Денис Семенов , Екатерина Савостьянова . Золотая саламандра. История любви . – М.: Никея, 2017. – 304 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – октябрь 2017. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Удивительно в этой книге то, что всё написанное в ней - правда. Перед нами документальный роман, рассказ о встрече: он – живет в Сибири, тяжело болеет, она – в столице, намного старше своего избранника. Главы книги – посты из «Живого журнала» и сообщения из скайпа. Начиная читать, опасаешься: ведь если всё это правда, значит, получается, что сейчас будешь подглядывать? Но скоро так четко видишь в истории Дениса и Кати Промысел Божий, действующий непостижимо, что становишься свидетелем невероятного чуда – встречи. Надо сказать, авторы и не утомляют читателя слишком длинными описаниями своих переживаний, в романе много действия. Да, встреча состоялась, но для того, чтобы быть вместе, героям пришлось пройти через тяжелые испытания, и во второй половине любовный роман становится детективным и приключенческим. И никакой неловкости от того, что тебя посвятили в свою личную историю, нет, а есть чувство благоговения перед заботой Божьей о человеке, радости от того, что чудеса случаются прямо рядом с нами, здесь и сейчас. И, конечно, чувство благодарности автором за их смелость.   Игумен Дамаскин ( Орловский ). Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. – М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2017. – 649 с.: ил./Представляет Виталий Каплан ////Фома. - – октябрь 2017. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). В этой книге, основанной на анализе архивных источников, рассказываются истории 24 новомучеников – священников и епископов, пострадавших в советское время за верность Христу и Его Церкви. Истории эти сгруппированы по годам, начиная с 1918-го заканчивая 1961-м. Автор книги, игумен Дамаскин (Орловский), на протяжении многих лет был членом Синодальной комиссии по канонизации святых, написал множество книг, публицистических статей и научных работ, посвященных новомученикам, а также материалов для одноименной рубрики журнала «Фома».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

Вот это «что-то особенное» в народе России, в движущих силах его истории, неуловимое для западноевропейского мышления, приобрело осязаемые смыслы в исследовании архимандрита Дамаскина (Орловского), результатом которого явился только что изданный труд «Слава и трагедия русской агиографии» . Многолетнее исследование, основанное на фундаментальной источниковой базе, на изучении обширного комплекса архивных документов официального и личного происхождения, источников устной истории, раскрыло неразрывную связь церковной истории и истории государства, подтвердив, что изъятие церковной истории из истории народа России привело к искажению исторического знания, утрате традиций, негативно отразилось на самосознании российского общества. Оценивая научно-историческое значение исследования канонизации святых Русской Православной Церкви, Козлов Владимир Петрович, д.и.н., член-корр. РАН, ряд других видных современных историков, в числе которых доктора исторических наук С.В. Перевезенцев, Ю.Ю. Иерусалимский, З.Д. Ильина и др., отметили, что данный труд представляет собой крупное явление в изучении отечественной истории, восполняет пробел в историографии, актуализирует проблему переосмысления официальной истории России ХХ в. с учетом религиозного фактора. Само понятие канонизации новомучеников впервые раскрывается на обширном документально удостоверенном конкретно-историческом материале. Историки высоко оценили представленную в труде архимандрита Дамаскина (Орловского) периодизацию истории канонизации в СССР – РФ в контексте внутрицерковных и церковно-государственных отношений, а также научное обоснование современной практики канонизации, реализуемой в условиях специфики изменений политического строя, что являет пример плодотворного сочетания церковно-канонической и научно-исследовательской деятельности в познании истории России.             Особо отмечается, что автор вводит новое знание, позволяющее осмыслить: – историю взаимодействия РПЦ и российского государства, трижды в ХХ веке изменявшего свою государственность;

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Оказывается, что и он мечтал о том же, о чем мечтал его младший брат, – повеселиться отдельно от Отца со своими друзьями, он в этом думал найти себе отраду и утешение, то есть в отделении от Бога. Разница между братьями была лишь та, что младший брат «утешался» до полной растраты имущества, а старший предполагал, что это «утешение» может быть эпизодическим. Поразительно его рассуждение о том, что он работает на Отца. Но ведь имущество, данное ему бесплатно, ему и принадлежит, но получается ему в тягость труд по сохранению имущества, и он хотел бы им свободно распорядиться, не принимая в расчет того, что в силу неизбежности смерти оно дается ему в любом случае во временное владение, указывая, что этим имуществом нужно воспользоваться ко благу. Живя в присутствии Божием, сыновья не понимали того, что следовало бы понять в первую очередь и чему научиться у Отца – Его бесконечному милосердию и, следовательно, такому же отношению к своему ближнему. Младший сын почувствовал это на практике через греховное падение и покаяние, старший сын может быть через слово Отца, старавшегося привести его в чувство: «Сын Мой! Ты всегда со Мной и всё Мое твоё». Эта простая констатация правды, очевидность, что чем владеет Отец, тем и сын. Но главное не в имуществе, которое дается во временное владение до наступления смерти человека, а что ценнее и значительнее любого имущества – душа человека, которая может быть умерщвлена поступками человека, но через покаяние воскреснуть. И это воскресение души человека Богу и, предполагается, что и нам должно быть дороже всего на свете. И не случайно Господь предваряет притчу о блудном сыне притчами о потерявшейся и найденной овце, пропавшей и найденной драхме: если человеку естественно радоваться такой находке, то сколько же больше человек должен радоваться воскресшей от духовной смерти душе. Господь нас призывает к тому, чтобы радоваться благому изменению души ближнего вместе с Богом, подражая Богу, Который столь много печется о нас. Архимандрит Дамаскин (Орловский). 3 марта 2024 г. Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

35 О. Дамаскин Орловский сообщает, что в этом и в других судебно-следственных документах здесь ошибка: был приговорен к смерти и расстрелян Василий Александрович Соколов – Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники... С. 65. 39 Один из них – “Смета расходов технических комиссий и агиткампании по изъятию церковного имущества” на апрель 1922 г. Согласно этой смете, утвержденной Калининым и СНК, выделялось 8 тысяч золотых рублей по статье: “Прием 200 делегатов из расчета их пребывания в Москве в теч. 10 дней” – ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 60, л. 731 об. – 732. Документы о реальных размерах мероприятия пока не выявлены, во всяком случае апрельские совещания ГПУ с “обновленцами” оказались куда более камерными, второе организационное собрание прошло в мае, а более масштабный съезд обновленцев состоялся лишь в августе 12–6, 12–7). 42 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. С. 192, 193–194. 45 Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публикация М. В. Шкаровского//3венья. Вып. 2. М; СПб., 1992. С. 578. 58 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. С. 241–256; Савельев С. Бог и комиссары/У Религия и демократия. На пути к свободе совести. Вып. II. М., 1993. С. 164–215; Нежный А. И. Комиссар дьявола. М., 1993. С. 29–144. 60 Могилевский архиепископ Цепляк и его каноник Будкевич вместе с 10 католическими священниками обвинялись в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Дело это вызвало настолько значительную волну зарубежных протестов, что НКИД активно выступал за смягчение конфликта. Но АРК, рассматривая дело Цепляка как своеобразную репетицию процесса патриарха Тихона, настояло на суровом суде над католическим духовенством. Суд приговорил Цепляка и Будкевича к расстрелу 26.03 1923 г., по под влиянием острых международных протестов расстрел Цепляку был заменен 30.03 Президиумом ВЦИК на 10 лет лишения свободы (в 1924 г. он будет выслан из страны). Расстрел 31.03 Будкевича привел к новым протестам за рубежом, что дало повод Г. В. Чичерину просить Политбюро не расстреливать патриарха Тихона 25–13, комм, 19 к д. 24 и 12 к д. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– За весь период проживания в Коломне, с 1934 года, ни с кем в очень хороших и тесных отношениях не была, ни плохих отношений у меня ни с кем не было. Отношения с соседями – Белоконь, Никифоровой и Быковой – у меня были неплохие, так что ссор ни с кем не имела, – ответила монахиня Мстислава.  – Следствием установлено, что вы, Фокина, имея враждебное отношение к ВКП(б) и советской власти, в период проживания в Коломне проводили контрреволюционную агитацию, несмотря на прошлую судимость. Следствие требует от вас признания.  – То, что я была судима в 1931 году, этого я не отрицаю. Во время проживания в Коломне я никакой контрреволюционной агитации среди граждан, проживающих рядом со мной, не проводила.  – Ваша враждебность к ВКП(б) и советской власти и контрреволюционная агитация подтверждена свидетельскими показаниями допрошенных по вашему делу. Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей.  И следователь зачитал ей выдержки из показаний, но все их монахиня Мстислава отвергла одно за другим.  2 марта 1938 года тройка УНКВД по Московской области приговорила монахиню к расстрелу, после приговора она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне под Москвой.  В 1939 году один из братьев монахини Мстиславы, Андрей, не зная, что его сестра расстреляна, подал жалобу в прокуратуру на бессудное ее осуждение; в жалобе он указал, что его сестра была религиозной, но контрреволюционной агитации не вела. Помощник прокурора Московской области по спецделам Алексеев на это ответил, что монахиня Мстислава виновной себя не признала, очных ставок ее со свидетелями не проводилось, но поскольку свидетели показали против нее, жалобу Андрея Семёновича Фокина следует оставить без удовлетворения.  Архимандрит Дамаскин (Орловский) Библиография   Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь. 2005. С. 414-417 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/kalendar/278/mstislava/

     Очень забавно выглядят в «рецензии» обиды на Институт истории, который осмелился под своим грифом издать книгу о. Дамаскина, ведь право писать о епископе Гермогене приватизировал г-н Мраморнов, а у него ИРИ не спросил разрешения. В заключение   хочу заметить, что опубликованный опус   никак не соответствует жанру рецензии, и согласна с его оценкой Жанной Григорьевой. Александр, Москва 20 апреля 2011г. 02:27 Характер получившейся заочной полемики ни одному, ни другому ее участнику чести не делает. Первым, однако, уничижительно писать о своем опоненте начал о.Дамаскин, и на роль на не к ночи помянутого Исаак Израильича Минца скорее подходит именно он. Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 20 апреля 2011г. 13:12 В качестве дополнения и пояснения к своей 1-й реплике дискуссии привожу увидевшую сегодня свет на страницах НГ-религии свою статью.  См.: P.S.: Кстати сказать, на той же странице газеты приводится фактически по тому же вопросу мнение оппонента - проректора ПСТГУ о. Георгия Ореханова. См.: Бондарь Сергей Александрович, Саратов 20 апреля 2011г. 14:17 Да оба автора пишут сказки. Один по диагонали что-то нашёл, другой кое-как пересказал следственное дело, в результате чего появилось новое " житие " , по которому канонизируют человека. Вот и всё. Пример: по Дамаскину канонизировали священника Миротворцева. Ну, нашёл я о Миротворцеве много чего, о чём Дамаскин с Мраморновым понятия не имеют. Кому это интересно после канонизации? Или вот о епископе Германе (Косолапове) со священником Платоновым тоже кое-чего есть. Ну, это нужно кому-нибудь? Нет. Сергей Рожков, Москва 23 апреля 2011г. 17:08 О том, как не надо писать рецензии господину Мраморнову указывал ранее профессиональный историк Института Российской истории И.А. Курляндский (Русская панорама, 2008). господин Мраморнов, молодой (чуть больше 25 лет - сейчас, видимо 27-28), высокомерно, поучительно, в некоторых местах даже презрительно, указывает на неполноценность, неполноту работы кандидата истор.наук , старшего научного сотрудника ИРИ РАН В.В. Лобанова. Ситуация в точности повторилась и нападками на уважаемого, убеленного сединами игумена Дамаскина, автора множества житий, которыми зачитывались многие и многие, будут читать еще и еще.

http://bogoslov.ru/article/1611011

отстранен от управления; с 1932 г. под арестом; расстрелян в 1938 г.. Гурий (Шалимов) 14.01.1993 хирот. во еп. Корсунского. Дамаскин (Бодрый) 18.10.1972 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 3.09.1974 еп. Вологодский и Велико-Устюжский; с 4.10.1979 еп. Полтавский и Кременчугский; с 26.06.1985 еп. Мукачевский и Ужгородский; † 1.07.1989. Дамаскин (Малюта) 9.08.1940 хирот. во еп. Житомирского; с 1941 г. еп. Черновицкий и Хотинский; с 1943 г. еп. Каменец-Подольский; с 1944 г. в заключении, где и скончался. Дамаскин (Цедрик) 14.09.1923 хирот. во еп. Стародубского, вик. Черниговской епархии; с 1925 г. под арестом; с 1929 г. в Соловецком лагере; с 1933 г. на свободе; с 1934 г. в ссылке; с 1936 г. в Карагандинском лагере; расстрелян 10.09.1937. Дамиан (Воскресенский) 29.04.1918 хирот. во еп. Переяславского; 1920–1927 в тюрьме и ссылке; с 1927 г. архиеп. Полтавский и Переяславский; с 1928_г. архиеп. Курский и Обоянский; с 1932 г. в лагере; † в 1940-х гг. в заключении. Дамиан (Говоров) с марта 1916 г. еп. Ереванский, вик. Грузинской епархии; с 3.07.1917 еп. Петровский, вик. Саратовской епархии; с 1920 г. в эмиграции; † 19.04.1936. Дамиан (Марчук) 2.04.1961 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 15.10.1964 еп. Львовский и Тернопольский; с 10.09.1965 в сане архиепископа; с 8.10.1965 архиеп. Волынский и Ровенский; с 30.12.1986 на покое; † 5.06.1987. Даниил (Троицкий) 17.04.1921 хирот. во еп. Болховского, вик. Орловской епархии; с 1924 г. епархией не управ.; с 1927 г. еп. Шадринский, вик. Свердловской епархии; с 1928 г. еп. Рославльский, вик. Смоленской епархии; с авг. 1931 г. еп. Орловский; с дек. 1931 г. еп. Брянский; с 3.01.1934 в сане архиепископа; † 1934 г. в заключении. Даниил (Шерстенников) в 1920 г. хирот. во еп. Читинского, вик. Забайкальской епархии; с 1928 г. еп. Охотский, вик. Владивостокской епархии; † 1.02.1932. Даниил (Юзьвюк) в 1942 г. хирот. во еп. Ковенского, вик. Литовской епархии; с мая 1944 г. в сане архиепископа; с 30.12.1945 воссоединился с МП, назначен архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В старом дремучем лесу страстей растет колючий кустарник (пока молод, только вырос), ветвящийся побегами авторского самолюбия, тщеславия и питаемый водою зависти....  Бондарь Сергей Александрович, Саратов 26 апреля 2011г. 14:36 Присоединяюсь к мыслям С. Рожкова, кроме того, что Дамаскин - явление того же порядка, что и Мраморнов, и возраст здесь вовсе не при чём. Разве что Дамаскин не пишет глумливых рецензий на чужие книги. А уровень знаний обоих- совершенно одинаков. Кстати, Мраморнов подверг суровой критике не только Лобанова. В книжке про епископа Гермогена досталось и Боханову за " реабилитацию " Распутина. Вот Боханов Мраморнова не спросил, что ему писать. Зато в предисловии к " научному труду " о епископе Гермогене Мраморнов описывает беременность своей жены и рождение сына... Наука - сложная штука, простым смертным вовсе не доступная. Сергей Валентинович Чертков 27 апреля 2011г. 13:14 Неправда нечистоплотных и нечестивых комментаторов, чреватых злобою (Пс. 7, 15), должна быть разоблачена. Во вступление " От автора " , как и положено, Мраморнов благодарит людей, помогавших ему создать книгу. Помимо упоминания дюжины учёных, учителей, соработников, отдаёт низкий поклон семье, в частности, жене, которая " одной из первых знакомилась... со всем текстом... с моим сыном под сердцем, появление которого на свет почти совпало с окончанием моей работы " (с. 9). Сергей Рожков, Москва 27 апреля 2011г. 16:10 Бондарю: простите, не знаю, почему Вы решили, что я указал на Мраморнова, как на явление того же порядка, что и отец Дамаскин. Придерживаюсь противоположной точки зрения, и считаю игумена Дамаскина лучшим современным агиографом и одним из лучших историков Руской Православной Церкви. А Мраморнову (возможно и вероятно, что он способный ученый) еще нужно созреть, как ученому и просто человеку. Тем более, что изучение истории Церкви требует определенных нравственных качеств, по словам Псалмопевца: в злохудожну душу не внидет премудрость. Можно сколько угодно накапливать фактический материал, знать и умело использовать методики для изучения, но вопроса нравственности не обойти, как бы этого и не хотелось. 

http://bogoslov.ru/article/1611011

—325— verhalt sich Kants Religion innerhalb d. Grenzen d blossen Vernuft“ zu d. Luther Kirchenlehre?» Определили: Благодарить жертвователей. XXI. Прошение преподавателя 2-го Орловского духовного училища Якова Горожанского: „Нуждаясь, для написания магистерской диссертации о Дамаскине Семенове-Рудневе, епископе Нижегородском (1737–1795), в пользовании нижеуказанною рукописью и четырьмя сочинениями из академической библиотеки и не имея возможности, по службе моей, приехать для этого в Академию, – покорнейше прошу Совет Академии о высылке мне рукописи (на месячный срок) и книг (на двухмесячный срок) в город Орел чрез Правление Орловского духовного училища: 1 . „Льва Алляция церковная история“, 169 акад. рукоп. 2 . Lionis Alatii. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua libri (по систематическому каталогу книг библиотеки М. Д. Акад. И. Н. Корсунского , т. II 5028. 3 . Joh. Georg. Walahii. Historia controversiae graecorum tatinorumque de processione Spiritus Sancti. Jenae. 1751. 8° (ibid. 4603). 4 . Платона (Левшина) митр. Московского. Письма к преосвященным Амвросию (Победову) и Августину (Виноградскому) . С примеч. С. К. Смирнова. М. 1890. 8° (ibid. т. I 2826). 5 . Dr. I. A. Dorner. Geschichte der protestantischen Theologiae München, 1867. 8° (Ibid. т. 5266)“. Определили: В высылке рукописи и книг просителю отказать и уведомить его, что заниматься ими он может в фундаментальной академической библиотеке; XXI. Прошения студентов III курса Академии: а) Александра Никольского : „В настоящее время переехала на жительство в Сергиевский посад моя мать. Находя для себя, по условиям моего здоровья, более удобным жить вместе с матерью на квартире, я покорнейше прошу Совет Академии разрешить мне это – (жить на квартире с матерью). Вместе с тем покорнейше прошу Совет Академии оставить за мною казенную стипендию, которою я до сих пор пользовался, так как своих средств к содержанию я совершенно не имею. Если же оставить за мною казенную стипендию, при условии моей жизни на квартире, – будет нельзя, то прошу обменить ее на полную частную стипендию“ и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

154 . Гурьев=Гурьев П.В. Собрания архипастырей Православной Русской Церкви, бывшие в Киеве – в 1884 году и в Казани и Иркутске – в 1885 году. ПЦВ. 1905. 47. С. 20092014; 48. С. 20832088; 49. С. 21292133. 155 . Д’Эрбиньи=Д’Эрбиньи М., S.J. Церковная жизнь в Москве.Авторизов. пер. с франц. И.Ф. Наживина. Париж, 1926. 156 . Дамаскин=Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. 157 . Демидова=Демидова Н.И. Кадровая политика Московской Патриархии и состав епископата Русской Православной Церкви в 19401952 гг. Дисс. канд. истор. наук. М., 2007 (на правах рукописи). [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. 158 . Демьянов=Демьянов А.И. Истинно-православное христианство. Воронеж, 1977. 159 . Деяние 1971=Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их. ЖМП. 1971. 6. С. 35. 160 . Дeяhuя IXI =Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 19171918 гг. М., 19942000. Т. III. 1730 161 . Дроздов=Дроздов И., свящ. Краткий исторический очерк Иркутской миссии и ее современное положение. Иркутск, 1910. 162 . Духовная трагедия=Духовная трагедия Льва Толстого. Сост. А.Н.Стрижев. М., 1995. 163 . Духовное просвещение=Духовное просвещение у сектантов. ВСС. 1926. 1213 (89). 164 . Дьяконов=Дьяконов М.Я. Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной миссии в Иерусалиме. БТ. 2001. Сб. 36. С. 267303. 165 . Екимов=Старообрядческий календарь на 1930 год. Изд. А.И. Екимова. Б.д., б.м. 166 . Елисеев. Записки=Елисеев Е., свящ. Записки Буконского стана Киргизской миссии за 18921899. СПб., 1900. 167 . Елисеев. О единой=Елисеев Е., свящ. О единой истинной вере: Миссионерско-христианская апологетика на русском языке и наречии татар Тобольской губернии. СПб., 1910. 168 . Елисеев. Туркестанская=Елисеев Е., прот. Туркестанская противумусульманская миссия. Место ее пребывания. Неотложные задачи миссии. Миссия в 1913 году. Б/м., 1914 [Оттиск из журнала «Православный благовестник» за 1914 г.].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010