Богоискание Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его (прп. авва Исаия , 60, 138). Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он не вне нас, но в нас самих... (свт. Афанасий Великий , 1, 165). Источник. Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хочешь прийти к Нему , то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра (прп. Ефрем Сирин , 30, 293). Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его, и он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его (прп. Ефрем Сирин , 34, 291–292). ...В какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его , в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию Своею прийти к тебе и успокоить тебя (прп. Макарий Египетский , 66, 237). Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог Помощник и Избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). Кто же ищущий Господа? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду (свт. Иоанн Златоуст , 50, 298). ...Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото – с великим трудом... Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186). Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына. Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом (встречается) много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства... если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

112. 1484 г. Отреченные грамоты: I) новгородского архиепископа Сергия и II) суздальского епископа Феодора В синодальном сборнике 562, по которому издаются обе эти грамоты (л. 169 об. и л. 186), первая из них (еще нигде неизданная) обращена в совершенно безымянную форму; в последней (издана в I-м томе Акт. Истор. под 94) опущено только имя отрекающегося епископа. – О принадлежности их поименованным владыкам см. примечания под текстом. I. Послание, имярек, митрополиту всея Руси от архиепископа Великого Новгорода, о оставлении архиепископии Се аз Сергий 2915 , смиренный архиепископ Великого Новгорода и Пскова, прошу и молю и челом бью господину и отцу своему Геронтию 2916 , митрополиту всея Руси, и о Святом Духе братии своей, архиепископу и епископам: ростовскому и ярославскому архиепископу Асафу, суздальскому епископу Феодору, рязанскому и муромскому епископу Семиону, коломенскому епископу Герасиму, сарскому епископу Прохору 2917 и прочим боголюбивым епископам и всем священным соборам всей русской митрополии. Прошу прощения о том, еже доныне пасох от Бога врученную ми паству архиепископии Великого Новгорода и Пскова, и найде на мя великая немощь 2918 (и о семь свидетельствующу Святому Духу), еяже ради ничтоже могу святительская действовать; и того ради оставих той великий степень святительства, архиепископию Великого Новгорода и Пскова, и изидох в смиренный в иноческий образ; и отныне ничтоже могу святительская действовать, ниже архиепископ нарицаться. И господин и отец мой Геронтий, митрополит всея Руси, со архиепископом и епископами и со всеми священными соборами всея русской митрополии, изберут и поставят на той великий степень святительства, на мое место архиепископа Великому Новгороду и Пскову; аще ли ми и продолжит Бог живот, и мне никакож святительская действовать, ни архиепископом нарицаться, а пребывать ми в смиренном в иноческом житии. А подписал сию грамоту своей рукой. II. Отписная епископу, имярек 2919 Се язь смиренный Феодор 2920 , епископ суздальский и торусский, сие написах о том, что есми добил челом своему господину Геронтию, митрополиту всея Руси, пред архиепископом и епископами: пред Асафом, архиепископом ростовским и ярославльским, пред Семионом, епископом рязанским, и пред Герасимом, епископом коломенским, и пред сарским епископом Прохором, и предо всеми соборами великой митрополии всея Руси, и по своему челобитию приях от него благословение и прощение о своем дерзновении, еже хотех пасти Христово стадо словесных овец, и того содержать и управлять не возмогох 2921 , да своей ради немощи оставил есми свою епископию и степень своего святительства суздальского и торусского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1841 Не ранее 1841. Мнение о том, правильно ли поступил один из епископов российской церкви, отказав Палмеру, бывшему диакону англиканской церкви, в просьбе о принятии его к священнослужению и приобщению Святых Таин без присоединения к Православной Церкви: «Известный Палмер, бывший диакон англиканской церкви, в одно из своих первых посещений Петербурга, признав истину учений православной церкви в важнейших пунктах, предложил одному епископу российской церкви принять его к своему священнослужению и к приобщению Святых Таин, не требуя от него отделения от англиканской церкви. Палмер думал чрез сие начать соединение церквей. Епископ отвечал: какое же будет соединение, если будем вместе приобщаться – один истиннаго Тела Христова, как верует православная церковь , а другой, не отделяясь от англиканской церкви, следственно и от ея учения, будет приобщаться только воспоминательного символа или знака?» (Мнения. Т. III. С. 47). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Вильгельм Палмер, Английской Церкви Диякон, приехавши в Августе в С.-Петербург, написал Латинское письмо к Обер-Прокурору, котораго просил: дозволить ему изучить Богословию, Богослужение и обряды Русской Церкви и Русский язык. Просил даже дозволения служить с нами в сане Диякона. (Письмо это Протасов мне поручил перевести на Русский.) Палмером тогда все восхищались, и я был за него же. Но Митрополит Филарет, успевши уже его видеть и с ним беседовать, сегодня мне “выразил сомнение в искренности желаний Палмера”. Справедливо. Палмер отверг с презрением Православие, а сделался Католиком. Он теперь, кажется, в Риме. (О переходе его в Католичество писали недавно.) Так верен взгляд на людей Митрополита Филарета» (Казанцев. С. 70–71). 1 января. Резолюция на прошении единоверческого диакона об увольнении его от должности для определения в какой-либо монастырь по вдовству: «Надобно прежде выучиться неукоризненно вести себя в мире, чтобы оказаться способным к высшим монашеским подвигам» (Резолюции. Т. 4. С. 186. 9425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

186. Слово в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго Дома, декабря 6; напечатано в собрании 1848 г. и в Твор. Св. Отец.) 1844 год Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. ( Mamф. V. 7 ). Мысль о милосердии естественно представляется душе там, где она осуществлена в деле, и является даже взору. Царское милосердие воздвигло и наполнило сей пространный дом, и поддерживает его в благоустройстве. Царское милосердие, вместе с благочестием, создало сей храм, и постоянно дает ему средства сохранять свой чин и благолепие, подобающее святыне. Царское милосердие взыскало сих вдовиц, призрело, успокоило; и, не довольствуясь непрерывными делами милосердия над ними, производит, так сказать, второе поколение дел милосердия чрез них, образуя избираемых из среды их, и употребляя для человеколюбиваго и благочестиваго попечения о болящих. При сих видах какое сердце не умягчится? Кто не благословит, во первых, венценоснаго милосердия, и потом всякаго милосердия? Кто не пожелает милосердым всякаго блага? Будем же довольны! Милосердым обещается не только благо, но и блаженство. Истина непреложная обещает сие. «Блажени милостивии», глаголет Господь. Найдя таким образом утешение в изречении, которое произнесено для наставления, не оставим онаго без употребления и в отношении к наставлению. Как приятно Небесный Учитель преподает начатки Своего учения! Не стесняет свободы ученика строгим повелением. Не устрашает угрозами. Не ведет темными стезями умствования. Указует то, чего все ищут, – блаженство; потом указует путь к блаженству – в добродетели милосердия: и предоставляет тебе самому решить, что тебе делать. Неужели ты не пожелаешь блаженства? А если желаешь блаженства: то неужели откажешься вступить на путь блаженства, посредством добродетели милосердия? Если бы остановило тебя недоумение, каким образом сей путь может привести тебя к сей цели, какое может быть отношение между милосердием твоим к другому, и между блаженством твоим собственным: разрешение сего недоумения уже приготовил Небесный Учитель, дополнив Свое изречение: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

186. Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира – в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные. Что мы видим тогда? Церковь Божия зело страждет. Уже тринадцать гонений пережила она на протяжении 280 лет после своего основания – после того, как вознесся во славе ее Божественный Создатель. Кровь святых мучеников лилась рекою. Если бы, говорит один писатель, собрать все потоки ее, пролитые во времена лютых гонений, то образовалось бы новое “море Чермное”, не меньше того, какое перешли израильтяне под водительством Моисея. Христиане укрывались в горах, пещерах и пропастях земных, а в окрестностях Рима больше всего их было в “катакомбах”, в этих подземных галереях, которые тянутся на несколько сот верст, в несколько ярусов. Тут собирались они на молитву, совершали общественное богослужение тут и погребали своих страдальцев – героев веры, святых мучеников. До трехсот тысяч почивает их тут!.. Да, тяжелые времена переживала тогда святая Церковь Христова. Тяжелые, но зато и воистину поучительные на все последующие времена! Поучительные особенно для нашего дряблого, погруженного в земную суету, в земные, скорогибнущие интересы, времени! Небо, то небо, где Ангелы Божии славословят Господа немолчными песнями, где святые Божии, предстоя престолу Вседержителя, благоговейно созерцая совершенства Его, склоняются пред величеством славы Его, – это небо было так близко к земле, что верующие были в постоянном благодатном общении с ним. И в темницах святых мучеников озарял свет небесный; и под мечом палача они видели небо сие для них уже отверстым; и на кострах их уже освежала роса райского блаженства. В самой смерти своей они торжествовали уже победу над смертью, славя Господа среди ужасных мучений и радостно переходя в горний мир. Но вот, судьбами Божиими, в 313 году от Рождества Христова, в Медиолане, нынешнем Милане, властно раздается царственный голос, как пасхальный благовест: “Отныне каждый, решившийся соблюдать богослужение христианское, пусть соблюдает его свободно и неуклонно, без всякого затруднения!”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1 Eusebius, Historia, V, 24 2 Ibid. 3 Corp. script.ecclesiastic.latin. Vindob., XX, 1900, p.274 4 F.X.Funk, Didascalia et Constit. Apostolorum, 1906, I,288 5 Учение XII апостолов, гл. VIII 6 Апостольск. Постановл., VII, 23 7 Funk,цum.uзд.,286,288 8 Посл.канонич.,пр.1 9 Texte u.Untersuch.,III,1888,S.179—195 10 Corp. script, ecclesiastic, latin., XXXIX,85. 11 Biblioth. orientalis, 1,23. 12 Ibid. 13 А. Дмитриевский, Опис. литург. рукописей Востока, 1,1895, стр. 127—129. 14 «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во св.40-цу пред Пасхой, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен» 15 Если выкинуть из апостольских правил переделанные правила Антиохийского собора 341 г. (7—11, 14—16, 28, 31—41), то оставшиеся правила до 60-го почти повторяют собою план VIII-oй книги Апост. Постановлений. Вероятно, они постепенно образовывались, вместе с нею, как приложение к «Учению XII апостолов», находящемуся в VII-oй книге, и некогда составляли вместе с последней одну книгу. См. об этом другую книгу автора — «Евхаристическая молитва», 1908, стр. 52—61. 16 PG. 12, col. 528. 17 F. Funk, D. Entwickelung d. Osterfastens в Kirchengeschichtliche Abhandlungen, 1,1897, S. 252. 18 Наиск, Real-Encyklopädie, V, 770. 19 PG, 24, col. 694. 20 Collatio XXI, 30. PL, 49. col. 1208—9. 21 «В древности многие приступали к св. Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время, когда Христос преподал их. Заметив вред, какой происходит от небрежного преступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитвы, слушания (слова Божия) и Церковных собраний». — Против Иудеев, слово III. Творения в русск. перев., I, 1895, стр. 663. 22 V, 21. 23 VII, 29. 24 I, 11. 25 Русск. пер., Т. II, 1896, стр. 186. 26 PG, 26, col. 1413. 27 I, 13. 28 Он, например, отмечает, что в Элладе, Иерусалиме и Фессалии вечернее богослужение совершается так же, как и у константинопольских новациан. — V, 22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

1 Еп. Вениамин (Милов) . Дневник инока. Письма из ссылки. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 139. 2 Там же. С. 163, 173. 3 Еп. Вениамин ( Милов ). Дневник инока. Письма из ссылки. С. 230. 4 Архим. Кирилл (Наумов) . Пастырское богословие. СПб., 1853. С. 5. 5 См.: Свт. Григорий Двоеслов . Правило пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. С. 23—24, 31, 58, 64—65, 245—247. 6 См.: Свт. Григорий Богослов . Творения. 3-е изд. М., 1889. Ч. 1. С. 20. 7 Цит. по: Иером. Иннокентий ( Пустынский ). Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1899. С. 41. 8 Архим. Кирилл ( Наумов ). Пастырское богословие. С. 5. 9 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1891, 8—9. С. 186—229. 10 См.: Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . Основные начала православного пастырства// Архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) . О православном пастырстве. М., 1906. С. 17—18. 11 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). Из чте-ний по Пастырскому богословию//Православный собеседник. Казань, 1896, 4. С. 430—431, 438. 12 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 32, 33, 36—37. 13 См.: Архиеп. Волынский Антоний ( Храповицкий ). О православном пастырстве. С. 38—39, 39, 39—41, 42—45. 14 Достоверно известно, что эта книга «писана по указанию высокоученого подвижника святителя Феофана Ред .> и под непосредственным руководством его» ( Прот. Иоанн Кобяков [О книге игумена Тихона]//Богословский библиографический листок: Прил. к журналу «Руководство для сельских пастырей». Киев, 1895. Вып. 6—7. С. 169); по выходе книги святитель писал автору: «Очень рад, что труд Ваш одобрен и будет в ходу. Он есть очень сильное напоминание иереям Божиим… Е. Феофан » (Там же. С. 169—170).— Примеч. ред . 15 См.: Прп. Макарий Египетский . Духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. 4-е изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 406.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

1 См.: Церковь Духа Святого. Paris, 1971. С. 186 сл. - М.А. 2 См.: L " Eglise du Dieu dans le Christ (3-я глава неоконченной второй части книги «Церковь Духа Святого»: «Les Limites de [ " Eglise " ]//Pensée Orthodoxe. 1968. 13 (написано по-русски в 1950). - М.А. 3 Строматы. IV. 8. 66. 4 О видимой и невидимой церкви см. мой очерк: Две идеи вселенской церкви//Путь. 1934. Окт. - дек. С. 16—29. 5 Pecuniam tuam adsidente Cristo spectantibus angelis et martyribus praesentis super mensam dominicem sparge (De aleatoribus//TU. Bd. V. Heft I. S.29). 6 Αγγελικν δυναμεων φισταμνων τοις αθροματι τν πιστενντων κα ατο το Κυρου κα Σωτρος ημν δυναμεως δη δε κα πνευματων αγων , ομαι δε τι κα προκεκοιμημνων , σαφς δε , τι κα τ βω περιντων , ε κα τ πς ουκ εχερς επεν (Origenes. De oratione. 31). 7 Грациан (Gratianus) - болонский монах XII в., основоположник канонического права. Автор аналитического канонического свода «Concordantia discordantium canonum», после позднейших многочисленных дополнений получившего название «Decretum Gratiani». 8 См. Дидахи. 15. 9 Впоследствии о. Н. Афанасьев изменил свой взгляд на роль пророка. См.: Церковь Духа Святого. - М.А. 10 См.: Покровский А.И. С. 473: «Учение об общецерковной рецепции собора (точнее, о церковной общине метрополя, как органе такой рецепции) является одной из наиболее плодотворных и наименее спорных идей, пущенных в научный оборот этим оригинальным и крупным канонистом Именем «рецепции» Sohm, говоря кратко, обозначает согласие общины с тем решением, какое выносит собор епископов, общецерковное одобрение этого решения и полное подчинение ему, то есть, переводя на язык Киприана, - рецепция обозначает собой тот самый concensus епископов с клиром и верным народом, о котором, как безусловно необходимом условии правильности и твердости соборных решений, так часто упоминается в его корреспонденции». Общине верных принадлежит право после соборного испытания определить, действительно ли решение епископов (как истолкователей воли Божией и «продолжателей» апостолов и пророков) соответствует воле Божией и, согласно этому, принять или не принять это решение к исполнению и руководству. «Церковь, или екклесия, - говорит Сом, - в силу своего идеала и своей сущности, - это христианство, народ Божий и царство Божие, тело Христово на земле» (Sohm. Kirchenrecht. Bd. I. S. 2). В этой связи см. также: Zizioulas J. The theological problem of " Reception "http://Centro pro Unione Bulletin. 1984. Ν 26. Р. 3—6). Ср. между прочим «согласие в любви» как богословскую категорию у A.C. Хомякова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

I. О НЕОБХОДИМОСТИ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ДЛЯ ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА § 185. Части учения По качеству и количеству еретических заблуждений, опровергаемых учением православной Церкви о необходимости благодати, и след. для раздельнейшего уразумения самого этого учения, оно должно быть изложено в следующих частях: 1) благодать, как сверхъестественная сила и непосредственная помощь Божия, необходима вообще для освящения и спасения человека-грешника (против пелагиан); 2) необходима, в частности, для его веры и самого начала веры, т. е. для самого обращения грешника к вере Христовой (против полупелагиан); 3) необходима для его добродетели, по обращении (против пелагиан); 4) необходима для его пребывания в вере и добродетели христианской до конца жизни (против полупелагиан). § 186. Необходимость благодати для освящения человека вообще Благодать Божия необходима для освящения человека-грешника вообще, т. е. для того, чтобы грешник мог выйти из своего греховного состояния, соделаться истинным Христианином и, таким образом, усвоить себе заслуги Искупителя, иначе – мог обратиться, очиститься, оправдаться, обновиться и потом подвизаться во благочестии и достигнуть вечного спасения. Эту истину – I. Со всею ясностию возвестил сам Христос Спаситель, когда говорил: а) об Отце: никтоже может приити ко мне, аще не Отец пославый мя привлечет его ( Иоан. 6, 44 ); б) о Св. Духе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Иоан. 3, 5 ); и в) о самом Себе: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во мне и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15, 4. 5 ). Из первых слов видно, что, без непосредственного содействия Бога Отца, невозможно самое обращение человека к Христианству; из вторых, что без непосредственного возрождения силою Духа Святого невозможно вступление обращающегося человека в царствие Божие или в Церковь Христову; наконец – из третьих, что, и по вступлении человека в Церковь Христову, он не может приносить никаких плодов христианских, не может творити ничесоже, если не пребудет на лозе – Иисусе Христе, и не будет питаться, подкрепляться и возрастать Его непосредственною животворящею силою (снес. Иоан. 6, 53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XVI. Типы духовенства в русской беллетристике 1. Гоголь и Белинский по вопросу о духовенстве Двадцать семь лет тому назад Гоголь издал в свет свои известные избранные места из переписки с друзьями. Находясь в апогее своей славы, незадолго перед тем обнаружив самое полное развитие своего великого таланта, поэт вдруг, совершенно неожиданно для всех, пришел к убеждению, что все, дотоле им написанное, ничто в сравнении с тем, что он предлагал соотечественникам в своих письмах. Пережив тяжкие душевные страдания, в прекрасном «далеке» от родины, много прочувствовав и передумав, поэт ощутил себя на той высоте созерцания, близкой к ясновидению, когда человек особенно бывает способен оценивать вещи безошибочно, по их действительной стоимости, особенно чуток бывает к нуждам и потребностям ближнего. «Сердце мое говорит мне, пишет он, что книга моя нужна, что она будет полезна. Стоит только хорошенько выстрадаться, и все страдания становятся тебе понятны. Самый ум после этого проясняется; дотоле сокрытые положения людей становятся тебе известными, и делается видно, что кому потребно. Велик Бог, нас умудряющий! Страданиями и горем суждено нам добывать крупицы мудрости, не обретаемой в книгах». И вот одна из таких «крупиц мудрости» умудренного жизненным опытом и глубокими размышлениями нашего поэта. «Напрасно смущаетесь вы нападениями, которые теперь слышатся (на Западе) на нашу церковь , пишет он к одному из своих друзей. Обвинять духовенство наше в равнодушии – несправедливо. Зачем хотите вы, чтобы наше духовенство, доселе отличавшееся величавым спокойствием, столь ему пристойным, стало в ряды европейских крикунов? Церковь наша действовала мудро. Духовенство наше не бездействует. Но дела свои оно лучше делает, нежели мы: они не торопятся и зная, чего требует такой предмет, совершают свой труд в глубоком спокойствии, молясь, воспитывая самих себя, изгоняя из своей души все страстное, похожее на неуместную, безумную горячку, возвышая свою душу на ту высоту бесстрастия небесного, на которой ей следует пребывать, дабы быть в силах заговорить о таком предмете... Говорят, что церковь наша безжизненна... Они говорят ложь... Пусть миссионер католичества западного бьет себя в грудь, размахивает руками и красноречием рыданий и слов исторгает скоро высыхающие слезы. Проповедник кафоличества восточного должен выступить так перед народом, чтобы от одного его смиренного вида и потухнувших очей, и тихого, потрясающего гласа, исходящего из души, в которой умерли все желания мира, все бы подвигнулось еще прежде, нежели он объяснил бы самое дело, и в один голос заговорило бы к нему: не произноси слов! Слышим и без них святую правду твоей церкви!... Нет, храни нас Бог защищать нашу церковь: это значит уронить ее!» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010