В Греции считают, что части главы св. Маманта хранятся в монастырях свт. Николая Чудотворца (Галатаки) на Эвбее (дар Екатерины II), вмч. Георгия Победоносца близ Эдипсоса на Эвбее, в Дионисиатском монастыре на Афоне , в церкви Успения в с. Кастро в Элиде (с 1895). Кроме того, небольшие частицы мощей находятся в монастырях и храмах Греции (в Иверском монастыре и в Дохиаре на Афоне, в Прусу и Дусику, в Варнакова женском Успенском монастыре, в монастырях мч. Маманта на Андросе, Рождества Пресв. Богородицы в Неа-Макри, вмч. Георгия Победоносца в Малесине, Пантократора близ Месолонги, прор. Илии на горе Парнас, Агия-Лавра близ Калавриты, Св. Троицы в Эйялии, Хрисоподаритиссы близ Патр, Малеви в 47 км от Триполи, Пояса Пресв. Богородицы, а также Честного Креста на Самосе, церкви Евангелистрии Пресвятой Богородицы на Тиносе, в церквах свт. Афанасия Великого в Архани, сщмч. Харалампия в Акрате, в 70 км от Патр, мч. Трифона в Диакофто, в 54 км от Патр, вмч. Димитрия на острове Саламин), Кипра (в Киккском монастыре), Св. земли (в храме Воскресения Господня и в монастыре равноап. Марии Магдалины на Елеонской горе), России (в Москве в Даниловом монастыре и в церквах Всех святых на Кулишках, прор. Илии в Обыденском пер., мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине и др., в Спасо-Парголовском храме Санкт-Петербургской епархии, в Иоанна Богослова апостола мужском монастыре в с. Пощупове Рязанской обл. и др.), Белоруссии (в Успенской церкви в Витебске), Украины (икона св. Маманта с частицей мощей, дар архиеп. Антония (Храповицкого), в Загаецком мужском монастыре святителя Иоанна Милостивого). Почитание мч. Маманта также широко распространено в Ливане , где его именем названы мн. церкви и монастыри. В г. Дайр-Мимас память этого святого как небесного покровителя города празднуется 15 сентября. В католических европейских странах помимо Франции св. Мамант почитается в Испании (считается, что части его мощей хранятся в монастыре мч. Маманта в Бильбао и в церкви равноап. Марии Магдалины в Сарагосе), в Португалии и Италии (особенно в Милане и Лукке).

http://drevo-info.ru/articles/6945.html

К.А. Панченко Библиография Архивы, рукописные собрания и каталоги рукописей АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи. Фонд 89. «Сношения России с Турцией». Фонд 90. «Константинопольская миссия». Анастасий ибн Муджалла. – Рукопись В 1220 собрания ИВИ РАН «Полемическое послание мелькитского епископа Анастасия аль-Марманити ибн аль-Муджалла папе Григорию XIII». Л. 85–104 б. Бантыш-Каменский Н.Н. – Бантыш-Каменский Н.Н. Реестры Греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М. 2001. ИВР РАН – Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. – Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосв. еп. Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской Публичной библиотеке. СПб. 1885. Макарий. Архиереи. – [Макарий III аз-За ’им]. [Архиереи и епархии Антиохийской церкви]. Рукопись В 1227 собрания ИВР РАН. С. 63–78. Морозов Д.А. – Краткий каталог арабских рукописей и документов Российского государственного архива древних актов. Сост. Д.А. Морозов. М. 1996. Отчет ИПБ. 1899 г. – Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1899 г. СПб. 1903. РГАДА – Российский Государственный Архив Древних Актов. Фонд 27 – «Приказ Тайных дел». Фонд 52 – «Греческие дела». Фонд 1608 – «Г.А. Муркос». РНБ. Ар. н. с. – Российская Национальная Библиотека (СПб). Рукописный отдел. Арабская новая серия Рукоп. Баламанд. – Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз ас-сани: дайр Сайида аль-Баляманд (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 2.: Монастырь Богородицы аль-Баламанд). Бейрут. 1994. Рукоп. Востфака. – Шейхо Л. аль-Махтутат аль-арабийя фи хазна куллиятина аш-шаркийя (Арабские рукописи собрания Восточного факультета [университета св. Иосифа])/аль-Машрик. 1904. Т. 7. Рукоп. Дамаск. – Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийя Антакийя ва саир аль-Машрик лир-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки православного Антиохийского патриархата). Бейрут, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI [Кирилл Танас; араб.    ] (1680, Дамаск - 30.12. 1759, мон-рь Дайр-эль-Мухаллис, Ливан), униат. патриарх Антиохийский (20 сент. 1724 - 19 июля 1759), 1-й глава Мелькитской католической Церкви . Происходил из рода знатных дамасских христиан. До Патриаршества носил имя Серафим. По матери приходился племянником Тиро-Сидонскому митр. Евфимию Сайфи , к-рый в 1683 г. первым из иерархов Антиохийской Православной Церкви принял католичество и стал главным проводником рим. влияния в среде мелькитов. Серафим делал свою церковную карьеру под покровительством дяди, к-рый дал ему начальное образование и возвел в сан диакона. В 1701 г. Серафим был отправлен для обучения в Европу (подобные случаи в Антиохийской Церкви ранее неизв.). Сохранилось соответствующее рекомендательное письмо митр. Евфимия от 5 мая 1701 г. одному из министров франц. кор. Людовика XIV. В авг. Серафим прибыл в Марсель, неск. месяцев провел во Франции, затем переехал в Рим, где обучался в одной из иезуитских коллегий Конгрегации пропаганды веры. В авг. 1710 г., по завершении образования, Серафим вернулся в Ливан. В 1711 г., после принятия монашества, он был возведен митр. Евфимием в священнический сан, а неск. позже получил от патриарха Кирилла V должность «проповедника Антиохийского престола». Серафим периодически информировал Конгрегацию пропаганды веры о своей деятельности на Востоке, а также неоднократно ездил в Рим с посланиями от митр. Евфимия, напр. летом 1713 г. Приоритетной сферой интересов митр. Евфимия Сайфи и Серафима был г. Акка (Птолемаида) в Сев. Палестине, некогда подчинявшийся Антиохийским патриархам, но ок. века назад переданный в юрисдикцию Иерусалимской Православной Церкви . В нач. XVIII в. город начал быстро расти, католич. миссионеры активно вели пропаганду среди местных христиан. Серафим вынашивал планы занять епископскую кафедру Акки, освободившуюся после смерти прежнего епископа в 1713 г., но Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара удержал город под своим контролем и возвел на кафедру Акки бывш. Заиорданского митр. Фотия (Абд ан-Нура). После кончины Фотия в 1721 г. Серафим возобновил притязания на Птолемаидскую епархию (в письмах в Рим в нач. 20-х гг. XVIII в. он именовал себя «викарием Акки»). Евфимий щедрыми подношениями склонил на свою сторону пашу Сайды Османа Абу Таука, под властью к-рого находился этот участок побережья, и добился присоединения Акки к Тиро-Сидонской митрополии. Однако уже к нояб. 1722 г. Хрисанф сумел вернуть город в свою юрисдикцию и подверг гонениям местных католиков, многие из к-рых переехали в Сайду. Притязания на Акку митр. Евфимия и Серафима испортили их отношения и с францисканской конгрегацией Св. земли, рассматривавшей этот город как сферу своего влияния.

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Соколов И. И. Церковные события в Сирии… С. 317. И. И. Соколов в данном случае не приводит текст первоисточника, а пересказывает его своими словами. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 157. Михаил Брейк. Аль-Хакаик аль-вафийя... С. 156. Русский перевод: [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 139; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 48, 74. Панченко К. А.Митрополиты и епархии... С. 132; Walbiner C. -M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1665 bis 1724... P. 80. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 4 (1). Louvain; Paris, 1979. P. 185. Прозвище ас-Сакизи происходит от арабского названия острова Хиос – «Сакиз». Батриаркийа аль-Антакийа ва саир аль-Машрик ли-р-румаль-уртудукс. Дейр Сейида Сайданайа аль-батриаркий. Васф ли-ль-кутуб ва-ль-махтутат (Православный Антиохийский и всего Востока патриархат. Ставропигиальный монастырь Богородицы Сайданайа. Каталог книг и рукописей). Димашк, 1986 (далее – Рукописи Сайданайи). 13. См., например: Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. С. 379, 491. Соколов И. И. Церковные события в Сирии... С. 318. [ Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов. С. 443. Панченко К. А. Митрополиты и епархии... С. 133, 135, 137. Правда, бейрутский митрополит Макарий, уроженец одной из деревень Кесруана, был поставлен Неофитом не по своей воле, а под давлением маронитского шейха Абу Науфаля Хазина, правителя Кесруана. Кирилл в своих записках упоминает, что он отказался рукополагать Макария митрополитом, и тогда шейх Абу Науфаль силой доставил в Бейрут Неофита из Триполи, где тот находился, и заставил его провести хиротонию. Т. е. Триполи был резиденцией Неофита в то время, когда Кирилл удерживал Дамаск. Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз ас-сани: дайр Сайида аль-Баляманд (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 2.: Монастырь Богородицы аль-Баламанд). Байрут, 1994. 84, 93, 98.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IX патриарх Иерусалимский (между 26 янв. 1156 и 12 мая 1157 - до марта 1166). До избрания на Патриаршество был монахом. В Типиконе свт. Иоанна Златоуста монастыря близ Куцовендиса на Кипре (Paris. gr. 402; XIII в.), основанного в 1090/91 г., под 23 апр. отмечена память Иерусалимского патриарха Иоанна Хризостомита, выходца из этой обители. Скорее всего речь идет об И., менее вероятно - об Иоанне VIII (1106/07 - ранее 1122). И. был патриархом во время правления крестоносцев на Св. земле, когда правосл. Иерусалимские патриархи жили в изгнании в к-польском монастыре св. Диомида, однако палестинские православные христиане продолжали считать их своими предстоятелями. Так, в греко-араб. эпиграфических надписях XII в. о восстановлении мон-ря Каламон (Дайр-Хаджала) в Иудейской пустыне упоминается, что эти работы были проведены в Патриаршество И. Иерусалимские патриархи пользовались покровительством визант. императоров, выступавших в роли защитников ближневост. православия. И., подобно др. вост. патриархам той эпохи, играл видную роль в визант. церковно-политической жизни: участвовал в К-польском Соборе 12-13 мая 1157 г. по вопросу о трактовке таинства Евхаристии (RegPatr, N 1041, 1043; PG. 140. Col. 180, 196-197). Продолжительность Патриаршества И. точно не известна: последнее упоминание его предшественника Николая II относится к 26 янв. 1156 г., а упоминание его преемника Никифора II - ко 2 марта 1166 г. И. упоминается в нескольких эпиграммах, составленных его учеником имером. Климентом. Из текста эпиграмм следует, что И. и Климент были иконописцами. По мнению свящ. П. Планка, И. принадлежит печать с греч. надписью, которую изготовил для него Климент ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1965. T. 5. Pt. 2. N 1565; В. Лоран атрибутировал печать Иоанну VIII). И. также упомянут в стихотворных диптихах Иерусалимских патриархов, составленных на греческом языке в кон. XIII в. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 125, 132, 140, 142).

http://pravenc.ru/text/469646.html

В то же время в Палестине при крестоносцах оставались нек-рые правосл. архиереи. В паломнической лит-ре и различных документах XII в. фигурируют правосл. еп. Самуил, находившийся в Иерусалиме в 30-х гг., Мелетий, «архиепископ греков и сирийцев» Газы и Элевтерополя (упом. в 1173), не названные по именам епископы Лидды, Скифополя и Акры (Там же. С. 185; Jotischky. 2001. P. 91; Ришар. 2002. С. 154-155). Считается, что эти епископы выполняли вспомогательные функции при лат. архиереях Палестины: совершали богослужения по визант. обряду и рукополагали священников для местного арабо-христ. населения, но не обладали адм. властью ( Планк. 2000. С. 185; Jotischky. 2001. P. 91-92). На фоне разрушения церковных структур ИПЦ контрастом стал расцвет палестинских мон-рей. В лит-ре встречаются утверждения, что к кон. XI в. за стенами Иерусалима оставалось только 2 действующих мон-ря: лавра св. Саввы и мон-рь Св. Креста ( Jotischky. 2001. P. 85). Однако это противоречит свидетельствам рус. паломника игум. Даниила (1106-1107), к-рый отмечал существование мон-рей св. Феодосия Киновиарха и св. Харитона в Иудейской пустыне и даже процветание мон-рей св. Иоанна Златоуста и св. Герасима (Каламон; Дайр-Хаджла) в долине Иордана. Различные источники подтверждают также наличие 3 мон-рей на горе Фавор (более поздние авторы говорят о 2 обителях) («Хожение» игумена Даниила. 2007. С. 49, 55, 59, 61; Путешествие Зевульфа. 1885. С. 286). Иерусалимские короли терпимо относились к правосл. мон-рям и даже оказывали им покровительство. В отсутствие в Палестине правосл. патриархов игумен лавры св. Саввы выступал в роли предстоятеля правосл. населения и духовенства, как явствует из описания Даниилом пасхальных торжеств 1107 г. в Иерусалиме. Благоприятное положение правосл. мон-рей отчасти объясняется некоторым несовпадением принципов политики Папской курии и иерусалимских королей, заинтересованных в поддержании дружественных отношений с Византией. Имп. Мануил I Комнин, стремившийся выступать покровителем православия, получил возможность вкладывать большие средства в восстановление и украшение палестинских обителей. Кроме того, не возникало конкуренции между лат. и правосл. мон-рями, поскольку католич. мон-ри учреждались в окрестностях Иерусалима либо в Галилее, в густонаселенных сельских районах; православным была оставлена Иудейская пустыня ( Jotischky. 2001. P. 93).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Священник Николай служил в Дамасской епархии. «Он понимал всю важность своего служения и поступал как мудрый и опытный пастырь» . Долгое время он руководил общиной во имя преподобного Иоанна Дамаскина, денно и нощно заботился о школе и читальных залах этой общины в районе Аль-Кассаа. Известно, что в то время в библиотеке общины были собраны уникальные рукописи и издания на разных языках . Патриарх Мелетий назначил отца Николая своим представителем в официальных кругах и для рабочих визитов в некоторые регионы Антиохии, такие как Захле, Бейрут, Горный Ливан, Латакия, Антиохия, Александретта. Был период, когда отец Николай трудился и на благо патриаршего монастыря Сайднайя, ведая доходами обители и занимаясь улучшением ее состояния. Для разрешения возникающих материальных проблем и трудных ситуаций патриарх Мелетий направлял его в различные уголки Антиохии – в Алеппо, Хасабийа, Дайр Атия, Ябруд. Священника Николая очень любили, он заслужил большое уважение и потому с легкостью решал трудные проблемы. В 1908 году патриарх Григорий IV направляет его своим доверенным в Киликийскую епархию после ухода знаменитого своим милосердием владыки Александра Таххана. Много сделал отец Николай для города Мерсина. То, чему он учил, он воплощал в своей жизни. После массовых убийств в провинции бывало так, что он вставал и на защиту интересов некоторых неправославных христианских конфессий. При нем возродились две школы – одна для мальчиков, другая для девочек. Он уделял большое внимание созданию Общества помощи бедным и Общества помощи школе для девочек. Оказывал им всевозможную поддержку из средств епархиального совета. Он пользовался благосклонностью правителя Мерсина за свою прямоту, усердие и кротость. Во время Первой мировой войны он помогал нуждающимся семьям, всячески старался облегчить участь своих прихожан и пострадавших, выступая посредником между ними и официальными властями. Достоинства и добродетели отца Николая Вот как отца Николая описывает его сын священномученик Хабиб:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Скальный мон-рь во имя М. М. (Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши) расположен в Сирии на плато Каламун, близ Эн-Набка. Первые упоминания о нем относятся к VI в. В средние века мон-рь принадлежал Сирийской яковитской Церкви , его история хорошо известна по многочисленным настенным надписям в церкви и по рукописям, происходящим из скриптория обители. Согласно этим источникам, мон-рь был первоначально посвящен прор. Моисею . Изменение посвящения, возможно, связано с прибытием в обитель в XV в. группы эфиоп. монахов из мон-рей св. Георгия в Ихдине (Эхдене) и св. Иакова в Бшарри; оба мон-ря носили эпитет «Эль-Хабаш» ([мон-рь] эфиопов), который, вероятно, был сначала усвоен мон-рю в Эн-Набке, а затем - его эпониму (в форме «эль-Хабаши» - эфиоп). Вместе с тем местное предание говорит о том, что монастырь обязан своим наименованием мон. Моисею Эфиопу, который пришел сюда из мон-ря св. Иакова близ Кары, подвизался здесь и принял мученическую кончину при имп. Ираклии (610-641). В. Г. Григорович-Барский , посетивший мон-рь в 1728 г., свидетельствовал, что обитель принадлежит сиро-яковитам, но находится в запустении; в его время было живо предание о том, что обитель основал мон. Моисей ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 98-99). В 1991 г. мон-рь был возрожден итальянским иезуитским свящ. Паоло Даль " Ольо в юрисдикции Сирийской католической Церкви , были проведены восстановительные работы при участии сир. и итал. специалистов. Особую ценность представляют росписи XI-XII вв. в ц. М. М., считающиеся одними из лучших сохранившихся произведений христ. искусства Леванта того времени. В ц. Пресв. Богородицы в Эн-Набке хранится реликвия, подаренная мон-рю в 1817 г. неким еп. Илией и почитаемая как рука Моисея Эфиопа ( Cruikshank Dodd. 2011. P. 297). В Ливане полуразрушенный монастырь во имя М. М. находится близ сел. Мазраат-эд-Дахр в р-не Эш-Шуф. Святой также особо почитается в селениях Мар-Муса-эд-Даввар и Баабдат в р-не Матн ( Fiey J.-M. De quelques saints vénérés au Liban//POChr. 1978. T. 28. P. 35). В рукописях (Mingana. Syr. 190, 495 и др.) сохранился устав монашеского братства им. М. М. на каршуни , составленный в XVIII в. свящ. Михаилом Джарве (впосл. сиро-католич. патриарх Игнатий Михаил III) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 63; Kaufhold. 1995. S. 91).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

По описаниям XIX в. известен резной алтарный портал с изображениями Христа и 12 апостолов. Пресвитерий, отделенный сплошной стеной, имеет 2-частную планировку. Предалтарное пространство обозначено 4 высокими арками и тромповым переходом к 8-гранной основе полусферического купола с небольшими окнами и декоративными нервюрами; алтарь расположен в глубокой апсиде. Прямоугольная в плане усыпальница (    ) образует сев. пастофорий храма и отделена от алтарной части сплошной стеной; свод помещения оформлен в виде полукупола на мукарнах. В 7 аркосолиях находятся гробницы св. Матфея и его ученика Закхея, 6 мафрианов (в т. ч. Григория бар Эвройо) и других яковитских епископов, отмеченные резными плитами с сирийскими надписями. В описаниях XIX в. упоминаются находившиеся за пределами основного ансамбля остатки зданий и высеченные в скале пещеры с надписями, а также грот 40 мучеников - вытянутое в длину прямоугольное помещение с погребальными аркосолиями в стенах ( Preusser. 1911. S. 15-18; Herzfeld. 1920. S. 334-335; Budge E. A. W., transl. The Chronography of Gregory Abû " l-Faraj, 1225-1286. Amst., 19762. Vol. 1. P. LIII-LXIII; Monneret de Villard. 1940. P. 29-30, 77-78, 82, 85). VI. Мар-Бехнам (араб. Дайр-эль-Джубб; сиро-яковитский, ныне сиро-католический), в 36 км к юго-востоку от М., неподалеку от местоположения ассирийского г. Нимруд, близ сел. Хидр-Ильяс. По соседству с мон-рем обнаружены следы древнего поселения (холм Талль-эль-Хидр). Время и обстоятельства возникновения мон-ря неизвестны. Согласно агиографическому преданию, записанному в XII в., обитель была построена царем Синаххерибом на месте захоронения его детей, мучеников Бехнама и Сары. Почитание мч. Бехнама получило широкое распространение среди яковитов в XIII в. ( Snelders. 2010), хотя оно скорее всего существовало и раньше. Так, по свидетельству Бар Эвройо, в 961 г. яковитские переселенцы из М. построили церковь во имя мученика в Триполи (в совр. Ливане) ( Budge E. A. W. The Chronography of Gregory Abû " l-Faraj.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Мон-рь Богородицы Посевов близ Алкоша Мон-рь Богородицы Посевов близ Алкоша Насельники мон-ря Раббан-Хормизд принимали активное участие в духовном окормлении паствы (впосл. многие из них стали епископами Халдейской Церкви), переписывали манускрипты. Однако большинство рукописей, хранившихся в мон-ре, было утрачено во время разорения обители курдами в 1828, 1842 и 1850 гг. Разбойные нападения стали причиной основания в 1858 г. нового мон-ря Богородицы Посевов (Нотр-Дам-де-Семанс, Дайр-эс-Сайида), ставшего центром конгрегации св. Хормизда. Насельники обители, в к-рой до сер. XX в. действовал скрипторий, внесли значимый вклад в сохранение восточносир. культурной традиции. Аббат Самуэль Джамиль (генеральный настоятель конгрегации в 1890-1917) не только сам собирал и переписывал рукописи, но и оказывал в этом помощь европ. исследователям. В 60-х гг. XX в. центр конгрегации был перенесен в Багдад; туда же было вывезено ок. 900 рукописей из халдейских б-к Сев. Ирака (после 2003 манускрипты были возвращены в Алкош). В отличие от несториан, охотно принявших унию, сиро-яковиты оказали сопротивление католическим миссионерам. В XVIII в. в М. и окрестностях возникли небольшие общины сиро-католиков (см. Сирийская католическая Церковь ), для которых был рукоположен Кирилл Бехнам, еп. Мар-Бехнама и Каракоша (Бахдиды) (1790-1838). Впосл. численность сиро-католиков увеличилась; в 1862 г. сиро-католич. епархия М. получила статус архиеп-ства. В XIX в. конфликты между сиро-яковитами и сиро-католиками были связаны с контролем над городскими храмами. Первоначально обе конфессии совместно использовали церкви, но в 1837 г. по распоряжению городского муфтия впервые произошло их разделение. Споры прекратились лишь в 1887 г., когда сиро-католикам была передана ц. Пресв. Богородицы, а другие храмы перешли сиро-яковитам ( Fiey. 1959. P. 59-63). Существенное влияние на жизнь христ. общин в М. оказывала доминиканская миссия. В 1-й пол. XIX в. она пришла в упадок, и в 1856 г. итал. миссионеры были заменены французами, которые распространили деятельность миссии не только на Сев.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010