гг. XX в. важнейшим районом полевых исследований визант. археологии стал Ближ. Восток (особенно Сирия). Введение мандатов на управление этими территориями после первой мировой войны обеспечило свободу раскопок, а прекрасная сохранность памятников, заброшенных в VII-VIII вв., привлекла к ним внимание. Франц. ученые Ж. Б. Лассю и Ж. Чаленко разработали функциональный и историко-культурный методы ( Lassus J. Sanctuaries chrétiens de Syrie. P., 1947; Tchalenko G.

http://pravenc.ru/text/372678.html

XVI в., ГММК,- с «Сошествием Св. Духа»). Фигуры чина могли быть поясными, как, напр., на иконах, входивших в первоначальное убранство ц. Покрова на Рву (кон. XVI в., ГИМ, музей «Покровский собор»), где И. З. облачен в коричневую фелонь и держит закрытое Евангелие в золотом окладе с красным обрезом на покрытой омофором правой руке. Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Единоличные изображения И. З. в иконописи известны с поздневизант. времени. На мозаичной иконе (ок. 1325, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной мон-рем Ватопед на Афоне рус. послу гр. А. И. Нелидову в 1894 г., в поясном изображении И. З. выделены черты, характерные для типа аскета - впалые щеки, высокий лоб; облачения отличаются яркостью - ризы с красными крестами, омофор с крупными синими крестами, на покровенной левой руке Евангелие. Древняя почитаемая небольшого размера икона (26,5×19 см) с ростовым изображением И. З. хранится в мон-ре Хиландар. Уже в кон. XIX в. живопись в среднике была неразличима, и внимание исследователей икона привлекала благодаря драгоценному визант. серебряному окладу XIII-XIV вв. с 14 рельефными композициями, Этимасией и праздниками ( Кондаков. 1902. С. 195. Рис. 75). В совр. публикациях на иконе заметны черты, к-рые можно отнести к искусству позднего времени: высокий лоб святого заканчивается тонзурой, бритый подбородок; святитель в саккосе, на боку палица; цветной фон имитирует воздушную перспективу (Treasures of the Mount Athos. 1997. Cat. 9. 21. P. 344-345). Наиболее ранний пример в рус. иконописи - икона из ц. Введения д. Кузьмино на Княжострове Архангельской обл. (2-я пол. XV в., АМИИ). И. З. представлен с разведенными в стороны руками, правой благословляет, на покровенной левой Евангелие; облачен в белую крещатую фелонь, темно-синий подризник, у него шитая золотом епитрахиль, палица и поручи; волосы необычно пышные, на голове тонзура.

http://pravenc.ru/text/541598.html

В то же время К. с изображением Распятия в христ. искусстве появился только в V в. (рельефы дверей ц. Санта-Сабина в Риме). Символ К. в христианском храме Мозаичный пол церкви в Шавей-Цион, Израиль. V в. Мозаичный пол церкви в Шавей-Цион, Израиль. V в. С момента выработки типа церковного здания (христ. храма) К. становится основой его плановой и пространственной структуры, образуемой пересечением главного нефа (обычно строящегося по длинной оси, от входа к алтарю по линии «запад-восток») с трансептом, пересекающим нефы в поперечном направлении (как в древней рим. базилике св. Петра). Крестообразный план церковного здания сочетался с различными типами завершений (плоское перекрытие, коробовые своды, купола), получил широчайшее распространение в христ. архитектуре не только в рафинированных формах столичных монументальных комплексов (см. ст.: Апостолов св. церковь в К-поле ), но и в простых воспроизведениях в самых удаленных регионах православного мира (ц. вмч. Георгия Победоносца в г. Лалибэла, XII-XIII вв., Эфиопия). К. определял конструкцию здания, входил в его структуру начиная с простейших строительных материалов (знаки на кирпичах и камнях), декоративных элементов (крестообразные выкладки и вытески) до венчающих храмы деревянных и металлических К. Изображение К. есть в живописном декоре храмов (мозаики и фрески), а для Запада (и России в XVIII-XX вв.) и в скульптуре, а также в малых архитектурных формах (алтарные преграды, алтари, киоты и пр.) и в церковной утвари. К. повлиял на форму мн. предметов церковного убранства и богослужения, напр. визант. крестообразные паникадила (сер. VI в. из Сионского клада, Дамбартон-Окс, Вашингтон); с развитием книгописания - на приемы оформления церковных книг (напр., зачала евангельских чтений, вариации заставок, в т. ч. с орнаментальной и фигуративной иллюминацией), на их переплеты и детали. К. был широко представлен в церковной орнаментике, в облачениях его включение повышало статус предмета (т. н. крещатые ризы (фелонь-полиставрий) в XIV-XV вв. К-польский патриарх передавал епископам как награду за заслуги). Изображение К. распространено также в декорации связанных с литургией масляных светильников (глиняных, металлических, стеклянных), в знаках сана и персональных украшениях (кольца, подвески и др.).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Несмотря на различия, все К. объединяет их единая функция как моленных и охранительных. Все виды К. могут включать фигуру Спасителя, напоминая о Его распятии. Для всех традиций характерно постепенное нарастание орнаментальных и фигуративных мотивов в декорации всех типов К. Археология и история искусства фиксируют множество форм и разнообразие материалов (от простейших до самых дорогих), из к-рых изготовлялись К. К. богослужебные (Византия, Др. Русь и Россия) К. стали появляться в церковных процессиях после выхода эдикта имп. Галерия (311) и заключения соглашения между равноап. Константином Великим и Лицинием в Медиолане (ныне Милан) (313), разрешивших такие шествия; до этого К. можно было носить только на похоронах. Имп. Юстиниан I узаконил обычай шествовать с К. в церковных процессиях и его включение в богослужение (Novell. Just. 123. 32), после чего использование процессионных К. вошло в чин литургии. Крест процессионный. VI–VII вв. (Королевский музей Онтарио, Торонто) Крест процессионный. VI–VII вв. (Королевский музей Онтарио, Торонто) Полагают, что уже в V в. было принято обращать молитвы ко К. (вне зависимости от места его размещения, техники и материала изготовления). С эпохи имп. Юстиниана почитание К. стало ведущей темой церковной декорации в разных вариантах, от простого 4-конечного К. в зените купола собора Св. Софии в К-поле до самостоятельной композиции «Поклонение Кресту». Обычай ставить К. на престол упоминается в сир. текстах V-VI вв. Сохранилось много серебряных крестов VI-VII вв. (напр., в собрании Дамбартон-Окс, Вашингтон). К. могли быть водружены над темплоном, таков, напр., бронзовый К. Моисея (VI в.) в монастыре вмц. Екатерины на Синае с ветвями, расширяющимися к концам (1,04×0,79 м), на лицевой стороне - греч. надпись с текстом Исх 19. 16-18 и посвящением; на концах ветвей - гравированные изображения «Прор. Моисей получает скрижали завета» (слева) и «Прор. Моисей снимает сандалии перед Неопалимой Купиной» (справа). В VI-VII вв. материалом для алтарных и процессионных К. было преимущественно серебро с чернью или позолотой, с Х в. его вытеснила бронза. Большинство К. имели расширенные концы, хотя есть и прямые. Часто на них помещены гравированная или черневая надпись (как правило, с текстом Трисвятого или посвятительного характера), монограммы (в т. ч. донаторов), иногда - изображение Распятия (литые рельефные К. с изображением Распятия до Х в. неизвестны); их также украшали фигуры апостолов или евангелистов, Пресв. Богородицы и св. Иоанна Крестителя, образующие род Деисуса. Образы Пресв. Богородицы и святых (в т. ч. композиции) могут быть размещены и на обратной стороне К.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМБАРТОН-ОКС [англ. Dumbarton Oaks], научно-исследовательский центр в Вашингтоне (США), при Гарвардском ун-те. Одним из 3 основных направлений специализации Д.-О. является изучение истории и культуры Византии. Центр византиноведения образован на основе обширной коллекции визант. искусства (артефакты, рукописи, иконы, монеты и проч.), собранной в 20-50-х гг. ХХ в. Р. В. Блиссом (1875-1962), его женой М. Блисс (1875-1969), а также Дж. С. Тачером, 1-м хранителем коллекции. Супруги Блисс завещали свою усадьбу с ландшафтным парком Гарвардскому ун-ту, под эгидой к-рого и функционирует Д.-О. С 1940 г. центр издает научный византиноведческий ж. «Dumbarton Oaks Papers», посвященный преимущественно визант. искусству, но содержащий также отчеты об археологических исследованиях визант. памятников, к-рые активно проводятся амер. специалистами, множество работ по церковной истории, лит-ре, общественной жизни и др. темам. В серии «Dumbarton Oaks Texts» публикуются критические издания визант. текстов, а в «Dumbarton Oaks Studies» - монографические исследования. Выходит также серия визант. житий святых в английских переводах. Большое значение имеют изданные Д.-О. каталоги собственных коллекций, в особенности монет и печатей. На электронном сайте центра www.doaks.org размещен каталог б-ки, текст ряда монографий и источников, а также база данных по визант. агиографии VIII-X вв. Д.-О. ежегодно присуждает неск. стипендий для молодых ученых (Junior Fellows) и исследователей с докт. степенью (Regular Fellows). Кроме того, выдаются летние стипендии для кратковременного пребывания. Каждый год центр организует тематические симпозиумы по византиноведению. Рубрики: Ключевые слова: ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США

http://pravenc.ru/text/168742.html

В 1955 г. К. стал руководителем научных исследований в Дамбартон-Оксе, ему пришлось уделять больше времени организационной работе. Именно тогда из частного учреждения, направления деятельности которого отражали научные интересы его основателей, Дамбартон-Окс стал международным научным центром по изучению византийской цивилизации: истории, литературы, теологии, литургики, музыки, права, археологии и истории искусства. Двум последним К. придавал особое значение, поскольку считал, что образы занимали центральное положение в идеологии визант. общества. Он также полагал, что культуру Византии нужно рассматривать в более широком контексте - в диалоге с соседними странами: славянскими, ближневосточными, латинскими. К. не считал себя византинистом, как и другие великие ученые его поколения (Х. Бухталь, О. Демус, А. Грабар, Р. Краутхаймер); его интересовало как визант. искусство, так и западное. При К. в Дамбартон-Оксе началось формирование фотоархива и архива археологических раскопок. К. участвовал в 2 крупных археологических проектах тех лет - в Стамбуле и на о-ве Кипр. Он организовал 2 больших симпозиума в Дамбартон-Оксе: «Византия в VII веке» (Byzantium in the Seventh Century) в 1957 г. и «Влияние византийского искусства на западноевропейское в XII-XIII веках» (The Byzantine Contribution to Western Art in the Twelfth and Thirteenth Centuries) в 1965 г. (вместе с К. Вайцманом). В эти же годы К. читал курсы лекций на фак-те изящных искусств Гарвардского ун-та. В 1967 г., после 25-летнего пребывания в Дамбартон-Оксе, К. год работал в Принстонском ун-те; затем в течение 12 лет преподавал в Гарвардском ун-те. Его лекции основывались на глубоком научном опыте, тщательном осмыслении фактов, структурности и ясности мышления, спокойной и яркой подаче материала. Он подготовил к защите дипломных работ и диссертаций значительное число студентов и аспирантов; темы их исследований были связаны с различными сферами научных интересов К.: позднеантичными напольными мозаиками, англосакс. и ранней ирл. книжной миниатюрой, изображениями-оберегами и орнаментами и др.

http://pravenc.ru/text/1841161.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009