Несмотря на всю значимость для израильтян такой фигуры, как Моисей, он не дошел до Земли Ханаанской, лишь только увидел ее издали. После смерти Моисея дальнейшим продвижением к Палестине руководил Иисус Навин. Примерно с 1200 по 1025 г. до Р.Х. в жизни богоизбранного народа настает эпоха Судей. Первым судией был Гофониил. Однако некоторые христианские экзегеты считают, что таковым нужно считать Иисуса Навина или даже Моисея. Среди судей была даже женщина — Девора. Мы также знаем знаменитого судию Самсона, победившего льва. Последним же судией стал пророк Самуил. Он же приблизительно в 1025 г. до Р.Х. помазал на царство первого израильского царя Саула. На смену эпохи Судей приходит эпоха Царей. Еврейский народ захотел укрепления своего положения в государственно-политическом плане. Период Царей продолжался с 1025 по 931 г. до Р.Х.: ок. 10301010 до Р.Х. — царь Саул (по другим данным — царь Саул был у власти 40 лет), ок. 1010–970 до Р.Х. — царь Давид, ок. 970931 до Р.Х. — царь Соломон. Нас больше всего будет интересовать царь Давид, так как именно с ним Бог заключил следующий Завет. При царе Давиде подходят к концу бесконечные войны, которые велись израильтянами фактически сразу после исхода из Египта. Давид сам был прекрасным воином и военачальником, псалмопевцем и политиком, но самое главное — он был истинно верующим человеком. Это вообще была очень яркая и интересная личность . Именно он около 1000 г. до Р.Х. освободил Иерусалим. Его перу принадлежат многие псалмы, в том числе знаменитый «покаянный» 50й псалом. При царе Давиде Ковчег Завета был перенесен в Иерусалим и начала вестись подготовка к строительству постоянного храма. 5. Завет с Давидом Время заключения Завета: около 1000 г. до Р.Х. С кем заключен Завет: Давид. Знамение Завета: дом и царство Давида ( 2 Цар. 7:16 ) Завет в Библии: 2 Цар. 7:4–17 . «4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? 7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома?” 8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Очень много золота! . Рассказывающая об этом новом грандиозном проекте Соломона, Третья книга Царств не называет точного места, где он был построен, однако из других книг Библии становится понятно, что дворцовый комплекс Соломона был возведен на территории, простиравшейся между Городом Давида, то есть самой древней территорией Иерусалима, и Храмовой горой. В книгах пророков и поздних исторических хрониках эта местность называется Срединным городом, так как она находилась выше «нижнего города», каковым являлся Город Давида, но ниже Иерусалимского храма. Другое название этого места — Мило. Оно происходит от глагола «лемалот» («наполнить»), поскольку, прежде чем начать строительство, Соломону пришлось наполнить эту местность камнями, чтобы выровнять строительную площадку. Возведение дворцового комплекса длилось 13 лет. Столь долгая продолжительность стройки, по Флавию, объяснялась тем, что, несмотря на всю любовь Соломона пускать пыль в глаза, собственный дворец значил для него все же куда меньше, чем Храм. И кроме того, если для Храма значительная часть стройматериалов была заготовлена еще Давидом, то для дворца все пришлось добывать уже самому Соломону (использовать оставшиеся после строительства Храма материалы он не захотел как по религиозным, так и по моральным соображениям). В Библии дворец Соломона называют «домом леса Ливанского», из чего порой делается совершенно неверный вывод, что это здание было деревянным, сделанным из ливанского кедра. На деле свое название дворец получил оттого, что его внутренние помещения покоились на расположенных в три ряда сорока пяти колоннах (по 15 в каждом ряду) из ливанского кедра, вызывавших ассоциацию с лесом. Вот как описывает дворец царя Соломона все та же Третья книга Царств: «А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. И построил он дом из дерева Ливанского длиною в сто локтей, шириною в пятьдесят локтей и вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; кедровые бревна положены были на столбах.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

с виноградником Моим! Что еще надлежало сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что принесет он гроздья добрые, принес он дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю Я с виноградником Моим.,»., – далее рисуется картина кар, ожидающих неверный виноградник. Затем следует разъяснение иносказания (5:7): «Виноградник Господа Сил есть дом Израилев, и мужи иудейские – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль». Очень интересную параллель евангельской притче о винограднике представляет собой недавно опубликованный кумранский текст 4Q500/1. Ср. G. J. Brooke, 4Q500 1 and the Use of Scripture in the Parable of Vineyard, Dead See Scrolls 2, 1995, p. 268–294. Обнес его оградой. Закон, отделяющий Израиль от язычников. Выкопал в нем давильню, и построил сторожевую башню. Цитата из только что процитированных слов Ис 5:2 . Святоотеческая экзегеза склонна была отождествлять давильню с алтарем, а сторожевую башню – с Храмом. Сдал его внаем виноградарям. Именно виноградари – существенно новый смысловой момент: в притче Исайи речь шла о Хозяине виноградника и о неверности самого виноградника, а здесь виновны в неверности оказываются арендаторы. Кто они? Очевидно, носители светской и духовной власти в «доме Израилеве». Здесь одновременно и сходство, и различие с ветхозаветным образцом: речь идет не о грехах Израиля, но о ложном направлении авторитетного учительства. Раб (Божий) – обычное обозначение пророка. Святоотеческая экзегеза стремилась отождествить повторяемый акт высылания рабов с различными поколениями пророков. 12:10–11 Камень, что отвергли строители,/он и лег во главу угла;/от Господа совершилось сие,/И дивно в очах наших. Цитируемый здесь псалом 117/118, 22–23 был в эту эпоху предметом мессианских интерпретаций (особенно ст. 25–26, ср. выше примечание к Мк 11:9–10 ). Ср. J. Jeremias, The Eucharistie Words of Jesus, London, 1990, p. 256–262. О раввинской экзегезе, отождествлявшей камень, отвергнутый строителями и легший во главу угла, с Мессией (а также с Авраамом и Давидом) см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

С тех пор как был разрушен храм в Силоме, Ковчег находился в частных домах или в шатре. Давид задумал воздвигнуть для него новый Храм, «Дом Божий». Пророк Нафан, духовный наставник царя, сначала одобрил этот замысел, но потом получил откровение, что Давид, проливший слишком много крови в войнах, недостоин быть строителем Храма (1 Пар 22,8-9) и честь эта уготована его сыну. Ковчег на Сионе знаменовал, казалось, осуществление обетования. Он окружил град Давида ореолом святости. Но еще в Ветхом Завете родилось предчувствие, что царство Давида — не предел домостроительства Божия. Образ святого града постепенно отделялся от своего исторического прототипа. В Книге Исайи это уже — «новый Иерусалим», воздвигнутый не Давидом, а Самим Сущим. Трагическая судьба израильской столицы укрепляла веру именно в этот грядущий Град Господень. Последняя книга Библии учит о мистическом Иерусалиме, «сходящем с неба», который есть «скиния Бога с человеками», где «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр 21,2-3). Уже современнику Давида пророку Нафану было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен через пророка Нафана: Будет непоколебим дом твой, и царство твое на век пред лицем Моим, и престол твой устоит вовеки. 7,16 Но должны будут пройти столетия, прежде чем люди поймут, что это царство не уподобится земным империям и что «Сын Давидов» придет не как воин и монарх. Природу Его духовного владычества постигнут — и то лишь отчасти — великие пророки. Им откроется, что святая Отрасль корня Давидова возрастет только тогда, когда будет срублено древо династии (Ис 11,1-9). Ветхозаветная Церковь пройдет долгий путь, отделяющий Давида от Избранницы, Которая услышит слова Благовестника: «И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1,31-33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Таким образом, если переводить древнееврейские меры веса и объема в современную метрическую систему, Соломон ежегодно посылал Хираму по 3,6 тысячи тонн пшеницы и ячменя и по 440 тысяч литров вина и оливкового масла. Цифры эти, согласитесь, впечатляют. «Господь дал мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» ( 3Цар. 5:12 ), — сообщает далее Библия. Таким образом, Тир и Израильское царство при Соломоне связывал не только мирный договор, заключенный еще Давидом, но и торгово-экономический союз. Причем Библия однозначно оценивает заключение Соломоном этого союза как еще одно проявление его государственной мудрости. Соломон использовал этот союз в первую очередь для превращения своего царства в морскую державу — ведь тирийцы, как и жители других финикийских городов, были искусными мореходами, в то время как израильтяне, имевшие выход как в Средиземное, так и в Красное море, довольствовались в ту эпоху в лучшем случае ловлей рыбы у берегов. Соломон задумал с помощью финикийских союзников создать торговый флот на Средиземном и Красном морях — и реализовал эту свою мечту: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих поданных, корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар. 9:26-28 ). Из этого текста ясно видно, что морской порт в районе современного израильского города Эйлата и корабли на его причале строились финикийскими мастерами на средства Соломона, а экипажи на кораблях были смешанными — начинающие еврейские моряки выступали в роли учеников у своих многоопытных финикийских компаньонов. Хотя в ряде случаев, вероятно, весь экипаж составляли финикийцы, а Соломон лишь финансировал строительство корабля и само плавание, получая за это свою долю с привезенных на судне товаров. Страна Офир упоминается в Библии достаточно часто, как, впрочем, и Фарсис (Таршиш) — еще одно место, куда Соломон и Хирам отправляли морские экспедиции за золотом, да и не только за золотом: «…ибо корабли царя ходили в Фарсис с слугами Хирама; и в три года раз возвращались корабли из Фарсиса и привозили золото, и серебро, слоновую кость и обезьян, и павлинов» ( 2Пар. 9:21 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Как видно уже из вышеприведенной цитаты, Херцог и Гишон считали, что собственно конницы в принятом понимании этого слова в армии Соломона не было — под упоминаемыми Библией «всадниками» следует понимать всех бойцов, находившихся при колесницах. Если допустить, что на каждой колеснице, помимо возничего, в бою находились щитоносец и лучник, то выходит, что подразделение воинов, бежавших под прикрытием колесниц, насчитывало 5800 бойцов. Надо заметить, что 1400 колесниц для той эпохи — это не так уж и много. Армия хеттов, к примеру, насчитывала 2500 колесниц. Но, тем не менее, это и не мало, так что численность и соответствие армии Израильского царства последнему слову техники той эпохи, безусловно, играли роль сдерживающего фактора для потенциальных врагов и обеспечивало мир на его границах. «И господствовал он над всеми царями, от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта» ( 2Пар. 9:26 ). Историк Моше Шамир рисует следующую картину, сложившуюся вокруг Израильского царства в период правления Соломона: «Египет — могущественный южный сосед был занят своими внутренними противоречиями (и, по сути, разделен на несколько государств)… Женитьба на дочери фараона обеспечила дружеские отношения с Египтом. Ассирия и Вавилон — их силы были ослаблены войнами с арамеями и внутренними распрями. Тир и Сидон — дружественные государства, ведшие с Соломоном активную торговлю. Арам (Сирия) — был оккупирован Давидом, поставившим в нем своих наместников. Моав — был захвачен Давидом и выплачивал дань. Бней-Аммон — после длительных войн был побежден Давидом. Новый царь Аммона Мальком считал себя верноподданным Давида и Соломона. Амалекитяне — этот народ, известный своей ненавистью к евреям, был практически уничтожен Давидом, следовавшим в этом смысле предписанию „Пятикнижия“. Филистимляне — после поражений, нанесенных им Давидом, утратили свое влияние в регионе, а спустя несколько поколений вообще сошли со сцены истории» . Устойчивая внешнеполитическая ситуация и спокойствие внутри страны позволяли Соломону приступить к выполнению завещания отца — строительству Иерусалимского храма.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

22:2–19 Первое обращение Давида, в котором он назначает иноземных строителей (22,2–4), а также дает поручения Соломону (22,5–16) и вождям Израиля (22,17–19). 22 пришельцев. И Давид, и Соломон нанимали строителей из числа иностранцев ( 2Цар. 20,24 ; 3Цар. 5,13–18; 9,15–23; 11,28 ; 2Пар. 2,2.17.18; 8,7–10 ). 22 железа. Железо, видимо, было частью военной добычи, взятой Давидом у побежденных им филистимлян ( 1Цар. 13,19–22 ). меди. Медь для строительства была получена Давидом в качестве военной добычи. 22 молод и малосилен. Соломон в тот момент не обладал еще опытом, необходимым для того, чтобы взять на себя руководство по подготовке к строительству храма (ср. 29,1 и 2Пар. 13,7 ). заготовил... много. Т.е. Давид обеспечил все, что было необходимо для строительства храма: создал проект, заготовил строительные материалы, назначил строителей и тех, кому предстояло в храме служить, добился политической стабильности и всенародной поддержки. В целом, возведение дома Божиего плод объединенных усилий Давида и Соломона (см. ком. к 22,2 29,20; 2Пар. 2,3–10; 7,10 ). 22:6–10 Летописец отмечает, что Давид осквернил себя кровопролитием и потому не мог непосредственно участвовать в строительстве дома Божиего ( 2Пар. 6,9 ). 22:7.8.10.19 имя... имени. См. ком. к 13,6. 22 покой от всех врагов его... мир и покой. Летописец неоднократно представляет мир и покой Божиим воздаянием народу, хранящему верность Ему (22,18; 2Пар. 14,1.5.6.7; 15,13.15; 20,30; 23,21 ). Благодать мира и покоя распространяется и на восстановленную общину. 22:12–13 соблюди закон Господа... исполнять уставы и законы. См. ком. к 16,40. 22 Будь тверд и мужествен. Наставления Давида Соломону (22,12.13) перекликаются с обращением Бога к Иисусу Навину (ср. 28,20 с Нав. 1,6–9 ). 22:17–19 Летописец отмечает, что успешные войны Давида имели своим результатом политическую стабильность, необходимую для строительства храма (см. ком. к 18,1–20,8). 22 покой. См. ком. к 22,9. 22 взыскать Господа. См. ком. к 2Пар. 7,14 . Глава 23 2327,34 Сделанные Давидом назначения среди служителей культа (23,2 26,32) и гражданских чиновников (27,1–34) явились не только основой административного устройства Израиля при Соломоне, но и образцом для реорганизации восстановленной общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16:8.10.29.35 имя... именем... имени... имя. См. ком. к 13,6. 16 ищущих. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16 ищите. См. ком. к 2Пар. 7,14 . 16:37–43 Усилия Давида по централизации богослужения завершились назначением левитов на служение при ковчеге (см. ком. к 16,4–6). 16 для всего, что написано в законе Господа. Летописец стремится, чтобы доскональное соблюдение Давидом закона Моисеева стало образцом для восстановленной общины (6,49; 15,13–15; 22,12.13; 28,7; 29,19; ). См. Введение: Характерные особенности и темы. Глава 17 1729,30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17,1–27), войны Давида (18,1 20,8), выбор места для будущего храма (21,1 22,1), назначение строителей (22,2–19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23,1 27,34), народное ликование (28,1 29,30). 17:1–27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17,1–15), молитва , в которой Давид принимает Божие повеление (17,16–27). В данном случае летописец близко следует 2Цар. 7,1–29 . 17:1–15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17,1), и дом Божий (храм) (17,4–6), и дом династия потомков Давидовых (17,10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу. 17:7–14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс. 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам ( 2Цар. 7,14 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,30–32; 131,11.12 ), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время ( 2Цар. 7,15.16 ; 2Пар. 6,16 ; Пс. 88,33–37 ). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1920,8 Этот фрагмент посвящен военно-политическим достижениям Давида и делится на четыре основные части: одержанные Давидом победы (18,1–13), перечень бывших при нем чиновников и священников (18,14–17), победа над аммонитянами (19,1 20,3), победа над филистимлянами (20,4–8). Летописец, во-первых, показывает, каким образом Давиду удалось достичь политической стабильности, столь необходимой для последующего возведения храма; во-вторых, объясняет, откуда Давид получил те неисчислимые богатства, которые затем были пожертвованы им на строительство храма; в-третьих, подготавливает читателей к тому, что из-за кровопролитных войн Давид окажется непригодным к роли строителя дома Божия; в-четвертых, стремится укрепить надежду членов восстановленной общины на победу над окружавшими ее неприятелями. При этом летописец не упоминает о связи Давида с Вирсавией ( 2Цар. 11,1 12,14), поскольку этот факт мог бросить тень на царя. Глава 20 2020,8 Этот фрагмент посвящен военно-политическим достижениям Давида и делится на четыре основные части: одержанные Давидом победы (18,1–13), перечень бывших при нем чиновников и священников (18,14–17), победа над аммонитянами (19,1 20,3), победа над филистимлянами (20,4–8). Летописец, во-первых, показывает, каким образом Давиду удалось достичь политической стабильности, столь необходимой для последующего возведения храма; во-вторых, объясняет, откуда Давид получил те неисчислимые богатства, которые затем были пожертвованы им на строительство храма; в-третьих, подготавливает читателей к тому, что из-за кровопролитных войн Давид окажется непригодным к роли строителя дома Божия; в-четвертых, стремится укрепить надежду членов восстановленной общины на победу над окружавшими ее неприятелями. При этом летописец не упоминает о связи Давида с Вирсавией ( 2Цар. 11,1 12,14), поскольку этот факт мог бросить тень на царя. Глава 21 21 всех Израильтян. В параллельном тексте 2Цар. 24,9 : «Израильтян» (см. ком. к 11,1). тысяча тысяч, и сто тысяч мужей... и Иудеев четыреста семьдесят тысяч. В связи с приводимыми здесь цифрами возникают некоторые трудности, поскольку 2Цар. 24,9 сообщает о восьмистах тысячах израильтян и пятистах тысячах иудеев. Можно предположить, что летописец исключил из переписи какую-то часть населения (см. ком. к 21,6). Возможно также, что как у него, так и у Самуила, приведены весьма приблизительные цифры. И кроме того, существует вероятность искажения этих цифр древними переписчиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 медный жертвенник. Этот упоминаемый также в 3Цар. 8,64 и 4Цар. 16,14 жертвенник был главным в построенном Соломоном храме. 4 море литое. В построенном Соломоном храме оно соответствовало «медному умывальнику» Моисеевой скинии ( Исх. 30,18 ). Содержащаяся в этом «море» вода использовалась для ритуального омовения священников (4,6). 4 подобия волов. В 3Цар. 7,24 читаем: «подобия огурцов». Букв.: «Те, что выглядели, как волы». В рассматриваемом стихе говорится, что «огурцы» выглядели «как волы». 4 на двенадцати волах. См. ком. к 3Цар. 7,25 . Быки смотрели по трое в каждую из сторон света, что соответствовало, вероятно, тому, как израильский стан располагался вокруг скинии ( Чис. 2 ). 4 до трех тысяч батов. В 3Цар. 7,26 сказано, что «море» вмещало две тысячи батов воды. Здесь, вероятно, имеет место ошибка древнего переписчика, поскольку древнееврейские слова, означающие две и три тысячи, очень схожи между собой. 4 священнический двор и большой двор. Оба двора упоминаются в 3Цар. 6,36; 7,12 . В большом дворе стоял народ, не принимающий непосредственного участия в храмовом богослужении. 4 Хирам. Т.е. Хирам-Авий, ремесленник, посланный тирским царем Хирамом (2,13; 4,16). 4:11–22 При описании того, что сделано Хирам-Авием, летописец следует 3Цар. 7,40–50 . Глава 5 5 посвященное Давидом. Летописец подчеркивает непосредственную связь между сделанными Давидом приготовлениями и строительством храма, осуществленным Соломоном. 57,10 В описании освящения храма летописец близко следует 3Цар. 8,1–66 . Это описание делится на четыре части (порядок которых можно представить в виде схемы А Б Б» А): торжественное внесение ковчега в храм (5,2 6,2), благословение Соломоном народа (6,3–11), вознесенная Соломоном освятительная молитва (6,12–42), завершающие церемонию торжества (7,1–10). 5 все Израильтяне. Это выражение присутствует и в 3Цар. 8,2 ; летописец повторяет его, желая показать, что в своем начинании Соломон встретил всенародную поддержку (см. ком. к 1Пар. 11,1 ). в седьмой месяц. Т.е. в месяц Тисри (в 3Цар. 8,2 Афаним), в который было предписано отмечать праздник Кущей. Строительство храма было окончено в восьмой месяц седьмого года царствования Соломона ( 3Цар. 6,38 ). Следовательно, можно предположить, что храм был освящен одиннадцать месяцев спустя после того, как был построен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010