Несомненно, что это направление мысли сейчас протежируется сверху. Но столь же несомненно, что оно встречает широкий отклик снизу, ибо сам их автор, средний современный русский интеллигент – функция этого «низа», его производное, тесно с ним связанное. Этот русский подсоветский интеллигент-середняк страстно ищет сейчас своего национального предка, срывает сигнатурки , навязанные ему минувшим «прогрессивным» веком, находит его… даже имена, затертые и затерянные вишняками минувшего «прогрессизма». Вот одна из этих книг: «Село Коломенское» А. Субботина . С ее страниц смотрит на читателя дворец царя Алексея Михайловича с 270 комнатами и 3.000 окон. Его архитектура ярка, гармонична и самобытна. Он поражает своей красотой. «Семь дивных вещей древний мир читаше, Осьмой див – сей дом – время имать наше…» – пишет о нем современный ему поэт Симеон Полоцкий. Эта «новостройка» исконной Московской Руси выполнена за один строительный сезон Плотничьим старостой Сенькой Петровым и стрелецким плотником Ивашкой Михайловым. Читающие о них Петровы и Михайловы, современные подсоветские русские профтехнические средние интеллигенты, воздвигающие теперь корпуса в 270 зал с 3.000 окон, не почувствуют ли они своей кровной связи с этими предтечами, всей силы неистребимой в сердцах людей национальной традиции? Далее, современные токари и фрезеровщики, Павлов, Иванов, Николаев, а также и руководящий ими инженер Окулов прочтут в этой книжке, что поразившая иностранца Рейтенфельса искуснейшая резьба этого дворца была выполнена в 1667 г. «резчиками Давидом Павловым, Андреем Ивановым, Федором Николаевым, под руководством Герасима Окулова». Не был ли этот Герасим культурно национальным предком современного инженера Окулова, таким же, как он, средним интеллигентом своего времени? Не вспыхнет ли в сердце подсоветского инженера чувство гордости этим своим русским предком? Читаем дальше: «Художественную роспись в этом дворце выполняли царские иконописцы Симон Ушаков со товарищи Федором Евстигнеевым и Иваном Филатовым». Размах был не шуточный. На одну позолоту пошло 20.200 листов «немецкого золота»… Что почувствуют современные русские художники, прочтя это?

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Приоритетным направлением внешней политики св. Давида было установление более тесных связей с Киевской Русью. Сведения груз. нарративных источников о контактах между грузинами и русскими («варангами») датируются XI в. ( Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979; «Картлис Цховреба»). Описание одной из встреч грузин с русскими в IX в. имеется во «Всеобщей истории» арм. историка Степаноса Таронеци (по прозвищу Асолик). Однако можно предположить, что понятия «русский», «русский народ» были известны грузинам и ранее, поскольку Сумбат Давитисдзе употребляет эти термины без к.-л. комментариев. В груз. летописях и документах в качестве синонимов слова «русский» употребляются слова «сквити» (скифы) и «склави» (славяне). Автор «Картлис Цховреба», описывая обострение отношений между Багратом IV и эриставом Липаритом Багваши, отмечает, что на стороне царя сражались 3 тыс. «варангов». С нач. XII в. русско-груз. отношения стали более интенсивными. В «Описании Грузии» Павла Алеппского (1667; рус. пер.: Грузия в XVII ст. по изображению Патр. [Антиохийского] Макария/Публ.: П. Жузе//ПС. 1905. 5. С. 66-93) имеются сведения о политических контактах между св. царем Давидом и вел. кн. Киевским Владимиром Мономахом в связи с переселением в Г. половцев. Большое значение для Г. имели северокавк. народы, к-рые могли сыграть важную роль в борьбе с турками-сельджуками и консолидации Кавказа. Посредством христианизации горцев Г. распространяла на них свое политическое, экономическое и культурное влияние, что иногда встречало сопротивление: так, при св. царице Тамаре были выступления дидойцев и пховцев. Во времена Давида Строителя Г. имела также связи с вайнахами (в груз. источниках - дзурдзуки, или кавкасиане), с народами Дагестана и адыгами (джики). Влияние Г. на северокавк. народы отразилось в языке этих народов: множество груз. слов вошло в их словарный фонд, получила распространение груз. письменность, часто встречаются надписи на груз.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В дополнение к сказанному можно добавить, что опыт Шарапова был широко применен И.В. Сталиным. Благодаря разработкам выдающегося экономиста, Советский Союз смог совершить индустриальный скачок перед Второй мировой войной, сумел выстоять в одиночном противостоянии всему миру, более того, советское государство в короткие сроки восстановило разрушенное в результате войны хозяйство. Если бы Советский Союз не применил экономические наработки С.Ф. Шарапова, то одного только энтузиазма рабочих и подневольного труда заключенных было бы явно недостаточно для совершения индустриального скачка. Таким образом, брошенный Шараповым – Давидом русской экономики, «камень» финансовой теории все-таки достиг ока Голиафа, хотя и с серьезным опозданием, когда Самодержавная Россия уже перестала существовать. Об истории бумажных денег Если говорить об истории бумажных денег в России, то переход на бумажные ассигнации, которые обеспечивались медными деньгами (1 ассигнация=100 медным копейкам) впервые успешно совершился при императрице Екатерине II. И хотя, первый же шаг по введению бумажных денег сделал еще император Петр III, начавший строительство Государственного банка, но Екатерина II довела до конца эту инициативу. Собственно, Петр III стандартизировал и металлические деньги (медные, серебряные, золотые) в соответствии с международными требованиями. Первые же бумажные ассигнации появились 29 декабря 1768 года, номиналом 25, 50, 70, 75 и 100 рублей. В ассигнациях 1787 года появились более мелкие деньги – 5 и 10 рублей, но зато были удалены купюры по 70 и 75 рублей. К сожалению, ассигнации были плохо защищены, что давало возможность подделывать их. По-прошествии полувека, в 1818 году, ассигнации имели гораздо более высокую степень защиты, но, во время денежной реформы, проводимой министром финансов Е.Ф. Канкрином, с сентября 1843 года начался обмен ассигнаций на кредитные билеты. Кредитные билеты, в свою очередь можно было обменивать на серебряные и медные деньги. Благодаря графу Канкрину, в России был установлен серебряный монометаллизм, что делало финансовую систему государства независимой. Характерно, что Канкрин был твердым противником частных банков, да, и к казённым относился напряженно. Вспомним высказывание С.Ф. Шарапова: «Банк должен быть только один – государственный».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

Ибо всё сие и больше сих претерпевает тот, кто изгоняется, словно из собственной земли, из навыка в добродетели и ведении, потому что он не желает, вследствие высокомерия и вздорного тщеславия, одобрительно принять в возмездие за совершенные грехи [справедливые] наказания в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах (2Кор.6:4), согласно божественному Апостолу, хотя через праведность он освобождается от всякой [своей] задолженности в этом. Ведь великий Апостол знал о смирении, возникающем благодаря скорбям, окружающем снаружи тело и охраняющем божественные сокровища в душе, а поэтому пребывал стойким в любви, на своём примере и другим предлагая образ добродетели и веры, дабы они, даже страдая как виновные, наподобие упрекаемого коринфянина, имели бы в утешение и напоминание о терпении невинного Страдальца. А цари языков в этом месте Писания означают, как я думаю, управителей над другими страстями бесчестия, которые справедливо подлежат наказанию за собственные долги, а поэтому предаются царю Вавилонскому как карающей силе, радующейся мучению естества [человеческого]. Ведь царь Египетский есть любострастный и разнузданный ум, царь Моавитский - сибаритствующий и изнеженный ум, царь Амманитский - своекорыстный ум, царь Сирийский- суеверный и диалектический ум (ибо написано, что только Сириец противостоял Соломону, то есть миру и мудрости), царь Тирский- привязанный к мирским вещам и жизнелюбивый ум. А также все остальные цари, которых познает [человек], сподобившийся ведения через их собственные значения, исходя либо из толкования имен, либо из расположения мест, либо из довлеющего в них родового предания, либо из их деятельности в отношении друг к другу, либо из той или иной антипатии их к Израилю. Ведь они понимаются не всегда однозначно и как все тождественные друг другу, но в соответствии с имеющейся необходимостью и смыслом пророчества. Известно, что иногда Писание понимает фараона как диавола, когда он становится губителем Израиля, а иногда - как закон естества, когда Иосиф по Домостроительству [Божию] служит ему, пророчески знаменуя собой Бога Слово, добровольно поступившего в услужение нашим страстям и естеству, за исключением одного греха. Равным образом и царь Тирский мыслится как диавол, когда он воевал с Израилем через Сисара (Суд.4:2-3); но он также понимается и как естественный закон, когда заключил мир с Давидом и весьма содействовал Соломону в строительстве храма Божиего (2Цар.5:11). И каждый из перечисленных в Писании царей понимается во многих других значениях, согласно смыслу, заключающемуся в пророчестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

Начиная с царствования Давида (1047¬1004 гг. до Р.Х.) мы можем точнее реконструировать историю роста города и изменения его градостроительной структуры. Наиболее важным источником наших знаний о Иерусалиме времен Первого Храма (X¬VI вв. до Р.Х.) является, безусловно, Библия . Опираясь на текст I Книги Царств, книг Исайи, Иеремии и других пророков, корректируя их с помощью археологических находок (продолжающиеся и сегодня раскопки в Граде Давидовом дают все новые данные), мы можем выделить три основные эпохи в истории города. На первой стадии Иерусалим не выходил за пределы точно археологически очерчиваемого Града Давида на территории горы Офель. Северные его укрепления проходили по так называемому «узкому поясу» (южнее нынешней южной стены Старого Города). Впоследствии они были бесследно уничтожены в результате камнедобычи и строительных работ. Там, на «узком перешейке», в 1920-е гг. археологи раскопали остатки городских ворот, датируемые, видимо, временем Давида. Другой фрагмент стены, окружавшей тогда город, был открыт раскопками К. Кеньон над источником Гихон в шестидесятые годы прошлого века. Новый период в истории Иерусалима связан с царствованием Соломона (1004–974 гг. до Р.Х.), построившего множество зданий, среди которых главное место принадлежало Храму и примыкавшему к нему царскому дворцу. На этой стадии в состав города вошли гора Мориа (Храмовая гора), купленная еще Давидом, и та часть горы Офель, что лежит между Градом Давида и южной границей территории Храма. Для защиты этой части города служили мощная стена, часть которой была обнаружена в 1868 г. британским археологом Ч. Уорреном к востоку от Золотых ворот, и глубокий ров с северной стороны Храмовой горы, хорошо различимый по сей день. К концу царствования Соломона относится и создание мощной системы водоснабжения («шахта Уоррена»), способной обеспечивать город водой из источника Гихон в условиях осады. Третья стадия городского строительства приходится на годы царствования Езекии и была обусловлена нараставшей военной угрозой со стороны ассирийцев. В 722 г. до Р.Х. под их ударами пала Самария, было уничтожено северное иудейское царство – Израиль. Многие из его жителей нашли убежище в Иерусалиме. Город, не в силах вместить в существующих границах наплыв новых жителей, начал расширяться на западные склоны Града Давидова, в долину Тирапейон и даже на восточные склоны современной горы Сион. (Говорим: «современной», т.к. до сих пор не решен вопрос, какую гору именовал «Сионом» царь Давид и его современники.) Эту новую часть города тоже необходимо было включить в черту крепостных стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Но для более точного постижения этой правды поучительно войти в ближайшее сравнение языческой, иудейской и христианской песен любви со стороны их творцов, их форм, их содержания или одушевляющих их идей и созерцаемых в них идеалов любви. Первый поэт и наидостойнейший певец 19 языческой любви – Платон, ученик Сократа, величайшего из всех великих мудрецов Греции, – творец идеалистической философии, наилучшей из философий, обаятельной и в наши дни, – вдохновенный поэт и восторженный созерцатель, всесторонне и высоко образованный, остроумный, изящный, – для коего все прекрасное есть отблеск Божества – во всем – в пище, одежде, художествах, музыке, ораторстве, поэзии, философии, во всякой вещи и во всяком явлении, – законнейшее дитя настоящего язычества в его наивысшем проявлении, подлинный тип истого афинянина цветущей эпохи эллинизма с его эстетическим эросом ко всему космическому стройному, прекрасному, – что дает действительное наслаждение, без неумеренности и крайностей, – изящный реалист, набрасывающий на все розовый покров идеализма и его нежною дымкою смягчающий все резкости грубой действительности, – с чисто физическою жизнерадостью, наивно. Верою в земное счастье и благо жизни, юношескою пытливостью и самоотверженными порывами благородного героизма и сладостного идеализма. Прибавим богатство афинского аристократа, предоставлявшее все блага роскоши из всех областей тогдашней культуры – наук, искусств, ремесел, – и мы получим полный и верный образ певца языческой любви. Ветхозаветно-иудейскую Песнь Песней, эту единственную в Древнем Завете песнь любви, по исконному преданию, написал Соломон, излюбленный Давидом наследник его богатств и славы, властелин могущественной державы, страшной для всех соседних народов, – столь богатой, что драгоценные металлы считались за ничто и равнялись камню, – обладатель многочисленных жен и наложниц – разных национальностей и типов, изведавший все наслаждения земных благ и любви, – но и строитель великолепного храма Богу, удостоившийся Завета Божия на все времена, – мудрец выше всех мудрецов, изрекший три тысячи притчей, – поэт и творец тысячи пяти песен, – вдохновенный философ и проповедник суеты сует, – наконец ученый естествовед, говоривший о деревах, от кедра, что на Ливане, до иссопа, растущего на стене, – о животных и птицах, и пресмыкающихся и рыбах, – коего мудрость приходили послушать от всех народов и от всех царей земных. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

К тому времени у Давида было уже немало жен, родивших ему множество сыновей. Сам царь не спешил провозгласить, кого из них он прочит в наследники, но всем было ясно, что основными претендентами на престол являются старшие сыновья. Наибольшие шансы стать наследным принцем были у первенца Амнона, рожденного от Ахиноамы (Ахиноам), делившей с Давидом ложе в те дни, когда он считался главарем банды разбойников. Но ведь были еще Далуиа Килав , подаренный Давиду его любимой Авигеей (Авигайль); Авессалом (Авшалом) — сын от брака с гисурской принцессой Маахой; был Адония (Адониягу) — сын Аггифы (Хаггит), Сафатия (Шефатья) — сын Авиталы (Авиталь)… Однако слова пророчества «…восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих» ясно указывали на то, что ни одному из этих принцев не дано стать его наследником — будущему царю и строителю Храма еще только предстояло «произойти из чресл» Давида. С того дня Давид, согласно устной традиции, и жил ожиданием рождения этого сына. Год шел за годом, победоносные войны с филистимлянами, моавитянами и идумеями (эдомитянами) значительно расширили границы Еврейского государства и превратили его в небольшую, но мощную империю. Гарем царя непрестанно пополнялся новыми женами и наложницами из числа покоренных народов и евреек. Эти жены и наложницы исправно рожали ему новых детей, но ни к одному из их детей, как, впрочем, и ни к одной из новых жен, царь так и не привязался сердцем. Лишь когда Давид вступил во вторую половину своей жизни, он, наконец, встретил женщину, которой суждено было родить обещанного ему и столь долгожданного сына. Однако и во дворце, и в народе многие восприняли эту страсть царя как преступную, что в значительной степени определило последующие события. История любви Давида и Вирсавии описана даже не в сотнях, а в тысячах религиозных трактатов, в исторических трудах, исследованиях психологов и философов, специализирующихся на проблемах этики, учебниках по семейному праву и, само собой, бесчисленном множестве стихов, рассказов, романов. Сотни художников всех времен и народов пытались запечатлеть то, как в их воображении рисовалось купание Вирсавии в тот самый вечер, когда Давид увидел ее с крыши своего дома. Увидел — и воспылал к ней поистине ослепляющей, безумной, лишившей его разума, едва ли не в буквальном смысле этого слова, страстью.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Наконец склонность к утехам чувственности возобладала и поработила мудрейшего из царей. Он имел 700 жен и 300 наложниц 545 и так прилепился к иноплеменницам 546 , что принял участие в их служении Астарте, Хамосу и Молоху. Близ самого Иерусалима он создал языческие капища. Разгневанный Бог объявил ему через Пророка 547 , что большая часть его царства отнимется, и дана будет его подданному, и что только ради Давида и ради Иерусалима часть предоставляется его сыну. Совершение сего суда, по той же причине снисхождения, отсрочено до его смерти, но первые оного действия открылись предварительно в противниках, беспокоивших его в последние годы его царствования. Адер 548 , идумеянин царского племени в малолетстве спасшийся бегством от победоносного войска Давидова, потом принятый фараоном в благоволение и родство, узнав о смерти Давида и Иоава, возвратился в свое отечество и утвердился в нем. Разот, подданный Адраазара царя сувского, отложившийся от государя своего во время его войны с Давидом и сделавшийся начальником шайки разбойников, овладел дамасскою Сириею, в которой доселе Соломон имел свои войска. Иеровоам, сын вдовы от колена Ефремова, сделался врагом царя потому, что ему самому обещано царство. Пророк Ахия, встретив его на поле, раздрал свою одежду новую на двенадцать частей, велел ему взять десять из них, и сказал в изъяснение сего символа, что царство еврейское раздерется, и ему даны будут десять хоругвей. Для прочности сего дара он советовал хранить Божьи заповеди, подобно Давиду, присовокупив, что дом Давидов будет озлоблен, однако не навсегда 549 . После сего Соломон старался погубить Иеровоама; сей делал покушения против него 550 , впрочем, был принужден в Египте ожидать конца его сорокалетнего царствования. Мнение о его обращении К сожалению, обращение Соломона не столь достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский , Епифаний, Иероним, думают, что он предварил смерть свою покаянием 551 . Сего плода надлежало ждать от наказаний, которые он претерпел уже и в событиях и в предсказаниях; сего надлежало надеяться от Бога, который еще до его рождения обещал не предавать его конечному отвержению 552 . Книга Екклесиаста, по – видимому, есть памятник сего покаяния. Многократные восклицания против суеты, описания пышности, роскоши, вольномыслия, резкие укоры против женского пола 553 , живое изображение старости 554 , заключительное воззвание к страху Божьему, как единственному предмету человека 555 – все в оной приличествует последним дням человека наскучившегося миром и стремящегося к Богу. Впрочем Соломон оставил по себе и памятники своих преступлений: неизвестно, времени, или ревности не достало у него, чтобы разрушить свои капища. Разделение царства Еврейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Наконец царю Давиду принадлежит самая идея храма или план храма в общем и частях, переданный им Соломону в торжественном завещании и с настоятельным требованием выполнить его. Некоторые (между ними Пэн) полагали, что под планом, переданным Соломону Давидом, нужно разуметь только тот план, который указан для святилища в книге Исход. Это справедливо в том смысле, что скиния Моисея должна была послужить основною моделью и иерусалимского храма. Тем не менее в плане Давида упоминается так много новых подробностей, несуществовавших в скинии ( 1Пар.28:11–19 ), что его безошибочно можно назвать новым, вторым планом ветхозаветного святилища. Многие другие исследователи (между ними Перро) полагали, что план иерусалимского храма не был ни Давидов, ни Соломонов, ни вообще израильский, но финикийский или египетский, так как из Финикии, а по преданию и из Египта, были вызваны художники и строители храма. Но не говоря уже о том, что иноземным людям, кто бы они ни были, ни Давид, ни Соломон не могли предоставить составление плана для святилища Богу Израилеву, и что план иерусалимского храма имел непосредственную связь с планом святилища Моисея, библейский текст прямо говорит, что, при составлении своего плана, Давид руководствовался только тем, что было у него самого на душе и что внушил ему Иегова ( 1Пар.28:12:19 ). Иноземные художники при построении иерусалимского храма имели такое же второстепенное значение исполнителей готового плана, какое имели Веселиил и Аголиав при построении скинии Моисея ( Исх.37:30 и дал.). Имя одного из них Хирама (по книгам Царств) или Хурам Авии (по чтению Паралипоменон) упоминается в тексте, но уже после того как храм был построен; как хорошо знакомый с литейным искусством, он был призван для изготовления одних только медных сосудов и колонн ( 3Цар.7:14 ). Имя же главного архитектора, строившего иерусалимский храм, в библейских источниках не показано. Везде дается знать, что своим величием и красотою храм был обязан всесторонней мудрости царя Соломона, руководствовавшегося планом Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Значительные расходы на вооружение, строительство и предметы роскоши Соломон покрывал из доходов, которые нескончаемым потоком поступали из самых разных источников. Соломон оказался также отличным торговцем и поддерживал оживленные торговые сношения с соседними государствами. В Киликии он скупал лошадей, и продавал их в Месопотамию и Египет. Из Египта, в свою очередь, он привозил отличные боевые колесницы, продавая их в другие страны. Кроме того, Соломон успешно занимался и морской торговлей. Слава о мудрости Соломона и великолепии его двора распространялась по всему свету. Многие приезжали послушать мудрость израильского царя и посмотреть на роскошь его дворца. В их числе была и царица Савская. К концу своего царствования Соломон, ослепленный роскошью, стал забывать Истинного Бога и часто уклонялся в идолопоклонство. По примеру языческих царей Соломон постоянно расширял свой гарем. В его огромном гареме насчитывалось семьсот жен, триста наложниц. Там были женщины разных рас и религий: египтянки, моавитянки, сидонянки и др. Стареющий царь очень легко поддавался влиянию своих жен и наложниц. Они «склонили сердце его к иным богам» (3 Цар. 11:4). Жены-язычницы уговорили его ввести в Иерусалим культ своих богов, и Соломон охотно совершал жертвоприношения в их честь даже во дворе Иерусалимского храма. Кроме того, он в окрестностях Иерусалима построил отдельные храмы Астарте, Ваалу, Молоху и божеству моавитян Хамису. Тогда Господь через пророка сказал Соломону: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего…Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему» (3 Цар. 11:11). С этого времени дни жизни Соломона проходили в постоянном беспокойстве и тревоге. Одно за другим отходили от Израиля завоеванные Давидом царства, а внутри страны начались народные волнения. Обремененные непосильными налогами, которые шли на содержание утопающего в непомерной роскоши царского двора, северные племена затаили ненависть к потомку Давида и искали подходящего случая, чтоб открыто заявить о своей независимости. Сохранилось предание, что грозные события последних лет царствования оказали сильное влияние на Соломона и вызвали в нем искреннее раскаяние в его преступлениях перед Богом и людьми. Памятником покаяния Соломона явилась книга «Екклесиаст», в которой он осуждает все свои суетные попытки устроить земное благополучие помимо воли Господа Бога. Соломон умер после сорока лет правления и был похоронен в Иерусалиме. Памятником мудрости царя является книга «Притчи Соломона». Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 г.) 3 Цар. 12 Период управления трех великих царей израильского народа был временем его наивысшего расцвета как в политическом, так и духовном отношении. После этого благословенного времени в истории Израиля наступает печальный и бесславный период политического разделения и духовного упадка. Этот мрачный период в истории Израиля начался с 930 года, сразу же после смерти Соломона, при его сыне Ровоаме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010