Вербное воскресенье Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? 12 апреля, 2020 Что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба? Содержание статьи Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись. В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы. Вербное воскресенье — двунадесятый праздник. История праздника Вербное воскресенье Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresene/

Рубрики Коллекции Коротко о празднике: Обрезание Господне 4 мин., 13.01.2020 Поделиться Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21). Дата: 14 января Статус: великий праздник В нашей рубрике  «Коротко о празднике»  мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви. Тропарь праздника: глас 1 На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,//слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец! История: Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2). Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12). В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-obrez...

В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо 10 июня. ПРАВМИР. Православные христиане празднуют Вознесение Господне —день вознесения Иисуса Христа во плоти на небо и обещания о Его втором пришествии. Вознесение Господне отмечается в 40-й день по Пасхе. Это двунадесятый праздник, относящийся к праздникам подвижного цикла. Он отмечается в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после Своего Воскресения в течение 40 дней являлся им и говорил о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их. Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: «мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-vozn...

А. На двунадесятые праздники I. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (6–19.I) 1. БОЖИЙ ГЛАС «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ) С егодня св. Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости, Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» ( Лк. 2, 40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Св. Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3, 2 ), скоро придет Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: «Он будет крестить Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Люди один за другим входили в воду, и св. Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идет к нему Сам Господь и просит окрестить. Св. Иоанн пытается удержать Его и говорит: «Мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» ( Мф. 3, 14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3, 17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пр. Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пр. Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр. 3, 3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим. Является Владыка жизни и смерти, Который, имея в Себе Самом жизнь, дает и любящим Его. Является Свет и Источник самого Света, озаряющий Истиной Вселенную; Небесный Учитель, в Котором все сокровища премудрости; Целитель душ, Решитель всех духовных недугов. Он исправит всё нечистое в человеческой природе, откроет пути к достижению цели земного бытия – к соединению с миром горним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Проповедь Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 17в. 17 1. «Идите и научите» Проповеди на двунадесятые праздники Святое богоявление (19 января нов. ст. – 6 января ст. ст.) 1 . Божий глас. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. ( Мф.3:17 ) Сегодня Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости Он возрастал и укреплялся духом ( Лк.2:40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ), скоро придёт Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: Он будет крестить вас Духом Святым ( Мф.3:11 ). Люди один за другим входили в воду, и святой Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идёт к нему Сам Господь и просит Его крестить. Святой Иоанн пытается удержать Его и говорит: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне? Но Господь ответил: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пророку Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пророк Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр.3:3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Богоявление I. Каков смысл праздника? Праздник Богоявления, или Крещения Господня, – одни из самых чтимых в православной Церкви, по крайней мере в Русской: народа в храмах бывает столько, что обычно люди стоят еще и на дворе. А когда бывают крестные ходы на реку, то прибавляются еще тысячи. А впереди несут крест, иконы, хоругви. И освящают воду. Отчего это? Ведь почти все не отдают себе отчета, в чем смысл праздника, почему такое торжество? Даже и мы, проповедники. Припоминаю из прошлой моей жизни весьма характерный факт. Я был ректором Духовной семинарии. Инспектор, иеромонах И., назначен был очередным проповедником в кафедральном соборе. Готовя свое слово, он никак не мог найти удовлетворявшей бы его темы. Приходили мысли о смирении Господа пред Иоанном Крестителем, а следовательно – и о необходимости смиряться и нам… Помнилось, вероятно, школьное объяснение – об открытом Господом, доселе неизвестным народу, общественного служения Его; этого не знал даже сам Предтеча: в Евангелии говорится про фарисеев: стоит среди вас Некто, которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). И даже про самого себя Креститель говорит: я не знал Его, то есть лично, до крещения; но для того я и пришел крестить Его в воде, чтобы Он явлен был Израилю (ст. 31), то есть еврейскому народу; и вторично говорится: я не знал Его; но Пославший меня крестить Его в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающею на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (ст. 33–34). Да, этот смысл свидетельства Иоаннова имел больше значения для отца инспектора. Но и он не удовлетворял его. Ведь народ и ученики почитали Крестителя большим, чем Христа: того уже знали как необычайного, невиданного пустынника, к тому уже шли народные массы исповедовать свои грехи и креститься. А о «Плотнике из Назарета» они ничего подобного не знали; знали некоторые, что Он – сын такого же плотника Иосифа ( Мф. 13:55 ), что Он – Сын Марии ( Мк. 6:3 ), – и только! Можно было бы припомнить про 12-летнего Отрока, изумлявшего в Иерусалиме ученых старцев Своими ответами и вопросами (см.: Лк. 2:41–50 ). Но то уже было 18 лет тому назад, и едва ли теперь кто-нибудь знал и помнил даже имя Его. Да и теперь знали ли Его имя? Ведь креститься к Иоанну приходило множество людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Радуйтеся, грешники! Бог и Господь наш пришел ради нас в мир спасти нас. Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Царь Небесный на земле явился, и неприступный Херувимам с человеками пожил. О, благость и несказанное человеколюбие явившегося Господа! О, блаженство для тех, ради которых Бог и Господь их пришел и явился им! Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные словеса Его: чего многие пророки хотели видеть, и не видели, – и слышать, и не слышали! Блаженны и мы, хотя сими грешными глазами мы не видим Его, и сими ушами не слышим пресладкого гласа Его, но веруем пришествию Его. Паче же блажени не видевшии, и веровавше ( Ин. 20:29 ). Блаженны мы, потому что ради нас Бог наш пришел к нам: Бог, уподобившись человекам, пришел к человекам и пришел ради человеков. Он пришел спасти грешников, а потому и нас: ибо и мы от грешников есмы. Он пришел взыскать погибших, а потому и нас: ибо и мы есмы от погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать. Открыли нам сие сокровище спасения самовидцы, которые видели Его и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и обращались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребыли в напасти с Ним; слышали проповедающего святое Его Евангелие и царствие небесное; видели по земле ходящего, и от града во град и от веси в весь преходящего, утруждающегося, чудодействующего, прокаженных очищающего, слепых просвещающего, мертвых воскрешающего, и прочие вышеестественные дела творящего; видели за спасение наше страждущего, умирающего и умершего и погребенного и воскресшего из мертвых, и возносящегося на небо. Сии самовидцы согласно нам проповедали: Сказуем вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему таковому от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный... И сей глас мы слышахом с небесе сшедт, с Ним суще на горе святей... ( 1Ин. 1:1–3 ; 2Петр. 1:16, 17 и 18; Матф. 17:5; Марк 9:7 ). Истину сию те самовидцы и достоверные свидетели не только словом и чудесами и различными знамениями, но и кровью своею, и различным страданием, смертью своею утвердить не усумнились. Верно слово и всякого приятия достойно, которое не один, ни два, ни три, но многие самовидцы согласно проповедали, и не только проповедали, но и знамениями и чудесами подтвердили и крови и душ своих не пощадили.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Святую Пятидесятницу. Св. Льва Великого, папы римского Всякому истинному христианину известно, возлюбленные, что настоящий праздник должно провождать с особенной торжественностью. И в самом деле, какое уважение и честь должны приличествовать дню, который Сам Дух Святой освятил высочайшим чудом Своего сошествия?! Настоящий день (десятый с того времени, когда Господь вознесся превыше всех небес и воссел одесную Бога Отца, и пятидесятый от воскресения Его) содержит в себе великие таинства Ветхого и Нового Завета: он ясно свидетельствуете о том, что благодать была предвозвещена законом, а закон восполнен посредством благодати. Как некогда, по избавлении Еврейского народа от рабства Египетского, в пятидесятый день после заклания Агнца, был дан закон на горе Синайской: так и после страданий Христа, после того, как сей истинный Агнец Божий был умерщвлен, в пятидесятый день, по воскресении Его, Дух Святой сошел на Апостолов и на верующий народ, дабы всякий познал, что Ветхий Завет служил приготовлением к Евангелию, и что Завет Новый установлен тем же Духом, Которым учрежден и Ветхий. Апостольская история повествует, что при наступлении дня Пятидесятницы, все ученики были единодушно вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать ( Деян. 2:1–4 ). О, как было скоротечно слово мудрости! Как скоро познают все преподаваемое, там, где наставник – Сам Бог! Когда Дух истины дышет, идеже хощет, тогда не нужно истолкования, не нужно навыка, не нужно времени для научения. Действием сего Духа, особенные языки различных народов теперь сделались в Церкви общими для всех. С настоящего дня мир стал оглашаться проповедию Евангельскою; с настоящего дня реки чудесных дарований и потоки благословений начали орошать пустынную и бесплодную вселенную, потому что для обновления лица земли Дух Божий стал носиться вверху воды, и для прогнания древней тьмы возблистали молнии нового света. При сиянии огненных языков сделались ясными и слово Господа Господей и Его повеления, имеющие силу просветить и научить ум и разрушить владычество греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В. Чернов Крещение Господне События праздника Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 6/19 января. Это связано с тем, что в древности Рождество и Крещение составляли один праздник в честь явления в мир Спасителя, именовавшийся «Эпифания» («Явление»). Впоследствии эти два празднования совершаться раздельно, однако сохранили глубокое единство, образовав особый праздничный период церковного года – Святки. Жизнь Иисуса в Назарете Господь Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со Своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет‚ то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по пророческому слову, должен был явиться Израилю Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» Крещение Господне ( Ис. 40:3 ). Этим Предтечей был Иоанн, сын иерусалимского священника Захарии и родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне ( Лк. 3:2 ). Проповедь Иоанна Иоанн ходил в окрестностях реки Иордан, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3.3 ). Крещение Иоанново было не то же самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь. Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана, исповедуя свои прегрешения ( Мк. 1:5 ). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мною Сильнейший меня, – говорил Предтеча, – у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:7–8 ). Крещение Господа Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В. Чернов Восхождения Господа на небо Сорок дней воскресший Господь Иисус Христос пребывал на земле, являлся Своим ученикам, укреплял их в вере и учил их «о Царстве Божием» ( Деян. 1.2 ). Последнее явление воскресшего Христа Спасителя, заключившееся вознесением Его на небо, произошло в Иерусалиме, куда апостолы вновь пришли из Галилеи. Господь дал повеление апостолам оставаться в святом граде, пока они не облекутся силою свыше, обещая послать им обетование Отца Своего, под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди . Затем Господь вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании, лежавшей на восточном склоне горы Елеонской, «и, подняв руки Свои, благословил их», произнося, очевидно, известные слова, как было принято среди иудеев, но которые евангелистом не приведены. Символическое действие поднятия рук при благословении известно было в Ветхом Завете (например, Лев. 9:22 ). " " И когда благословляя их, стал отдаляться от них и возноситься на Небо». Какой чудный образ действия – говорит святитель Филарет Московский , – Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять, и между тем возносится на Небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него. Помыслим, братья, что и ныне над нами простерты руки Его, и взор Его, и благословение Его. Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для любящих Его». Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Радость эта происходила от того, что они теперь своими очами узрели славу своего Господа и Учителя и ожидали исполнения обетования Его о ниспослании Святого Духа. В этом состоянии высокого духовного подъема они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» за всё, что им пришлось пережить, видеть и слышать за предстоящую им высокую миссию проповеди евангельского учения. Одесную Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010