Именно поэтому образы жертвы и жертвоприношения являются одним из важнейших смысловых элементов в «утопическом тексте» Н. Заболоцкого. Так, в «Школе жуков» люди приносят в жертву свой мозг для того, чтобы поднять на новую ступень развития животное царство («Сто наблюдателей жизни животных/Согласились отдать свой мозг/И переложить его/В черепные коробки ослов,/Чтобы сияло животных разумное царство») с. 110]). Можно сказать, что идея жертвы лежит в основе «новой сотериологии» Н. Заболоцкого. Для того чтобы наступил новый эон бытия, где происходит кардинальное преображение мира природы (вся тварь получает человеческий разум), необходима очистительная и искупительная жертва. Как мы видим, определённая параллель с христианской сотериологией здесь лежит на поверхности: спасение человечества от греха и смерти произошло благодаря искупительной Жертве Христа. То, что «новая сотериология» Н. Заболоцкого явно происходит из христианской (хотя и отталкивается от неё), мы можем видеть по определённым образам-сигналам. В «Школе жуков» это, во-первых, слова Живописцев («Тело коровы, читающей курс Маслоделья,/Вместо Мадонны /Будет сиять над кроватью младенца» с. 110]; во-вторых, в речи Каменщиков мы читаем: «Вот добровольная расплата человечества/Со своими рабами!/Лучшая жертва , которую видели звёзды!». Если в христианском богословии говорится о том, что соединение Бога с человеком - явление сверхъестественное, но оно невозможно без добровольного согласия, то поэт подчёркивает согласие на жертву «ста героев» и её добровольность. Сто безголовых героев Будут стоять перед миром, Держа в руках окончания своих черепов. Каменные шляпы Шляпы сняли они со своих черепов, Как бы приветствуя будущее! Сто наблюдателей жизни животных Согласились отдать свой мозг И переложить его В черепные коробки ослов, Чтобы сияло животных разумное царство. с. 111] Можно сказать, что в поэме описывается своеобразный «кенозис»: в христианстве Бог становится человеком, чтобы человек стал богом по благодати, у Н.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Этот раздел содержит различные материалы, как для самообразования, так и для практической работы со слушателями, а также справочные сведения о центрах защиты материнства и помощи беременным в кризисной ситуации. Напомним: рекомендуется выбрать из таблицы в главе 5.3 информацию, относящихся к данному региону, и представить ее для обозрения всей аудитории или внести в раздаточные материалы. Чтобы получить доступ к материалам хрестоматии, наведите мышь на соответствующую ссылку (голубой цвет шрифта), нажмите «клавишу «ctrl» и кнопку мыши. Текст и графика в главе 5.1 объединены с данным пособием (папка «материалы» ) и не требуют доступа к сети; глава 5.2 содержит ссылки на видео-сюжеты, фильмы и другие ресурсы Интернета. Выбирая их для лекций и бесед, желательно пользоваться приведенными выше рекомендациями, исходя из особенностей аудитории и наличных технических условий (доступа к Интернету во время лекции, качества воспроизведения звука и видео), которые следует проверить и оценить заранее. 5.1. Статьи, литературные отрывки, графика Женщина из ребра Адама  Ответ Патриарха Кирилла на вопрос про библейский сюжет о происхождении женщины. Амнон и Фамарь Классическая история о любовном чувстве. В поисках второй половины Как понять выражение о супружестве как о «соединении двух половин»? Зачатие Отрывок из книги священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками». Подкидыши Картина А. Анкера: дети без родителей. Семья Картина В. Иванова: дети и родители. Из детского дневника  Если бы ребенок во чреве матери мог вести дневник… Свидетельское показание История одного аборта. Не убивай меня!  Картина Б. Заболоцкого: преступление на фоне «современной культуры». Сама решай Картина Б. Заболоцкого: где был отец? Две мамы Картина Б. Заболоцкого: видимый контраст двух жизненных путей. Кладбище нерожденных Картина Б. Заболоцкого: трагический итог. Религиозная стратегия Борьба за жизнь нерожденных детей и религиозные конфессии в США. Письмо в редакцию Благодарность читателя «Медицинской газеты» за публикацию статьи об абортах и свидетельство о положении дел за рубежом.

http://azbyka.ru/zdorovie/dajte-im-zhit-...

Работал на 9 киностудиях СССР кинооператором-постановщиком. Снял 15 художественных фильмов: «Альпийская баллада» («Беларусьфильм»), «Через кладбище» («Беларусьфильм»), «Безумие» («Таллинфильм»), «Печки-лавочки» (киностудия им. А.М. Горького), «Калина красная» («Мосфильм»), «Обрыв» («Ленфильм»), «Целуются зори» («Мосфильм») и др., а также 8 короткометражных документальных фильмов в качестве оператора, соавтора, режиссера. С 1977 года занимается фотографией. С этого времени вышло 24 издания с фотоработами А. Заболоцкого: книги, альбомы, фотокалендари – результат многократных поездок по бескрайним просторам Советского Союза и России. Автор отмечает, что наиболее интересно было работать над двумя изданиями книги В.И. Белова «Лад», В. Солоухина «Письма из Русского музея», юбилейным изданием «Слово о полку Игореве: 800 лет» и фотокнигой «Лик Православия». Воспоминания А. Заболоцкого о соратнике и друге «Шукшин в кадре и за кадром» вышли в совместном издании с В. Беловым в 2002 г. Выставка фотокомпозиций «Русь. Веси, лики, земля...» – итог почти 30-летнего творчества фотохудожника Анатолия Заболоцкого. Она проходила с большим успехом в Храме Христа Спасителя в Москве. А. Заболоцкий из кинематографического мира после смерти Василия Макаровича Шукшина ушел в фотографию. Коллективное искусство кино он сменил на искусство фотографии, плод творчества одного мастера. Создавая на фотопленке свой мир, он трудится наедине с натурой. В скитаниях по градам и весям, зачастую пешком, с тяжелой ношей аппаратуры, в трудных погодных условиях, в ненастье и морозы, когда оптика потеет, измерительные приборы врут, а источники питания садятся, глаза художника выхватывают сюжеты, о которых он сам говорит: «жизнь подарила увидеть». Мастер преподносит нам как бесценный дар красоту родной земли, красоту людей, живущих на ней, все, что мы в суете и спешке не замечаем, пробегая мимо, как нам кажется, по очень важным делам. Большинство работ, представленных на выставке, вошли в замечательное издание «Лик Православия».

http://pravoslavie.ru/59541.html

И вот новая переломная эпоха. Славный комбат Александр Ходаковский в тлг на днях разместил новую видеозапись романса с комментарием: «Не могу не поделиться, – ну прекрасно же ведь? Это Полина Агуреева в домашней обстановке…». Актриса Полина Агуреева исполняет «Иволгу» под гитару в манере близкой к исполнению этого романса Тихоновым. Но в фильме песня звучит на фоне военных и довоенных фотографий – романс о минувшем. У Агуреевой – о животрепещущем. Текст серьёзно цепляет и напрягает со слов: …Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума Содрогаются атомы, Белым вихрем взметая дома. Как безумные мельницы, Машут войны крылами вокруг… Символический язык рождает, так сейчас кажется, предвидение войн XXI века и даже ядерного апокалипсиса, быть может, запущенного ИИ. В романсе звучат три строфы из шести: три – через одну – пропущены. Текст сокращён композитором, возможно, в соответствии с законами песенного жанра, возможно, из «лимитированного хронометража» – режиссёром. Или, исходя из «духа времени» – нелепыми могли казаться упоминания о заутрене, целомудрии, о какой-то капле божественной… При этом и смысл произведения оказался урезан. Стихотворение из многомерного стало как бы плоским, двухмерным, оставаясь и при этом изящным и красивым. Но из него исчезла религиозная глубина, которая в стихотворении огромна. Об «Иволге» сам поэт когда-то с удовольствием сказал близкому человеку, что оно «написано таким размером, как ни одно стихотворение в русской поэзии». То есть стихотворение даже и в форме своей имеет особую отметину. В многослойности вдохновенного текста есть и «фактологическое пространство». Николай Чуковский, живший рядом с Заболоцким в Переделкино в ту первую послевоенную весну, а для Заболоцкого первую на свободе, оставил воспоминание о маленькой комнатушке, почти чулане, в которой жил поэт: «Окно выходило в молодую листву берёз. Берёзовая роща неизъяснимой прелести, полная птиц, подступала к самой даче… Однажды, когда я зашёл к нему в комнатку, он усадил меня на кровать, сам сел на стул и прочитал мне своё новое стихотворение, которое начиналось так: «В этой роще берёзовой…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/nz...

А.Д.Заболоцкий подтверждает наши предположения: «Да, разговор у него, (Заболоцкого) с Астафьевым о Макарове был». Вспомнил Анатолий Дмитриевич и о том, как сокрушался Астафьев по поводу нещадной правки Симонова рукописи книги «Зрячий посох» и как замечательно отозвался об этой же рукописи Макаров, и что именно благодаря поддержке Макарова удалось напечатать этот роман без значительных правок и вымарывания текста, на которых настаивал Симонов. Вот так причудливо переплетаются людские судьбы, вот так неожиданно беседа с замечательным кинооператором переходит в разговор о писателях. Анатолий Дмитриевич с душевным теплом, с затаённой горечью о скоротечности жизни говорил о Василии Макаровиче Шукшине, о своём близком друге Василии Ивановиче Белове, книга о котором преподнесена в дар библиотеке. Мне кажется, что теперь вы согласитесь со мной, что весенние встречи в Калязинской районной библиотеке, планировавшиеся независимо друг от друга, оказались неожиданно связаны между собой одни именем, именем Александра Николаевича Макарова, которое гордо носит библиотека. Анатолий Дмитриевич из своего эксклюзивного архива продемонстрировал уникальные съемки одного из последних выступлений русского актера Ивана Петровича Рыжова, с которым также был дружен. Рыжов – один из любимейших артистов Шукшина, которого Василий Макарович приглашал, как режиссер, сниматься в свои фильмы. Просматривая эти съемки, аудитория в библиотеке и вспомнила многих великих деятелей советского кинематографа, упоминаемых Рыжовым, и смеялась, настолько яркие и комические эпизоды вспоминал Рыжов, и печалилась тому, что не вернешь таких простых и умных русских людей. Шутливая нотка, прозвучавшая в сюжете с Рыжовым, раскрепостила присутствующих и одна из слушательниц осмелилась озвучить слова своей приятельницы, побывавшей на выступлении А.Д.Заболоцкого в Доме культуры, которое состоялось вечером предыдущего дня: «Так и хочется подойти, и потрогать его (Заболоцкого): живой ли?! Не верится!» После этого замечания Анатолий Дмитриевич любезно согласился сфотографироваться со зрителями.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/14/ta...

поиск:   разделы   рассылка Бронзовые смыслы Тарусы 11 июля нас ожидает большое и радостное событие – в рамках празднования Дня города состоится открытие памятника выдающемуся русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому (1903-1958), проведшему в Тарусе последние годы жизни. Примечательно, что это первый в России памятник поэту. Инициатор проекта – Почётный гражданин Тарусы, писатель, политолог, публицист Александр Щипков. Предлагаем вниманию читателя интервью с ним. – Александр Владимирович, как пришла идея поставить в Тарусе памятник Николаю Алексеевичу Заболоцкому? – Идея эта витала в воздухе много-много лет. Если найдете в Интернете выступление Бориса Мессерера на открытии памятника Марине Цветаевой, обнаружите, что это было второе имя, которое он назвал, перечисляя тех, кому нужно ставить монументы. Но все время что-то мешало. Год назад на отчётном собрании главы администрации района Евгения Михайловича Мальцева я попросил слова и прямо спросил жителей Тарусы и района – а их присутствовало там очень много, был полный зал – не будут ли они против установления памятника Николаю Заболоцкому в нашем городе. Я был очень тронут тогда тем, что в ответ раздались дружные аплодисменты одобрения, и даже кто-то с места крикнул: " Да, конечно! " В общем, я встретил горячую поддержку самих тарусян. Это было очень приятно. Первым взносом на памятник стала премия, которую присудил мне литературный журнал " Москва " за публикации в 2013 году. Журнал небогат, это была очень скромная премия, она и послужила началом сбора средств на этот памятник. Прошло без малого два года, и нам удалось этот проект реализовать. – Говоря " нам " , кого Вы имеете в виду? – Супругу и сыновей. Без их участия это было бы невозможно осуществить. У нас в семье старый русский уклад – все решать и делать вместе. Также хотел бы поблагодарить жителей города, которые меня поддержали. В первую очередь, это депутатский корпус Городской Думы. Вопрос о выделении места под памятник рассматривает Городская Дума, и депутаты были единодушны в поддержке этого предложения. Утвердили место возле киноконцертного зала. Выражаю признательность всем депутатам во главе с Н.Д. Верзилиной.

http://religare.ru/2_107089.html

поиск:   разделы   рассылка Первому поэту бронзового века Источник:  Литературная газета Маленькую подмосковную Тарусу так и хочется назвать городом-музеем. Здесь жили и оставили свой след Марина Цветаева, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Святослав Рихтер... Трудно пройти мимо памятника командарму Михаилу Ефремову с надписью " Не предавшему Родину и солдат " – явному антиподу печально известного генерала Власова. А на днях здесь торжественно, при большом стечении народа открыли памятник ещё одной, может быть, самой загадочной культурной знаменитости – Николаю Заболоцкому. Автор " Столбцов " , вначале обэриут, затем традиционалист, Заболоцкий прожил в Тарусе последние два года своей жизни. И лишь сегодня многие из нас начинают осознавать, что это не просто прекрасный русский поэт, но и открыватель целой эпохи – русского бронзового века. На открытии выступили врио губернатора Калужской области А. Артамонов, главный редактор " ЛГ " Ю. Поляков, литературовед М. Голубков и другие. – В Тарусе лежит " камень " Марины Цветаевой – с ней связан уже довольно старый культ, – рассказал " ЛГ " инициатор установки памятника Н. Заболоцкому философ, политолог и социолог религии, постоянный автор нашей газеты Александр Щипков (на снимке). – Существует музыкальный культ Святослава Рихтера, два раза в год проводятся " Рихтеровские фестивали " очень-очень хорошего уровня. В их тени находятся другие тарусяне – Борисов-Мусатов, Иван Цветаев, Эфрон, Виноградов и многие другие. Но очевидно, что без Заболоцкого этот ряд неполный. Автор памятника – Александр Казачок. Он сделал Заболоцкого таким, каким он был сразу после лагеря, примерно сорокалетним. И сумел передать его особое состояние – сочетание простоты, открытости, ума и доверчивости. Прозвучало предложение присвоить имя Н. Заболоцкого киноконцертному залу, рядом с которым установлен памятник. Это предложение горожане встретили аплодисментами. Соб. инф. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_107110.html

Стояли камфарные лавры И в бледные трубы трубили , И в медные били литавры. с. 212] Гармония жизни во всех ее проявлениях связана у Н. Забо­лоцкого с понятием хора; в поэме «Лодейников» это смысло­вое соотношение выражено наиболее отчетливо: « Разрозненного мира элементы /Теперь слились в один согласный хор ,/Как будто, пробуя лесные инструменты,/Вступал в природу новый дирижер» с. 171]. Ту же поэтическую мысль мы находим и в стихотворении «Воздушное путешествие»: «Я к музыке винтов прислушивался, я/Согласный хор винтов распределял на части,/Я изучал их песнь , я понимал их страсти,/Я сам изнемогал от счастья бытия » [I, с. 205]. Музыкальные образы и мотивы являются ведущими в таких стихах, как «Бетховен», «Болеро», «Гомборский лес», «Соловей», «Ночной сад», «Горийская симфония», «Слепой», «Утро», «Уступи мне, скворец, уголок», «В этой роще берёзовой», «Храмгэс», «Сагурамо», «Я трогал листы эвкалипта», «О красоте человеческих лиц» и др. Задача поэта теперь понимается как прорыв к музыке миров. Вселенная - это стройный хор, исполняющий музыку благодарения. Слово само должно стать этой музыкой, которая нераздельно слита с мыслью: «Откройся мысль! Стань музыкою, слово,/Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» с. 198]. Поэт несёт Благую весть о мире для мира, поэтому жизнь в поэзии зрелого Н. Заболоцкого распространяется в пространстве и времени на все предметы и явления, при­обретая качество бессмертия. Ключевой для всего творчест­ва позднего периода является строчка: «И все существова­нья, все народы/Нетленное хранили бытиё» с. 181]. Даже диалектика взаимоотношений жизни и смерти приобретает особый характер: смерть как временное, преходящее явле­ние лишь глубже раскрывает жизнь. «Чтоб кровь моя осты­нуть не успела,/Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел/Я отделил от собственного тела!» - пишет Н. Заболоцкий. Элементы, входящие в смысловую сферу «световых явлений», тоже являются знаками категории «жизнь». В стихотворении «Соловей» интенсивность проявления жизненного начала находит своё выражение в мотивах света: «В твоей ли, пичужка ничтожная, власти/Безмолвствовать в этом сияющем храме ? /Косые лучи , ударяя в поверхность/Прохладных листов, улетали в пространство» с. 193]; в стихотворении «Слепой» «чёрной бездне» трагической жизни героя противопоставлен образ сияющей природы: «В белом гроте черёмух/По серебряным листьям растений/Поднимается к небу/ Ослепительный день...» с. 19]); образы света формируют поэтический облик озера из стихотворения «Лесное озеро», «немигающий утренний свет » с. 203] - смысловая доминанта стихотворения «В этой роще берёзовой»; стихотворения «Утро» и «Утренняя песня» пронизаны метафорами света. Мотивы света в том или ином проявлении встречаются практически в каждом стихотворении Н. Заболоцкого зрелого периода.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Весьма примечательно сравнение шапок нищих с тиарами. Как известно, тиара - головной убор римских пап. Римский папа, согласно католическому вероучению, является наместником Христа. Это слово, попадая в зону метафизических смыслов стихотворения, становится символом наместничества не Бога, а анти-бога. Шапки-тиары «полны блестящей медью». В перевёрнутом мире «Столбцов» милостыня Христа ради превращается в жертву совершенно иной сущности. Результат этого «жертвоприношения» налицо: .............................Недалёк тот миг, когда в норе опасной он и она, он пьяный, красный от стужи, пенья и вина, безрукий, пухлый, и она - слепая ведьма - спляшут мило прекрасный танец-козерог, да так, что затрещат стропила и брызнут искры из-под ног... И лампа взвоет как сурок. с. 354] Танец-козерог в приведённом контексте - эвфемизм чудовищного соития «ведьмы» и третьего урода-нищего. Можно предположить, что в результате на свет появится тот, чьим предтечей в пространстве стихотворения является «кудрявый пёс». 1.2. «Евхаристический» след в стихотворениях «Рыбная лавка» и «Пир» Первые две строки стихотворения «Рыбная лавка» («И вот, презрев людей коварство,/Вступаем мы в иное царство») чётко делят мир на две зоны, противопоставленные друг другу: обычный, греховный мир людей, который является злым, низким, обманным (не случайно здесь употребляется словосочетание «людей коварство»), другой же мир - это «иное царство». Фраза «Вступаем мы в иное царство», с одной стороны, заставляет нас вспомнить «иное царство» русской сказки, куда отправляются «добры молодцы» на поиски лучшей доли, «красоты ненаглядной», «молодильных яблок» и т.д. С другой стороны, выражение «иное царство» отсылает нас к христианской терминологии: миру, который «во зле лежит», противопоставляется Царствие небесное. Можно сказать, что «иное царство» - это контаминация выражений «мир иной» и «Царствие небесное». Что же мы видим в этом «ином царстве»? В реальном плане - это рыбная лавка с роскошным изобилием «рыбной продукции» - от живой рыбы до консервов и деликатесов. Исследователи творчества Н. Заболоцкого обычно приводят отрывок из стихотворения «Рыбная лавка», посвящённый описанию севрюги, кеты, угрей, балыка для иллюстрации жанра живописно-словесного натюрморта, который является одной из существенных черт поэтики Н. Заболоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/14/...

В свою очередь, В.В. Кожинов очень обоснованно утверждает, что такой фундаментальный переход к новому образу человека наиболее ярко был выражен именно в самобытной русской поэзии ХХ века, выделяя при этом в качестве «знаковых» имена Твардовского и Заболоцкого. Итак, «если Твардовский с полемической резкостью объявлял обыкновенное высшей эстетической ценностью, Заболоцкий более мягко внушает, что обыкновенное (обыденное), любая " единица " общества на самом-то деле необык­новенны и исполнены тайны, но люди не умеют и даже вроде бы не хотят это уви­деть. И потому одно из ключевых ценностных слов в поэзии Заболоцкого - " неп­риметный " » . Это новое видение сути творчества основано на новом образе человека , который приходит на смену поверженному идолу «индивидуальности». И с явной иронией В.В. Кожинов замечает по этому поводу: «до сих пор господствует мнение, согласно которому именно " оригинальность " каждого абзаца - первейшая задача писателя (и тем более поэта) и главнейшая трудность... Но конструируемые и теперь по такой модели проза и поэзия в сущности архаичны , это явления своего рода стиля " ретро " , который не способен породить высшие художественные ценности» . Именно новый образ человека, повергнувшего свои прежние гордые и обманчивые идолы и заново «окликнутого Богом» (Р. Гвардини) - и есть то самое ценное, что рождалось в муках истории ХХ века. «Но, - рассуждает автор, - как же все-таки быть с тем насильственным, даже убийственным тоталитаризмом, в условиях которого обрели себя Заболоцкий и Твардовский? Ныне господствует его безоговорочное и, так сказать, нерассуждающее отрицание: реальность второй четверти XX века рассматривается как некий вывих истории, как абсурд, как нелепый возврат к " мрачному " средневековью, к азиатским деспо­тиям и т.п. Но все это " критика " с позиции тех " свободных индивидуальностей " , время которых закончилось. При взгляде же из наступившего времени то­талитаризм предстает как предельное испытание человека, которое он вы­держал, - что наглядно явлено, " доказано " в поэзии Заболоцкого и Твардовско­го» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/18/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010