До кон. XIX в. в М. хранился крест (по описанию католикоса-патриарха сщмч. Кириона III (II), длиной 2 вершка (8,89 см), шириной вершок и 3 дюйма (ок. 12,06 см), толщиной 3 дюйма (ок. 7,62 см)), который, по преданию, был выполнен из части Животворящего Креста Господня. Крест был помещен в складной серебряный кивот, «на лицевой его стороне вырезан Саваоф и по сторонам Пресв. Богородица и Иоанн Богослов. На оборотной стороне хотя и есть изображения святых, но трудно их угадать. По местам края креста отбиты для частиц» ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 42). Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Внутренняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. 193. С. 1-2 (на груз. яз.); Садзагелов-Ивериели Г. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Историко-археол. очерк Метехского храма. Кутаис, 1891; он же [Садзагелов Г.]. Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.//ДВГЭ. 1892. 10. С. 13-18; Джанашвили М. Четвероевангелие 1049 г. из с. Метехи//Иверия. Тифлис, 1892. 76. С. 2-3; 79. С. 2-3; 80. С. 2-3 (на груз. яз.); Село Метехи//Иверия. 1898. 172 (на груз. яз.); Село Метехи и его руины//Могзаури (Путешественник). Тифлис, 1902. 9/10. С. 683-686 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь: Введ., пер., коммент.//Груз. источниковедение. Тб., 1968. Т. 3. С. 50-76; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в./Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Отхмезури Г. Надписи из с. Метехи//Клио: Ист. альм. Тб., 2003. 18. С. 3-12 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви и мон-ри Шида-Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

святых. Тифлис, 1899; он же. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Карбелов П. , свящ. Католикосы и архиепископы Церкви Грузинской. Тифлис, 1900 (на груз. яз.); Натроев А. И. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Протопопов И. А. , свящ. Краткое жизнеописание главнейших деятелей груз. церк. истории. М., 1902; Тамарашвили М. , свящ. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); он же. Грузинская церковь со дня основания до сегодняшнего дня. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и Католикосов Мцхетских и Имеретинско-Абхазских. М., 1910; Такаишвили Е. С. Древняя Грузия. Тбилиси, 1913-1914. Т. 1-3; он же. Распорядок царского двора. Тифлис, 1920. С. 12 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 96; Николадзе Эв. История Грузинской Церкви. Кутаис, 1918; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921; он же. Великая грамота Абхазского Католикосата//Ист. вестник. Тифлис, 1925. Т. 2 (на груз. яз.); Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949. Т. 1. С. 229-235 (на груз. яз.); Днепров Р. Церковь Иверской земли//ЖМП. 1950. 10. С. 52-58; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954 (на груз. яз.); Кекелидзе К. С. , прот. Канонический уклад древней Грузии//Этюды. Т. 4. С. 326-357 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Краткое описание груз. рукописей б-ки греческого Патриархата в Иерусалиме. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии. Тбилиси, 1962; она же. Поминальная книга груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); Сергий (Ларин), архиеп. Грузинская автокефалия и ее реставрация. Пермь, 1962. Ркп.; Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1966. Т. 1-3; Бгажба Х. С. Из истории письменности в Абхазии. Тбилиси, 1967; Свешников Н. , прот. История взаимоотношений Рус. и Груз. Церквей. Баку, 1968; Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь: 1800-1970: Курс.

http://pravenc.ru/text/639853.html

(PO; T. 19. Fasc. 5. [N 95]); Абуладзе И. Грузино-арм. лит. взаимоотношения в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологическая экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1 (на груз. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах визант. империи (XI в.). М., 1980; Мачавариани Е. Иверский мон-рь на Афоне и груз. иллюстрированная книга X-XI вв. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Джобадзе В. Ошкский храм. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); idem. Early Medieval Georgian Monasteries in History Tao, Klardjet " i and Šhavšheti. Stuttg., 1992; Цагареишвили Е. О значении «Враци Азглав» в арм. письменных памятниках//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки истории афонских культурно-просветительских очагов на Афоне. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Гивиашвили И. , Коплатадзе И. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Силогава В. Ошки. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.). М. Рапава Афонская литературно-просветительская школа сформировалась в X-XI вв. в Иверском мон-ре и связана с именами ее основателей преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. Здесь создавались оригинальные произведения, переводились религиозно-философские трактаты, переписывались рукописи, их большая часть посылалась в Грузию (микрофильмы фонда Иверского мон-ря, привезенные в 1982 экспедицией Г. Патарая, хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе). Школа прекратила деятельность в XIII в., в XIV в. грузины потеряли право собственности на Ивирон, в XIX в. мон-рь перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата, хотя монахи-грузины долгое время подвизались здесь: Виссарион, последний из груз. монахов, скончался в 1956 г. Афонская школа оказала значительное влияние на груз. лит-ру и культуру, на развитие груз. богословской мысли, на укрепление грузино-визант. культурных взаимоотношений (напр., соч. «Мудрость Балавара» вошло в визант. и через нее в европ. лит-ру благодаря переводу с груз. на греч. прп. Евфимия Святогорца).

http://pravenc.ru/text/639853.html

колоний Иерусалима и Синая//Мацне: Сер. истории, этнографии и истории искусств. 1987. Вып. 1. С. 90-96 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Икона св. Георгия с портретным образом Давида Агмашенебели//Мравалтави: Ист.-филол. разыскания. 1989. Вып. 15. С. 117-135; она же. Синодик груз. церкви мон-ря вмц. Екатерины на Синае: История составления//Georgian Antiquities. Тбилиси, 2003. Вып. 4/5. С. 191-214 (на груз. яз.); она же. Синодик груз. церкви мон-ря св. Екатерины на Синае//Грузинские монастырские Синодики. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. и англ. яз.); Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed.: K. Manafis. Athens, 1990; The Monastery of St. Catherine/Ed.: O. Baddeley, E. Brunner. L., 1991; Джапаридзе Г. Дипломатические контакты между Грузией и Египтом в нач. XIV-XVI вв. по арабским документам, обнаруженным в Иерусалиме//Груз. дипломатия. Тбилиси, 1994. Вып. 1. С. 208-218 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), архим. Сведения иностранных пилигримов о груз. монахах и груз. мон-рях Палестины. Тбилиси, 1995. С. 119-120 (на груз. яз.); Chitty D. J. The Desert a City: An Introd. to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Crestwood, 1995. Р. 169; Alexidze Z. The New Recensions of the «Conversion of Georgia» and «Lives of the 13 Syrian Fathers» Recently Discovered on Mt. Sinai//Il Caucaso: Cerniera fra culture dal Mediterreo alla Persia, sec. IV-XI. Spoleto, 1996. P. 409-421; он же. Лувр, гора Синай, Назарет: [Посв. А. Алексидзе]. Тбилиси, 2000. С. 16-18 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Иоане Тохаби - груз. монах-иконописец, творивший на Синае//Литература да хеловнеба (Лит-ра и искусство). 1998. 3. С. 61-72 (на груз. яз.); idem [Skhirtladze Z.] Four Images of M. Sinai in Georgian Psalter, State Art Museum of Georgia, Cod. 1-182//Le Muséon. 2006. Vol. 119. Fasc. 3/4. P. 429-461. Д. Клдиашвили Монастырский комплекс Кафоликон - базилика, расположенная в сев. части мон-ря. Она ориентирована строго на восток, находится под небольшим углом к стенам.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Изд.: Молитвы на каждый день и сокращенный катехизис/Сост.: свящ. К. Цинцадзе. Тифлис, 1908, 1910 2 (на груз. яз.); Молитвослов и сокращенный катехизис. Тифлис, 1912, 1913, 1914, 1919 (на груз. яз.). Ист.: Перадзе И. Письма из Киева//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1892. 13/14. С. 10-11 (на груз. яз.); Антоний (Романовский), архиеп. Доклад Преосвященного архиеп. Ставропольского и Пятигорского Антония о данной ему Святейшим Патриархом Сергием командировке в г. Тбилиси//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами - Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 нояб. 1943 г. 12: [О признании автокефалии ГПЦ])//Там же. С. 6-8; Краткие биографические сведения о Католикосе-Патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви//Там же. С. 20-21; Алексий I (Симанский), Патриарх. Речь перед литией//Там же. 1952. 12. С. 6-7; Исторические дни//Там же. С. 31-85; Архиереи епархий Грузинской Церкви. Тбилиси, 1949 (на груз. яз.); Католикос-Патриарх Каллистрат: Некролог//Там же. 1952. 2. С. 34; Телеграмма о кончине Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 10; Николай (Ярушевич), митр. Речь у гроба Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 27; он же. Кончина и погребение Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата//Там же. С. 36-40; Положение об управлении Грузинской Православной Церковью// Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь, 1800-1970: Курс. соч. Ркп./МДА. Загорск, 1974. С. 119-128; Проект реорганизации Груз. Церкви 1905 г./Сост.: В. Силогава. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.). Лит.: А. В. Радость единения//ЖМП. 1949. 12. С. 20; Жвания З. Католикосы-патриархи и архиереи Грузии с 1917 г. Кутаиси, 1994. С. 29-31 (на груз. яз.); Павлиашвили К. Грузинский духовный деятель - Каллистрат Цинцадзе//Вопросы истории культуры. Тбилиси, 1998. Вып. 4. С. 41-44 (на груз. яз.); Бенделиани М. Грузинская Православная Церковь в 30-40-е гг. XX в. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Табидзе Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2008 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе), 1932-1952. Тбилиси, 2009, 2011 (на груз. яз.); он же. Грузинские архиереи, XX-XXI вв. Тбилиси, 2010. С. 141-147 (на груз. яз.); Ростомашвили Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе): Библиогр. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

S. 605-610; Багратиони Д. Г. Мученичество святой царицы Кетеван. СПб., 1819 (на груз. яз.); Казбеги А. Мученичество царицы Кетеван: Ист. драма в 5 действиях//Иверия. Тифлис, 1883. 4. С. 3-39; 5/6. С. 3-49; 7/8. С. 97-116 (на груз. яз.); Белокуров С. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Мачавариани К. Жизнеописание св. вмц. Кетеван, царицы Кахетии. Сухум, 1912; Теймураз I Багратиони. Мученичество царицы Кетеван// Он же. Полное собр. соч./Текст, исслед., словарь: А. Барамидзе, Г. Джакобиа. Тифлис, 1934. С. 126-137 (на груз. яз.); Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений 1615-1640 гг./Сост.: М. Полиевктов. Тбилиси, 1937; Иоанн Батонишвили. Калмасоба/Сост.: К. Кекелидзе, А. Барамидзе. Тбилиси, 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Рухадзе Т. Недавно обнаруженное «Житие и страдания царицы Кетеван»//Литературули дзиебани (Лит. разыскания). Тбилиси, 1949. Вып. 5. С. 229-267 (на груз. яз.); Материалы по экономической истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1955. Т. 3. (на груз. яз.); Lives and Legends of Georgian Saints/Select. and transl. from the original texts D. M. Lang. L.; N. Y., 1956; Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Ибрахим Печеви. Сведения Ибрахима Печеви о Грузии и Кавказе/Сост., пер. на груз. яз.: С. Джикия. Тбилиси, 1964 (на груз. и тур. яз.); Искандер Мунши. Сведения Искандера Мунши о Грузии/Персид. текст с груз. пер. и предисл.: В. Путуридзе. Тбилиси, 1969 (на груз. яз); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Тивадзе Т. Материалы по внешнеполитической истории Грузии 1-й пол. XVII в., содержащиеся в архивном фонде «Сношения России с Персией»//Вопросы истории внешней политики груз. феод. гос-в. Тбилиси, 1973. Т. 2. С. 127-188 (на груз. яз.); Шарден Ж. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц. яз., исслед., коммент.: М. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Сведения и альбом о Грузии: Путешествие итал.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Н. Чихладзе Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П. , Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер./Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г.//Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.). Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati//Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии//Моамбе. 1959. 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати//Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171875.html

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

снабдил М. Полиевктов. Тифлис, 1926; Бердзенишвили Н. Исторические док-ты о евреях Грузии//Тр. Историко-этногр. музея евреев Грузии. Тб., 1940. Т. 1. С. 162-246; Описание рукописей/Сост.: Е. Николадзе. Тб., 1953. Т. 1 (на груз. яз.); Месяца октября 31 святых и победоносных мучеников Давида и Константина...//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 359-361; Мученичество Давида и Константина Аргветских//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 248-264; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мученичество Давида и Константина// Он же. Мартирика. Тб., 1980. С. 154-169 (ПДГАЛ; Т. 6); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим//Груз. проза. Тб., 1984. Т. 6. С. 581-778 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Калмасоба//Там же. С. 1-577 (на груз. яз.); Цулая Г. Из истории груз. агиографии: «Мученичество Давида и Константина»//Этногр. обозр. М., 1996. 1. С. 104-116. Лит.: Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959. Т. 1; Сакварелидзе Т. Из истории груз. чеканного искусства XII в. Тб., 1980 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Зодчие Берекашвили//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1984. Вып. 68. С. 64-66 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Моцамета//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1991. 8. С. 189-191 (на груз. яз.); он же. Ряд настоятелей Моцаметы в период Экзархата//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тб., 2006. 9. С. 167-172 (на груз. яз.); Гегечкори Г. Моцамета. Кутаиси, 1991(на груз. яз.); Ланчава О., Карцидзе Н. Укимериони - «город-крепость Цкалцители»//Тр. Кутаисского гос. ист. музея. Кутаиси, 2009. Вып. 19. С. 9-16 (на груз. яз.); Ланчава О., Мумладзе Ц. Гармония цветов груз. рукописи. Кутаиси, 2010; Ткешелашвили Л. Моцамета. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс благодаря местоположению на высоком скалистом мысе, омываемом с 3 сторон рекой, и мощной ограде создает впечатление хорошо укрепленной крепости. Комплекс составляют кафоликон, колокольня, 2 башни, ограда, келейный корпус, др. постройки. Вход в мон-рь возможен с севера через мост; еще один мост соединяет основную территорию монастыря с частью, где расположены жилищные и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

1976. Вып. 12. С. 18 (на груз. яз.); Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесир. лит. памятник. М., 1984. С. 185-213; Чхенкели М. Агиогр. сочинение из Афонского «Многоглава»//Мацне: сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. 4. С. 59-72 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); она же. Апокалипсис Иакова//Там же. С. 230-246 (на груз. яз.); Чумбуридзе Л. Псевдоклементийский роман и его груз. перевод//Ист.-филол. сб. Тбилиси, 1997. С. 105-110 (на груз. яз.); Кобиашвили М. «Хождения» Андрея Первозванного в пер. Евфимия Афонского//Лит. разыскания. Тбилиси, 1998. Вып. 19. С. 105-116; 2000. Вып. 21. С. 107-117 (на груз. яз.); Каджая Л. Ханметная редакция мученичества св. Киприана и св. Иустины//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 291-297 (на груз. яз.); она же. Ханметная редакция мученичества св. Кристины//Там же. 2005. Вып. 21 (на груз. яз.); Чагунава Р. , Чикватия Н. Хронол. вопросы в чтении «Диалог между Василием и Григорием»//Груз. Патриархия. 2004. 1 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Духовная поэзия (переводная и оригинальная) представлена в основном в виде приложений к различным литургическим сборникам. Ее тематика касается литургической поэзии (праздники, святые, библейская и новозаветная история и т. п.). Это в основном ямбики догматико-моралистического и личностно-религ. характера. Расцвет нелитургической поэзии приходится на XI в., т. н. эллинофильский период груз. лит-ры, и ее распространение связано с именем прп. Ефрема Мцире. Особенное развитие поэзия получила в XI-XII вв. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Первыми пространными образцами поэзии стали переведенные прп. Ефремом догматико-моралистические стихи свт. Григория Богослова; под названием «Стостишие» они были включены в сборник сочинений святителя (Hieros. Patr. 43 - Кекел.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010