179 По получении в Иерусалиме известия о воскрешении Лазаря, первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом и народом нашим... Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его (Иоан. 11:47—48, 50, 53). Очевидно, мотивом этого приговора послужили те именно соображения, на которые мы указываем в тексте своих рассуждений. Ведь римляне уже владели и местом и народом иудейским. Стало быть, члены иудейского синедриона могли опасаться не нашествия римлян, а только возможного примирения иудеев с римским владычеством. Через несколько дней, во время официального суда над Спасителем, первосвященники пригласили некоторых лжесвидетелей и повели свое следствие в другом направлении (Матф. 26:59—66; Марк. 14:55—64), но это следствие было необходимо им не для составления справедливого приговора, а только для оправдание заранее составленного приговора в глазах иудейского народа, почитавшего Спасителя за истинного Божия посланника. 180 У Платона, Phaedo cap. 11. 181 По суждению пифагорейского мыслителя Филолая: «свидетельствуют и древние богословы и прорицатели, что в наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нем, как в могиле» — Климент Александрийский. Строматы, III, 17. 182 У Платона Teaet. Op., ed. Didot, vol. I, p. 135, Phaedo, cap. 29, Civitas vol. II, p. 38, 44. 183 Секст Эмпирик, Pyrron. III, 230, приводит соображение Гераклита: «когда мы живем, мертвы наши души и схоронен в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души» — Секст Эмпирик. Пирроновы основоположения, III, 230. 184 Phaedo, cap. 30—31, Phaedr. cap. 28—30. 185 Ibid., cap. 62. 186 Вся сущность философской сотериологии язычества выражается одним положением Платона, что человек, познавший истину, сам по себе достаточен для того чтобы вести хорошую жизнь, и ни в чем другом для этого решительно не нуждается. Civitas, lib. III, p. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3692...

180 . Итак, посмотри, как апостол учит презрению к человеческим делам тех, кто принимает на себя церковные обязанности: Если вы со Христом умерли для стихий этого мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений? Не прикасайся, не дотрагивайся, не вкушай – это все истлевает от употребления ( Кол.2:20–21 ). И ниже: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего ( Кол.3:1 ). И далее: Итак, умертвите земные члены ваши ( Кол.3:5 ). Это обращено ко всем верующим. Тебя же, сын мой, Павел призывает презирать богатство, уклоняться от нечестивых бабьих басен ( 1Тим.4:7 ), позволяя лишь то, что увеличивает благочестие, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно ( 1Тим.4:8 ). 185. Благочестие же пусть развивает в тебе справедливость, сдержанность, кротость, чтобы ты избегал юношеских забав 260 , и, укрепившись и укоренившись в благодати 261 , состязался за веру, не связывая себя мирскими делами, ибо ты Божий воин. Воинам императора человеческими законами запрещено принимать участие в судебных процессах, заниматься судебными делами, торговлей. Тем более тому, кто сражается за веру, следует воздерживаться от всяких торговых дел, довольствуясь плодами своего маленького поля, если он имеет, а если не имеет, то вознаграждением за свое служение. Надежен свидетель, сказавший: Ябыл молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомство его просящим хлеба ( Пс.36:25 ). Вот спокойствие духа, вот сдержанность, не подвластная жажде наживы и не испытывающая страха перед бедностью. 37. 186. Это также называется свободой духа от тревог, благодаря которой мы не становимся слабее в горестях и не зазнаёмся при удачах 262 . Если такие советы дает человек, побуждающий к занятиям государственной деятельностью, тем более мы, призванные служить Церкви, должны усердствовать в том, что приятно Богу, чтобы господствовала в нас сила Христова и чтобы мы были угодны нашему Царю, и тело наше стало орудием праведности, орудием не материальным, в котором господствует грех 263 , но мощным оружием Бога, которым уничтожается грех. Пусть умрет наша плоть, чтобы в ней умер весь наш грех и как ожившие из мертвых ( Рим.6:13 ) мы воскресли для новых деяний и нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

181. Каковы плоды Святого Духа? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). 182. Какой состав мира в православной Церкви? Миро идет от апостолов. Каждый год добавляют мира с предыдущего года. Сейчас при мироварении используют 33 ингредиента. Основа это оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. 183. Сколько реальностей имеет Тело Христа? Тела Христа имеет три реальности: историческое Тело, которое было прибито ко Кресту, тело Причастия и Церковь . Это реальности не различные, а тождественные. Реальное историческое Тело Христа, которое родила Мария, которое было распято дается в Причастие. И люди причащающиеся реального Тела становятся со Христом единым целым. 184. Что такое Причастие и зачем нужно причащаться? Причастие – это таинство, в котором под видом хлеба и вина вкушают Кровь и Тело Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Причастие – есть жертва умилостивления, жертва благодарения, есть жертва очищения. Причащаться нужно, чтобы соединиться с Богом, и иметь жизнь вечную. «Потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Ефес.5:30 ). 186. Где сейчас нужно искать Христа? В Священном Писании , и в разломленном Хлебе – Причастии: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» ( Лк.24:30–31 ). Поэтому Господь делается невидимым, чтобы указать, где Его искать. На евхаристии мы ищем Христа – в Писании, и в разломленном хлебе. 187. Возможно ли было получить полное прощение грехов в Ветхом Завете? Нет, невозможно. В Ветхом Завете можно было получить прощение грехов, но только некоторых, которых человек сделал неумышленно (через жертвоприношение). В Ветхом Завете невозможно было освободиться от смертных грехов (убийства, прелюбодеяния и т.д.), единственным освобождением для согрешившего являлась смертная казнь (по закону Моисея). 188. Сколько этапов в христианском таинстве покаяния?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

182. Господь научает: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуда, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 25-26). Объясняют Отцы, что соперником названа здесь совесть, как сопротивляющаяся человеку, когда он захочет исполнять пожелания падшего естества. Если человек не окажет ей повиновения: то она, по праведному суду Божию, предает его врагам-демонам [ 18 ]. 183. Пророк Осия с плачем говорил о Израильском племени Ефрема: соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд: Египта моляше (искал помощи у Египта), и во Ассирианы взят бысть насильно (Ос. 7, 11). Ефрем, ищущий помощи у Египтян, изображает собою сердце, стремящееся к исполнению плотских пожеланий; взятием Ефрема в страну Ассириан изображается порабощение сердца демонам уже против воли его. Невольное бывает следствием произвольного [ 19 ]. 184. Приложим попечение о себе, чтоб не впасть в руки врагов наших, то есть, чтоб не возобладала над нами воля плоти нашей и не увлекла нас насильно в страну Ассириан, чтоб не раздалась о нас горестная весть: " совершил царь Ассирийский нашествие на землю Израильскую, переместил племя Ефрема из отечества его в страну Ассирийскую, поселил там на реках Алои и Аворе [в русской Библии - В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских.] (4 Цар. 17, 6)Там они и до сего дня " . Постигло бедствие Ефрема за то, что он поступал вопреки представлениям соперника-совести и попрал суд [ 20 ]. 185. Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей - поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самым делом, то не возможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей [ 21 ]. 186. Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне: то истинное видение не открывается ему [ 22 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

184. Достаточно ли чтить Господа Иисуса Христа так, как чтят выдающихся людей? Чтить Иисуса так, как мы чтим выдающихся людей, недостаточно, а нужно: 1) веровать в Господа Иисуса Христа как Единородного Сына Божия и истинного Бога; 2) уповать на Него; 3) любить Его; 4) поклоняться и молиться Ему; 5) исповедовать Его. 185. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы веровали в Него, как в Бога? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы веровали в Него как в Бога, ибо Он сказал: 1) что жизнь вечную будет иметь только тот, кто верует в Него как в Единородного Сына Божия (Ин.3:15—18); 2) «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин.14:1); 3) «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин.5:23). 186. Какой же веры требует от нас Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы веровали в Него так, как веруем в Бога, а не так, как веруем в людей. 187. Какого почитания требует от нас Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос требует от нас такого же почитания, какое мы оказываем Отцу Небесному, следовательно, почитания Божеского. 188. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы уповали на Него? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы уповали на Него, ибо Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). 189. Требует ли Господь Иисус Христос, чтобы мы любили Его? Господь Иисус Христос требует, чтобы мы любили Его больше, чем кого-либо на свете, даже больше, чем родного отца или мать свою (Мф.10:37). 190. Есть ли в Священном Писании свидетельство о том, что ученики Господа Иисуса Христа поклонялись Ему как своему Господу и Богу? О том, что Господу Иисусу Христу поклонялись ученики Его как Господу Богу, Священное Писание часто свидетельствует, например: 1) когда буря на море утихла по слову Господа Иисуса Христа, ученики поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33); 2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему (Ин.9:35—38); 3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

184 Там дождался Он праздников Пасхи, когда должен был совершить жертву Свою. V период (год 33) Пасха приближалась, 185 множество Иудеев прибыли заранее в Иерусалим, чтобы до праздника очиститься. Они искали Иисуса и говорили друг другу: «Как вы думаете, не придет ли Он на праздник?» Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил, чтобы взять Его. За шесть дней до Праздника 186 пришел Иисус в Вифанию, где был воскресший Лазарь; там приготовили Ему вечерю; Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: дом наполнился благоуханием от мира. Еще в доме Симона Прокаженного Мария тем же доказала уважение и любовь свою к Иисусу. 187 Один из Апостолов, Иуда Искариот, не одобрил этого. Человек этот, хотевший предать Учителя своего, пожалел, что таким образом утрачено до трехсот динариев. «Лучше бы раздать это, сказал он, нищим», но он заботился не о нищих, а носил ящик, в который опускали то, что подавали Иисусу и крал это. Иисус хорошо знал чувства лжеученика, но не показал вида, а только оправдал Марию, сказав: «Оставьте её, она сберегла это на день погребения Моего, ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда». В Иерусалиме узнали, что Иисус в Вифании и множество народа пришло не только, чтобы видеть Иисуса, но и воскресшего Лазаря. Первосвященники же 188 положили убить Лазаря вместе с Иисусом, потому, что чудо воскрешения его заставило уверовать многих Иудеев. Въезд Господа в Иерусалим На другой день, то есть за пять дней до Пасхи, Иисус пошел в Иерусалим. Когда из Вифании приблизился Он к Виффагии 189 селения, лежащему на скате горы Елеонской, то сказал двум из учеников своих: «Пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодого осла, привязанного, на которого никто из людей никогда не садился, отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: «зачем отвязываете?» скажите ему так: «он надобен Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

184) Это был поистине рай наслаждения 14 , это было истинное веселие и блаженство, которым я наслаждался в это протекшее время, с одной стороны и не малое, но с другой стороны и совершенно краткое, если оно приходит к концу, так как я уже ухожу и удаляюсь отсюда. 185) Ибо я не знаю, что со мною случилось или в чем я снова согрешил, что я удаляюсь отсюда, [даже] изгоняюсь. Что мне сказать, не знаю, – разве только то, что я второй Адам [изгнанный] из рая; и я начал говорить, – я, который прекрасно жил, когда слушал речи учителя и молчал! О, еслибы и теперь я мог пребывать в спокойствии и молча учиться, но чтобы не было этого новаго зрелища, что учитель делается слушателем! 186) Но для чего нужны мне эти слова? И для чего обращаться с такого рода речью, когда я должен был бы не уходить, а оставаться здесь? Но эти мои заблуждения, кажется, имеют начало в древнем обольщении, и теперь меня ожидают еще и наказания прародителей. 187) Неужели я хочу снова не повиноваться, осмеливаясь преступать слова Божии? В то время, как я должен твердо держаться их и заниматься ими, я ухожу 15 , убегая от этой блаженной жизни, и делаю не меньше, чем тот древний человек [который бежалъ] от лица Божия, и возвращаюсь в землю, из которой взят. 188) Итак, я буду есть прах земной во все дни моей жизни там 16 , и буду возделывать землю, и именно ту землю, которая принесет мне терние и волчцы 17 – мои печали и постыдныя заботы, после того как я оставил прекрасныя и благия заботы. 189) И что я оставил, к тому опять возвращаюсь, к земле, откуда я пришел, и к моему дольнему родству и в дом отца моего: я оставляю добрую землю, где было доброе для меня отечество, которое раньше не было известно мне, я оставляю и родственников, в которых я имел, как это я только позднее начал узнавать, очень близких моей душе, я оставляю и дом истиннаго моего отца, остающийся в котором отец торжественно почитается и прославляется истинными сынами, пожелавшими остаться в нем. Я же, неблагородный и недостойный, ухожу отсюда, обратившись вспять и убегая назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

186 . Защищая православный догмат от всех исчисленных заблуждений – многобожников, двубожников и трибожников, пастыри православной Церкви постоянно имели ту мысль, что Бог един не так, как едина каждая вещь в ряду прочих вещей одного с ней рода или вида, и в каком смысле мог бы назваться единым каждый бог языческий, взятый отдельно в сонме прочих богов, – но един в том смысле, что нет другого Бога, ни равного Ему, ни высшего, ни низшего, а Он один только есть Бог единственный. 187 В подкрепление этой истины, сколько по свойству самой истины, столько же и по свой­ству своих противников, православные учители употребляли обыкновенно доказательства двоякого рода: из Священного Писания и из здравого разума. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. В Священном Писании истина единства Божия изложена весьма ясно и подробно. Она составляла самый коренный догмат откровения ветхозаветного: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ( Исх. 20:2,3 ), – такова первая заповедь десятословия, данного Богом народу иудейскому на Синае и послужившего как-бы основой для всего Ветхого завета. Эту истину и в последствии не раз внушал Израильтянам сам Бог . Видите, видите, говорил Он им еще чрез Моисея, когда они приносили жертвы бесам, а не Богу,.. и уетными своими огорчили Меня (Втор. 32и 21), – это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня (39). Потом, когда сыны израилевы снова впадали в идолопоклонство, Он снова напоминал им чрез пророка Исаию: Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам ( Ис. 42:8 ); Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (44:6); И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня (8); вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне (46срав. 45:5–6). Замечательно, что как в этих, так и во многих других местах Священного Писания, Бог, говоря о самом Себе, как едином Боге истинном, нааывает всех богов языческих суетными, 188 идолами 189 ложными, бессловесными, изваянными, мертвыми и вообще делом рук человеческих; 190 след., ясно запрещает смотреть на них, даже как на богов каких-нибудь низших.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

186 …и этому я радуюсь. Но и буду радоваться, 19 ибо я знаю, что это мне послужит ко спасению по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Мессии, 20 при напряженном ожидании и надежде моей, что я ни в чем не буду посрамлен, но со всяким дерзновением, как всегда, так и теперь, будет возвеличен Мессия в теле моем, будь то жизнью, будь то смертью. 21 Ибо для меня жизнь – Мессия, и смерть – приобретение. 22 Если же жизнь во плоти означает для меня плодотворный труд, то я не знаю, что мне выбрать. 23 Я тесним с двух сторон: я томлюсь желанием уйти и быть с Мессией, ибо это гораздо лучше; 24 а оставаться во плоти нужнее для вас. 25 В этом я уверен, и это я знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, 26 чтобы похвала ваша преизобиловала в Мессии Иисусе благодаря мне при новом моем пришествии к вам. Если бы это был единственный дошедший до нас отрывок из Павла или даже из Послания к Филиппийцам, посвященный вопросу о том, что происходит с христианином после смерти, нам простительно было бы думать, что Павел придерживался одноэтапного представления о посмертной участи: христиане отходят и пребывают вместе с Мессией (стих 23). Но мы знаем из других Посланий, что он так не думал; что еще важнее, мы знаем из самого Послания к Филиппийцам, что он придерживался двухэтапного представления: окончательное воскресение следует за «жизнью после смерти» (3:20–21). В данном же отрывке повторяется сказанное в 1Фес 4 : между смертью и воскресением христиане пребывают «вместе с Мессией». Павел описывает это такими жаркими словами («гораздо лучше»), что невозможно подумать, будто он говорит о бессознательном состоянии. Он стремится быть вместе с тем, кто любит его и чья любовь его не оставит 891 . Это самый ясный ответ Павла из всех возможных на вопрос 16, вопрос о промежуточном состоянии. Он не говорит, что «пойдет на небеса», хотя, возможно, если б его спросили, где сейчас пребывает Мессия, он бы сказал про небо. Его нынешнюю жизнь определяет Мессия, и то же относится к его будущему (1:20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

186. О пути, пройденном Искупителем для нашего спасения Когда Господь пришел на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти, то подумайте: как Он это сделал? Каким путем Он шел для достижения сей цели великой и какие меры, какие средства употребил? Вот вопросы, которые полезно обдумать каждому христианину, желающему спастись. Когда пришел Бог на землю, то прежде принял на Себя плоть человеческую: душу и тело, чтобы спасти людей, состоящих из души и тела, грешивших тем и другим, спасти от греха, проклятия и смерти. Иначе люди могли сказать: «хорошо, что ты Бог. Если бы был человек, тогда Ты узнал бы, как трудно спастись человеку». Итак, Бог стал человеком, принял на Себя и душу, и тело человеческое: «Слово стало плотию» 205 . Заметьте, это христиане, братие! Во-вторых, Спаситель наш Христос, Господь должен был исполнить весь закон древний, данный чрез Моисея, и закон новый, закон благодати, принесенный Им Самим с Неба от Отца Небесного, должен был исполнить весь Ветхий и Новый Завет , весь обрядовый закон и весь закон нравственный. Почему? Потому что люди постоянно роптали на закон и говорили: «кто его может исполнить? Пусть Сам Бог придет на землю и исполнит: тогда мы увидим пример и сами его исполним». Вот почему Христос принял обрезание и крещение, исполнил все, написанное в законе Моисеевом и у пророков. Он исполнил и нравственный закон, ибо мы видим Его, повинующегося родителям своим земным, Иосифу и Марии: «бе повинуяся има» 206 , – написал евангелист. Посещал Он храм Соломонов, исполнял в точности волю Отца Небесного, как и Сам говорил: «я пришел на землю не да творю волю Мою, но волю пославшего мя Отца». Вот почему еще на двенадцатом году своего возраста, когда Его родители нашли во храме Соломоновом среди учителей сидящего и пересказали свою о нем скорбь в том, что три дня Его искали и не могли найти, Он им сказал: «зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? т. е. мне должно заниматься делом спасения людей, которое поручил Мне Отец Небесный. Верно, как Бог, Он уже знал, видел и предвидел, что Ему предлежит от Отца Небесного великое дело искупления рода человеческого, что Он пришел на землю всех грешников спасти. Однако поелику не наступило еще это время, то Он покорялся воле родителей и бе повинуяся има, и повиновался до тридцати лет, пока вступил в дело своего высокого служения. Тогда уже Он стал говорить, что «мои родители и братья – те, которые слушают и исполняют слова Мои»! Таким образом, Господь исполнял волю родителей, чтобы нам показать пример, что это первая обязанность человека на земле. А потом Господь всю жизнь уже исполнял волю Отца небесного, явил в лице своем пример смирения, кротости и всех небесных добродетелей. Заметьте и это братие!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010