В «Столбцах» мы встречаемся и с другими кощунственными трансформациями Евангельских событий. Так, в стихотворении «Купальщики» перед нами своеобразное «крещение», но не в жизнь, а в смерть. Вода у раннего Н. Заболоцкого устойчиво соотносится с мотивами смерти и блудной страсти (ср. следующие строки из стихотворения «Подводный город» с. 108]: «Море, море, морда гроба ,/ вечной гибели закон ,/где легла твоя утроба,/ умер город Посейдон»). В первой строфе «Купальщиков» есть «сигнальная» строка, смысл которой можно понять человеку, знающему смысл таинства Крещения: «Кто, чернец, покинув печку,/Лезет в ванну или в тазик -/Приходи купаться в речку,/ Отступись от безобразий !» с. 64]. Характерно, что семантика слова «чернец» в первой строке как бы вывернута наизнанку: в церковно-славянском языке чернец - это монах, в стихотворении же в слове «чернец» оживляется его внутренняя форма, и означает оно «грязный», «испачканный». Сюжет стихотворения развивается таким образом, что каждая строфа, с одной стороны, описывает купание разных героев стихотворения, с другой - содержит скрытый или явный сексуальный подтекст: Кто, кукушку в руку спрятав, В воду падает с размаха - Во главе плывёт отряда, Только дым идёт из паха. Все, впервые сняв одежды И различные доспехи, Начинают как невежды, Но потом идут успехи. ........................................ Если кто-нибудь томится Страстью или искушеньем - Может быстро охладиться, Отдыхая без движенья. Если кто любить не может, Но изглодан весь тоскою. Сам себе теперь поможет, Тихо плавая с доскою. Да и заключительные две строфы стихотворения не позволяют нам расценивать его как просто описание купания на реке. Весь сюжет стихотворения - это разные формы соития с водной стихией, но река при этом сравнивается... со святой мученицей Параскевой: О река, невеста, мамка, Всех вместившая на лоне, Ты не девка-полигамка, Но святая на иконе. Ты не девка-полигамка, Но святая Парасковья, Нас, купальщиков, встречай, Где песок и молочай! с. 65) Таким образом, перед нами не омовение от греха, а осквернение святыни, в результате которого крещальные воды превращаются в образ «многих вод» с сидящей на них великой блудницей из Апокалипсиса. В таких водах и происходит анти-крещение, которое мы можем наблюдать в стихотворении «Человек в воде», где герой предстаёт в бесовском образе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Безымянных героев у Заболоцкого нет. Не только голенького малыша, едва вставшего на ножки, художник уважительно называет " Сеня Конев из городка Шагонар на Енисее " , но даже лошади у него именитые. Две красавицы кобылы стоят возле изгороди; надпись гласит: " Лошадь Бочка (слева) и ее дочка (дер. Крутец) примчались повидать своего бывшего пастуха, заехавшего в их края в 1997 году " . У кого еще встретишь такое название? Поэтому очень хочется узнать всю историю любви этих коней и человека. И дерево у Анатолия Дмитриевича именитое " Сосна (на Валааме), которую писал И.И.Шишкин " . Заболоцкий каждой травинке русской дал бы имя. У него не просто ветхая, как пепел, изгородь, но " Уж некому чинить околицу деревни Гридинская " . С уважением постигаешь - в этом зале представлена именитая Россия, именитая по принадлежности к миру русскому. Не безымянные дети идут по полевой дороге где-то в глубине России, но " Дети Громовы бредут сквозь лен (у деревни Шутово Харовского района Вологодской области) " . Одна картина все же названа " Портрет неизвестной. (берег Оки у Нижнего Новгорода) " . Сразу замечаешь перекличку со знаменитой картиной Ивана Крамского " Незнакомка " . Обе женщины, величественно повернув головы, смотрят из своего высока. Только одна - с высоты кареты, а другая. У другой на плечах ватник, на голове не шапочка, отороченная мехом, а простой крестьянский платок; в лице столько жизненной силы, что имя ее само слетает с языка: Русь. Болит сердце от этих надписей: " Последняя жительница деревни Тимониха " , " Последняя корова деревни Гридинской " , последний снимок Василия Шукшина за две недели до смерти, последний снимок актера Вадима Спиридонова за месяц до кончины. и трудно отойти от снимка " Зимняя тоска " , где собака, больше похожая на волка, сиротливо сидит на снегу посреди вечерней деревни на пустой улице. В окнах ни огонька, вокруг ни души. Чувствуешь, вот-вот собака завоет. Еще стоят дома в обезлюдевших русских деревнях. Но возвращаться отсюда в Москву не хочется. Так бы и остался жить в именитой России Анатолия Дмитриевича Заболоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2004/02/28/...

Некая «тень», отблеск библейского повествования формирует метафизическую реальность, как в анализируемой строфе, так и в стихотворении в целом: светляк-слово в его двуединстве и есть «одушевлённый прах»; без слова светляк - просто прах, а слово этот «прах» одухотворяет подобно тому, как дыхание Божие делает горсть глины образом и подобием Божиим. Вторая строфа стихотворения, о которой речь уже шла выше, даёт пейзажный образ южной ночи, перерастающий в целостный образ мироздания (этот образ дан в строфе третьей: «Сливая целый мир в единственном дыханье,/Там из-под ног твоих земной уходит шар,/И уж не их огни твердят о мирозданье,/Но отдалённых гроз колеблется пожар» с. 243]). Смысловая парадоксальность первой строки второй строфы («Но ты взгляни на них весною в южном Сочи») в том, что в ней закрепляется тот образ-кентавр, о котором мы говорили выше: слова-светляки являют нам свою истинную сущность. Образы весны, южной ночи, которую венчает «торжественный цвет олеандров», моря светляков - знаки торжества жизни, предельного её напряжения, её чистой первозданной энергии. Перед нами - своего рода Эдем на земле. Первая строка третьей строфы («Сливая целый мир в единственном дыханье») не что иное, как парафраз строки 151 псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа», причём последняя строфа стихотворения продолжает эту смысловую линию: в небесах, куда возносится своего рода «хвалебный гимн Отцу миров», своё «пенье сфер» - «дыхание фанфар и бубнов незнакомых». Следует, однако, оговориться, что в поэтическом мире Н. Заболоцкого Творец отсутствует. Только в одном стихотворении, не включённом поэтом в основное собрание («Во многом знании - немалая печаль» с. 428], мы находим строки: «Я разве только я? Я - только краткий миг/Чужих существований. Боже правый,/Зачем ты создал мир, и милый, и кровавый,/И дал мне ум, чтоб я его постиг!». «Песнь славословия», как правило, возносится не Творцу мира, а мирозданию или человеку как «довершителю» дела Природы. Но характер гимнографического пафоса, своего рода «псалмодия» стиха вводит нас в библейское пространство смыслов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/20/...

Вдалеке от страданий и бед, Где колеблется розовый Немигающий утренний свет, Где прозрачной лавиною Льются листья с высоких ветвей,— Спой мне, иволга, песню пустынную, Песню жизни моей. Пролетев над поляною И людей увидав с высоты, Избрала деревянную Неприметную дудочку ты, Чтобы в свежести утренней, Посетив человечье жилье, Целомудренно бедной заутреней Встретить утро мое. Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? Окруженная взрывами, Над рекой, где чернеет камыш, Ты летишь над обрывами, Над руинами смерти летишь. Молчаливая странница, Ты меня провожаешь на бой, И смертельное облако тянется Над твоей головой. За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет. И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка,— Встанет утро победы торжественной На века. В 1948 году вышел третий сборник стихов Заболоцкого. Но уже со следующего года, когда градус идеологического давления стал в очередной раз зашкаливать, у поэта наступил творческий спад. Стихи практически не появлялись. Николай Алексеевич почти полностью переключился на художественные переводы. Но время шло, атмосфера менялась. После XX съезда КПСС наступила оттепель. Стало возможным написать «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». «п.В.б.м.ж.» Когда вроде бы наконец сложились все условия для творчества, случилось то, чего Заболоцкий не ожидал никак: в 1956 году любящая, заботливая и терпеливая жена, выдержавшая все тяготы и лишения, ни разу и слова наперекор не сказавшая, влюбилась в Василия Гроссмана и ушла к нему. Для Заболоцкого это стало настоящим ударом. С женой и дочерью. 1946 г.

http://pravmir.ru/ogon-mertsayushhiy-v-s...

Вот отделился один, поднимает прозрачные лапы, Плавно взлетает на воздух, ложится на спину, Ветер его на восток над долинами гонит. Волки внизу говорят: «Удалился философ, Чтоб лопухам преподать Геометрию неба». с. 148] Можно предположить, что старый, ветхий мир, «кладбище старого леса» - это своеобразный ад, тогда как волки благодаря жертве Великого Летателя книзу головой находятся в «раю». Таким образом, волки - «избранный народ» животного царства, из среды которого рождается его «мессия», освободитель. В поэме «Птицы» мы снова встречаемся с образами жертвы и жертвоприношения. Сюжет поэмы, которая исследователями творчества Н. Заболоцкого названа «натурфилософской», состоит в том, что герой повествования вместе со своим учеником изучают строение голубя, убивая и препарируя его. Характерны слова, которые произносит герой перед тем, как ученик готовит голубя к закланию: «Будь же мне, дятел, свидетелем, так же и вы, музыканты,/с птицами я не враждую, жертва моя не кровава» с. 412]. Выражение « жертва моя не кровава » отсылает нас к таинству Евхаристии, где и происходит принесение бескровной жертвы. Таким образом, герой этой поэмы совершает своеобразное священнодействие, а его ученик - помощник - аналог дьякона, помогающего священнику. Это смысловая линия поэмы, будучи скрытой, прикровенной, тем не менее, проявляется в определённых знаках - сигналах, символах, образах. Так, в самом начале поэмы говорится о том, что органы голубя «между костей образуют тройную фигурку». Как нам представляется, эта строка - некий намёк на троическую природу Бога; не случайно в описании голубя проступает христианская символика: Вот он лежит перед нами - Голубь, небесная птица, Гость колоколен, Житель стропил деревянных. Сбоку имеет он чистые синие крылья, Сверху головку в венчике тонкого света. Кроме того, подробно описывается, как нужно приготовить доску для того, чтобы «узнать строение голубя»: «Надобно прежде доску найти; острым рубанком/нагладко всё обстругать, натереть её маслом,/дать на ветру повисеть, чтобы масло в древесные поры/плотно вошло и неровности все затянуло» с.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Поэт поселился здесь по совету жившего в то время в Советском Союзе венгерского поэта Антала Гидаша. В Тарусе тому доводилось отдыхать вместе с женой Агнессой. Памятуя о блестящем переводе Заболоцким на русский язык своей поэмы " Стонет Дунай " , Гидаш хотел познакомиться с поэтом ближе, продолжить общение, начавшееся в 1946 году в доме творчества советских писателей в Дубултах на Рижском взморье. Дачу подыскал лично. Остановив выбор на домике с двумя уютными комнатами, выходившими во двор террасы и ухоженным садом. Николай Заболоцкий приехал сюда с дочерью Наташей. Таруса полюбилась поэту сразу, напомнив город юности Уржум: поверх садов и крыш домов виднелась река, перед домом толкались петухи, куры и гуси. Говоря его же строчками, здесь он жил " обаянием прожитых лет " . Николай Алексеевич всецело ушел в сочинительство. Два тарусских сезона стали его едва ли не самым насыщенным творческим периодом. Поэт написал более 30 стихотворений. Некоторые из них в тот же год читал в Риме во время поездки с группой советских поэтов. Вечерами Заболоцкий встречался с Гидашами, общался с прогуливающимися по берегу Оки художниками. Он был превосходным знатоком живописи, хорошо рисовал сам. В письме поэту Алексею Крутецкому 15 августа 1957 года сам Заболоцкий рассказывал: " ...я же второй месяц живу на Оке, в старом захолустном городке Тарусе, который когда-то даже князей собственных имел и был выжжен монголами. Теперь это захолустье, прекрасные холмы и рощи, великолепная Ока. Здесь жил когда-то Поленов, художники тянутся сюда толпами " . Таруса– редкое для русской культуры явление. С XIX века она стала меккой для писателей, музыкантов и художников. С ней связаны имена Константина Паустовского, Василия Поленова и Василия Ватагина, Святослава Рихтера, семьи Цветаевых. Здесь писатель Константин Паустовский вручил Заболоцкому свою недавно изданную " Повесть о жизни " , подписав: " Дорогому Николаю Алексеевичу Заболоцкому – в знак глубокого преклонения перед классической силой, мудростью и прозрачностью его стихов. Вы – просто колдун! " А в письме Вениамину Каверину Паустовский написал: " Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи – очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине " .

http://religare.ru/2_107132.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Назад, к Заболоцкому! Есть поговорка: " Когда пушки говорят, музы молчат " . И наоборот. Если нет войны, стоит вспомнить о высоком. В блогосфере переход от политики к эстетике происходит постепенно. Пока первенство по цитированию держит стих Иосифа Бродского " На независимость Украины " . Тот самый, который издатели поэта замалчивали за вопиющую неполиткорректность. Но Бродский мне не близок, и вообще хочется забыть о политических сценариях и поговорить только о поэзии и поэтах. Статус поэта в России всё время меняется. В 90-е поэты ходили в " экспертах " , их приглашали на телевидение. В Петербурге они жили в состоянии творческого хаоса, зато отливали стихи в гранитные формы, вплоть до гекзаметра. В Москве наоборот: писали как безумцы, а жили жизнью клерков. Поэт мог сказать: пять раз в неделю хожу на литературные вечера как на работу. Потом эпоха сменилась. Поэзия выплеснулась в быт. И когда одна некогда модная поэтесса оказалась кем-то вроде наркодилера, " рукопожатная публика " заявила: суд над ней – это происки спецслужб. А вот другая поэтесса и поныне занимается эпигонством, превращаясь в карикатурную " АннушкуАхматову-Горенко " . Её стихи – сплав детскости, псевдорелигиозности, эротизма и кросс-культурности. Воистину " взбалмошная барынька, мечущаяся между будуаром и молельной " . В 2000-е годы кончилось время " текста " и началось " время жеста " . Жест доходчивее печатного слова и не требует владения культурным контекстом. Зазвучало ставшее сегодня привычным: " Как, вы не нарушаете табу?! Нет, это не искусство! " . Но сегодня уже и жесты тонут в информационном шуме. Поэты уходят в блоги, выметают за порог " лишнюю " культурность и живут в своей литературной песочнице. На портале stihi.ru до сих пор уверены, что освободились от " ложных иерархий " . Правда, качество стихов " вне иерархий " не впечатляет. Когда-то Пушкин признал очевидное: " Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать " . Сегодня продаются не рукописи, а харизмы и блоггерская популярность. Поэт без блога меньше, чем поэт... Есть даже признанные творцы, не написавшие ни строчки...

http://religare.ru/2_104029.html

Все вышеперечисленные мероприятия «Русского Собрания» в Калязине, можно сказать без преувеличения, - универсальны и весьма ценны. И не только для Калязинского района или «Русского Собрания», но и для общественной жизни всей страны. Более детально о сути выступлений и отдельных мероприятиях здесь не имеет смысла рассказывать, так как РНЛ планирует опубликовать итоговые документы конференции, большинство прозвучавших на конференции докладов и отдельно рассказать о каждой из встреч общественности с В.Ю.Троицким и А.Д.Заболоцким. Андрей Сошенко, секретарь МОО «Русское Собрание» Участники Конференции 31.03.2016 Выступает Всеволод Юрьевич Троицкий Выступает Валерий Яковлевич Кириллов Выступает Олег Юрьевич Кассин На Конференции «Калязинского клуба» На Конференции «Калязинского клуба» На Конференции «Калязинского клуба» Анатолий Дмитриевич Заболоцкий выступает в районном Доме Культуры Педагогическая общественность на встрече со Всеволодом Юрьевичем Троицким Встреча А.Д.Заболоцкого и членов «Русского Собрания» в районной библиотеке Встреча А.Д.Заболоцкого и членов «Русского Собрания» в районной библиотеке Константин Геннадьевич Ильин Константин Геннадьевич Ильин, Анатолий Дмитриевич Заболоцкий и члены «Русского Собрания» на открытии выставки (пленэра) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/05/ka...

Включённость дочеловеческого тварного бытия в природу человека составляет одно из главных откровений о человеке. Так, св. Григорий Двоеслов, толкуя евангельский призыв «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари», пишет: «Неужто, братья мои, должно было проповедовать Евангелие бесчувственным вещам или животным, раз о нём сказано ученикам: проповедуйте всякой твари? Но под именем всякой твари подразумевается человек». И далее: «человек может быть назван вселенной , ибо в нём явлены истинный образ и великое единство вселенной Ибо всё, что есть, либо существует, но не живёт; либо и существует, и живёт, и чувствует, но не имеет ощущений; либо и существует, и живёт, и чувствует, но не понимает и не рассуждает; либо существует, живёт, чувствует, понимает и рассуждает. Камни ведь существуют, но не живут. Растения существуют, живут, и чувствуют, но не разумеют, ангелы существуют, живут, чувствуют, и, обладая разумением, рассуждают. Итак, человек, имея с камнями то общее, что он существует, с древесами - то, что живёт, с животными - то, что чувствует, с ангелами - то, что рассуждает, правильно обозначается именем вселенной...» . Но, рассуждает далее св. Григорий, если в каком-либо отношении человек имеет общее со всякой тварью, то в каком-либо отношении всякая тварь есть человек. Поэтому Евангелие, которое проповедуется человеку, тем самым проповедуется всей твари. Мифологема «панантропизма» связана и с другими аспектами религиозной мысли и представляет собой своеобразный «христианский след» в поэтической мифологии Н. Заболоцкого. Действительно, человек в его поэзии пронизывает все «этажи» мироздания: и земной мир во всём разнообразии его форм, и царство смерти, и «мир незримый». Он наполняет собой всё и вся. Но эта характеристика в христианском богословии может быть отнесена только к Богочеловеку - Христу, ибо Он есть «полнота наполняющего всё во всём» (Еф., 1, 23). В системе христианских представлений о мире человек создан по образу и подобию Божию, следовательно, в каком-то отношении человек - это бог.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/20/...

И яростным охвачен вдохновеньем В оркестрах гроз и трепете громов Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров. Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. с. 198] Образы «нестройного урагана», «оркестра гроз», «трепета громов» - своего рода аналоги того понятия хаокосмоса, о котором говорит А. Лосев. Но и понятие «музыки миров» самым непосредственным образом соотносится с мыслью философа о том, что «сплошная и бесформенная масса бытия» , дух «хаокосмоса» и есть дух музыки. А. Лосев пишет: «Трагедия происходит из духа музыки. Но дух музыки есть дух мятущийся, дух хаоса. Даже там, где музыка оформляется и вызывает стройный душевный порыв, она обладает каким-то особенным, не-познавательным оформлением» . Кроме двух планов бытия, о которых шла речь выше, незримо и прикровенно существует в трагическом мироощущении, по мысли философа, ещё один план: это « план преображённой и воскресшей жизни » (курсив А. Лосева), с точки зрения которой «реальная человеческая жизнь и реальные удары судьбы квалифицируются именно как нравственно небезразличные» . «Если бы не имелось этого плана, - говорит А.Лосев, - то ужас и тяжесть бытия, переживаемые в трагическом мироощущении, нельзя было бы объяснить. «Раз есть ужас бытия, то уже тем самым ожидается и смутно чувствуется мир всеобщего счастья и преображение этого страдающего мира» . Поэтому и музыка «возвещает хаос накануне преображения» . Характерно, что и в стихотворении «Бетховен» присутствует этот «третий план» мировой жизни, воскресшей и преображённой. («В рогах быка опять запела лира,/Пастушьей флейтой стала кость орла,/И понял ты живую прелесть мира,/И отделил добро его от зла»). Ещё один «падеж смысла» данного стихотворения, как нам представляется, связан с тайным глубинным родством девятой симфонии Бетховена (именно к ней отсылают строки «И сквозь покой пространства мирового/До самых звёзд дошёл девятый вал»), музыкальный путь которой есть прорыв от мук и страданий к высшей духовной радости, и жизненного пути самого Н. Заболоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/20/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010