29:10–19 Давид благодарит Бога за все, что Он позволил ему совершить (29,10–13), и просит о продолжении Божественной поддержки Израилю и Соломону (29,14–19). 29 Твое, Господи, величие... великолепие. Это, вероятно, источник традиционного окончания молитвы Господней ( Мф. 6,13 ). 29 имя. См. ком. к 13,6. 29:14–16 Хотя Давид и положил все силы на приготовления к строительству Соломоном храма, он осознает, что все, сделанное им, на самом деле было подано ему всесильной рукой Господа. Про себя же Давид знает, что без Божиего благословения, он был бы бессилен ( 2Пар. 1,9; 20,6.12 ). 29 кто я..? См. ком. к 17,16 и 2Пар. 2,6 . 29 имени. См. ком. к 13,6. 29 сохрани... сие расположение мыслей сердца народа Твоего. Эти слова Давида как будто обращены к современникам летописца, которым надлежит помнить о необходимости бескорыстных пожертвований храму. 29 чтобы соблюдать заповеди Твои. См. ком. к 16,40. 29:21–25 Рассказ о передаче Давидом престола Соломону летописец завершает описанием праздничных жертвоприношений (29,21), всенародного пира (29,22) и установившейся с воцарением Соломона гармонии в жизни Израиля (29,22–25) (см. ком. к 23,1). 29 в другой раз. Это выражение отсутствует в некоторых версиях Септуагинты (греческого перевода ВЗ) и в Пешитте (сирийском переводе ВЗ), поэтому его можно считать позднейшим добавлением. Но возможно, однако, что летописец помнил о первом, не упомянутом им помазании ( 3Цар. 1,32–36 ). И Саул ( 1Цар. 10,1; 11,14.15 ), и Давид ( 1Цар. 16,13 ; 2Цар. 2,4; 5,3 ) получали помазание не один раз. воцарили Соломона... а Садока во священника. Свои надежды на будущее Израиля летописец связывал с тесным сотрудничеством царей из рода Давидова и священников из числа потомков Садока (см. ком. к 6,1–53). 29 какой не имел прежде его ни один царь у Израиля. Летописец считал царствование Соломона более славным, нежели царствование Давида, и, в частности, потому, что именно при Соломоне был построен храм. 29:29.30 в записях. В своем труде летописец опирался, кроме книг Царств, на многие другие письменные источники (см. Введение: Автор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 4. Площадь Харам еш-шериф – Храмовая гора. Первобытная площадь горы Мориа и способ ее выравнения для храма Ветхозаветное святилище, по пророчеству, было разрушено. Но, как некоторая тень его древнего продолжительного существования, от него остались глубокие фундаменты или подземные молы, при помощи которых строители расширяли и выравнивали для храма гору Мориа. По своей массивности, а также потому, что эти фундаменты или молы скоро были прикрыты наслоениями земли и, так сказать, перестали существовать отдельно, но слились воедино с местным грунтом, они сохранились, но сохранились именно как тень чего-то некогда существовавшего и погребенного. В настоящее время на поверхности видна только незначительная часть стены, замыкавшей площадь Соломонова храма, но за то весьма значительная часть ее обнаружена под землей, путем раскопок и подземных галерей, прорытых вокруг площади ветхозаветного святилища на средства английского археологического общества Palestine Exploration Fund 189 . Но, прежде чем говорить об остатках ветхозаветного храма, мы должны сказать о естественном грунте, какой представляла гора Мориа, когда она была еще только гумном Орны Иевусфянина. Площадь, избранная царем Давидом для храма, ныне находящаяся во владении мусульман и известная под именем харам еш-шериф, т. е. благородное святилище или просто харам, в своем первоначальном виде, как описывает Иосиф Флавий, представляла скалистый холм, со всех сторон почти окруженный оврагами. Самое имя Мориа LXX толковников переводят чрез ψηλ, гора высокая. Из цепи гор, примыкавших к ней с северо-запада, она выступала широким террасовидным овалом, в виде естественного памятника, cippus, или нерукотворного жертвенника всесожжений. Независимо от своей общей, свойственной холму, покатости, она разделялась на две террасы, верхнюю или срединную и нижнюю или внешнюю; последняя ограждала со всех сторон верхнюю террасу в виде нижнего контрфорса горы. Разделением между двумя площадками или террасами служил довольно высокий уступ горы в виде стены, 15–20 футов высоты, обходивший почти вокруг всей верхней площадки и уединявший ее от нижней. Верхняя терраса имела в диаметре с севера на юг 579 футов и 433 фута с востока на запад, и в своей центральной части представляла вид приподнятого естественного купола, или куполообразно поднятой вершины всего холма из мрамороподобного, белого известняка (маляки), который в других местах Палестины обыкновенно прикрыт другими верхними слоями камня (миззи и какули), но в данном пункте вытеснен вулканическим давлением на поверхность и поднят на самую вершину горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Найдена древнейшая крепостная стена Иерусалима 4 сентября 2009 г. 13:23 Археологическая экспедиция, работающая в Восточном Иерусалиме, обнаружила стену XVII века — фрагмент древнейшей известной на сегодняшний день фортификационной системы города. Как сообщает агентство Associated Press со ссылкой на Управление древностей Израиля, стена высотой около восьми метров предположительно защищала путь от крепости на холме к единственному источнику воды. По словам руководителя экспедиции Ронни Райха (Ronny Reich), профессора археологии университета Хайфы, обнаруженные стены свидетельствуют о том, что в эпоху средней бронзы жители Иерусалима владели высокоразвитыми строительными технологиями. Семьсот лет спустя, около 1000 года до Рождества Христова, населявшие город иевусеи были разгромлены царем Давидом, сделавшим Иерусалим столицей Израильского царства. Небольшой участок древней стены был открыт еще в 1909 году, но только сейчас удалось расчистить фрагмент длиной около 24 метров. По мнению профессора Райха, стена тянется намного дальше, но дальнейшее продолжение раскопок пока невозможно ввиду глобального финансового кризиса. Примечательно, подчеркнул археолог, что столь мощное сооружение не было разобрано на стройматериалы в последующие времена. Начиная с четверга ознакомиться с ходом раскопок могут все желающие. Работы ведутся в «Городе Давида» — древнейшей части Иерусалима, расположенной неподалеку от обнесенного крепостной стеной Старого города. Финансирование раскопок в населенном палестинцами Восточном Иерусалиме осуществляет организация еврейских поселенцев «Элад», которая также ведет скупку принадлежащих арабам домов и организует заселение этих мест евреями. И в Палестине, и в Израиле высказывались обвинения в том, что археология используется как орудие для закрепления израильского контроля над Восточным Иерусалимом, который палестинцы считают столицей своего будущего государства. Израильские войска захватили арабскую часть Иерусалима в ходе Шестидневной войны 1967 года. Позднее весь город был объявлен столицей Государства Израиль. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/733357.htm...

Сам Бог смирит врагов – гонителей, несть бо им изменения, ибо петь в них перемены к лучшему, петь перемены вражды на мире и дружбу; они так упорно коснеют в своей гордой злобе, что даже «и Бога не боятся», как не боялись Его современники Ноя, гордые исполины, или строители Вавилонской башни или дерзкие Корей, Дафан и Авирон (ст. 10 и 16). – Посему Сам Бог «простирает руку Свою на воздаяние», – чтобы Своею наибольшею силою нанести им наиболее тяжелый удар в воздаяние за противление своей власти, подобно тому, как Он соделал это во дни Ноя, когда открыл источники моря и хляби небесные, и вода потопила все живое на земле, или – во дни Моисея и Аарона, когда отверз бездну преисподней и она поглотила Корея, Дафана и Авирона, мятежных противников Богом установленной власти. А противление власти Божией со стороны врагов Давида обнаруживается в том, что они осквернили – самовольно и дерзко нарушили завет Божий, именно тот, по которому царская власть над Израилем, по благословении родоначальника народа, патриарха Иакова и по обетованию Божию, должна принадлежать не Вениаминову колену, из которого происходил Саул, а колену Иудину, к которому принадлежал Давид, избранный Богом и помазанный Самуилом, вместо отверженного Саула. Разделишася от гнева лица Его, разумеется – враги Давида, по действию кары гнева Божия, разделились, так что между ними уже нет единства и нет прежней силы: и приближишася сердца их, – сердца их стали близки, т. е. слышно сильное биение их сердец – от того сильнейшего страха, который наполняет их сердца в виду явного и грозного гнева на них со стороны вечного и всемогущего Бога (ст. 20). Такой гнев Божий на них за то, что они коварны: умякнуша словеса их паче елеа, – слова их мягче масла, т. е. добрые, ласковые, нежные, приятные, легко проникают в душу, скоро овладевают ею; однако, слова эти в действительности суть стрелы – действуют на душу губительно, поражают ее, как стрелы поражают тело на смерть. Так и Саул, обличаемый Давидом, иногда ласково и по-видимому дружественно говорил с ним, но в душе всегда имел вражду против Давида и не переставал преследовать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Этот флот совершал плавания на юг, в Эфиопию и в арабский Йемен, раз в три года и привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость и два вида обезьян (а не павлинов, о которых говорится в английских переводах Писания) ( 3Цар. 9:26; 10:22 ) 43 . Для того чтобы обеспечить нормальную работу сложной системы дворцовых служб и программу строительства царь счел необходимым ввести регулярную систему сбора налогов не только с покоренных им народов, но и с израильтян. С этой целью он разделил северный Израиль на двенадцать административных округов, границы которых до некоторой степени соответствовали древнему племенному делению страны (3Цар. 4и далее). В каждом округе он поставил своих «приставников», одной из основных обязанностей которых являлось наблюдение за тем, чтобы подвластный им регион обеспечивал двор продовольствием на один месяц в году ( 3Цар. 4:22–23 ). Ряд находок подтверждает подлинность такой районной организации. Так, в Вефсамисе, входившем в число главных городов одного из регионов, в котором некогда жило колено Даново, возможно, удалось обнаружить резиденцию главы региона Бен-Декера (Ben-Deker), пусть раскопки и носили предварительный характер. Поблизости обнаружен высокий фундамент большого здания с толстыми стенами, которое было разделено на три узких вытянутых помещения. Скорее всего, это сооружение использовалось для хранения зерна и других продуктов. Толстые стены и большое расстояние от земли до пола, вероятно, до известной степени, защищали зерно от порчи. Резиденция и зернохранилище, имеющее подобное же устроение, были найдены и в Лахише, в области колена Иудина. Здесь дворец сооружался на платформе, внутренность которой была заполнена землей, и, вероятно, относился к такому же типу построек, что и Милло («заполнение»?), построенный («и обстроил кругом от Милло и внутри») Давидом в Иерусалиме ( 2Цар. 5:9 ). Здания, о которых говорилось выше, возможно, и являлись «городами для запасов», построенными при Соломоне. Впрочем, здания Вефсамиса и Лахиша строились, скорее всего, еще при Давиде (к такому выводу возможно придти на основании анализа возраста керамики, найденной среди развалин).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Совершенно неожиданный аспект торговой деятельности Соломона был выявлен благодаря исследованиям, произведенным Нельсоном Глюиком (Nelson Glueck) в долине Арава, к югу от Мертвого моря, и в Ецион-Гавере, порте Соломона на Красном море. Мягкий песчаник восточного берега Арава содержит множество железных и медных жил. Раскопки показали, что в период правления Соломона и в последующие несколько столетий руда здесь добывалась особенно интенсивно, отражением чего, возможно, является вторая часть 9 стиха 8 главы Второзакония. Исследователь занялся изучением груд шлака. Возле некоторых из них были обнаружены огороженные площадки с находящимися на них развалинами шахтерских домиков и печей, в которых производилась первичная плавка руды. Работали здесь, скорее всего, рабы, а ограды, возможно, возводились лишь для того, чтобы предотвратить их бегство. Где-то в Ецион-Гавере должны находиться развалины морского порта Соломона ( 3Цар. 9:26 ). Их так и не удалось найти, однако здесь была обнаружена самая крупная на Ближнем Востоке плавильная печь. Она была построена около X века, то есть, скорее всего, в правление Соломона. Ецион-Гавер находится в самом центре естественной аэродинамической трубы, открытой для всех северных ветров и песчаных бурь. Вероятно, именно по этой причине для строительства печи и было выбрано данное место. Воздуховоды плавильной печи были обращены на север, что позволяло плавильщикам обходиться без использования мехов для форсированного поддува. Место это во всех прочих отношениях было достаточно непривлекательным, вследствие чего мы вправе предположить, что труд невольников использовался и здесь. Храм Соломона Особое внимание Соломон уделял Иерусалиму, где им были построены дворец, храм и правительственные здания. Завоеванный Давидом иевусейский город, располагавшийся на горе Офел, был слишком мал для Соломона. Он разровнял большой участок земли, находившийся севернее, и включил его в состав города, обведя его стеной. Именно там он и приступил к своим трудам, в которых деятельное участие принимали финикийские мастера. С той поры и по сей день эта земля почитается как самое святое место на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Несметная рать с двадцатью князьями, в которую влилось еще множество киевлян, берендеев и торков, осадила Вышгород, где с братом Давидом и его полком заключился храбрый Мстислав. К счастью, в стане осаждавших не доставало усердия и согласия: одни князья не любили самовластия Андрея, другие — коварства Святослава, а третьи тайно доброжелательствовали Ростиславичам… И ничтожная крепость, обороняемая едва ли не горсткой людей, не только выстояла, но и победила. Как тут же записали об этом в своих летописях ученые монахи, Само Небо покровительствовало Герою в ратоборстве с более сильным противником. После этого звезда суздальского князя стала явно клониться к своему кровавому закату, и незлопамятные Ростиславичи снова вступили с ним в мир, обещая успокоить южную Русь, но с условием, чтобы тот уступил Киев Роману Смоленскому. Однако ответа дождаться не успели: суздальский князь кончил жизнь под кинжалами своих ближайших людей… Было, было, что вспомнить смоленским боярам и с чем соглашаться. Они покорно склонили перед Мстиславом свои головы и принялись благодарить его за эту нынешнюю и будущую милость, чуть слышно обговаривая между собой одну общую на всех мысль. Просто удивительно было, как могло умещаться в одном человеке, казалось бы, противоречивое: быстрая решительность с рассуждением, мужество с благородством, суровость со справедливостью. В покойном же теперь суздальском князе, в том умудрялись уживаться самые несовместимые качества добра и зла. И, тем не менее, была у обоих князей, – одна похожая черта: которую также не могли обойти вниманием летописцы: какая-то особенно горячая и искренняя вера в Бога. Не случайно народ, соборный разум которого обмануть невозможно, еще при жизни за любовь к храмам, строительство монастырей, удивительное нищелюбие и обращение в христианство едва ли не всего дикого до того суздальского края, начал называть Андрея – Боголюбивым, или Боголюбским… Вот уж поистине — дивны дела Твои, Господи, и неисповедимы пути Твои!.. Мстислав Храбрый вопросительно посмотрел на бояр: всё ли они поняли и верно ли услышали его речь. Те, все как один – благодарно на князя….

http://azbyka.ru/fiction/bozhij-sud/

Когда я была на Крестовом перевале спустя 12 лет, все изменилось до неузнаваемости и, безусловно, к лучшему. Если прежде каждую зиму лавины срезали бровку дороги, то теперь в наиболее опасных местах дорога проходит по туннелю или под бетонным куполом, покоящимся на своего рода бимсах (балках). Довольно остроумная постройка! Так дорога защищена от снежных лавин. Затем — туннель, и перед выходом — опять бимсы. Благодаря этому Крестовый перевал утратил свою дурную славу и превратился в доступную в течение почти круглого года дорогу, требующую от пассажиров некоторого фатализма, а от водителя — крепких нервов или привычки. На перевале два креста. Высоко стоит большой крест, поставленный царем Давидом — не то Основателем, не то Строителем. Грузины с большой готовностью и любовью говорят о своих царях. Все они были чем-то замечательны, но человеку постороннему разобраться в их заслугах нелегко. Несколько ниже современной дороги, почти над самой пропастью, приземистый крест, высеченный из цельного камня. Поставлен он по настоянию Пушкина на том месте, где он повстречал печальный кортеж с гробом Грибоедова. Пытаюсь разрешить географическую проблему: Грибоедов был убит в Тегеране, а похоронен в Тбилиси. Какими же судьбами последний путь Грибоедова пролегал через Крестовый перевал? Но вот — спуск. Спуск по северному склону перевала всегда считался более опасным, чем по южному — к Голубой Арагве. Туннель. Еще туннель. Кажется, их семь. При выходе из последнего туннеля машина останавливается: желающие могут попить очень хорошего нарзана. Впрочем, к источнику ведет крутая и длинная лестница и желающих, кроме меня, нет. Казбеги Перевал позади. Вот и Казбеги, то есть Казбек. Первоначально это было местожительство начальства местных овцеводов. В долине в «настоящих» домах живет вся овцеводческая «аристократия»: председатели, счетоводы, бригадиры, учетчики… Сами чабаны с семьями и со всем своим скарбом живут в горах, там, где отары. А на базе этого поселка создали курорт. Мне неясно, названо ли местечко «Казбеги» в честь Казбека (по-грузински «Казбеги») или в честь поэта, жившего здесь и творившего под псевдонимом Казбеги?

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

195 ...лакти... – Локоть – мера длины, соответствующая приблизительно длине локтевой кости. Применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях. 197 ...и да дадят ему жену Давидову ... не познаю иного мужа». – Этого сюжета в Библии нет, хотя жену Давида Мелхолу Саул отдал в жены другому: «Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима» ( 1Цар. 25:44 ). 200 Онъ възя камень и положи в пращу ... и удари Саула въ око. – Камнем из пращи был убит Давидом филистимлянин Голиаф, Саул же погиб, бросившись на свой меч ( 1Цар. 31, 1–6 ). В апокрифе эти обстоятельства поменялись местами. 201 Авесалом Красноглав – Авессалом (евр. – отец мира), согласно Библии, не был первенцем Давида, он был третьим сыном, матерью его была Мааха, дочь Гессурского царя ( 2Цар. 3:3 ). Однако в древнерусских источниках он действительно назван первенцем Давида (см., например: Книга бытия небеси и земли (Палея историческая). Труд А. Попова . М., 1881. С. 163). Его прозвище Красноглав соответствует Библии, по описанию которой он был очень красив и имел густые волосы, сыгравшие роковую роль при его бегстве с поля боя ( 2Цар. 14, 25:26 ). 202 Бше же нкто муж праведен и великъ, имя ему Урия ... «Помилуй мя, Боже, по велицй милости твоей». – История Давида и Вирсавии и обличение его пророком Нафаном (в апокрифе Дафаном) изложены в Библии ( 2Цар. 11, 2–17 и 12, 1–7). Древнерусский читатель мог найти этот сюжет в Палеях, Толковой и Исторической (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1896. Т. 2. С. 381–386, 405–407; Книга бытия небеси и земли (Палея историческая), С. 160–163). Однако в апокрифе иносказательная библейская притча изложена буквально и объединена с ее толкованием (пророк говорит «уби мене», «Соломона от нея родил» – имеется в виду Вирсавия). 203 Соломон – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И бысть Мудраго Бога Промыслом, не бо может град укрытися вверху горы стоящь 47 , тако сий великий отець в пустыни един съкрытися, в ней же собрася к нему множество ученик, в нихже бе и блаженый Никон, по великом оном учители и вожи наставник учитель быв святому оного собранию. Сей убо великий Сергие посреде святых сияа чюдесы, яко солнце посреде звезд, и ему же съ учеником его Михеем явися Пренепорочная Богородица с Апостолы с верховным Апостолом Петром и с Богословом Иоанном и глагола ему (Л. 251)//о ползе строительства и невидима бысть. Сей великий отець многы ревнителя добродетели настави, множейших же тоя учителя показа; истинна бо глаголемаа, яже о нем писаниа прочитая и увесть, в немже убо многы ины досточюдны увесть мужа. Недоумею, что великаго нареку Варлама Новогородскаго: ангельскаго бо требует, а не человеческаго языка, еже о нем слово. Великий въ отцех Антоние чюдный, иже на камени по воде из Рима, яко на колесницы, приде в Великий Новъград и обрете место благоугодно, на нем же обитель велию составив и собрася к нему ученик множества и научи огребатися 48 от всякаго зла съединити же разум отнюдь упованиа нашего Христови (Л. 251 об.)//. И о Аниките, хвала Переславъскому, иже от своих сих нужную смерть приемшему, сладкому источнику слезам, о нем же Господь глаголаше: Блажени плачющеи, понеже ти утешатся 49 . Сей убо великии отець, иже нечювствием си исъсохшая душа своими словесы и наказании на покой воздвиже от лености и бесплодиа, час будущаго суда приснодушевныма очима яко настоящее представляа, и яко жалом касаясь жестоким душам и суровым и к умилению преклоняа; наказатель явлься небеснаго любомудриа и врачь душевным струповом, непобедим подвигом восходом еже на столп показася и к борению воздушных ратник совлекся. И не на земли с ним съплетеся, но стоя выспрь на столпе (Л. 252)//и к онех борению непреклонен пребысть с Давидом поюще: Ибо мнози борющеи мя свыше, в день не убоимся, зане Ты с нами еси. Вем великаго Еуфимиа Суждальскую красоту. Сей бо, яко светлая звезда от востока к западу, приде от Нижняго Новаграда к Богом спасаемому граду Суждалю и на горе высоце обитель составльша и число доволно ученик собравша и до трех сот и сих учаше от высоты земныа горы на Небесную преселитися гору.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010