Визант. адм. структура, доставшаяся Н. и., не претерпела серьезных изменений, кроме сокращения влияния на нее бюрократии; выросло количество фем. Как и при Комнинах и Ангелах в XII в., мн. придворные и правительственные должности были заняты членами аристократических семей, а также родственниками правящей фамилии. В первые годы создания Н. и. в Никее и Магнисии (ныне Маниса) начали работать мастерские по чеканке собственной монеты. В 1219 г. имп. Феодор заключил торговый договор с Венецией, что дало Н. и. нек-рую возможность принимать участие в перераспределении доходов от транзитной морской торговли в регионе черноморских проливов. Императоры Н. и. выделяли средства на возведение крепостей на всех направлениях, постоянно укрепляли свои владения, накапливали резервы вооружения и продовольствия. В 1224 г. Иоанн III в Никее подавил заговор Андроника Нестонга и своих дядей, 2 младших братьев Феодора I, к-рые попытались оспорить его власть. В том же году он одержал победу над латинянами в битве при Пиманионе и начал успешную экспансию в прибрежные районы Вифинии и Геллеспонта. В 1224 г. все вост. и юж. побережье Мраморного м. и прол. Дарданеллы перешли к Н. и., за исключением Никомидии. У Н. и. появился свой флот. К кон. 20-х гг. XIII в. никейцы овладели островами Лесбос, Самос, Хиос. Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Императоры Михаил II и Иоанн III Ватац. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1246–1254 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) К сер. 30-х гг. XIII в. окончательно определилось военное доминирование Н. и. над латинянами. В 1235 г. никейцы захватили п-ов Галлиполи, принадлежавший ранее венецианцам, и начали продвижение на европ. землях. В 1235-1236 гг. в союзе с болг. царем Иоанном Асенем Иоанн III дважды осаждал К-поль, но не добился решительного успеха. Владения Н. и. во Фракии постепенно расширялись. В 1243 г. эпирский деспот Иоанн Комнин Дука признал Иоанна III Ватаца своим сюзереном; в 1246 г. никейцы присоединили Фессалонику и значительную часть Македонии. В 1251 г. имп. Иоанн Ватац вновь осаждал К-поль. В 1253 г., потерпев новые неудачи в борьбе с Н. и., эпирский правитель Михаил VII Дука вновь признал себя вассалом Никеи.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Имп. Михаил III. Имп. Феодора. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 842–867 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Имп. Михаил III. Имп. Феодора. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 842–867 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) . Оценка личности М. и его политики представляет значительные затруднения для совр. науки. После того как большая часть рассказов об экстравагантном поведении М., содержащихся в хрониках X в., была отвергнута как тенденциозный художественный вымысел и часть династической македон. пропаганды, обнаружилось, что в источниках сохранилось крайне мало информации о реальных чертах личности М. и характере принимаемых им решений. Между тем успехи визант. внешней политики в правление Феодоры и Михаила очевидны. Главную роль в военных победах сыграли братья Феодоры Варда и Петрона. Второй разгромил в сент. 863 г. эмира Мелитины Умара (Омара), который погиб в сражении. Варда в 865 г. разбил болгар, следствием чего явилось крещение болг. хана Бориса, принявшего имя Михаил. М. стал крестным отцом Бориса. В 860 г. неудачей окончился грабительский набег руси на окрестности К-поля, возможно, повлекший за собой крещение части рус. (скандинавской) знати (т. н. первое Крещение Руси ). Именно при М. началась миссия св. равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия в слав. землях. Относительно успешна была и политика на арм. направлении. Усилия по подавлению движения павликиан не принесли полной победы, но уже очень скоро после воцарения Василию I удалось справиться и с этой проблемой. Отношения с Римом в 857-867 гг. определялись Фотиевой схизмой и борьбой между К-польской и Римской Церквами за влияние в Болгарии, где Фотию при поддержке М. также удалось достичь серьезных успехов. По всей вероятности, М. действительно имел склонность перекладывать ведение гос. дел на своих советников, однако обладал способностью подбирать по-настоящему способных гос. деятелей и полководцев. Внутренняя и церковная политика Убийство Варды на глазах у имп. Михаила III. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 80)

http://pravenc.ru/text/2563704.html

Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Пресв. Богородица. Христос на престоле с Михаилом VIII Палеологом. Иперпир. Аверс. Реверс. 1258–1282 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) В поисках союзников в разных странах Иоанн Ватац в кон. 30-х гг. XIII в. установил дружественные отношения с римско-герм. имп. Фридрихом II Штауфеном , а в 1244 г., после смерти 1-й супруги Ирины, женился на его незаконнорожденной дочери Констанце Ланчии, к-рая приняла правосл. имя Анна. Союз с Фридрихом был важен для Н. и. в атмосфере продолжавшегося непримиримого противостояния с Римско-католической Церковью. Переговоры никейцев с папскими послами не давали результатов, поддержка Латинской империи из Рима неизменно продолжалась, что делало папство по сути главным идеологическим врагом Н. и. После смерти Иоанна III в 1254 г. престол Н. и. перешел к его сыну Феодору II Дуке Ласкарю , который большую часть времени посвящал научным трудам. В 1255 г. союз Н. и. с Болгарией распался. Болгары вторглись во владения никейцев, но потерпели неудачу. По условиям нового договора Феодор II еще более расширил свои владения во Фракии. Последние годы истории Н. и. отмечены нараставшим внутренним конфликтом между правящей династией Ласкарей и кланом Палеологов, к-рые в преддверии обозначившейся перспективы неминуемого освобождения К-поля уверенно претендовали на верховную власть. Глава клана Михаил Палеолог (визант. имп. Михаил VIII Палеолог ; 1259-1282) обвинялся в заговоре еще при жизни Иоанна Ватаца, но сумел оправдаться. Он пользовался поддержкой провинциальных семей феодалов Н. и., недовольных сосредоточением власти внутри клана Ласкарей. Судьбу Ласкарей решила неожиданная смерть имп. Феодора II 16 авг. 1258 г. в возрасте 34 лет. Престол перешел к его 7-летнему сыну Иоанну IV Дуке Ласкарю , что в условиях феодального общества означало в ближайшем будущем неизбежную вспышку междоусобной борьбы. Регентами при Иоанне IV были объявлены великий доместик Георгий Музалон и патриарх Арсений Авториан.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

В. и. вышла из войны с Ираном крайне ослабленной и не смогла сдержать натиск нового противника - арабов-мусульман, вторгшихся в Сирию в 634 г. (см. ст. Арабские завоевания ). После поражения визант. армии в решающем сражении на р. Ярмук (авг. 636) Ираклий покинул Антиохию и отбыл в К-поль, сказав, по свидетельству хронистов: «Прощай, Сирия!» Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) III. Монашество. Важнейшей чертой духовной жизни ближневост. областей В. и. было монашеское движение, получившее особенное распространение в пустынных горах у Мёртвого м. и Иордана. С этими обителями в кон. IV в. была связана значительная часть жизни и творчества блж. Иеронима Стридонского , одного из тех лат. писателей, к-рые познакомили Зап. Европу с монашеской традицией Египта и Палестины. В округе Антиохии с кон. IV в. также известны колонии отшельников. Сир. монашество выработало один из наиболее суровых видов аскезы - столпничество, виднейшим представителем к-рого был прп. Симеон Столпник (V в.), уже при жизни считавшийся духовным покровителем и заступником Антиохии. Палестинские мон-ри достигли расцвета в кон. V-VI в. (см. Савва Освященный ), но в нач. VII в. сильно пострадали от персид. нашествия и вступили в полосу упадка. Выступая центрами образования и лит. деятельности, мон-ри Св. земли дали христ. миру плеяду церковных писателей, как прп. Иоанн Мосх , Иерусалимский Патриарх св. Софроний I (VII в.) и др. IV. Культура. В ближневост. областях В. и. греч. язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и лит-ры; лат. долгое время употреблялся в адм. сфере. Богослужение велось на греч. и сир., сир. был языком бытового общения для большинства населения. В В. Месопотамии существовала обширная лит-ра на сир. языке. Еще до визант. времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление араб. письменности.

http://pravenc.ru/text/372678.html

К самой известной группе относятся ок. 40 А. из серебра, бронзы, свинца (16 - в сокровищнице собора в Монце, Италия; 20 - в сокровищнице собора Боббио, Италия; фрагменты одной - в музее Дамбартон-Окс в Вашингтоне; неск. А.- в ин-те Дёльгера в Бонне и в Музее земли Вюртемберг в Штутгарте, Германия). Все они датируются VI-VII вв.; происходят из Палестины. Имеют округлую плоскую форму в виде фляги с горлышком; на обеих сторонах - греч. надписи и изображения, выполненные в технике гравировки и чеканки по серебру, аналогичных технике чеканки монет и имп. медальонов. На большинстве А. с каждой стороны представлено по одной композиции, как правило на евангельские сюжеты; наиболее часто - Распятие и Вознесение. Впосл. отдельные изображения складывались в циклы, один из к-рых, состоящий из 7 сюжетов, сохранился на А. из Монцы: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Вознесение, Жены-мироносицы у Гроба Господня; подобные циклы характерны для монументальной живописи и иллюстраций рукописей. Я. И. Смирнов , Д. В. Айналов и А. И. Грабар отмечали родственность иконографии А. программам росписей доиконоборческих церквей Палестины, Трансиордании и Египта. Состав цикла, очевидно, повторял календарную последовательность основных христ. праздников. Иконография этих евлогий отражала реальную топографию, структуру, элементы интерьеров и убранства раннехрист. церквей Палестины, к-рые известны по сообщениям паломников. Так, в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на А. из Дамбартон-Окс изображен круглый барабан купола ротонды Воскресения Христова в Иерусалиме (306-337), опирающийся на 4 колонны. Под куполом ротонды - часовня Ангела, где, по сообщению паломницы Эгерии (IV в.), стоял епископ во время чтения Евангелия о Воскресении Христа (Egeriae peregrinatio. 24, 9). Кроме евангельских сюжетов на нек-рых А. изображаются крест, Богоматерь на престоле. Уникальным является изображение на А. из собора Боббио 20): в композиции «Вознесение» среди предстоящих - Богоматерь Оранта, над ней Вифлеемская звезда, а вместо 12 апостолов - прор. Захария и св. Иоанн Предтеча. Палестинские А. наглядно демонстрируют тесную связь святыни и изображения на ней.

http://pravenc.ru/text/114590.html

Наиболее ранние образы святого известны по сохранившимся произведениям, датируемым не ранее VII-VIII вв. Судя по ним, иконография Н. была вариативна, что свидетельствует о ее становлении в тот период ( Баччи. 2011. С. 310). Сохранились 3 печати с образом Н. (погрудные с нимбом), имеющие надписание с его именем: на самой древней, принадлежавшей епарху Николаю (VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон, см.: Там же. Ил. 4. С. 298, 301), у святого короткие волосы и борода (плохо просматривается); на 2-й - Н. показан с омофором, у него высокий лоб, широкие брови, волосы на голове и борода короткие (Национальная б-ка Франции, см.: Там же. Ил. 5). Тот же тип изображения представлен на архиерейских печатях (напр., на печати митр. Комитаса, VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; В. Лоран датирует ее VII-VIII вв., см.: Laurent V. Le corpus de sceaux de l " empire byzantin. P., 1963. Vol. 1. N 929. Pl. 125; San Nicola. 2006. Cat. 1.2, 1.3, 1.4) и позднее воспроизводился на похожих медальонах, напр. на том, к-рый украшает реликварий в виде правой руки, созданный для частицы мощей Н. по заказу католикоса Киликийской Армении Констандина IV и вложенный в Софийский храм в Сисе (1315 или 1325, Армянский Католикосат Великого Дома Киликии, Ливан; см.: Byzantium. 2004. Cat. 72. P. 136-137). Возможно, к образам на печатях восходит «портрет» Н. в круглом медальоне в свитке «Exultet» из собора в Бари (Епархиальный музей, Бари, 2-я четв. XI в.) - лик святого округлый, с крупными чертами, с короткими волосами, обрамляющими высокий лоб, с короткими усами и бородой. Чудо спасения Димитрия. Роспись в базилике свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. XII в. Чудо спасения Димитрия. Роспись в базилике свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. XII в. Древнейшие иконы визант. периода, на к-рых встречается образ святителя, сохранились только в мон-ре вмц. Екатерины на Синае ( Weitzman. 1976. P. 33, 52, 53, 61). На створке триптиха, являющегося в свою очередь 4-частной иконой, выполненной в технике энкаустики (VII-VIII вв.- по мнению К. Вайцмана; нач. IX в.- по мнению Н. Паттерсон-Шевченко), вместе с Н. представлены апостолы Петр и Павел, свт. Иоанн Златоуст. Н. показан седовласым старцем с клиновидной средней длины бородой, в светло-желтой фелони, в багряном подризнике, с узким белым омофором, спускающимся с левого плеча; левой рукой он прижимает к себе закрытое Евангелие, правой благословляет. Сохранилась также икона X в. с образом Н. и прп. Зосимы Палестинского: Н. представлен в епископских одеждах, волосы у него с проседью, борода короткая, заостренная.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБАРСКИЙ Яков Николаевич (7.07.1929, Киев - 30.11.2003, С.-Петербург), византинист. Вскоре после рождения Л. его семья переехала в Ленинград, блокадные годы Л. провел в эвакуации. В 1946-1951 гг. учился на кафедре классической филологии филологического фак-та ЛГУ, окончил его с отличием, был рекомендован к поступлению в аспирантуру, но в силу политической конъюнктуры принят не был. В 1955-1965 гг. Л. преподавал в педагогическом ин-те г. Вел. Луки, затем заведовал кафедрой иностранных языков Ленинградского сельскохозяйственного института, параллельно занимаясь исследованиями визант. лит-ры. В Вел. Луках Л. познакомился с А. П. Кажданом , который стал его другом и учителем. Под его руководством Л. в 1964 г. защитил канд. дис. ««Алексиада» Анны Комнины как исторический источник». В 1977 г. защитил докт. диссертацию о жизни и творчестве Михаила Пселла. Только в 90-х гг. ХХ в. Л., уже будучи ученым мирового уровня, стал штатным преподавателем СПбГУ. С этого времени Л. часто выезжал за рубеж для участия в конференциях, семинарах, выступал с лекциями и докладами в Вашингтоне (Дамбартон-Окс), Мюнстере, Уппсале, Париже. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Я. Н. Любарский. Фотография. Кон. ХХ в. Ранние статьи Л. посвящены классической филологии, но большинство его научных работ принадлежат сфере визант. филологии. Заслуги Л. в области изучения визант. лит-ры уникальны как в отечественной, так и в мировой науке. Доминантой научных интересов Л. стало творчество Михаила Пселла. Основные выводы исследований были изложены в монографии 1978 г. «Михаил Пселл. Личность и творчество: К истории византийского предгуманизма» (2-е доп. изд.: Безобразов П. В. Визант. писатель и гос. деятель Михаил Пселл. Любарский Я. Н. Михаил Пселл: Личность и творчество. СПб., 2001; греч. пер.: Η προσωπικτητα και το ργο του Μιχαλ Ψελλο. Αθνα, 2004). Л. исследовал мировоззрение автора, реконструировал его взаимоотношения с современниками, характеризовал художественные особенности трудов Пселла, подчеркивая их оригинальность и отмечая отступления от традиц. канонов жанра и стиля. Творчество Пселла анализировалось в широком контексте визант. лит-ры, поэтому книга разрослась в исследование об интеллектуальной жизни в Византии XI в. Работы Л. во многом определили дальнейший ход исследований наследия Пселла в мировой науке.

http://pravenc.ru/text/2561026.html

Напр., на стенках украшенной в такой технике чаше темно-фиолетового стекла (сокровищница Сан-Марко в Венеции) помещены 7 медальонов с персонажами, взятыми из античной мифологии, возможно олицетворяющими 7 планет; в пышный растительный орнамент вплетены арабески, что позволяет датировать сосуд XI в., когда господствовал стиль куфеск, имитирующий араб. письмо. Мощевик-энколпион вмч. Димитрия Солунского. XIII в. (Британский музей Лондон) Мощевик-энколпион вмч. Димитрия Солунского. XIII в. (Британский музей Лондон) Излюбленными при дворе визант. императоров были изделия из резной слоновой кости. Она шла на изготовление миниатюрных иконок, портативных диптихов и триптихов для домашних часовен, переносных темплонов, для украшения ларцов светского и культового назначения. По свидетельству имп. Константина Багрянородного, в часовне Большого имп. дворца, посвященной пострадавшим в Севастии христианам, находился выполненный из слоновой кости эпистилий. Большинство визант. изделий из слоновой кости раскрашивалось. Фон часто бывал синим, выступающие части рельефа золотились; использовались розовый, голубой и зеленый красители. О высоком техническом мастерстве резчика и изысканных вкусах столичного общества свидетельствует триптих (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор, США) с изображением под резной аркой Богоматери Одигитрии, выполненный в период македон. ренессанса, на боковых створках в 2 регистрах представлены образы святых; на оборотной стороне створок, обрамляющих центральную пластину, обычно вырезались кресты, иногда с медальонами на концах и в перекрестии или с розетками. Чаша с изображением сюжетов, взятых из античной мифологии. XI в. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Чаша с изображением сюжетов, взятых из античной мифологии. XI в. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Пластичностью, характерной для антикизирующего направления в искусстве македон. ренессанса, отличаются бронзовые иконы с чеканными и гравированными изображениями. Эти памятники стилистически не столько связаны с изделиями из драгоценных металлов, сколько с резьбой по кости и камню; в частности, аналогичными приемами сделана разделка архитектурных обрамлений и мебели. Литые иконы с горельефными изображениями принято относить к изделиям К-поля, иконы же, выполненные из тонкого листа бронзы и, вероятно, набивавшиеся на деревянную основу, связывают с М. Азией. Бронзовые иконы, пожертвованные по завещанию (1059) малоазийского магната-каппадокийца Евстафия Воилы в ц. в честь Богородицы, названы им «σαροτια». К такой категории памятников относится и вотивная икона с образом св. Ермолая, с греч. надписью, в к-рой вкладчик просит о спасении души и отпущении грехов (Дамбартон-Окс, Вашингтон).

http://pravenc.ru/text/387113.html

различались в разные исторические периоды, а также отражали региональный характер. В ранневизант. время они могли быть краткими, с использованием цитат из гимнов, напр. Salus Mundi (Спасение Мира) на мозаике в апсиде ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (сер. VI в.) или Θεο Ελπδας и Θεο Τιμ («Надежда Господня» и «Честь Господня») на 2 серебряных блюдах с греч. К. в центральном медальоне (нач. VII в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В визант. и древнерус. искусстве традиционны аббревиатуры имени Спасителя и NIKA (Победа), а также надписи, цитирующие служебные тексты с Похвалой К. («крест охранник всей вселенной… крест демонов прогонитель» - надписи на Нерльском К. (стоял на берегу р. Нерль близ Боголюбова мон-ря, XII в.), вкладная надпись на новгородском К.-мощевике кон. XIII - нач. XIV в. из сокровищницы собора в Хильдесхайме (с композициями в технике черни: Распятие, архангелы и др. изображения) или с молитвой К. и многочисленные аббревиатуры. Особенности почитания К. В Западной Европе С VII в. довольно крупного размера К. располагали вблизи алтаря, в частности позади него. В нач. IX в. еп. Льежский предписывал каждому священнику иметь К. в храме, однако сведений о назначении и форме таких К. не сохранилось. Неизвестно, когда К. начали помещать непосредственно на престол, но наставление «Admonitio synodalis antiqua», иногда приписываемое папе Римскому Льву IV (847-855), запрещает находиться на престоле др. предметам, кроме Евангелий, сосудов со Св. Дарами и реликвариев (PL. 132. Col. 456). На миниатюрах некоторых каролингских рукописей К. изображен прикрепленным (?) к алтарю во время мессы, напр., на иллюстрациях к псалмам 25 и 115 из Штутгартской Псалтири (б-ка Земли Вюртемберг. Bibl. Fol. 23. Fol. 31v, 130v; 20-30-е гг. IX в.). Возможно, т. о. могли крепиться к алтарю процессионные К. ( Parker E. C., Little C. T. The Cloisters Cross: Its Art and Meaning. N. Y., 1994. P. 120-121). Упоминания о К., стоящих на алтаре, встречаются с XI в., однако лишь к кон. XII в. описания таких К. появляются в сочинениях литургистов. Ок. 1164 г. Иоанн Белет отметил неск. К. в качестве декорации алтаря ( Iohannis Beleth. Summa de ecclesiasticis officiis. Turnholti, 1976. (CCCM; 41), в кон. XII в. буд. папа Иннокентий III упоминал К., стоящий на престоле между 2 светильниками ( Innocentius III, papa. De sacro altaris mysterio//PL. 217. Col. 811), в 90-х гг. XIII в. Вильгельм Дуранд описал внесение К. в храм при входе (introit) и поставление его на алтарь ( Durand. Rationale. I 3. 31). Распространению обычая демонстрировать К. на престоле благоприятствовали изменения в богослужебной традиции и усиление личного благочестия.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

К. в книжной иллюминации может предстать как символ Второго пришествия. Так, в Евангелии с миниатюрами арм. худож. Тороса Рослина, 1262 г. (Baltim. 539. Fol. 209) длинное древко К. пересекает страницу по вертикали, одновременно К. является центром Этимасии, к-рую несут в мандорле 2 симметричные группы ангелов. В виде К. располагают элементы миниатюр (человеческие фигуры в круге, символизирующие антиподов в Космографии Космы Индикоплова,- РГБ. Ф. 173. Л. 6, XV в.). К ранневизант. периоду относится композиция «Поклонение Кресту», восходящая к богослужениям Иерусалимской Церкви; она является отражением традиции демонстраций К. на праздник Воздвижения Креста или в Великую пятницу, на амвоне с киворием, лестницей, занавесами (ранневизант. стеклянный сосуд нач. VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В средневизант. период формируется неск. вариантов этой композиции, где могут быть акцентированы либо литургический аспект, как в Служебном Евангелии (Vat. gr. 1156. Fol. 250v, кон. XI в.), когда слева подходят клирики, кланяясь К., лежащему на престоле, справа стоит епископ (с нимбом) с кадилом и Евангелием в руках, а за ним 3 епископа (без нимбов); либо историко-символический, как в композиции с К., к-рому поклоняются ангелы, на покровенных руках несущие орудия страстей (на обороте 2-сторонней иконы с Нерукотворным образом Спасителя на лицевой стороне (сер. XII в., ГТГ). Подобная же композиция в позднем средневековье соединяется с образом Спасителя, Которому ангелы, поклоняясь, несут орудия страстей, в т. ч. К., а святые кланяются, как на пелене «Спаситель, с ангелами и преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими» (нач. XVII в., ВОКМ). Как вариант композиции «Поклонение Кресту» можно рассматривать тип икон с изображением Распятия и вмонтированным К., распространенный в иконописи Нового и Новейшего времени (в виде складней (кузовов) или отдельных пластин в технике медного литья с дополнениями цветной эмалью). На них Распятие окружено композициями на тему великих праздников и др., а сами подобные иконы получают т. о. функцию путевого иконостаса. Подобные произведения наиболее распространены в культуре старообрядцев. Надписи на К.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009