Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Московский, свт. - житие Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель. Память 27 июля и в Соборе Радонежских святых. Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 г. хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://pravicon.com/info-2517

Возможно, др. причиной упадка авторитета М. П. м. стало снижение дисциплины и нарушение монастырского устава богатыми вкладчиками и пострижениками. В 1578 г., критикуя внутренние порядки в Кирилловом Белозерском мон-ре, царь Иоанн IV Васильевич заметил, что здесь «ныне, грех ради наших, хуже и Песноши, как дотудова Песношь бывала» (АИ. Т. 1. 204. С. 382). А. В. Кузьмин Никольский собор. 1-я четв. XVI в. Фотография. 2015 г. В Смутное время М. П. м. был разорен отрядами польско-литов. интервентов. По преданию XIX в., до 1612 г. мощи прп. Мефодия были «на вскрытии», но из-за угрозы осквернения их поместили под спудом ( Руднев. 1895. С. 10; Славацкий. 2010. С. 34), а в 1623 г. они находились в деревянной часовне. В 1805-1806 гг., во время строительных работ, были найдены надгробия с высеченными именами замученных в Смутное время насельников: 2 иеромонахов, 2 священников, иеродиакона, 6 схимонахов и 7 монахов. К 1617 г., при игум. Ионе, в обители возобновились богослужения. В 1620 г. царь Михаил Феодорович выдал строителю (1620-1633) Нектарию (Вязмитину) грамоту, к-рой разрешал выплачивать ругу не из Москвы, как прежде, а из пошлинных денег с. Рогачёва. Согласно описи 1623 г., на территории М. П. м. находились собор свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Леонтия Ростовского и папертью, Сретенская ц. с трапезной и 2 келарскими палатками, колокольня с Богоявленской ц., ограда, «палатка» над могилой еп. Гурия (Заболоцкого), игуменская и 7 монашеских келий, дом привратника, 2 поварни, квасоварня, погреб, ледник и другие подсобные помещения. В 1653 г., при игум. Тихоне, царь Алексей Михайлович прислал в Никольский собор напрестольное Евангелие. В записи на титульном листе царь именовал Пешношу «Царским богомольем» ( Калайдович. 1866. С. 40). В царской грамоте 1648 г. упоминаются «отличные вкладчики» В. Ртищев, а также бывший енисейский воевода Н. Л. Верёвкин († 1676), который пожертвовал обители неск. деревень и принял в ней постриг с именем Нифонт. В 1676 г. мон-рь у стольника И. Я. Колычева приобрел двор в Москве для устроения подворья. В кон. XVII в. часть доходов монастыря шла на содержание Славяно-греко-латинской академии.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Исследователи (А. А. Зимин , И. И. Смирнов) полагали, что новый митрополит был поставлен благодаря князьям Шуйским, распоряжавшимся делами при малолетнем Иоанне IV, как сторонник нестяжательской идеологии. Враждебность И. по отношению к иосифлянам историки видели в назначении И. епископами игуменов сев. («заволжских») монастырей, а также в замечаниях И. о решениях Стоглавого Собора (см. ниже). Дополнительным свидетельством симпатии И. к нестяжателям может служить то обстоятельство, что при нем улучшилось положение осужденного Соборами 1525 и 1531 гг. прп. Максима Грека . В марте 1539 г. И. поставил 3 архиереев: на Ростовскую архиепископскую кафедру Досифея, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , на Суздальскую кафедру Ферапонта , настоятеля Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , на Смоленскую кафедру Гурия (Заболоцкого) , игум. Мефодиева Пешношского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . До 2 июля 1542 г. с Коломенской кафедры был сведен Вассиан (Топорков). Следует отметить поставление митрополитом в диаконы, затем в священники и назначение настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря книгописца Исаака Собаки , к-рый при митр. Данииле был осужден вместе с прп. Максимом Греком. Предварительно И. написал Даниилу, жившему на покое в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , с просьбой разъяснить, «что Исакова ересь», и получил от него грамоты (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 130-132, 138). По мнению Зимина, все эти мероприятия свидетельствовали о том, что И. был «откровенным противником иосифлян» ( Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России, кон. XV-XVI в. М., 1977. С. 293). Известна единственная грамота И. Иосифову Волоколамскому мон-рю, выданная 12 июня 1539 г. Она не является актом большого значения: грамота подтверждает замену пошлины в митрополичью казну с церкви в принадлежавшем монастырю с. Бужарове Дмитровского у. оброком (АФЗХ. Ч. 2. 56. С. 57).

http://pravenc.ru/text/578036.html

В янв.-февр. 1551 г. Смоленский епископ присутствовал на Стоглавом Соборе , 23 февр. вместе с др. архиереями служил молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Г. не принимал участия в Соборах на еретиков в 1553-1554 гг. 3 февр. 1555 г. Смоленский епископ присутствовал на Соборе, избравшем на новоучрежденную Казанскую архиепископскую кафедру св. Гурия (Руготина) . В. И. Корецкий предположил, что на Соборе имели место разногласия, в результате к-рых Г. вскоре - зимой 1555/56 г., ранее 17 марта 1556 г.,- оставил Смоленскую кафедру, согласно офиц. Никоновской летописи «за немощъ», и удалился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 13. С. 253; Т. 20. Ч. 2. С. 558; Т. 29. С. 236). По-видимому, уход архиерея не был добровольным, поскольку известно, что вскоре он оказался в ссылке в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре . Здесь он сблизился с бывш. хутынским архим. Гурием (Коровиным-Кутузовым) и его братом иноком Кассианом. На Соловках Г. пользовался относительной свободой и имел возможность вести переписку, в частности, с мон. Зиновием Отенским . Письма Г. не сохранились. Известно послание инока Зиновия «Ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», в к-ром автор утешает адресатов в постигших их бедствиях. Г. находился в Соловецком мон-ре, когда настоятелем там являлся игум. св. Филипп (1548-1566). Очевидно, поставление 25 июля 1566 г. Филиппа Московским митрополитом способствовало переводу Г. в Пешношский мон-рь, где бывш. Смоленский епископ скончался. Г. был похоронен у юж. стены соборного Никольского храма, каменная гробница архиерея существовала, по-видимому, до 1683-1691 гг., когда собор был обнесен каменной папертью, расширенной в нач. XIX в. ( Калайдович. С. 36). Сохранились сведения о неск. вкладах, сделанных Г. в разные монастыри. 1 февр. 1543 г. в Троице-Сергиев мон-рь от него поступил вклад в 10 р. (ВКТСМ. С. 39). Будучи Смоленским епископом, Г. вложил на вечное поминание в Иосифов волоколамский мон-рь 100 р. и «отлас на золоте на ризы». Согласно Вкладной и кормовой книге обители, следовало «поминати епископа Гуриа Смоленскаго в повседневном списке и в сенанице, доколе и монастырь Пречистые стоит, ис повседневнаго списка его не выгладит», а корм «на всяк год» по Г. должен был производиться 15 нояб. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. 210. С. 48). В Соловецкий мон-рь Г. «положил на образы окладу и денгами дал на 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого монастыря, XVI-XVII вв.- ММК. 1238. Л. 71). В 1550/51 г. по Г. его брат И. П. Заболоцкий передал в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь дер. Золотуху в Михайловском стане Переяславского у. ( Антонов А. В. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря//РД. 2003. Вып. 9. С. 14-15, 29).

http://pravenc.ru/text/168386.html

А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Географический словарь Российского Государства, собранный А. Щ. Москва, 1804, ч. 2, с. 133–134. 44 Об иконе Богоматери: «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» составлено особое «Сказание». Оно два раза было напечатано отдельными брошюрами и потом вошло в изданное к торжеству пятисотлетия памяти преп. Мефодия «Описание монастыря св. Николая, что на Пешноше». Москва, 1893, с. 115–122. 45 При построении паперти был усмотрен гроб Христа ради юродивого, блаженного монаха Ионы 1737 г.), но Макарий приказал, не касаясь его, свести над ним арку и возводить стену; тогда же были видны еще два склепа, как думают, двух епископов, погребенных здесь, – Гурия Заболоцкого и Вассиана Топоркова. После, при обнесении каменной ограды вокруг кладбища, были вырыты два старинных дубовых гроба; в них почивали два инока в схимах; все одежды на них были целы, тела уподоблялись мягкому воску, без всякого неприятного запаха, на схимах были вышиты имена их: один Феодосий, а другой Иона; у обоих были в руках четки шерстяные; слова и кресты на схимах вышиты белыми нитями. Макария в то время не было в обители, – до его приезда три дня стояли гробы у церкви преп. Сергия; многие смотрели на них, но тела не разрушались; по прибытии Макария над ними отпета соборная панихида и совершено погребение на братском кладбище. 47 В биографии использованы: 1) история монастыря; 2) монастырские дела в арх. Моск. дух. коне.; 3) устные рассказы и главным образом 4) записки старца иером. Иеронима. 49 Игнатий, архимандрит из Тихвина, переведен в московский Симоновский монастырь, где и скончался 3 августа 1796 года, шестидесяти пяти лет от рождения. 51 Около этого времени с о. Максимом случилось стран ное происшествие. Однажды ночью он найден был в своей келье завернутым в полушубок, скорченным и втиснутым под келейный столик; едва живого вынули его из-под столика. Старец после сего долго был нездоров, но оправился и никому никогда не говорил об этом искушении. Видевшие страдания его дивились, как он мог остаться живым, как могли остаться на своих местах его кости. Но Господь не попускает искушений, превышающих силы человека. Враг побежден, раб Божий прославлен. – Преподобного Антония Великого в уединении бесы избили так, что он два дня был, как мертвый. Душеполез. чт., 1895, май-июнь, с. 220.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Едва прошло 20 лет после пожара, как новое бедствие, гораздо ужаснейшее постигло Пешношскую обитель. Неистовство Ляхов, вместе с некоторыми изменниками терзавших в это время наше Отечество, особенно же Московские окрестности, оставило кровавые следы свои и в сем богоспасаемом месте. Земля, орошаемая доселе слезами подвижников, оросилась наконец их кровью. Два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов, семь монахов и тридцать семь трудников пали от меча безбожных врагов. Земля сохранила позднему потомству в недрах своих имена их, высеченные на камнях, и все они, лет за 30 пред сим, вписаны в братском синодике для вечного поминовения. При перестройке Николаевского собора в 1805 и 1806 годах найдены были в земле, глубиной аршина на два, на месте прежней паперти, камни с высеченными на них именами избиенных. Без сомнения, эти памятники устроены были по восстановлении уже тишины в государстве, оставшимися в живых монахами. Если злоба врагов не пощадила жизни безоружных иноков, то корыстолюбие конечно еще менее щадило церковное и монастырское имущество. Впрочем, предусмотрительностью иноков спасены были, хотя не известно каким образом, некоторые драгоценности и жалованные грамоты, которые в 1613 году и подтверждены законным Царем Михаилом Федоровичем, при игумене Ионе. 48 Попечения настоятелей и благодеяния Царского Дома и других благотворителей мало по малу изглаждали следы прошедших бедствий, и Пешношский монастырь снова приведен был в хорошее состояние. Доказательством тому служит первая уцелевшая до наших времен, опись монастырских зданий, сделанная в 1623 году. В ней показаны следующие здания каменные: 1) соборная церковь Николая Чудотворца с приделом Леонтия Ростовского и с папертью; 2) вне собора с одной стороны палатка над могилой старца Гурия Заболоцкого, а с другой усыпальница для умерших; 3) теплая церковь Сретения Господня с трапезной и с двумя келарскими палатами; 4) под трапезой, службы монастырские; 5) колокольня, с церковью Богоявления Господня; 6) на монастыре две поварни и квасоварня; 7) погреб и ледник с приходными сенями; 8) две палаты (кельи) со святыми воротами; 9) вся западная сторона ограды. Деревянные: 10) брусчатая часовня над мощами Преподобного Мефодия; 11) три стороны ограды; 12) в монастыре кельи гостиные, игуменские и 7 монашеских; 13) келья для привратников; 14) за монастырем на реке Пешноше мельница; 15) конюшенный и житный дворы 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас территориально определить место расположения Николо-Пешношского подворья несложно - это близ бывшего Дома Пашкова и бывшей Ленинки (ныне комплекс Российской государственной библиотеки). Именно там впоследствии был обнаружен белокаменный подклет Никольского храма. До наших дней " дошёл " ещё один вклад Юрия Васильевича в Николо-Пешношский монастырь - серебряное вызолоченное, украшенное миниатюрными изображениями девяти святых в киотах, кадило (1469) с цепями и блюдцем, весом более килограмма (хранится в Оружейной палате). Ко второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь стал настолько богат, что на собственных судах вёл судоходную торговлю хлебом до самого Белозерска и мог самостоятельно покупать селения и земли. Эти монастырские " купли " (Базарово, Маклаково, Поздяково, Телешово, Горки и др) подтверждает царская грамота, выданная обители Иваном Грозным. Да и сам государь Иван Васильевич пожаловал монастырю село Суходол и 25 деревень из своих " дворцовых " владений в Кашинском уезде. Особое расположение Ивана Грозного к Мефодиевой обители и её игумену Гурию (Григорию Заболоцкому) было отмечено ещё в феврале 1539 года, когда самому царю исполнилось девять лет, и он определил монастырю ежегодное жалование в 25 рублей (на утешение братии в праздничные и храмовые дни и на молебны. Эта сумма выплачивалась вплоть до 1620 года), ну а уже в марте того же 1539 года игумен Гурий был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского. В 1555 году Гурий оставил епископство, а спустя некоторое время, попав в опалу, был сослан в Соловецкий монастырь. Похоронили бывшего епископа Смоленского Гурия в Николо-Пешношском монастыре у южной стены Никольского храма. В 1544 году по прямому указанию Ивана Грозного инок Андроникова монастыря Варсонофий был произведён митрополитом Макарием в игумены Николо-Пешношского монастыря. Варсонофий начальствовал 10 лет. Именно при нём прп. Мефодий на Московском соборе 1549 года был причислен к лику русских святых. После взятия Казани русскими войсками, в 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный вместе с царицей Анастасией в процессе царского богомолья по самым значимым пустынным монастырям России, предпринятого Иваном Васильевичем по обету, данному в связи с его выздоровлением и рождением первенца Дмитрия (сын скончался по дороге из Кирилло-Белозёрского монастыря в Москву, сбылось предсказание Максима Грека).

http://sobory.ru/article/?object=00506

За тем следуют грамоты Митрополита Данила и Великого Князя Василия Ивановича ко всем Владыкам, призванные в Москву за неделю до великого заговенья мясного, для совещания о делах духовных и гражданских, подписанные января 23 дня (1523) года. Вероятно около этого года были и вопросы о грамотах для Пешноши. Означенная выписка взята из Синодальной рукописи: Послания Митрополитов 164 по старому изданию библиотеки, а по-новому 562, в 4 листа 435 но об. и 436 с оборотом. II. Се язъ Князь Великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал есми Богомольца своего, Николы Чудотворца Пешношского монастыря строителя Гурия Заболоцкого или по нем иный Игумен или Строитель будет, велел есми им давати к Николе Чудотворцу на праздник на осенней пять рублев на корм, да полтина на молебен, да к Богоявлению руги годовые три рубли, да к Сретенью на праздник пять рублев на корм, да полтина на молебен. А имати им те деньги на кормы и на молебны и руга к Богоявлению декабря в четвертый; да на вешний Николин день на праздник пять рублев на корм, да полтина на молебен, да на Леонтьеву на Чудотворцову память три рубли на корм, да полтина на молебен, да на свечи два пуда воску на год, а деньгами за пуд по рублю, а срок им в мае месяце. А имати им те деньги на оба срока у дворецкого Дмитровского, у кого будет Дмитров в приказе. Дана грамота лета зм седьмого (7047) февраля в шестый день. (У сей грамоты, писанной на пергаменте, привешена на пунцовом шелковом шнурке красная сургучная печать, с изображением на одной стороне Всероссийского, а на другой Московского гербов). На обороте. …. Всея Руси Лета (1551) мая в 31 Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси сие грамоты слушал и выслушав сию грамоту Николы Чудотворца Пешношского Игумена Варсонофия с братией, или кто по нем ины Игумен в том монастыре будет, пожаловал велел им сию грамоту надписати на свое Царево и Великого Князя имя, и сею у них грамоту рушити не велел никому ни чем, а велел в Пешношской монастырь давати деньги на корм и на молебны по тому, как в сей грамоте писано. (На подлинном подписано. А подписал Царев и Великого Князя Диакон Юрий Сидоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Ковш серебряный гладкий с золоченными мифологическими изображениями и надписью: «ковш князя Иоанна Юрьевича» и «царевича Ивана». 7) Серебряный, местами вызолоченный, ковш с изображением оленя; – на нём надпись церковно-славянскими буквами, безграмотно вырезанная: «ковш князя Ондрея Васильевича большого (Шеховского). Кто из него пьёт мыся Господа дарю добро. Да и Бог ему самому добро. При славе и при богатстве». 8) Чаша серебряная с кольцом, на ней надпись: «чаша князя Ивана Феодоровича Меньшова Шеховсково». 9) Кружка серебряная травчатая, в середине золоченная, с чеканною надписью – на крышке: «Якова Феодоровича Щербина», а на кружке: «в Печерский монастырь отдана сыном его Василием Яковлевичем Щербиным 1745 года». 10) Чаша серебряная, на которой чеканная надпись: «чарка Павла Петровича Заболоцко – печ.» 123 11) Кубок с отломленным рыцарем в латах, со щитом и отломленною верхушкою, с птицею – совою. Верхушка серебряная немецкой работы, на которой, кругом, совы, немецкая надпись: «Г. Генрих фон Вленброк 1599». Другая позднейшая надпись: Борис Пу…» 12) Кружка серебряная позолоченная с крышкою и церковно-славянскою надписью: «Совершенная любовь, яко злят сосуд. Из него пиющим пивше возвеселимся и любовию усладимся и во веки тоя не лишимся». 13) Чарка серебряная гладкая в виде ковшика, с надписью: «чарка Никифора Силича Перетрутова, – пийте из нея». 14) Блюдо серебряное чеканной немецкой работы, 1677 года. 15) Сосуд на подобие перечницы, серебряный с железною пружинкою. Какое он имел назначение – неизвестно. 16) Нож, вилка и ложка в серебряной оправе, – дар Царя Иоанна Васильевича IV. 17) В ризнице хранится серебряная вызолоченная рюмка, из которой пил Император Александр Павлович, при посещении Псково-Печерской обители. Украшения: 1) Цепь червонного золота, в 50 колец, весом 72 золот., дар царя Иоанна Васильевича Грозного. 2) Цепь червонного золота, в 19 звеньев с тремя такими же 4-х угольниками – жетонами и с надписью: «Ливонского походу 7086 (1578) году». Четвёртая пластинка серебряная с надписью: «Сие золото к Пречистой приложил царевич князь Иван Иванович из своего Ливонского походу».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010