Закрыть Та самая Встреча О том, что вспоминает Святая Церковь в двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, размышляет священник Алексий Стрижов 15.02.2017 669 Время на чтение 6 минут Выведя народ израильский из египетского рабства, Господь дал ему через пророков Своих Моисея и Аарона закон, по которому надлежало посвящать Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола (ср.: Исх. 13, 12), то есть всякого первенца из сынов Израилевых. Это повеление служило для богоизбранного народа вечной памятью о той ночи, в которую Ангел Господень умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота (Исх. 13, 15), пощадив евреев. Было дано Господом и другое повеление, относящееся к иудейкам-родильницам: по окончании дней очищения своего женщина, родившая ребенка, должна была принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех (Лев. 12, 6). Если же она была не в состоянии принести агнца, то должна была принести двух молодых голубей - одного во всесожжение, а другого - в жертву за грех. По истечении положенных сорока дней очищения после родов Пресвятая Дева Мария в сопровождении праведного Иосифа пришла в Иерусалимский храм и принесла Своего Первенца - Богомладенца Иисуса, чтобы исполнить всё, положенное по закону. Удивительно! Пречистая, оставшаяся Девой, приносит жертву очищения; по закону приносится выкуп за Законодателя. Но тайна свершившегося Боговоплощения была еще далеко не для всех очевидна, в глазах народа надлежало исполнить заповеданное Моисею. Свидетельство о событиях, лежащих в основании праздника Сретения, мы находим во второй главе Евангелия от Луки. В единственном тогда храме Святое семейство встретили двое: праведный и благочестивый старец Симеон, пришедший в тот день в храм по вдохновению от Духа Святого, и пророчица Анна, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 37). Старец, которому Духом Святым было обещано увидеть Христа еще в этой жизни, признал в сорокадневном Младенце своего Владыку и взял Его на руки, пророчица же Анна не только прославила Христа как Бога, но и разнесла благую весть о Спасителе всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Закрыть Начало праздников 21.09.2016 566 Время на чтение 6 минут 21 сентября (8 сентября по ст.ст.), спустя неделю после начала нового церковного года, Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии? Какой смысл вкладывают православные христиане в почитание этого праздника, возводя его в число двенадцати важнейших после Пасхи? Еще с момента изгнания прародителей Адама и Евы из рая человечество помнило о словах Божиих, обращенных к змею-искусителю: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это грозное пророчество Божие трактовалось иудеями еще и как утешение роду человеческому, среди которого суждено родиться Тому, Кто сотрет главу змея-человеконенавистника. Пророчества о Мессии, Спасителе мира, встречаются, раскрывая и дополняя друг друга, едва ли не во всех книгах Ветхого Завета. Богобоязненные иудеи, раз за разом с горечью наблюдая отпадение от Господа своего народа, преступление законов, притеснения от внешних неприятелей, скорбя о падении нравов, с нетерпением ожидали исполнения вековых чаяний о Том, Кто спасет Израиль и примирит Небо с землей. Во времена, когда было суждено родиться Пресвятой Деве, ожидание Мессии в народе израильском было особенно сильным: утрачивало власть не только политическую, но уже и законодательную колено Иудино, что, согласно пророчеству, не могло произойти окончательно до прихода Примирителя. Кроме того, близилось окончание предсказанных пророком Даниилом семидесяти седьмин (490 лет) от выхода указа о восстановлении Иерусалима до пришествия Христа Владыки. Помимо данного первым людям в раю благословения Божия плодиться и размножаться, евреи помнили слова своих пророков о том, что Спаситель произрастет от семени Авраама и рожден будет от Девы. Каждый благочестивый иудей лелеял мечту стать причастным по крови к Тому, Кого род человеческий ожидал столько тысячелетий. Именно поэтому бесплодность семейных пар считалась не только личной бедой, но и наказанием Божиим за некие серьезные грехи, отсутствием благоволения к этим людям со стороны Творца.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 424 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Поздравляем с праздником Сретения Сретение Господне: что это за праздник? 15 февраля - один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви -  Сретение Господне . В этот день - сороковой день по Рождестве Христовом - Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.  Как произошло Сретение? В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном - одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» - и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Этими словами Симеон с радостью говорит: «Теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоему обещанию), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей». Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Что означает слово Сретение?

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/871...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Крещение Господне. Богоявление ПРАЗДНИЧНЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ 13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мф. 3, 13 - 17) 9И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Мк. 1, 9 - 11) Сегодня Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”. Тропарь праздника Богоявления. Глас 1. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.  Русский перевод. Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отчего; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Кондак праздника Богоявления. Глас 4. Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. С сайта  © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/362...

Многие слышавшие умилились сердцем и спрашивали, что им делать. На это Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним (язычникам), кого ни призовет Господь Бог наш… спасайтесь от рода сего развращенного» ( Деян. 2, 38–40 ). Услышав его слова, многие крестились. В тот день к новорожденной Церкви присоединилось три тысячи человек. Так появилась на земле Православная Церковь – эта мастерская, в которой Бог творит Себе детей. День Пятидесятницы является одним из двунадесятых праздников, он совершается в восьмое воскресенье после Пасхи. В этот день мы на коленях молимся о ниспослании Святого Духа. Природа Церкви В день Пятидесятницы Дух Святой создал Единую Святую Кафолическую Церковь . Само слово «Церковь» (в пер. с греч. – «екклесия») означает «собрание созванных». Отсюда мы видим, что истоки Церкви – не на земле. Сам Бог собирает Себе Свой народ. Священники же являются Божиими вестниками в этом великом деле восстановления изначального единства первозданного миропорядка. Сначала Бог создал Церковь в Раю, затем – во времена патриархов и пророков. Но вся полнота богообщения стала возможной только после Голгофской Жертвы. Из Крови Господа и рождается Церковь Нового (и последнего) Завета. Священное Писание учит нас, что Церковь – это не просто общественная организация, а таинственное Тело Господа Иисуса Христа. Сын Божий – Глава его, а все мы – его члены. Причем это не аллегория, а реальность. Ведь все христиане, объединенные общей верой, пришедшей к нам от Бога Отца (а значит, имеющие общий разум – Христов), исполняющие Закон Божий (значит, имеющие одну волю Творца), подчиненные апостольскому преемству епископата, участвуют в жизни Бога через Святые Таинства. Крещение рождает человека в жизнь Бога. Он одевается во Христа, и грехи его теперь прощены. В Миропомазании Дух Святой отмечает его Своей печатью и дает силы для Вечной жизни. И наконец, в Причащении он достигает предела всех желаний – он вкушает Тело и Кровь Христа, которые преображают его странным изменением. Так что, по слову святого Симеона Нового Богослова , мы смотрим на свои руки и видим руки Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Увы! И я не мог тогда удовлетворить его; не мог объяснить Божественного смысла всего события: сам не понимал его… Неудовлетворенный, он сказал что-то незначительное, несущественное… Да и мне пришлось долго-долго ожидать откровения этого смысла. Требовалось вникать в прекрасные службы наши; читать проповеди святых отцов, отца Иоанна 1 и других; самому жить, по возможности, духовною жизнью; глубже всматриваться в простонародные обычаи празднования: они, по преданию может быть, скрывают глубокий смысл. Во всем этом, в сущности, действует Сам Дух Святой, руководящий Церковью , – согласно обещанию Господа: когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину… Он… от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:13–14 ). Господь оставил Церковь не без руководства, а обещал умолить Отца, да даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ). И этот Утешитель, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (ст. 26). И творческое это руководство не прекращалось никогда, ибо сказано Господом: Дух Святый пребудет с вами во век. И не прекратится. Где же оно? Вот во всех указанных выше путях… К ним можно прибавить еще и иконопись, и пение, и архитектуру. Короче сказать – в жизни ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ! И нашим духовно-учебным заведениям очень нужно бы вникать в церковные источники. А самочинные измышления очень легко могут повести к искажениям. Даже Священное Писание еще не ручается за несомненность истины. Протестанты тоже опирались на Писание. Сектанты помнят Евангелие гораздо лучше православных. А вот Церковное Предание, заключающееся – за Писанием – в творениях святых отцов, в богослужениях, в канонах, в так называемом обычном (от слова «обычай») праве, и проч., вот здесь – наши основные камни Церкви. К сожалению, в наших школах мало знакомили нас с этими первоисточниками. В частности, иной раз думаешь: какого блага лишаемся мы, не вникая в святых отцов, в богослужебные книги, в проповеди современных богоносных творцов, и проч.! А вместо них пробавляемся поверхностными произведениями (или, как справедливо называют их, «сочинениями») современных писателей, даже и «богословов».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Иисус Христос беседует с Моисеем и Илиею еще для того, чтобы побудить учеников Своих подражать их любви к Своему народу, их постоянству и твердости, чтобы они были кротки как Моисей, ревностны как Илия, и равнопопечительны. Ибо один из них три года сносил голод для иудейского народа, а другой говорил: аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади Мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32:32 ). Обо всем же этом Иисус Христос напоминал ученикам Своим в присутствии Моисея и Илии, выведши их в славе не только для того, чтобы ученики были таковыми, но и превосходили их. Поэтому, когда они сказали: Господи, хощеши ли, речем, да огнь снидет с небесе ( Лк. 9:54 ), и упомянули об Илии, сделавшем подобное, то Он сказал им: не весте, коего духа есте, превосходством дара убеждая Их к перенесению обид. Илия был очень совершен, но только в свое время, когда ум людей находился еще в младенчестве, и когда они имели нужду в таком руководстве. Равно и Моисей совершен был, но от учеников Христовых требуется боле совершенства: аще не преизбудет правда, ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф. 5:20 ). Ибо ученики были посланы не в Египет, но во всю вселенную, которая находилась в худшем состоянии, нежели Египет; и не с Фараоном имели разговаривать, но сражаться с самим начальником зла – диаволом. Их подвиг состоял в том, чтобы связать его и расхитить Все сосуды его; и это они совершили, не море рассекая, но рассекая жезлом Иисусовым бездну нечестия, воздымаемую бурными волнами. Представь, сколь многое устрашало мужей сих: смерть, бедность, бесславие, бесчисленные страдания. Все это было для них ужаснее, чем древле море для иудеев; но Иисус убеждал их презреть сие, и идти с совершенной безопасностью как бы сухим путем. Приготовляя их ко всему этому, Он поставил перед ними мужей, прославившихся в Ветхом Завете. Что же при этом – пламенный Петр? Добро нам зде быти, – говорит он, поскольку он слышал, что Иисусу должно взойти во Иерусалим и пострадать: то, боясь и трепеща за Него, он после сделанного ему упрека не смеет приступить и повторить то же: сохрани Бог! но от страха ту же самую мысль он выражает в других, и уже не столько ясных словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но, как замечаю я, вы простираете слово и далее этого: если же вы – нуждницы ( Матф. 11:12 ); а царство принадлежит именно употребляющим усилие, то я прибавлю нечто к сказанному. Кто-либо из иудеев скажет: „зачем вы, христиане, объявляете новое и хвалитесь вешами недоказанными? Виден ли был когда-либо Бог на земле? никогда – только при Моисее». Но и при Моисее Он не был виден: свидетель этому – сам Моисей, который говорит: „вонми себе, и снабди душу твою зело, и не забуди всех словес, яже видеста очи твои, и да не отступят от сердца твоего вся дни живота твоего; и да, наставиши сыны твоя и сыны сынов твоих, в день, в он же стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя,.. и сыны своя да научат. И приидосте, и стасте под горою: и гора горяше огнем даже до небесе. И глагола Господь к вам на горе: глас словес Его слышасте, и образа не видесте» (Второзак. 4:9–12). Зачем же ты говоришь что видел то, чего не видел? „А зачем, продолжает иудей, ты высказываешь мне, что жена может родить Бога“? На это я скажу тебе: я говорю не то, что жена может родить Бога, а то, что Бог воплотившийся мог родиться от жены, ибо у Него вся возможна ( Марк. 9:8 ). Впрочем, если ты не веришь моим словам, то постыдись книг пророческих: вникни в них, и исследуй все богословствуемое таинство; рассмотри девственное чудо, описанное под сенью. Пророк говорит: „в день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искреннего своего под виноград, и под смоковницу. И обратися ангел глаголяй во мне, и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего, и рече ко мне: что ты видиши? и рех: видех, и се свещник злат весь, и светильце верху его, и седмь светильник верху его, и седмь чашиц светильником верхним его; и две маслины верху его.... И вопросих, и рех ко ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия, Господи? И отвеща ангел глаголяй во мне, и рече ко мне, глаголя: не разумееши ли, что суть сия? и рех: ни, Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне“ ( Захар. 3:10; 4:1–6 ). О, глубина богатства, премудрости и разума Божия ( Римл. 11:33 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Между тем как все это совершалось, и ученики радовались о всех чудесах, ими виденных, и говорили: благословен царь грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних ( Лук. 19:37–38 ), – город пришел в движение и говорил: кто – это ( Матф. 21:10 )? стараясь этим возбудить слепую зависть против Господа славы (а под городом разумея древнее беспорядочное скопище Синагоги). Неблагодарные спрашивают: кто – это?, как будто они еще не видели в Нем благодетеля, славного Божественными чудесами. Но тьма не объяла незаходимый свет, воссиявший в ней ( Ин. 1:5 ). Посему прямо о них пророк Исаия взывал: глухие, слушайте, и слепые, смотрите, чтобы видеть. И кто так слеп, как рабы Мои, и глух, как владеющие ими? и ослепли рабы Божии. Видели многие и не замечали, уши были открыты, и не слышали ( Ис. 42:18–20 ). Заметьте, возлюбленные, верность пророчества, как провидящий Божественный Дух, чрез святых, возвещал будущее, как настоящее. Подлинно, неблагодарные видели и осязали в чудесах, что чудодействует Бог, и остались в неверии. Видели, что бывший слепым от рождения исповедует Богом возвратившего ему свет. Видели, как расслабленные, которого недуг жил и возрастал вместе с ним, освобожден был одним словом от болезни. Смотрели на Лазаря, избегшего смерти. Слышали, как Спаситель ходил по морю, приготовлял вино, не возделывая винограда, без усилий доставлял хлеб для насыщения, прогонял демонов, возвращал здоровье больным. Улицы их проповедовали о чудесах, пути их возвещали ходящим о Его исцелениях. Вся Иудея преисполнена была благодеяниями. А они, услышав хвалебную песнь Богу, спрашивают: кто – это? О безумные, лжеименные учители! о, неверующие отцы! о, бессмысленные старцы! племя бесстыдного Ханаана, а не Иуды благочестивого ( Дан. 13:56 )! Дети узнали Творца, а неверующие отцы говорили: кто это? Юный и неопытный возраст прославлял Бога, а состаревшиеся в злых днях ( Дан. 13:52 ) спрашивали: кто это? Грудные младенцы богословствуют, а старцы богохульствуют. Дети благоговейно возносят хвалебную песнь, а неосвященные священники бесчинно негодуют (Мате. 21:15)!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010