Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что в своих сочинениях еп. Варнава пытается найти решение ряда вопросов аскетической науки. Например: как можно вписать некоторые современные греховные увлечения (курение, наркотики и др.) в восьмеричную схему страстей, как относиться к вредным для здоровья продуктам, являются ли тщеславие и гордость одной греховной страстью или нет и т. д. Всем этим, а также другим рассуждениям владыки необходимо дать оценку и попытаться найти решение указанных проблем. Итак, учитывая все, сказанное выше, можно утверждать, что выбранная тема кандидатской работы является весьма актуальной. Обзор источников Письменное наследие еп. Варнавы (Беляева) состоит из различных по объему произведений – от маленьких заметок до трудов в несколько тысяч страниц 5 . Перечислить их все в этой диссертации не представляется возможным и необходимым. Особый интерес для данной работы представляют его сочинения, в которых он пишет о человеческих греховных страстях. Последние тематически можно классифицировать следующим образом: 1 . Богословские и аскетические (эти темы близко переплетаются в его трудах). – «Советы старцев» известные еще под названием «Духовные ответы и мнения старцев». Текст «Советов», согласно надписаниям этих писем, был составлен в период с 30.08.1910 по 08.1912. Это ответы старцев на вопросы будущего еп. Варнавы. – «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». В самом тексте указаний на время его написания нет, но, по мнению издателей «Основ», они были написаны в 1922–1928 гг., отдельные части – в 1912–1918 гг. и ряд вставок был сделан в 1951 г 6 . В данном произведении систематически изложено аскетическое учение владыки и отчасти богословское. – «День святой жизни». Это сочинение ввиду ссылок на предыдущий труд епископа нужно датировать не ранее, чем 1922 г. Отец же Дамаскин (Орловский) считает, что написано оно значительно позже – уже после переселения еп. Варнавы в Киев в 1948 г. В нем епископ пишет о том, как надо жить православному христианину. При этом большое внимание он уделяет вопросу правильного вероисповедания, для чего дает пространное богословское объяснение Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Тексты проповедей и статей приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом, церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Богослужебные цитаты печатаются курсивом и без кавычек. Первый том сборника включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев.   Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа).  Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели о Закхее).  Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика Фаддея. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя: Общую дидактику; заметки «О преподавании Закона Божия и славянского языка», а также конспекты уроков.Проповеди и статьи священномученика Фаддея, а также статьи о его служении собраны из дореволюционной церковной прессы: Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостей, из «Прибавлений к Церковным ведомостям», а также из «Журнала Московской Патриархии». Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Чернишенко провели ради Фонду збереження та розвитку Соловецького Слово Кирила на ради Фонду збереження та розвитку Соловецького : та звернення] ради Фонду збереження та розвитку Соловецького групи з святкування дня святителя Тихона, Московського Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого з ключовими словами жертви – Соловецький монастир – новомученики XX   новини чергове з науково-богословського рецензування та Ради Церкви перше з видання Повних святителя Луки Кримського екзархат Африки випустив православну африканськими мовами «Псалтир Часословцем» першодрукаря Федорова з включено до Тайською мовою видано з та тлумаченням Видавництво випуск «Чернецька У пройде виставка-форум Слова» робоча голови Ради з керуючим Бердянською чергове ради з видання Священного Собору 1917-1918 рр. У Баку пройшла двомовного молитвослова азербайджанською та мовами   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5650012...

Но, наконец, у младшего сына возникает помысел – отделиться от Отца, потребовать отдать ему якобы законную часть имения. Как это часто бывает, не сразу этот помысел дошел до реализации, до поступка, лишь через какое-то время младший сын, собрав причитающееся ему имущество, пошел в дальнюю страну, подальше от упрекающих глаз Отца, находясь в заблуждении относительно того, что от Бога можно куда-нибудь скрыться. Бог не противился этому, Он оставляет человеческую волю действовать свободно, так что человеку хочет он того или нет придется нести полную ответственность за свои деяния – и добрые, и злые. И ни один человек, даже сознательно служащий злу, не может сказать, что Господь толкнул его делать зло. И чего же хотел младший сын, для чего брал имущество? Для того ли чтобы благими трудами умножить его и вернуться к Отцу с положительным опытом и умноженным достоянием? Нет, младший сын лишь хотел потешить свои страсти, и в этом и была вся его цель. Он в этом и предполагал найти смысл своей жизни. Но вступив на путь потакания страстям, которые Христом обозначены ясно, в самой форме их осуществления, – праздность, безудержное веселие, блуд – он идет по этому пути до конца и уже не может остановиться, потому что сам грех – это страшно – омрачает и ослепляет человеческое сознание. Человек как бы утрачивает личность, подобно тому бесноватому, который утратил свое имя, растворившись в бесовской стихии. Младший сын, истратив все средства, начинает тогда искать хоть какую-то работу, чтобы не умереть с голоду. Но работу ему дают, а пропитание – нет. И как всякий вступивший на этот путь он идет по нему до конца, когда наконец на пороге его жизни встает голод, и за ним смерть. Только это крайнее состояние, крайняя беда силой принуждения заставляет человека вспомнить о Боге. Вспомнить, откуда он, как падший ангел, ниспал. Вспомнить, как живут добросовестные наемники в доме Отца, которые всё имеют и даже избыточествуют, и вопрос о голодной смерти для них не стоит. Стоя у последней черты, чтобы избежать страданий голода или смерти, младший сын мог пойти дальше в сторону нарушения заповедей, неся зло уже не только себе, но и другим.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили отцу Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение, и еще после Пасхи он служил, и все в храме молились три дня. 21 ноября 1930 года местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и о священнике от местных коммунистических активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день отец Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы и заключены в тюрьму в городе Саранске. Через день следователь допросил священника. Выслушав предъявленные обвинения, отец Виктор заявил, что никакой ан­тисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и си­лы отдавались чисто духовным вопросам и, когда в селе проводи­лись какие-либо собрания, он о них совершенно не знал. 5 декабря, предъявив священнику обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил. «В предъявленном об­винении в антисоветской агитации, которую я проводил через ку­лаков и монашек, – ответил священник, – я виновным себя не признаю, так как во все время моей службы в селе Хлыстовке свя­щенником я все время был увлечен религией. Если проходили ка­кие кампании, то я на них не обращал внимания, а также никакой агитации не вел; наложенные на меня различные налоги выплачи­вал аккуратно… Во время закрытия церкви, а также и при откры­тии ее, я в селе Хлыстовке не был... а также не участвовал ни в ка­кой антисоветской агитации... Во время Пасхи 20 апреля 1930 года меня пригласило крестьянство села Хлыстовки отслужить обедню, на что я согласился, а после обедни ходил по домам и служил молебны...» 10 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей без­вестной могиле .   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 141-143 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/70/viktor/

– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь активным участником контрреволюционной монархической монашеской группы. Вы подтверждаете это? – спросил отца Ксенофонта следователь. – Нет, не подтверждаю, – ответил отец Ксенофонт. – Следствию известно, что вы, являясь секретарем Кронида Любимова, имели с ним общение и тесную связь. Даже после заключения вас в Темниковские концлагеря вы имели с ним письменную связь, а по возвращении из лагерей после отбытия трехгодичного заключения за контрреволюционную деятельность неоднократно посещали последнего, несмотря на то, что вам в зону Московской области въезд был воспрещен. Вы подтверждаете это? – Действительно, я был у отца Кронида послушником и выполнял все его поручения. После ареста в 1935 году за контрреволюционную деятельность, будучи направлен для отбытия наказания в Темниковские концлагеря на три года, я написал ему оттуда одно письмо, а по отбытии срока наказания в августе 1937 года я три раза приезжал на квартиру архимандрита Кронида в город Загорск Московской области, где мне запрещено было жить. Целью посещения было то, что я приезжал его навестить как прежнего знакомого ввиду его престарелости. – Следствие располагает точными данными о том, что вы вели антисоветские разговоры на квартире Кронида против выборов в Верховный Совет. Следствие требует от вас правдивых показаний. – Даю совершенно правдивые показания, что я нигде не говорил против выборов в Верховный Совет и никакой антисоветской деятельностью не занимался. На этом допросы были окончены. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Ксенофонта к расстрелу. Иеромонах Ксенофонт (Бондаренко) был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3» Тверь, 2005 год, стр. 235-241. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/1380/ksenofont/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010