101 – 104]. Но, как было показано выше, речь шла о предоставлении ему четверти хумса сверх обычной доли (см. примеч. 153 к гл. 1). 518 Балаз., Ф., с. 266; Таб., 1, с. 2467 – здесь, бесспорно, говорится о том, в савафи были превращены только бесхозные земли. 520 «Возвратил Умар ал-Ахваз к джизье после того, как они (жители) были разделены между мусульманами и [те] покрыли их жен» [Халифа, с. 107]. 523 Эта теория, воспринятая К. Марксом, привела его к ошибочному, четко сформулированному утверждению об отсутствии на Востоке частной собственности на землю [Маркс, т. 25, ч. 2, с. 354], которое надолго затормозило развитие в нашей науке обобщающих исследований аграрных отношений на мусульманском Востоке. Специалисты знали различные формы частной собственности и даже писали об этом, но выйти за рамки конкретного факта было невозможно. Из этого же заблуждения родилась и мысль об «азиатском способе производства». Подробный анализ дискуссий по этому вопросу см.: Никифоров, 1975. О государственной собственности на землю в Халифате см.: Надирадзе, 1970. 526 Куллу сафийа истафаха кисра, т. е. иммобилизованные земли, доход с которых предназначен на определенные цели, аналогия мусульманского вакфа. 527 Силлак ал-буруд [Таб., I, с. 2468]; дайр ал-барид]А. Йус., с. 68; Балаз., Ф., с. 273]. Неясно, что имеется в виду: земли, доход с которых шел на содержание почты, или выпасы для почтовых лошадей и мулов. 529 Доход с них равнялся 7 млн. дирхемов [А. Йус, с. 68], а общая сумма поступлений (по наименьшим и, следовательно, достоверным оценка) составляла 80 млн. дирхемов [Йа’к., т. 2, с. 174] (по другим данным – 100 млн. [Балаз., Ф., с. 270]). Кстати, 30000 семей, которые предполагалось разделить, составляют примерно 6 % общего числа налогоплательщиков, подсчитанного тогда же, в 21/642 г. [Балаз., Ф., с. 271]. 535 Там же, с. 465 – 467. До нас дошло несколько гирек с арабо-пехлевийскими надписями «вес семи верный» [Curiel, 1976; Gyselev, 1982]. Максимальный их вес – 2,83 г, если считать, что он равняется 0,7 какого-то мискаля, то вес его окажется 4,04 г, т.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В течение III–IV веков христианство все больше распространялось в Бахрейне, однако, к сожалению, после III Вселенского Собора 431 года местные христиане отпали от Православия в несторианскую ересь. Позднее несториане продолжили проповедь в Бахрейне, который стал христианским центром в регионе. Здесь находились две из пяти несторианских епархий, существовавших на аравийской стороне Персидского залива к VII веку по Р.Х. При этом часть населения продолжала придерживаться язычества: город Мухаррак был центром культа бога Авала. В 629 году Бахрейн принял ислам. Впрочем, несторианство сдалось далеко не сразу. Примечателен эпизод, случившийся через 30 лет после исламизации. В 658 году мусульманский военачальник аль-Хиррит ибн Рашид, один из сторонников халифа Али, отделившись от последнего, поднял ряд восстаний, к которым присоединились христиане и персы-зороастрийцы. Одно из восстаний было поднято в Бахрейне, где местные племена поддержали призыв мятежников не платить дань халифу, а некоторые из них даже возвратились в христианство. После поражения аль-Хиррита мятежники-мусульмане, плененные войсками Али, получили свободу, снова принеся халифу присягу на верность. А 500 пленных христиан собирались продать в рабство. Женщины и дети, отрываемые от мужчин, подняли громкий крик. Маскала, один из начальников карательной экспедиции, тронутый душераздирающей сценой, заявил, что готов взять на свой счет всю стоимость выкупа за этих христиан, и освободил их. Али, услышав об этом, разгневался и потребовал от него немедленно выплатить по тысяче монет за каждого из отпущенных пленников. Маскала, будучи не в состоянии заплатить такую огромную сумму, был вынужден бежать . Часть населения Бахрейна продолжала сохранять верность христианству на протяжении столетий после прихода на архипелаг ислама. Последний раз местная несторианская епархия упоминается под 835 годом. Когда она прекратила свое существование, точно неизвестно. Следы древнего христианства сохраняются доныне в топонимах, например в названии поселений Дайр (то есть «приход»), Самахиж (так звали здесь епископов).

http://pravoslavie.ru/3796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУМАН III [Ан-Нуман ибн аль-Мунзир; араб.      ; греч. Νααμνης (Нааман); сир.  ], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль- Мунзира III . По сыну-первенцу носил кунью Абу Кабус. По преданию, сасанидский шаханшах Хормизд IV, назначая правителя в гос-ве Лахмидов, выбрал Н., самого младшего из 13 сыновей аль-Мунзира IV, по протекции зятя Н. Ади ибн Зайда аль-Ибади, христианского поэта из Хиры, служившего при сасанидском дворе писцом и переводчиком. Хотя Н. не выделялся ни внешним видом, ни благородным происхождением (его мать была невольницей-иудейкой, дочерью ювелира из североаравийского оазиса Фадак), он сумел удержаться на престоле более 2 десятилетий. В правление Н. продолжалось противостояние Лахмидов и Гассанидов , один из к-рых, по имени Джафна, сын царя ан-Нумана ибн аль-Мунзира ибн аль-Хариса, во 2-й пол. 80-х гг. VI в. захватил и разорил Хиру, когда Н. на время ее оставил. Власть Н. распространялась на Сев.-Вост. Аравию, прежде всего на крупную племенную конфедерацию тамим; жесткими методами он пытался подчинить себе также конфедерацию амир ибн саасаа. Влияние Н. достигало оазиса Ясриб (впосл. Медина). Когда преемник Хормизда IV Хосров II был свергнут в результате мятежа Бахрама Чубина, Н. не последовал за Хосровом в изгнание. Хосров скоро вернул себе трон с визант. помощью, но, по мнению некоторых историков, не забыл о поступке Н., что и стало впосл. главной причиной опалы лахмидского царя. В начале правления Н. был ревностным язычником, совершавшим человеческие жертвоприношения (по-видимому, почитавшейся в Аравии богине аль-Уззе). К обращению в христианство его, по нек-рым данным, склонил Ади ибн Зайд, а крестил в 593/4 г., по одной версии, епископ Хиры Шимун (Симеон) ибн Джабир, по другой - Савришо, еп. Лашома (католикос Церкви Востока в 596-604). Источники не позволяют сделать однозначный вывод о согласованности этого шага Н. с шаханшахом Хосровом II (переписка Н. с Хосровом, где он просит разрешения принять христианство, а также с католикосом Ишоявом I после крещения, к-рая приводится у мусульм. автора кон. XI - нач. XII в. аль-Хилли, вряд ли может быть признана аутентичной). Вместе с Н. приняли христианство члены его семьи и приближенные. Дочь (по др. версии, сестра) Н. Хинд возвела близ Хиры мон-рь, известный как Дайр-Хинд-эс-Сугра («мон-рь Хинд Младшей»), в котором стала монахиней (ее образ запечатлен во мн. средневек. араб. преданиях - см.: Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 215-217).

http://pravenc.ru/text/2577985.html

XIII до нач. XVI в.- египетского гос-ва мамлюков. В местности М. г. наибольшее значение приобрели крупные крепости Сармада и Харим за пределами нагорий, закрывавшие выходы на равнины к западу и востоку от М. г. В эпоху крестовых походов произошла окончательная исламизация М. г. Военное противостояние неоднократно сопровождалось резней между христианами и мусульманами и депортациями тех и других; победа мусульман определила судьбу страны. Последнее важное указание в источниках на присутствие христиан в М. г. содержится в воспоминаниях о детстве араб. автора Хамдана аль-Атариби (XII в.), когда он жил у мон-ря Дайр-Маркус, в горах Бариша ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 22). C XII в. в селениях появляются арабоязычные надписи, граффити, возникают мусульм. кладбища. Было построено несколько небольших мечетей, для которых частично использовались античные здания. С началом османской эпохи (1517) хозяйственная и строительная активность в М. г. почти полностью прекратилась. Нет следов построек, почти все населенные пункты на неск. столетий покинуты; продолжаются захоронения лишь на некоторых мусульм. кладбищах. Новое медленное возрождение горных плато начинается в кон. XIX в. с ростом населения в Османской империи. Некоторые деревни вновь населены общинами арабов-суннитов, друзов, курдов и алавитов. К наст. времени заселенными полностью или частично являются ок. половины селений М. г. ранневизант. эпохи; большинство древних построек в них по-прежнему пустует. Перечень селений М. г., сохранивших наиболее значительные памятники христианской культуры Аллата-эш-Шаркия Базилика в Калуте. 492 г. Базилика в Калуте. 492 г. ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1990. P. 50-52; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 824-825), маленькое поселение на сев.-вост. склоне Талль-эд-Дувайр в горах Эль-Ала; возникло во II в. Частные здания почти полностью разрушены, но сохранились алтарная часть и фундаменты христ. базилики VI в. Это был 3-нефный храм довольно больших размеров (28,8×18,8 м) с полукруглой апсидой с 3 окнами.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Неск. языческих храмов было расположено и в самих поселениях М. г., таких как Барад (Капроварада), Бурдж-Хайдар (Капрокера), Дахис, Рас-эль-Хисн и др. На возвышенностях и отчасти также поблизости от храмов и др. сакральных мест в рим. эпоху возникли кладбища, на к-рых завещали себя похоронить мн. представители знатных и богатых семей Сирии. Были распространены мавзолеи, выстроенные из камня или высеченные в скалах. Мавзолеи, как правило, были квадратными или прямоугольными в плане, украшались декоративными колонками наподобие классических греко-рим. храмов; часто были увенчаны высокими обелисками пирамидальной формы. В архитектурном декоре они содержали также элементы стиля, близкого к памятникам Пальмиры. Лучше других в М. г. сохранились мавзолеи у селений Фиркая и Мегара (оба в горах Эз-Завия). Отдельные мавзолеи есть в Эд-Дане, Бшандлае, Катуре, Дайр-Бурайдже, Кауканае и др. селениях. Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Период с сер. III по 30-е гг. IV в. археологи описывают как время сравнительной стагнации в М. г., когда новых построек появлялось мало. В сер. IV - кон. VI в. последовал небывалый расцвет: число поселений этого периода измеряется сотнями; в каждом из них в среднем несколько десятков частных домов. По оценке французских археологов на основе подсчета сохранившихся домов, в горных массивах Бариша и Эль-Ала в это время могли проживать соответственно ок. 21 тыс. и 8,5 тыс. чел., что составляет плотность населения 100 и 53 чел. на кв. км. Увеличение числа домов и количества населения отмечается до 50-х гг. VI в. В этот период земли М. г. интенсивно использовали для разведения оливковых садов. Возле всех деревень, вилл или мон-рей сохранились остатки маслодавилен (в сел. Бахью их найдено 37). Оливковое масло производилось в больших объемах на экспорт. Скорее всего оно поступало на рынки Антиохии и Лаодикии и оттуда вывозилось в регионы Средиземноморья, однако прямых указаний на наличие именно таких путей экспорта археологами не найдено.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов. Азия ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869 - 1948), религ. идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ДАМАССКАЯ РЕЗНЯ христ. погром 9-18 июля 1860 г. в Дамаске; форма выражения протеста сир. мусульман против крушения традиц. иерархии исламского социального устройства ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ЗИХИЯ историческая область на сев.-вост. берегу Чёрного м., один из древнейших регионов распространения христианства в совр. России ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии КЕСАРИЯ ФИЛИППОВА Кесария Филиппова [Панеада, Паниас, Баниас, ныне Банияс], древний город в Сев. Галилее (совр. Голанские высоты, оккупированные Израилем) КИЗИК город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморного м.), кафедра епархии К-польской Православной Церкви, совр. локализация - Балкыз (или Белкис), близ Эрдека, Турция КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КОРЕЯ Корея [Королевство Чосон], гос-во в Вост. Азии, существовало до 1910 г. (в 1910-1945 в составе Японии) КОРЕЯ [Корейская Народно-Демократическая Республика, КНДР], гос-во в Вост. Азии, на севере Корейского п-ова и частично на материке ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви МАРИ в III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия) ГОРОДА принятое в совр. научной лит-ре условное название комплекса более чем из 700 селений рим. и ранневизант. эпох (в основном II-VI вв.) МЬЯНМА [Республика Союз Мьянма; бирманское Пьидаунзу Тханманда (Тамэда) Мьянма Найннгандо; до 1989 - Бирма], гос-во в Юго-Вост. Азии на северо-западе Индокитая НЕПАЛ Непал [Федеративная Демократическая Республика Непал], гос-во в центральной части Гималаев в Юж. Азии

http://pravenc.ru/rubrics/123022.html

В неск. сотнях метров к югу от Бары в V-VI вв. сформировались 4 монастыря: Эд-Дайр, Дайр-Рубан, Дайр-Диббан (однонефная церковь с жилыми строениями), Дайр-Субат. Все монастыри были укреплены стенами в средние века. Об истории монастырей есть нек-рые сведения в различных источниках; по-видимому, в VI в. они были населены монофизитами. Так, в 518 г. Антиохийской Православной Церковью был лишен сана за монофизитство архим. Йоханнан (Иоанн) ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 5). В 535 г. в некоем монастыре св. Евсевия в Баре мон. Иоанн переписывал рукописи актов Эфесского Собора 449 г. (колофон ркп. Lond. Brit. Mus. Add. 14530. Fol. 108). Ок. 565 г. архим. Константин из Бары среди 20 настоятелей монофизитских сир. мон-рей подписал послание к к-польским монофизитам с отказом поддерживать возведение на Патриарший престол Павла из Бет-Уккаме. В 567 и 569 гг. тот же Константин подписал 2 синдоктикона против ереси тритеизма, направленные также в К-поль. Впрочем, остается неясным, с какими именно из 4 мон-рей Бары можно связать эти события. Возможно, монастырь св. Евсевия был расположен на том месте, где в наст. время руины Дайр-Диббан или Дайр-Субат. Бара не прекратила развиваться после араб. завоевания. Здесь появились 2 мечети: большая выстроена в VIII-IX вв. в центре селения, у торговой площади, малая - в нач. XII в. 31 дек. 1097 г. близ Бары произошло сражение между крестоносцами и коалицией тюрк. атабегов, в к-ром первые одержали победу. В 1098 г. крестоносцы вырезали здесь все нехрист. население и создали укрепленный пункт, вошедший в состав графства Триполи; вскоре в Баре появилась лат. епископия. В нач. XII в. в 400 м к северу от Бары крестоносцы выстроили новую цитадель Калъат-Аби-Суфьян, частично использовав укрепление XI в. Однако власть крестоносцев в Баре так и не утвердилась; город неоднократно переходил из рук в руки, а в 1148 г. был окончательно захвачен мусульманами во главе с эмиром Алеппо Нур ад-Дином; христиане были депортированы. После этого в течение неск. десятилетий мусульмане еще содержали гарнизон в крепости Калъат-Аби-Суфьян, но к кон. XII в. Бара окончательно потеряла военно-стратегическое значение; поселение постепенно пришло в упадок и было покинуто жителями. Барад

http://pravenc.ru/text/2563160.html

К этому времени, между прочим, относится и охлаждение Аравитян к религии византийской империи. Исповедники её стали называться маликитами, т.е. царскими. Один из благочестивых гассанидских владетелей Джофна II, по прозванию Мухаррик, известен в истории как строитель монастырей Дайр-Хали, Дайр-Аюб и Дайр-Ханара. Как увеличивалось после него христианство у гассанидов неизвестно. Можно только думать, что близкая связь гассанидов с Византией, вассальная подчиненность ей гассанских владетелей, как филархов, все это способствовало, если не распространению христианства, то по крайней мере его существованию. В начале VI века владение гассанидов было разделено между многими филархами, которые все подчинялись одному высшему филарху, а тот, в свою очередь, был в зависимости от византийского императора. У одного из таковых филархов Джабалы III или иначе Хариса IV Абу-Гаммира была жена, по имени Мария. По словам некоторых историков, она была христианкой и сделала пожертвование в Меккский храм. Персеваль замечает поэтому поводу, что это пожертвование было сделано ею или прежде обращения в христианство и, следовательно, до замужества с Джабалой, поскольку она выходила за него уже христианкой, или же после, по одному суеверию полуязыческих христиан Аравии. Сын её Харис V Эль-Арадж называется у историка Прокопия именем Арефа, сына Джабалы, а Ассемани, на основании некоторых древних документов, называет его царем арабских христиан и говорит о нем, как о современнике яковитского патриарха Сергия, или как о современнике последователя Сергия-Павла. Это был отважный воин, так что римский полководец Велизарий пригласил его в союзники себе против Персии. Впрочем, Харис и один делал нападения на персов уже после того, как римляне заключили с ними мир. Сближение его с римлянами и война с персами все могло дать арабским воинам случай ознакомиться с христианством, а экспедиция Хариса в Тайму и Хайбар, где население состояло почти из одних иудеев, ознакомила их с иудейством. Тогда как гассанидские владетели большею частью стояли на стороне Византийских императоров, владетели Хиры в V и VI веках тяготели к Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Между этими несчастными пользовавшимися, конечно, сочувствием местных деятелей, был известен Иоанн, слепой, но необыкновенно хорошо помнивший св. писание. Фенанские христиане составляли из себя в это время довольно значительное общество, у них были пресвитеры и епископы, из которых известны Пилей, Нил и Сильвин, Газский епископ. В последнее гонение Максимина фенанские христиане были рассеяны по Кипру, Ливану и Палестине; предстоятели их были обезглавлены, сожжены и т.д. Так закончился первый период распространения в Петре христианства, так сказать, период гонений. Справедливо думать, что христианство в этот период проникло и в другие области северной Аравии в царство Гассанидов и Хиру, тем более, что первое из них, подобно Петре, со II века считалось римской провинцией. По свидетельству Ибн-Хальдуна и Масуди первыми христианскими владетелями царства Гассанидов были тонухиты Номан, сын Амра, Амр, сын Номана и брат его Эль-Хавари. Правление их было весьма кратковременно, не более 20 лет от 272 до 292. Преемником их был некто Давуд или Давид, сыпь Хебулы, из племени Дзаджайма, отрасли Бяну-Салих. Тот же Хальдун признает его христианином. Но Дзаджаймиты вскоре были свергнуты, владетелем сделался Гассанид Тсалаба, сын Амра, и римское правительство поспешило заключить с ним новый союз на условиях прежней вассальной зависимости Гассанидов от Римского государства. Оно обязывалось на случай войны давать Тсалабе помощь в количестве 40 тыс. человек, в свою очередь и Тсалаба в подобном же случае должен был представить римскому правительству 20 тыс. войска. От большего ли сближения с христианами римскими, или от чего другого, но только теперь христианство становится здесь более и более заметным. Отец владетеля Тсалабы Амр, сын Джафны, строил много монастырей, например, Дайр-Халед , Дайр-Аюб , Дайр-Гинд . Ибн-Хамза и Масуди говорят, что в это время христианство, сделавшее большие успехи вообще на всем востоке, распространилось между Бяну-Салих. В Хире христианство сделалось известным при Имру-ль-Кайсе. Этот владетель, как говорят некоторые арабские историки, принял христианство около 288 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вероятно, владельцы гробницы происходили из среды рим. военных ветеранов, к-рые получали земельные участки в Сирии. В период расцвета ранневизант. эпохи в селении были построены 2 базилики, западная и восточная. Обе они имели довольно стандартную 3-нефную структуру, полукруглые апсиды. Вокруг селения сохранились остатки 3 мон-рей. В 1 км к северу находился мон-рь, известный под названием Эс-Сиджн; состоял из 2 жилых помещений, странноприимного дома, оборонительной башни, гробницы и маслодавильни. Монастырь Каср-эд-Дайр находился в 1 км южнее селения и напоминал первый. Крупнейший из местных мон-рей находился на юго-востоке от селения. Его арабское название - Дайр-эль-Малик; в ранневизантийскую эпоху его сир. название - Дайра-д-Бет-Шандлая, т. е. название современного селения происходит от названия этого мон-ря. В VI в. мон-рь принадлежал монофизитам. Известен его игум. Йоханнан (Иоанн), который в 569 г. в К-поле подписал 2-й синдоктикон Сирийской яковитской Церкви с осуждением тритеизма. Мон-рь был обнесен оградой, большого храма внутри не было. В монастырский комплекс входили 2-этажные жилые кельи, большой приют для больных и паломников. В юж. части находились открытый двор и колонна неизвестного столпника. К хозяйственным сооружениям относились цистерна для воды и маслодавильни. Дайр-Бурайдж (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 84; Burns. 1999. P. 69; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1008-1009, 1096, 1402, 1767-1768), мон-рь на плато Бариша, к северо-западу от Сарфуда. Вслед за Чаленко ряд совр. исследователей определяет этот комплекс как монофизитский мон-рь св. Даниила в Шолаке (Шуллаке), известный по неск. упоминаниям в письменных источниках. Мон-рь не имел ограды, состоял из 3 больших, хорошо сохранившихся зданий VI в. Крупнейшее из них представляло собой единый комплекс монастырской однонефной церкви и жилых помещений высотой в неск. этажей, 2-этажное жилое здание находилось рядом, неподалеку был мавзолей с 4 погребальными камерами. Вокруг сохранились остатки маслодавилен, 2 цистерн и др.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010