Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца. В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи. Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук. 2:10–14 ). После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии. По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил. Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Затем уже садились за постный стол… На юге же России в этот сочельник, как и в Рождественский, делалась «богатая» (обильная) кутья. Считалось, что хотя еще не наступило шестое января, но праздник уже открылся: пропели «Во Иордане», освятили воду, постились до нее, а потом уже обедали, а точнее – вечеряли… Служба кончалась поздно, к вечеру, а утреня начиналась завтра ранним утром. Но обед был постный: и это правильней, и по уставу. При Златоусте, как мы видели, крещенская служба совершалась ночью, как и на Пасху, только у нас позднее; а у сербов и теперь ночью. А вот и полночь. Существует и доселе предание, что в 12 часов ночи вода «колеблется», как в Пасху солнце при восходе «играет». И одна монахиня говорила мне, что она сама и монахини видели это знамение в резервуаре около их фонтана. Утром службы… И, не кончая литургии, трогался из церкви крестный ход на реку при пении стихир: «Глас Господень (то есть Иоанн Предтеча) на водах вопиет, глаголя…», «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан…» И всегда мне представляется множество народа… Даже больше, чем на Пасху: тогда кое-как размещались в храме, хотя давка была такая, что не было (как, например, в Ростове-на-Дону) никакой возможности протискаться после каждой песни канона; но на Крещение Господне народ никак не мог вместиться в храм, и большая часть, тысяч пять-шесть, терпеливо стояла во дворе в ожидании освящения воды… Какая требовалась вера! Какое христоподобное смирение! Какое терпение! Стояли по три-четыре часа! Ах! От такой веры и сейчас хочется плакать слезами умиления! Нагнешься и заплачешь… Удержишься, поднимешь голову, посмотришь на это множество, и опять хочется плакать от радости… Едва-едва протискались мы до центра. А на реке, по льду, до высеченного восьмиконечного креста… Зачитали паримии… Но никто их и не понимал, да и не до этого было: все терпеливо ждали освящения воды. А между тем, первая же паримия, из пророка Исаии, такая радующая! Она говорит о процветании безводной пустыни: Тако глаголет Господь! Даже приведу (для ясности) по-русски: Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет, как нарцисс! Великолепно будет цвести и радоваться… Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие! Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот – Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие! Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь… И превратится… жаждущая земля – в источники вод… И будет там большая дорога; и путь по ней назовется святым… Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него… а будут ходить искупленные… И радость вечная будет над головою их! Они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся! ( Ис. 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Это происходило не ночью, а днем; и слабое их зрение отягчалось величием блеска. Что же – после сего? Ни Сам Он не говорит ничего, ни Моисей, ни Илия, но больший всех и более всех достойный веры Отец глаголет из облака. Так всегда является Бог: облак и мрак:, окрест Его; полагаяй облаки на восхождение Свое ( Пс. 96: 2; 103:3 ); и еще: облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ); и се на облацех небесных яко Сын человечь идый бяше ( Дан. 7:13 ). Поэтому, чтобы ученики поверили, что глас этой есть глас Самого Бога, является облако и притом светлое: Еще же Ему глаголющу, се облак светел осени их: и се глас из облака, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте ( Мф. 17:5 )! Ибо когда Бог грозит, тогда показывает мрачное облако, как например, на горе Синайской: вниде Моисей в среду облака и во мрак ( Исх. 24:18 ), и восхождише дым, яко дым пещный (– 19:18). Здесь же, поскольку Он имел намерение не устрашить, а научить, является светлое облако. И в то время как Петр сказал: сотворим три сени, Сам Он показал сень нерукотворенную. Поэтому там – курение и дым пещный, и здесь – свет неизреченный и глас. Потом – чтобы показать, что не просто говорит об одном из трех, но именно о Христе, прочие удалились, потому что, если бы говорено было просто о ком-либо из них, то по удалении двоих не остался бы один Иисус. Почему же облако осенило не одного только Христа, но всех? – Если бы оно осенило одного Христа, то можно было бы подумать, что глас происходил от Самого Христа. Потому и Евангелист, предотвращая это самое, говорит, что глас был из облака, то есть от Бога. Что же говорит глас этот? – Сей есть Сын Мой возлюбленный! Если же Иисус есть Сын возлюбленный, то не бойся, Петре! Тебе уже должно было знать и могущество Его, и увериться в Его воскресении; если же ты не знаешь, то, по крайней мере, ободрись гласом Отца. Если Бог – всемогущ, как Он и действительно таков, то и Сын всемогущ; потому не бойся угрожающих опасностей. Если ты же и на это не соглашаешься, то, по крайней мере, рассуди, что Он – Сын и Сын любимый: Сей есть Сын Мой возлюбленный! Если же Он – любимый, то не бойся: ибо кто погубит того, кого любит? Итак, не смущайся, хотя бы любовь твоя к Нему была безмерна; но ты не любишь Его так, как любит Родивший Его, Который о Нем благоволит... Он не потому только любит Его, что родил Его, но потому, что Он равен Ему во всем, и имеет одну с Ним волю. Следовательно, причина любви Его двоякая, или даже троякая: то есть, что Он Ему – Сын, что – возлюбленный, что в Нем – все Его благоволение. Что же такое: о Немже благоволих? – Как будто Отец так говорит: «в Нем – покой Мой и услаждение, потому что Он во всем совершенно равен Отцу; воля у Него одна с волей Отца, и, будучи Сыном, Он во всем составляет одно с Рождшим». Того послушайте – так, что, если бы Он захотел быть распятым на кресте, ты не противься тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Цель книги «Святые Дары» —пробудить те чувства трепета и благоговения, с которыми мы должны подходить к Святой Чаше. Мы созерцаем великое таинство Причащения как драгоценный камень, каждая грань которого по-своему отражает Солнце — Христа. Вот главные темы книги: Не существует другого пути спасения; Как готовиться к причастию; Великий пост и Евхаристия; Страстная Седмица и Евхаристия; Пасха Господня и Евхаристия; Двунадесятые праздники и Евхаристия; Евангелие и Евхаристия; Божественная литургия; Евхаристия и священство. В книге мы прочитаем о том, как часто нужно причащаться, о том, что подлинное причащение невозможно без подлинного покаяния (если покаяние — второе крещение, невозможно причащаться без покаяния, как невозможно причащаться некрещеному человеку), о том, что если перед чашей Христовой мы одними устами произносим: «От них же (грешников) первый есмь аз», мы одними устами причащаемся Святых Христовых Таин, о том, что значит «первее примирися тя опечалившим», о предательстве и верности, о том, что каждый христианин — Дарохранительница, о Божией Матери и Евхаристии, о том, что причастие — это слово и действие. О том, как неразрывно связана Евхаристия и священническое служение. Всякий раз, когда священник причащается Святых Христовых Таин, он не может не приводить себе на память час, когда в таинстве рукоположения он принял из рук епископа Тело Христово со словами: «Прими залог сей, о нем же истязан будеши в день Страшного Суда». И наконец о словах Господа, обращенных ко всем нетвердо стоящим в исповедании веры: «Не хотите ли и вы отойти?» В таинстве Евхаристии присутствует все, что совершил Христос нашего ради спасения. И в нем — напоминание о Втором Пришествии Господа. В Великий Четверг мы слышим слово апостола: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Этими тайнами и этой устремленностью ко дню Господню измеряется ответственность пастырей и пасомых в таинстве святого причащения. Призыв Церкви к ответственности предельно строг: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 27—28). Господь говорит, насколько большим будет наказание для тех, кто сподобился в таинстве Тела и Крови Христовых сугубой благодати, кто знал свой долг, и не исполнял его. Церковь призывает всех к верности. Верность — это подлинная вера. Верность — это бодрствование, ибо ничто так не опасно, как ложная безопасность.

http://radonezh.ru/2020/08/04/svyatye-da...

Итак, страх Божий был у евреев… Но у нас, христиан, чувство несколько иное: мягче… Ибо ныне от нас восходит Ходатай больше, чем Моисей, – Сам Сын Божий!.. И притом искупивший уже нас… Уже гнев Божий разрешен Крестом. Поэтому у нас остается не ужас, а «собранность», как я написал… Спокойная, умиренная «серьезность»… Или, еще лучше: великое БЛАГОГОВЕНИЕ… в молчании духа и уст. Еще возьмем житейский пример. От нас, допустим, некто пошел вести переговоры или просить о чем-либо начальника… А что же мы в это время? Тотчас стихаем… становимся серьезны. Будто бы и мы сами там с ходатаем, стоим пред начальником… И ждем: чем кончится? Но как же «с радостью» «воротились»? Да Ходатай пошел все же К БОГУ!.. И мы знаем, что ходатайство Его сильно: Он – Сын Ему по Божеству, а по человечеству – НАМ. Но еще больше это относится к будущему… А именно: к тому, что И МЫ САМИ будем туда же допущены… Но для этого нужно еще получить Духа освящающего. И хотя этого еще не было при вознесении, еще не ощущается на праздник сей; но чрезвычайно радостно самое уже ОБЕЩАНИЕ этого. Господь обнадежил учеников, во-первых, тем, что СКАЗАЛ, ОБЕЩАЛ им послать Духа: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше… Я же пошлю обетование Отца Моего на вас ( Лк. 24:49 ). Кстати: слово «обетование» понятнее было еврею, чем нам… «Обетованная» земля – Палестина… Идеал чаяний их – с Авраама до Моисея… Обетованный Мессия Спаситель… Обетованные блага земные: «да благо ти будет» и пр. Только ныне вместо земных благ обещаны небесные; посему в Евангелии Матфея говорится: даст блага просящиму Него ( Мф. 7:11 ). А у евангелиста Луки то же место читается: даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк. 11:13 )… Поэтому у евангелиста Матфея: да приидет Царствие Твое ( Мф. 6:10 ) как символ высших благ. А святой Григорий Нисский приводит древнее разночтение: «да приидет Дух Святый». Поэтому и ученики еще путают: Спаситель говорит: будете крещены Духом Святым… А они тут же, еще не понимая сего на опыте, а представляя все в земных формах, спрашивают: не восстановляешь ли Ты царство Израилево (а не Божие) ( Деян. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И это бывает «само собою», а не вследствие «мыслей»… Мысли уже после подыскиваешь. Точнее, стараешься разобраться в чувстве: откуда оно? что такое? Мысли – не ясны, вот чувство – совершенно определенное и ясное… И даже не хочется размышлять о мыслях: так ясно чувство. Думается, однако, так: куда восходит Сын Божий? К БОГУ!.. К БОГУ!.. Подумаем: если мы боимся предстать пред «важным» начальником, то каким чувством должно наполняться сердце, когда кто-либо восходит К САМОМУ БОГУ?! Всевысочайшему, Премирному, Всемогущему! «Со страхом и трепетом» живите, – говорит апостол Павел, – где и когда «Бог действует» ( Флп. 2:12–13 ). Еще прибавим, что восходим к Отцу, Который доселе «гневался» на «отлученное» человечество, бывшее «под клятвою»… Но может быть, нужно быть спокойным, ибо восходит СЫН БОЖИЙ? Да, нужно бы быть спокойным и можно бы, если бы Он восходил ЗА ОДНОГО ЛИШЬ СЕБЯ. Но Он, – вникнем, с Божиею помощью! – восходит собственно не как Единородный, всегда «сущий в лоне Отчем», а как Воплотившийся Богочеловек… Восходит – человечество. В Нем восходит НАШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО… МЫ ВОСХОДИМ… В этом – сущность всякого праздника, что он есть не только событие в Господе, но и В НАС. Что в Нем творилось, то в некоторой степени совершается и в нас. …А мы виноваты пред Богом. И ныне Ему представляемся… Пример: Моисей был посредником за еврейский народ при Синайском Законодательстве. Народ чувствовал себя недостойным. Да и Сам Господь сказал Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него. Даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь… И взошел лишь Моисей и с ним Аарон, но и он – не на вершину горы. А священники и народ да не порываются восходить ко Господу, чтобы [Господь] не поразил их ( Исх. 19:21–25 ). И когда народ увидел громы и пламя под горою, то отступил и стая вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть… Не бойтесь! – сказал Моисей: Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим. Это и есть «собранность», или «страх Божий», дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог ( Исх. 20:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010