Соч.: [Проект реорганизации Грузинской Церкви]//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1905. 1. С. 2 (на груз. яз.); Автокефалия Церкви Грузинской: Ист. очерк IV-XI вв. Тифлис, 1905; Ист. справка по вопросу об автокефальности Груз. Церкви//ДВГЭ. 1906. 4. 15 февр. С. 6-16 (отд. отт.: Тифлис, 1906); Телеграмма [Патриаршему Местоблюстителю Преосвященному Алексию, Митр. Ленинградскому и Новгородскому]//ЖМП. 1944. 7. С. 6; Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию ко дню новолетия и к празднику Рождества Христова//Там же. 1947. 1. С. 9; Телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Поздравление с 800-летием престольного града Москвы]//Там же. 10. С. 7; Речь, произнесенная Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы: [К 500-летию автокефалии Русской Церкви]//Там же. 1948. 8. С. 9-10; Слово на Святую Пасху, сказанное в Сионском соборе в Тбилиси 24 апр. 1949 г.//Там же. 1949. 5. С. 34-35; Ответная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Благодарность за поздравление с днем памяти равноап. Нины]//Там же. 1950. 3. С. 6; Ответ Патриарха-Католикоса всея Грузии Каллистрата на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, 2 апр. 1950 г.//Там же. 7. С. 12; Речь на Грузинской Республиканской Конференции сторонников мира в Тбилиси 19 сент. 1951 г.//Там же. 1951. 11. С. 26-27; Речь на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира//Там же. 12. С. 18-19; Воспоминания об Илии [Чавчавадзе]//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. 2. С. 171-174 (на груз. яз.); Письмо Каллистрата Цинцадзе Иване Джавахишвили//Груз. язык и лит-ра в школе. Тбилиси, 1986. 2/3. С. 110-119 (на груз. яз.); Иверская Церковь в период Сасанидов (265-570 гг.)//Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.) Тбилиси, 1987. 3. С. 59-113 (на груз. яз.); Из моих воспоминаний: Док-ты о народно-политическом, социальном и религиозном бытии Грузии на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 19 (на груз. яз.); О груз. антиминсе: Заметка//Лит-ра и искусство. Тбилиси, 1992. 1/2. С. 195-217 (на груз. яз.); Квашветская церковь св. Георгия в Тифлисе. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); О личности Никифора Ирбаха//Месхети: Ист. сб. Тбилиси; Ахалцихе, 1999. Вып. 3: К 300-летию груз. книги. С. 170-197 (на груз. яз.); Мои воспоминания. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Сасанидский период Иверской Церкви (265-570 гг.)//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). 2003. Июнь-июль. С. 16-18 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Церкви: в честь Рождества Пресв. Богородицы (1527, построена еп. Руставским Иларионом на престоле более древней церкви); во имя вмч. Георгия (кон. XVII в.); в честь Успения Пресв. Богородицы (дата неизв.; возможно, XIX в.). В нач. XXI в. в М. были построены и возведены на фундаментах древних храмов еще несколько церквей: в 2005-2006 гг.- во имя св. Иоанна Предтечи, в 2015 г.- во имя прп. Антония Марткопского и во имя св. Иоанна Предтечи (обе на столпе прп. Антония), во имя вмч. Георгия (на древнем фундаменте), во имя вмц. Варвары, во имя свт. Николая, еп. Мирликийского. Строится ц. во имя св. Иоанна Предтечи на вершине Швиндадзе. Столп прп. Антония находится на горе к востоку от М. По преданию, святой построил его, скрепляя камни оленьим молоком и яичным желтком. Строение выдержало множество переделок. Среди исторических зданий мон-ря выделяется 4-этажная колокольня (в вост. части комплекса), выстроенная из известкового камня и кирпича. Внешне она похожа на колокольни мон-ря Никорцминда и тбилисского храма Анчисхати , оформлена ромбами, крестами и стрельчатыми арками, выполненными кирпичной кладкой, характерной для позднесредневек. груз. архитектуры. М. Сахлтхуцишвили Ист.: Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Т. 1: 1578-1613 гг.; Иоселиани П. Описание Марткопского мон-ря, составленное надворным советником и кавалером П. Иоселианом. Тифлис, 1847; он же. То же/Сост., пер. с рус. яз.: Х. Марушашвили. Тб., 2009 (на груз. яз.); Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie en 1847-1848. St.-Pt., 1850. Vol. 2; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Кн. 1); Мон-рь Марткопи и его состояние//Дроеба (Времена). Тифлис, 1883. 165. 21 авг. С. 1-2 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 11. С. 9-10 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторический сб. Тифлис, 1913. Т. 1 (на груз. яз.); Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тб., 1961 (на груз. яз.). Лит.: Арджеванидзе И. От Тбилиси до Алазанской долины. Тб., 1958. С. 69-70 (на груз. яз.); Матиашвили А. Марткопский мон-рь Гвтаеба. Тб., 1963 (на груз. яз.); он же. Акриани-Мартомкопи-Марткопи-4500: Природа, прошлое, быт. Тб., 1998. 3 т. (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Менабде Л. Древнегрузинские культурные очаги. Тб., 1992 (на груз. яз.); Гоиладзе В. Родина ассирийских отцов и Грузия. Тб., 2002 (на груз. яз.); Мерквиладзе Д. Ассирийские отцы. Тб., 2006. Т. 1 (на груз. яз.); Монастырь Марткопи//Сапатриаркос уцкебани (Ведомости Патриархии). Тб., 2009. 8. 5-11 марта. С. 17-20 (на груз. яз.); Мачуришвили Г., Тогонидзе Л. Жизнь и деятельность духовных лиц XVIII-XX вв. Тб., 2012. Т. 1 (на груз. яз.); Архим. Харлампий (Хомасуридзе), 1874-1960//Сапатриаркос уцкебани. 2013. 4. 24-30 янв. С. 18-20 (на груз. яз.); Ассирийские отцы: Сб. Тб., 2013 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

пер. «Хронографии» Георгия Амартола. Тифлис, 1920. Ч. 1 (на груз. яз.); Грузинский перевод хронографа Георгия Амартола. Тифлис, 1926. Ч. 2: Исследование. Предисл. на груз. и нем. языках (на груз. яз.); Хронограф Георгия Амартола и его груз. перевод//Известия/Тифлисский ун-т. Тифлис, 1926. Т. 6. С. 20-60 (на груз. яз.); Платон. Критон/Пер. с древнегреч.: К. Каухчишвили//Кавксиони (Кавказ). Тифлис, 1924. 1. С. 219-235 (на груз. яз.); он же. Апология Сократа/Пер. с древнегреч.: К. Каухчишвили//Чвени мецниереба (Наше наследие). Тифлис, 1926. 17/18. С. 10-18 (на груз. яз.); Джавахишвили И. История груз. народа/Сост., предисл.: С. Каухчишвили. Тифлис, 1928. Т. 1; Тбилиси, 1948. Т. 2; 1949. Т. 3; То же. 1960. Т. 1; 1965. Т. 2; 1966. Т. 3; 1967. Т. 4 (на груз. яз.); он же. Цель истории, источники и методы прежде и теперь/Сост.: С. Каухчишвили. Тифлис, 1945. Т. 1; 1949. Т. 3. Ч. 1 (на груз. яз.); Прокопий Кесарийский. Сведения... о Грузии/Сост.: С. Каухчишвили//Моамбе (Бюллетень)/Музей Грузии. Тифлис, 1929-1930. Вып. 6. С. 315-372; 1931-1932. Вып. 7. С. 121-176; 1933-1934. Вып. 8. С. 225-279 (на груз. яз.); Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Греч. тексты с груз. пер. С. Каухчишвили. Тифлис, 1934. Т. 2; 1936. Т. 3; Тбилиси, 1941. Т. 4. Вып. 1; 1952. Т. 4. Вып. 2; 1961. Т. 1; 1963. Т. 5; 1965. Т. 2; 1966. Т. 6; 1967. Т. 7; 1970. Т. 8 (на груз. яз.); Аристотель. Государственное устройство Афин (Афинская полития)/Пер. с древнегреч.: К. Каухчишвили. Кутаиси, 1935 (на груз. яз.); Иоанн Петрици. Труды/Ред., исслед.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1937. Т. 2: Комментарии к «Элементам теологии» Прокла Диадоха; 1940. Т. 1: Элементы платоновского философа Прокла Диадоха (на груз. яз.); Мудрость Балавара/Сост., исслед., введ., словарь: С. Каухчишвили, Ш. Нуцубидзе, И. Абуладзе. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); Картлис Цховреба: Список царицы Анны/Сост.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Византийский роман VI в. «Галактион и Епистимия»//Известия/Ин-т языка, истории и материальной культуры им.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

В нач. XIX в. территории Д. е. наряду с территориями Бичвинтской (Пицундской) и Моквской епархий , входивших до тур. господства в состав Абхазского княжества, были присоединены сначала к Цагерской , затем к Чкондидской епархиям ГПЦ. В 1851 г. с вхождением Абхазии в состав России была образована Абхазская (с 1885 Сухумская) епархия Грузинского Экзархата РПЦ ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Заброшенный кафедральный храм в Дранде в 1885 г. был восстановлен рус. монахами, основавшими здесь мон-рь ( Агафодор (Преображенский). 1894. С. 21-27). В 1917 г. была восстановлена автокефалия ГПЦ и территории Д. е. вошли в состав новообразованной Сухумско-Чкондидской (с окт. 1919 Сухумско-Бедийской, с сер. 20-х гг. XX в. Сухумско-Абхазской) епархии ГПЦ. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845; Описание груз. рукописей: Синайская коллекция/Сост.: Ц. Чанкиева, Л. Джгамаия. Тбилиси, 1979. Т. 2. С. 170 (на груз. яз.); Джованни да Лука. Сведения об Абхазии и Мегрелии// Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160-161 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 92; Белокуров С. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 324, 351-352; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894. С. 21-27; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901. С. 79; Жордания Ф. Омофор Моквской церкви (в Абхазии) с ист. приписками//Иверия. Тифлис, 1902. 92 (на груз. яз.); Какабадзе С. О кровных грамотах//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1924. Вып. 2. С. 65-66 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 244 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 309; Метревели Е. Мат-лы к истории иерусалимской груз. колонии, XI-XVII вв. Тбилиси, 1962. С. 15-22, 53-54, 72, 107, 109, 174 (на груз. яз.); Хотелашвили М., Якобсон А. Визант. храм в с. Дранда (Абхазия)//ВВ. 1984. Т. 45. С. 192-200; Табагуа И. Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тбилиси, 1987. Т. 3. С. 160, 162-166 (на груз. яз.); Меписашвили Р. Дранда: Памятник архитектуры VIII в.//IV Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1989. С. 1-2 (на груз. яз.); Хорава Б. К датировке Моквского омофора//Ист. разыскания. Тбилиси, 2001. Вып. 4. С. 18-27 (на груз. яз.); он же. Драндское епископство//Вопр. гуманитарных наук. М., 2006. 4. С. 17-22; Кудава Б. Церковь Зап. Грузии, IX-XI вв.: Канд. дис. Тбилиси, 2002. С. 25-40, 47-49, 63-64. Ркп. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/180409.html

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888; Марр Н. Я. Синодик Крестного мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1967. Т. 5 (на груз. яз.); Отчет посольства Алексея Иевлиева в царство Имерети в 1650-1652 гг./Рус. текст, с обзором рукописей и груз. переводом к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Статейный список посла Никифора Толочанова в Имерети, 1650-1652 гг./Рус. текст с груз. переводом и обзором рукописей к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1970 (на рус. и груз. языках); Жан Шарден. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и реляции Кристофоро де Кастелли/Текст расшифровал, пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1977 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тб., 1902 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тб., 1974. С. 35, 47; Акопашвили Г. Грузинский дипломат Николоз Чолокашвили - Никифоре Ирбахи, XVII в. Тб., 1977 (на груз. яз.); Табагуа И. Посольство Никифора Ирбаха в Европе//Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1986. Т. 2 (на груз. яз.); Сванидзе М. Посольство Никифора Ирбаха (Николоза Чолокашвили) в Европу в 1626-1629 гг. с целью создания антиосманской коалиции// Он же. Очерки по грузино-османской истории, XIV-XVIII вв. Тб., 1990 (на груз. яз.); Ватеишвили Дж. По следам Никифора Ирбаха//Мацне (Вестник)/Сер. истории, этнографии и истории искусства. Тб., 1991. Вып. 2. С. 76-80 (на груз. яз.); Жордания Г., Гамезардашвили З. О дипломатической миссии Никифора Ирбаха// Они же. Римско-католическая миссия и Грузия. Тб., 1994 (на груз. яз.); Чехановец Я. Грузинская Церковь на Св. земле. М., 2012. С. 89-91. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565534.html

д. К церковному праву также относятся документы гражданского права, так или иначе касающиеся вопросов церковного законодательства: «Правило и порядок помазания царем» (XI в.),«Распорядок царского двора» (XIV в. ), «Судебник, или Правила Бека и Агбуги», «Уложение Георгия Блистательного», «Судебник Вахтанга VI» (XVII в.), а также грамоты, регулирующие отношения гос-ва и Церкви (жалованные, верности, пожертвования, поборные книги и т. д.), литургические памятники, церковные типиконы и т. д., в к-рых рассмотрены мн. вопросы церковного права. Ист.: Номоканон Иоанна Постника в его редакциях груз., греч. и слав./Ред.: Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Ответы Петра Хартофилакса (кон. XI в.)//ЗапИФО. 1909. Т. 8. 14. С. 1-19 (груз. и греч. тексты); О груз. католикосе 1543-1549 гг.//ПГП. 1965. Т. 2 (на груз. яз.); «Книга, написанная о Евфимии Великом, монаха Георгия» и «Вопросы и ответы, написанные учеником Евфимия Мтацминдели Теодоре Сабацминдели»//Там же. 1970.Т. 3.С. 5-11, 12-18; (на груз. яз.); Постановление церк. собора 1263 г.//Там же. С. 161-164 (на груз. яз.); Мцнеба Сасджулой: Канонич. письмо Антиохийского патр. Михаила Абхазскому католикосу (1470-1474 гг.)//Там же. С. 221-232 (на груз. яз.); Заповеди и каноны, установленные католикосом Гергетским (XVI в.)//Там же. С. 351 (на груз. яз.); Решение суда церк. собора 1702 г. о настоятеле мон-ря (6-е правило)//Там же. С. 633-635 (на груз. яз.); Правило 7 церк. собора 1748 г.//Там же. С. 798-805 (на груз. яз.); Решение суда церк. собора 20 дек. 1762 г. об управлении епархией//Там же. С. 848-850 (на груз. яз.); О епископе (35-й пункт)//Там же. С. 871-887 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора//ПГП (на груз. яз.); То же/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Великий Номоканон/Ред.: Э. Габидзашвили, Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.). Лит.: Brosset M. Notice sur un Nomocanon géorgien. СПб., 1874. Р. 373-374; 1876. Р. 113-168; Бенешевич В.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Вып. 4. 6 (на груз. яз.); Каухчишвили С. Ефрем Мцире и вопросы греко-визант. стихосложения//Тр. ТГУ. 1946. Вып. 27b (на груз. яз.); Кекелидзе К. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 607-617 (на груз. яз.); Лолашвили И. Новизна Афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Датиашвили Л. Из истории переводческой деятельности Ефрема Мцире//Летопись древнегруз. письменности. Тбилиси, 1984. Вып. 1 (на груз. яз.); Безарашвили К. Поэзия Григория Назианзина в груз. лит-ре//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. Вып. 3 (на груз. яз.); она же. Неизвестная груз. версия «Лествицы» Иоанна Синаита//Там же. 1987. Вып. 4; 1989. Вып. 3 (на груз. яз.); она же. Сочинения Григория Назианзина и груз. лит. традиции//Там же. 1994. Вып. 1-4 (на груз. яз.); она же. Ефрем Мцире, эллинофилы и вопросы греко-груз. стихосложения//Мравалтави. 1995. Вып. 2 (на груз. яз.). К. Безарашвили Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/639853.html

е. был только действующий кафедральный собор Дманисский Сиони. В наст. время открыты еще 8 храмов: во имя вмч. Георгия в с. Диди-Гомарети; во имя свт. Василия Великого в с. Саркинети; во имя св. Димитрия Солунского в с. Велиспири; во имя вмч. Георгия в г. Дманиси; в честь Воздвижения Креста Господня в с. Гантиади; во имя вмч. Георгия в с. Джавахи; во имя мц. Марины в древнем городище Дманиси; во имя вмч. Георгия в с. Мшвера. Действуют 2 муж. мон-ря: Дманисский Сиони, в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в 2005), и Чечес Сакдари, в честь Рождества Пресв. Богородицы (в ущелье р. Храми), основанный в V в. и возобновленный в 2006 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Яков Хуцеси. Мученичество св. царицы Шушаник// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968. С. 1 (на груз. яз.); Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 49 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; 1970. Т. 3. С. 234; 1971. Т. 4. С. 549; Орбелиани П. История Грузии/Ред.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. Тифлис, 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11; Мусхелишвили Л. Дманиси//Памятники эпохи Руставели. Л., 1938; он же. Исторические остатки Укангори//Моамбе: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1941. Вып. 10; Такаишвили Е. Надписи из Сомхит-Саорбело//Шромеби (Труды ТГУ). Тбилиси, 1951. Вып. 43 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Квемо Картли. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Дманисхеви//Дманиси: Сб. Тбилиси, 2000. Т. 2 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. История груз. народа// Он же. Соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 255; Джапаридзе В. Раннесредневек. археол. памятники Квемо Картли. Тбилиси, 1982 (на груз.

http://pravenc.ru/text/178576.html

А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 г. (апр.-нояб.)//СИППО. 1902. Т. 14. Вып. 2. С. 40-42; Ингороква П. Восхваление и возвеличивание груз. языка//Кавкасиони (Кавказ). Тифлис, 1924. 1/2. С. 209; он же. Краткое обозрение истории груз. лит-ры//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1939. 9/10/11. С. 256-271; он же. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 145-153, 747-753; он же. Сочинения. Тбилиси, 1965. Т. 3. С. 208; 1978. Т. 4. С. 405 (на груз. яз.); Шанидзе А. Грузинские рукописи в Граце//Изв. Тифлисского ун-та. Тифлис, 1929. Вып. 9. С. 310-353 (на груз. яз.); Кекелидзе К., прот. Малый канон Иоанна-Зосима// Он же. Этюды. 1955. Т. 3. С. 127-133; он же. Календарь Иоанна Грузина (X в.)//Там же. 1957. Т. 5. С. 242-294; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 164-170; Бакрадзе А. Восхваление и возвеличивание//Цискари (Заря). Тифлис, 1997. 9. С. 141-147; он же. Критический Гулани. Тбилиси, 1977. С. 5-22 (на груз. яз.); он же. Вновь о Восхвалении//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1983. 1. С. 159-164; Ирмосы и богородичны: Две древние редакции груз. Ирмология (по рукописям X-XI вв.)/Сост., исслед.: Е. Метревели. Тбилиси, 1971. С. 019-020, 049-050 (на груз. яз.); Чанкиева Ц. О палестинских переписчиках по имени Иоване//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1973. Т. 2/3. С. 45-51 (на груз. яз.); Хевсуриани Л. О составе груз. рукописи Sin 34//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1978. Т. 6. С. 88-122 (на груз. яз.); она же. Об одной рукописи Иоанна-Зосиме//Там же. 1980. Т. 7. С. 50-63 (на груз. яз.); она же. Рукописи «Восхваления»//Восхваление и возвеличивание груз. языка/Ред.: Т. Путкарадзе. Кутаиси, 2000. С. 21-50 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Le ms. Sinait. géorgien 34 et les publications récents du liturgie palestinienne//OCP. 1980. Bd. 46. S. 125-141; idem. Les manuscrits de Jean Zosime Sinait. 34 et Tsagareli 81//Bedi Kartlisa: Revue de Kartvélologie. P., 1981. Vol. 39. P. 63-75; Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 64-66; Патаридзе Р. Хвала груз. языку//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1981. 11. С. 146-164; 1983.

http://pravenc.ru/text/577940.html

рукописей. Тбилиси, 1986. Ч. 1. Лит.: Кекелидзе К. История груз. лит-ры. Тбилиси, 1960. Т. 1 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. Т. 2 (на груз. яз.); Хинтибидзе Э. Грузино-визант. лит. взаимоотношения. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Метревели Е. Синодик груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998 (на груз. яз.); она же. Очерки истории афонских культурно-просветительских очагов. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Безарашвили К. Теория и практика риторики и перевода по груз. переводам сочинений Григория Богослова. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Литературно-богословская школа монастырей Чёрной Горы Грузины появились на Чёрной (Дивной) Горе (близ Антиохии) в VI в. и обосновались в мон-ре Симеона Чудотворца. Лит. и монастырская жизнь оживилась в 30-х гг. XI в., что было связано, и с освобождением Сирии от владычества мусульман и с утверждением власти Византии. Грузины подвизались в греч. и новооснованных груз. мон-рях: Свимеонцмида (св. Симеона), Торне (греч. Моди, близ Свимеонцмиды), Варламцмида (св. Варлаама), Эзра, монастыре Лерцмисхеви (груз.- Тростниковое ущелье, близ Селевкии), Романцмида (св. Романа), Дзелицховели (Животворящего Древа, близ Романцмиды), Калипос, Твали, Кастана и др., о чем свидетельствуют письменные источники, а также найденные во время археологических раскопок груз. надписи. С Чёрной Горой связана деятельность преподобных Георгия Затворника (Шекенебули), к-рый мн. лет руководил лит. школой мон-ря, Георгия Святогорца, Георгия Мцире, Ефрема Великого Ошкели, настоятеля Кастаны Ефрема Мцире, Арсения Икалтойского (Калипосского), Василия Калипосского, Давида и Иоанна (Джибисдзе), Антония Тбели, Габриела Священника (Мгдели), митр. Феофила Тарсийского, Сабы Тухарели (Сулаисдзе), Стефана Чулевели, Иоанна Паракнели, Иоанна Ратеули, Иоанна (Мтавараисдзе), Иоанна Квирикеси (Квирикия), Иоанна Варламцмидели, Илариона Твалели, Квирикия Александрийского и др. В XI в. здесь была сформирована филологическая и философская школа. Груз. богословы поддерживали интенсивные контакты с греч., сир.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010