6. Между тем царь тирский Хирам, узнав, что отцовский престол перешел к Соломону, очень обрадовался (потому что Хирам был дружен с Давидом) 468 и отправил к нему посольство с поздравлением и с пожеланием ему всякого благополучия. По этому поводу Соломон послал Хираму ответное письмо следующего содержания: «Царь Соломон – царю Хираму. Тебе известно, что отец мой имел намерение воздвигнуть Господу Богу храм, но ему воспрепятствовали привести это намерение в исполнение ведение войн и постоянные походы. Между тем он успокоился не раньше, чем победил всех врагов и сделал всех их данниками своими. Что же касается меня, то я возношу благодарность Предвечному за ныне наступивший у меня мир, благодаря наличности которого мне предоставляется возможность исполнить свою мечту и воздвигнуть храм Господу Богу, сообразно с тем, как это было относительно меня предсказано уже раньше Предвечным отцу моему. Ввиду всего этого прошу тебя послать нескольких твоих мастеров на подмогу моим мастерам на гору Ливан, чтобы там совместно с ними валить деревья, потому что к рубке деревьев сидонийцы оказываются гораздо способнее наших людей. Что же касается вознаграждения этим дровосекам, то я им выдам такое, какое тебе благоугодно будет назначить». 7. Получив и прочитав это письмо, Хирам, польщенный поручением царя, ответил Соломону следующим образом: «Царь Хирам – царю Соломону. Следует вознести благодарственную молитву к Всевышнему, что Он даровал тебе, человеку мудрому и во всех отношениях достойному, родительский престол. Радуясь этому, я с готовностью исполню все твои поручения. А именно: я прикажу срубить множество крупных кедров и кипарисов, велю людям моим доставить их к морю и распоряжусь, чтобы те немедленно затем составили из них плоты и пригнали их к любому пункту твоей страны, куда ты пожелаешь. Затем уже твои люди смогут доставить этот строительный материал в Иерусалим. Вместе с тем предлагаю тебе взамен этого позаботиться о доставлении нам хлеба, в котором мы нуждаемся, потому что живем на острове».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соединение духовного главы и светского правителя в одном лице есть учреждение по преимуществу семитическое» 129 . Подобным же образом отзывается Кремер об арабах, народе, одном из наиболее чистых представителей семитизма. Обычная обособленность и разъединенность семитических народов сказывается у арабов более резко. И «только благодаря очарованию религиозным освящением, как верховные главы ислама и представители пророка, господствовали они (халифы) над неизмеримым царством и сердцами беспокойного и прежде всего отвращающегося от всякого авторитета народа, каковым были издавна арабы» 130 . Таким образом, мы видим, что религиозная деятельность у семитических народов имеет важное значение, помогает известным лицам приобретать верховную власть в народе, содействует прочности этой власти; чем ярче священный ореол основателя известной династии, тем прочнее ее существование на престоле этого народа. Подобное явление, свойственное вообще семитам, не чуждо было, конечно, и евреям. «Лучшими царями, воспоминания о которых сохранялись долее, были у евреев, как и вообще у семитов, цари благочестивые, так или иначе посвящавшие свои заботы и труды сохранению и распространению в народе религии Иеговы, благоустройству культа и т.п.» 131 . Давид, как мудрый вождь евреев, естественно, мог принимать во внимание эту черту характера своего народа. Для большого обеспечения своей династии Давиду, посему, нужно было окружить себя в сознании народа ореолом выдающегося религиозного деятеля. Важное значение в этом отношении могло оказать построение для народа храма, служившего таким грандиозным явлением в жизни, особенно в данном случае, религиозной народа еврейского. Если и вся деятельность Давида носила религиозный характер, то построение храма и благоустройство богослужения, созданное Давидом, должно было еще более увеличить значение Давида, как религиозного деятеля, в сознании народа и в глазах потомков, сделать еще более ярким священный облик, окружавший Давида в сознании евреев. Впоследствии времени, так мог рассчитывать Давид, пока будет стоять храм, всякий еврей, с великим благоговением относящейся к храму, естественно может вспоминать здесь о строителе его, и видя перед собой его представителя, преемника его, относиться к нему с большим почтением и уважением, хотя бы ради его великого предка, облеченного священным ореолом 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

А благодаря всему этому, создавался новый шанс прочности существования на еврейском престоле династии Давида, . Этот шанс должен был быть тем надежнее, чем сильнее могло быть впечатление, производимое храмом на народ еврейский; а так как еврейский народ, при своей религиозности, был склонен более к восприятию впечатлений, производимых наружной, внешней стороной предмета, то сила впечатления от храма на евреев должна была в значительной мере зависеть и от степени грандиозности и величия самого храма. Посему, чтобы усилить и дополнить впечатление, производимое храмом на народ еврейский, строители храма, естественно, могли заботиться и о том, чтобы придать дому Божии насколько возможно более внушительный, величественный наружный вид. Обращая внимание на храм Соломонов с указанной стороны, мы находим, что в этом отношении храм вполне мог отвечать своему назначению и своей величественностью, и великолепием сильно импонировать на душу еврее. Уже по описанию тех приготовлений, тех предварительных работ, которые предшествовали самому построению храма, – из описания тех материалов, которые были заготовлены для храма, из описания внешнего и внутреннего вида храма и всех его сосудов и принадлежностей можно видеть, какое внушительное явление должен был представлять из себя храм Соломонов. Уже Давид, не смотря на нее богатства свои и тогдашнее политическое могущество еврейского народа, предвидел, что дело построения храма будет не по силам одному Соломону, и задолго до своей смерти начал предварительные работы, которые неустанно продолжал до конца жизни. Библейский источник выразительно отмечает, что при Давиде все пришельцы в земле Израильской работали над обтесыванием камней, – и что Давид заготовил множество железа, меди без весу, кедровых деревьев без счету, разных драгоценных камней, мрамора и пр. ( 1Пар.22:1–4 ; 1Пар.29:2 ), Золота Давидом запасено было сто тысяч талантов и серебра миллион талантов ( 1Пар. 22:14 ), т.е. всего около шести с лишним миллиардов металлических рублей 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Основные даты жизни и деятельности царя Давида 2854(906) — рождение Давида в Бейт-Лехеме (Вифлееме) в день праздника Шавуот (Пятидесятницы). 2882(878) — тайное помазание Самуилом Давида как царя Израиля. Появление Давида при дворе Саула в качестве придворного музыканта. Победа над Голиафом. Женитьба на Мелхоле. 2883 (877) — бегство от Саула по Иудее. Обретение убежища в Секелаге. 2884(876) — гибель Саула в битве у горы Гелвуи. Возвращение в Иудею из Секелага. Провозглашение Давида в Хевроне царем колена Иуды. Покорение Гисура и женитьба на дочери гисурского царя Фалмая, Маахе — матери Фамари и Авессалома. 2889(871) — Иевосфей признан царем одиннадцати колен Израиля. 2892 (868) — убийство Иевосфея. Давид объявлен в Хевроне царем всего Израиля. Завоевание Иерусалима и объявление его столицей объединенного Еврейского царства. Битвы с филистимлянами в Долине исполинов. Перенос Ковчега Завета в Иерусалим. 2882-2900(868-860) — завоевание Моава, Идумеи, филистимских городов и т. д. Создание и укрепление армии и государственного аппарата. 2909 (851) — смерть аммонитского царя Нааса. Война с Аммоном и арамеями. Первая осада Раввы Аммонитской, победа над арамеями, захват Дамаска и значительной части территории современной Сирии. 2910(850) — грех с Вирсавией. Продолжение войны против аммонитян. 2911 (849) — падение Раввы Аммонитской. Рождение и смерть первенца Вирсавии. 2912(848) — рождение Соломона. 2913 (847) — бесчестие Фамари, нанесенное Амноном. 2914 (846) — начало трехлетней засухи и голода. 2915 (845) — убийство Амнона, бегство Авессалома в Гисур. 2917 (843) — выдача семи потомков Саула гивонитянам, подвиг Рицпы. Окончание засухи. Погребение останков Саула и его сыновей. Возвращение Авессалома в Иерусалим. 2919(841) — окончательное прощение Авессалома Давидом. 2921 (839) — мятеж Авессалома. Мятеж Савея, сына Бихри. Указ о проведении переписи населения. 2922(838) — трехдневный мор. Покупка поля у иевусея Орны под строительство будущего Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/6/

Вероятно, ханаанские государства стали жертвами общего для всего Восточного Средиземноморья кризиса из-за нашествия т.н. «народов моря». Вполне возможно, что евреи были просто одними из многих переселенцев той неспокойной эпохи, а библейское описание событий составлено спустя много столетий в эпическом ключе для обоснования своих притязаний на эту землю. Некоторые исследователи (например, Альбрехт Альт) придерживаются теории «мирного проникновения», согласно которой скотоводческие племена Израиля заселили Святую Землю вполне мирным путем. Конфликты же с хананеянами начались позже, в виде локальных стычек за источники воды. Существуют даже такие экзотические теории, как гипотеза Джорджа Менденхолла и Нормана Готвальда, предполагающая, что евреями были названы сами ханаанские повстанцы-крестьяне, восставшие против власти городов и их жестких притеснений деревень 104 . Что же касается молниеносности завоевания, то изучение самих библейских книг показывает, что даже после побед Иисуса Навина нельзя говорить об окончательном поражении язычников. Филистимляне оставались угрозой для евреев еще несколько столетий, а борьба с древнеханаанскими обычаями продолжала быть одной из главных тем проповеди пророков. Учитывая, что окончательная редакция книг ранних пророков обычно относится ко времени Плена, на первый план выходит не исторический, а дидактический характер повествований. Для их авторов важно было не максимально достоверно описать события прошлого, а вписать его в четкую идеологическую систему иудейской религии и образа жизни. Именно поэтому через эти книги красной нитью проходит теория тесной связи благочестия с политическими и военными успехами народа. Эта мысль и является основанием концепции священной войны не только в Писании, но и в последующей христианской истории. Примечательно, что это чувствовали и византийские комментаторы, выводя из повествования, в первую очередь, уроки нравственного характера. Военная экспансия Навина, подвиги судей, строительство монолитного государства Давидом и Соломоном получали свое оправдание божественном повелении «Так хочет Бог!», соответственно, ропот на Бога и преступление Его заповедей воспринималось главной причиной военных поражений и политических неудач:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3Цар. 5 ; 2Пар. 2 Когда Хирам, царь Тира, находившийся в дружеских отношениях с Давидом, услышал, что вместо его помазан на царство Соломон, то послал к нему посольство, чтобы поддержать и с сыном Давидовым прежний дружеский союз. Соломон воспользовался этим обстоятельством, чтобы привести в исполнение завещание своего отца касательно построения храма. Чрез послов у Хирама он просил опытного художника, который бы знал и строительное, и ваятельное искусство, и нужных для строения кедровых, кипарисных и других редких дерев с Ливана; и обещался, с своей стороны, платить Хираму пшеницею, ячменем, вином и елеем. Тирский царь обрадовался случаю оказать услугу сыну Давидову. Он отправил к Соломону весьма искусного зодчего, опытного во всех художествах, по имени Хирама, которого мать вдова была из колена Данова, а отец в свое время искусный медник, хотя жил и умер в Тире, но происходил из колена Неффалимова; также приказал знающим людям рубить на Ливане лес, обтесывать его и плотами доставлять на пристань Иоппийскую. За это Соломон каждогодно посылал к Хираму по 20,000 коров 92 , пшеницы и ячменя, и по 20,000 батов 93 вина и елея. Для работ употреблено было 30,000 природных Евреев и 153,600 иноплеменников, живших между Евреями. Евреи разделены были на три перемены, каждая по 10,000 человек; один месяц они работали, а два месяца оставались в дому своем. Работа им назначена была на Ливане, где они с подданными Хирама рубили лес. Из иноплеменников 70,000 носили тяжести, 80,000 рубили и обделывали дерева, и тесали камни, и 3,600 человек смотрело за работами. И дерева и камень доставляемы были в Иерусалим совершенно готовыми; так что на месте построения не слышно было звука ни от молотка, ни от топора и ни от какого железного орудия 94 . Вся литейная работа производилась на Иордане 95 . 3 Цар. 6:1–10, 14–38; 7:15–51; 2 Пар. 3 и 4 В 480-м году по исходе Израильтян из Египта, на четвертом году своего царствования, весною, во второй день второго месяца 96 , Соломон положил основание храма на вершине горы Мориа, на бывшем гумне Орны Иевусеянина, где отец Соломонов, Давид, соорудил жертвенник Господу в память прекращения моровой язвы, и где, по преданию, Авраам сына своего Исаака возносил на жертву. Размеры храму даны были вдвое обширнее, чем скинии Моисеевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

9:14. Сто двадцать талантов золота. В системе мер и весов, использовавшейся на древнем Ближнем Востоке, талант был высшей единицей веса (равной 60 минам или 3 тыс. сиклей). Таким образом, 120 талантов – это примерно 4 тонны золота. О статистике, связанной с золотом, см. коммент. к 1Пар. 22:14 . 9:15–19. Строительная деятельность. Осуществляя планы по централизации власти над Израилем и предупреждению вооруженного вторжения египетского фараона Сусакима, Соломон разработал программу общественных работ, основанную на системе трудовой повинности. Приведенный здесь перечень географических пунктов, простирающихся с севера на юг, напоминает по стилю надпись Меши из Моава и ассирийские царские анналы. Эта программа преобразила Иерусалим, расширив его полезную площадь и укрепления. Кроме того, программа усилила обороноспособность страны в таких важных в стратегическом и торговом отношениях пунктах, как Асор, Мегиддон и Газер, а также в южных пограничных городах Валаафе и Фадморе ( " Ain Husb). Единство строительного стиля (казематные стены и городские ворота с шестью внутренними помещениями) во многих из этих городов помогает археологам датировать подобные сооружения этим периодом, несмотря на отсутствие документальных свидетельств вне Библии. Вливание капитала, необходимого для проведения таких широких преобразований инфраструктуры, послужило хорошей поддержкой для местной экономики и позволило управлять потенциально враждебным хананейским населением более конструктивно. 9:15. Милло. Во времена Давида Иерусалим занимал лишь узкую возвышенность площадью около 10 акров, протянувшуюся к югу от современных стен Старого города. Площадка на вершине возвышенности имеет всего 400 футов в ширину и около 1500 футов в длину. Предшествующий хананейский город был построен на искусственной платформе, поддерживаемой террасами. Археологи обнаружили ступенчатое каменное строение высотой более 50 футов в северо-восточной оконечности этой возвышенности. Очевидно, это и была упоминаемая во 2Цар. 5иевусейская крепость, расширенная Давидом для использования в качестве основания при возведении своего дома, а затем Соломоном, когда город стал распространяться на север и включил его дворец и храмовый комплекс. В настоящее время принято считать, что Милло следует отождествлять с опорными стенами (включая «ступенчатое каменное строение»), которые послужили основанием для этих монументальных сооружений. Других археологических материалов, которые можно было бы отнести ко времени Давида или Соломона, обнаружено очень мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Молимся убо с Давидом во вся дни живота нашего тако: Боже! ущедри ны, и благослови ны;, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны, познати на земли путь Твой 557 . Нравоучение из той же притчи § 16 Сколько раз ты, Христианине! будешь читать или слушать притчу о талантах; столько раз припоминай, что ты толикие дары от Бога получил, яко малым чим умален от Ангел 558 . В тебе бо наибольшая часть сияет Божия разума; в тебе преславные качества и похвальные склонности кроются; в тебе красота и крепость, в тебе честь и богатство, в тебе неразрывный союз с Богом; в тебе благонадежнейшее средство к достижению вечнаго блаженства. Посмотри же откровенными глазами на неравное братии твоея состояние; посмотри на праведный даров Божиих размер, овому даде пять талант, овому два, овому един 559 . В свете Творец мира с подобными тебе людьми так поступает, как сосудов скудельных деятель; ов сосуд созидает в честь, ов же не в честь: воли бо его кто противитися может? 560 Да притом многолюдное общество, в котором и ты счисляешься, подобно есть столовым часам, в коих колеса неравны; однако так изрядно расположены, что один зуб цепляется за другой, по изображенным на доске чертежам порядочно водят часовую стрелу, а пружиною в них колесо вместо разума действует. Ты видишь, что и в свете сем подобное устроено неравенство: один возвеличен, другой умален; сей богат, тот убог; иной разумен, другой невежа; один в полном здравии с веселием дни свои провождает, а великая часть людей при крайнем убожестве и несчастии с воздыханием клянут дни своего рождения. Для того закон Божий велит тебе, Христианине; данные от Бога таланты во всеобщую пользу употребить, дабы тем самым прославить Божие величество; о чем и Апостол Павел увещавает: кийждо, якоже прият дарование, между себе сим служаще, яко добрии строителие различныя благодати Божия 561 . Отсюда и заключить надобно тебе, что ежели ты получил талант премудрости, должен оной употребить к наставлению невежества; здравие – на честное трудолюбие; красоту – на привлечение других к прославлению Создателя своего; богатство – к снабдению бедных людей; честь и достоинство – к защищению обидимых, к подкреплению немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Открывая выставку «Возвращение голубки», руководитель экспозиционно-выставочного центра ТКД Марина Николаева отметила, что Черкасова переводит сложные темы и материи на язык, понятный даже далеким от церкви людей и «несмотря на кажущуюся простоту работ, они довольно глубоки. Все картины - это «иллюстрации» к священным текстам». Действительно, стилистически работы художницы близки примитивистам - глядя на них, вспоминаешь лубок, Анри Руссо и Нико Пиросмани. Правда, своими корнями живопись уходит не в сказочный традиционализм или поиски экзотического мира, а в образность православия с его символизмом и притчевостью (не случайно в связи с этим и название выставки, которая проходит в Пскове). Елена Черкасова, художник: «Я пишу картины, таким образом приближая к себе любимое. Например, с царем Давидом я познакомилась, читая Псалтырь, потом, позже, прочла Книги Царств, потом написала картины «Юность Давида», «50-й псалом» и другие. Эти картины сделали меня художником - и ими же я смогла сказать царю о своей любви. Так и другие картины пишутся» ( ) На выставке в Пскове представлены 65 работ художницы, которые она создавала с конца 90-х годов и до сегодняшнего дня. Некоторые работы предоставлены прямо из мастерской художницы. Большинство работ художницы в настоящий момент находятся в частных собраниях и музейных коллекциях в разных странах. Псков строит Как рассказали Псковской Ленте Новостей в театре, в ноябре состоится открытие двух баннерных выставок, посвященных псковскому зодчеству. Одна из них отразит памятники церковной и оборонительной архитектуры, построенные псковичами в XVI-XVII веках вне родного города. С давних пор наши зодчие были известны как одни из лучших строителей на Руси, отличавшихся не только завидным трудолюбием, но и склонностью к архитектурным экспериментам. Неслучайно именно они наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля - Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее - знаменитого храма Василия Блаженного. Поработали псковичи и в Казани: в память о них в центре города установлен памятник, один из героев которого - знаменитый псковский зодчий Постник Яковлев.

http://pravoslavie.ru/124747.html

Соломон — строитель Иерусалима. Из всех этих описаний очень часто возникает представление об Иерусалиме как об огромном, величественном мегаполисе древности, каковым он, безусловно, не был, как Соломон ни старался. На самом деле, по оценкам историков, в дни завоевания Давидом Иерусалима за его стенами жило порядка тысячи человек. В дни Давида эта цифра увеличилась до полутора-двух тысяч человек. При Соломоне постоянное население города, по разным оценкам, колебалось между четырьмя с половиной и пятью тысячами человек (не считая обитателей царского дворца!). Не исключено, что примерно столько же в нем жило приезжих купцов, представителей различных зарубежных миссий и других гостей. В городе действовал огромный рынок, на который съезжались торговцы со всего Ближнего, Среднего, а может быть, и Дальнего Востока. Число гостиниц и постоялых дворов в Иерусалиме, возможно, было вполне сопоставимо с числом домов его жителей и административных зданий. Не случайно одними из главных героинь литературы того времени являются обретающиеся на таких дворах блудницы, выполнявшие одновременно работу поварих и официанток, а порой и бывшие хозяйками этих заведений. Наконец, население города резко увеличивалось в дни важнейших еврейских праздников, когда в Храм стекались десятки тысяч паломников со всех концов страны. Так что Иерусалим времен Соломона и в самом деле был пусть не самым большим, но одним из самых замечательных городов мира той эпохи, поражавший гостей своей красотой. Здесь можно было купить любые известные в ту пору товары. Таможенные и другие пошлины с приезжавших в город купцов обеспечивали непрерывный поток поступлений в казну, так что царские повара щедро расплачивались с жившими в Иерусалиме поставщиками различных съестных припасов. Обитательницы царского гарема и жены сановников покупали благовония и заказывали украшения у местных ювелиров, одежду и обувь у местных сапожников и т. д. Кроме того, иерусалимские ремесленники, менялы, трактирщики и т. д. жили за счет обслуживания приезжих торговцев и процентов с посреднических сделок.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010