Богослужебный устав, который был распространен в монастырях Грузинской Церкви , берет свое начало в монастыре Саввы Освященного, а форма устроения внутренней жизни наших монастырей гармонично сочетает в себе отшельническую и общежительную традиции. Это связано с именем великого грузинского святого, преподобного Григория Хандзтели, жившего в VIII-IX веках. Именно он укрепил своим авторитетом отшельничество, и аскетика пустынножителей стала примером для молодых монахов. Отшельники духовно окормляли братию общежительных монастырей, но при этом не изменяли своего образа жизни. Они приблизились к общежительным монастырям территориально, духовно руководили иноками, наставляли их, делились опытом, который приобрели, живя в уединении... И практически до периода экзархата грузинские монастыри сохраняли образ жизни, подобный тому, которым жила лавра египетского образца. Монахи жили на одной территории, но кельи находились в некотором удалении друг от друга, как мы знаем из патериков времен Антония Великого и Макария Египетского. Совместным в таких монастырях могло быть богослужение, иногда общая трапеза. До наших дней сохранился монастырь Ваханских пещер, который был рассчитан примерно на 50 монахов и 10 прислужников. Монастырь вырублен в скале. Кельи соответственно тоже расположены в скалах. Сейчас осталось только три яруса монашеских келий, а раньше их было не менее шести. Братия жили по одному человеку, и общение было затруднено, так как два крыла кельи могли находиться по разные стороны скалы. Конечно, монахи могли видеть друг друга, но перейти из одной кельи в другую было совсем непросто. В этом монастыре есть центральный храм, кафоликон, и есть несколько малых храмов. Нам еще только предстоит подробно и глубоко изучить жизненный уклад и традицию грузинского монашества. Я считаю, что, на сегодня, в наиболее сохранном виде она представлена в Гелатии. Расположенный здесь монастырь был основан Давидом Строителем в 1106 году. Обитель была общежительной, но вокруг находились кельи отшельников, в которых иноки жили по одному-три человека. Малые скиты располагались вокруг монастыря. Такое устроение чем-то напоминает Соловки, верно? Это один из очень древних образов монашеского жития. В скитах уединенно живут монахи-отшельники, которые приходят в монастырь на общую молитву. В наши дни эта традиция сохраняется на Святой Горе Афон. Тот, кто желает уединения, может, получив благословение у настоятеля монастыря, проводить пять дней недели в одиночестве малой келлии, а на субботу и воскресенье приходить в монастырь, чтобы причащаться и трапезничать вместе с братией, встречаться с настоятелем. Настоятель наблюдает за духовным состоянием такого человека, следит, чтобы он не отрывался от братии, регламентирует его духовную жизнь. Так было и в наших монастырях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083881...

Гелати. Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь. Монастырь Гелати Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Гелати (XII век) Монастырь Гелати основан и построен царём Давидом Агмашенебели (Строителем) в 1106 году на холме, возвышающемся над долиной реки Цкал-Цитела, неподалеку от резиденции в Кутаиси (после освобождения Тбилиси от турок царский престол был перенесен туда). От монастырского комплекса сохранились кафоликон (XII в.), церкви вмч. Георгия и свт. Николая (обе XIII в.), здание Академии, трапезная, колокольня. Кафоликон, посвященный Богоматери, построен в 1106–1130 гг. Стенам этой обители выпала честь принять и благоговейно сохранять останки величайшего грузинского правителя-христианина, умного, образованного и при жизни не расстававшегося с Евангелием. Он представляет собой хорошо сохранившийся комплекс богатый мозаиками и фресками. На стенах роспись XII и XVI вв. В конхе апсиды мозаика XII в. – Богоматерь с Младенцем между двумя Архангелами. Фрески и мозаики в Грузии отличаются от привычных византийских огромными размерами и иными типами ликов. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии и имел свою собственную академию. В этой академии было занято множество учёных-богословов, философов, ораторов и перводчиков, которые прежде работали в различных монастырях заграницей, в том числе в Манганской Академии в Константинополе. Среди сотрудников Гелатской Академии работали такие выдающиеся учёные как Иоанн Петрици и Арсен Икалтоели. В течении того времени, пока из стен Гелатской Академии распространялась обширная просветительская работа, современники называли Академию " новый Хеллас " или " второй Афон " . Гелатский монастырь принадлежит к тем немногим архитектурным ансамблям Грузии, которые сохранили свою принципиальную конструкцию параллельно с информацией об их строителях и основателях. В XIV веке Гелати был разрушен монголами, но в XV веке грузинский царь Георгий VI перестроил его. В течении XVII века Гелатский монастырь потерял свою былое назначение, а в XVIII веке царь Имеретии (часть Западной Грузии) Соломон I востановил храмовый комплекс. Со дня своего основания Гелати выполнял также фунцию некрополя для царей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04722

Глава 5 Приготовления Соломона к построению храма. 3Цар.5:1 .  И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь. (евр. 15). Хирам ( 2Пар.2:2 ), или Хурам (как в евр.), у И. Флавия ιρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра – у И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969–936 гг. до Р. X. ) и умер на 53-м году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. ( 2Пар.2:3 ), как и ( 3Цар.5:1 ), прямо высказывает, что Хирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Хирамом – современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца ( 2Цар.5:11 ; 1Пар.14:1 ). Но по ( 3Цар.9:10–13 ), ср. ( 3Цар.6:1 ), современный Соломону Хирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м году царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Хирам мог править никак не более 10 лет (34–24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Хирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида ( 2Цар.5:9–11 ). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2-й книги Царств в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др.) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, – Авиваалом, отцом Хирама. Но это объяснение явно противоречит ( 3Цар.5:1–2 ; 2Пар.2:3 ). Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля ( Иез.26:4,14 ) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур – скала). 3Цар.5:2 .  И послал также и Соломон к Хираму сказать: 3Цар.5:3 .  ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Д Давидова Вознесенская Московской Епархии заштатная мужская пустынь. Находится в Серпуховском уезде на правом берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой и местоположением красивой горе, изобилующей белым камнем, расстоянием от Москвы к югу в 70, от Серпухова к северо-востоку в 23 вёрстах. Пустынь сия построена в 1515 году при Великом Князе Василии Иоанновиче, пришедшим из Боровского Пафнутиева монастыря старцем Давидом, который основал оную сооружением в ней церкви во имя Вознесения Господня, а потому и пустынь сия именуется Давидовой и Вознесенской. Здания в этой обители ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Вознесения Господня пятиглавая каменная посреди монастыря, при ней с трёх сторон крытая паперть, в которой хранится гроб Пр. Моисея Угрина, в Киевских пещерах почивающего. В нижнем этаже этой церкви тёплая во имя Успения Божией Матери с приделом Знамения Божией Матери, в котором почивают мощи под спудом Пр. Давида, основателя обители. В этой церкви по причине ветхости и сырости служения не бывает; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божией Матери над святыми воротами; 3) КОЛОКОЛЬНЯ на северо-западной стороне соборной церкви; 4) КЕЛЬИ Настоятельские, братские и для приезда Архиерейского у святых ворот; 5) ОГРАДА кругом монастыря с четырьмя по углам башнями. Настоятельство в этой обители с самого учреждения оной было Игуменское до 1764 года и находилось за нею крестьян 673 души; но в 1764 году по Штатам Духовным оставлена на своём содержании с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. При этой пустыни ежегодно в день Вознесения Господня бывает ярмарка. Далматов Введенский Девичий упразднённый монастырь, находился 1740 года в Тобольской Епархии, от Пермского Далматова Успенского монастыря в 25 саженях, весь деревянного строения, но после бывшего в нём пожара перенесён на другое место, тому же монастырю принадлежащее, и ныне состоит от главного монастыря в 50 вёрстах при реке Тече на урочище, называемом Теченское поселье. Строения в нём: 1) ЦЕРКОВЬ,

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Закрыть От " Парка Горького " до острова Залит 22.01.2008 524 Время на чтение 14 минут Творческая судьба гитариста-виртуоза Алексея Белова много раз сводила его с людьми, имена которых давно стали легендой. Альбом " НЛО " группы " Москва " появился на свет в результате совместной работы Алексея с известным советским композитором Давидом Тухмановым. Следующая группа Белова - " Парк Горького " стала самым успешным русским рок-проектом на Западе. Первый же альбом коллектива разошелся по всему миру " платиновыми " тиражами, близкими друзьями Алексея стали тогда знаменитые " Deep Purple " , Фрэнк Заппа, Джон Бон Джови и другие легендарные музыканты. В фильмах, к которым Алексей Белов писал саунд-треки, снимались Рутгер Хауэр и Малкольм Макдауэл, а именами российских музыкантов, с которыми он сотрудничал, можно было бы исписать не одну страницу. Но все же самая удивительная и важная встреча в его жизни произошла вовсе не в Нью-Йорке и не в Лос-Анджелесе, а на маленьком острове Залит, неподалеку от древнего Пскова, когда Алексей стал духовным чадом протоиерея Николая Гурьянова. СПРАВКА: Алексей Белов родился 24 января 1958 года в городе Москве. В семь лет поступил в музыкальную школу, учился играть на скрипке, потом на баяне. Гитару освоил самостоятельно. В 1977 году закончил Московский строительный и жилищно-коммунальный техникум. Со второй половины 1977 по 1980 год работал в различных филармониях. С 1980 по 1984-й - гитарист и аранжировщик группы " Москва " . С 1987-го - лидер и композитор группы " Парк Горького " . Сейчас выступает сольно и с музыкантами группы " Парк Горького " . Пишет музыку для кино. Служит алтарником в одном из московских храмов. Старый друг К вере я шел медленно. Так получилось, что более десяти лет я жил в США, а нынешняя Америка - это не та страна, которая способствует обретению веры. Но даже там, через различные обстоятельства, через тяжелые ситуации и в работе, и в личной жизни Господь вел меня к Себе. Правда, сначала, как и многие творческие люди, я пошел к Нему кривым путем - через оккультизм и религии Востока, причем вникал во все это дело плотно и основательно. У меня один гастрольный тур вообще прошел под эгидой изучения духовного опыта тибетских монахов. Я набрал с собой целую кучу литературы на эту тему и такого там начитался, что просто ой... Но все религиозные поиски в этом направлении каждый раз неизменно приводили меня в тупик. Я просто разводил руками и разочарованно думал: " Как же так? И это все, что у них есть? "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

Юркино. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты «Рождественская церковь была возведена в усадьбе боярина Я. Голохвастова в самом начале XVI века. Вокруг храма густые заросли, и никаких видимых следов от хором и хозяйственных построек не сохранилось. Первое впечатление от памятника зодчества – ясность и строгая простота здания. Усиленное строительство в Москве небольших одноглавых посадских церквей обусловило поиски зодчими возможности ликвидации столбов, затеснявших внутреннее пространство храма. Выход был найден в конструкции крестчатого свода, представлявшего собой сомкнутый свод, прорезанный пересекающимися крест-накрест сводами иной формы. На их пересечении был поставлен барабан шлемовидной главы. План и фасады храма в Юркине имеют немало общего с московской церковью Трифона в Напрудном, возведенной примерно в те же годы. Но интерес не только в сходстве, но и в различии. Необычен декор фасадов Рождественской церкви и особенно керамический фриз, опоясывающий стены здания под трехлопастными их завершениями. Детали его напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения, что свидетельствует о знакомстве автора с работами иноземных мастеров в Кремле. Сочетание декора храма с традиционными приемами древнерусского зодчества придает сооружению своеобразие. Здание было детально исследовано археологом-реставратором Л.А. Давидом, под руководством которого был восстановлен ряд бесстолпных церквей этой эпохи. Сегодня храм в Юркине предстает перед нами с некоторыми искажениями. Позднейшая четырехскатная кровля, заменившая первоначальные посводные покрытия черепицей, закрыла кольцо кокошников у основания барабана главы, срезала килевидные завершения фасадов. В целях создания опор для новой кровли нарастили угловые пилястры и заложили пазухи между ними и боковыми лопастями. К западному фасаду в XVI веке примыкал невысокий притвор, позднее замененный трапезной, соединявшей храм с существующей поныне колокольней в стиле классицизма. Она настолько зарыта разросшимися деревьями, что не мешает целостности восприятия древнего сооружения».

http://sobory.ru/article/?object=00452

Глава 2 Приготовление к постройке храма (Ср. 3Цар.5 ) 1–2. Число носильщиков, каменосеков и надзирателей. 3–10. Посольство к Хираму Тирскому с просьбой о строителях и строительном материале для задуманного Соломоном храме Иеговы. 11–16. Согласие Хирама на просьбы Соломона. 17–18. Заключительное замечание о числе всех рабочих и их надзирателей. 2Пар.2:1 .  И положил Соломон построить дом имени Господню и дом царский для себя. 2Пар.2:2 .  И отчислил Соломон семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, и надзирателей над ними три тысячи шестьсот. (Ср. стих 1 еврейского текста). Число надзирателей по данному месту (ст. 2 и 18) – 3600 отлично от указанного в параллельном месте ( 3Цар.5:16 ) – 3300. Раввины объясняли это различие тем, что в кн. Царств еще не включены стоящие над всеми 300 надзирателей, но против этого говорит указание в ( 3Цар.9:23 ) еще 550 приставников, причем в параллельном месте ( 2Пар.8:10 ) показано только 250. Неудачно и объяснение проф. М. С. Гуляева («Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 493), по которому разность (3300 и 3600) произошла от пропуска или вставки одной буквы: ­ шесть, ­ три 2 . В таком предположении нет нужды; общая цифра по обеим книгам – 3 Царств и 2 Паралипоменон одинакова: ( 3Цар.5:16 ) – 3300 и ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел., всего 3850; ( 2Пар.2:2,18 ) – 3600 и ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел., общий итог ­ 3850 чел. Ср. Толков. Библия II, 455–456 и 455–466. 2Пар.2:3 .  И послал Соломон к Хираму, царю Тирскому, сказать: как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мною. 2Пар.2:4 .  Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю. 2Пар.2:5 .  И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4. Площадь Харам еш-шериф – Храмовая гора. Первобытная площадь горы Мориа и способ ее выравнения для храма Ветхозаветное святилище, по пророчеству, было разрушено. Но, как некоторая тень его древнего продолжительного существования, от него остались глубокие фундаменты или подземные молы, при помощи которых строители расширяли и выравнивали для храма гору Мориа. По своей массивности, а также потому, что эти фундаменты или молы скоро были прикрыты наслоениями земли и, так сказать, перестали существовать отдельно, но слились воедино с местным грунтом, они сохранились, но сохранились именно как тень чего-то некогда существовавшего и погребенного. В настоящее время на поверхности видна только незначительная часть стены, замыкавшей площадь Соломонова храма, но за то весьма значительная часть ее обнаружена под землей, путем раскопок и подземных галерей, прорытых вокруг площади ветхозаветного святилища на средства английского археологического общества Palestine Exploration Fund 189 . Но, прежде чем говорить об остатках ветхозаветного храма, мы должны сказать о естественном грунте, какой представляла гора Мориа, когда она была еще только гумном Орны Иевусфянина. Площадь, избранная царем Давидом для храма, ныне находящаяся во владении мусульман и известная под именем харам еш-шериф, т. е. благородное святилище или просто харам, в своем первоначальном виде, как описывает Иосиф Флавий, представляла скалистый холм, со всех сторон почти окруженный оврагами. Самое имя Мориа LXX толковников переводят чрез ψηλ, гора высокая. Из цепи гор, примыкавших к ней с северо-запада, она выступала широким террасовидным овалом, в виде естественного памятника, cippus, или нерукотворного жертвенника всесожжений. Независимо от своей общей, свойственной холму, покатости, она разделялась на две террасы, верхнюю или срединную и нижнюю или внешнюю; последняя ограждала со всех сторон верхнюю террасу в виде нижнего контрфорса горы. Разделением между двумя площадками или террасами служил довольно высокий уступ горы в виде стены, 15–20 футов высоты, обходивший почти вокруг всей верхней площадки и уединявший ее от нижней. Верхняя терраса имела в диаметре с севера на юг 579 футов и 433 фута с востока на запад, и в своей центральной части представляла вид приподнятого естественного купола, или куполообразно поднятой вершины всего холма из мрамороподобного, белого известняка (маляки), который в других местах Палестины обыкновенно прикрыт другими верхними слоями камня (миззи и какули), но в данном пункте вытеснен вулканическим давлением на поверхность и поднят на самую вершину горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010