Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

З. Схиртладзе Ист.: Муравьёв А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Краткое описание мон-рей Грузии: Пустынь прп. отца нашего Давида Гареджели//Груз. духовный вестник. 1869. 8. С. 36-50 (на груз. яз.); Гавриил Мцире. Жития гареджийских преподобных/Сост.: З. Схиртладзе. Тб., 2002 (на груз. яз.); Исторические документы Гареджи, XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе и др. Тб., 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.). Лит.: Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи: Очерк по истории искусства Грузии/Акварели и рис.: Е. Лансере. Тб., 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тб., 1957. Т. 1; Кавтария М. Давидгареджийская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. Из истории отношений груз. феод. сеньорий. Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Хандиси: Проблема рельефа на примере одной группы груз. стел посл. четв. V, VI и 1-й пол. VII в. Тб., 1972; Иоселиани П. Житие Георгия Тринадцатого. Тб., 1978 (на груз. яз.); Бердзенишвили М. Материалы к истории груз. общественности 1-й пол. XVIII-XIX вв. Тб., 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Царский ктиторский портрет в главном храме гареджийского мон-ря Натлисмцемели//Сабчота хеловнеба (Советское искусство). Тб., 1983. 11. С. 96-110 (на груз. яз.); он же. Опять о ктиторском изображении Натлисмцемели//Там же. 1987. 3. С. 108-113 (на груз. яз.); idem. Les portraits de l " église principale du monastere Natlismtsemeli à Garedja//Зограф. Београд, 1993. Т. 23. P. 5-14; он же. Фреска монаха в гареджийском мон-ре Натлисмцемели//Груз. Патриархия. Тб., 1999. Вып. 1. С. 33-39 (на груз. яз.); он же. Неизвестный очерк о Гареджийском Многогорье//Тбилисская духовная академия и семинария: Газ. Тб., 2000. 6(18) (на груз. яз.); он же. Деятельность ктитора мон-ря Натлисмцемели на Гареджийском Многогорье мамасахлиси Иоанна//Монашеская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тб., 2001. С. 133-166 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи пещерных мон-рей Давид-Гареджи//Гареджи: Тр. Кахетинской археол. экспедиции. Тб., 1988. Вып. 8. С. 130-155 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Е. С. принадлежит также 1-й груз. учебник правосл. богословия, составленный по сочинениям преподобных Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита и Михаила Синкелла . Фрагмент учебника сохранился в ранней рукописи XI в. (Hieros. Patr. 151), целиком текст - в поздних рукописях (НЦРГ. A 853, 1725 г.; A 240, 1791 г.; A 200, XVIII-XIX вв.; H 5, XVIII в.; A 1158, 1796 г.- эту ркп. готовит к печати Н. Чикватия). Пер.: Λμπρος Σ. Κατλογος τν ν τας βιβλιοθκαις το Αγου Ορους λληνικν κωδκων. Αθναι, 1888. Σ. 147b; Хаханов А. Афонский Иверский мон-рь 1074 г. Тифлис, 1901; BHG, N 2143; «Апокалипсис» Иоанна Богослова и его перевод: Древняя груз. версия/Исслед., словарь: И. Имнаишвили//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1961. Вып. 7. С. 3-205 (на груз. яз.); Древнегруз. переводы средневек. новелл/Изд.: М. Двали. Тбилиси, 1966. Т. 1 (на груз. яз.); Мученичество вмч. Феодора Стратилата//Грузия в эпоху Руставели: Сб., посвящ. 800-летию Шота Руставели/Ред.: М. Кавтария. Тбилиси, 1966 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Груз. версия произведений Псевдо-Макария/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Maximus Confesseur. Vie de la Vierge/Ed., trad. M.-J. van Esbroeck. Lovanii, 1986. 2 vol. S. 418-479. (CSCO; 478-479. Iber.; 21-22); Иоанн, прп. «Лествица преподобного отца нашего Иоанна (Лествичника), Синайской горы настоятеля»/Пер., предисл.: Евфимий Мтацмидели (Святогорец)//Календарь Грузинской Церкви на 1986 г. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. Т. 1, 2 (на груз. яз.); он же. Толкование на Евангелие от Матфея/Изд.: М. Шанидзе. Тбилиси, 1996. Т. 1, 2; 1998. Т. 3 (на груз. яз.); Груз. переводы «Учений» Зосима/Ред.: М. Барамидзе. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Greg. Nazianz. Opera: Vers. iber. Turnhout, 1998. Vol. 1: Oramiones I, XLV, XLIV, XLI/Ed. H. Metreveli et al. (CCSG; 36 [CN; 5]); 2000. Vol. 2: Oramiones XV, XXIV, XIX (CCSG; 42 [CN; 9]); 2001. Vol. 3: Oramio XXXVIII (CCSG; 45 [CN; 12]); 2004. Vol. 4: Oramio XLIII/Ed. B. Coulie, H. Metreveli et al. (CCSG; 52 [CN; 17]); 2007. Vol. 5: Oramiones XXXIX, XL (CCSG; 58 [CN; 20]); Толкование Посланий ап. Павла по сочинениям свт. Иоанна Златоуста и св. отцов/Ред.: Е. Кочламазашвили. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Евагрий Понтийский, прп. Житие Баграта Тавроменийского: Груз. версия/Изд.: Г. Нинуа. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187800.html

Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Аракчиев Д. И., Гроздова А. А. Два письма по поводу отзыва г-на Н. И. Компанейского о литургии груз. расп. в гармонической обработке Н. С. Кленовского//РМГ. 1902. 51/52. Стб. 1292-1297; Чхиквадзе З. [Рец.:] Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста груз. (кахетинского) расп. Н. Кленовского//Иверия. 1902. 265. С. 3-4 (на груз. яз.); Компанейский Н. И. Литургия св. Иоанна Златоуста груз. расп.//РМГ. 1902. 42. Стб. 998-1011; Кастальский А. Д. Письмо в редакцию//Там же. 1903. 7/8. Стб. 206-207; Аракишвили Д. И. [Рец. на изд.:] Кленовский Н. Песнопения на литургии Св. Иоанна Златоустаго груз. (кахетинского) расп.//Иверия. 1903. 24. С. 3-4 (на груз. яз.); он же (Аракчиев Д. И.). Краткий очерк развития груз., карталино-кахетинской нар. песни с приложением нотных примеров и 27 песен в нар. гармонизации. М., 1905; он же. О ладовой структуре нар. песен Зап. Грузии. Тб., 1954 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Мемуары. Тб., 1932 (на груз. яз.); Тавзишвили Г. История народного образования и педагогической мысли в Грузии, 1801-1870. Тб., 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Очерки из истории нар. образования, XIX в. Тб., 1951 (на груз. яз.); Цамцишвили А. А. Мревлишвили, 1823-1889//Грузинские деятели нар. образования и нар. учителя/Ред.: В. Швангирадзе. Тб., 1955. Сб. 2. С. 3-8 (на груз. яз.); Мшвелидзе А. Музыкальное образование в Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Грузинское церк. пение в период экзархов//Грузинское церк. пение: Народ и традиция: Докл. науч. конф. 16 марта 2001 г. Тб., 2001. С. 173-202 (на груз. яз.; резюме на рус. и англ. языках); Кастальский А. Д. Статьи, мат-лы, воспоминания, переписка/Ред.-сост.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; 5) (по указ.); Жужунадзе Б. Новые тенденции в груз. церк.-певч. традиции XIX в. Тб., 2009 (на груз. яз.); Мачуришвили Г.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Т. 1 (на груз. яз.); он же. О грамотах, определяющих цену крови//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 1-107 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологические экскурсии и заметки. Тифлис, 1914. Т. 2 (на груз. яз.); Луи Гранже. Письмо, посланное с Востока отцом Луи Гранжиэ его преподобию отцу Клод Аквавива, генералу Иезуитского Ордена из Мокви, в Мингрелии, 2 марта 1615 г.//СМОМПК. 1915. Вып. 44. С. 31-52; Арканджело Ламберти. Описание Самегрело/Пер.: А. Чкония, ред.: Л. Асатиани. Тифлис, 19382 (на груз. яз.); Георгика. 1941. Т. 4. Ч. 1 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Государственного Музея Грузии: Рукописи новой (Q) коллекции Музея/Сост.: И. Абуладзе. Тб., 1957. Т. 1; 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Исторические документы царства Имерети и княжеств Гурии и Одиши, 1466-1770. Тб., 1958. Т. 1/Сост.: Ш. Бурджанадзе (на груз. яз.); Дон Джузеппе Джудиче из Милана. Письма о Грузии, XVII в./Пер., предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1964 (на груз. яз.); Павел Алеппский, архидиак. Материалы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. архидиак. Павлом Алеппским/Сост.: Н. Ш. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. и рус. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Макарий Антиохийский. Сведения о Грузии//Армагани. Тб., 1982. Т. 3. С. 88-122 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тб., 1988. Т. 3. Ч. 1 (на груз. и рус. языках); Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.); Ахаладзе Л. Эпиграфика Абхазии как ист. источник. Тб., 2005. Т. 1 (на груз. яз.); Силогава В. Грузинская эпиграфика Самегрело и Абхазии. Тб., 2006 (на груз. яз.); Материалы посольств Гавриила Гегенава, Федота Елчина и Павла Захарьева, 1636-1640 гг./Сост.: Дж. Гамахария. Тб., 2014 (на груз. и рус. языках); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили. Тб., 2016 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тифлис, 1902 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия Тринадцатого.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3. P. 164-166; 1843. Vol.: Atlas. Pt. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1850. Vol.: Atlas. Pl. XXXIX, XL, XLI; 1851. Vol. 3; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 99-178; Внешняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1885. 43 (на груз. яз.); Церетели И., свящ. Женский мон-рь в Мгвимеви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1886. 6 (на груз. яз.); Кондаков Н. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1890. С. 145-148; Чачанидзе А., свящ. Из письма С. Н. Церетели//Иверия. Тифлис, 1894. 206 (на груз. яз.); Церетели С. Н. Монастырь Мгвимеви//Там же. 191. С. 3-4 (на груз. яз.); Вашадзе В. Мгвимский жен. мон-рь в Земо-Имерети/Мцкемси (Пастырь). 1898. 2 (на груз. яз.); Церетели Г. Е. Археологическая прогулка//МАК. 1898. Т. 7. С. 92-100; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Амиранашвили Ш. Описание фрагментов фресковой росписи в храме мон-ря Мгвиме Шорапанского у.//Изв. Кавк. отд. Моск. АО. Тифлис, 1921. Вып. 6. С. 59; он же. Бека Опизари. Тб., 1956; он же. История груз. искусства. Тб., 1971; Какабадзе С. К вопросу о ктиторах Мгвиме в Имеретии: Мелкие известия и заметки//Изв. КавИАИ. 1926. Вып. 4. С. 126-137; Гордеев Д. Мгвимская резная дверь//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1927. Вып. 3. С. 195-238; Какабадзе С. Предварительные сведения о некоторых эпиграфических материалах Зап. Грузии// Он же. Исторический сб. Тифлис, 1929. Кн. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Замятин С. Н. Пещерные навесы Мгвимеви близ Чиатуры: Первые следы наскальной палеолитической графики в Закавказье//Сов. Арх. 1937. 3. С. 57-76; Чубинашвили Н. Г. Грузинская средневек. художественная резьба по дереву (перелома X-XI вв.). Тб., 1958; Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Кения Р. Чеканка алтарных врат церкви мон-ря Мгвимеви//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1969. Вып. 18. С. 22-27 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из соц.-полит. истории Зап. Грузии феод. периода (сеньории). Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Гомелаури И. Мгвимеви: Памятник груз. архитектуры XIII в. Тб., 1982 (на груз., рус. яз.); Сакварелидзе Т., Алибегашвили Г. Грузинские иконы. Тб., 1994 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Имерети. Тб., 1995 (на груз. яз); Хускивадзе И. «Народные» росписи груз. церквей позднего средневековья. Тб., 2003 (на груз. яз.); Monuments of Georgia " s Cultural Heritage. Tbilisi, 2010 (на груз., англ. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. 341-343; Т. 2. С. 89-90 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

Пер.: Мудрость Балавара. СПб., 1897. Изд.: Das Martyrium des heiligen Eustatius von Mzcheta/Hrsg. v. H. Harnak. B., 1901. P. 875-902 (на нем., груз. яз.); Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайской горы/Ред.: Н. А. Бердзенишвили, И. А. Джавахишвили. М.; Л., 1940 (на рус., груз. яз.); Георгий Мтацминдели. Житие Иоанна и Евфимия Мтацминдели/Ред.: И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1946 (на груз. яз.). Лит.: Джорбернадзе С. Основание и развитие Тбилисского ун-та//Тбилисский ун-т, 1918-1968. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. Иване Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Метревели Р. Иване Джавахишвили и Тбилисский ун-т. Тбилиси, 1996 (на рус., груз., англ. яз.); Бакрадзе А. , Джавахишвили Н. Описание личного архива Ивана Джавахишвили. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Барамидзе А. Г. И. А. Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Ломтатидзе Г. А. Иван Александрович Джавахишвили. Тбилиси, 1976; Кикнадзе Р. К. И. А. Джавахишвили и источниковедение истории Грузии. Тбилиси, 1976; Киквидзе А. , сост. Сб. к 100-летию со дня рождения академика Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Какулия Ш. Проблема человека в научном наследии И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Каландадзе А. Н. Иване Джавахишвили и археология Грузии. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Джорбенадзе С. М. Жизнь и деятельность Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1981, 19842 (на груз. яз.); Кодуа Е. И. Джавахишвили: Социологические и историко-филос. искания. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Коранашвили Г. Иване Джавахишвили: Попытка нового прочтения. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Иване Джавахишвили: Энцикл. словарь/Ред.: Р. Метревели. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Куталадзе Г. , Талахадзе И. , сост. Иване Джавахишвили: Библиогр., 1976-2004. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Коранашвили Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/171809.html

Лит: Путуридзе В. Арабский историк о Тбилиси XII в.//Энимкис моамбе (Лингвист. вестн.). Тбилиси, 1943. Т. 13 (на груз. яз.); Джавахишвили. История народа. 19652. Т. 2. С. 193-220 (на груз. яз.); Давлианидзе Л. Об известиях Мате Урхаели о Давиде Агмашенебели//Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси, 1966. С. 242-252 (на груз. яз.); Копалиани В. Взаимоотношения Грузии с крестоносцами и Византией. Тбилиси, 1969 (на груз. яз.); Метревели Р. В. Внутриклассовая борьба в феод. Грузии XII в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); он же. Давид IV Агмашенебели. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.); Месхиа Ш. А. Дидгорская битва. Тбилиси, 1974; Лордкипанидзе М. Д. Внутренняя политика и внешнеполит. положение Грузии в 80-х гг. X - 80-х гг. XI в.//ОИГ. 1979. Т. 3. С. 210-224 (на груз. яз.); она же. Кон. XI и 1-я четв. XII в.//Там же. С. 225-256 (на груз. яз.); она же. Давид IV Агмашенебели//Там же. С. 257-262 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 271-272 (на груз. яз.); Авалишвили З. Д. Из эпохи крестоносцев. Тбилиси, 1989. С. 5-26 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Царь Давид IV и его прозвище Агмашенебели//Мацне (Вестник): Сер. ист. Тбилиси, 1989. 3. С. 43-44 (на груз. яз.); Гоголадзе А. Давид IV Агмашенебели//Грузинские цари. Тбилиси, 2000. С. 122-131 (на груз. яз.); он же. Завещание Давида Агмашенебели мон-рю Шиомгвиме. Тбилиси, 2001. С. 163-167 (на груз. яз.); Джапаридзе Г. И. Грузия и ближневост. мир XII-XIII - 1-й трети XIII в. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Дундуа Г. , Дундуа Т. Груз. нумизматика. Тбилиси, 2006. С. 196-198 (на груз. яз.). А. Э. Габидзашвили Иконография Д. С. изображен на фреске XVI в. в соборе Рождества Богородицы мон-ря Гелати. Образ царя открывает галерею исторических лиц в ктиторском ряду на сев. стене сев. рукава храма. Фронтальную фигуру Д. С., превосходящую по размерам остальные, выделяет величественная осанка, в правой руке он держит акакию (мешочек с землей), в левой - модель храма. Портретные черты Д. С.: пропорциональное лицо, миндалевидные глаза, короткий прямой нос, густые брови, короткая округлая седоватая борода - передают благородный образ правителя. Царский венец с подвесками-пендулиями, обрамляющими лицо, усыпан драгоценными камнями. Лоратное облачение Д. С. представляет собой упрощенный вариант царских одежд, характерный для поздневизант. периода (XIV-XV вв.). Изображение сопровождает надпись на асомтаврули : «Великий, выдающийся среди царей, Строитель вовеки, да пребудет память о нем. Аминь».

http://pravenc.ru/text/168512.html

Лит.: Бакрадзе Д. Царь Мириан и св. Нино. Тифлис, 1880 (на груз. яз.); Хаханов А. Источники по введению христианства в Грузии//Древности восточные: Тр. МАО. 1893. Т. 1. Вып. 3; Такаишвили Е. Крещение Грузии: Источники груз. летописей: Три хроники. Тифлис, 1900; Кекелидзе К. , прот. К вопросу о иерусалимском происхождении Груз. Церкви//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 3/4; он же. Главные ист.-хронол. вопросы обращения грузин. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); он же. Иеремия Иверийский, антинесторианский деятель V в.//Этюды. 1956. Т. 1; Кикнадзе З. , Мирзашвили Т. О чем повествует «Книга» Мириана. Тбилиси, 1985. 6 (на груз. яз.); Чхартишвили М. С. Источниковедческие проблемы изучения груз. агиографии: Житие св. Нино. Тбилиси, 1987 (на груз. яз., рез. на рус. яз.); Джанашиа Н. С. Картли во 2-й пол. V в.: Вахтанг Горгасал//ОИГ. 1988. Т. 2; Мамулия Г. Картлийская Церковь, V-VI вв. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.; рез. на англ., рус. яз.); Патаридзе Л. А. Житие св. Нино: Культурно-ист. вопр. изуч. обращения Грузии в христианство. Тбилиси, 1993 (на груз. яз.); она же. Обращение грузин по «Картлис Цховреба». Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); она же. Еврейская диаспора Мцхеты: Соц. статус//Юбил. сб., посвященный 75-летию Д. Мусхелишвили. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Kiknadze Z. The Conversion of Kartli//Letters from Georgia. W., 1994. Bd. 1; Хоштариа-Броссе Э. Леонтий Мровели и «Картлис Цховреба». Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Г. Житие св. Нины и начало груз. агиографии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Болквадзе Г. Первый христианский храм в Мцхете - нижняя церковь «Святая Святых»//Дзиебани. Тбилиси, 1998. 2 (на груз. яз.); Кипиани Г. Начало археол. изучения купольного храма Преображения жен. мон-ря Самтавро//6-я науч. сессия: Отчеты. Мцхета, 30 апр. 2003 г. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.); Николозишвили Н. От Завулона до Мириана//Кавказский лит.-ист. Олимп. Нальчик, 2003. 12; То же//Клио. Тбилиси, 2003. 17) (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Греческие надписи в Грузии. Тбилиси, 20042 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

литературоведения. Тбилиси, 1999. Вып. 2. С. 91-99 (на груз. яз.); Парулава Г. К природе худож. образа в древнегруз. прозе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Лорткипанидзе М. «Житие Иоанна и Евфимия» и «Житие Георгия Мтацминдели» как исторический источник//Труды ТГУ. Тбилиси, 1984. Т. 246 (на груз. яз.); Тварадзе Р. Пятнадцативековое единство. Тбилиси, 1985. С. 302 (на груз. яз.); Гулбекиан Р. Подлинные сведения о славном мученичестве царицы Грузии Кетеван. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Что такое агиография? Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); он же. Образы и мысли: Лит.-эстетические очерки. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Челидзе Е. О лит. источниках Иоане Сабанисдзе//Гулани. Тбилиси, 1989. С. 10-21 (на груз. яз.); Апциаури Н. К изучению миссионерской деятельности св. Нино//Ориенталистические разыскания. Тбилиси, 1994. Т. 1 (на груз. яз.); Коплатадзе Г. , Рухадзе Г. Богословие агиографии. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.). V. Груз. переводная агиографическая лит-ра сохранила в переводах мн. утраченные оригинальные сочинения: напр., Житие Тимофея Столпника (Чудотворца) (Jer. 3, XI в.; Кекел. А 682, XII в.; 4 поздних рукописи - Кекелидзе. Этюды. 1957. Т. 4. С. 311-406). Обширный текст содержит 25 пространных чудес и был переведен сначала с араб. языка на греч., затем на груз. Имя святого в Месяцесловах не сохранилось. Также известны переведенные с греч. языка Мученичества св. Боа (Ath. Iver. 8, X в.- Кимени. 1946. Т. 1/2. С. 44-50), св. Елианоса (Кекел. А 95, XI в.- Там же. Т. 2. С. 32-37) и др. ( Габидзашвили. Переводная груз. агиография. 2004. С. 108-115). Груз. переводчиками с греч., арм., араб., сир. языков была переведена большая часть визант. и восточнохрист. агиографии. Это мученичества и жития всех редакций: кименной, метафрастической и синаксарной. Как правило, груз. переводчики значительно пополняли текст за счет дополнительных источников, вносили изменения в композицию произведения. Первое свидетельство о переводе на груз. язык визант. мартирологических сборников содержится в Мученичестве св.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010