После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос – сколько пострадало (согласно Закону 1991 г.) за Христа в 1917–1957 годы? Игумен Дамаскин (Орловский) пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом». Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям – собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но – нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять. Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных. Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам.Мы считаем (это обосновывается ниже), что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Следовательно, коэффициент, на который нужно умножать, равен (500 000 : 25000)=20. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по  годам график репрессий. Мы имеем сведения только об части репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности (репрезентативности) этой выборки. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. (Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки.

http://pravmir.ru/skolko-repressirovanny...

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Удивляет присутствующее на титульном листе книги указание на принадлежность к Институту российской истории РАН. Является ли автор сотрудником Института? Или рукопись прошла обсуждение на его Ученом совете или в одном из его центров? Знают ли в самом ИРИ РАН, что под его «маркой» вышел такой «научный труд»? Читателю очень интересно было бы узнать ответы на эти вопросы, но в книге их найти невозможно. Приступая к рассмотрению содержания книги, необходимо сказать, что автор настоящей рецензии является и автором единственной вышедшей до работы о. Дамаскина монографии о епископе Гермогене . Наш труд прошел серьезную апробацию, будучи защищенным в качестве диссертации в МГУ им. М.В. Ломоносова, получив несколько премий и дипломов и многочисленные положительные отклики от ученых и церковных людей. Каким-никаким, но специалистом по биографии священномученика мы можем себя называть. При этом следует признать, что после наших работ в биографии епископа Гермогена оставалось еще много нерассмотренных обстоятельно вопросов: украинские архивы могли бы дать много ценной информации о раннем периоде жизни, грузинские – о семинарском периоде, ЦИАМ и московская газетная периодика – о времени пребывания епископа на покое в Николо-Угрешском монастыре. Все эти новые сведения дополнили бы ту картину, которая уже была создана в нашей монографии. Но нужны ли повторы ранее сказанного, без оригинального осмысления уже известного материала? Нужны ли обильные цитирования источников, уже несколько лет как введенных в научный оборот? Нужно ли выборочное описание историографических единиц, при том что в нашей монографии имеется исчерпывающий, выстроенный по этапам обзор историографии? Отвечая на эти вопросы отрицательно, подчеркнем, что все перечисленное присутствует в рецензируемой монографии. Введение начинается со звучащего не оригинально обоснования актуальности темы. Параллель «епископ Гермоген – митрополит Арсений (Мацеевич)», которую игумен Дамаскин преподносит в качестве собственного «открытия», возникла еще в 1912 г. На наш взгляд корректно приводить ее лишь однажды, в контексте анализа взглядов современников на «дело» епископа Гермогена, а не несколько раз в книге. И при этом не должно приписывать себе авторства этой мысли.

http://bogoslov.ru/article/1611011

Найденные в нем останки длительное время хранились в доме, где размещалась администрация диспансера, а затем на чердаке Покровской ц. Здесь они были обнаружены в 1992 г. сотрудниками Кирилло-Белозерского музея и перевезены в музей. Поскольку возникло их почитание как мощей Н., в Вологодской епархии было принято решение исследовать предполагаемое место захоронения Н.; комиссию возглавил игум. Дамаскин (Орловский; ныне архимандрит); археологические работы проводили старший научный сотрудник ИА РАН Ю. А. Смирнов и профессор ГЖИ РЭА Л. И. Верещинский-Бабайлов. В результате исследований, проведенных 23 мая 2001 г., были найдены череп и неск. костей, описанные в «Деле о мощах» 1842 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548). Найденные останки, а также те, что хранились в Кирилло-Белозерском музее, отправили на экспертизу в Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава. Экспертиза показала, что среди представленных останков находятся фрагменты 7 скелетов, возраст одного из них восходит к рубежу XV и XVI вв. В химическом составе его костной ткани было обнаружено нек-рое содержание никеля (Ni), металла, к-рый отсутствует в пробах воды из местности, где находится Нилова пуст., но содержится, к примеру, в воде из источников Св. Горы Афон. В своем отчете зав. Отделом судебно-медицинской идентификации личности проф. В. Н. Звягин заключил: «Каких-либо признаков, исключающих принадлежность костного скелета 2 преподобному Нилу Сорскому (1433-1508), не обнаружено. Вместе с тем полученная идентификационная информация (пол, возраст, давность и место захоронения) недостаточна для решения этого вопроса в категорической форме, поэтому принадлежность групп костей 2а, 11 и 12а именно Нилу Сорскому не может считаться окончательно и практически доказанной» ( Мокиевский. 2010. С. 7). В 2007 г. найденные останки были возвращены на прежнее место. В рапорте на имя архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко; с 2004 архиепископ Песоченский и Юхновский) игум. Дамаскин сообщал: «Экспертиза убедительно показала, что могила преподобного Нила Сорского была разрушена еще при строительстве храма, а воля преподобного основателя пустыни, зафиксированная в тексте его завещания, была исполнена при строительстве храма руками строителей, скрывших его мощи среди останков братии» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Евгений Газов, Королёв 29 апреля 2011г. 18:08 Такое обилие злобных комментов, без единого возражения Мраморнову ПО СУЩЕСТВУ сказанного -  лучшее доказательство его правоты Ах, такой-сякой Мраморнов написал, что он впервые ввёл в научный оборот много документов, ах он написал в предисловии о беременности своей жены! Написал, и что дальше? он тщеславен? допустим, что дальше? (а в зеркало его обвинители давно смотрелись?) а клеветнические реплики, что он действует в лучших традициях " марксистско-ленинской науки " ? всеми злобными комментами без возражению по существу комментаторы показывают с негативной стороны не Мраморнова, а себя. Сергей Рожков, Москва 30 апреля 2011г. 19:39 КОРОЛЕВУ: Мне действительно приходиться смотреться в зеркало, странно, если Вы этого не делаете. Но посмотревшись на себя, я не бросаю свой основной род занятий, как г-н Мраморнов (он вроде бы ученый-историк) и не пишу резонерские рецензии на все подряд  Бондарь Сергей Александрович, Саратов 02 мая 2011г. 16:34 Рожкову. Никогда Мраморнов ни к чему не созреет. Уровень не тот... Вполне соответствует Дамаскину. А то, что вы радуетесь " сочинениям " последнего, больше свидетельствует не о Мраморнове... А всем остальным вот чего. Когда, господа-товарищи, вы хотя бы раз посетите архив или фонды музея, тогда и будете давать мне советы. А то вы очень умные да просвещённые. Только не в той теме. Был бы здесь другой сайт, я бы вам популярно разъяснил, чего к чему. А так - пустая трата времени. Только когда кому-то чего-то надо, обращаются обычно ко мне. P. S. Удивляюсь, что не вижу писем " Аллы из Саратова " . Обычно она нахваливает " сочинителя " . 04 мая 2011г. 11:33 С. Бондарь пишет: Ну, нашёл я о Миротворцеве много чего, о чём Дамаскин с Мраморновым понятия не имеют. Кому это интересно после канонизации? Или вот о епископе Германе (Косолапове) со священником Платоновым тоже кое-чего есть. Ну, это нужно кому-нибудь? Нет. А какое же Вы имеете отношение к науке, раз не знаете, куда приложить новые материалы? Мало ли кого канонизировали - а историк работает и работает в своем направлении, публикуя новонайденные материалы.

http://bogoslov.ru/article/1611011

«Часто говорят, что люди при советской власти соглашались лжесвидетельствовать, потому что их в НКВД пытали… Но лично я ни разу не встречал человека, который бы свое лжесвидетельство объяснял тем, что его пытали, и никогда ни о чем подобном не читал. Игумен Дамаскин (Орловский). Фото - http://www.kursk-sestry.ru Почему тот или иной человек устоял, а другой пал – мы доподлинно не знаем, это тайна Божия. Но как правило, нравственное падение человека во время допросов было связано с его собственным страхом, с давлением на человека его собственных помыслов. На основании изученных дел, я убедился в том, что в большинстве случаев, если человек падает, то это значит, что у него проблемы с собственными страстями, а вовсе не с сотрудниками НКВД. Страшны на самом деле не страдания, а помыслы. Страшно, когда человек имеет в сердце своем какой-то другой идеал кроме Христа. Тогда, оказавшись в заключении, он всеми силами будет стараться из него выйти. А выход в таких обстоятельствах, как правило, возможен только через нравственное падение. Опыт новомучеников показывает нам, как важно человеку заботиться о своей духовной жизни. Потому что по-настоящему смиренный человек, я уверен, никогда не падет. Он никогда никакого лжесвидетельства не подпишет», — отметил игумен Дамаскин. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 25 августа, 2022 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 5 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/u-komissii-po-kanoniza...

Статья аспиранта кафедры истории России XIX века — начала ХХ века исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ольги Александровны Илюхиной посвящена изучению концепта «соборность» в представлениях профессоров университетов и духовных академий — участников Всероссийского Поместного Собора 1917–1918гг. В центре внимания автора дискуссия о содержании этого термина в Отделе о высшем церковном управлении в сентябре-октябре 1917г. Автор обращается к протоколам соборного отдела и анализирует представленные в ходе обсуждения аргументацию и источники взглядов профессоров на соборность. В выводе исследования подчеркивается, что дискуссия стала инструментом самоопределения ученой элиты в новых политических условиях. Соборность оказалась тесно связана с проблемой восстановления патриаршества и устройством высшего церковного управления, ролью мирян. Все докладчики поддерживали мнение, что соборность — это свойство Церкви, принцип ее жизни, характеристика единства всех верующих в ней. При обосновании необходимости большего участия клириков и мирян в церковных делах все они, за исключением А.И. Покровского, признавали особый статус архиерея в принятии решений. Одновременно не все из них поддерживали восстановление патриаршества, для многих оно представлялось угрозой соборности и поражением в правах прежде всего епископов, а не мирян. 4 марта 2024 Архимандрит Дамаскин (Орловский) начал собирать сведения о новомучениках и исповедниках ХХ века еще в советские годы, задолго до их прославления. Благодаря ему со слов очевидцев были составлены и записаны десятки биографий современных подвижников. Сейчас отец Дамаскин — член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также научный руководитель Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Мы поговорили с ним о том, как отличать подлинные сведения от неточных, почему почитание новомучеников должно быть неотъемлемой частью духовной жизни, а также о том, возможны ли подобные гонения сейчас.

http://bogoslov.ru/topic/269851

Новости 29 января, 2013 Гражданам с инвалидностью могут разрешить усыновлять детей Также на сегодняшний день лишены возможности быть усыновителями и те, кто имеет погашенную судимость, связанную с их профессиональной деятельностью. 29 января, 2013 В Ростовской области строится первый экологический комплекс Русской Церкви Отличительная черта комплекса - полная энергонезависимость и отсутствие загрязнения окружающей среды. Освещение и отопление комплекса будет осуществляться при помощи солнечного питания, ветряных электростанций, теплонасосов. 29 января, 2013 Делегация правительства Греции посетит Москву с целью «разморозки» двусторонних отношений До конца февраля состоится визит делегации правительства Греции в Москву, сообщил представитель греческого правительства Симос Кедикоглу. 29 января, 2013 Игумен Дамаскин (Орловский) объяснил исправления в церковном календаре на 2013 год " Мы имеем новый, исправленный церковный календарь. Если мы люди церковные и понимаем, что такое церковная иерархия, то мы должны воспринимать этот новый календарь как тот церковный документ, которым мы должны руководствоваться " , - подчеркнул игумен Дамаскин. 29 января, 2013 Директор лицея " Вторая школа " опроверг информацию об увольнении учителя за участие в пикете Ранее в СМИ и блогах появились сообщения о том, что Колмановский заявил о своем увольнении из лицея, которое произошло по причине участия в акции против закона о запрете гей-пропаганды у стен Госдумы в пятницу. 29 января, 2013 Александр Гезалов: Если к замученному соцработнику добавить замотанного священника, ничего хорошего не выйдет Вот пришли проверяющие в семью, там мама с папой пьют. Если они запили в первый раз, то конечно, может помочь беседа. А если они уже пять лет не просыхают? Что тут священник сделает? Чтобы таким помочь, целая группа специалистов нужна! 29 января, 2013 29 января, 2013 Елена Альшанская: Неправильно поручать священникам функции контролеров семей Дело священников – оказание духовной и социальной помощи тем, кто рядом. Если бы семья, которая нуждается в такой помощи, знала, что она может обратиться в любой храм и ей не откажут в этой помощи не откажут, если бы такая помощь была налажена, это было бы действительно адекватное участие.

http://pravmir.ru/category/news/page/463...

306. Ответ на 302., Лебедевъ: Коммунизм и масонство - близнецы-братья! Однояйцевые!Более того, знаете, в чем заключалась тайна всех тайных революционных сообществ? ??? Они все были нетрадиционной ориентации... 305. Ответ на 298., РЛА: Теперь Вам ясно, по каким " ГОСТам " я работаю? Опять врешь! Раздирбанил советскую власть на несколько частей - " антисталинисты " , " деградировавшие коммунисты " и проч. - и бегаешь тут в поисках непонятно каких " антисоветчиков " , сам являясь таковым. 304. Ответ на 300., РЛА: Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги " Акты святейшего патриарха Тихона " издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Опять врешь? Где в официальных " Актах святейшего патриарха Тихона " интервью из большевистских " Известий " , которым ты любишь здесь трясти? 303. Ответ на 299., М.Яблоков: Коммунизм и масонство - близнецы-братья! Однояйцевые!Более того, знаете, в чем заключалась тайна всех тайных революционных сообществ? ??? 302. Ответ на 300., РЛА: Не пойму, что Вы хотели сказать?..Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги " Акты святейшего патриарха Тихона " издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:Протоиерей Владимир Воробьев(главный редактор)Протоиерей Александр СалтыковИеромонах Дамаскин ОрловскийВот ссылка для Не скачивается.А молитвослов,где молитва о гонимых братьях,о покаянии гонителей, вот передо мной. 301. Ответ на 297., Влад.Атласов: Не пойму, что Вы хотели сказать?.. Воззвания и послания патриарха Тихона взяты из книги " Акты святейшего патриарха Тихона " издательства Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: Протоиерей Владимир Воробьев (главный редактор) Протоиерей Александр Салтыков Иеромонах Дамаскин Орловский Вот ссылка для скачивания: http://www.orthedu.ru/engine/download.php?id=739 Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/08/ur...

В качестве наиболее желаемого кандидата группа наметила именно Смирнова Константина Иларионовича, митрополита Кирилла, наиболее черносотенного и активного контрреволюционного церковника, с 1919 года по настоящее время, с несколькими перерывами, подвергавшегося репрессиям за активную антисоветскую деятельность, с которым и снеслась по этому поводу. Смирнов в это время для окончания отбытия административной высылки был переведен в город Котельнич, где близко сошелся с местным священником Агафонниковым. Немедленно у Кирилла начались приемы, как у патриарха. Причем обставлялись они крайне конспиративно, двери запирались и беседы велись шепотом. Посещение церковников приняло повальный характер, приходило к нему до пяти человек зараз. На основании вышеизложенного Смирнов и Агафонников были арестованы вместе с арестом черносотенной группировки церковников. Настоящее дело, ввиду законченности его следствием, полагаю не присоединять к делу 36960, следствие по которому еще продолжается. Виновность Агафонникова и Смирнова полагаю считать доказанной» 510 . 23 марта 1927 года митрополит Кирилл был осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58–10 на три года ссылки 511 . Так, опальный митрополит вновь оказался в ссылке, теперь уже в Туруханском крае. Если следовать версии иеромонаха Дамаскина (Орловского), то выборы были инспирированы ГПУ и как таковые не состоялись (проголосовало, по мнению отца Дамаскина, всего около двадцати иерархов). Если верить наиболее распространенной версии, основанной на церковном предании, то выборы можно считать фактически состоявшимися, поскольку 72 иерарха проголосовало за митрополита Кирилла. Из архивно-следственного дела ясно, что помимо «документа 25-ти» иерархов, высказавшихся за тайные выборы патриарха с кандидатурой митрополита Кирилла, существовали еще запечатанные пакеты с мнениями приблизительно 20 иерархов, проголосовавших почти единогласно за митрополита Кирилла. Таким образом, голосовавших было 45 человек. Сюда следует присоединить мнение епископов-соловчан, которых к 1926 году было не менее 24-х человек 512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010