Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИНИК ЛОРИКАТ [лат. Dominicus Loricatus] († 14.10.1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов . Сведения о Д. Л. сохранились в основном в Житии святых Родульфа и Д. Л., составленном в 1061 г. кард. Петром Дамиани . Составитель Жития лично знал Д. Л., к-рый назван в сочинении отцом и господином. Петр Дамиани упоминал отдельные подвиги Д. Л. в др. сочинениях: «Об установлении своей конгрегации» (De institutis suae congregationis. 14), «Против сидящих во время богослужения» (Contra sedentes tempore divini officii. 3), «Установление для монахинь» (Institutio monialis. 14), «Об отшельнической жизни и славных отшельниках» (De vita eremitica et probatis eremitis. 14). Д. Л. род. в кон. X в., вероятно в Кантиано (совр. обл. Марке, Италия). Родители добились для него сана священника, преподнеся епископу в дар дорогое изделие из квасцовой кожи (hircine pellis aluta). Впосл., уже прослужив неск. лет священником, Д. Л. счел это проявлением симонии и дал обет никогда более не приступать к алтарю. После этого он удалился в пустынь (eremum) Лучеоли (совр. Понтериччоли) в Умбрии, созданную св. Ромуальдом , основателем ордена камальдулов. Здесь он подвизался несколько лет под рук. аббата Иоанна из Монте-Фельтро. В 1043/44 г. с благословения настоятеля Д. Л. перешел в мон-рь Фонте Авеллана, настоятелем к-рого незадолго до этого стал Петр Дамиани. В это время Д. Л. начал носить для умерщвления плоти вериги (lorica, отсюда его прозвище Loricatus - Верижник). По свидетельству Петра Дамиани, 2 железные цепи опоясывали тело Д. Л., а 2, перекинутые через плечи, висели на руках. Д. Л. был не единственным монахом в Фонте Авеллана, к-рый носил вериги (De institutis suae congregationis. XV 14), однако он превзошел собратьев в тяжести этого подвига, к-рым искупал грех симонии. Петр Дамиани утверждал, что подвиги Д. Л. превышали человеческие силы. Он вычитывал всю Псалтирь 2-3 раза в день, а во время Великого поста делал это 8-9 раз. Д. Л. бичевал себя висящими на руках цепями и делал сотни поклонов. Спал он на голой земле, не снимая одежд и вериг, питался только хлебом и травой. После 1056 г. Петр Дамиани назначил Д. Л. настоятелем пуст. Св. Троицы у подножия горы Сан-Вичино (близ совр. Сан-Северино-Марке).

http://pravenc.ru/text/178854.html

Конгрегация с центром в мон-ре Сан-Микеле-ди-Мурано в Венеции стала 1-м ответвлением ордена К. Мон-рь был основан в нач. XIII в.; из отшельнического став общежительным, к XIV в. мон-рь превратился в один из самых влиятельных в городе. В 1407 г. монахи Сан-Микеле получили право избирать аббата (затем его кандидатуру утверждал приор К.). В 1446 г. представители 9 общежительных монастырей Венеции, Пизы, Флоренции, Сиены и Болоньи признали главенство аббата Сан-Микеле и объявили об унии в рамках ордена К. В 1474 г. решением папы Римского Сикста IV мон-ри Сан-Микеле и Сан-Маттео на о-ве Мурано, а также аббатство Санта-Мария-делле-Карчери близ Падуи были объединены в особую конгрегацию, лишь формально зависевшую от приора Камальдоли. К кон. XV в. Венецианская конгрегация охватила практически все общежительные мон-ри К. Во власти приора Камальдоли осталось лишь неск. отшельнических обителей, объединившихся в Конгрегацию Сакро-Эремо. В нач. XVI в. была предпринята новая попытка реформировать орден К. В созданной в 1513 г. Конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле были вновь объединены общежительные мон-ри и отшельнические обители К. Главу конгрегации избирали раз в 3 года, представители киновитов и отшельников на этой должности сменялись на регулярной основе: если 2 срока подряд во главе конгрегации находился киновит, на следующий срок капитулу надлежало избрать монаха-еремита. Создание новой конгрегации было утверждено папой Римским Львом X (булла «Etsi a summo»). Обновленная конгрегация в XVI в. значительно возросла: в 1569 г. к ней были присоединены обители упраздненной конгрегации монастыря Фонте-Авеллана (см. ст. Доминик Лорикат ), а Камальдульской конгрегации Сакро-Эремо и Сан-Микеле отошли мон-ри в Риме, Мантуе, Кремоне, Комо. Работа над реформированием конгрегации К. привела к созданию неск. новых уставов. Так, в 1520 г. приор Паоло Джустиниани издал «Правила жизни монахов-еремитов» (Eremitice vite regula). Уставы общежительных мон-рей были унифицированы в опубликованных в 1572 г. «Речах и наставлениях отцов камальдульского ордена касательно Устава прп. Венедикта» (In Regulam Divi Patri Benedicti declarationes et constitutiones Patrum ordinis camaldulensis), составленных доминиканцем Винченцо Эрколано (Геркулани).

http://pravenc.ru/text/1320187.html

В 1059 г. Петр Дамиани посвятил Д. Л. и его братии соч. «О терпении во время преследования нечестивцами» (De patientia in insectatione improborum), в к-ром писал о конфликте Д. Л. с неким судьей из Озимо относительно монастырских владений. Д. Л. был вынужден покинуть пустынь для увещевания судьи. Подвижник был похоронен в своей келье. На следующий день, в воскресенье 22 окт., в пустынь прибыл Петр Дамиани, к-рый велел извлечь тело из могилы и перезахоронить в помещении для собраний капитула. В 1302 г. тело Д. Л. было перенесено в новый храм мон-ря, к-рый вскоре был освящен в честь подвижника. В 1663 г. мощи Д. Л. покоились на боковом алтаре церкви, в окованной железом раке с деревянными позолоченными изображениями. В раке находился деревянный гроб, на крышке к-рого был изображен Д. Л. Мощи Д. Л. были освидетельствованы в 1663, 1705 и 1737 гг. по инициативе епископов Сан-Северино. 1-е освидетельствование было совершено еп. Франческо Сперелли на том основании, что мощи Д. Л. почитались в народе как мощи Доминика , основателя монашеского ордена доминиканцев . В день памяти Доминика, 4 авг., совершалась процессия с мощами Д. Л. Несмотря на разъяснения духовных лиц, Д. Л. продолжали отождествлять с Домиником, о чем в 1694 г. монахи-камальдулы докладывали в Рим. После этого конгрегация обрядов приняла решение перенести мощи Д. Л. в пустынь камальдулов на горе Монте-Конеро близ Анконы. Несмотря на полученное разрешение епископа Сан-Северино, проект не был осуществлен. Д. Л. почитался как покровитель сел. Фронтале, расположенного неподалеку от его мон-ря. В приходской ц. св. Анны хранятся частицы мощей подвижника, а также сакраментарий, якобы подаренный Д. Л. Петром Дамиани. Часть мощей Д. Л. находится в коллегиальной церкви в Апиро. После освидетельствования мощей Д. Л. в 1737 г. Диониджи Пьераугусто, еп. Сан-Северино, передал часть их в базилику Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Память Д. Л. под 14 окт. присутствует в дополнениях к Мартирологу Узуарда в издании Иоанна Молана (Жана де Ла Моль; Usuardi Martyrologium. Lovanii, 1586). В Римском Мартирологе Д. Л. упоминается как блаженный под той же датой, однако литургическое празднование в его честь совершается в католич. Церкви 16 окт.

http://pravenc.ru/text/178854.html

610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Десять лет учебы в университете превратили Доминика в выдающегося богослова. «Путь моей жизни – это странствия и проповеди. Ибо что может быть выше, что может быть важнее спасения человеческих душ?» – восклицал святой Доминик. В 1203 году король Кастилии послал Доминика провести переговоры о браке наследника кастильского престола и дочери французского графа де ла Марша. Доминик прибыл на юг Франции, где особенно свирепствовала ересь альбигойцев. Он был потрясен увиденным. Разрушенные церкви, аббатства и монастыри, ужасающее падение нравов. Он остановился на ночлег в Тулузе. Выяснилось, что хозяин гостиницы – убежденный еретик. И святой Доминик, буквально падающий с ног от усталости, так и не лег спать: всю ночь он убеждал хозяина гостиницы порвать с сектантами и вернуться в лоно христианской Церкви. И добился своего: утром трактирщик пошел в маленькую, чудом уцелевшую церковь и раскаялся в своем заблуждении. Доминик выполнил поручение кастильского короля и отправился в Рим, к папе Иннокентию. Он просил папу дозволить ему вступить в борьбу с еретиками на юге Франции. Папа, видя искренний порыв молодого проповедника, отправил его в Тулузу. Простые люди Тулузы очень скоро полюбили этого скромного, доброго проповедника. Главные еретики, озлобленные тем, что им не удается одолеть Доминика в открытых диспутах, дважды пытались убить его, но всякий раз, встретив его кроткий взгляд, опускали оружие. Однажды к святому Доминику пришли девять богатых женщин, уклонившихся в ересь. «Мы слышали твои проповеди, Доминик, – сказала старшая, – и поняли, что твоими устами говорит Господь. Но если мы вернемся домой и отречемся от ереси, нас смогут убить». Доминик спрятал женщин, а сам отправился к епископу Тулузы. Тот с готовностью выделил участок земли под строительство женского монастыря. Возводился он наспех, даже стены были глинобитными. Но все великое начинается с малого. Эта первая женская община стала родоначальницей могучего ордена доминиканцев. Уже вскоре возле женского монастыря возник мужской – туда стекались люди, осознавшие свое заблуждение. Так появилась община братьев-проповедников, получившая впоследствии название Доминиканского ордена. Папа отдал ордену Доминика римскую церковь святого Сикста, затем передал доминиканцам крупный монастырь в Риме. Но святой Доминик понимал, что евангельская проповедь особенно важна в университетах Европы. Так возникло братство доминиканцев в Парижском университете, затем – в университете Болоньи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Однако, само признание возможности насильственного распространения веры показывает, что св. Доминик, подобно св. Бернарду, разделял всеобщее тяжкое заблуждение в единичных актах милосердия к осужденным и гонимым еретикам. Лишь св. Франциск вносит новый дух в борьбу за утверждение веры – полный отказ от насилия в делах совести. Приобретя в Тулузе шесть первых учеников, св. Доминик счел возможным ходатайствовать перед Иннокентием III об учреждении нового ордена. Отправляясь на Латеранский Собор вместе с покровительствовавшим ему Тулузским епископом Фальком, Доминик оставляет своих братьев в университете Тулузы, поручая их руководству знаменитого в то время профессора богословия Александра. Этим поступком в значительной мере определяется путь, намеченный Домиником для нового ордена. Папа на Латеранском Соборе одобрил план Доминика, но в соответствии с постановлением Собора, запретившим создание новых орденов, предложил Доминику принять один из утвержденных уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе со своими товарищами принял в основании ордена устав блаж. Августина, дополненный некоторыми положениями премонстранского устава, и, таким образом, сумел создать образ существования, удобный для осуществления поставленных им задач. В 1216 году орден был утвержден папой Гонорием III (12161227). Во время Латеранского Собора произошла встреча св. Доминика со св. Франциском, связавшая их узами глубокой братской любви. Эта любовь была сохранена учениками и поныне связывает два ордена, столь близкие в своем служении. Особенность доминиканского ордена заключалась в соединении традиционного монашества с делом проповеди. Идеал евангельской бедности был близок св. Доминику, но он принял у него более монашеский аскетический характер, в отличие от светлого, приемлющего красоту мира настроения св. Франциска. Осыпанный благодеяниями со стороны Фалька, епископа Тулузского, и графа де Монфера, Доминик вначале не решался отказаться от собственности, т.к. поставленная им задача достижения высокого уровня образованности требовала относительной оседлости и надежности существования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

е. 4 должности титулярных епископов, находившихся в непосредственной юрисдикции папы. Католики были ущемлены в гражданских правах, испытывали постоянные притеснения как со стороны правительства, так и протестантского духовенства. Доминик Барбери самоотверженно проповедовал среди простого народа, со смирением, любовью и вниманием относился ко всем, кто к нему обращался, чем заслужил любовь своей паствы и ненависть протестантов. Ему не раз приходилось сталкиваться со смертельной опасностью. Но его мужество и упорство в  миссионерском служении привлекали в его общину множество людей, которые переходили из протестантизма в католицизм. После его смерти в 1849 г. католики в Англии стали почитать его память как праведника. В 1964 г. папа Павел IV прославил Доминика Барберри в лике блаженных с именем «блаженный Доминик Матери Божией». Барбери, после своего приезда в Англию, сразу заинтересовался Оксфордским движением. В 1841 г. один из сподвижников Ньюмена из Литтлмора, Дж. Д. Дэлгейрн, опубликовал во французском журнале «L " Univers» статью об англиканской «Высокой Церкви». Барбери решил ответить на эту статью. 5 мая того же года он обратился с открытым письмом к профессорам Оксфордского университета, где выразил свою надежду на обращение Англии в католицизм и на то, что Оксфордское движение станет средством такого обращения. Он также отверг утверждение, что  «39 статей» англиканского исповедания веры могут быть интерпретированы как не противоречащие католическому вероучению. Это письмо дошло до Дэлгейрна, и между ними завязалась переписка и знакомство. В сентябре 1845 г. Делгейрн принял католицизм в Астоне, и, в свою очередь, познакомил Ньюмена с Домиником  Барбери. 7 октября вечером Барбери посетил общину Ньюмена в Литтлморе. Вечер был дождливым, Доминик грелся у огня, а в это время Ньюмен стоял на коленях и просил его принять его исповедание католической веры. Ньюмен и два его товарища были приняты  в Церковь, а на следующее утро Доминик совершил для них мессу и причастил их .

http://bogoslov.ru/article/649027

Доминик, отличавшийся исключительными способностями, получил прекрасное образование, десять лет он провел в университете в Валенсии, единственном в Испании. В возрасте 25 лет он был привлечен в общину каноников-августинцев г. Осмы доном Диего де Азеведа, впоследствии епископом этого города, ставшим близким другом и покровителем святого Доминика. Будущий основатель ордена провел в общине каноников девять лет, отличаясь строгостью жизни и молитвенным настроением. Как сообщает биограф св. Доминика, он более всего просил Бога о даре истинной любви, дабы оказаться достойным соработником Христа в деле спасения человеческих душ, В конце 1203 года Доминик сопровождает епископа Диего в посольстве в Данию, предпринятом по поручению кастильского короля Альфонса VIII. Путь их пролегал через столицу Лангедока – Тулузу, где они стали свидетелями необычайного успеха альбигойской ереси. Исполнив порученное дело и совершив паломничество в Рим, где папский престол занимал в это время Иннокентий III, они направились в Южную Францию, глубоко озабоченные состоянием церковных дел в этой области. Папские легаты Арнольд, Рауль и Петр – все цистерианские монахи, были бессильны в борьбе с ересью. Их проповедь разбивалась о то презрение, с которым народ относился к католическому духовенству, отличавшемуся в этой области жадностью и распущенностью. Такое же недоверие вызывали папские легаты, окруженные пышной и богатой свитой. Дон Диего, ставший к тому времени цистерианским монахом, и всюду сопровождавший его Доминик убедили легатов в том, что их проповедь будет иметь успех лишь в том случае, если они сами последуют идеалу апостольской бедности, столь привлекательному для народа. Они внесли также новую форму проповеди, это диспуты с еретиками, обычно в частных домах. При этом проповедники просили какого-нибудь из авторитетных еретиков председательствовать на собрании, заранее объявляя, что подчинятся их решению относительно ценности доводов той и другой стороны. Стремясь вырвать из рук еретиков дело воспитания благородных девиц обедневших дворянских родов, Доминик основал в селении Пруйле женский монастырь, впоследствии очень разросшийся и ставший духовным центром доминиканок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

575-576 ДОКС [Дохс, Дукс] (IX - нач. X в.), болг. мон. (черноризец), видный политический и культурный деятель ДОКСАСТАРИЙ греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи 576-577 ДОКТУСОВ Доктусов Николай Петрович (1883 - 1959), проф. МДА, инспектор МДАиС, зам. председателя ОВЦС МП 578-579 «DOCUMENTATION COTHOLIQUE» (франц.- католическая документация), ж., выходящий 2 раза в месяц в Париже с февр. 1919 г. 580-581 ДОЛГОВ Семен Осипович (1857 - 1925), археограф, историк древнерус. литературы, собиратель рукописей 581-582 ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ установленные в определенном порядке первичные структурные единицы той или иной церковной орг-ции 582-589 ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) 589-590 ДОЛХЕШТИЙ-МАРИ с. в 15 км к востоку от г. Фэлтичени (Румыния), где находится ц. вмц. Параскевы - одна из старейших в Молдове ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. 590-594 594-596 596-598 598-600 600-601 ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе 601-602 602-603 ДОМЕТИАН (Топузлиев Димитрий Попвасилев; 1932-2017), митр. Видинский Болгарской Православной Церкви 603-604 ДОМЕТИЙ (XVI в.), прп. Афонский (пам. греч. 7 авг.), чудотворец, молчальник, подвизался в мон-ре Филофея 604-605 605-606 ДОМИНИК (951 - 1031), прп. (пам. зап. 22 янв., в Соре также 22 авг.), основатель мон-ря в г. Сора (совр. обл. Лацио, Италия), деятель монашеского возрождения в Италии кон. X - нач. XI в 606-607 ДОМИНИК († 1072 или 1073), католич. св. (пам. зап. 20 дек., перенесение мощей - 5 янв. (с 1954 - 11 сент.)), настоятель мон-ря Силос (близ г. Бургос, Испания) 607-610 ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Однако влияние иезуитов продолжало сказываться в высших кругах российского общества. Так, в 1818 г. в католичество перешла княгиня Александра Петровна Голицына (1774–1842), дочь сенатора генерала П.С.Протасова. Всё это побудило Александра I к решительным мерам; в 1820 г. деятельность «Общества» на территории России была эапрещена. Пушкинская эпоха Первым приором, после возвращения собора св. Екатерины доминиканцам в 1816 году, стал Юстин Сокульский. В 1825 г. его сменил Демиан Иоджевич; позже приорами были: Доминик Лукашевич, Панталеон Юзефович, Максимилиан Станевский, Доминик Стацевич, Якуб Шкиллондж и вновь Доминик Лукашевич. 881 В один из дней 1828 г. в соборе св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при большом стечении народа венчался Л.П. Витгештейн , сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли современники. На свадьбе присутствовали многие из его друзей – А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.И. Козлов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, братья Брюлловы, А.О. Смирнова-Россет и другие выдающиеся деятели русской литературы и искусства. Венчался же Лев Петрович с молодой петербурженкой – Стефанией Радзивилл, которую не раз воспевали в своих стихах Пушкин и Козлов. 882 В эти годы внутреннее убранстве собора поражало своим великолепием. Цветные витражи, мозаичный пол, художественная лепка по стенам, картины на библейские темы – вся эта обстановка создавала у молящихся праздничное настроение. Гордостью храма был превосходный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами . В 1832 г., в пятидесятилетний юбилей костела был произведен капитальный ремонт органа, считавшегося «одним из лучших в Европе». Из органистов, игравших на этом инструменте, укажем Петра Куцего (1832–1840) и «прусских подданных» Эдуарда Мейера (1849) и Рудольфа Бока (1852–1855). Текущее обслуживание органа производил специальный настройщик. В 1866 г. инструмент был капитально реконструирован и расширен до трех мануалов, «44 звучных регистров и 6 подлежащих за 5795 рублей с добавлением из старого органа 6-ти мехов, 4 деревянных и нескольких свинцовых регистров стоимостью свыше 1160 рублей». 883 Собор св. Екатерины в 1840–1930-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010