Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу — туда, где пребывал и раньше. «Отонудуже и сошел еси…» Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти. И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо… Читайте также — Куда вознесся Христос Радость разлуки Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки. После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них. Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю. Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости… Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом. Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им… Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились. Ученики Христовы были готовы к разлуке Утешая их, Спаситель сказал им: «Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину» (ср.: Ин. 14, 28).

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-pr...

В этот день Церковь отмечает день своего рождения 20 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов. На 50-й день после Воскресения Христа, когда они находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Праздником Святой Троицы этот день называют потому, что в тот момент обнаружилось видимым образом действие Третьего Лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. По традиции на праздник Троицы православные храмы украшают травой и зелеными ветвями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июня, 2023 20 июня, 2021 20 июня, 2021 17 июня, 2019 15 июня, 2019 27 мая, 2018 27 мая, 2018 4 июня, 2017 23 апреля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pravoslavnye-hristiane...

Говорят, будто бы младенца просто не могли направить на воспитание в иерусалимский Храм. Будто бы там жить неотступно в течение нескольких лет ни один ребёнок никак не мог – даже несмотря на то, что к Храму были специально пристроены примыкающие к нему в три этажа жилые помещения (3 Цар. 6, 5–6). Подобных примеров, утверждают просвещённые богословы, якобы, нет в Священном Писании. При этом отменять двунадесятый праздник никто открыто не призывает. Это было бы слишком радикальным и скандальным попранием многовековой традиции. Предлагается содержание праздника «переосмыслить», воспринимать «не слишком буквально», чисто аллегорически. При этом всем просвещённым людям следует знать, что исторических реалий, этот праздник, якобы, не имеет. Описание его «недостоверно», содержание – «вымышлено». При этом забывается, что многие поколения Святых Отцов прославляли Введение как событие великого и спасительного значения, составили в похвалу этого праздника вдохновенные стихиры, каноны и прочие богослужебные тексты, воздвигали в честь этого события храмы и монастыри, писали иконы, произносили благоговейные проповеди… Кто-то может возразить: это всё – Предание Церкви. Хотелось бы иметь аргументы от Священного Писания. Что ж, откроем Ветхий Завет и прочитаем, о чём повествуется в 11 главе 4 Книги Царств и в 22 главе 2 Книги Паралипоменон. А там чёрным по белому написано, что с годовалого до семилетнего возраста неотступно пребывал в Храме Соломоновом царевич иудейский Иоас – сын убиенного царя Охозии. Это происходило в то время, когда власть в иудейском государстве узурпировала злочестивая царица Гофолия. Библия свидетельствует об этом так: И не осталось в доме Охозии, кто мог бы царствовать. Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын её, встала и истребила все царское племя дома Иудина. Но Иосавеф, дочь царя, взяла Иоаса, сына Охозии, и похитила его из среды царских сыновей умерщвляемых, и поместила его и кормилицу его в спальной комнате; и таким образом Иосавеф, дочь царя Иорама, жена Иодая священника, сестра Охозии, скрыла Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею (2 Пар. 22, 9–12).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/08/k_vopr...

Пасха 02.05.2023 14:52:12 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00 С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов? Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди. Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Потому-то он вышел и – что говорит? Аз ни единыя вины обретаю в Нем. Смотри, какое благоразумие! Пилат не сказал: „так как Он погрешил и достоин смерти, то простите Его для праздника»; но сначала оправдал Его от всякой вины, и потом уже с полным правом просит, чтобы они, если не хотят отпустить Его, как невинного, – по крайней мере, пощадили бы Его, как виновного, ради праздника. Поэтому Пилат и присовокупил: есть обычай вам, да единаго вам отпущу на. Пасху, и потом, желая преклонить их, (продолжал): хощете ли убо, да отпущу вам царя иудейска? Возопиша же вси: не Сего, но Варавву ( Ин. 18:39, 40 ). Какое гнусное желание! За подобных себе просят и виновных отпускают, а невинного повелевают предать казни! Таков уже издавна их обычай! Но ты во всем этом замечай человеколюбие Господа. (Тогда) би его Пилат ( Ин. 19:1 ), – быть может, желая чрез то утишить и укротить ярость Иудеев. В самом деле, так как прежними средствами он не мог освободить Христа, то, желая этим, по крайней мере, ограничить зло, приказал бить Его и позволил делать с Ним все, что было сделано, – возложить на Него ризу багряну и венец, чтобы только утишить гнев их. Для того Пилат и вывел Его к ним в венце, чтобы они, увидевши позор, какому подвергли Его, несколько успокоились от страсти и извергли из себя яд. Между тем, Христос и при столь многих и столь великих поруганиях стоял молча, как поступил и при допросе, и ничего не отвечал. А ты не только слушай это, но и непрестанно содержи в своем уме; и когда видишь, что Владыка вселенной и всех Ангелов, подвергаясь от воинов поруганию словами и делами, все переносит молчаливо, – поступай так же и сам. Пилат назвал Христа царем иудейским; поэтому (воины) и возлагают на Него одежду посмеяния. Затем он вывел Его и говорит: ни единыя вины обретаю в Нем. И вышел (Иисус), нося венец, – но и это не погасило ярости Иудеев: они кричали: распни, распни Его. Тогда Пилат, видя, что все усилия его напрасны, говорит: поимите Его вы, и распните. Отсюда видно, что и прежние (поругания) он дозволил для укрощения их неистовства: аз бо, говорит, не обретаю в Нем вины ( Ин. 19:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании количество коней не указано: Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более ( 4Цар.2:11–12 ). В «Подлиннике иконописном» в прописи для иконы Огненное восхождение Илии Пророка изображены два крылатых коня. На некоторых иконах видим четырех коней, но запряженных в колесницу не квадригой (в один ряд), а цугом (попарно): икона начала 16 в. (Гос. Историч. музей) и икона кон. 15 в. (Гос. Русский музей). Редко, но встречается изображение трех коней (икона 17 в. Сольвычегодский историко-архитектурный музей). Что означают буквы на нимбе икон Иисуса Христа? иеромонах Иов (Гумеров) Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя. 1 . Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке – знак над сокращением слова). 2 . Крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву. 3 . На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы – O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий – одно из имен Божиих ( Исх. 3:14 . В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху – W (омега), а N (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой От, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева От, вверху О (он), а справа – Н (наш). Почему праздник Богоявления называется Просвещением? иеромонах Иов (Гумеров) Название этого великого двунадесятого праздника Просвещение или праздник Светов выражает ту богословскую истину, что Бог есть свет и явился просветить сидящих в стране и тени смертной ( Мф. 4:16 ). Раньше в Навечерие праздника Богоявления крестили оглашенных. При этом горели многие светильники, знаменующие свет познания истинного Бога. Откуда взята фраза: «Молю вас, да не безвременною любовию меня удержите…»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дело спасения Бог Отец поручил исполнить Своему Сыну, поэтому все эти этапы спасения – таинства спасения людей – великие праздники, которые прославляют Бога Святую Троицу. Созидает Церковь и помогает людям это спасение обретать Дух Святой. Его пришествие Богочеловек объяснил Своим ученикам: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16, 13–14). Спасительное действие Святого Духа церковью вспоминается и осмысливается в богослужении Духова дня. Внутренняя жизнь Лиц Святой Троицы – тайна для человеческого ума. Нам открыто, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Фантазировать же о том, что скрыто от нашего взора, смысла не имеет. Жизнь Церкви строится на твердых фактах, а не на предположениях. Сам Иисус Христос – Глава Своей Церкви. Жизнь Его Православной Церкви – это жизнь Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа в Своих учениках на земле, в земной истории. Поэтому церковные праздники являются не человеческой выдумкой, а Божиим установлением через Его Церковь на земле, нужны же они людям, жаждущим спасения и бессмертия. Праздник Святой Троицы не является «праздником Святого Духа». Он является молитвенным воспоминанием рождения Святой Православной Церкви в День Сошествия Святого Духа. Поэтому и носит название: Сошествие Святого Духа, Пятидесятница, так как это событие совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом, а Днем Святой Троицы называется потому, что и спасение человеческого рода, и благодатная жизнь Святой Христовой Церкви есть дело и прославление Троичного Бога и всех Лиц Святой Троицы. По этим причинам нет оснований считать двунадесятые великие праздники посвященными только Господу Иисусу Христу, а следовательно, не имеет духовного смысла устанавливать отдельный праздник, посвященный Богу Отцу.   • На чем основано почитание мощей святых? Объясните, пожалуйста, на чем основано почитание мощей святых? Неужели нельзя молиться перед иконой святого? Разве благочестиво раздавать по частям останки по храмам? Ведь по сути-то, если уж похоронили, так пусть покоятся себе с миром?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Это верно. Но нужно глядеть еще дальше: а откуда он? – От отца греха и исконного «человекоубийцы» – диавола ( Ин. 8:44 ). По слову Самого Господа, враг, сеющий плевелы, то есть грехи, страсти, зло, – есть диавол ( Мф. 13:39 ). Он не только нас, но и Самого Спасителя пытался искушать в пустыне в течение сорока дней ( Лк. 4:2 ). Он вложил и Иуде мысль о предательстве ( Ин. 13:2 ). Он обладал бесноватыми ( Деян. 10, 38 ). Всякий грешник есть сын диавола ( Деян. 13:10 ). Кто делает грех , тот от диавола, ибо сначала диавол согрешил ( Ин. 3:8 ), а потом соблазняет и других. Не будем вдаваться в рассуждение о том, как сам диавол согрешил. Епископ Феофан Затворник говорит, что это чрезвычайно трудно постигнуть! Первый ангел, наслаждавшийся блаженством богообщения, восстал. Это тайна, – говорит он. Но что в мире этом идет именно борьба диавола против Бога, и именно – в людях, как Божием творении, – это вне всякого сомнения. И наоборот, наша ответная борьба в конце концов есть борьба против диавола. Это особенно сильно и определенно высказал святой апостол Павел: Укрепляйтесь Господом и могуществам силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских: потому что наша брань – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый, и, все преодолев, устоять ( Еф. 6:10–13 ). Мы уже не раз писали об этом. Но нужно, необходимо, важно повторить это, где уместно. А в нынешний праздник это положительно необходимо, по смыслу его, так как самая суть праздника связана с этой «бранью», войной. Вот мы все это «знаем» памятью, а не всегда ощущаем опытно. Даже отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике писал, что сначала он не понимал ясно такой силы и злой энергии бесов. А после – опытно увидел. И святые подвижники зрели это воочию: их вся жизнь полна явной борьбы с бесами. Этим полны жития святых. Но если мы обратимся и к молитвам, то увидим, как часто Церковь внушает нам просить помощи в борьбе против «невидимых врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь: Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство? иеромонах Иов (Гумеров) Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина , который опирался на идеи святого Максима Исповедника . Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» ( Максим Исповедник , преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:12 . Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010