Феоктист, сподвижник прп. Евфимия. С кон. 60-х гг. V в. прп. Савва жил в отшельнической келлии; в 70-х гг. поселился на склоне Кедронского ущелья, юго-восточнее Вифлеема. В нач. 80-х гг. рядом с ним сложилась новая община - лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба), впосл. наиболее известная обитель И. п. (см. Саввы Освященного лавра ). Согласно Житию, прп. Савва основал или возобновил в И. п. также мон-ри: Кастеллион (492), Новая лавра (507), Спилеон (508), Иоанна Схолария (509), Гептастом (510), Занна (511), Иеремии (531). 12 дек. 490 г. Иерусалимский патриарх Саллюстий освятил соборный храм мон-ря, а прп. Савву поставил игуменом ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 103-104). План мон-ря Хирбат ат-Дайр План мон-ря Хирбат ат-Дайр Прп. Феодосий был родом также из Каппадокии; в 457 г. отправился в паломничество по Сирии и Палестине; неск. лет провел в мон-ре у башни Давида в Иерусалиме и др. обителях. Ок. 479 г. он основал киновийный мон-рь восточнее Вифлеема, на месте, где, по преданию, в пещере ночевали волхвы ( Бейт-Сахур ). Ок. 493 г. патриарх Саллюстий поставил прп. Феодосия архимандритом всех киновийных мон-рей И. п., а прп. Савву - архимандритом лавр и отшельнических келлий (Ibid. S. 115; I dem. Vita Theod. S. 239). К сер. VI в. монастырь прп. Феодосия был крупнейшим в И. п.; в нем подвизались до 400 монахов ( I dem. Vita Theod. S. 235-241). Назначение святых Саввы и Феодосия архимандритами лавр и киновий в И. п. является свидетельством сформировавшейся политики Иерусалимской патриархии по управлению многочисленным монашеством. Учитывая уроки восстания 451-453 гг. и большую роль монашества в жизни Палестины того времени, с кон. V в. Патриархия ИПЦ старалась поддерживать киновийные мон-ри в И. п. и контролировать деятельность монахов. Так, в 80-х гг. V в. лавра прп. Евфимия была преобразована в киновию игум. Фидой при участии патриарха Мартирия ( Idem. Vita Euthym. S. 62-64). В кон. V в. был преобразован в киновию мон-рь Хозива, который находился на пути паломников из Иерусалима к Иордану и посещался множеством людей.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Персы тем временем были рады обнаружить, что так много римских подданных недовольны римским владычеством, и взяли под свою защиту этих потенциальных врагов римской власти . В 550 г. Косма Индикоплов писал: Также среди бактрийцев, гуннов и персов, и остальных индийцев, персармян, мидийцев и эламитов, и по всей земле Персии нет предела числу церквей с епископами и очень большими общинами христианского люда, а также многими мучениками и монахами, живущими отшельнической жизнью . Несториане и другие неортодоксальные церкви поначалу хорошо сосуществовали с мусульманским режимом, который вытеснил персов и принимал своих христианских подданных как данников и налогоплательщиков, если не как равных. Территории распространения христианства на Востоке Восточное христианство имело много духовных и культурных центров, и расположение этих центров между 500 и 1200 гг. практически не изменилось­, несмотря на кажущиеся необратимыми изменения, которые повлекло за собой арабское завоевание. За пределами Константинополя располагались такие великие монашеские братства, как Мар-Саба в Палестине и Дейр Мар Муса в Сирии, каждое из которых представляло укрепленный комплекс, окруженный поселением отшельников. (Mor или Mar — сирийское слово, означающее «господин» или «владыка», выполняет ту же функцию, что и святой в западных Церквах ). КАРТА 2.2. СЕРДЦЕ ХРИСТИАНСКОГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА Монастыри святой Екатерины на Синае и святого Антония у Красного моря были легендарными египетскими центрами того времени, в то время как в «святой пустыне» Вади-эль-Натрун существовала, возможно, сотня обителей и скитов, некоторые из которых были очень древними. Когда армянский путешественник Абу Салих составлял путеводитель по египетским церквям и монастырям около 1200 г., он описывал все еще процветающую сеть активных монашеских общин и храмовых­ святынь, которые не имели аналогов в Западной Европе . Христианская преемственность в таких центрах поражает. Легендарные иконы монастыря святой Екатерины выставлялись в США в 2006–2007 гг. Жемчужина собрания — икона святого Петра, которая, по-видимому, была написана в VI в. по случаю открытия монастыря или вскоре после этого. Со временем после окончания эпохи классической античности эти обители также­ создали несколько величайших библиотек. В монастыре святой Екатерины находится более трех тысяч­ манускриптов на греческом, арабском, сирийском, грузинском и славянском языках. Еще одна прекрасная коллекция существовала в Дайр-эс-Суриани, монастыре сирийцев­, в египетском Вади-эль-Натруне. Эта библиотека была делом всей жизни настоятеля IX в. Моисея Нисивинского, который поставил перед собой задачу собрать все сирийские произведения, которые мог найти. В конечном итоге его коллекция составила около 250 рукописей .

http://bogoslov.ru/article/6168863

В неск. сотнях метров к югу от Бары в V-VI вв. сформировались 4 монастыря: Эд-Дайр, Дайр-Рубан, Дайр-Диббан (однонефная церковь с жилыми строениями), Дайр-Субат. Все монастыри были укреплены стенами в средние века. Об истории монастырей есть нек-рые сведения в различных источниках; по-видимому, в VI в. они были населены монофизитами. Так, в 518 г. Антиохийской Православной Церковью был лишен сана за монофизитство архим. Йоханнан (Иоанн) ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 5). В 535 г. в некоем монастыре св. Евсевия в Баре мон. Иоанн переписывал рукописи актов Эфесского Собора 449 г. (колофон ркп. Lond. Brit. Mus. Add. 14530. Fol. 108). Ок. 565 г. архим. Константин из Бары среди 20 настоятелей монофизитских сир. мон-рей подписал послание к к-польским монофизитам с отказом поддерживать возведение на Патриарший престол Павла из Бет-Уккаме. В 567 и 569 гг. тот же Константин подписал 2 синдоктикона против ереси тритеизма, направленные также в К-поль. Впрочем, остается неясным, с какими именно из 4 мон-рей Бары можно связать эти события. Возможно, монастырь св. Евсевия был расположен на том месте, где в наст. время руины Дайр-Диббан или Дайр-Субат. Бара не прекратила развиваться после араб. завоевания. Здесь появились 2 мечети: большая выстроена в VIII-IX вв. в центре селения, у торговой площади, малая - в нач. XII в. 31 дек. 1097 г. близ Бары произошло сражение между крестоносцами и коалицией тюрк. атабегов, в к-ром первые одержали победу. В 1098 г. крестоносцы вырезали здесь все нехрист. население и создали укрепленный пункт, вошедший в состав графства Триполи; вскоре в Баре появилась лат. епископия. В нач. XII в. в 400 м к северу от Бары крестоносцы выстроили новую цитадель Калъат-Аби-Суфьян, частично использовав укрепление XI в. Однако власть крестоносцев в Баре так и не утвердилась; город неоднократно переходил из рук в руки, а в 1148 г. был окончательно захвачен мусульманами во главе с эмиром Алеппо Нур ад-Дином; христиане были депортированы. После этого в течение неск. десятилетий мусульмане еще содержали гарнизон в крепости Калъат-Аби-Суфьян, но к кон. XII в. Бара окончательно потеряла военно-стратегическое значение; поселение постепенно пришло в упадок и было покинуто жителями. Барад

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Вероятно, владельцы гробницы происходили из среды рим. военных ветеранов, к-рые получали земельные участки в Сирии. В период расцвета ранневизант. эпохи в селении были построены 2 базилики, западная и восточная. Обе они имели довольно стандартную 3-нефную структуру, полукруглые апсиды. Вокруг селения сохранились остатки 3 мон-рей. В 1 км к северу находился мон-рь, известный под названием Эс-Сиджн; состоял из 2 жилых помещений, странноприимного дома, оборонительной башни, гробницы и маслодавильни. Монастырь Каср-эд-Дайр находился в 1 км южнее селения и напоминал первый. Крупнейший из местных мон-рей находился на юго-востоке от селения. Его арабское название - Дайр-эль-Малик; в ранневизантийскую эпоху его сир. название - Дайра-д-Бет-Шандлая, т. е. название современного селения происходит от названия этого мон-ря. В VI в. мон-рь принадлежал монофизитам. Известен его игум. Йоханнан (Иоанн), который в 569 г. в К-поле подписал 2-й синдоктикон Сирийской яковитской Церкви с осуждением тритеизма. Мон-рь был обнесен оградой, большого храма внутри не было. В монастырский комплекс входили 2-этажные жилые кельи, большой приют для больных и паломников. В юж. части находились открытый двор и колонна неизвестного столпника. К хозяйственным сооружениям относились цистерна для воды и маслодавильни. Дайр-Бурайдж (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 84; Burns. 1999. P. 69; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1008-1009, 1096, 1402, 1767-1768), мон-рь на плато Бариша, к северо-западу от Сарфуда. Вслед за Чаленко ряд совр. исследователей определяет этот комплекс как монофизитский мон-рь св. Даниила в Шолаке (Шуллаке), известный по неск. упоминаниям в письменных источниках. Мон-рь не имел ограды, состоял из 3 больших, хорошо сохранившихся зданий VI в. Крупнейшее из них представляло собой единый комплекс монастырской однонефной церкви и жилых помещений высотой в неск. этажей, 2-этажное жилое здание находилось рядом, неподалеку был мавзолей с 4 погребальными камерами. Вокруг сохранились остатки маслодавилен, 2 цистерн и др.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

К этому времени, между прочим, относится и охлаждение Аравитян к религии византийской империи. Исповедники её стали называться маликитами, т.е. царскими. Один из благочестивых гассанидских владетелей Джофна II, по прозванию Мухаррик, известен в истории как строитель монастырей Дайр-Хали, Дайр-Аюб и Дайр-Ханара. Как увеличивалось после него христианство у гассанидов неизвестно. Можно только думать, что близкая связь гассанидов с Византией, вассальная подчиненность ей гассанских владетелей, как филархов, все это способствовало, если не распространению христианства, то по крайней мере его существованию. В начале VI века владение гассанидов было разделено между многими филархами, которые все подчинялись одному высшему филарху, а тот, в свою очередь, был в зависимости от византийского императора. У одного из таковых филархов Джабалы III или иначе Хариса IV Абу-Гаммира была жена, по имени Мария. По словам некоторых историков, она была христианкой и сделала пожертвование в Меккский храм. Персеваль замечает поэтому поводу, что это пожертвование было сделано ею или прежде обращения в христианство и, следовательно, до замужества с Джабалой, поскольку она выходила за него уже христианкой, или же после, по одному суеверию полуязыческих христиан Аравии. Сын её Харис V Эль-Арадж называется у историка Прокопия именем Арефа, сына Джабалы, а Ассемани, на основании некоторых древних документов, называет его царем арабских христиан и говорит о нем, как о современнике яковитского патриарха Сергия, или как о современнике последователя Сергия-Павла. Это был отважный воин, так что римский полководец Велизарий пригласил его в союзники себе против Персии. Впрочем, Харис и один делал нападения на персов уже после того, как римляне заключили с ними мир. Сближение его с римлянами и война с персами все могло дать арабским воинам случай ознакомиться с христианством, а экспедиция Хариса в Тайму и Хайбар, где население состояло почти из одних иудеев, ознакомила их с иудейством. Тогда как гассанидские владетели большею частью стояли на стороне Византийских императоров, владетели Хиры в V и VI веках тяготели к Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Между этими несчастными пользовавшимися, конечно, сочувствием местных деятелей, был известен Иоанн, слепой, но необыкновенно хорошо помнивший св. писание. Фенанские христиане составляли из себя в это время довольно значительное общество, у них были пресвитеры и епископы, из которых известны Пилей, Нил и Сильвин, Газский епископ. В последнее гонение Максимина фенанские христиане были рассеяны по Кипру, Ливану и Палестине; предстоятели их были обезглавлены, сожжены и т.д. Так закончился первый период распространения в Петре христианства, так сказать, период гонений. Справедливо думать, что христианство в этот период проникло и в другие области северной Аравии в царство Гассанидов и Хиру, тем более, что первое из них, подобно Петре, со II века считалось римской провинцией. По свидетельству Ибн-Хальдуна и Масуди первыми христианскими владетелями царства Гассанидов были тонухиты Номан, сын Амра, Амр, сын Номана и брат его Эль-Хавари. Правление их было весьма кратковременно, не более 20 лет от 272 до 292. Преемником их был некто Давуд или Давид, сыпь Хебулы, из племени Дзаджайма, отрасли Бяну-Салих. Тот же Хальдун признает его христианином. Но Дзаджаймиты вскоре были свергнуты, владетелем сделался Гассанид Тсалаба, сын Амра, и римское правительство поспешило заключить с ним новый союз на условиях прежней вассальной зависимости Гассанидов от Римского государства. Оно обязывалось на случай войны давать Тсалабе помощь в количестве 40 тыс. человек, в свою очередь и Тсалаба в подобном же случае должен был представить римскому правительству 20 тыс. войска. От большего ли сближения с христианами римскими, или от чего другого, но только теперь христианство становится здесь более и более заметным. Отец владетеля Тсалабы Амр, сын Джафны, строил много монастырей, например, Дайр-Халед , Дайр-Аюб , Дайр-Гинд . Ибн-Хамза и Масуди говорят, что в это время христианство, сделавшее большие успехи вообще на всем востоке, распространилось между Бяну-Салих. В Хире христианство сделалось известным при Имру-ль-Кайсе. Этот владетель, как говорят некоторые арабские историки, принял христианство около 288 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

— Знаешь, Христофор, — сказала она, — как-то ночью сидела я в келье, вдруг все вокруг меня осветилось. Я сказала: « Господи, Иисусе Христе, я недостойна видеть такую благодать». И закрыла глаза. Когда вновь открыла, уже ничего не было. Я сперва не понял, к чему это она говорит. Пошел домой. Стал класть земные поклоны в большом количестве. Я в этот период очень много молился без благословления и очень мало спал. Вдруг комната озарилась неземным светом. Так бывало и раньше. Я это воспринимал, как должное. Но теперь, вспомнив слова матушки, я сделал, как она мне говорила. Когда открыл глаза, все пропало.   Тогда я догадался, что был в прелести и принимал желаемое за действительное. Пусто это будет примером для всех начинающих монахов. Какое бы вы доброе дело не делали без смирения и благословения духовника, лукавый тут же нападет на  вас. В основе любого доброго дела должно лежать смирение. М. Елена также предсказала мне высылку в Казахстан, возвращение в Абхазию и мое священство, что и исполнилось через 28 лет. Во время переселения в Казахстан вместе с другими греками мне пришлось пережить много унижений и издевательств за мою веру. Вернувшись из ссылки, я по благословению какое-то время жил в Псково-Печерской Лавре. Оттуда вернулся в Сухуми. Когда митрополит  Илья стал Патриархом Грузии, он рукоположил меня в священники и направил в Цалку. Там я прослужил почти 30 лет. Потом я серьезно  заболел и по благословению Патриарха приехал в Тбилиси. Затем  какое-то время мне пришлось жить в Греции. — О. Саба, кому вы впервые исповедовались? Кто был ваш первый духовник? — Около Сухуми есть деревня Мания. Там я впервые исповедовался у настоятеля деревенской церкви о. Георгия (Маврополоса). Затем моим духовником был о. Иоанн (Крестьянкин). Сегодня мой духовник — Патриарх Илья II. — О. Саба, вы единственный схиархимандрит в  Грузии. К чему обязывает этот сан? — В схиму меня постриг Патриарх, когда я тяжело заболел. Схима обязывает меня лежать в гробу и молиться, а я хожу туда-сюда.

http://pravmir.ru/dobroe-delo-dolzhno-so...

Раждену; агиографические сочинения о Раждене, об Иессее Цилканском, о царе Луарсабе, о Бидзине, о Шалве и Элизбаре, о царе Арчиле), Антоний I (Багратиони), Николоз (Магалашвили) (Житие и восхваление новоявленных мучеников Шио и пяти монахов. 1696-1700), Сулхан-Саба (Орбелиани) (с 1698 подвизался в Иоанно-Крестительской пуст. Гареджи, создал песнопение прп. Давиду Гареджийскому - Кекел. А 160), Григол Додоркели (Вахвахишвили) (Мученичество св. царицы Кетеван), Мариам-Макрина (Багратиони) (2 канона-гимна свт. Иосифу Алавердскому), Иессей (Эристави) (канон-гимн Бидзине, Шалве и Элизбару - Кекел. S 3269), Николай (Черкезишвили) (канон-гимн свт. Антонию Марткопскому - Кекел. S 1464), Роман (Эристави) (песнопение св. Додо Гареджийскому - Кекел. А 220). Из каллиграфов Гареджи известны: Закариа Моназони (Кекел. H 1030), Габриел (Сагинашвили) (Кекел. A 130), Иоби (Кекел. A 105, 121, 198, 1348), Давид (Вачнадзе) (Кекел. A 415), Иосеб (Эристави) (Кекел. A 100), Герман (Кекел. A 174), Роман (Эристави) (Кекел. A 220, 914), Порфирий (Кекел. H 902, 1433, 2436), Николоз (Вачнадзе) (Кекел. H 805, 1248, Q 300). В 1699 г. по инициативе родоначальника обновленной гареджийской школы настоятеля Давидгареджийской лавры Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) в мон-ре Иоанна Крестителя впервые был составлен груз. сборник (Кекел. А 160), включающий в основном жития сир. отцов, а также мученичества груз. святых и церковных деятелей. Нек-рые особенности рукописи дают основание предполагать, что часть вошедшего в сборник гимнографического материала была создана в Давидгареджи (напр., песнопения Давиду Гареджийскому Сулхан-Сабы (Орбелиани)). На основе этого сборника были определены принципы составления подобных произведений. Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Сулхан-Саба (Орбелиани). Портрет Более обширный груз. агиографический сборник (оригинал не сохр.; ркп. 1713 г., переписчик - мон. Габриел (Сагинашвили) из Гареджи - Кекел. А 130) был составлен по заказу католикоса-патриарха Доментия IV (Багратиони) и стал образцом для всех последующих аналогичных произведений.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Хронологические указания, приводимые агиографом, позволяют заключить, что П. пострадал в сер. или во 2-й пол. янв. Год мученичества зависит от идентификации халифа Валида. По мнению К. Кекелидзе , речь идет о Валиде II (743-744), по мнению Петерса и большинства последующих исследователей,- о Валиде I (705-715), сын к-рого Умар был наместником в Заиорданье и который скончался в мон-ре Дайр-Мурран, расположенном на склоне горы Касиюн, в февр. 715 г. ( Peeters. 1939. P. 307-308). При этом прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (нач. IX в.) упоминает 2 мучеников по имени Петр, пострадавших при Валиде II: митрополита Дамаска (см. Петр II , сщмч., еп. Дамаска) и хартулария, отвечавшего за сбор государственных налогов в Маюме (PMBZ, N 6000), к-рый, исходя из сообщаемых прп. Феофаном деталей, может быть отождествлен с П. В таком случае прп. Феофан мог ошибочно отнести его кончину ко времени правления одноименного халифа, при к-ром пострадал др. мученик по имени Петр. Петерс считал идентификацию П. как хартулария тоже ошибкой, произошедшей, возможно, из-за неверной интерпретации топонима «Капитолиада» при переводе сир. текста Мученичества на греч. язык ( Peeters. 1939. P. 322-323). По мнению Р. Хойленда, напротив, прп. Феофан сохранил оригинальные сведения о социальном статусе П., а в Мученичестве агиограф изобразил святого священником и монахом, либо спутав его с Петром Дамасским, либо сознательно избегая говорить о его службе у мусульман ( Hoyland. 1997. P. 360). Появившийся в сообщении прп. Феофана топоним Маюма, как предположил Петерс, может быть отнесен к мон-рю Дайр-Мимас (Маймас; арабизированный вариант названия Маюмы) близ Хомса (Эмесы), если принять как свидетельство рассказ мусульм. географа Якута (ум. в 1229) о попытке сжечь мощи почитавшегося здесь безымянного мученика. Согласно предположению Хойленда, Маюма - это искаженное имя Каюма, фигурирующее в Мученичестве, причем изначально это могло быть имя начальника, в подчинении к-рого находился П. на гос. службе, либо же этот топоним мог возникнуть в тексте «Хронографии» из-за смешения П. с Петром Ивером , епископом одноименного города в Палестине (Ibid. P. 355 (not. 69), 360). По мнению Петерса, именно из-за ошибочного отождествления с Петром Ивером П. мог получить в нек-рых источниках сан епископа ( Peeters. 1939. P. 328).

http://pravenc.ru/text/2580128.html

14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010